Научная статья на тему 'ПРИНЦИП ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ОТ НЕПРАВОМЕРНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СЛУЖЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ'

ПРИНЦИП ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ОТ НЕПРАВОМЕРНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СЛУЖЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
330
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
неправомерное вмешательство / коррупция / государственная служба / правовая защищенность / принцип права / конфликт интересов / система / improper interference / corruption / civil service / legal security / principle of law / conflict of interest / system

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Римма Евгеньевна Маршанкулова

Введение. Статья посвящена выявлению особенностей проявления принципа защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность и определению его места в системе принципов государственной службы. Материалы и методы. Исследование построено на основе анализа существующих в науке позиций относительно определения термина «принцип государственной службы», классификации принципов государственной службы и особенностей правового закрепления принципа защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность в системе принципов построения и функционирования системы государственной службы. Анализ. Выявлению особенностей принципа защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность и определению его места в системе принципов государственной службы в юридической науке не уделяется достаточного внимания. Не сформулировано теоретическое и нормативное определение данного принципа. Законодательство о государственной службе, закрепляя рассматриваемый принцип, не раскрывает его определения и не конкретизирует форм его выражения. Результаты. Рассмотрение содержания положений нормативных правовых актов позволило сделать вывод о том, что принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность представляет собой закрепленное в нормах законодательства о государственной службе, а также вытекающее из их содержания руководящее начало, направленное на обеспечение интересов государственной службы посредством недопущения неправомерного влияния государственных органов, должностных лиц, физических и юридических лиц на исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Римма Евгеньевна Маршанкулова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF PROTECTING CIVIL SERVANTS FROM UNLAWFUL INTERFERENCE IN THEIR PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF PRINCIPLES FOR THE CONSTRUCTION AND FUNCTIONING OF THE CIVIL SERVICE SYSTEM

Introduction. The article is devoted to identifying the features of the manifestation of the principle of protecting civil servants from unlawful interference in their professional service activities and determining its place in the system of principles of public service. Materials and methods. The study is based on an analysis of the positions existing in science regarding the definition of the term “principle of public service”, the classification of the principles of public service and the features of the legal consolidation of the principle of protecting civil servants from unlawful interference in their professional activities in the system of principles for the construction and functioning of the public service system. Analysis. Sufficient attention is not paid to the identification of the features of the principle of protecting civil servants from unlawful interference in their professional service activities and determining its place in the system of principles of public service in legal science. The theoretical and normative definition of this principle has not been formulated. Legislation on public service, fixing the principle under consideration, does not disclose its definition and does not specify the forms of its expression. Results. Consideration of the content of the provisions of regulatory legal acts led to the conclusion that the principle of protecting civil servants from unlawful interference in their professional activities is a guiding principle enshrined in the norms of the legislation on public service, as well as the guiding principle arising from their content, aimed at ensuring the interests of the public service by preventing unlawful influence of state bodies, officials, individuals and legal entities on the performance by civil servants of their official duties.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИП ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ОТ НЕПРАВОМЕРНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СЛУЖЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

Научная статья УДК 342.94

https://doi.org/10.37493/2409-1030.2023.3.13

ПРИНЦИП ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ОТ НЕПРАВОМЕРНОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СЛУЖЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Римма Евгеньевна Маршанкулова1

1 Саратовская государственная юридическая академия (д. 104, ул. Чернышевского Н.П, Саратов, 410056, Российская Федерация) Соискатель

ORCID: https://orcid.org/0009-0002-3333-2645 E-mail: rimmamarsh@gmail.com

Аннотация. Введение. Статья посвящена выявлению особенностей проявления принципа защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность и определению его места в системе принципов государственной службы. Материалы и методы. Исследование построено на основе анализа существующих в науке позиций относительно определения термина «принцип государственной службы», классификации принципов государственной службы и особенностей правового закрепления принципа защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность в системе принципов построения и функционирования системы государственной службы. Анализ. Выявлению особенностей принципа защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность и определению его места в системе принципов государственной службы в юридической науке не уделяется достаточного внимания. Не сформулировано теоретическое и нормативное определение данного принципа. Законодательство о государственной службе, закрепляя рассматриваемый принцип, не раскрывает его определения и не конкретизирует форм его выражения. Результаты. Рассмотрение содержания положений нормативных правовых актов позволило сделать вывод о том, что принцип

Research article

защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность представляет собой закрепленное в нормах законодательства о государственной службе, а также вытекающее из их содержания руководящее начало, направленное на обеспечение интересов государственной службы посредством недопущения неправомерного влияния государственных органов, должностных лиц, физических и юридических лиц на исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей.

