Научная статья на тему 'ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОДЕРЖАНИЯ ФЕНОМЕНА РЕЛИГИОЗНОЙ КОНВЕРСИИ'

ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОДЕРЖАНИЯ ФЕНОМЕНА РЕЛИГИОЗНОЙ КОНВЕРСИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Религиозная конверсия / толерантность / деструктивные религиозные течения / оккультно-мистические организации / псевдохристианские организации / терроризм / экстремизм / Religious conversion / tolerance / destructive religious movements / occult-mystical organizations / pseudo-Christian organizations / terrorism / extremism

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Синяков Олег Витальевич

Статья посвящена специфике религиозной конверсии и ее идеологической составляющей – принципу толерантности в современном Казахстане. Анализируется динамика религиозной конверсии, развитие новых форм религий и активизация деструктивных организаций, прикрывающихся религиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF TOLERANCE AS AN IDEOLOGICAL COMPONENT OF THE CONTENT OF THE PHENOMENON OF RELIGIOUS CONVERSION

The article is devoted to the specifics of religious conversion and its ideological component the principle of tolerance in modern Kazakhstan. The dynamics of religious conversion, the development of new forms of religions and the activation of destructive organizations hiding behind religions are analyzed.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОДЕРЖАНИЯ ФЕНОМЕНА РЕЛИГИОЗНОЙ КОНВЕРСИИ»

УДК 141

DOI 10.24147/1812-3996.2023.28(3).62-70

ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОДЕРЖАНИЯ ФЕНОМЕНА РЕЛИГИОЗНОЙ КОНВЕРСИИ

О. В. Синяков12

1 Центр изучения религий, г. Астана, Казахстан

2 Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

Информация о статье Аннотация. Статья посвящена специфике религиозной конверсии и ее идеологиче-

Дата поступления ской составляющей - принципу толерантности в современном Казахстане. Анализиру-

17.04.2023 ется динамика религиозной конверсии, развитие новых форм религий и активизация

деструктивных организаций, прикрывающихся религиями.

Дата принятия в печать 17.05.2023

Дата онлайн-размещения 31.08.2023

Ключевые слова

Религиозная конверсия, толерантность, деструктивные религиозные течения, оккультно-мистические организации, псевдохристианские организации, терроризм, экстремизм

THE PRINCIPLE OF TOLERANCE AS AN IDEOLOGICAL COMPONENT OF THE CONTENT OF THE PHENOMENON OF RELIGIOUS CONVERSION

O. V. Sinyakov1,2

1 Center for the Study of Religions, Astana, Kazakhstan

2 Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Article info Abstract. The article is devoted to the specifics of religious conversion and its ideological

Received component - the principle of tolerance in modern Kazakhstan. The dynamics of religious

17.04.2023 conversion, the development of new forms of religions and the activation of destructive

organizations hiding behind religions are analyzed.

Accepted 17.05.2023

Available online 31.08.2023

Keywords

Religious conversion, tolerance, destructive religious movements, occult-mystical organizations, pseudo-Christian organizations, terrorism, extremism

Несмотря на то, что религиозная конверсия зачастую квалифицируется в научном мире как репрезентативная модель современного конфликтогенного дискурса, ее идейным контекстом является ориентирование современного мира на свободу выбора, либерализм и толерантность. В ноябре 1995 г. в Париже государствами - членами Организации Объединенных Наций (в 1992 г. Казахстан стал 168-м государством-членом ООН)1 была подписана «Декларация принципов терпимости»2, которая утверждала концепцию взаимоуважения к многообразию культур, вероисповеданий, достоинству и идеалам человеческой личности, традициям и обычаям, жизненным ценностям. Идеологической составляющей содержания феномена религиозной конверсии согласно социально-философской точки зрения всегда будет являться терпимость к иным религиозным воззрениям и к свободе выбора конвертитом своих собственных религиозных предпочтений. Но ее духовной составляющей, несмотря на то, что человек меняет одну религию на другую, всегда будет вера в Бога, поскольку конвертит является верующим человеком.

В Республике Казахстан религиозная конверсия поддерживается на законодательном уровне. Так, в ст. 22 Конституции Республики Казахстан продекларировано: «каждый имеет право на свободу совести»3, поэтому семья, общество, государственные органы и традиционные религии вполне толерантно относятся к изменению человеком своих религиозных ценностей. Например, женщина, казашка, совершив религиозную конверсию из ислама в Общество сознания Кришны, в своем интервью сообщает следующее: «Ранее я, как и все в нашей семье употребляла в основном халяльную пищу, мясо. Супруг и все родственники у меня мусульмане, а я перешла и стала преданной вайшнавой. Сейчас, когда мы все вместе собирается на семейные торжества, я готовлю пищу на два меню: для мужа и родни - халяльную, но без мяса, рыбы и яиц, для себя и своих преданных - прасад. Наши дети, кстати, тоже вегетарианцы, ведут здоровый образ жизни, занимаются йогой».

