Научная статья на тему 'Влияние процессов религиозного обращения и формирования преемственности на религиозную идентификацию последователей'

Влияние процессов религиозного обращения и формирования преемственности на религиозную идентификацию последователей Текст научной статьи по специальности «Социология»

CC BY
210
42
Поделиться
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ РЕЛИГИИ / НОВЫЕ РЕЛИГИИ / РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СПОСОБЫ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЩЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАКТИКИ / TRADITIONAL RELIGIONS / NEW RELIGIONS / RELIGIOUS IDENTITY / METHODS OF RELIGIOUS CONVERSION / RELIGIOUS PRACTICES

Аннотация научной статьи по социологии, автор научной работы — Пронина Татьяна Сергеевна

Посвящено изучению некоторых аспектов религиозности современных россиян, проблеме религиозной идентичности. Проанализированы способы и формы приобщения к вере, которые отражают особенности идентификационных процессов последователей традиционных и новых религий. Основной вывод состоит в том, что в конкуренции способов и форм привлечения новых членов первенство принадлежит новым религиям. В религиозной идентичности последователей традиционных религий наследуемые, передающиеся от поколения к поколению религиозно-культурные обычаи, нормы превалируют над приобретаемыми и самостоятельно конструируемыми в ходе религиозных практик. Описанные способы привлечения и формы обращения в новых религиях формируют «религиозно-центрированный» тип религиозной идентичности, для которого характерны неразделенность церковной и внецерковной жизни последователей и определяющее влияние религиозных представлений и норм на все сферы их жизни. Основана на результатах исследований, проводившихся Центром религиоведческих исследований Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в г. Тамбове и Тамбовской области.

THE IMPACT OF RELIGIOUS CONVERSION AND THE FORMATION OF SUCCESSION ON THE RELIGIOUS IDENTITY OF THE FOLLOWERS

It is devoted to the study of the processes of religious identification of modern Russians. The methods and forms of initiation to faith, that reflect the features of the identification processes among the followers of traditional and new religions are analyzed. The main conclusion consists in that the superiority in the competition of the methods and forms of attraction of new members belongs to the new religions. In the religious identity of followers of traditional religions, the handed down from generation to generation religious and cultural customs and norms prevail over those that are acquired and self-constructed in the course of the religious practices. The described methods of attracting and forms of conversion to faith in the new religions create a “religious-centered” type of religious identity that is characterized by non-separateness of church life with outside of the church life of the followers and by the decisive influence of religious beliefs and norms on all spheres of life. The results of research conducted by the Center for Religious Studies of Tambov State University named after G.R. Derzhavin in Tambov and the Tambov region are used.

Текст научной работы на тему «Влияние процессов религиозного обращения и формирования преемственности на религиозную идентификацию последователей»

ЯЗЫК. ПОЗНАНИЕ. КУЛЬТУРА

УДК 291.11

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССОВ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЩЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НА РЕЛИГИОЗНУЮ ИДЕНТИФИКАЦИЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

© Татьяна Сергеевна ПРОНИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии, директор Центра религиоведческих исследований, e-mail: tania_pronina@mail.ru

Посвящено изучению некоторых аспектов религиозности современных россиян, проблеме религиозной идентичности. Проанализированы способы и формы приобщения к вере, которые отражают особенности идентификационных процессов последователей традиционных и новых религий. Основной вывод состоит в том, что в конкуренции способов и форм привлечения новых членов первенство принадлежит новым религиям. В религиозной идентичности последователей традиционных религий наследуемые, передающиеся от поколения к поколению религиозно-культурные обычаи, нормы превалируют над приобретаемыми и самостоятельно конструируемыми в ходе религиозных практик. Описанные способы привлечения и формы обращения в новых религиях формируют «религиозно-центрированный» тип религиозной идентичности, для которого характерны неразделенность церковной и внецерковной жизни последователей и определяющее влияние религиозных представлений и норм на все сферы их жизни. Основана на результатах исследований, проводившихся Центром религиоведческих исследований Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина в г. Тамбове и Тамбовской области.

Ключевые слова: традиционные религии; новые религии; религиозная идентичность; способы религиозного обращения; религиозные практики.

Способы и формы приобщения к вере отражают особенности идентификационных процессов последователей традиционных и нетрадиционных новых религий, позволяя обозначить характерные черты типов религиозной идентичности.

Большинство россиян, идентифицирующих себя как последователей традиционных религий, обнаруживают историческую преемственность в наследовании вероисповедания. В их религиозной идентичности наследуемые, передающиеся от поколения к поколению религиозно-культурные обычаи, нормы превалируют над приобретаемыми и самостоятельно конструируемыми в ходе религиозных практик.

