Научная статья на тему 'ДЕТЕРМИНАНТЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КОНВЕРСИИ'

ДЕТЕРМИНАНТЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КОНВЕРСИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТЕРМИНАЦИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ КОНВЕРСИЯ / ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ ЦЕПИ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРИЧИН / ДЕТЕРМИНАНТЫ УСЛОВИЙ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Синяков Олег Витальевич

В статье рассмотрен феномен детерминации религиозной конверсии на основе социологических исследований общественных процессов и религиозности в современном казахстанском обществе. Исследуются его причинно-следственные связи, эволюционирование и динамика популяризации. Выявлено, что, хотя имеются и другие важные непричинные типы связей, принцип причинности религиозных переходов составляет его базис. Представлена классификация цепей причинения религиозной конверсии и демонстрируются попытки ее исследования на основе некоторых интегральных вычислений. Анализ концепта проведен в целях применения на практике для составления механизма политических решений в сфере духовной толерантности общества относительно условиям его экономического развития. Политология полученных данных исследования религиозной конверсии позволяет выявить положительные и отрицательные детерминации духовности казахстанцев. Демонстрируемое исследование насущной для Казахстана социальной проблемы актуально для всех стран постсоветского пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINANTS OF RELIGIOUS CONVERSION

The article considers the phenomenon of determining religious conversion on the basis of sociological studies of social processes and religiosity in modern Kazakh society. Its cause-and-effect relationships, evolution and dynamics of popularization are investigated. It is revealed that although there are other important non-causal types of connections, the principle of causality of religious transitions is its basis. The classification of the chains of causing religious conversion is presented and attempts to study it on the basis of some integral calculations are demonstrated. The analysis of the concept is carried out in order to apply it in practice to compile a mechanism for political decisions in the field of spiritual tolerance of society in the conditions of its economic development. The political science of the obtained data of the study of religious conversion allows us to identify positive and negative determinations of the spirituality of Kazakhstanis. The demonstrated study of the urgent social problem for Kazakhstan is relevant for all countries of the post-Soviet space.

Текст научной работы на тему «ДЕТЕРМИНАНТЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КОНВЕРСИИ»

УДК 141

DOI 10.24147/1812-3996.2023.28(1).57-66

ДЕТЕРМИНАНТЫ РЕЛИГИОЗНОМ КОНВЕРСИИ

О. В. Синяков

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

Информация о статье

Дата поступления 18.11.2022

Дата принятия в печать

19.12.2022

Дата онлайн-размещения

27.06.2023

Ключевые слова

Детерминация, религиозная конверсия, причинно-следственные цепи, детерминанты причин, детерминанты условий, национальная идентичность

Аннотация. В статье рассмотрен феномен детерминации религиозной конверсии на основе социологических исследований общественных процессов и религиозности в современном казахстанском обществе. Исследуются его причинно-следственные связи, эволюционирование и динамика популяризации. Выявлено, что, хотя имеются и другие важные непричинные типы связей, принцип причинности религиозных переходов составляет его базис. Представлена классификация цепей причинения религиозной конверсии и демонстрируются попытки ее исследования на основе некоторых интегральных вычислений. Анализ концепта проведен в целях применения на практике для составления механизма политических решений в сфере духовной толерантности общества относительно условиям его экономического развития. Политология полученных данных исследования религиозной конверсии позволяет выявить положительные и отрицательные детерминации духовности казахстанцев. Демонстрируемое исследование насущной для Казахстана социальной проблемы актуально для всех стран постсоветского пространства.

Благодарность

Самые теплые слова благодарности адресую преподавателю философских дисциплин Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского профессору Разумову Владимиру Ильичу за его поддержку, заботу, терпение, понимание, а также помощь в выборе темы и разработке статьи. Я благодарен также профессорско-преподавательскому составу факультета теологии, философии и мировых культур и лично моему научному руководителю, декану этого факультета, доктору философских наук, профессору Зайцеву Павлу Леонидовичу за их содержательные консультации, советы, интеллектуальную поддержку, обогащение моих знаний, предоставление литературы

DETERMINANTS OF RELIGIOUS CONVERSION

O. V. Sinyakov

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Abstract. The article considers the phenomenon of determining religious conversion on the basis of sociological studies of social processes and religiosity in modern Kazakh society. Its cause-and-effect relationships, evolution and dynamics of popularization are investigated. It is revealed that although there are other important non-causal types of connections, the principle of causality of religious transitions is its basis. The classification of the chains of causing religious conversion is presented and attempts to study it on the basis of some integral calculations are demonstrated. The analysis of the concept is carried out in order to apply it in practice to compile a mechanism for political decisions in the field of spiritual tolerance of society in the conditions of its economic development. The political science of the obtained data of the study of religious conversion allows us to identify positive and negative determinations of the spirituality of Kazakhstanis. The demonstrated study of the urgent social problem for Kazakhstan is relevant for all countries of the post-Soviet space.

