Научная статья на тему 'Принцип всеобщности прав человека в условиях глобализации'

Принцип всеобщности прав человека в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1262
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП ВСЕОБЩНОСТИ ПРАВ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / RIGHTS UNIVERSALITY PRINCIPLE / UNIVERSAL HUMAN RIGHTS / NATURAL HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шумилова Татьяна Александровна, Мурзова Марина Александровна

Рассмотрены вопросы, связанные с процессами универсализации и регионализации прав человека в условиях глобализации. Проанализированы региональные международные правовые акты по правам человека. Исследуется специфика нормативного содержания и понимания естественных прав человека, применительно к различным обществам и государствам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human Rights Universality Principle in Conditions of Globalization

Issues related to the universalization and regionalization of human rights in conditions of globalization are considered. Regional international acts on human rights are analyzed. Specific character of understanding and normative substance of natural human rights in different societies and states is studied.

Текст научной работы на тему «Принцип всеобщности прав человека в условиях глобализации»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

M.A. Murzova, T.A. Shumilova Human Rights Universality Principle in Conditions of Globalization

Issues related to the universalization and regionalization of human rights in conditions of globalization are considered. Regional international acts on human rights are analyzed. Specific character of understanding and normative substance of natural human rights in different societies and states is studied.

Key words and word-combinations: rights universality principle; universal human rights, natural human righ

Рассмотрены вопросы, связанные с процессами универсализации и регионализации прав человека в условиях глобализации. Проанализированы региональные международные правовые акты по правам человека. Исследуется специфика нормативного содержания и понимания естественных прав человека, применительно к различным обществам и государствам.

Ключевые слова и словосочетания: принцип всеобщности прав, универсальные права человека; естественные права человека.

УДК 342.7 ББК 67.400.3

Т.А. Шумилова,

М.А. Мурзова

ПРИНЦИП ВСЕОБЩНОСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

^^дной из главных мировых тенденций новейшего времени является процесс глобализации [1, с. 164], «устанавливающий рубеж между уходящей и надвигающейся эпохами, заставляющий все человечество по-новому воспринимать то, что до этого выглядело довольно фрагментарным и недосягаемым» [2, с. 42]. «Процесс глобализации, получивший мощный импульс во второй половине XX века, имеет тенденцию к все более широкому распространению в текущем столетии», - считает Е.А. Лукашева [3, с. 10]. К концу XX в., делает аргументированный вывод Ю.Д. Ильин, в ситуации всемирной глобализации общественных отношений стали сближаться системы внутреннего и международного права [4, с. 47], что не может не отразиться на правах человека как в доктринальном, так и в практическом аспекте.

В настоящее время, как справедливо отмечает Н.В. Витрук, права и свободы

человека перестали быть объектом только внутренней политики и практики государства, а стали делом всего международного сообщества [5, с. 51]. «Сегодня объем прав и свобод личности определяется не только конкретными особенностями того или иного общества, но и развитием человеческой цивилизации в целом, уровнем и степенью интегрированности международного сообщества. Чем целостнее становится мир, тем значительнее влияние, оказываемое на права и свободы международными факторами», - добавляет Р.А. Мюллерсон [6, с. 10-11].

Зададимся вопросом: насколько широк горизонт принципа всеобщности прав человека или какие права человека составляют каталог всеобщих прав человека? Действительно ли существует универсальная система прав человека, или это лишь декларативная модель? С одной стороны, универсализм прав человека основан на приемлемости и общепризнанности стандартов прав человека для каждого государства, независимо от культурных, исторических, экономических и других традиций и особенностей. Это означает, что существует некая общепризнанная система ценностей, базирующаяся на общечеловеческой морали. С другой - не для всех государств абсолютно приемлемы «общепринятые стандарты прав человека». Действительно, в глобальном измерении достаточно широк спектр принимающих порой самое необычное смысловое наполнение воззрений на права человека, детерминированных особенностями социальнокультурных и нравственно-психологических черт того или иного народа.

«Взгляды и официальные доктрины различных человеческих сообществ на данные проблемы [прав человека] весьма различны» [7, с. 31], - абсолютно верно указывает Г.М. Даниленко. «Исламские представления о свободе, равенстве и справедливости во многом не совпадают с их европейским пониманием. Это касается не только общих категорий, но и конкретных прав и свобод человека и гражданина», - справедливо убеждена С. В. Поленина [8, с. 37].

Содержание международных актов по правам человека, принятых во второй половине прошлого века, наглядно демонстрирует разновекторные тенденции в развитии прав человека в мировом пространстве. Одновременно с широким процессом распространения универсальных стандартов в области прав человека, их глобализацией начался другой процесс - регионализации, то есть создания стандартов и механизмов защиты прав человека применительно к традициям и культуре региональных образований.

Первым шагом в этом направлении явилось принятие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 4 ноября 1950 г. Как отмечается в преамбуле документа, «правительства европейских стран, придерживающихся единых взглядов и имеющих общее наследие политических традиций и уважения свободы и верховенства права, сделали первые шаги на пути коллективного осуществления некоторых из прав, сформулированных во Всеобщей декларации» [9, с. 264-269].

22 ноября 1969 г. была принята Американская конвенция о правах человека [10], которой предшествовало принятие Хартии Организации американских государств и Американская декларация прав и обязанностей человека [11]. Конвенция подтвердила стремление консолидировать в Западном полушарии в рамках демократических институтов систему свободы личности и социальной

справедливости, основанных на уважении неотъемлемых прав человека, подчеркнув, что международная защита в форме Конвенции подкрепляет или дополняет защиту, предусмотренную национальным законодательством американских государств.