Приобщение к вере в традиционных религиях обычно происходит постепенно, реализуясь через элементы семейного воспитания, в процессе социализации, посредством усвоения культурных и этно-бытовых норм,

обычаев, моделей поведения. Приобщение к религиозной традиции, таким образом, является частью общего процесса социализации, включения личности в разнообразные жизненные связи, отношения.

Верующие, называющие себя последователями традиционных религий, в подавляющем большинстве приобщаются к религии в детстве на уровне семьи, участвуя в исполнении обычаев, обрядов, через праздничную культуру усваивая религиозные представления и практики. Происходит приобщение и опосредованно, через усвоение привычных форм поведения, социального взаимодействия, моральных норм, представлений о семье и других значимых констант. В подростковом возрасте формируются определенные представления о религии. При таком способе приобщения к религиозной традиции и отсутствии сознательного религиозного обучения уровень убеждений остается слабо за-

тронутым. Таким образом, религиозная идентичность при отсутствии религиозной практики совпадает с культурной идентичностью, т. к. затрагивает в религии те слои и элементы, которые уже стали достоянием общекультурной традиции и не требуют систематического воспроизводства в религиозной практике.

Иную ситуацию мы наблюдаем в новых религиях. Большинство последователей новых религиозных движений в России - это верующие в первом поколении, лишь в некоторых сообществах сформировалась преемственность во втором поколении последователей.

Существенно отличается и характер приобщения к вере: во многих типах религиозных новообразований это происходит не постепенно в процессе социализации, как в традиционных религиях, а за короткий период, и является результатом осознанного выбора. Процесс обращения нередко предполагает отказ от предзаданной наследуемой религиозной традиции, «разрыв генетической религиозности», что сопровождается резкими изменениями в образе жизни, отношениях с родственниками и друзьями, существенной сменой прежних взглядов и представлений. В отдельных случаях наблюдается некоторая десоциализация личности, асоциальность поведения с точки зрения привычных норм. И, что важно отметить, религиозное обращение в первую очередь затрагивает систему представлений и убеждений, которые затем оказывают мотивирующее влияние на оценки, поведенческие акты, выбор социальных практик. Таким образом, религиозная самоидентификация последователей новых религий имеет осознанный характер и выражает процесс соотнесения себя именно с определенной религией, часто с конкретным религиозным сообществом.

Религиозную идентичность последователей новых религиозных движений мы относим к «религиозно-центрированному» типу идентичности. Формирование такой идентичности нередко сопровождается конфликтом с традиционной культурой, проявляющимся на внутриличностном и внешнем уровнях.

Следует признать, что грань между религиозной традицией и культурными нормами, многие из которых имеют религиозный

источник в прошлом, весьма условна. Так, у некоторых последователей новых религиозных движений мы наблюдали на первом этапе превалирующий культурологический интерес к учению, практикам, который в последующем перерос в религиозные убеждения. К примеру, беседы с членами Тамбовской общины кришнаитов показали, что большинство из «преданных» пришли к этой вере через культурологическое увлечение: для кого-то таковым стал интерес к восточным языкам, литературе, философии, танцам, внешней атрибутике, кого-то привлекла экзотическая для россиянина индуистская культура. Именно такого рода увлечения и интересы лежали в начале религиозного пути большинства членов общины. Более же глубокое знакомство с принципами вероучения, основами культовой практики, необходимыми регламентациями собственной жизни, которые нужно будет исполнять, происходило постепенно, по мере все большего вовлечения в жизнь общины.

Похожую ситуацию мы наблюдали и в группе Сахаджа Йогов. Большинство постоянных членов пришли в общину, движимые культурологическим интересом к йогиче-ским практикам и философии или в надежде с помощью йоги решить проблемы со здоровьем или психическим самочувствием. В ходе дальнейшего пребывания в группе происходит усвоение религиозно-мистической составляющей учения. Этому способствуют наличие заинтересованности у самого «духовного искателя», которая приводит его на собрания, характер внутригрупповых взаимодействий: доброжелательная атмосфера, особенно первых встреч, немногочисленный состав постоянных членов в подобных общинах, что позволяет лидерам без труда фиксировать членство и контролировать «путь духовного развития» последователей. Наставники на занятиях имеют возможность обратиться к каждому присутствующему, высказать ему рекомендации, посоветовать, что нужно делать для достижения желаемого результата, чтобы в полной мере реализовы-вать возможности духовного развития. Первая, вполне понятная, рекомендация - присутствовать на занятиях, последовательно проходить этапы изучения доктрины, участвовать в совместной деятельности группы, что, по утверждению наставников, старей-

шин способствует усвоению всех аспектов учения. В данном случае, решающим благоприятствующим фактором становится немногочисленность группы, что позволяет лидерам охватить каждого присутствующего на собрании своим вниманием. Благодаря регулярным занятиям по изучению доктрины, регулярной практике учение переходит в убеждения. Такая религиозная идентичность связана с сознательным принятием определенных мировоззренческих, религиозных представлений, соотнесением себя с сообществом и сопровождается религиозной практикой, активным участием в жизни сообщества.