Acknowledgements

The warmest words of gratitude are addressed to the teacher of philosophical disciplines of the Dostoevsky Omsk State University to Professor Razumov Vladimir Ilyich for his support, care, patience, understanding, as well as help in choosing a topic and in developing the article. I am also grateful to the faculty of the Faculty of Theology, Philosophy and World Cultures and personally to my supervisor, the dean of this faculty, Doctor of Philosophy, Professor Pavel Leonidovich Zaitsev for their meaningful consultations, advice, intellectual support, enrichment of my knowledge, and provision of literature

Article info

Received 18.11.2022

Accepted

19.12.2022

Available online

27.06.2023

Keywords

Determination, religious conversion, causal chains, determinants of causes, determinants of conditions, national identity

1.Введение

В связи с общенаучным интересом к диверсификации религиозных процессов в современное общество и активизацией нетрадиционных для Казахстана религиозных организаций (и также псевдорелигиозных и деструктивных культов, целительских корпораций, маркетинга и финансовых пирамид) назрела необходимость в исследовании феномена религиозных обращений наших граждан.

Толкование смысла понятия «детерминизм религиозной конверсии», можно найти в книге Макса Вебера «Хозяйство и общество» [1]. Необходимо напомнить, что Вебер открыл «теорию социального действия» «повинующихся людей», которая опреде-

ляется четырьмя типами действий: целерациональ-ные, ценностно-рациональные, аффективные и традиционные. «Штаб управления может повиноваться господину (или господам) в силу обычая, или чисто аффективно, или в силу материальной заинтересованности, или в силу идеальных мотивов (ценностно-рационально). К ним, как правило, добавляется вера в легитимность господства» [2]. Поведение, связанное с детерминацией религиозной конверсии, объясняет зависимость субъекта от данных действий.

Целью работы является исследование религиозной конверсии в проекции на казахстанское общество.

Смена устоявшихся общепринятых взглядов и подходов в изучении гуманитарных наук внедряет новейшие методы их исследования. Центральным методологическим аспектом в нашей работе выступает концепция системной детерминации. На основе принципа детерминизма будет разработана исследовательская методология, приложением которой станет процесс религиозной конверсии. Феномен религиозных миграций рассмотрен в контексте самообразующихся систем причинных связей.

Теоретически переходы из одной религии в другую должны определяться именно религиозными императивами. Однако выполненное исследование доказывает, что изучение условий и причин вступления граждан в религиозную конверсию прослеживает зависимость от социоэкономического положения в стране, особенностями которого он и детерминируется.

Макс Вебер в своем философском бестселлере «Протестантская этика и дух капитализма» [3] подтверждает вывод о том, какое огромное воздействие оказывает религия, а соответственно и религиозная конверсия, на все сферы капиталистического общества- политику, экономику, быт. В данном случае он доказывал, что без образования определенного ответвления протестантизма (совершенной религиозной конверсии) вряд ли бы организовалось такое высокоэффективное капиталистическое производство и дух капитализма в Западной Европе и Северной Америке.

Основой статьи является рассмотрение детер-минационных переходов из одной религии в другую на базе исследования её типов.

Категория детерминизма позволяет глубже рассмотреть социологию религиозной конверсии, обстоятельства ее происхождения и жизнедеятельность. При этом необходимо отметить новизну данного подхода, поскольку в обширных источниках принцип детерминизма относительно религиозной конверсии не был взят на вооружение. Специальные исследования, анализирующие данную проблему в Казахстане (да и в России) до настоящего момента не проводились, хотя эпистемология, объясняющая практическое применение данного явления, вполне очевидна.

Выявленная причинность религиозных переходов определит не только их позитивное и негативное влияние на общественные процессы, но и позволит сделать выводы об их взаимном воздействии и последствиях для социума. В данном фоновом режиме исследование по определению роли религиозной конверсии в современной философской тео-

рии, а также анализ ее причин и следствий является актуальным и практически значимым.

