Научная статья на тему 'ПРИНЦИП ТОЖДЕСТВА ДИАЛЕКТИКИ, ЛОГИКИ И ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ Г. ГЕГЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ПРИНЦИП ТОЖДЕСТВА ДИАЛЕКТИКИ, ЛОГИКИ И ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ Г. ГЕГЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
выводное знание / навык / теоретическая абстракция / обобщение / преобразование сознания / Способ диалектического обучения / knowledge / skill / worldview / theoretical abstraction / generalization / transformation of consciousness / Method of dialectical learning

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — А.А. Поляруш

В статье рассматривается остроактуальная сегодня проблема содержания образования. Дан краткий анализ прогрессивного характера открытого Гегелем принципа тождества диалектики, логики и теории познания. Основное внимание автор акцентирует на идеалистической платформе данного принципа и обосновывает целесообразность его применения в качестве исходной методологической позиции в современном образовательном процессе. Работа написана на стыке философии и педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF IDENTITY OF DIALECTICS, LOGIC AND THEORY OF COGNITION BY G. HEGEL IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS

The article deals with the problem of the content of education that is acutely relevant today. A brief analysis of the progressive nature of the principle of identity of dialectics, logic and theory of knowledge discovered by Hegel is given. The author focuses on the idealistic platform of this principle and substantiates the expediency of its application as an initial methodological position in the modern educational process. The work is written at the intersection of philosophy and pedagogy.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИП ТОЖДЕСТВА ДИАЛЕКТИКИ, ЛОГИКИ И ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ Г. ГЕГЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

- Философские науки -

ПРИНЦИП ТОЖДЕСТВА ДИАЛЕКТИКИ, ЛОГИКИ И ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ Г. ГЕГЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

А.А. Поляруш, канд. пед. наук

Красноярский государственный аграрный университет, Ачинский филиал (Россия, г. Ачинск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-2-194-196

Аннотация. В статье рассматривается остроактуальная сегодня проблема содержания образования. Дан краткий анализ прогрессивного характера открытого Гегелем принципа тождества диалектики, логики и теории познания. Основное внимание автор акцентирует на идеалистической платформе данного принципа и обосновывает целесообразность его применения в качестве исходной методологической позиции в современном образовательном процессе. Работа написана на стыке философии и педагогики.

Ключевые слова: выводное знание, навык, теоретическая абстракция, обобщение, преобразование сознания, Способ диалектического обучения.

Бесспорно, современное российское образование испытывает серьёзные проблемы. Нескончаемый пересмотр государственных образовательных стандартов чиновниками воспринимается как решение проблемы низкого качества образования; преподавательский корпус в то же самое время усматривает в этой тенденции отставание от мировых достижений науки и техники. Более того, в сложившийся в прежней экономической модели подход к образованию «позволяет на выходе получить человека со стандартным мышлением» [1]. Трудно не согласиться с этой мыслью А.В. Бровкина. Вместе с тем дальнейшее знакомство с исследованием этого автора вызывает недоумение: «...важен не столько объем формальных знаний, сколько приобретаемые навыки критического и системного мышления.» Здесь очевиден оксюморон: «навыки» -это базовый термин стандартного мышления («навык» имеет один корень со словом «привычка!) и абсолютно несовместим с критическим и системным мышлением. Уместно заметить, что концепция навыка приобрела характер неискоренимого порока образования. Анализируемые причины низкого уровня образования многогранны. Одни исследователи призывают сократить время, отводимое стандартами на изучение обязательных дисциплин. Вторых тревожат «трудности с применением теоретических знаний на практике» [2]. Здесь целе-

сообразно отметить проявление всеобщего заблуждения, о котором предупреждал Э.В. Ильенков: «...знание в точном смысле этого слова есть всегда знание предмета» [3]. Третья группа исследователей подвергает критике недостаточное финансирование образования. Одним словом, существующий сегодня образовательный процесс - это эмпирический и эклектически систематизированный фактический материал.

Однако все критические исследования страдают формализмом, не выявляющим проблем самого содержания образования, хотя при этом все солидарны в призывах необходимости изменения подхода к пониманию целей образовательного процесса. По А.В. Бровкину, целью современного образования «является развитие субъекта обучения как профессионала и личности, создание условий для усвоения им содержания получаемого образования и формирования определенных ценностных ориен-таций» [1]. А разве высшая профессиональная школа не ставила перед собой эту задачу и прежде? Вся проблема-то и заключается в подходах к определению содержания современного образования.

Усиливающиеся позиции утилитарной образовательной парадигмы в угоду работодателям в условиях кадрового дефицита лишь углубляют кризис высшей школы. Жизнь требует новое мировоззрение, схватывающее и осознающее грандиозные

- Философские науки -

темпы динамики реальности. Образ мыслей определяет образ жизни людей.

Ясно, что знание, схватывающее и удерживающее сущность предмета, фиксирующее его качественные пределы, а, следовательно, и возможности, не может быть эмпирическим. Лишь теоретическая абстракция способна проникнуть во внутренние возможности предмета (установить пределы его меры) и на основе познанного преобразовать его - переходом через эту меру. В этом и заключается творческое мышление - создание нового на основе старого. Поэтому творческое мышление возможно лишь в рамках диалектического, которое, в свою очередь, тождественно системному.