Приведем в качестве примера реализации такого способа обращения одно из собраний Тамбовской группы Сахаджа Йоги, которые мы посещали в течение длительного времени. В те же 1990-е гг., когда появились большинство новых религиозных движений в России, в городе образовалась группа последователей данного направления. Примечательно, что Сахаджа Йога в Тамбове существует на площадке Общества трезвости. В свое время «начинатели» движения в Тамбове смогли убедить психолога Общества в эффективности их методик для избавления от алкогольной и наркотической зависимостей.

Само движение основала гражданка Индии Нирмала Деви, которая, согласно аутентичным источникам, в 1970 г. открыла метод самопознания, самосовершенствования и самореализации, названный Сахаджа Йогой. Нирмала Деви является неоспоримым лидером для тех, кто принимает это учение. Она именуется «Первородной матерью», ее обожествляют. В 2006 г. Нирмала учредила команду Российского Совета. Городские советы по распространению Сахаджа Йоги были сформированы более чем в 150 городах страны. Городские Советы собираются по необходимости, но не реже раза в месяц. Встреча включает в себя медитацию, «вибрационную» работу (сочетание определенных фраз и движений. - Т. П.), обсуждение текущих вопросов (использование финансовых средств, обсуждение новых методов и направлений в распространении Сахаджа Йоги). Ежегодно проводятся семинары членов Российского Совета и Координаторов коллективов российских городов. На этих семинарах обсуждаются и утверждаются направления развития Сахаджа Йоги на грядущий год [1]. Ос-

новательнице принадлежат следующие слова: «Мое желание в том, чтобы для распространения Сахаджа Йоги была создана объединенная организация, охватывающая всю Россию, и чтобы ее возглавлял Российский Национальный Совет по распространению Сахаджа Йоги» [2].

Главное в учении - это медитация, новый вид которой, согласно собственным источникам, изобрела Шри Матаджи (еще одно именование основательницы, которое означает «уважаемая мать». - Т. П.): «Лучший путь избавления от условностей и эго состоит в том, чтобы медитировать. Сахаджа Йога предлагает уникальный метод медитации. С помощью этого нового метода, подаренного человечеству Шри Матаджи Нирмалой Деви, возможно достичь космического видения» [3,

с. 1].

Сахаджа Йога призывает к «коллективности». Это звучит двояко в данном случае. В узком смысле под коллективностью подразумеваются занятия Сахаджа Йогой в группе. В более широком - это призыв вообще к объединению людей со своими прежними убеждениями и попытка привести их к некому новому синтезу всех знаний и религий. Под убеждениями людей подразумеваются их религиозные взгляды: «К чему быть каплей, когда можно стать океаном? Давайте объединим учение Христа, Пророка Мухаммеда, Бога Кришны, Будды, Моисея, Заратустры, Лао Цзы и Конфуция в единый поток и взойдем к их просветленному видению» [3, с. 2].

Религиозное разнообразие критикуется основательницей учения, религии - это лишь частички, которые нужно воссоединить для окончательного результата: «Шри Матаджи Нирмала Деви несет нам образ всеобщей религии. Она объединила учения всех религий в один прекрасный венок и назвала его Сахаджа Йога» [3, с. 13].

Численность последователей тамбовской группы невелика: не более 20 человек. Вероятно, в это число следует включить и сочувствующих, посещающих лишь отдельные собрания, занятия. Что касается динамики роста, то значительного увеличения численности группы за годы ее существования не происходило. Около 15 активных членов -это максимальная цифра, которая нами фиксировалась, и около 10 человек - т. н. сочувствующих. Члены группы не ведут активной

пропагандистской деятельности. Поэтому о группе знают немногие; источником информации становятся друзья, знакомые, те, кто обращается в Общество трезвости. При знакомстве лидеры группы проявляют некоторую настороженность, очевидно, ждут каких-то провокационных вопросов о нетрадиционности их движения для России, каких-либо обвинений. Нередко сами предупреждают такого рода вопросы и начинают говорить об универсальности системы знания, созданной Нирмалой Деви, о том, что они вовсе не отрицают христианство или православие и что можно благополучно сочетать практику Са-хажда Йоги с другими, в т. ч. религиозными, убеждениями.

