Научная статья на тему 'Принцип толерантности как основа диалога культур'

Принцип толерантности как основа диалога культур Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1467
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ДИАЛОГИЗМ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ / МИГРАЦИЯ / ПОЛИКОНФЕССИОНАЛЬНОСТЬ / TOLERANCE / IDENTIFICATION / MIGRATION / DIALOGUE OF CULTURES / RELIGION / PRINCIPLE OF TOLERANCE / CULTURAL CO-EXISTENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хлыщева Елена Владиславовна

В работе анализируются возможные подходы к сосуществованию культур в современном мире. Особое внимание уделяется проектам возможного развития России при сохранении единства в многообразии.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the author analyses of possible ways of cultural co-existence in modern world. Special attention is given to the projects of cultural development in Russia.

Текст научной работы на тему «Принцип толерантности как основа диалога культур»

Елена ХЛЫЩЕВА

ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ОСНОВА ДИАЛОГА КУЛЬТУР

В работе анализируются возможные подходы к сосуществованию культур в современном мире. Особое внимание уделяется проектам возможного развития России при сохранении единства в многообразии.

In this article the author analyses of possible ways of cultural co-existence in modern world. Special attention is paid to the projects of cultural development in Russia.

Ключевые слова:

диалогизм, мультикультурализм, толерантность, идентификация, культурный плюрализм, миграция, поликонфессиональность; tolerance, identification, migration, dialogue of cultures, religion, principle of tolerance, cultural co-existence.

ХЛЫЩЕВА

Елена

Владиславовна — кандидат культурологии, доцент

Астраханского государственного университета culture mar@mail.ru

Современный взгляд на мир культуры как на плюралистический мир меняет методологические основания исследования в области типологии культур. На смену традиционным «триадам» и «диадам» приходят новые методы, не претендующие на все-охватность, а, скорее, направленные на решение той или иной конкретной исследовательской задачи. При сравнении культур всегда выбираются какие-то характеристики, которые обосновываются как значимые при типологии объектов в связи с решением определённой задачи.

Идея культурного плюрализма появилась еще в XIX в., однако должного методологического обоснования она не получила до сих пор, хотя поиски новых решений и методов, более адекватных сложному миру современной культуры, ведутся достаточно активно. В современной культурологии широкое распространение получила концепция диалогизма (Э. Уолл, М. Бахтин, В. Библер), основанная на ситуациях, в которых невозможно постоянное преобладание какого-либо одного дискурса над другим1. Теория диалогизма выявляет, до какой степени любой человек, вступающий в социальное взаимодействие с другим человеком, не может себя отделить от другого и его дискурса. Но существуют в данной теории и некоторые ограничения, которые проявляются как в реальной сфере диалога в межкультурных коммуникациях, так и в преодолении субъектнообъектной противопоставленности. Иными словами, диалогический подход, будучи важным аспектом изучения «Культуры Другого», не может ответить на все вопросы, связанные с культурным многообразием современного мира.

Наш век создал новую парадигму, которая выражена категорией «мультикультурализма» и означает теорию, практику и политику неконфликтного сосуществования в одном социальном пространстве многочисленных разнородных культурных сообществ2. Мульти-культурализм провозглашает политику перехода от политики «включения» индивидуальных и групповых различий в более широкие структуры к политике «признания» их права на существование в качестве иных. Мультикультурное сознание — сознание диалогичное, но чтобы вступить в диалог с другим типом сознания, культура должна допускать внутри себя полифонию разных голосов, не отторгать их как «инаковое». Поэтому диалогическое сознание пред-

1 См: Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М. : Искусство, 1986; Библер В.С. От наукоучения — к логике культуры. — М., 1990; Бахтинский сборник / Отв. ред. и сост. В.Л. Махлин. — М. : Языки славянской культуры, 1990.

2 Кирбаев Н.С. Мультикультурализм // Глобалистика : энциклопедия / Под ред. И.И. Мазура и А.Н. Чумакова. - М., 2003, стр. 640.

полагает, что инонациональное может войти как ценностно-значимое в национальный менталитет.

В процессе культурного взаимодействия происходит осознание множественности культур, многообразия мировоззрений и возможности разных оценок одного и того же факта носителями разных культур и вероисповеданий. В антиномии «Своё/Чужое» сфера «Чужого» расширяется, вследствие чего «Своё» воспринимается менее масштабным и более хрупким по отношению к «Чужому». Это приводит одних носителей данной культуры к «охранитель-ству» — стремлению оградить её от угрожающе разросшегося в их сознании «Чужого», а других — к «новаторству», стремлению укрепить «Своё» за счёт привнесения в него элементов «Чужого». В обоих случаях встаёт вопрос о разграничении «Своего» и «Чужого». Но даже достижение некоторой конвенции относительно такого разграничения не устраняет ценностной несостыковки между разнонаправленными мировоззрениями «охранителей» и «новаторов».