Р. Травизано, сравнивая альтернацию и конверсию объяснил данное явление тем, что в результате религиозной конверсии предыдущая идентичность отторгается конвертитом путем реинтерпрета-ции и реструктуризации, происходит ее замена на новообретенную (р. 28-29)4.

Но не все идеи толерантности светского общества с единодушием воспринимаются верующими.

Так, проведенный Центром изучения религий г. Астана5 в апреле 2023 г. опрос прихожан десяти зарегистрированных конфессий, подтвердил, что «од-

нополые браки неприемлемы - это грех, а членов сообщества нетрадиционных ориентации необходимо перевоспитывать, бороться за их души, лечить и т. д.» «Поистине, вы творите мерзость (мужеложство), в которой никто в мире не опередил вас (никакое творение до вас не совершало подобное). В похотливом вожделении вы приходите из страсти к мужчинам (имеете с ними близость) вместо женщин. Воистину, вы люди, вышедшие за пределы!» (Коран, сура «Аль-Араф», аяты 80-81). Духовные лидеры - священники, имамы, пасторы, брахманы вышеозначенных религиозных организаций - все выступили за двуполые браки и высказали опасения, что нарушение моральных устоев может привести к разрушению человеческой цивилизации. Верующие противодействуют греху и по всем другим направлениям. Это заключено во внутреннем содержании религии, ее стремлении соединить человека и Бога, воспитать в человеке божественное начало, основанное на священных писаниях, категории добродетельности, спасении души, отречении от греха и служении Богу: не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не гневайся, не лги, не возгордись и др. (Исх. 20:2). Вот в чем состоит сущность религии. В качестве синтеза веры человека, с одной стороны, и божественных заповедей - с другой, данные процессы материализуются в личности верующего. Столпы веры нельзя обновить как файлы путем нажатия кнопки. Но западные сообщества, а иногда и гражданское общество не понимают причин происходящего и стараются внедрить извне свои ценности. Поэтому отечественный конвертит никогда не приемлет навязываемые мировым сообществом однополые браки.

Рассмотрим основные концепции миропонимания в соотношении толерантности и религиозных ценностей.

Первый - толерантность и религиозные ценности полярны:

- имеют разное происхождение,

- противоположное значение,

- разную сущность,

- диаметрально противоположное существование и др.

Второй - религия и есть та макросистема, из которой исходит толерантность. Именно религия является источником, из которого толерантность почерпнула свою терпимость. Поговорка «Бог терпел и нам велел» пришла из Библии, поведавшей нам о страданиях Иисуса Христа на кресте Голгофы. «Укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью» (Колос. 1:11).

Основные критерии толерантности - милосердие, сострадание, прощение, уважение прав и свобод другого человека, принятие другого таким, какой есть, были заимствованы из христианства. На определенном этапе своего развития данная концепция становится самодостаточной, абсолютизировав права человека в ущерб догматической метафизике религии. Духовные ценности становятся «товаром потребления», свобода нивелируется с сексуальной распущенностью, педофилией и спариванием однополых особей.

Религиозное миропонимание в этом плане является консервативным, а толерантность и религиозную конверсию в традиционные религии нужно понимать как отстаивающих нововведения, приверженным прогрессу. Религия выступает за сохранение традиционных доктрин Бога, а толерантность -за плюрализм, за нововведения в религиозные доктрины и обряды. Считается, что старое изжило себя, должно идти в ногу со временем (в т. ч. и религии). Поэтому все новые религии одобряются и распространяются в обществе, а такие, например, как ислам и православие, критикуются за неразвитость, отсталость от процветающих религий западных стран. Но в том и суть религии, что она не может изменяться, не может переписать Библию согласно запросам современного общества, создать окультуренного Бога.

Концепция толерантности ставит в центр мироздания человека, являющегося Творцом Бога, тогда как в религии Творец, создатель всего сущего - это Бог. А человек - это дитя Бога, созданный по образу и подобию Божию. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» (Быт. 1:26). Поэтому верить нужно в Бога и человека, но духовно возрожденного человека. По определению правозащитника М.В. Назарова, «в основе демократической идеологии "прав человека" лежит право греховного человека на грех. Несмотря на множество общих слов о защите свободы и достоинства человеческой личности, демократия легализует "право на грех" как норму и этим являет собой вопиющее неуважение к человеку как духовному существу, лишая его знания Истины, уравнивая в нем добро и зло (принцип плюрализма) и, по сути, видя в нем лишь биологический организм»6.