2. Основные подходы к пониманию детерминации в свете социальной философии. Литературный обзор

Проблемы детерминизма, причинно-следственные связи и подходы к их исследованию достаточно давно обсуждаются и нашли свое применение в философии. Использование такого подхода, по мнению авторитетных ученых в том, что детерминизм является методологической основой всех познавательных и социально-преобразующих действий людей [4, с. 106]. В этой связи, накопившийся материал стал базисом в изучении детерминации религиозной конверсии.

В современной философии понятие «детерминизм» означает «общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности» [5, с. 631]. В соответствии с законами детерминизма общественные процессы, так же, как и природные, по обусловленным причинам рождаются, протекают и умирают закономерно.

Разнообразие форм проявлений детерминации рождает разнообразие ее категорий и уровней. Рассмотрим детерминации религиозной конверсии в соответствии с ее типологией. В философских источниках нового времени зафиксировано множество категорий различных детерминаций, где «причинная детерминация» является одной из разновидностей. Остановимся на некоторых из них.

М. А. Бунге, философ и физик (США). Изложил классификацию различных форм отношений детерминизма:

- количественная самодетерминация: детерминация последующего предшествующим;

- причинная детерминация, или причинение: детерминация действия посредством действующей (внешней) причины;

- взаимодействие (взаимная причинность, или функциональная взаимозависимость): детерминация следствия взаимным действием;

- механическая детерминация последующего предшествующим, обычно с прибавлением действующих причин и взаимных действий;

- статистическая детерминация конечного результата объединенным действием независимых или почти независимых сущностей;

- структурная детерминация частей целым и наоборот;

- телеологическая детерминация средств целями и задачами;

- диалектическая детерминация (или качественная самодетерминация) всего процесса внутренней «борьбой» и последующим конечным синтезом его существенных противоположных компонентов [6, с. 485-486]. Бунге отмечал, что формы детерминации разнообразны, а причинность является лишь одной из его категорий. Также было отмечено, что одни законы физики отображают лишь связи величин, другие описывают вероятности. Следовательно, детерминация может инкорпорировать и причинно-следственные, и вероятностные правила, исключая магию и чудеса как антинаучные.

Однако в его теории имеется некоторые спорные моменты. Как сам автор называет «дискуссионным, а, следовательно, может подлежать устранению или улучшению» [7, с. 8].

Заинтересовала автора точка зрения на данные процессы М. А. Парнюка, доктор философских наук (Украина). Парнюк исходит из того, что детерминации имеют производящие факторы и производный результат. Причем для различных вещей и детерминанты бывают различные.

Основные типы детерминации:

- зависимость вещей от других вещей (абсолютное),

- зависимость вещи от себя (относительное).

Виды детерминации, реализуемые через какой-либо процесс или деятельность:

- условие,

- обусловливаемое.

Категории процесса детерминации:

- возможность,

- действительность.

Недостаточность детерминирующих факторов отсылает вещь в категорию, возможности. Если детерминирующих факторов достаточно, происходит превращение возможности в действительность. Это и есть процесс причинности, который является ключевым фактором детерминации [8]. Парнюк исследуя проблемы детерминации, выявил, что данные процессы обусловлены причинами и условиями.

Он разработал систему категориальности детерминизма, выявил взаимосвязь между причинностью и детерминизмом, упорядоченность их взаимоперехода, перерождение одной вещи в другую.

Также отметим исследования В. П. Бранского, доктор философских наук (Санкт-Петербург). Бран-ский выделил четыре основных вида связей детерминации:

- одно-однозначная,

- одно-многозначная,

- много-однозначная,

- много-многозначная связи.

Также выполнил классифицирование 32 видов детерминации, категориально характеризуемых как «возможность» и «действительность». Причем каждый вид может быть установлен опытным путем в зависимости от корреляции причинности [9, с. 112129]. На основе метода синергетики разработал новую философию истории. Синергетическая философия истории обобщила старую теорию и открыла новые перспективы социального развития. Осуществил построение синергетической модели глобализации. Изучил влияние синергетической философии истории на синергетическую философию религии, синер-гетическую философию человека.

Рассмотрев подходы современной философии, необходимо отметить, что причинная детерминация является лишь одним видом многообразия детерминаций. Следовательно, на основе закономерности данных процессов и варьированности «причинности» формируется общий портрет детерминизма. Для дальнейшего продвижения в исследовании религиозного детерминизма рассмотрим структуру ее причинности.

3. Структура причинности религиозной конверсии

В структуре причинности религиозной конверсии необходимо сразу разграничить такие концепты как «причины» и «условия» религиозных переходов.