«Новичков» всегда встречают приветливо, перестраивают под них ход собрания, проводят ознакомительную лекцию с показом фильмов про достижения основательницы движения, снабжают краткими пособиями по практике. После рассказа о возникновении движения, о жизни основательницы, «выдающихся» результатах, которых удалось достичь последователям этого движения, начинается изложение самого вероучения. Основная цель практикующего Сахаджу Йогу -«пробуждение энергии Кундалини», что, как обещается, ведет к достижению внутренней и внешней гармонии с окружающим миром, избавлению от всех болезней - что подтверждают и присутствующие члены группы примерами из собственной жизни. Поскольку некоторые приходят на собрания целенаправленно в надежде избавиться от какой-либо психосоматической проблемы, то пункт о значении практик движения для избавления от болезней активно эксплуатируется и позволяет привлекать новых членов: «Я на сегодняшний день избавился от всех болезней, ничем не болею, тогда как раньше у меня были разные хронические заболевания», -так, например, рассказывал один из лидеров тамбовской группы, который вел практическую часть собрания. Также ссылаются в подтверждение эффективности методик Са-хаджа Йоги на свидетельства медицинских работников, специалистов, ученых, достоверность которых проверить не представляется возможным.

На первом же собрании новичкам предлагают выполнить простые упражнения, которые должны позволить им убедиться в ис-

тинности предлагаемого учения и начать саму практику Сахаджа Йоги - самое важное в системе Нирмалы Деви. Под руководством одного из лидеров группы присутствующие проделывают простейшие манипуляции: закрывают глаза, кладут руки на колени, совершают руками определенные пассы - накладывают ладони на правое подреберье, в область паха, на грудь, над головой завязывают руками воображаемый бантик. Все проделываемые движения сопровождаются определенным же набором фраз, который указан практически во всех пособиях: «правая рука - рабочая, она выполняет действия. Левая - лежит на коленях ладонью вверх. Итак, правая рука кладется на сердце, и произносятся слова: «Сила жизни, Мать, я есть Дух?» и т. д. (Запись первой лекции).

Во время выполнения упражнений ведущий старается контролировать процесс, настойчиво замечая, что нельзя отвлекаться, думать о постороннем, нельзя открывать глаза, т. к. это отвлекает и мешает достижению цели. Поскольку присутствующих немного -15-20 человек, то ведущему удается держать в поле своего внимания всех участников медитации. После выполнения этих несложных упражнений ведущий спрашивает, какие ощущения испытывают собравшиеся. Примечательно, что, в общем-то, любые ощущения интерпретируются в пользу верности и действенности Сахаджа Йоги. Всем новичкам инструктор по медитации обязательно высказывает отдельные рекомендации, старается каждому задать вопросы о том, что привело его на собрание, как он узнал о группе, занимался ли раньше йогой, какие испытал ощущения во время коллективной медитации.

В целом можно отметить, что атмосфера на собрании, характер занятий способны удовлетворить определенные потребности человека, нуждающегося в общении, душевной и духовной поддержке, интересующегося восточными учениями и практиками.

Что касается перспектив неоориента-листских учений, культов в нашем обществе, если судить по примеру тамбовских групп, то их современное состояние позволяет предполагать, что происходит определенная стабилизация состава и форм деятельности. Значительного притока членов в подобные сообщества ожидать не приходится, также

как и их исчезновения из религиозного пространства. Сформировалось уже второе поколение последователей. Нередко такими группами руководят потомственные члены, для которых их мировоззрение не является приобретенным извне в силу культурологического интереса, но усвоено на уровне семейных норм, обычаев. А такого рода идеи и практики имеют более устойчивый характер.

Высоким миссионерским энтузиазмом отличаются новопротестантские церкви. На примере Тамбовской церкви «Новая жизнь» мы наблюдали увеличение численности постоянных членов за пять лет с 10 до 150 человек. Каковы способы привлечения новых членов и религиозного обращения в церквях данного типа? Прибывший шесть лет назад отряд миссионеров, состоявший из 10 человек, активно принялся за «евангелизацию» местного населения. Чтобы иметь средства к существованию, все, по словам лидера, устроились на работу. Также получали помощь от других церквей, в основании которых участвовал до этого сам пастор - факт тоже весьма примечательный. Община начала прирастать. По словам пастора, их цель -обратить ко Христу как можно больше людей, а не заниматься прозелитизмом и перетягивать к себе членов других христианских церквей. Сказанное подтверждает то, что основную массу новых членов общины составляют не вышедшие из православных церквей, а люди в прошлом неверующие, но пребывавшие в духовных поисках и нашедшие удовлетворение своих духовных запросов в данном сообществе, и тех, кто когда-то уже был в церквях такого типа, но по причине переезда или в силу других обстоятельств покинул их.