Толерантность ни в коем случае не отрицает Бога, но наряду с традиционализмом религиозного сознания поддерживает его вариативность.

По заключению российского ученого А.В. Аппо-лонова, «характерными чертами постмодерна (как эпохи) и постмодернизма (как выражения этой

эпохи в культуре) являются агностицизм (в отношении объективной истины), иррационализм, крайний субъективизм, отрицание ценностей и норм ("вечные ценности" - тоталитарные и параноидальные идефиксы, которые препятствуют творческой реализации индивида), эклектизм (в смысле фейерабен-довского "anything goes"), бессистемность, антино-мизм, анархизм, широкий плюрализм (при котором - любое мнение одинаково ценно) и т. п. Кроме того, есть и более специфические элементы, характеризующие постмодернистскую культуру, такие как игра, ирония, коллаж, цитатность, интертекстуальность, "смерть автора" и т. д.» [1, с. 9-10].

Сюда же можно причислить и «смерть Бога» Фридриха Ницше, характеризующего нравственный и духовный беспорядок общества: «Бог умер! Бог не воскреснет! И мы его убили!»7 [с. 125].

Гуманизм толерантности проявляет терпимость и к атеизму, и к верованиям. Можно делать все что угодно! Главное - соблюдать права других, не мешать «свободомыслию» в демократическом обществе.

Лавируя между верой в Бога и его отрицанием, толерантность устраивает распространение квазирелигиозности в массовом сознании. Чем слабее (и даже смешнее) божественная основа какой-либо мифомодели нью эйдж, тем выгоднее - все верования поддерживаются в обществе, свобода верующих не ущемляется. Уже даже не нужно подражать лучшим традициям пантеизма Древней Греции. В наше время Бог становится имманентным. Хочешь быть Богом - будь им («я - Бог Кузя», например)8.

Религиозная конверсия в такие «религии» становится естественным, узаконенным, широко распространенным явлением в обществе. В Казахстан приходят не только западные религии, но и ранее неизвестные, вымышленные, признающие единственным критерием истинности только собственную систему догм. Западные философы Р. Рорти и Д. Ваттимо9 подтверждают в своих исследованиях, что появляются новые религии, претендующие на свою исключительность, на то, что их должны считать истинными по сути или лучшими, чем другие. Если не распознать или не пресечь вовремя такую деятельность, то общество неминуемо обзаведется полномасштабным спектром проблем - антиобщественным агрессивным фанатизмом и иерархическим авторитаризмом в уничижительном смысле: «Я приказываю вам поверить в это как в истинное суждение», деструктивными и террористическими организациями, прикрывающимися религиями.

Одной из основных проблемных областей религиозной конверсии является политизации религии. Е. А. Терёшина полагает, что «религия в таком случае становится политизированной, когда ее сторонники начинают рассматривать сторонников другой религии не как соседей или возможных новообращенных, а как врагов. Начинается межконфессиональный конфликт в форме открытой войны или просто политического противостояния» [2, с. 258].

Так, наряду с различными маргинальными религиями возникает экстремизм и терроризм - религиозно камуфлированные и крайне негативные политические явления.

Диверсификация деструктивных форм религиозности в релевантной проблематике нашего исследования привела к масштабной, похожей на эпидемию интенсификации процесса религиозной конверсии в деструктивные течения (ДРТ).

В ХХ в. появились организации, апеллирующие к исламу и направляющие свою деятельность на устрашение населения, террор и захват государственной власти. Именно поэтому в Казахстане все силы направлены в первую очередь на выявление и борьбу с ними. С внеисламскими ДРТ по остаточному принципу, не считая их такими уж опасными, работа практически не ведется. А ведь, по сути, и те и другие мало чем отличаются друг от друга. Нередко основатели подобных групп страдают комплексом неполноценности, гиперсексуальностью, шизофренией и иными психическими заболеваниями и вымещают свои комплексы на прихожанах, образовывая самые настоящие изуверские тоталитарные секты, которые ведут к разрушению личности, семьи, общества.

Все ДРТ в Казахстане принято делить на 3 большие группы.

1. Оккультно-мистические (или псевдо-цели-тельские).

