Научная статья на тему 'ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ'

ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
288
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алешкова Ирина Александровна

Статья посвящена осмыслению, раскрытию и описанию принципа социального партнерства, выявлению его основных содержательных характеристик и особенностей. Приводя различные точки зрения по этому вопросу, автор отмечает бинарную природу данного принципа, а также отмечает значимость при его реализации диалектической взаимосвязи с другими принципами конституционного права, в частности с принципами - взаимного доверия, конституционной сдержанности, уважения прав и свобод, социальной солидарности и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLE OF SOCIAL PARTNERSHIP: CONTENT AND FEATURES OF IMPLEMENTATION

The article is devoted to the comprehension, disclosure and description of the principle of social partnership, the identification of its main content characteristics and features. Bringing different points of view on this issue, the author notes the binary nature of this principle, and also notes the importance of dialectical interconnection with other principles of constitutional law, in particular with the principles of mutual trust, constitutional restraint, respect for rights and freedoms, social solidarity, etc.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2020_10_44

ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА: СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АЛЕШКОВА Ирина Александровна,

кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела правоведения ИНИОН РАН. E-mail: ialeshkova@mail.ru

Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ №19-011-00058 и СПС «КонсультантПлюс».

Краткая аннотация. Статья посвящена осмыслению, раскрытию и описанию принципа социального партнерства, выявлению его основных содержательных характеристик и особенностей. Приводя различные точки зрения по этому вопросу, автор отмечает бинарную природу данного принципа, а также отмечает значимость при его реализации диалектической взаимосвязи с другими принципами конституционного права, в частности с принципами - взаимного доверия, конституционной сдержанности, уважения прав и свобод, социальной солидарности и др.

Abstract. The article is devoted to the comprehension, disclosure and description of the principle of social partnership, the identification of its main content characteristics and features. Bringing different points of view on this issue, the author notes the binary nature of this principle, and also notes the importance of dialectical interconnection with other principles of constitutional law, in particular with the principles of mutual trust, constitutional restraint, respect for rights and freedoms, social solidarity, etc.

Ключевые слова: социальное партнерство, конституционные ценности, принципы конституционного права, устойчивое развитие.

Keywords: social partnership, constitutional values, principles of constitutional law, sustainable development.

Традиционно все, что касается категории «социальное партнерство» изучается в социологии и педагогике, так как система складывающихся взаимоотношений между субъектами основывается на доверии и направлена на обеспечение согласования интересов сторон, состоящих в партнерских отношениях1.

По сути, в научной литературе уже давно дана комплексная характеристика принципа социального партнерства,

2

раскрыты его положительные качества и ключевые элементы2.

Появление принцип социального партнерства в юриспруденции обусловлено с развитием трудового права и связанных с ним отношений. В качестве субъектов социального партнерства применительно к трудовым отношениям традиционно в правоведении выделяются работник (трудовой коллектив) и работодатель, выстраивающие свои взаимоотношения на основе общечеловеческих ценностных критериев, в числе которых следует отметить добровольность, добросовестность, честность, порядочность, солидарность, равноправие, взаимные уступки, открытость и др.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. №2-П раскрывается содержание принципа социального партнёрства применительно к трудовым отношениям. В частности, Суд отмечает, что социальное партнерство включает право работников, работодателей, их объединений на участие в договорном регулировании трудовых отношений, и

1 См.: Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М., 1996; Бурляева В.А. Развитие системы социального партнерства в России: социальноистори-ческий аспект; Кривошеев В.Т. Социальное партнерство и корпоративизм: российская специфика; Gerber L.G. Corporatism and state theory // Social science history. 1995. Vol. 19. № 3. P. 313-332; Социальное партнерство: цель или средство: монография. / Матвеева, Алла Ивановна; Любутин, Константин Николаевич (Редактор). Казань: Общество с ограниченной ответственностью «Бук», 2016. 193 стр.

2 В настоящее время имеется ряд защищенных диссертаций. См.: в частности: Федулин А.А. Исторический опыт становления и развития системы социального партнерства в России: диссер. д.и.н. (1999); Коробкина М.А. Государственная служба Российской Федерации в системе социального партнерства: диссер. к.с.н. (2001), Привалова С.В. Методы правового регулирования трудовых отношений: диссер. к.ю.н. (2001); Нетеребский О.В. Специфика системы социального партнерства г. Москвы: Политологический аспект: диссер. к.с.н. (2002), Сироткин П.Ф. Особенности формирования и развития системы социального партнерства на уровне региона: на примере Пермского края: диссер. к.с.н. (2008).