Потому пополнение общины шло либо за счет некоренного населения, относительно недавно проживающего в регионе, и в прошлом имевших опыт пребывания в церквях такого типа. Для этих людей появление общины харизматического направления - возможность вернуться к привычному для них религиозному опыту. Так, общину пополнили африканцы, обучающиеся в местных учебных заведениях. Они, очевидно, сразу почувствовали себя комфортно в церкви, что свидетельствует о привычном для них укладе церковной жизни. Африканцы с удовольствием включились в деятельность группы

«прославления», используя навыки пения, игры на музыкальных инструментах. Община также приняла их радушно, и спустя год их пребывания в церкви 1 раз в месяц уже проводится «прославление» на родном для них языке. Последнее еще раз подтверждает отмечаемую религиоведами черту идеологии харизматов - антропоцентризм - пристальное внимание к каждому верующему. Многое в деятельности таких церквей направлено на то, чтобы дать понять человеку, что он ценен сам по себе для церкви, со всеми его этнокультурными и личностными особенностями, тем самым укрепляя внутригрупповые взаимосвязи и коллективную идентичность.

Второй путь пополнения общины, кстати, весьма существенный по численности, -представители коренного населения, пребывающие в состоянии социальной дезадаптации или освободившиеся из мест заключения, от различных видов зависимостей. Как мы уже отметили, реабилитация десоциали-зированных людей - одна из характерных для харизматических церквей форм еванге-лизационной деятельности.

Если говорить о Тамбовской церкви, то численность последователей, находившихся раннее в сложных жизненных ситуациях, в состоянии социальной дезадаптации, составляет не менее 30 %. Те, кто сумел преодолеть ту или иную форму зависимости, не только вернулись к нормальной жизни, но и использовали в дальнейшем свой жизненный опыт для помощи другим людям, обремененным аналогичными проблемами.

Отдельно следует отметить влияние религиозной «харизматии» на процессы религиозного обращения. Широкое распространение харизматического движения в мире, в т. ч. внутри самих традиционных христианских церквей, объясняется ростом личностного фактора в религиозном выборе, в духовных поисках. Люди нередко сегодня ищут в религии не «неизменности» традициям, а интенсивные, подлинные переживания. Ищут лидеров, обладающих харизмой: пророческим даром, особой силой убеждения, некой необычностью (последняя характеристика очень применима к некоторым харизматическим лидерам), что, по мнению некоторых, может свидетельствовать о подлинности данного религиозного выбора и позволя-

ет им самим испытывать интенсивные переживания.

Общие вероучительные положения харизматических неопятидесятнических церквей, их идейные истоки, вопросы исторической преемственности - этот круг проблем сегодня обрел более или менее понятные очертания для религиоведов. Как и все пятидесятники, последователи харизматического движения важнейшее значение придают Крещению Святым Духом, понимая его как особое переживание, нередко сопровождающееся различными эмоциями, в момент которого на «возрожденного» верующего нисходит сила Святого Духа. Пятидесятники уверены, что сила, которую верующий получает в результате «крещения Святым Духом», внешним образом проявляется в говорении на «иных языках», как об этом говорит Священное Писание (Деян. 10-44-46; Деян. 19:1-7). Они считают, что это не разговор на иностранных языках, а особая речь, свидетельствующая о благословении, получаемом от бога, но внешне часто не понятная как самим говорящим, так и слушающим. Впоследствии Дух Святой наделяет верующего и другими дарами - даром исцеления, пророчества и др.

Особое место в доктрине и практике пя-тидесятничества и неопятидесятничества также занимает положение о необходимости личного откровения, что значит получить личное откровение о своих жизненных целях, глубоко ими проникнуться, следствием чего будет преображение всей жизни человека. Акт глоссолалии есть часть такого откровения. Поскольку такая форма религиозного опыта является уже устоявшейся в общинах, на этот счет даже существуют определенные указания: в частности, получив личное откровение, нельзя сразу рассказывать о нем, нужно некоторое время «утвердиться» в нем. И только по прошествии продолжительного времени можно рассказать о полученном откровении окружающим. Личное откровение как обязательный элемент веры для каждого верующего - важный пункт в учении пятидесятников. Это поддерживает интенсивность веры, ставит верующих перед необходимостью исполнения религиозных предписаний, обязанностей перед церковью. А поскольку этих обязанностей довольно много, то жизнь верующих оказывается тесно связанной с

церковью. Ну, например, предписано посещать воскресные богослужения, участвовать в «домашней группе»1 - а это означает, что, по крайней мере, два дня в неделю человек участвует в жизни церкви, общается с единоверцами по религиозным вопросам. В действительности, это происходит еще чаще.