Примером такой организации является тета-хи-линг. Тета-хилинг - метод медитации. Тета-хилинг обычно проводится в форме отдельных сессий, на которых тета-практик сидит прямо напротив человека, выслушивает человека, задает диагностические вопросы. Сеанс может быть проведен и дистанционно по телефону или через Интернет с помощью веб-камеры и голосовой связи. Техника тета-хилинга основана на теории, что убеждения в сознательном и бессознательном состоянии человека напрямую влияют на его эмоциональное благополучие, которое в конечном итоге окажет положительное влияние на его физическое здоровье. Тета-практик ис-

пользует метод медитации, который настраивается на энергию человека с целью улучшить его общее самочувствие и устранение хронических заболеваний путем освобождения от негативных переживаний, блокировки мыслительных паттернов или генетически унаследованных паттернов для создания позитивного эмоционального благополучия. Философию тета-хилинга критикуют за ее эзотерическое основание, подобие верования, нежели научного метода, а также за отсутствие доказательств какой бы то ни было эффективности. Создательница метода, Виа-нна Стайбл, была осуждена за мошенничество, за нарушение контракта и была приговорена к штрафу судом шт. Айдахо, США. Курсы тета-хилинг свободно проводятся во многих городах Казахстана. Вот, например, на сайте размещено объявление о стоимости курсов тета-хилинг в г. Алматы (в тенге):

1 курс 136 000;

2 курса 210 000;

3 курса 320 000;

4 курса 420 00010.

2. Псевдохристианские.

Международный союз церквей евангельских христиан-баптистов.

В Казахстане особую настороженность вызывают так называемые «Свободные баптисты», не входящие в состав официально зарегистрированного в нашей стране Союза Церквей Евангельских христиан-баптистов, которые категорически отказываются от регистрации, так как признают только «власть Бога». Обманными путями они проникают в сознание человека, выманивают деньги.

Адвентисты Седьмого Дня Реформационного Движения.

Данная организация не признает государство и действует на территории нашей страны без регистрации.

Также, адвентисты-реформаторы выступают за соблюдение четвертой и шестой заповедей Десяти-словия (строго воспрещена работа в субботние дни и отказ брать в руки оружие)11. Учение адвентистов-реформистов, по мнению ряда исследователей, несет отчуждение от национальных традиций и культуры. Они приравнивают участие в боевых действиях с противником к убийству, а молодежь отказывается от службы в армии.

Саентологи.

Церковь Саентологии - одна из наиболее обсуждаемых среди ученых, журналистов, правоохранительных органов и противоречивых организаций современности. Данная Церковь больше всех нару-

шала законодательство, не выдерживала критику крупных медицинских центров из-за афер и антинаучных способов лечения больных, курсов обучения и тренингов. Исследования с соответствующими выводами были сделаны и казахстанскими экспертами. В 2012 г. данная организация не была признана религиозной и соответственно не прошла перерегистрацию. Тем не менее, она продолжает функционировать в нашей стране в рамках различных маркетинговых компаний. Кроме того, саентологическая литература не подвергается процедуре религиоведческой экспертизы и может свободно продаваться, также продолжает свою деятельность и миссионерство. Привлекает она в свои ряды россказнями о том, что человек существует в тэтане и, способен стать сверхчеловеком. Остальные люди, по их мнению, -неполноценные существа. Кстати, курсы стоят сотни тысяч долларов. Организация осуществляет тотальный контроль над своими членами и требует их беспрекословного подчинения. Ежедневные тренинги разрушают психику настолько, что практически восстановить ее уже невозможно.

Церковь Сатаны - контркультурная, оккуль-тно-религиозная, основанная в США Антоном Ла-веем; «провозглашают себя сознательным носителем зла и антиподом христианства».-

Вероучения данной церкви основываются на провозглашении культа падшего ангела, и проповедовании жестокости и насилия, садомазохизма, сексуальных оргий в извращенном виде. Их собранием обычно является ночной шабаш, который устраивается на кладбищах или в лесу. Деятельность церкви Сатаны зафиксирована в г. Алматы и в г. Сарань Карагандинской области. По неофициальным данным, в Казахстане насчитывается около пяти сатанинских общин12. Сатанисты еще в 90-х гг. намеревались пройти регистрацию в органах юстиции, однако в регистрации им было отказано по причине непредоставления необходимых документов. Также А. З. Уразбаев (КНБ РК) заявляет, что на территории нашей страны Церковь Сатаны считается религиозно-экстремистской организацией, с которой борется Антитеррористический Центр СНГ [3, с. 42].

Неоиндуизм.