Детерминантами причины являются социальные либо психологические факторы, непосредственно порождающие переходы из одной религиозной веры в другую, являясь закономерно вытекающим следствием.

Детерминантами условий являются факторы, способствующие формированию вышеуказанных причин, или побуждающие к совершению переходов в другие религиозные объединения.

Совокупность причин и условий составляет систему детерминации, под которой понимается синтез данных элементов, приводящий к конверсии в религиозной среде, и которая в настоящий момент повергается исследованию. Но на самом деле, система детерминации многогранна и имеет множество модификаций связи предметов и событий, таких, например, как причинностные, функциональные, статистические и др.

Рассмотрим на конкретном примере детерминанты условий, побуждающие к совершению переходов в другие религиозные объединения.

На постоянной основе «Центр общественного развития и информации» управления внутренней политики Северо-Казахстанской области» (далее -«Центр»)1 проводит социологические исследования «Молодежь и религия». Автор данной статьи осуществлял трудовую деятельность в данном Центре в качестве религиоведа. Целью исследования является попытка формирования относительно целостной картины сложившихся конфессиональных предпочтений и ценностных ориентаций молодежи на территории Северного Казахстана. В опросе приняли участие молодые люди в возрасте от 18 лет до 29 лет. Время проведения: январь-июнь 2021 г. По мнению респондентов, рейтинг факторов, в наибольшей степени влияющих на развитие религиозной ситуации в Северо-Ка-захстанской области, выглядит следующим образом:

а) низкий уровень жизни;

б) невысокий уровень религиозной грамотности;

в) миграционные процессы;

г) доступность религиозных интернет-ресурсов;

д) отсутствие развитой инфраструктуры в сельской местности;

е) падение общественной морали и поиск духовных ориентиров;

ж) низкий уровень образования в РК.

Рассмотрев «условия» религиозных переходов,

перейдем к изучению концепта их «причины». На базе Северо-Казахстанского университета им. М. Ко-зыбаева2 автором проводилось исследование причин перехода из традиционных религий в новые методом фокус-групп, в котором приняли участие студенты 2 курса следующих факультетов: врачебное дело, филологический, физкультура и спорт, иностранные языки. Общее количество студентов составило 122 человека, из них - 80 юношей и 42 девушки в возрасте 18-20 лет. Был зафиксирован следующий диапазон ответов:

1) разрешение финансовых (материальных) проблем;

2) воздействие окружающих другой веры,

з) смешанный брак,

4) собственный духовный поиск, озарение;

5) трудная жизненная ситуация -смертельная болезнь, авария, череда несчастий;

6) неуважительное отношение к представителям духовенства (требования высокой оплаты за ритуальные услуги, высокомерное отношение к населению, неумение объяснить религиозные каноны);

7) высокая активность религиозных деятелей новых религий и миссионеров, изучение Библии,

оказание помощи в решении материально-бытовых проблем;

8) вовлечение через религиозные сайты в интернет-пространстве;

9) желание вести здоровый образ жизни, обучение иностранным языкам, возможность получения образования за рубежом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10) любопытство, постижение неизведанного.

Выявленные детерминанты причин и условий

религиозной конверсии являются, например, основой создания программы работы с людьми, связанной с проблемами выхода из деструктивных культов, которые сопряжены с обязательным психологическим депрограммированием, религиоведческим консультированием самопреодоления последствий нахождения в данных организациях.

4. Подходы к исследованию факторов религиозной конверсии

Помимо условий, всякая причина имеет следствие. На основании этого отметим следующие важнейшие характеристики детерминации причинных связей религиозной конверсии:

1) причина вызывает следствие;

2) следствие во временном пространстве всегда побуждается причиной;

3) сходные причины приводят к похожим следствиям;

4) не причина, а следствие ведет к преобразованию личности.

В своем исследовании будем исходить из того факта, что религиозная конверсия - это следствие перехода в другую религию под воздействие ряда причин. Между причиной и следствием в изученной литературе установлено четыре основных подхода к пониманию причинности детерминации (материал разработан на основе работ М. А. Парнюка, В. П. Бранского, М. А. Бунге.

4.1. Монофакторный подход

Одна причина вызывает одно следствие. При данном подходе религиозный переход может быть связан с каким-то одним фактором и именно между ними может быть установлена статистическая зависимость. Пример: обстоятельства сложились таким образом, что межконфессиональный брак может быть заключен только при смене религии (вследствие религиозной конверсии).