Характеризуя социальный состав церкви, следует отметить, что он довольно неоднородный. С точки зрения материальной обеспеченности и социального статуса, члены общины - это в большинстве своем малоимущие и люди среднего достатка. Пожалуй, одной категории граждан нет среди членов Тамбовской общины - это людей, занимающих высокий социальный статус: богатых бизнесменов, политиков, государственных чиновников высокого уровня. Аналогичную ситуацию отмечала и И.В. Скоробогатова на раннем этапе существования харизматических общин в Красноярском крае: «Основную массу прихожан составляли люди с низким уровнем дохода, неквалифицированные, часто безработные или с непостоянным местом работы. Верующие не осознавали необходимости в профессиональном росте, рассматривали трудовую деятельность как вынужденную необходимость, мешающую «настоящему служению Богу». Та же картина наблюдалась в отношении к образованию. Светское образование не представляло никакой ценности» [4, с. 19].

Под влиянием же произошедших в 1990-е гг. изменений в мировоззрении ха-ризматов успехи в различных сферах жизнедеятельности все более рассматриваются как знак божественного благоволения. Потому в современных харизматических церквях, по свидетельству И.В. Скоробогатовой, возрос престиж светского образования и профессиональной карьеры. Соответственно, в общинах появились предприниматели и образованные люди. Причем Тамбовская община также не исключение и подтверждает вывод о том, что формируемая установка на успех серьезно способствует росту активности и в предпринимательской деятельности, и в получении образования и в других сферах вне-церковной жизни. Таким образом, члены об-

1 Домашняя группа - небольшая группа верующих (от 5 до 10 человек), собирающаяся у кого-либо дома для изучения Писания, обсуждения тем, совместных молитв.

щины из малообеспеченных, инертных в социальном отношении людей, усваивая принципы харизматической идеологии, становятся социально активными, стремятся получить образование, добиться успеха в жизни.

На собраниях бросается в глаза особенность, уже ставшая традиционной для харизматических церквей: заметное преобладание мужчин. Соотношение: примерно 40 % -женщин к 60 % мужчин. Потому неудивительно, что женщины во время миссионерской деятельности пытаются привлечь в общину других женщин, приводя в качестве серьезного аргумента этот факт, что якобы дает возможность устроить личную жизнь. В церкви немало семейных пар, с детьми. За 5 лет существования в церкви состоялось две свадьбы. При этом, если один из супругов до брака не был в церкви, то, как правило, со временем и он начинает посещать собрания. Происходит это и по причине активной миссионерской позиции членов харизматических общин, и потому что для последователей характерна неразделенность церковной и вне-церковной жизни.

Также отличительная особенность харизматических общин - преобладание молодых людей и людей среднего возраста. Можно сказать, в общине нет людей пожилого возраста. Безусловно, молодежь привлекают в харизматических церквях вполне определенные мировоззренческие положения и формы культовой практики. Так, выраженные установки на «живой» личный религиозный опыт, на реализацию личностного потенциала и использование индивидуальных способностей каждого в деятельности церкви, установка на достижение успеха в жизни, протест против формализма в церкви - все это соответствует жизненным запросам, характерным для молодых людей. Привлекательны для молодежи некоторые черты харизматических собраний: такие как использование простых текстов, поп-музыки, возможность непосредственно выражать свои эмоции, петь, пританцовывать, что приветствуется и поощряется. Привлекает молодежь и повышенное внимание к чудесам, что обещает возможность быстрого достижения результата: «Спасение, освобождение, исцеление, - заметил пастор в личной беседе, -должны совершаться, ибо их движущим фак-

тором является вера людей» (Из материалов личной беседы. Архив автора).

Способы и формы религиозного обращения переживают трансформацию в ответ на социокультурные изменения. Фундирующими факторами могут стать совершенствование средств связи и обмена информацией, экономические кризисы, или, например, со-циетальная проблема, как это имеет место в общинах церкви Исход. Наблюдая за жизнью и деятельностью общин данного движения, мы пришли к выводу, что церкви Исход - это уникальное явление в российском религиозном континууме. Уникальность состоит, прежде всего, в том, что первоначальная мотивация обращения имеет нерелигиозные основания, которые затем проходят процесс сакрализации.

Церковь Исход провозглашает главным своим предназначением проповедь Евангелия для всех. Это объединяет их с пятидесятниками. Но отдельным пунктом прописано, что члены церкви Исход делают это и для «неблагополучных слоев (зависимых от наркотиков и алкоголя, девушек легкого поведения, игроманов)» [5]. Они воспринимают эту миссию как религиозную, к которой их призвал Бог. Таким образом, в данном религиозном движении сакрализации подвергся мирской процесс избавления от разрушительных пристрастий, который получает сакральную интерпретацию как акт помощи Бога. Акцент перемещен на социальную деятельность - в этом также заключается уникальность религиозного объединения Исход. Такие характерные особенности церкви заставляют религиоведов уточнять методы изучения религиозных объединений. Формы социетальной деятельности приняли форму религиозного обращения и стали эффективным способом привлечения новых членов в церковь.