Ключевые слова: неправомерное вмешательство, коррупция, государственная служба, правовая защищенность, принцип права, конфликт интересов, система

Для цитирования: Маршанкулова Р. Е. Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность в системе принципов построения и функционирования системы государственной службы // Гуманитарные и юридические исследования. 2023. Т. 10 (3). С. 459-465. https://doi.org/10.37493/2409-1030.2023.3.13

Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию: 21.05.2023.

Статья одобрена после рецензирования: 18.07.2023.

Статья принята к публикации: 21.08.2023.

THE PRINCIPLE OF PROTECTING CIVIL SERVANTS FROM UNLAWFUL INTERFERENCE IN THEIR PROFESSIONAL ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF PRINCIPLES FOR THE CONSTRUCTION AND FUNCTIONING

OF THE CIVIL SERVICE SYSTEM

Rimma E. Marshankulova1

1 Saratov State Law Academy (104, Chernyshevsky N.G. st., Saratov, 410056, Russian Federation) Applicant

ORCID: https://orcid.org/0009-0002-3333-2645 E-mail: rimmamarsh@gmail.com

Abstract. Introduction. The article is devoted to identifying the features of the manifestation of the principle of protecting civil servants from unlawful interference in their professional service activities and determining its place in the system of principles of public service. Materials and methods. The study is

based on an analysis of the positions existing in science regarding the definition of the term "principle of public service", the classification of the principles of public service and the features of the legal consolidation of the principle of protecting civil servants from unlawful interference in their professional activities in the system

© Маршанкулова Р. Е., 2023

of principles for the construction and functioning of the public service system. Analysis. Sufficient attention is not paid to the identification of the features of the principle of protecting civil servants from unlawful interference in their professional service activities and determining its place in the system of principles of public service in legal science. The theoretical and normative definition of this principle has not been formulated. Legislation on public service, fixing the principle under consideration, does not disclose its definition and does not specify the forms of its expression. Results. Consideration of the content of the provisions of regulatory legal acts led to the conclusion that the principle of protecting civil servants from unlawful interference in their professional activities is a guiding principle enshrined in the norms of the legislation on public service, as well as the guiding principle arising from their content, aimed at ensuring the interests of the public

Введение. Как правовой институт, государственная служба представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих комплекс однородных общественных отношений, возникающих в связи с государственной организацией служебной деятельности и практической реализацией компетенции государственных служащих [1, с. 125]. В обеспечении организации и функционирования государственной службы важная роль принадлежит правовым принципам, общий перечень которых закреплен в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (далее - Закон № 58-ФЗ) [12].

Следует отметить, что принципы имеют ключевое значение в обеспечении эффективного функционирования института государственной службы, поскольку они обусловливают специфику правового регулирования государственно-служебных отношений, направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих. Однако, несмотря на признание важности принципов государственной службы для надлежащего функционирования данного правового института, в юридической науке до настоящего времени не выработано единой позиции ученых относительно теоретического понимания термина принцип «государственной службы».

Материалы и методы. Исследование построено на основе анализа существующих в науке позиций относительно определения термина «принцип государственной службы», классификации принципов государственной службы и особенностей правового закрепления принципа защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность в системе принципов построения и функционирования системы государственной службы.

Анализ. Б. Н. Габричидзе и А. Г. Чернявский рассматривают принципы государственной службы в качестве «основополагающих черт и особенностей, сущностных характеристик государственной службы» [2, с. 125].

service by preventing unlawful influence of state bodies, officials, individuals and legal entities on the performance by civil servants of their official duties.