В Республике Казахстан официально зарегистрировано Общество сознания Кришны (кришнаиты), которое не является ДРТ. Однако, существует проблема, связанная с тем, что от этого религиозного течения отпочковался целый ряд сомнительных псевдорелигиозных организаций, в которых присутствует ярко выраженный культ лидера, применение

психотропных средств для вхождения в транс, наличие сексуальной и иной эксплуатации приверженцев. К этой группе ДРТ мы можем отнести Учение Ошо Раджниша, Центр Шри Чинмоя, Сахаджа-Йога, Сант-мат, трансцендентальную медитацию и другие синкретические организации, эксплуатирующие некоторые элементы Общества сознания Кришны, искажая и извращая их.

Центр Шри Чинмоя.

В Казахстане Центр не имеет статуса религиозной организации, а действует в качестве общественного объединения (г. Костонай). Основной задачей адептов данного учения является укрепление духовных и физических сил человека при помощи медитации. В специально организованных центрах гуру оказывают мощное воздействие на психику, после чего нередко их последователи заканчивают жизнь самоубийством.

Психиатрическое лечение и адаптация членов Чинмоя длительное и очень сложное. Люди истощены, отказываются принимать обычную пищу (только вегетарианскую и приготовленную особым способом), страдают психозами, неврозами и индуцированными бредовыми расстройствами.

Сахаджа-йога - духовное, этическое учение, приписывающее себе древние индийские знания. В нем утверждается, что Сахаджа-йога является процессом пробуждения кундалини, при котором человек получает самореализацию [4, р. 55-56]. Во время транса адепт впадает в состояние «бессмысленного сознания», чувствует ощущение прохлады в ладонях, происходит расширение зрачков. Медитация к тому же должна совершаться ежедневно.

В Казахстане Сахаджа-йога получила распространение в таких городах, как Усть-Каменогорск, Алматы, Караганда, Костанай, Шымкент, Байконур, Рудный.

По мнению экспертов Института востоковедения РАН РФ, - это обычная придуманная псевдоиндуистская религия, имеющая к индуизму самое посредственное отношение, поскольку индуизму чуждо миссионерство. «Стать индуистом нельзя, им можно только родиться»13. В России Сахаджа-йога была квалифицирована как деструктивная религиозная организация, оказывающая вредное влияние на психику человека при введении его в транс.

Сант-мат.

(Путь святых) - средневековое мистическое, эзотерическое движение бхакти индийского типа, появившееся в северной части Индийского субконтинента в XIII в.14 Методика этого учения происходит

также из йоги, специально адаптированной для Европы. Длительные и постоянные медитирования (ежедневно около трех часов), которыми занимаются приверженцы данной религии, беспрекословное подчинение мастеру, голодовки (не употребляют мясную пищу) приводят к расстройству психики, галлюцинациям, физическому истощению, неадекватному поведению. Адепты зачастую из-за потери реальности остаются без работы и семьи, приобретают хронические болезни, попадают в психиатрические клиники. Сант-мат действует по схемам сетевого маркетинга и обладает довольно разветвленной сетью. Кстати, стоимость такого тренинга также довольно высока.

В Казахстане учение Сант-Мат получило распространение в таких городах, как Астана, Алматы, Караганда, Костанай, Шымкент.

Трансцендентальная медиация.

Трансцендентальная медитация - неоиндуистское новое религиозное движение, основанное Ма-хариши Махеш Йоги, получившее название по созданной им же технике медитации с произнесением личной мантры. Учение довольно длительное время позиционировалось с лечением сердечно-сосудистых заболеваний. Однако исследования, проведенные немецкими учеными, лечебного эффекта не обнаружили, а наоборот указали на то, что увлечение трансцендентальной медитацией может привести к началу психического заболевания или доведению до суицида.

В 2009 г. российские ученые причислили Трансцендентную медитацию к деструктивным культам. В 2011 г. канд. филос. наук религиовед А. Л. Бурова отмечала, что Саентология и Трансцендентальная медитация стали одними из первых крупных НРД, которые начали брать установленную фиксированную плату со своих адептов [5, с. 19].

Жители Казахстана постоянно подвергаются воздействию проповедников Трансцендентной медитации, которые приезжают с лекциями и семинарами от имени «Международного ведического университета».

3. Экстремистско-террористические.

В настоящее время в национальный перечень запрещенных в Казахстане террористических структур включены следующие зарубежные организации:

I. На основании решения Верховного Суда РК от 15 октября 2004 г.:

1. «Аль-Каида»

2. «Исламское движение Восточного Туркестана»

3. «Исламское движение Узбекистана»

4. «Курдский Народный конгресс»

II. Согласно решению Верховного Суда от 15 марта 2005 г.:

5. «Асбат аль-Ансар»

6. «Братья мусульмане»

7. «Движение Талибан»

8. «Боз гурд»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. «Жамаат моджахедов Центральной Азии»

10. «Лашкар-е Тайба»

11. «Общество социальных реформ»

III. Решением суда г. Астана от 28 марта 2005 г.:

12. Организация «Хизб-ут - Тахрир»

IV. Решением суда г. Астана от 17 ноября 2006 г.:

13. «АУМ Синрекё» East Turkestan

14. «Организация освобождения Восточного Туркестана».