Широкий взгляд на сущность сознания и процесса познания разработан в философии Г. Гегеля. Он первым установил принцип тождества диалектики, логики и теории познания. Размышляя о природе мышления как такового, философ выводит закономерный характер этого феномена человека. Такими законами мышления являются принципы диалектики (единство противоположностей, отношение количества и качества и пр.). Диалектическая логика Гегеля одновременно есть и наука, и метод познания, она является наукой об общих путях и законах постижения истины, т.е. - теорией познания.

Теория познания эволюционировала и до Гегеля. Декарт, Спиноза, Кант внесли существенный вклад в изучение процесса познания. Гегель же, утвердивший логику как всеобщую теорию познания - диалектического метода познания - существенно пересмотрел постулаты традиционной теории познания. Идея Абсолютного духа генерировала положение о том, что основой индивидуального процесса познания служит воспроизведение особо значимых ступеней исторического процесса познания. В немалой степени новизна теории познания Гегеля заключалась в диалектике познавательных отношений субъекта и объекта, где сам объект выступает и постигается в различных формах. В этом тезисе и выражалось тождество теории познания как учения о диалектике познавательных отношений субъекта и объекта и

логики как теории диалектического метода.

К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин придали материализму диалектический характер, отвергнув идеализм. Но не надо забывать, что все, без исключения, философы допускали заблуждения при всей своей гениальности.

В применении к образовательному процессу открытие, сделанное Гегелем относительно мышления, без преувеличения можно отнести к фундаментальным. Поскольку мышление представляет собой закономерный процесс, то им (мышлением) можно и нужно овладеть, опираясь на всеобщие принципы. Этим, собственно, и должен заниматься современный образовательный процесс. Инсайты, интуиция, креатив, озарение - всё это исключает и вредит формированию мышления.

Вместе с тем Ф. Энгельс подверг резкой критике идеалистическую концепцию Гегеля о господстве мышления над всем реальным миром, словно на весь мир накинуты мыслительные конструкции, которым материальный и социальный мир должен соответствовать и подчиняться.

Однако именно это «заблуждение» идеалиста Г. Гегеля и надо принимать за руководящий принцип дидактики. Г.В. Лобастов в статье о философе и педагоге В.В. Давыдове утверждает, что истинная педагогическая теория своими философскими основаниями должна проникать в содержание идеального [4]. Академик А.В. Лекторский продолжает эту мысль: «...исходный пункт обучения определённому предмету - это обобщение, теоретическая абстракция» [5].

Поэтому открытие, сделанное идеалистом Гегелем, в применении к дидактике можно признать безупречным. Гегелевская диалектика отражает всеобщие законы развития. Это положение и должно стать руководящим принципом в процессе формирования мышления ученика и преподавателя, поскольку именно содержательное обобщение запускает процесс мыслительного развёртывания предмета и схватывания его сущности [5]. Крупнейшей заслугой Гегеля является совпадения логики с диалектикой как теорией развития матери-

Философские науки

ального и духовного мира, что отмечал В.И. Ленин.

Триединство диалектики, логики и теории познания, открытое Гегелем и получившее развитие в философии, представляет собой единственно истинный принцип научного познания мира. Из всех многочисленных известных сегодня образовательных технологий данному требованию соответствует Способ диалектического обучения (СДО) [6]. В соответствии с диалектическим принципом единства прямой и обратной связи, любую учебную дисциплину необходимо рассматривать как ресурс формирования диалектического мышления, поскольку любая наука в составе своих предпосылок имеет диалектические отношения. Это положение в обра-

зовании должно занять позицию прямой связи, что является условием успешной реализации обратной связи - владение предметом.

Абсолютная идеалистическая позиция обязывала Гегеля в качестве основы гносеологического отношения субъекта и объекта положить не практику, как это было принято в традиционной теории познания и в современных педагогических штампах, а понятие. Выведение понятия (нового знания), реализуемое на основе тождества логики, диалектики и теории познания, представляет собой единственно актуальный и оптимальный способ формирования мышления и должен быть принят таковым современным образовательным процессом.

Библиографический список

1. Бровкин А.В. Проблемы современной российской системы высшего образования и пути их решения в интересах всех участников образовательного процесса. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// scholar.archive.org/work/vthwqxe3cndyxdlc3c37ruxwi4.

2. Тодис Л.М., Виноградова Т.В., Тодычева А.С. Современные проблемы высшего образования в России и возможные пути их решения // Современное педагогическое образование. - 2023. - №3.

3. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

4. Лобастов Г.В. К философским основаниям В.В. Давыдова // Вопросы философии. -2005. - № 9. - С. 62-72.

5. Лекторский В.А. О философском значении работ Василия Васильевича Давыдова // Вопросы философии. - 2005. - № 9. - С. 38-44.

6. Гончарук А.И. Концепция школы 21 века: (Диалектика учеб. процесса): Высш. ступень познания. - Красноярск, 2002. - 67 с.

THE PRINCIPLE OF IDENTITY OF DIALECTICS, LOGIC AND THEORY OF COGNITION BY G. HEGEL IN THE MODERN EDUCATIONAL PROCESS

A.A. Poliarush, Candidate of Pedagogical Sciences Krasnoyarsk State Agrarian University, Achinsk branch (Russia, Achinsk)

Abstract. The article deals with the problem of the content of education that is acutely relevant today. A brief analysis of the progressive nature of the principle of identity of dialectics, logic and theory of knowledge discovered by Hegel is given. The author focuses on the idealistic platform of this principle and substantiates the expediency of its application as an initial methodological position in the modern educational process. The work is written at the intersection of philosophy and pedagogy.

Keywords: knowledge, skill, worldview, theoretical abstraction, generalization, transformation of consciousness, Method of dialectical learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.