Чем полезен данный подход. При помощи данного показателя можно определить мотивацию сути происходящих процессов. На его основе, например, мы можем рассчитать удельный вес каждой из причин, в результате которых была совершенна религи-

озная конверсия. В качестве примера возьмем следующее: в Казахстане утверждена Госпрограмма по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2018-2022 гг.3, которая направлена также на возвращение наших граждан и детей из зоны боевых действий и их дерадикализацию. «Центр» принимает активное участие по реабилитации граждан, боевиков, женщин и детей, прибывших из Сирии. За участие в пособничестве терроризму в исправительном учреждении г. Петропавловска СКО таких осужденных содержится 45 человек (40 мужчин и 5 женщин).

Источником настоящего исследования является опрос вышеуказанных осужденных автором данной статьи, в ходе которого были выявлены причины респондентов, вступивших в ИГ (ИГИЛ, ИГ - террористическая организация, запрещенная в Казахстане и в России). Всего опрошено 45 осужденных, в основном - представители казахской и русской национальностей в возрасте 18-45 лет. Выявлены основные причины совершенной религиозной конверсии:

- низкая религиозная грамотность (поиск «истинной» веры),

- вербовка,

- неудовлетворение жизнью в Казахстане,

Рассмотрим следующий подход к пониманию причинности детерминации.

4.2. Полифакторный подход Одно следствие может быть вызвано несколькими причинами.

На данном этапе религиозной конверсии предшествует целый комплекс различных причин. Например, верующий перешел в другую религию по следующим причинам - межконфессиональный брак, для улучшения своего материального положения, чтобы изучать другой язык, чтобы изменить место жительства, вести здоровый образ жизни и др.

- психологическая атака, внушаемость, обман,

- вступление в брак,

- безработица.

За основу расчета была взята формула, применяемая в криминологии при расчете удельного веса отдельных видов преступлений [13, с. 32]. Удельный вес каждой причины совершенной религиозной конверсии рассчитывается по следующей формуле:

Уп1 = п1/П х 100 %, где Уп - удельный вес причины совершенной религиозной конверсии; п1 - количество причин определенного вида; П - общее количество причин.

Подставим значения переменных в формулу и получим результат, описанный ниже (табл. 1).

Удельный вес отдельного вида детерминации религиозной конверсии показывает, какую долю переходов в общей конверсии достигает какая-то определенная причина. Исходя из проведенного исследования, следует, что в регионе осуществляется мощная вербовка посредством интернета, низкая религиозная грамотность и социальные причины. На основе проведенных исследований можно планировать профилактическую работу.

Предложим следующую классификацию причин, влияющих на религиозную конверсию:

1. Социальные факторы:

- низкий экономический уровень (низкая заработная плата, дефицит рабочих мест; отсутствие инфраструктуры в сельской местности; рост цен на основные продукты питания и предметы потребления, нужда и бедность);

- политические и религиозные конфликты.

2. Медикаментозные и социопсихологические факторы: высокая опасность возникновения очагов

Таблица 1

Причинные детерминации религиозной конверсии, в результате которой жители Северо-Казахстанской области стали пособниками терроризма [1]

Количество причин определенного вида Причинные детерминации религиозной конверсии Общее количество причин Удельный вес причины совершенной религиозной конверсии, %

п1 поиск «истинной» веры 31 27,7

п2 вербовка посредством интернет-связи, психологическая атака, внушаемость, обман, обещание счастливой жизни 39 34,8

п3 неудовлетворение жизнью в Казахстане (безработица, низкая заработная плата, бедность) 28 25

п4 вступление в брак 14 12,5

П 112

эпидемии, боязнь заразиться и умереть, низкий уровень системы здравоохранения и показателей здоровья нации; рост количества психических заболеваний и депрессивных состояний; увеличение числа лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией; стремление к здоровому образу жизни.

3. Социо-семейные факторы: заключение межконфессиональных браков; увеличение количества разводов и беспризорных детей, неблагополучные семьи; одиночество, ограниченный круг общения; стремление оградить себя и свою семью от тлетворных влияний извне.

4. Территориальный фактор, особенностями которого является высокое распространение определенных религиозных верований.

В масштабе полифакторного подхода детерминация интегративного уровня религиозной конверсии может быть рассмотрена как интегральное уравнение бесконечного множества социально-экономических факторов, происходящих в обществе, в определенный период времени и на указанных территориях.