Keywords: improper interference, corruption, civil service, legal security, principle of law, conflict of interest, system

For citation: Marshankulova R. E. The principle of protecting civil servants from unlawful interference in their professional activities in the system of principles for the construction and functioning of the civil service system. Humanities and law research. 2023;10(3): 459-465. (In Russian). https://doi.org/10.37493/2409-1030.2023.3.13

Conflict of interest: the author declares no conflicts of interests.

The article was submitted: 21.05.2023.

The article was approved after reviewing: 18.07.2023.

The article was accepted for publication: 21.08.2023.

По мнению Н. М. Казанцева, принципы государственной службы - это «законодательно установленные и реализуемые в практике государственной службы основополагающие начала (научные положения), правовые установления и формы осуществления государственной службы» [3].

Ю. Н. Старилов определяет принципы государственной службы как основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующие в системе государственной власти и, в частности, в системе государственной службы [11, с. 78].

Общей чертой приведенных позиций исследователей выступает рассмотрение принципов государственной службы в качестве основополагающих черт, начал, идей, установлений, выражающих сущность правового регулирования соответствующих общественных отношений.

Однако следует отметить, что рассмотрение принципа государственной службы лишь в качестве идеи, выраженной в содержании правовых норм, не позволяет в полной мере отразить его сущность как регулятора общественных отношений. В связи с эти представляется обоснованной позиция тех ученых, которые рассматривают принципы как требования, предъявляемые к содержанию правовых норм.

Так, по мнению В. М. Манохина, принципы государственной службы - это требования, которые обязательны для всех лиц и организаций, которые в той или иной степени имеют отношение к ней. Такие принципы распространяются на все виды государственной службы и являются всеобщими в рамках ее системы, охватывая все организационные, правовые и иные стороны, из которых складывается содержание государственной службы [1, с. 135].

Как считает А. В. Куракин, принципы государственной службы необходимо рассматривать как нормативно закрепленные основополагающие предписания, которые касаются ее организации и прохождения [4].

Таким образом, принцип государственной службы представляет собой закрепленное в нормах права или вытекающее из их содержания руководящее начало, определяющее специфику нормативного регулирования государственно-служебных отношений.

Вплоть до конца XX века перечень принципов государственной службы не был прямо закреплен в законодательных актах. Представление об особенностях таких принципов, их классификации и взаимосвязи, выступало предметом отечественной административно-правой науки. В дальнейшем был принят Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» [15], закрепивший перечень принципов государственной службы. Данный акт в настоящее время утратил силу. Действующий Закон № 58-ФЗ в статье 3 закрепляет перечень принципов построения и функционирования государственной службы, однако не делит такие принципы на отдельные категории.

Отдельные исследователи выделяют большее количество принципов по сравнению с закрепленным в Законе № 58-ФЗ перечнем. При этом такие принципы в теории разграничиваются на принципы деятельности государственных служащих и принципы ее правового регулирования. Первые имеют отношение непосредственно к осуществлению государственными служащими своих должностных обязанностей, а вторые - к построению государственной службы как правового института.

В юридической науке также встречается классификация принципов государственной службы на конституционные и организационные принципы. Такое разграничение основано на той логике, что ряд принципов развивает положения Конституции РФ и направлены на обеспечение реализации функций государства, закрепленных в ней. Однако представляется, что разграничение принципов государственной службы на принципы ее построения и функционирования позволяет наиболее полно отразить ее двойственную специфику как правового института и особого вида профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации.

Государственная служба как правовой институт требует определенной организации, который подразумевает определение правовых оснований, условий и порядка поступления на службу, способов замещения должностей, порядка прохождения службы, основания и порядка прекращения государственно-служебных отношений. Данная организация базируется как на нормах Конституции РФ, так и на нормах федерального и регионального законодательства. Однако нормы института государственной службы реализуются в конкретных административно-правовых отношениях, складывающихся в процессе реализации государственными служащими своих полномочий.

И организация (построение) института государственной службы, и его функционирование, основываются на ряде правовых принципов. Принципы построения государственной службы (организационные принципы) имеют отношение к внешней организации системы государственной службы, а принципы функционирования (функциональные принципы) - непосредственно к деятельности государственных служащих.