С точки зрения модернизации форм и способов привлечения новых членов также представляет интерес участие неоязыческих объединений в мероприятии «Русские пробежки». Официальный сайт «Русских пробежек» характеризует их так: «Спортивные, оздоровительные мероприятия. Мы за светлое и трезвое будущее нашего народа! В целях акции «Русские за здоровый образ жизни!» [6].

Русские пробежки, организованные активистами «неофициального патриотическо-

го движения», изначально презентовались как акции по пропаганде здорового образа жизни и спорта среди русского народа на основе собственного примера. Проводятся таковые практически в каждом крупном городе на территории России, а также в Белоруссии и Украине, Эстонии: «Наши пробежки - абсолютно мирные. Мы бежим и для себя самих - тренируем свое тело, свою силу воли, радуемся жизни. И собственным примером, публичными занятиями спортом мы доносим до каждого члена общества, что ЗОЖ (здоровый образ жизни) и спорт - это должная норма жизни. Употребление алкоголя, табака, других наркотических средств, а также иные проявления современной жизни, активно вредящие здоровью людей, созданию семьи, рождению здоровых детей, осуждаемы и неприемлимы» [6].

В 2012 г. мероприятие для Тамбовской общины было новым, поэтому численность участников возрастала по мере пропаганды их деятельности. Если на пробежках, приуроченных к 23 февраля и 8 марта, наблюдалось не больше 10 человек [7], то на пробежке 9 мая присутствовало уже больше 100 участников разных возрастов [8], в большинстве своем - молодежь. Принять участие в данном мероприятии приглашали через соответствующие группы в социальных сетях. Данное событие освещалось в местных СМИ [9]. Группа старается использовать для привлечения внимания различные средства коммуникации. Руководители и члены общины активно используют сеть Интернет и местные СМИ, что демонстрирует их расхождение с т. н. «традиционными» неоязычниками, отказавшимися от любых технических достижений и стремящихся к жизни в отрыве от цивилизации.

В тамбовских пробежках также приветствовалось участие народов славянской группы, коренных народов России, но возможно участие и представителей других народов, которые будут поддерживать идеи, формат движения. Тем самым лидеры тамбовского движения неоязычников фактически отступают от довольно жесткой националистической ориентации, характерной для некоторых других неоязыческих сообществ. На данном примере мы наблюдаем отход от узко ориентированных на один этнос принципов пополнения общины и использование

в презентации своего сообщества актуальных социальных акций.

В конкуренции способов и форм привлечения новых членов, на наш взгляд, первенство принадлежит новым религиям. Традиционные религии в этом вопросе отличаются инертностью, полагаясь на историческую преемственность вероисповедания. Р. Мер-тон, концептуальные положения которого мы используем в анализе феноменов современной религиозности, указывал на то, что переход к тем или иным формам поведения будет устойчивым, если индивид вовлекается в социальную деятельность: «Поведение в рамках общепризнанной роли, ориентированное на достижение основных ценностей группы» [10, с. 306]. Предложенная им типология способов приспособления индивидуума к условиям, существующим в обществе или группе, была частично использована нами при анализе идентификационных процессов последователей новых религиозных движений, и что не менее важно, при рассмотрении различий в идентичности последователей традиционных конфессий и альтернативных сообществ. При отсутствии вовлеченности в различные виды общей деятельности, формирующие внутригрупповые взаимодействия и подкрепляющие религиозную самоидентификацию, религиозность не функционирует как устойчивая система, но имеет несистемный, фрагментарный характер.

Таким образом, анализ способов приобщения к вере и форм религиозного обращения в традиционных религиях позволяет сделать вывод о том, что для представителей самого многочисленного «гражданско-религиозного» типа идентичности современных россиян религиозная принадлежность имеет наследуемый характер. В условиях переживаемого кризиса этнокультурной и гражданской идентичности, дефицита идентификационных ресурсов религия оказывается востребованной как средство для конструирования новой гражданской идентичности и не оказывает существенного влияния на формирование самой религиозной идентичности.

Иную ситуацию мы наблюдаем в отношении «религиозно-центрированного» типа идентичности представителей новых религий. Для них приобщение к вере, восприятие религиозных идей, культовых практик влечет

за собой изменения всего образа жизни, и, таким образом, религия в религиозной идентичности представителей данного типа занимает центральное место. С уверенностью можно сделать вывод, что описанные способы привлечения и формы обращения в новых религиях формируют «религиозно-центрированный» тип религиозной идентичности, для которого характерны неразделенность церковной и внецерковной жизни последователей и определяющее влияние религиозных представлений и норм на все сферы их жизни.

