Научная статья на тему 'Принцип социального государства в учредительных договорах Европейских Сообществ и ЕС'

Принцип социального государства в учредительных договорах Европейских Сообществ и ЕС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
116
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА / THE PRINCIPLE OF SOCIAL STATE / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЕВРОПЕЙСКИЕ СООБЩЕСТВА / EUROPEAN UNION / COMMUNITY LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сумарокова Юлия Витальевна

Статья посвящена исследованию реализации принципа социального государства в учредительных договорах Европейских Сообществ и ЕС. Освещая основные этапы европейской интеграции, автор анализирует соответствующие учредительные документы на предмет закрепления основных направлений социальной политики Сообществ и ЕС и социальных гарантий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to study the problem of implementation the principle of social state in founding Treaties of the Community and EU. Author analyzed relevant documents on the implementation main areas of social policy and social guarantees.

Текст научной работы на тему «Принцип социального государства в учредительных договорах Европейских Сообществ и ЕС»

передачи жилого помещения в собственность одного из его пользователей.

- Несовершеннолетние лица, проживающие с опекунами в праве стать участниками общей собственности на помещение.

- Приватизации жилых помещений не может быть отказана гражданам, если они обратились с таким требованием. Обязанности по передаче жилых помещений в государственный и муниципальный жилищный фонд (вопрос о приватизации должен быть решен в течении 2х месяцев, заключен договор на передачу жилья в собственность, государственная регистрация в Едином государственном реестре).

- Смерть гражданина, подавшего заявление до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность, не может служить отказом в удовлетворении требования наследника.

- Собственники вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению, не нарушая интересов других лиц;

- Обмен в общую собственность граждан жилого помещения возможен с согласия всех участников общей собственности.

Проблемы приватизации в Самарской области Бесплатная приватизация квартир была начата еще в 1992 году. Однако возникло много проблем с оформлением документов и приватизацию пришлось продлевать. В Самаре осталось еще множество неприватизированного жилья.

Проблемы были разного характера (узаконивали перепланировку, первичное право на приватизацию, регистрацией несовершеннолетнего ребенка)

С чего начинается приватизация квартиры в Самаре?

Сбор и предоставление в департамент управления имуществом всех необходимых документов(договор найма, справку о предыдущей прописке, справку об отсутствии приватизированного жилья потому что граждане имеют право принять участи в приватизации один раз однако, если в приватизации принимал участие несовершеннолетний, то за ним сохраняется право на однократную бесплатную приватизацию жилья по достижении им совершеннолетия)

- Проблемы передачи гособщежитий в муниципальную собственность

Государственное общежитие - это общежитие специализированного жилищного фонда, и оно не подлежит, к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, практически все общежития переведены в социальный найм по

закону. В настоящий момент классическими общежитиям остаются лишь студенческие общежития, находящиеся в государственной собственности, и не подлежащие приватизации.

- Приватизация памятников архитектуры

Дома, которые считаются памятниками архитектуры приватизировать можно, однако сделать это можно с обязательствами по содержанию, сохранению и использованию.

- Приватизация жилья в аварийном доме

Жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, приватизации не подлежат. Однако,при сносе аварийного жилья, занимаемого на основании договора социального найма, вам положена жилплощадь в соответствии с действующим законодательством.

- Смерть гражданина, подавшего заявление о приватизации

Если гражданин при жизни изъявил желание приватизировать свою жилплощадь, нужно признать за ним право собственности на жилье и включать его в наследственную массу. После получения свидетельства о праве на наследство на такую жилплощадь, ее нужно зарегистрировать в Росреестре на наследников умершего и приобрести тем самым право собственности.

Таким образом, хочется сказать, что приватизация — это основа формирования рыночного хозяйства, это система экономических отношений, возникающих с изменением формы собственности на средства производства. Она отражает совокупность интересов трудовых коллективов предприятий и население и органов государственной власти. К результативному хозяйствованию ведет рыночная система, которой составляет конкуренция. Приватизация является разгосударствлением собственности. Разгосударствление и приватизация образуют объективную основу формирования конкурентной среды рыночной экономики, являясь средством повышения роста благосостояния трудовых коллективов, регионов и эффективности экономики.