V. Решением Суда г. Астана от 5 марта 2008 г.:

15. «Исламская партия Туркестана».

VI. Решением суда г. Атырау от 25 ноября 2011 г.:

16. «Джунд-аль-Халифат»

VII. Решением специализированного межрайонного экономического суда Восточно-Казахстанской области от 7 июня 2012 г.:

17. РОО «Сешм. Б^м. 0мiр»

VIII. Решением Сарыаркинского районного суда г. Астана от 26 февраля 2013 г.:

18. «Таблиги джамагат»

IX. Решением Сарыаркинского районного суда г. Астана от 18 августа 2014 г.:

19. «Ат-такфир-уаль-хиджра»

X. Решением суда Есильского района г. Астана от 15 октября 2015 г.:

20. «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ, ИГИШ)

21. «Фрон-ан-Нусра» (Джабхат-ан-Нусра)

XI. Решением Есильского районного суда г. Астана от 10 октября 2018 г. признана экстремистской с запрещением ее деятельности на территории Республики Казахстан:

22. «Йакын Инкар».

Почти все вышеуказанные ДРТ определяются, как фундаменталистские, т. е. основанные на традициях прошлого. Но на самом деле, такое определение в корне неверно, поскольку их деятельность направлена на свержение существующего социального миропорядка. Как заметили М. Хардт и A. Негри: «"Возврат к традиции" является в действительности вымыслом наших дней» [6, с. 145].

Цели ДРТ могут быть различны (от материальной наживы до захвата государственной власти) и, на первый взгляд, многие из них не похожи друг на друга (сравните - целительский и экстремистско-террористический культы). Однако у всех ДРТ есть одна общая черта - это постоянная, непрерывная вербовка новых адептов в свои ряды.

Вербовка - это воздействие на человека с целью обратить его в свою «веру». При этом каждая деструктивная религиозная организация (далее - ДРО) стремится добиться того, чтобы неофит, или новообращенный, не просто формально состоял в их организации, «верил в душе» (как это зачастую бывает в традиционных религиях), а именно отдался «с головой», стал фанатиком, после чего вербовал бы в их организацию уже новых адептов. Когда человек становится полноценным членом ДРО, его индивидуальные черты постепенно нивелируются, стираются, меняясь на групповые. В таких организациях постоянно внушают, что интересы их ДРО значительно важнее, чем интересы одного конкретного адепта. Для того чтобы человек не отвлекался от «нужд» общины, его всеми силами стремятся «вырвать» из общества, заменить его личные и общественные интересы интересами общины. Новообращенному адепту, который еще держится за семейные ценности или общественные интересы, внушают, что вокруг все «грешники», общество неправильное, «сатанинское», родственники и друзья - пособники Сатаны, которые якобы не хотят его духовного роста, тянут его вниз, мешают ему стремиться к Божественному свету.

Именно деление на «мы» и они» - еще одна характерная черта всех ДРТ. Мир для таких организаций исключительно полярен. С их точки зрения, всё наше общество делится на «неверующих» (вне зависимости от их религиозной принадлежности), «грешников», которые ведут «неправедную» жизнь, курят, пьют, употребляют наркотики, сквернословят, развязывают войны и участвуют в них и т. д., и их общину - самую праведную, истинную, избранную самим Богом. Неофита, попавшего в такую общину, со временем заставляют определиться, на чьей он стороне. Если друзья, родственники, коллеги по работе и т. д. не разделяют его взгляды, а то и того хуже -насмехаются либо пытаются отговорить адепта, называют его организацию «сектой», то такие люди попадают в разряд грешников, безбожников, сата-нистов, неверных, с которыми отношения должны быть сведены к минимуму, а то и вовсе разорваны.

Суррогатами семьи и друзей для него впредь станут новые «братья» и «сестры» - члены ДРО.