А потому встаёт вопрос о выработке способа, способного решить проблему межкультурного, межнационального взаимодействия без силовых действий и экономических санкций. Таким на сегодняшний день видится принцип толерантности, основные положения которого были задекларированы ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г.

Следует согласиться со справедливостью многих положений данной Декларации. Действительно, эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира, а потому взаимопонимание необходимо находить не только на уровне политического общения, но и в обыденной жизни, формируя уважение к самобытности представителей различных культур и конфессий.

В России в 2000 г. была подписана федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе. Национальная стратегия содействия становлению гражданского общества». Программа ставит целью формирование и внедрение социальных норм толерантности, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряжённо-

сти. Одновременно в Доктрине информационной безопасности РФ в числе главных угроз развитию российского общества называлась «неспособность современного гражданского общества России обеспечить формирование у подрастающего поколения и поддержание в обществе общественно необходимых нравственных цен-ностей»1. Однако хотя понимание такого неустойчивого положения в обществе само по себе и неплохо, но слова без дела остаются словами, пусть и очень хорошими. На «местах» для реализации данного проекта, как всегда, не хватает денег, опыта, а иногда и просто желания, а потому хорошее начинание вырождается в простые отписки.

В ходе реализации программы по формированию установок толерантного сознания основное внимание было уделено трём направлениям:

— организация мониторинга социальной нетерпимости и напряжённости в различных социальных группах и районах;

— разработка эффективных технологий формирования социальных норм толерантности;

— создание пилотных центров толерантности и социальной безопасности как опорной сети Программы.

В числе предпосылок социальной напряжённости в обществе были названы такие, как рост социального разнообразия общественной жизни и сложности процесса принятия решений о месте личности в системе социальных, религиозных, национальных, политических отношений; неопределённость ценностей и социальных установок на уровне личности и социальной группы; рост гипермобильности населения; возникновение в обществе стереотипов восприятия проявлений жестокости, этнофобии, ксенофобии как привычной социальной нормы; активное распространение манипулятивных технологий формирования установок «свои/чужие», конструирование «образа врага», использование СМИ для раздувания неприязни и т.д.2

Данные опроса показали, что наиболее высокий уровень проявления нетерпимости наблюдается в местах стихийного скопления людей: на улице, в транспорте, в местах проведения массовых зрелищ. Конкурируют с этим в проявлении нетерпи-

1 www.tolerance.ru

2 www.tolerance.ru

мости средства массовой информации и даже сфера семейной жизни. Особого внимания требуют подростки, национальные меньшинства и мигранты. Интересен и тот факт, что достаточно высок (28,2%) процент подростков, относящихся индифферентно ко всем этим проблемам.

Однако решения, принятые по данному исследованию, больше похожи на общие советы и не направлены на практические задачи по устранению напряжённости, которая сложилась в обществе. Для России же, с её множеством этнонациональных и региональных культур, отношения между которыми болезненно обострились, проблема межкультурных взаимодействий очень актуальна, она не может быть удовлетворительно решена ни политическими, ни экономическими, ни силовыми методами. Речь идёт о ментальном уровне, о самосознании народов и каждой личности.

Нынешняя Россия — общество с очень непоследовательной политикой и с не менее запутанным идеологическим обоснованием этой политики. Для национальных «окраин» и этнических меньшинств на территории РФ свойственно включение в политические требования национальных лозунгов. Говорить о монокультурном идеале Российского государства невозможно — это противоречит действительности. Нельзя сбрасывать со счетов и потоки трудовой миграции, которая приводит к смешению населения.

Не будет страна и полностью православной в силу существующей веками мультиконфессиональности российского общества. Кроме того, нельзя не учитывать тот факт, что Россия, как и большинство стран Западной Европы, является глубоко секуляризированным обществом. В самом православии мало развита социальная этика, а основной принцип социальной доктрины православия — «симфония» — предполагает, что государство и церковь вступают в отношения сотрудничества на тех условиях, что государство не вмешивается во внутреннюю жизнь церкви (прежде всего, в вопросы вероучения), а церковь не контролирует светскую жизнь государства. Иными словами, и церковь, и государство сами определяют цели своей деятельности и при необходимости помогают друг другу в их достижении1. Можно даже говорить о маргинальном положении

1 Яблоков И.Н. Словарь по религиоведению. — М.: Гардарика, 2002, стр. 448.

православной церкви, которая только последние несколько лет сближается с государством, становясь практически «поставщиком государственной идеологии»2. Однако, несмотря на повышение статуса церкви в обществе, влияние её на общество нельзя назвать всеобъемлющим. Растущий догматизм православной церкви и нежелание отвечать на вызовы современности часто заставляют индивидов искать ответы на свои религиозные запросы в неконвенциональных верованиях, а зачастую и в экзотических культах. На сегодняшний день можно говорить о всплеске интереса к шаманским практикам, западному молодёжному движению «New Age» и т.д. Нельзя сбрасывать со счетов и набирающий силу ислам. Всё это делает реализацию концепции русского национального государства маловероятной, а главное, малопродуктивной.

