Научная статья на тему 'Принцип светского государства в рамках конституционного права России'

Принцип светского государства в рамках конституционного права России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Конституция / конституционно-правовое регулирование / светское государство / государственная религия / конфессии / конституционные принципы / конфессиональная индифферентность / Constitution / constitutional and legal regulation / secular state / state religion / confessions / constitutional principles / confessional indifference

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юлия Сергеевна Жалене

С целью рассмотрения категории «светское государство» с параллельным осмыслением его признаков через призму зарубежной и отечественной конституционной доктрины, исследуются конституционные нормы, регламентирующие общественные отношения в сфере конфессиональной индифферентности государственных институтов. Анализируется правовая природа принципа светского государства и его реализация в рамках ст. 14 Конституции России. Изучается доктринальная составляющую указанного основополагающего начала, акцентируя внимание на дискуссионности этого принципа и некоторой его научной амбивалентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The principle of a secular state within the framework of the constitutional law of Russia

In order to consider the category of «secular state» with a parallel understanding of its features through the prism of foreign and domestic constitutional doctrine, the constitutional norms regulating public relations in the field of confessional indifference of state institutions are studied. The legal nature of the principle of a secular state and its implementation within the framework of Article 14 of the Constitution of Russia are being analyzed. The doctrinal component of this fundamental principle is studied, focusing on the controversial nature of this principle and some of its scientific ambivalence.

Текст научной работы на тему «Принцип светского государства в рамках конституционного права России»

JURISPRUDENCE

Научная статья ■УДК 342.72/.73

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-75-78 EDN: https://elibrary.ru/oujowc NIION: 2015-0066-1/24-906 MOSURED: 77/27-011-2024-01-105

Принцип светского государства в рамках конституционного права России

Юлия Сергеевна Жалене

Восточно-Сибирский институт МВД России, Россия, Иркутск,

jaleneyus@iclod.com

Аннотация. С целью рассмотрения категории «светское государство» с параллельным осмыслением его признаков через призму зарубежной и отечественной конституционной доктрины, исследуются конституционные нормы, регламентирующие общественные отношения в сфере конфессиональной индифферентности государственных институтов. Анализируется правовая природа принципа светского государства и его реализация в рамках ст. 14 Конституции России. Изучается доктринальная составляющую указанного основополагающего начала, акцентируя внимание на дискуссионности этого принципа и некоторой его научной амбивалентности.

Ключевые слова: Конституция, конституционно-правовое регулирование, светское государство, государственная религия, конфессии, конституционные принципы, конфессиональная индифферентность

Для цитирования: Жалене Ю. С. Принцип светского государства в рамках конституционного права России II Вестник экономической безопасности. 2024. № 1. С. 75-78. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-75-78. EDN: OUJOWC.

Original article

The principle of a secular state within the framework ofthe constitutional law ofRussia

Yulia S. Zhalene

East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Russia, Irkutsk,

jaleneyus@iclod.com

Abstract. In order to consider the category of «secular state» with a parallel understanding of its features through the prism of foreign and domestic constitutional doctrine, the constitutional norms regulating public relations in the field of confessional indifference of state institutions are studied. The legal nature of the principle of a secular state and its implementation within the framework of Article 14 of the Constitution ofRussia are being analyzed. The doctrinal component of this fundamental principle is studied, focusing on the controversial nature of this principle and some of its scientific ambivalence.

Keywords: Constitution, constitutional and legal regulation, secular state, state religion, confessions, constitutional principles, confessional indifference

For citation: Zhalene Yu. S. The principle of a secular state within the framework of the constitutional law of Russia. Bulletin of economic security. 2024;(l):75-8. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-l-75-78. EDN: OUJOWC.

Актуальность заявленной темы выражается в том, что ниторативный базис, отраженный в положениях ст. 14 Основного Закона России фиксирует принцип светского государства, то есть закрепляет конфессиональную индифферентность публичной власти. Тем не менее, в рамках дефинитивного аспекта конституционная доктрина выражает определенную научную амбивалентность, которая транслирует указанную проблематику в дискуссионную сферу. В этой связи, научный

анализ проблематики светского государства обладает существенной актуальностью. Тем более, что в русле правоприменительной практики ст. 14 Конституции РФ определяет границы должного и возможного функционирования государственных институтов, так как Основной Закон страны обладает качеством прямого действия. При этом, остро встает проблема терминологической сущности категории «светское государство» в рамках его универсализации. Выступая элементом базиса кон-

© Жалене Ю. С., 2024

ституционно-правовой регуляции заявленная проблематика выстраивает определенный научный алгоритм, указывающим исследователям на определенный спектр вопросов, отсылающий ученых к осмыслению импле-ментации принципа социального государства, то есть его воплощению на практике. Стремление к достижению стройности концептуальной формы светского государственности к формированию конфессиональной индифферентности государственных институтов провоцирует нас к скрупулезному анализу светского государства как политико-правового явления в рамках отечественного правопорядка.