наряду с обязанностью работодателей обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, устанавливает приоритет сохранения жизни и здоровья работников», «на работодателя, не относящегося к бюджетной сфере, возлагается обязанность в рамках системы социального партнерства или по соглашению с работником - устанавливать правила выплаты такой компенсации в одной из предусмотренных законом форм, которая предполагает, соответственно, и его обязанность осуществлять необходимые выплаты за счет собственных средств»3.

Вместе с тем следует отметить, что принцип социального партнерства являясь по своей природе бинарным вполне может выступать регулятором и не только в сфере трудовых и связанных с ним правоотношений и выступать как первичный и наиболее простой элемент4, из которого образуются иные регуляторы общественных отношений.

Включение в 2020 г. в ст.75.1 Конституции Российской Федерации принципа социального партнерства как элемента способствующего обеспечению устойчивого экономического роста государства обуславливает потребность его осмысления с точки зрения конституционного права.

В Заключении Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. №1 -З подчеркивается назначение нового для конституционного права принципа социального партнерства. Так, обращается внимание на то, что включение, в частности, принципа социального партнерства направлено на достижение в государственной политике, в правовом регулировании и правоприменительной практике оптимального соотношения индивидуальной свободы и общественной солидарности. Вместе с тем отмечается, что данный принцип выступает как элемент конкретизирующий положе-

3 Постановление Конституционного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. №2-П // Собрание законодательства РФ. 2012. №9. Ст. 1152.

4. См.: Бэкон Ф.О. О принципах и началах. М. 1937. С.22; Бенжамен К. Принципы политики, пригодные для всякой формы правления (1815) // Классический французский либерализм: Сборник / Пер. с фр. М.М. Федоровой. - М: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. 592 с

ния о социальном государстве и его существование вполне согласуется с принципом недопустимости нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении своих прав и свобод5.

Исходя из того, что все принципы конституционного права находятся в диалектике их бинарного развития6, а степень их взаимосвязи влияет на надежность правовых гарантий7, правоприменительную практику8, а также устойчивость прогрессивного развития сформировавшихся правовых моделей взаимодействия9 рассмотрим взаимообусловленность ряда принципов конституционного права, как элементов в системе конституционной таксономии и особенности выстраивание реализации принципа социального партнерства как конституционного таксона в плоскость реальных отношений.

Взаимообусловленность принципов в системе конституционной таксономии выстраивается, как представляется, в двух основных измерениях:

а) в первом измерении старший по положению конституционный принцип определяет модальность специальных конституционных субпринципов;

б) второе измерение позволяет выстроить системы принципов гарантий, то есть служебных регуляторов тем самым подчеркнув убеждённость в истинности старшего по положению конституционного принципа как авторитетного правового концепта.

В рамках первого измерения старшими для принципа социального партнерства выступают такие установки как принцип - взаимного доверия, конституционной сдержанности, уважения прав и свобод, сбалансированности прав и обязанностей, социальной солидарности.

В системной взаимосвязи с обозначенными выше принципами принцип социального партнерства является топологическим инвариантом правового пространства, регулирующем определенную сферу общественных отношений, в которой он реализуется.

В рамках второго измерения принцип социального партнерства предопределяет направление движения развития права. Социальное партнерство позволяет восстановить некоторое равновесие в отношениях между субъектами партнерских отношений, способствуют установлению равновесия и соответствия между конфликтующими интересами. В юридиче-

5 Заключение Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. №1-З «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции РФ порядка вступления в силу ст. 1 данного Закона в связи с запросом Президента РФ // Собрание законодательства РФ. 2020. №12. Ст. 1855.

6 Умнова (Конюхова) И.А. Конституционное право и международное публичное право: теория и практика взаимодействия. М., РГУП. 2016. -267 с.

7 Кашанина Т.В. Структура права. М., Проспект, 2014. С.243-312.

8 Каждый раз, принимая решение, суд должен учитывать пределы правовой активности принципа социального партнерства и недопустимости подмены законодателем его содержательных элементов.

9 Витрук Н.В. Верность Конституции. М., РАП. 2008. С.250-264

ской действительности он используется с целью определения того, чего придерживаются, из чего исходят, с чем согласовываются, с чем формируется партнерство и утверждается сотрудничество, а также создается что-то. Вместе с тем, немало важное значение имеет и их ментальное восприятие субъектом права и его убеждённость в истинности ценностных ориентиров определяющих содержание принципа социальное партнерство как правовых концептов. Как правило принцип социального партнерства выступает старшим по отношению к образуемым посредством него принципам гарантиям.