Африканская хартия прав человека и народов (26 июня 1981 г.) отмечает достоинство своих исторических традиций и ценностей африканской цивилизации, которые должны найти отражение в формировании и содержании концепции прав человека и народов. В 1990 г. принята Исламская декларация прав человека; в 1994 г. Советом Лиги арабских государств принята Арабская хартия прав человека и народа в арабском мире [12]. В тексте преамбул указанных деклараций отмечается значение идей и исторических традиций стран, подписавших эти документы, для развития прав и свобод человека.

Принятие важнейших региональных актов о правах человека еще раз подчеркнуло органическую включенность прав человека в культуру, религию, традиции, образ жизни стран различных регионов мира.

Формально-юридически, то есть текстуально, перечень прав и свобод, содержащихся в региональных конвенциях, хартиях, декларациях, повторяет универсальный набор прав человека, провозглашенный во Всеобщей декларации прав человека и двух международных пактах. Однако их реализация наталкивается на сопротивление реальных жизненных отношений, исторически формировавшихся и развивавшихся на иных ценностях.

Каждому типу цивилизации присущи определенные доминанты духовности, сообщающие специфику всему конкретному содержанию жизни, в том числе и сфере прав человека. Например, традиционность, ритуализированность и моральность китайской культуры получила воплощение в таких юридических понятиях, как «ли», «дэ» и «бао»; космизм, мистицизм и синтетизм культуры Индии - в понятиях «рита», «дхарма» и «данда». Такие доминанты культуры арабского Востока, как глубокий мистицизм верования, изначальный иррационализм и вместе с тем повышенная регламентированность, формальность, ригоризм, привели к формированию таких системообразующих идей мусульманского права, как «кияс», «иджтихад» и «теклид». Поскольку для политизированного, атомизированного и динамичного западного общества юридическое право и право как форма стихийной жизни общества в целом совпадают, то в качестве важнейших выражений доминант ментальности выступают идеи свободы, гражданского общества, закона и естественных прав человека. Взятые в своем единстве, эти идеи освещают первичность прав человека и вторичность его обязанностей и ответственности.

Правовые ценности воспринимаются в соответствии с определенным контекстом, сформированным правовой культурой конкретного общества, а потому и юридическое мышление оказывается тесным образом связано с определенным ценностным порядком. Как указывает С. Хантингтон, «западные представления и идеи фундаментально отличаются от тех, которые присущи другим цивилизациям. В исламской, конфуцианской, буддистской и православной культурах почти не находят отклика такие западные идеи, как индивидуализм, либерализм, конституционализм, права человека, равенство, свобода, верховенство закона, демократия, свободный рынок, отделение церкви от государства... » [13, с. 43].

Представляется, что формирование универсальной международно-правовой доктрины прав человека затруднено вследствие конфликта не только интересов, но и конфликта культурных традиций ввиду специфики морали и права разных обществ. Вместе с тем можно предположить, что процессы глобализации в экономической и иных сферах жизни, миграция, обмен культурными ценностями способствуют универсализации понимания прав человека в различных обществах и государствах. Общение и взаимодействие между странами, развитие экономических, информационных, культурных, миграционных связей не может не отразиться на восприятии идей прав человека, заимствовании эталонов правовой культуры, готовности строить общественные отношения на универсальных правовых началах.

По нашему мнению, многообразие культур должно не исключать, а предполагать универсальность, всеобщность прав человека как общечеловеческой ценности. Несмотря на различие в перечне и нормативном содержании основных прав человека в разных государствах, национальная и религиозная специфика этих стран не должна затенять, игнорировать и тем более попирать принцип всеобщности прав человека, то есть то общечеловеческое, что обусловлено более глубокими естественными потребностями человека: стремлением к счастью, свободе, миру. Признание примата общечеловеческого - вот исходный пункт общей концепции основных прав человека, которая должна объединить всех людей и все государства на Земле, не стирая различий в их идеологиях. Принцип всеобщности основных прав человека в условиях глобализации должен выступить фундаментом концепции основных прав человека, которая должна быть универсальной в силу неделимости самого мира и признания человека в нем высшей ценностью. Ситуация отрицания некоторых категорий универсальных прав человека может поставить под сомнение возможность дальнейшего развития прав человека в той конфигурации, в которой они заложены в основополагающих международных актах.

Библиографический список

1. Современный словарь иностранных слов: 2-е изд. М., 1999.

2. Блинов, А.С. Национальное государство в условиях глобализации: политико-правовые аспекты: дис ... канд. юрид. наук. М., 2003.

3. Права человека и процессы глобализации современного мира / отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 2007.

4. ИльинЮ.Д. Право человека и государства на безопасность в современном мире. М., 2007.

5. Витрук К.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008.

6. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 1991.

7. Даниленко Г.М. Международная защита прав человека. М, 2000.

8. Поленина С.В. Проблема национально-культурной идентичности в свете взаимодействия правовых систем современности // Государство и право. 2008. № 1.

9. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации. М., 1996.

10. Американская конвенция о правах человека от 22 ноября 1969 г. иКЬ: www.umn.edu/ Ьитапйз/ішІгее/КгоазЗсоп.ЬітІ

11. Американская декларация прав и обязанностей человека // Сборник актов о правах человека. М., 2006.

12. Африканская хартия прав человека и народов от 26 июня 1981 г. // Международные акты о правах человека: сб. док. / сост. и вступ. ст. В.А. Карташкина, Е.А. Лукашевой. М., 1998.

13. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Полис. 1994. №9 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.