Поскольку статистические данные о количестве религиозных переходов в Казахстане отсутствуют, значительная доля замеров приходится на социологические исследования. Для выявления состояния уровня религиозной конверсии по инициативе автора статьи был проведен аксиологический анализ данных отчетности за 1 и 2 кварталы «Центра». В результате проведенной работы, было выявлено количество религиозных переходов, совершенных в указанный период времени, установлено количество лиц, совершивших эти переходы, обработано множество факториальных причин социального и экономического характера, удалось отследить скачки качества жизни населения области в заданный период времени.

За основу расчета была взята формула, применяемая в территориальных экономических исследованиях. Методика основана на сведении разнообразных результатов исследований в интегральные показатели [11]. Расчет проведем, используя статистические данные по количеству совершенных религиозных конверсий, по числу лиц, их совершивших, и по численности верующего населения. Необходимо доказать, что увеличение количества религиозных конверсий и числа лиц, их совершивших, ведет к увеличению комплексного показателя уровня религиозной конверсии. Расчеты проводим по следующей формуле:

U = C х (Pc / Pp),

где и - комплексный показатель уровня религиозной конверсии; С - количество религиозных конверсий, совершенных на территории Северо-Казахстан-ской области; Рс - число лиц, совершивших религиозную конверсию; Рр - численность верующих, Се-веро-Казахстанской области.

Цифровые показатели для расчета значения комплексного индикатора религиозной конверсии представлены в табл. 2.

Таблица 2 Показатели религиозной конверсии в СКО в первом полугодии 2021 года [1]

Регион 1 ква ртал 2 ква ртал

С Рс Рр С Рс Рр

Северо-Казах-станская область 30 40 111723* 50 80 111723*

* Численность населения: по данным Бюро национальной статистики4.

и = С X (Рс/Рр) и1 = 30 х (40 / 111723) = 0,010 и2 = 50 х (80 / 111723) = 0,035.

Анализ комплексных показателей уровня религиозной конверсии в регионе показал, что чем выше количество религиозных переходов, тем выше значение показателя религиозной конверсии. На основе данного показателя можно сделать расчеты по всем областям Казахстана (выявить территориальный уровень), разделив на типы (высокий, средний, низкий) религиозной конверсии. На основании той же формулы можно определить уровни религиозной конверсии регионов для каждой отдельной детерминанты причинности - социальные, медикаментозные и социопсихологические, социо-семей-ные, территориальные. Именно эти факторы в основном и определяют общий уровень религиозной конверсии в регионе. Используя примененную формулу, можно произвести расчёты комплексного индикатора религиозной конверсии и определить характер ее детерминации в любом временном отрезке (например, за 1 квартал отчетного периода).

4.3. Интеракционистский подход

Одна причина может повлечь за собой несколько следствий, в том числе и религиозную конверсию.

При данном подходе причиной религиозной конверсии является влияние внешнего воздействия на верующего. В религиоведении под таким воздействием понимается, как социально-экономическое

(низкий уровень жизни, безработица, отсутствие перспектив и уверенности в завтрашнем дне), психологическое (миссионерство, при помощи IT-технологий, интернета), так и физическое (применение пыток, удержание человека в деструктивной организации).

В настоящем случае мы рассмотрели типичный пример, когда одна причина (межконфессиональный брак) может привести к нескольким следствиям - религиозной конверсии, снижению уровня жизни, переезду, болезни и др. Понятно, что следствия здесь больше похожи на функциональные, существующие параллельно друг другу, и религиозная конверсия, как и другие следствия, рассматривается в качестве итога межконфессионального брака. Известно, что все явления связаны между собой, но одно из них может и не порождать другое.

Иногда в рассматриваемом подходе одна причина может повлечь ряд взаимосвязанных следствий, где каждое следствие становится причиной последующих факторов. Далее рассмотрим круговорот причинности.

4.3.1. Однолинейная (круговая) цепь причинности религиозной конверсии

Например, межконфессиональный брак может являться причиной следующих следствий: переход в другую религию способствует излечению от алкоголизма, который возможен вследствие ведения здорового образа жизни, что приведет к трудоустройству на высокооплачиваемую работу, улучшению материального благосостояния, новому браку, выходу из (переходу в другие) религии и т. д. Здесь, как уже было отмечено ранее, изменение характера одного фактора находится в статистической связи от изменения другого. Однолинейные цепи причинности эскортируются цепным влиянием на свою конверсионную причину. И такого «круговорота» цепных реакций может быть великое множество. Например, многолинейные (круговые) цепи с обратимой реакцией, переходящие в сотовые связи.