Сущностное предназначение принципа социального партнерства состоит в том, чтобы обеспечивать баланс между частным и публичным интересом, а также создавать баланс интересов при правовом и индивидуальном регулировании.

Существенное влияние на реализацию принципа социального партнерства оказывает правовая культура субъектов, состоящих в правовых отношениях. Принцип социального партнерства как явление в политической, социальной и юридической деятельности представляет собой элемент предписания, определяющий генеральные требования о должном.

Зарубежные эксперты отмечают, что социальное партнерство иногда рассматривается неоднозначно10. Одни высказываются за, другие против необходимости его активной реализации11. В отечественной юриспруденции ситуация аналогична. О.И. Якутина отмечает, что «социальное партнерство -это метод сплочения в социальное единство, это создание социальной среды доверительности и способ достижения социальной стабильности общества»12. В.А. Короева, подчеркивает, что на пути к реализации социального партнерства имеется в современной России ряд проблем в их числе «негативное воздействие на развитие системы партнерских отношений в стране оказывают бюрократизм, коррупция и экономическая преступ-

ность» .

Полагаем, что реальная гарантированность принципа социального партнерства может быть обеспечена только в государствах, имеющих устойчивый правопорядок, высокий уровень доверительных отношений на всех уровнях рамках взаимодействия, а также четко обозначенную и всеми субъектами понимаемую общую цель - общее благо.

Полагаем, что принцип социального партнерства в системной диалектической взаимосвязи с принципом взаимного

10 Gómez M.H. Las asociaciones sociales, una realidad a la búsqueda de conceptuación y visualización // Revista Española de Investigaciones Sociológicas.2009. No 126. P. 39-70.

11 См.: Gautier С. Corporation, society et democratic chez Durkheim // Rev. fr. de science polit. Paris, 1994. Vol. 44. № 5. P. 836-855; Teague P. Social Partnership and the Enterprise Some Lessons from the Irish Experience // European Political Economy Review. 2004. Vol. 2, No. 1 P. 6-35.

12 Якутина О.И. Социальные практики успеха: социальное лидерство и социальное партнерство // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2014. №1. С.108-117.

13 Короева В.А. Социальное партнерство как фактор решения экологических проблем современного общества // Управление муниципальными отходами как важный фактор устойчивого развития мегаполиса. 2018. №1. С.14-16.

доверия, конституционной сдержанности, уважения прав и свобод, сбалансированности прав и обязанностей, общего блага, социальной солидарности с одной стороны предопределяет существование предела не дающего реализовывать злоупотребление правом в рамках партнерских отношений, с другой стороны выступает как элемент в системе принципов экономического развития.

Так как, во-первых, выступает как определенное условие или требование, синтезирующее ряд иных принципов гарантий. В своем запросе в Конституционный Суд России Московская городская Дума в обращении обосновывая право субъекта Российской Федерации самостоятельно осуществлять законодательное регулирование вопроса об установлении более высокого уровня прав и гарантий работникам по сравнению с федеральным регулированием, а именно «порядок определения городского минимума оплаты труда с целью его поэтапного увеличения» руководствуется принципом социального партнерства в сочетании с принципом государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосред-

-14

ственно связанных с ними отношений14.

Конституционный Суд РФ подчеркивает, что данный принцип является «условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном правовом госу-

11;

дарстве» , а также отмечает, что «социальное партнерство предполагает взаимодействие профсоюзов как общественных объединений, создаваемых для представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, с работодателями, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере регулирования трудовых отношений и применения трудового законодательства»16. Важным элементом социального партнерства называется «взаимное волеизъявление социальных партнеров»17, а «равноправие сторон, уважение и учет их интересов, а также добровольность принятия сторонами на себя обязательств»18.

Во-вторых, устанавливает пределы реализации полномочий. Так, Конституционный Суд РФ подчеркнул в своем Постановлении от 7 декабря 2017 г. №38-П, что «полномочные представители работников и работодателей на всех уровнях социального партнерства, в том числе на региональном, должны действовать в пределах их компетенции»'9.

14 Определение Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004 г. №149-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. №5.

15 Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г. №3-П // Собрание законодательства РФ. 2002. №7. Ст. 745.

