Научная статья на тему 'Принцип учета интересов населения при территориальности местного самоуправления'

Принцип учета интересов населения при территориальности местного самоуправления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
589
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСЕЛЕНИЕ / УЧЕТ ИНТЕРЕСОВ / ПРИНЦИП / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОСНОВА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Москвина Светлана Владимировна

Данная статья посвящена принципу учета интересов населения при территориальности местного самоуправления. Автор выделяет составляющие указанного принципа, а также отмечает реализацию интересов населения при образовании муниципальных образований, установлении и изменении их границ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип учета интересов населения при территориальности местного самоуправления»

Москвина С. В.

УДК 342.55

ПРИНЦИП УЧЕТА ИНТЕРЕСОВ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Москвина Светлана Владимировна,

аспирантка Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: chip263@mail.ru

Данная статья посвящена принципу учета интересов населения при территориальности местного самоуправления. Автор выделяет составляющие указанного принципа, а также отмечает реализацию интересов населения при образовании муниципальных образований, установлении и изменении их границ.

Ключевые слова: население, учет интересов, принцип, реализация принципа, территориальная основа.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя, одной из форм осуществления народовластия, позволяющей населению, проживающему на локальной территории и объединенному общими интересами, самостоятельно и под свою ответственность решать с использованием материальных и финансовых ресурсов определенный круг вопросов [3, с. 5].

Организация местного самоуправления в Российской Федерации помимо урегулированности нормативными правовыми актами в своей основе имеет теоретическую составляющую - принципы. От их обоснованности, выверенности, соответствия потребностям времени зависит состояние и эффективность местной власти.

Рассмотрим понятие «принцип». В «Юридическом словаре» под редакцией А. Н. Азрилияна под принципом понимается исходное положение какой-либо теории, учения [5, с. 786].

В теории государства и права под принципом понимаются характерные черты и общие направления правотворческой деятельности [2, с. 378].

В соответствии с общим значением слова «принцип» в муниципальном праве под общими принципами организации местного самоуправления следует понимать основополагающие требования, с учетом которых строится его система и деятельность [4, с. 245].

Само понятие «принцип» сходно во всех отраслях науки. По нашему мнению, принцип - это исходное положение какой-либо теории, черты и требования, с помощью которых строится система и правотворческая деятельность.

Более подробно остановимся на принципе учета интересов населения при территориальности местного самоуправления.

Учету интересов населения и обеспечению прав жителей в решении вопросов местного значения служит и сама территориальная организация местного самоуправления. Территориальная основа местного самоуправления как институт муниципального права представляет собой систему правовых норм, регулирующих вопросы территориальной организации

Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015

местного самоуправления. К наиболее важным вопросам, регулируемым данным институтом муниципального права, относят [4, с. 371]:

1) создание муниципального образования;

2) состав территории муниципального образования;

3) границы муниципального образования;

4) изменение состава территории муниципального образования;

5) упразднение муниципального образования.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации, в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутренних территориях городов федерального значения.

В статье 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сельское поселение определяется как один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Проанализировав данное определение, можно сделать вывод о том, что закон рассматривает территорию сельского поселения как вида муниципального образования, состоящий из одного или нескольких населенных пунктов.

Между тем в статье 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3 000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1 000 чело-

49

Конституция Республики Марий Эл: теоретические и исторические аспекты

век каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3 000 человек каждый).

Таким образом, законом трактуется предпочтение более крупным по численности населения сельским муниципальным образованиям.

Далее рассмотрим такой вид муниципального образования, как городское поселение. В соответствии со стаей 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. В пункте 5 статьи 11 Закона закреплено положение о том, что в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также - в соответствии с генеральным планом городского поселения - территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

Кроме того, Федеральный закон позволяет включать в состав городского поселения дополнительные территории, в том числе территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями. В Федеральном законе установлено несколько правил относительно территории, которые являются общими для сельских и городских поселений [4, с. 173]. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

Можно сделать вывод о том, что из поселения нельзя изъять земли, ссылаясь на низкую плотность населения, и включить в состав муниципального района, так как в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

Следующий вид муниципального образования, который мы рассмотрим, - муниципальный район.

Согласно статье 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район - это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

50

Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ [4, с. 174].

Определяя границы сельских поселений и муниципальных районов, Федеральный закон от 2003 года устанавливает границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, которые, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования могут не применять на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.