4.3.2. Сотовая связь множества цепей причинности религиозной конверсии

Приведем пример такой связи: цепи во время религиозных переходов причинности могут быть сформированы двух, трех и т. д. - линейные с обратимой цепной реакцией, зачастую образуя целую сеть структурных связей. Обязательное наличие цепочки причинности религиозного сознания позволяет применить и кибернетические методы исследования современной религиозной конверсии. К примеру, физик-теоретик А.А. Марков представил кибернетику «как всеобщую теорию причинных сетей,

изучающую их с точностью до изоморфизма»5. Так же в качестве подтверждения данной теории можно рассмотреть социально-экономический кризис на фоне самоустранения государства из духовной и идеологической сфер общественной жизнедеятельности после приобретения независимости Казахстана, который обусловил неудовлетворенность части населения действиями государственной власти, что привело к росту случаев религиозной конверсии. Данные факторы оказывают воздействие на потенциальных адептов и в наши дни.

Британский философ Д. Милль считал, что причина - это «полная сумма положительных и отрицательных условий явления, взятых вместе, вся совокупность всякого рода случайностей, наличность которых неизменно влечет за собой следствие» [12, c. 299]. Поэтому, религиозная конверсия, причем как положительного, так и отрицательного характера, при условии низкого контроля со стороны государства, способна в дальнейшем развиваться и разветвляться. Данное обстоятельство следует не упускать из виду и принимать необходимые меры предосторожности при регулировании политических и религиозных процессов государством, при работе с данным явлением. Рассмотрим четвертый подход причинности детерминации религиозной конверсии.

4.4. Взаимозависимый подход

Взаимовлияние - это общественный процесс, при котором взаимодействующие друг с другом субъекты, создают их взаимообусловленность и взаимосвязь. Иногда причина (межконфессиональный брак) и следствие (религиозная конверсия) заимообразно воздействуют друг на друга, выполняя функции, как причины, так и следствия, причина испытывает обратное воздействие со стороны собственного следствия. Например, причинно-следственная связь между межконфессиональным браком и религиозной конверсией. Условие брака - смена религии, а новая религиозность - залог (причина)успешного брака и т. д. Вступающий в брак и меняющий свою религию, начинает испытывать трансформацию и модификацию идентичности личности. При таком повороте событий индивид утрачивает свою национальную идентичность. Однако если человек обладает достаточной привязанность к своей прежней жизни и патерной культуре, то он может стать автором культурной диффузии. Связи взаимодействия в такой семье приводят к смешиванию двух различных культур, их взаимообогащению и самопознанию.

Данную детерминанту можно применять как в религиозной конверсии, так и в урегулировании си-

стем различных общественных процессов. Взаимовлияние требует проявления толерантности, терпимости к человеку иной веры, поддержанию мира и согласия в обществе.

В завершении проведенного анализа необходимо подчеркнуть, что вышеперечисленные причинно-следственные детерминации религиозной конверсии имеют комбинационный и неоднородный состав. Естественно, все перечисленные подходы разделены только теоретически (условно), между ними есть переходы, которые все вместе и представляют собой детерминацию религиозной конверсии. Также отметим, что, изучая причинно-следственные соотношения в ходе аксиолого-экспериментального исследования, ученым нередко приходится вычленить отдельные фрагменты из всеобщей системы. В.И. Ленин указывал: «Каузальность, обычно нами понимаемая, есть лишь малая частичка всемирной связи, но... частичка не субъективной, а объективно реальной связи» [13, с. 144]. Поэтому в применении диалектики материализма исследование причинности религиозной конверсии должно в дальнейшем нацеливать на глобальное изучение детерминированных закономерностей функционирования человеческого общества. Кроме того, необходимо понимать и сложность, изучаемого нами предмета, где

приходится учитывать характер людей, ошибки, мотивы и желания переходов в иные религии.

5. Вывод

Казахстан на заре своей независимости, формируя светское государство, вступил в международные обязательства в области религиозных стандартов. Данное обстоятельство привело к тому, что, оказавшись под защитой прав международных организаций, нетрадиционные религии стали оказывать влияние на высокую сменяемость вероисповеданий, религиозность, размывание мировоззрения казахстанцев.

В качестве защиты национальной идентичности и исполнения программного документа «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»6 мы попытались разработать исследовательскую методологию детерминизма религиозной конверсии.

Причинные компоненты политической, экономической, природной, семейной, бытовой, психологической о других сфер деятельности социума оказывают влияние на возникновение, масштаб, состояние, конфигурацию и ход развития религиозной конверсии. Принимая во внимание, что рассмотрены не все виды ее причинной детерминации, напрашивается вывод, что работа требует дальнейших исследований и будет продолжена.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 «Центр общественного развития и информации» управления внутренней политики Северо-Казахстан-ской области». URL: https://tsori.sko.gov.kz/.