16 Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 2013 г. №22-П // Собрание законодательства РФ. 2013. №44. Ст. 5796.

17 Там же.

18 Определение Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2017 г. №2902-О // СПС «Консультантплюс».

19 Постановление Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. №38-П // Соб-

рание законодательства РФ. 2017. №51. Ст. 7913.

Критерием партнерства выступают с одной стороны совместные предметы ведения, а с другой стороны единство стратегических целей. Именно они установленными конституционными рамками ограничивают поведение участников публичных отношений.

Соответственно можно сделать вывод о том, что принцип социального партнерства выступая элементом в системе организации и функционирования государства и государственных институтов, является одной из гарантий, обеспечивающей исключение в деятельности органов, осуществляющих публичную власть, злоупотреблений предоставленными полномочиями. В Российской Федерации особая роль в реализации принципа социального партнерства принадлежит органам публичной власти, как инициаторам открытого диалога с гражданским обществом.

Взаимоотношения между неравными по своему правовому статусу субъектами является самым «чувствительным» моментов в партнерских взаимоотношениях, так как не учитывает возможность одной из сторон не выполнять взятые на себя обязательства.

Несмотря на то, что конструктивное взаимодействие между органами исполнительной и законодательной власти, работодателями и профсоюзами при разработке основных социально-экономических программ в законодательной сфере, разрешении возникающих разногласий в сфере социально-трудовых отношений приобрело в последние годы стабильный характер, не следует исключать возможность конфликта ряда конституционных принципов. На конфликтность принципов права обращает внимание Конституционный Суд РФ, в Определении от 16.12.2010 №1650-О-О частности, в нем отмечается, что законодательные решения, принимаемые по принципу преимущества «слабой стороны», отклоняются от ряда принципов российского трудового права, в том числе принципа социального партнерства», «...принцип преимущества «слабой стороны» ослабляет перспективу утверждения конституционных начал в трудовых отношениях, где работодатель, права которого заметно обесценены ограничительными условиями их судебной защиты, понуждается либо к отказу от своего дела, либо, что более вероятно, к неуважению прав и удержанию работника в зависимости, пресечению в нем самого побуждения настаивать на 20

своих правах»20.

Вместе с тем вполне очевидно, что рассматриваемый принцип социального партнерства востребован как регулятор общественных отношений.

Исходя из того, что устойчивый экономический рост государства взаимосвязан с повышением общего уровня и качества жизни населения, устойчивым и безопасным развитием всего

20 Определение Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2010 г. №1650-О-О // СПС «Консультантплюс».

гражданского общества, ростом продолжительности жизни, качеством медицинского обслуживания, доступностью качественного образования считаем это и есть общее благо на которое должен быть нацелен механизм реализации социального партнерства. Считаем важным не допустить, чтобы его реализация была трансформирована в инструмент манипулирования.

Многоаспектность и взаимообусловленность принципа социального партнерства с другими принципами конституционного права свидетельствует о необходимости его доктринального анализа с точки зрения конституционного права. Очевидно, что реализация принципа социального партнерства должна строиться на сочетании формально-юридических требований и реально-объективных условий. Также представляется важным определить конституционные алгоритмы, в которых данный принцип права как инструмент может быть использован.

В частности полагаем важным при его реализации обеспечить открытое информирование участников об условиях партнерских отношений на основе уважения позиций и учета интересов разных сторон, использовать преимущества переговорного процесса, выработать единую согласованную политику реализации принципа социального партнерства.

Допуская в целом возможность активного развития в России принципа социального партнерства во всех сферах взаимоотношений, в том числе и при осуществлении публичной власти следует отметить о необходимой осторожности в его реализации. Справедливости ради следует заметить, что развитые страны к концу ХХ века накопили весьма значительный

опыт партнерства, обобщенный в трудах юристов, экономистов, социологов. Но если для западных стран с развитой демократией социальное согласие и партнерство выступают необходимыми атрибутами повседневности, нормального бытия, то в России использование этих категорий отнюдь не всегда встречает понимание (и тому немало причин) (Модель И.М, Модель Б.С. Социальное партнерство в системе общественных отношений // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 43.). В их числе самыми актуальными являются недостаточно качественное социальное ориентирование экономики, трансформация правовой культуры и культурных ценностей.

Предпосылкой качественной и продуктивной реализации принципа социального партнерства должны стать добросовестность и правопорядок, реалистичность выполнения взятых партнерами обязательств, равноправие, а также высокий уровень организации и защищенность партнерских отношений.