Таким образом, можно выделить такие критерии доступности муниципальных районов до их административного центра для жителей, как пешеходный и транспортный.

Рассмотрим следующий вид муниципального образования - городской округ. В статье 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что городской округ - это городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных данным Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Чаще всего большие города получают статус городского округа, которым становится «мало места» в рамках района.

Согласно части 2 статьи 11 Федерального закона установлено: наделение городского поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта РФ при наличии сложившейся социальной, транспортной и иной инфраструктуры, необходимой для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения установленных данным Законом вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов РФ.

Следующий вид муниципального образования -внутригородская территория города федерального

Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015

Москвина С. В.

значения. Это часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления [4, с. 176]. Как известно, в Российской Федерации есть три города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь, являющие одновременно и субъектами РФ. Муниципальным образованием является город в целом. Районы городов становятся административно-территориальными единицами. В них нельзя создавать и, соответственно, избирать представительные органы - районные собрания депутатов, глав районов. Управляет районом, как правило, глава района, назначаемый в порядке, предусмотренном уставом города, зачастую его назначает глава города как муниципального образования (городского округа) или глава городской администрации. Глава района является служащим

администрации [4, с. 176].

Таким образом, изучив виды муниципальных образований и их территориальный критерий, можно сделать вывод о том, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации вне зависимости от вида муниципального образования.

Рассмотрим общие критерии создания муниципального образования и состава его территории. Все типы муниципальных образований должны удовлетворять поселенческому принципу организации местного самоуправления. Специальных критериев или принципов территориальной организации местного самоуправления в Федеральном законе не содержится. Между тем последовательный подход к определению территориальных пределов муниципальных образований, несомненно, требует их введения [4, с. 178].

По нашему мнению, можно выделить такие критерии, как плотность населения, обеспеченность муниципального образования территориальными ресурсами (земельными и водными), экономический и социальный потенциал территории, интересы и мнение населения на определенной территории.

Неотъемлемой составляющей муниципальных образований являются границы муниципального образования, их установление и изменение.

Границы муниципального образования должны устанавливаться или изменяться на основе следующих принципов [4, с. 178]:

1) эффективность местного самоуправления;

2) приближенность органов местного самоуправления к населению;

3) гарантированность прав местного самоуправления;

4) самостоятельность местного самоуправления в решении вопросов местного значения;

5) учет административно-территориальных границ территорий субъекта РФ;

6) учет исторических и местных традиций.

Территориальные границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъекта РФ, данные законы должны приниматься на основе требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

По нашему мнению, можно выделить важный принцип, как осуществление местного самоуправления на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.

Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта РФ. Инициатива такого изменения может принадлежать [4, с. 179]:

1) населению;

2) органам местного самоуправления;

3) органам государственной власти субъекта РФ;

4) федеральным органам государственной власти.

Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в соответствии с Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

Реализация инициативы органов местного самоуправления или органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.

Изучив принцип учета интересов населения при территориальности местного самоуправления, можно сделать вывод о том, что интересы населения стоят на первом месте при образовании муниципального образования, установлении и изменении границ муниципальных образований. Размеры территории муниципального образования должны быть такими, чтобы населению было не затруднительно реализовывать свое право на осуществление местного самоуправления.

Литература

1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 30.03.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

2. Марченко М. Н. Тория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010. 640 с.

3. Михеева Т. Н. Особенности современного института местного самоуправления в Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2012. № 2(45). С. 5.

4. Муниципальное право России: учебник для бакалавров /

С. А. Авакьян, В. Л. Лютцер, Н. Л. Пешин [и др.]; отв. ред.

С. А. Авакьян. М.: Проспект, 2013. 544 с.

5. Юридический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2007. 1152 с.

Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015

51

Конституция Республики Марий Эл: теоретические и исторические аспекты

S. V. Moskvina

PRINCIPLE OF PEOPLE INTERESTS' CONSIDERATION IN THE TERRITORIALITY OF THE LOCAL SELF-GOVERNMENT

The article is devoted to the principle of people interests' consideration in the territoriality of the local selfgovernment. The author distinguishes the components of this principle, he also notes realization of population's interests in the formation of municipalities, establishing and changing of their boundaries.

Key words: population, interests' consideration, the principle, realization of the principle, territorial base.

MOSKVINA Svetlana Vladimirovna - Postgraduate student of the Mari State University, Yoshkar-Ola. E-mal: chip263@mail.ru

52

Марийский юридический вестник • № 3(14)/2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.