2 Некоммерческое акционерное общество «Северо-Казахстанский университет имени М. Козыбаева». URL: https://www.nkzu.kz/?lang=ru

3 Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 марта 2018 года № 124. Об утверждении Государственной программы по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2018-2022 годы. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1800000124.

4 Численность населения СКО с 2011 года уменьшилась на 45 629 человек. URL: https://mail.kz/ru/ news/kz-news/chislennost-naseleniya-sko-s-goda-umenshilas-na-chelovek#hcq=Qe570Hs.

5 Вавилов С.И. «О природе физического знания». «Вопросы философии». 25.10.2019. № 2. С.35. URL: http://www.sciteclibrary.ru/yabb26/Attachments/MAMarkov.pdf.

6 Назарбаев Н.А. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания // Президент Республики Казахстан: официальный сайт. URL: https://www.akorda.kz/ru/events/akorda_news/press_conferences/statya-glavy-gosudarstva-vzglyad-v-budushchee-modernizaciya-obshchestvennogo-soznaniya.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Вебер М. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии : в 4 т. : [пер. с нем.] ; сост., общ. ред. и предисл. Л. Г. Ионина ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. С. 85.

2. Вебер М. Хозяйство и общество - фрагмент гл. 1.-типы господства. URL: http://filosof.historic.ru/ books/item/f00/s00/z0000306.

- 65

Herald of Omsk University 2023, vol. 28, no. 1, pp. 57-66

Вестник Омского университета 2023. Т. 28, № 1. С. 57-66

-ISSN 1812-3996

3. Вебер М. Избранное. Протестантская этика и дух капитализма. 4-е изд. / сост. Ю. Н. Давыдов. М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2017. С. 656.

4. Демин М. В. Природа деятельности. М., 1984. С. 168.

5. Степин В. С. Новая философская энциклопедия : в 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. Фонд ; Научно-ред. совет : предс. В.С. Степин, заместители предс. : А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр. А.П. Огурцов. М. : Мысль, 2010. С. 744.

6. Бунге М. Спектр категорий детерминации // Хрестоматия по философии / сост. П. В. Алексеев, А. В. Панин. М., 1997. С. 842.

7. Бунге М. Причинность: Место принципа причинности в современной науке : пер. с англ. / общ. ред. и закл. ст. Г. С. Васецкого. Изд. 2-е. М. : Бдиторвал УРСС, 2010. С. 512.

8. Парнюк М. А. Принцип детерминизма в системе материалистической диалектики / АН УССР. Кафедра философии. Киев : Наукова думка, 1972. С. 356. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007317567.

9. Бранский В. П. Теоретические основания социальной синергетики // Вопросы философии. 2000. № 4. С. 112-129.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. ЖмуровД. В. Криминология в схемах и таблицах (общая часть). Байкальский государственный университет экономики и права Кафедра уголовного права и криминологии. Иркутск, 2012. С. 131.

11. Звягинцева О. С. Оценка уровня инвестиционной привлекательности регионов на основе комплексной методики определения интегрального показателя // Проблемы современной экономики. 2010. № 1(33). URL: http:// www.m-economy.ru/art.php?nArtId=3023.

12. Милль Д. С. Система логики силлогистической и индуктивной. М., 1914. С. 299.

13. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 29.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Синяков Олег Витальевич - магистр религиоведения, 1аспирант, 2религиовед, 1Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 2Центр изучения религий, 1644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55а, 2101400, Казахстан, г. Астана, ул. На-жимеденова, 10/1; e-mail: olegsinyakov85@mail.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Синяков О. В. Детерминанты религиозной конверсии // Вестн. Ом. ун-та. 2023. Т. 28, № 1. С. 57-66. DOI: 10.24147/1812-3996.2023.28(1).57-66.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Sinyakov Oleg Vitalievich - Master of Religious Studies, 1PhD Student, 2Religious scholar, 1Dostoevsky Omsk State University, 2Center for the Study of Religions, 155a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia, 210/1, ul. Nazhimedenova, Astana, 101400, Kazakhstan; e-mail: olegsinyakov85@mail.ru.

FOR CITATIONS

Sinyakov O.V. Determinants of religious conversion. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2023, vol. 28, no. 1, pp. 57-66. DOI: 10.24147/1812-3996.2023.28(1).57-66. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.