Исходя из того, что мы вступаем в новую эру, в которой происходит «перезагрузка» многих устоявшихся моделей взаимоотношений, представляется, что принцип социального партнерства станет, с одной стороны элементом сохраняющим традиционные общечеловеческие ценности, в числе которых, добросовестность, честность, порядочность, лояльность и др., с другой стороны, в системной взаимосвязи с принципами - взаимного доверия, конституционной сдержанности, уважения прав и свобод, социальной солидарности и др. позволит обеспечить качественное и эффективное взаимодействие субъектов правоотношений, устойчивое развитие цифрового общества в эпоху глобализации.

Библиография:

1. Семигин Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире. М., 1996; Бурляева В.А. Развитие системы социального партнерства в России: социальноисто-рический аспект; Кривошеев В.Т. Социальное партнерство и корпоративизм: российская специфика; Gerber L.G. Corporatism and state theory // Social science history. 1995. Vol. 19. № 3. P. 313-332; Социальное партнерство: цель или средство: монография. / Матвеева, Алла Ивановна; Любутин, Константин Николаевич (Редактор). Казань: Общество с ограниченной ответственностью «Бук», 2016. 193 стр.

2. Федулин А.А. Исторический опыт становления и развития системы социального партнерства в России: диссер. д.и.н. (1999); Коробкина М.А. Государственная служба Российской Федерации в системе социального партнерства: диссер. к.с.н. (2001), Привалова С.В. Методы правового регулирования трудовых отношений: диссер. к.ю.н. (2001); Нетеребский О.В. Специфика системы социального партнерства г. Москвы: Политологический аспект: диссер. к.с.н. (2002), Си-роткин П.Ф. Особенности формирования и развития системы социального партнерства на уровне региона: на примере Пермского края: диссер. к.с.н. (2008).

3. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. №2-П // Собрание законодательства РФ. 2012. №9. Ст. 1152.

4. Бэкон Ф.О. О принципах и началах. М. 1937. С.22; Бенжамен К. Принципы политики, пригодные для всякой формы правления (1815) // Классический французский либерализм: Сборник / Пер. с фр. М.М. Федоровой. - М: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. 592 с

5. Заключение Конституционного Суда РФ от 16 марта 2020 г. №1-З «О соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции РФ не вступивших в силу положений Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», а также о соответствии Конституции РФ порядка вступления в силу ст. 1 данного Закона в связи с запросом Президента РФ // Собрание законодательства РФ. 2020. №12. Ст. 1855.

6. Умнова (Конюхова) И.А. Конституционное право и международное публичное право: теория и практика взаимодействия. М., РГУП. 2016. -267 с.

7. Кашанина Т.В. Структура права. М., Проспект, 2014. С.243-312.

8. Витрук Н.В. Верность Конституции. М., РАП. 2008. С.250-264

9. Gómez M.H. Las asociaciones sociales, una realidad a la búsqueda de conceptuación y visualización // Revista Española de Investigaciones Sociológicas.2009. No 126. P. 39-70.

10. Gautier С. Corporation, society et democratic chez Durkheim // Rev. fr. de science polit. Paris, 1994. Vol. 44. № 5. P. 836-855; Teague P. Social Partnership and the Enterprise Some Lessons from the Irish Experience // European Political Economy Review. 2004. Vol. 2, No. 1 P. 6-35.

11. Якутина О.И. Социальные практики успеха: социальное лидерство и социальное партнерство // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2014. №1. С.108-117.

12. Короева В.А. Социальное партнерство как фактор решения экологических проблем современного общества // Управление муниципальными отходами как важный фактор устойчивого развития мегаполиса. 2018. №1. С.14-16.

13. Определение Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004 г. №149-О // Вестник Конституционного Суда РФ. 2004. №5.

14. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г. №3-П // Собрание законодательства РФ. 2002. №7. Ст. 745.

15. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 октября 2013 г. №22-П // Собрание законодательства РФ. 2013. №44. Ст. 5796.

16. Определение Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2017 г. №2902-О // СПС «Консультантплюс».

17. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2017 г. №38-П // Собрание законодательства РФ. 2017. №51. Ст. 7913.

18. Определение Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2010 г. №1650-О-О // СПС «Консультантплюс».

19. Модель И.М, Модель Б.С. Социальное партнерство в системе общественных отношений // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.