Вместе с тем, необходимо отметить, что отдельные принципы из перечня, приведенного в Законе № 58-ФЗ, в равной степени могут быть отнесены как к числу организационных, так и к числу функциональных. Это касается принципа профессионализма и компетентности государственных служащих. В соответствии со статьей 11 Закона № 58-ФЗ, формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается развитием профессиональных качеств государственных служащих; оценкой результатов профессиональной служебной деятельности государственных служащих в ходе проведения аттестации или сдачи квалификационного экзамена. Таким образом, данный принцип выражается в организации института государственной службы на основе профессионализма служащих. При этом обозначенный принцип имеет непосредственное отношение к их деятельности, поскольку государственная служба Российской Федерации по своей сущности и в соответствии с законодательной формулировкой представляет собой профессиональную служебную деятельность.

Принцип защиты системы государственной службы и профессиональной служебной деятельности государственных служащих от иностранного влияния, предполагающий в том числе запрет на поступление на государственную службу и пребывание на ней иностранных агентов, также имеет отношение и к формированию государственной службы, и к деятельности государственных служащих, которые в процессе выполнения своих служебных полномочий должны соблюдать обязанности и ограничения, направленные на обеспечение реализации данного принципа.

В число принципов функционирования государственной службы входит защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

По справедливому замечанию Е. В. Поздняковой, данный принцип базируется на том положении, что государство, устанавливая правовой статус государственных служащих, обязуется их защищать и соответствующе обеспечивать [10].

Как отмечает В. В. Макаров, рассматриваемый принцип касается механизма функционирования государственной службы, обеспечивая эффективную административную деятельность в рамках внутриорганизационных правоотношений [7].

По мнению А. В. Куракина, названный принцип направлен на обеспечение защиты государственных служащих от влияния на объективность и законность принимаемых ими решений. Кроме того, он способствует предупреждению и пресечению коррупции в системе государственно-служебных отношений [5].

Поскольку Закон № 58-ФЗ закрепляет общий перечень принципов государственной службы, такие принципы, в том числе и рассматриваемый, находят выражение в том или ином проявлении в иных законодательных актах, регламентирующих государственно-служебные отношения.

Так, статья 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ) [19] закрепляет в перечне принципов гражданской службы защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Статья 4 Федерального закона от 23 мая 2016 г № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [23] закрепляет принцип защиты сотрудников федеральной противопожарной службы от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц, и устанавливает, что сотрудник федеральной противопожарной службы в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом.

В то же время ряд иных законодательных актов либо вовсе не содержат перечень принципов государственной службы, либо не указывают в данном перечне принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Однако в результате анализа отдельных статей таких актов можно сделать вывод о том, что данный принцип применяется при регламентации государственно-служебных отношений.

Так, Федеральный закон от 17 января 1992 г № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон № 2202-1) [13] не имеет статьи, закрепляющей перечень принципов государственной службы в органах прокуратуры. Однако статья 5 данного закона устанавливает, что воздействие органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо

форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. В свою очередь, прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления. Неправомерным вмешательством в осуществление прокурорского надзора статья 5 Закона № 2202-1 также признает разглашение материалов проверок, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.

Статья 6 Федерального закона от 28 декабря 2010 г № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» [21] содержит аналогичные формулировки.

Федеральный закон от 30 декабря 2011 г № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [22] в статье 4 выделяет лишь три принципа службы в органах внутренних дел, в числе которых рассматриваемый принцип не указан. Однако данная статья также устанавливает, что принципы службы в органах внутренних дел реализуются при соблюдении следующих положений: сотрудник органов внутренних дел в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации и никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника; обязательным для сотрудника органов внутренних дел является выполнение приказов и распоряжений руководителей (начальников), отданных в установленном порядке и не противоречащих федеральному закону.

Аналогичные формулировки содержит статья 4 Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [24]

Федеральный закон от 21 июля 1997 г № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» [16] вовсе не закрепляет перечня принципов данного вида службы. Однако в статье 17 указано, что сотрудник таможенных органов обязан выполнять приказы и распоряжения начальников таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных.

Перечень принципов военной службы отсутствует и в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [17]. Как следует из статьи 37 данного законодательного акта, командирам (начальникам) запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации.