Любая деструктивная организация стремится окутать каждого из своих адептов пристальным вниманием. Недаром говорят, что членам секты очень сложно остаться в одиночестве. Делается это для того, чтобы человек как можно меньше отвлекался от мыслей «о духовном», не предавался невзначай каким-либо «мирским соблазнам». Из этих же соображений адептам ДРТ часто запрещается или настоятельно не рекомендуется читать, слушать и смотреть весь информативный контент, изготовленный людьми «неверующими» или адептами других, «неправильных» религий. У неофита полностью пресекают любые ростки критического мышления. Он должен думать, говорить и делать только то, что угодно «Богу» в лице деструктивной организации, которая якобы Его представляет и выдает себя за истину в последней инстанции. Если кто-либо в общине начинает думать иначе, делать что-то неподобающее, с их точки зрения, задавать «неправильные» вопросы, то он рискует быть исключенным из данной организации с полным разрывом отношений с адептами. Отныне еще совсем недавние «братья» и «сестры», мило ему улыбающиеся и неустанно делающие ему комплименты, перестанут считать его человеком и даже здороваться с ним.

После прекращения отношений с друзьями и родственниками следующий этап радикализации для адепта - «вырывание» его из общества и «натаскивание» в вопросах оппозиции к государству. Неофита настраивают на то, что все люди за пределами организации - грешники, «падшие», «заблудшие», «язычники», «безбожники» и т. п. Любой государственный строй и государство в целом - тоже «безбожное», «погрязшее во грехе, в пороках». Лишь «Царство Бога» истинное, а «земные государства и власти» - ложные, сатанинские. Адепты ДРО часто не признают светские и религиозные праздники: одни по причине того, что они имеют политическое (День независимости, День Конституции, День Победы, Международный женский день и т. д.), другие - из-за языческого происхождения (дни рождения, Новый год, Наурыз, Рождество и др.). Культурные обычаи и традиции народа в данном случае не учитываются, ведь «выкорчевывание» из адептов всего национального, этнического - еще одна черта практически любого ДРТ. Членам таких организаций запрещено вступать в политические партии, общественные объединения, участвовать в любых светских мероприятиях, в президентских и иных выборах

(«сохранение политического нейтралитета»), служить в армии, работать на государственной службе.

Ясно, что в таких условиях человек полностью выпадает из общественной и политической жизни, лишается всех близких ему людей, семьи (конечно, если они тоже не вступили в ДРО), с полным набором психологических комплексов (неполноценности, вины, мученика, преследования), которые искажают восприятие окружающей действительности. Единственными близкими людьми для такого человека остаются только «братья» и «сестры», которые лишь усугубляют и без того незавидное положение адепта ДРТ.

Итак, религиозная конверсия - факт современного Казахстана. Она толерантна и имеет, как положительные, так и отрицательные аспекты. Сегодня толерантность общества делает человека свободным в выборе своих религиозных верований, но иногда «свобода» способна привести в организации, которые превращают его в раба, инвалида, разрушат психику, обусловливают смерть. Да и сама «свобода» вызывает подозрение, когда приобщение к вере происходит стремительно, сопровождаясь внезапным изменением поведения и привычек, отношения к родным людям. Резкое духовное перерождение не может не отражаться на психике, ведет к утрате традиционных ценностей, потере семьи, изменению сознания, трансформации личности.

Все традиционные религии в Казахстане считают отказ от четкой мировоззренческой позиции, принятие разновидности истины и способы ее обретения - вероотступничеством, грехом, и не одобряют ее совершение, поскольку для них религиозная конверсия не является развлечением и безобидным методом снятия стресса, но несет определенную

угрозу, ставит под сомнение веру. Они утверждают, что только их вера является сакральной «истиной», в их религию можно переходить без греха. «Кто засвидетельствовал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, Единого, ... того введет Аллах в Рай в соответствии с делами его» («Сахих аль-Бу-хари» 3435). Верующему непросто осмелиться на такой шаг, ведь это грех, за который полагается наказание. Традиции, культура, сакральная связь поколений - не приветствуют отречение от веры. Причина должна быть очень веской - это либо действительно духовный поиск, либо просто меркантильная материальная заинтересованность.

В процесс религиозной конверсии заложена программа терпимости к любой религии. Религиозная конверсия может принимать различные обличья веры. Ведь, если человеку не нравится одна религия, то через некоторое время он может перейти в другую и т. д. Затем понять, что Бог един, либо вообще разувериться.

В целом можно сказать, что идеи толерантности и традиционные религии можно объединить в противодействии ДРТ, экстремизму и терроризму.

Таким образом, принцип толерантности как идеологическая составляющая содержания феномена религиозной конверсии основывается на двух тенденциях. Первая - религиозная конверсия совершается в результате реализации прав человека на свободу совести, а вторая - для того, чтобы противодействовать традиционным религиям, либо освободиться от религии вообще. Следует отметить, что динамика религиозной конверсии не ограничивается только этими тенденциями. Перед учеными простирается большое неизведанное поле данного феномена, и не одно, которые нужно исследовать.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Казахстан и ООН: 30 лет сотрудничества, партнерства и доверия // Nuntiare et Recreare. 2022 г. 2 мар. URL: https://www.kaznaru.edu.kz/page/news/?link=kazakstan_zhane_buu_30_zhyl_yntymaktastyk_seriktestik_ zhane_senim_2873&lang=ru/.