Стоит отметить, что в толковом словаре понятие «светский» можно детерминировать в рамках концептуального трио [5, с. 1760]. При этом первый подход отсылает нас к элитарной сфере, обозначая такую область социальной жизни, которая отсылает нас высшим слоям общества. Второй подход прямо коррелируется с эстетической стороной светской жизни, к такому явлению как «галантность», «манерность» в плоскости их утонченности, эксклюзивности, элитарности. В свою очередь третий подход к пониманию «светскости» как термина четко коррелируется с нерелигиозной сферой, такой областью социальных связей, где не фигурируют религиозные конфессии и религия. Именно в таком контексте следует рассматривать понятие «светский» (светское образование, светское государство и пр.).

В рамках нормативной базы светская государственность отражена в отечественном Основном Законе (ст. 14). Однако, указанная статья нормирует запрет на установление государственной религии, запрещает сращивание конфессиональных структур с публичной властью, параллельно закрепляя принцип правового равенства конфессий. Здесь можно увидеть саму концептуальную ценность Конституции РФ, в рамках ее нито-ративности, основополагания [2, с. 27].

В рамках ретроспективного анализа нельзя не упомянуть первую фиксацию принципа светского государства, которое впервые было закреплено в Конституции РФ 1993 года, при том, что опыт советского конституционно-правового регулирования демонстрировал полное отсутствие последнего. По сути, светская государственность выступает антиподом государственности религиозной, теократиям, которые в современный период еще имеют место (Ватикан, Иран, Саудовская Аравия и пр.). Однако, наука конституционного права до сих пор в дефинитивном аспекте не имеет универсального понятия такой категории как «светское государство». При этом, толковые словари также не конкретизируют указанный термин, что не способствует его аналитической детализации. Авторские определения светского государства [9, с. 62-66; 3, с. 33; 8, с. 119 и др.] в основном отражают следующие позиции:

- запрет на огосударствление религии и ее обязательности;

- отмежевание конфессиональных коллабораций от публичной власти;

- наличие принципа формального равенства конфессий перед законом.

Тем не менее, отталкиваясь от подобного способа толкования светской государственности напрашивается вывод о том, что упоминание о светском государстве в Основном Законе страны излишне перегружает текст основного закона, так как по сути повторно транслирует ряд основополагающих демократических начал, таких как отделение церкви от государства и недопустимость огосударствления религии.

Если обратиться к конституционному опыту зарубежных стран, то можно усмотреть отсутствие прямого дефинитивного транслирования понятия «светское государство». Так, большинство конституций определяют светское государство через закрепление принципа отделения церкви от публичной власти, а также запрета огосударствлять религию, не нормируя при этом само понятие.

В частности, Основной Закон V Республики (ст. 1) нормирует неделимость, социальность и демократичность параллельно с реализацией принципа светского государства. По сути Конституция Франции никоим образом не разъясняет указанное основополагающее начало. В свою очередь, Конституция ФРГ также не содержит определение светского государства, закрепляя его наличие вместе с таким спектром свобод как неприкосновенность свободы вероисповедания, совести, религиозных и мировоззренческих убеждений [4, с. 182].

В то же время, Основной Закон Польши закрепляет в аспекте светского государства мировоззренческую, религиозную и философскую свободу, а также равный правовой режим религиозных объединений. При этом взаимоотношения публичной власти с различными конфессиями опосредуется в рамках международного права и национальной нормативной базы (ч. 4 и 5 ст. 25 Конституции Республики Польша) [1,с. 301].

Кроме того, конституционно-правовое регулирования Турции (ст. 24 Конституции Турции) в качестве основных признаков светского государства нормирует следующие позиции:

- конфессиональная свобода;

- свобода религиозных обрядов;

- государственный контроль за конфессиями и этической составляющей их деятельности;

- запрет политизации и коммерциализации религии.