Таким образом, одним из проявлений рассматриваемого принципа является наличие законодательно установленных гарантий защиты государственных служащих от неправомерных поручений их руководителей.

Однако, как справедливо отмечается в юридической литературе, защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц крайне необходима для обеспечения нормальной деятельности государственных органов, исключения фактов коррупции и принятия незаконных решений [9, с. 43-47]. Поэтому следует сделать вывод о том, что данный принцип имеет значительно более широкую сферу действия, чем регулирование правоотношений между государственным служащим и его руководителем, возникающих в процессе выполнения поручений последнего.

Так, в целях обеспечения осуществления профессиональной служебной деятельности служащих в строгом соответствии с их служебными обязанностями и законодательством предусмотрен ряд ограничений, обязанностей и запретов. Такие ограничения, обязанности и запреты установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ) [20], а также законодательством о государственной службе. В числе таковых обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений; обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации для лиц, замещающих должности государственной службы, могут устанавливаться иные запреты, ограничения, обязательства и правила служебного поведения. Следует отметить, что большинство запретов для государственных служащих, установленных статьей 17 Закона № 79-ФЗ и иными законодательными актами, регламентирующими служебные правоотношения в рамках военной службы и государственной службы иных видов, направлены на предотвращение неправомерного вмешательства в деятельность государственного служащего. Кроме того, установленная законодательством внепартийность государственной службы и отделение религиозных объединений от государства также обеспечивает соблюдение принципа защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

В целях предупреждения неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих, которые являются должностными лицами

правоохранительных и контролирующих органов, отдельных категорий военнослужащих и федеральных государственных гражданских служащих, сотрудников органов государственной охраны и иных лиц, осуществляющих функции, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, могут применяться меры государственной защиты, предусмотренные соответствующим Федеральным законом от 20 апреля 1995 г № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» [14]. О том, что такие меры направлены на обеспечение соблюдения принципа защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность, свидетельствует формулировка статьи 1 данного закона, в соответствии с которой данные меры принимаются при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

Наконец, за нарушение принципа защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность предусмотрены меры юридической ответственности: дисциплинарной, административной, уголовной.

Следует также обратить внимание на то, что в юридической литературе рассматриваемый принцип иногда рассматривается в совокупности с принципом правовой и социальной защищенности государственного служащего [8, с. 97]. Ю. Н. Старилов отмечает, что защита государственных служащих представляет собой необходимый элемент определенного стандарта. Данный стандарт подразумевает обеспечение социально-правовых гарантий деятельности государственных служащих, а государство, устанавливая их правовой статус, обязуется их защищать и обеспечивать [12, с. 22].

Однако принцип правовой и социальной защищенности государственного служащего не закреплен в перечне, предусмотренном Законом № 58-ФЗ, в отличие от принципа защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Перечень правовых и социальных гарантий государственных служащих устанавливается отдельными статьями законодательных актов, регламентирующих государственно-служебные отношения.

Так, в соответствии со статьей 52 Закона № 79-ФЗ, к таким гарантиям относятся равные условия оплаты труда; право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания; право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, а также иные гарантии.

В числе гарантий правовой и социальной защищенности служащих, предусмотренных статьей 52 Закона № 79-ФЗ, также закреплена защита гражданского служащего и членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Однако необходимо учитывать, что цели установления правовых и социальных гарантий защиты государственных служащих и принципа защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность не совпадают. Установление правовых и социальных гарантий защиты государственных служащих направлено на обеспечение социальных прав и законных интересов самих государственных служащих. В свою очередь, цель принципа защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность непосредственно связана с обеспечением защиты интересов государственной службы. Такая защита обеспечивается посредством установления

гарантий реализации государственным служащим его должностных обязанностей с исключением постороннего влияния иных лиц на их реализацию. Таким образом, данный принцип имеет публичную направленность.

Результаты. Подводя итог, следует сформулировать определение принципа защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность: принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность -это принцип государственной службы, представляющий собой закрепленное в нормах законодательства о государственной службе, а также вытекающее из их содержания руководящее начало, направленное на обеспечение интересов государственной службы посредством недопущения неправомерного влияния государственных органов, должностных лиц, физических и юридических лиц на исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей.