2 Декларация принципов терпимости. Принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml.

3 Конституция Республики Казахстан. С поправками введена в действие с 1 января 2023 года. URL: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1005029&mode=p&page=3&pos=791;-88#pos=791;-88.

4 Abdul-Karim B. Z. Understanding the Islamic conversion experience of two African American males: a case study approach to decision making toward transformational change. Dissertation submitted to the Faculty of the Virginia Polytechnic Institute and State University in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Education in Adult and Continuing Education. May, 1996 Blacksburg, Virg^. URL: https://vtechworks. lib.vt.edu/bitstream/handle/10919/37962/LD5655.V856_1996.A238.pdf?sequence=1&isAllowed=y.

5 ТОО «Центр изучения религий г. Астана» URL: https://elorda-din.kz/ru/.

- 69

Herald of Omsk University 2023, vol. 28, no. 3, pp. 62-70

Вестник Омского университета 2023. Т. 28, № 3. С. 62-70

-ISSN 1812-3996

6 Назаров М.В. «Права человека» как орудие Нового 1^рового порядка. 2007 г. 10 дек. URL: https://rusidea.org/6013.

7 Ницше Ф. Веселая наука. URL: https://www.100bestbooks.ru/read_book.php?item_id=10603&page=46.

8 «Бог Кузя» получил пять лет. Как была устроена его секта? 2018 16 июл. URL: https://www.bbc.com/rus-sian/news-44847535.

9 Larrey Philip. The future of religion. A review of Richard Rorty and Gianni Vattimo, The Future of Religion, edited by Santiago Zabala New York: Columbia University Press, ISBN: 0231134940. 2005. 89pp. URL:https://www.jcrt.org/archives/06.2/larrey.pdf.

10 Международный центр Тета Хилинг. URL: https://theta-world.ru/stoimost-kursov-teta-hiling-v-g-alma-

ata/.

11 Хайнц. Д. Адвентисты седьмого дня и отказ от участия в военных действиях: историческая перспектива. URL: http://krotov.info/libr_min/22_h/ay/nz.htm.

12 Сектантство и закон. URL: https://www.caravan.kz/articles/sektantstvo-i-zakon-370012/.

13 Секта «Сахаджа-йога». URL: https://k-istine.ru/sects/sahaja_yoga/sahaja_yoga_about-1.htm.

14 Сант мат. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сант_мат.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Апполонов А. В. Наука о религии и ее постмодернистские критики. М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2018. 240 с.

2. Терёшина Е. А. Понятие политизации религии // Уч. зап. Казан. Ун-та. 2012. Т. 154, кн. 1. С. 254-260.

3. Уразбаев А. О проблемах идеологического противодействия проникновению религиозного экстремизма в Республику Казахстан // Мир Евразии. 2008. № 8. С. 42-44.

4. Coney J. Sahaja yoga: socializing processes in a South Asian new religious movement. L. : Routledge, 1999. 269 p.

5. Бурова Л. А. Новые религиозные движения в социокультурном пространстве современного общества : автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д. : Юж. федер. ун-т, 2011. 28 с.

6. Хардт М., Негри A. Империя. М. : Праксис, 2004. 440 с.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Синяков Олег Витальевич - магистр религиоведения, 1религиовед, 2аспирант, 1Центр изучения религий, 2Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 1010010, Казахстан, г. Астана, ул. Нажимеденова, 10/1, 2644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55а; e-mail: olegsinyakov85@ mail.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Sinyakov Oleg Vitalievich - Master of Religious Studies, 1Religious Scholar, 2Postgraduate Student, 1Center for the Study of Religions, 2Dostoevsky Omsk State University, 110/1, ul. Nazhimedenova, Astana, 010010, Kazakhstan, 255a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: olegsinyakov85@mail.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Синяков О. В. Принцип толерантности как идеологическая составляющая содержания феномена религиозной конверсии // Вестн. Ом. ун-та. 2023. Т. 28, № 3. С. 62-70. Р01: 10.24147/1812-3996.2023.28(3). 62-70.

FOR CITATIONS

Sinyakov O. V. The principle of tolerance as an ideological component of the content of the phenomenon of religious conversion. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2023, vol. 28, no. 3, pp. 62-70. DOI: 10.24147/1812-3996.2023.28(3). 62-70. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.