По сути, конституционно-правовое регулирование отечественных и зарубежных стран в рамках реализации принципа светского государства не содержит таких важных качеств как конкретика и универсальность. Важно отметить то, что в аспекте нашего исследования отсутствует концептуальная модель светского государства, которая обладала бы признакам наличия концептуальной модели в рамках ее репликации и развития.

JURISPRUDENCE

Стоит отметить, что нормативная «светскость» в рамках отделения церкви от государства в большинстве конституций достаточно универсально. В частности, по мнению А. В. Пчелинцева в Российской Федерации принцип светского государства нормирован наилучшим образом [6, с. 64]. С другой стороны, И. В. Понкин полагает, что в рамках отечественного конституционно-правового регулирования в аспекте детерминации светского государства обладает свойством некоторой концептуальной размытости. Автор в рамках указанной проблематики выделяет следующие важнейшие позиции:

- отделение государственных институтов от клерикальных структур;

- запрет на установление государственной религии [7, с. 48].

Если взять за основу указанные положения, то можно определить светское государство как такой признак государственных институтов, где имеет место отделение церкви от публичной власти и ее невмешательство в дела религии, равно как и реализация запрета на установление государственной религии, обладающей свойством общеобязательности. По сути, здесь важен взаимный суверенитет государственных и клерикальных институтов.

Вместе с тем, светское государство воплощается не только во взаимоотношениях с религиозными организациями, но и через индифферентное отношение к лицам не исповедующим никакой религии. В этой связи, в рамках конституционных поправок 2020 года имеет место конституционная новелла (ч. 2 ст. 67.1) где упоминается «вера в Бога» в рамках отечественного традиционализма. Кроме того, отечественная нормативная база предусматривает и общерелигиозные праздники в аспекте Трудового кодекса для православного населения, хотя Россия признается как многонациональное и поликонфессиональное государство. По сути, имплементация принципа светского государства претворяется в жизнь через призму полной религиозной индифферентности публичной власти, а ее, в рамках отечественного правопорядка, наблюдать не приходиться. В свою очередь посылка о том, что понимание некоторых православных праздников государством несет в себе не религиозный, но историко-культурный подтекст не может быть оптимальной, так как Российская Федерация страна, наполненная различными конфессиями и большими группами атеистов.

По нашему мнению, корень проблематики светского государства находится в концептуальной плоскости отсутствия его дефинитивного определения в нормативной базе страны. В связи с этим, определить уровень реализованное™ указанного основополагающего начала достаточно затруднительно, так как правоприменителю достаточно сложно воплотить все аспекты светской государственности в своей деятельности. В частности, подобная проблема оказывает влияние и на такую сферу как образование, так как п. 1 ст. 3 Федерального закона «Об образовании» нормирует светский характер обра-

зовательного процесса. Подобная тенденция указывает на необходимость нормативного закрепления такой категории как «светское государство», где можно было бы последовательно уяснить все характерные черты последнего. При этом, нормативизация светской государственности несет в себе и необходимость в реализации комплекса мер, которые отражаются в следующих важнейших направлениях:

- законодательной детерминации важнейших религиозных терминов;

- формировании единой государственной доктрины в рамках взаимодействия различных конфессий и публичной власти;

- принятии нормативного акта, который нормировал бы образовательный кластер в рамках преподавания религиоведения в школах;

- правовом опосредовании поведения высших должностных лиц страны в аспекте их участия в обрядной и церемониальной составляющей религиозной жизни;

- переформатировании механизма правовой регуляции кластера финансирования со стороны публичной власти клерикальных организаций;

- в ликвидации в рамках гражданского права тех привилегий, которыми обладают традиционные религиозные конгрегации.

В заключение необходимо отметить, что Конституция Российской Федерации фиксирует принцип светского государства, то есть закрепляет конфессиональную индифферентность публичной власти. В русле указанной проблематики остро встает проблема терминологической сущности категории «светское государство» в рамках его универсализации. Большинство конституций зарубежных стран определяют светское государство через закрепление принципа отделения церкви от публичной власти, а также запрета огосударствлять религию, не нормируя при этом само понятие. В связи с этим можно определить светское государство как такой признак государственных институтов, где имеет место отделение церкви от публичной власти и ее невмешательство в дела религии, вместе с реализацией запрета на установление государственной религии, обладающей свойством общеобязательности. Нормативизация светской государственности несет в себе и необходимость в реализации комплекса мер, которые включают в себя: нормативную детерминацию религиозных понятий; формирование государственных программ взаимодействия церкви и государства; нормативное опосредование образовательного процесса в школах; нормативную регламентацию поведения высших должностных лиц в аспекте их участия в обрядной и церемониальной составляющей религиозной жизни; переформатирование механизма финансирования религиозных конгрегаций со стороны государства; нуллификацию тех преференций, которыми обладают традиционные конфессии в рамках гражданского законодательства.