Литература

1. Административное право Российской Федерации: учебник для бакалавров / под ред. А. Ю. Соколова. М.: Юр.Нор-ма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. 352 с.

2. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Служебное право. М.: Дашков и К, 2003. 620 с.

3. Казанцев Н. М. Толковый словарь правового содержания понятий государственной службы. М.: РАГС, 1996. 49 с.

4. Куракин А. В. Административно-правовое регулирование принципов государственной гражданской службы РФ // Административное и муниципальное право. 2009. № 3. С. 38-46.

5. Куракин А. В. Принципы противодействия коррупции и их реализация в сфере внутренних дел // Полицейская и следственная деятельность. 2015. № 1. С. 70-93.

6. Манохин В. М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. М.: Юристь, 1997. 295 с.

7. Макаров В. В. Административно-правовой статус государственного гражданского служащего: дисс. ... канд. юрид. наук. СПб., 2008. 171 с.

8. Матвеев С. П. Социальная защита государственных служащих: теоретические основы построения системы, практика осуществления и проблемы правового регулирования: монография. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2011. 213 с.

9. Овсянко Д. М. Государственная служба Российской Федерации: учебное пособие. М.: Юристъ, 2005. 301 с.

10. Позднякова Е. В. К вопросу о толковании некоторых принципов государственной службы Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2009. № 4. С. 65-67.

11. Старилов Ю. Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1996. 238 с.

12. Старилов Ю. Н. Что происходит с институтом российской государственной службы? // Журнал российского права. 2004. № 9. С. 11-25.

13. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 29 декабря 2022 г.) // СЗ РФ. 1995. № 47, ст. 4472; 2023. № 1, ч. 1, ст. 39.

14. Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» (ред. от 1 июля 2021 г.) // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.

15. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу) // СЗ РФ. 1995. № 31, ст. 2990.

16. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (ред. от 5 декабря 2022 г) // СЗ РФ. 1997. № 30, ст. 3586; 2022. № 50, ч. 3, ст. 8792.

17. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 24 сентября 2022 г.) // СЗ РФ. 1998. № 13, ст. 1475; 2022. № 39, ст. 6540.

18. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (ред. от 2 июля 2021 г.) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063; 2021. № 27 (часть I). Ст. 5179.

19. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 7 октября 2022 г.) // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215; 2022. № 41. Ст. 6941.

20. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 31 июля 2020 г.) // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228; 2020. № 31 (ч. 1). Ст. 5018.

21. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (ред. от 29 декабря 2022 г.) // СЗ РФ. 2011. № 1, ст. 15; 2023. № 1, ч. 1, ст. 68.

22. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 5 декабря 2022 г.) // СЗ РФ. 2011. № 49, ч. 1, ст. 7020; 2022. № 50, ч. 3, ст. 8792.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 29 декабря 2022 г.) // СЗ РФ. 2016. № 22, ст. 3089; 2023. № 1, ч. 1, ст. 53.

24. Федеральный закон от 1 октября 2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 5 декабря 2022 г.) // СЗ РФ. 2019. № 40, ст. 5488; 2022. № 50, ч. 3, ст. 8792.

References

1. Administrative law of the Russian Federation: textbook for bachelors / ed. A.Yu. Sokolov. Moscow: Yuridicheckya Norma, NIC INFRA-M, 2018. 352 p. (In Russ.).

2. Gabrichidze B. N., Chernyavsky A. G. Service law. Moscow: Dashkov i K, 2003. 620 p. (In Russ.).

3. Kazantsev N. M. Explanatory dictionary of the legal content of the concepts of public service. Moscow: RAGS, 1996. 49 p. (In Russ.).

4. Kurakin A. V. Administrative and legal regulation of the principles of the state civil service of the Russian Federation. Administrativnoe i municipal'noe parvo = Administrative and municipal law. 2009;(3):38-46. (In Russ.).

5. Kurakin A. V. Principles of combating corruption and their implementation in the sphere of internal affairs. Policejskaya i sledstvennaya deyatel'nost' = Police and investigative activities. 2015;(1):70-93. (In Russ.).

6. Manokhin V. M. Service and employee in the Russian Federation: legal regulation. Moscow: Yurist, 1997. 295 p. (In Russ.).