Не продуктивны и локальные этнокра-тии, стремящиеся утвердиться в некоторых автономиях. Идеал этнокультурной однородности недостижим по чисто демографическим причинам, так как даже в национально-территориальных объединениях титульные этнические группы чаще всего составляют менее половины населения. А кроме того, такой вариант не выгоден с точки зрения экономического развития, так как приведёт к оттоку квалифицированной рабочей силы. Немаловажно и то, что именно из этих регионов мигрирует значительная часть населения в поисках более приемлемых условий для жизни, а их живущие в «русских» землях сородичи не слишком желают возвращаться в «свою» республику.

Миграция в Россию исчисляется сегодня сотнями тысяч, и многие приезжающие не склонны рассматривать Россию как временное пристанище. Этот процесс будет продолжаться, и нет никакого сомнения, что под его влиянием культурная разнородность российского населения будет только возрастать. В такой ситуации держаться за монокультурный идеал, «а именно за образ России как русско-православ-ной страны, означало бы проявлять чудовищную глухоту к реальности»3.

Конечно, сосуществование множества культур в рамках единого Основного закона

2 Малахов В.С. Мультикультурализм как политическая программа //Весна, 1998, т. 3, № 2, стр. 31.

3 Малахов В.С. Зачем России мультикультурализм? / Мультикультурализм и трансформация постсоветских обществ. — М., 2002, стр. 56.

не может протекать совсем бесконфликтно. Поэтому в России неизбежны поиски этнокультурного, межнационального компромисса, основу которого как раз и может составить государственная идея. Отечественными этнологами, философами, социологами (В. Тишков, Г. Гусейнов, В. Малахов и др.) предлагается путь сознательного перехода к новой доктрине национальной солидарности, связанной с созданием российской нации на основе двойной (традиционно культурной) и гражданской идентичности. При этом понятие «русская нация» уже не будет иметь этнического значения (как не имеет этого значения «американская нация», «британская нация» и т.д.).

Общероссийская идентичность — это не только проект, но отчасти уже и реальность. В России всегда существовала двойная идентичность — культурно-этническая и политическая (гражданская). На базе общекультурных традиций в стране уже давно сложилась общероссийская гражданская идентичность — и не только у русских, но и у всех народов, проживающих на территории России, в пределах своих территориальных образований, вне них или вовсе их не имеющих. И тем не менее, данный проект на государственном уровне ещё долго будет оставаться всего лишь мечтой-идеалом.

В действительности культурные идентификации современных индивидов гораздо сложнее. Самоидентификация человека с определённой территорией — этнической и политической — всегда имеет иерархический характер. Обычно человек ощущает себя одновременно жителем своей страны, одного из её регионов и конкретного населённого пункта. Некоторые идентичности могут определённое время быть не проявленными и активизироваться лишь при определённых обстоятельствах (например, при возникновении угрозы данной группе). Когда региональная идентичность оказывается сильнее национальной, возникает опасность распада государства (как в случае с бывшим СССР).

Международная миграция ведёт к увеличению доли смешанных браков и числа людей с двойной (или множественной) идентичностью. Какое-то время разные

идентичности могут мирно сосуществовать в сознании человека, но может наступить и момент нелёгкого выбора, становясь причиной кризиса самоидентичности.

Увеличение этнокультурной разнородности — явление, общее для многих стран. И необходимо точно знать, где тот «порог терпимости», за которым начинается процесс дестабилизации, и как его сохранить. Мультикультурализм как теоретический конструкт не может быть реализован в полной мере на практике в силу противоречия с основной идеологией Запада — индивидуализмом. Провозглашением равенства и значимости культур предлагается паритетное сосуществование. Принцип конкуренции — основа основ западной цивилизации — не может позволить такое равнозначие. Тем более что этнические культуры не могут тягаться с национальными образованиями, которые, впрочем, также состоят из отдельных этносов, но слитых по определённым причинам воедино. Одни сообщества малы как по численности, так и по уровню своего развития; другие занимают громадную территорию и представляют конгломерат народностей, связанных единой целью сосуществования в данном пространстве.

Конечно, несправедливо было бы говорить, что в российском обществе совсем отсутствуют общие идеалы, каковыми являются базовые ценности: дети, семья, убеждения о торжестве добра над злом, красоты над безобразным и т.д. Эти ценности являются константами, основными кодами, на основе которых и выстраивается общение между людьми в данной культуре и между людьми разных культур и вероисповеданий. А потому необходимо воспитывать уважение и понимание богатого многообразия культур нашего мира, при констатации мирового единства человечества, помня, что «Великое Единство» заключается в «Многообразии».

Работа выполнена в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» по проекту «Создание системы разрешения этнополитических конфликтов и формирования культуры политической толерантности в стратегически важном полиэтничном пространстве Южного федерального округа»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.