Список источников

1. Афанасьева О. В. Конституционное право зарубежных стран : учебник для вузов / О. В. Афанасьева, Е. В. Колесников, Г. Н. Комкова. 7-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2023. 401 с.

2. Грошев С. Н. Концептуальное значение текстов основного закона / С. Н. Грошев, М. В. Саудаханов // Конституция: воплощение ценностей верховенства права, гражданского общества и современного государства: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Иркутск, 17 декабря 2021 года. Иркутск : Восточно-Сибирский институт МВД России, 2021. С. 26-28.

3. Исаева А. А. Признаки светского государства в России: особенности реализации и перспективы развития / А. А. Исаева // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2018. № 5 (72). С. 32-39.

4. Конституции государств Европейского Союза / гл. ред. [и авт. вступ. ст.] Л. А. Окуньков. М. : Издательская группа ИНФРА, 1997. 802 с.

5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 4-е изд. М. : Азъ, 1997. 2314 с.

6. Пчелинцев А. В. Свобода вероисповедания и деятельность религиозных объединений в Российской Федерации: конституционно-правовые основы / А. В. Пчелинцев. М. : ИД «Юриспруденция, 2012. 248 с.

7. Понкин И. В. Светскость государства / И. В. Понкин. М. : Издательство Учебно-научного центра довузовского образования, 2004. 468 с.

8. Саудаханов М. В. Человек в систем государственно-церковных отношений в современной России: конституционно-правовой аспект / М. В. Саудаханов // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 3. С. 116-119.

9. Филина Н. В. Понятие и признаки светского государства / Н. В Филина // Вестник СИБИТа. 2012. № 1 (1). С. 62-66.

References

1. Afanasyeva O. V. Constitutional law of foreign countries : textbook for universities / O. V. Afanasyeva, E. V. Kolesnikov, G. N. Komkova. 7th ed., reprint, and add. M. : Yurayt Publishing House, 2023. 401 p.

2. Groshev S. N. Conceptual meaning of the texts of the basic law / S. N. Groshev, M. V. Saudakhanov // Constitution: the embodiment of the values of the rule of law, civil society and the modern state: Collection of materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Irkutsk, December 17, 2021. Irkutsk : East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2021. P. 26-28.

3. Isaeva A. A. Signs of a secular state in Russia: features of implementation and prospects of development / A. A. Isaeva // Journal of Foreign Legislation and Comparative Jurisprudence. 2018. № 5 (72). P. 32-39.

4. Constitutions of the States of the European Union / ch. ed. [and auth. introductory article] L. A. Okunkov. M. : INFRA Publishing Group, 1997. 802 p.

5. Ozhegov S. I. Explanatory dictionary of the Russian language / S.I. Ozhegov, N. Yu. Shvedova. 4th ed. M. : Az, 1997. 2314p.

6. Pchelintsev A. V. Freedom of religion and the activities of religious associations in the Russian Federation: constitutional and legal foundations / A. V Pchelintsev. M. : Publishing House «Jurisprudence», 2012. 248 p.

7. Ponkin I. V Secularism of the state /1. V Ponkin. M. : Publishing house of the Educational and Scientific Center of pre-university education, 2004. 468 p.

8. Saudakhanov M. V. Man in the system of state-church relations in modern Russia: constitutional and legal aspect / M. V Saudakhanov // Education. The science. Scientific personnel. 2021. No. 3. P. 116-119.

9. Filina N. V The concept and signs of a secular state / N. V. Filina // Bulletin of Sibita. 2012. № 1 (1). P. 62-66.

Информация об авторе

Ю. С. Жалене - преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Восточно-Сибирского института МВД России.

Information about the author Yu. S. Zhalene - Lecturer of the Department of State and Legal Disciplines of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Статья поступила в редакцию 23.10.2023; одобрена после рецензирования 19.12.2023; принята к публикации 30.01.2024.

The article was submitted 23.10.2023; approved after reviewing 19.12.2023; acceptedforpublication 30.01.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.