7. Makarov V. V. Administrative and legal status of a state civil servant: thesis. St.Petersburg, 2008. 171 p. (In Russ.).

8. Matveev S. P. Social protection of civil servants: theoretical foundations for building the system, implementation practice and problems of legal regulation: monograph. Voronezh: Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2011. 213 p. (In Russ.).

9. Ovsyanko D. M. Public service of the Russian Federation: textbook. Moscow: Yurist, 2005. 301 p. (In Russ.).

10. Pozdnyakova E. V. On interpretation of some principles of the public service of the Russian Federation. Probely v rossijskom zakonodatel'stve. YUridicheskij zhurnal = Gaps in Russian legislation. Legal journal. 2009;(4)65-67. (In Russ.).

11. Starilov Yu. N. Public service in the Russian Federation: theoretical and legal research: thesis. Moscow, 1996. 238 p. (In Russ.).

12. Starilov Yu. N. What is happening with the institution of the Russian public service? Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law. 2004;(9)11-25. (In Russ.).

13. Federal Law of January 17, 1992 No. 2202-1 "On the Prosecutor's Office of the Russian Federation" (as amended on December 29, 2022) in Collection of laws of the Russian Federation. 1995. No. 47, Art. 4472; 2023. No. 1, part 1, art. 39.

14. Federal Law of April 20, 1995 No. 45-FZ "On State Protection of Judges, Officials of Law Enforcement and Supervisory Bodies" (as amended on July 1, 2021) in Collection of laws of the Russian Federation. 1995. No. 17. Art. 1455.

15. Federal Law of July 31, 1995 No. 119-FZ "On the Basics of the Public Service of the Russian Federation" (repealed) in Collection of laws of the Russian Federation. 1995. No. 31, art. 2990.

16. Federal Law of July 21, 1997 No. 114-FZ "On Service in the Customs Authorities of the Russian Federation" (as amended on December 5, 2022) in Collection of laws of the Russian Federation. 1997. No. 30, Art. 3586; 2022. No. 50, part 3, art. 8792.

17. Federal Law of March 28, 1998 No. 53-FZ "On military duty and military service" (as amended on September 24, 2022) in Collection of laws of the Russian Federation. 1998. No. 13, Art. 1475; 2022. No. 39, art. 6540.

18. Federal Law of May 27, 2003 No. 58-FZ "On the Public Service System of the Russian Federation" (as amended on July 2, 2021) in Collection of laws of the Russian Federation. 2003. No. 22. Art. 2063; 2021. No. 27 (part I). Art. 5179.

19. Federal Law of July 27, 2004 No. 79-FZ "On the State Civil Service of the Russian Federation" (as amended on October 7, 2022) in Collection of laws of the Russian Federation. 2004. No. 31. Art. 3215; 2022. No. 41. Art. 6941.

20. Federal Law of December 25, 2008 No. 273-FZ "On Combating Corruption" (as amended on July 31, 2020) in Collection of laws of the Russian Federation. 2008. No. 52 (part 1). Art. 6228; 2020. No. 31 (part 1). Art. 5018.

21. Federal Law of December 28, 2010 No. 403-FZ "On the Investigative Committee of the Russian Federation" (as amended on December 29, 2022) in Collection of laws of the Russian Federation. 2011. No. 1, art. 15; 2023. No. 1, part 1, art. 68.

22. Federal Law of November 30, 2011 No. 342-FZ "On Service in the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" (as amended on December 5, 2022) in Collection of laws of the Russian Federation. 2011. No. 49, part 1, art. 7020; 2022. No. 50, part 3, art. 8792.

23. Federal Law of May 23, 2016 No. 141-FZ "On Service in the Federal Fire Service of the State Fire Service and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" (as amended on December 29, 2022) in Collection of laws of the Russian Federation. 2016. No. 22, art. 3089; 2023. No. 1, part 1, art. 53.

24. Federal Law of October 1, 2019 No. 328-FZ "On Service in the Compulsory Enforcement Bodies of the Russian Federation and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation" (as amended on December 5, 2022) in Collection of laws of the Russian Federation. 2019. No. 40, art. 5488; 2022. No. 50, part 3, art. 8792.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.