1. Сайт Сахаджа Йоги. URL: http://www. sahajayoga.ru/ (дата обращения: 15.01.2014).

2. Из письма 12 сент. 2006 года. Сайт Сахаджа Йоги. URL: http://sahajayoga.am/sahaja-yoga-books.html (дата обращения: 15.01.2014).

3. Йоги Махаджан. Новое тысячелетие исполнит древние пророчества. URL: http://sahajayoga. am/sahaja-yoga-books.html (дата обращения: 15.01.2014).

4. Скоробогатова И.В. Харизматические церкви в современной России (на материалах Красноярского края): автореф. дис. ... канд. фи-лос. наук. СПб., 2011.

5. Исход. Церковь Божья. Централизованная Религиозная организация Южное Епархиальное управление Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (п). Ростов н/Д. Б. г.

6. Русские пробежки. Интернет ресурс. URL: http://ruszabeg.ru/ (дата обращения: 15.01.2014).

7. Русская пробежка в Тамбове 23 февраля. URL: http://www.youtube. com/watch?v=oYdX B16qtcU/ (дата обращения: 15.01.2014).

8. «Русская пробежка» и «Рекорд Победы» 9 мая в Тамбове. URL: http://www.youtube.com/ watch?v=qEFi2QI5scI (дата обращения: 12.10.2014).

9. Наш голос. 2012. 17 мая.

10. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности (Современные буржуазные теории). М., 1966.

1. Sayt Sakhadzha Yogi. URL: http://www. sahajayoga.ru/ (data obrashcheniya: 15.01.2014).

2. Iz pis'ma 12 sent. 2006 goda. Sayt Sakhadzha Yogi. URL: http://sahajayoga.am/sahaja-yoga-books.html (data obrashcheniya: 15.01.2014).

3. Yogi Makhadzhan. Novoe tysyacheletie ispolnit drevnie prorochestva. URL: http://sahajayoga. am/sahaja-yoga-books.html (data obrashcheniya: 15.01.2014).

4. Skorobogatova I. V. Kharizmaticheskie tserkvi v sovremennoy Rossii (na materialakh Krasnoyarskogo kraya): avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. SPb., 2011.

5. Iskhod. Tserkov' Bozh'ya. Tsentralizovannaya Religioznaya organizatsiya Yuzhnoe Eparkhial'noe upravlenie Rossiyskogo ob"edinennogo Soyuza khristian very evangel'skoy (p). Rostov n/D. B. g.

6. Russkie probezhki. Internet resurs. URL: http://ruszabeg.ru/ (data obrashcheniya: 15.01.2014).

7. Russkaya probezhka v Tambove 23 fevralya. URL: http://www.youtube.com/watch?v=oYdX B16qtcU/ (data obrashcheniya: 15.01.2014).

8. "Russkaya probezhka" i "Rekord Pobedy" 9 maya v Tambove. URL: http://www.youtube. com/watch?v=qEFi2QI5scI (data obrashcheniya: 12.10.2014).

9. Nash golos. 2012. 17 maya.

10. Merton R. Sotsial'naya struktura i anomiya // Sotsiologiya prestupnosti (Sovremennye burzhuaznye teorii). M., 1966.

Поступила в редакцию 22.05.2015 г.

UDC 291.11

THE IMPACT OF RELIGIOUS CONVERSION AND THE FORMATION OF SUCCESSION ON THE RELIGIOUS IDENTITY OF THE FOLLOWERS

Tatyana Sergeevna PRONINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Associate Professor of Philosophy Department, Director of Religious Studies Centre, e-mail: tania_pronina@mail.ru

It is devoted to the study of the processes of religious identification of modern Russians. The methods and forms of initiation to faith, that reflect the features of the identification processes among the followers of traditional and new religions are analyzed. The main conclusion consists in that the superiority in the competition of the methods and forms of attraction of new members belongs to the new religions. In the religious identity of followers of traditional religions, the handed down from generation to generation religious and cultural customs and norms prevail over those that are acquired and self-constructed in the course of the religious practices. The described methods of attracting and forms of conversion to faith in the new religions create a "religious-centered" type of religious identity that is characterized by non-separateness of church life with outside of the church life of the followers and by the decisive influence of religious beliefs and norms on all spheres of life. The results of research conducted by the Center for Religious Studies of Tambov State University named after G.R. Derzhavin in Tambov and the Tambov region are used.

Key words: traditional religions; new religions; religious identity; methods of religious conversion; religious practices.