Список литературы

1. А. Б. Борисов. Большой экономический словарь. — Москва: Книжный мир, [2003. — 895 с]

2. ЗАКОН РФ "О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 04.07.1991 N 1541-1

3. Л. И. Полищук Экономическая эффективность и присвоение ренты: анализ спонтанной приватизации

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%E8%E2%E0 %F2%E8%E7%E0%F6%E8%FF

5. http://base.garant.ru/10164072/14/

ПРИНЦИП СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В УЧРЕДИТЕЛЬНЫХ ДОГОВОРАХ

ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ И ЕС

Сумарокова Юлия Витальевна

НОУ ВПО «РОСИ», старший преподаватель кафедры государственного права, г. Курск

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена исследованию реализации принципа социального государства в учредительных договорах Европейских Сообществ и ЕС. Освещая основные этапы европейской интеграции, автор анализирует соответствующие учредительные документы на предмет закрепления основных направлений социальной политики Сообществ и ЕС и социальных гарантий.

ABSTRACT

The article is devoted to study the problem of implementation the principle of social state in founding Treaties of the Community and EU. Author analyzed relevant documents on the implementation main areas of social policy and social guarantees.

Ключевые слова: принцип социального государства, Европейские Сообщества, Европейский Союз. Keywords: the principle of social state, Community law, European Union.

Учредительные договоры являются фундаментальными, основополагающими источниками права Европейских Сообществ и ЕС. Они принимаются в результате переговоров между заинтересованными сторонами, проводимых в рамках межправительственных конференций. Согласованный текст скрепляется подписями уполномоченных на то официальных представителей государства. Учредительные договоры вводятся в действие при условии единогласной ратификации этих актов всеми государствами-участниками.

Как известно, отправной точкой европейской интеграции принято считать заключение 18 апреля 1951 года Договора об учреждении Европейского объединения угля и стали. Своей целью ЕОУС ставило создание общего рынка для модернизации и повышения эффективности производства в угольной и металлургической промышленности, а также улучшение условий труда и решения проблем занятости в данных отраслях экономики. В чистом виде данный правовой акт не содержит норм, закрепляющих принцип социального государства. Но в статье 2 говорится о том, что «Европейское объединение угля и стали в полном соответствии с экономическими системами государств-членов имеет своей целью способствование экономическому развитию, росту занятости и повышению жизненного уровня в государствах-членах...» [2, ст. 2]. Исходя из анализа данной нормы, можно прийти к выводу о том, что учреждение общего рынка членами ЕОУС произошло в целях обеспечения основных социально-экономических прав граждан государств-членов.

Одновременно с созданием ЕОУС начинается процесс формирования европейского права, закладываются его принципиальные основы. ЕОУС становится как бы «опытным полем» интеграционного строительства. В рамках этого объединения проходят проверку многие положения и принципы, нашедшие дальнейшее закрепление в нормах европейского права.

Следующим этапом европейской интеграции можно считать подписание 25 марта 1957 года членами ЕОУС Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Главными целями учреждения ЕЭС стало образование Таможенного союза и создание общего рынка для свободного движения товаров, рабочей силы и капитала на территории Сообщества. Евратом же создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.

Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии, подобно Договору о ЕОУС, не содержит норм, непосредственно закрепляющих принцип социального государства, а в качестве основной задачи называет содействие подъему жизненного уровня в государствах-членах.

В качестве основной цели принятия Договора об учреждении Европейского экономического сообщества называется улучшение жизни и условий труда народа, а также обеспечение социального прогресса. На наш взгляд, это можно понимать и как ссылку на социальную политику. Однако данная статья оговаривает, что заявленная цель должна достигается путем создания общего рынка и сближения экономических политик государств-членов.

Кроме того, в статье 3 Договора указывается, что «деятельность Сообщества предполагает создание Европейского социального фонда с целью улучшения возможностей занятости для трудящихся и создания повышения их жизненного уровня» [3, ст. 3]. Данная статья предусматривает сближение законодательства государств-членов, в том числе, очевидно, и законов, связанных с правовым положением трудящихся. Сближение, однако, должно происходить только в той степени, в какой это необходимо для надлежащего функционирования общего рынка.

Очень важным с позиции провозглашения принципа социального государства является раздел III Договора, регулирующий вопросы социальной политики Сообщества. В рамках данного раздела в качестве основной задачи Сообщества было названо тесное сотрудничество между государствами-членами в социальной области, особенно в вопросах, качающихся занятости, трудового законодательства и условий труда, профессионального обучения и повышения квалификации, социального обеспечения и т. д.

Кроме того, в качестве важнейшего принципа в Договоре выделяется равная оплата труда мужчин и женщин за равную работу. Равная оплата без дискриминации по признакам пола означает, что оплата за равный сдельный труд рассчитывается на базе одной и той же единицы измерения и что при повременной оплате труда устанавливается то же самое вознаграждение за аналогичную работу [7, с. 101].

Статья 118а ДЕЭС, которая, подобно статье 118б, была включена в результате принятия Единого европейского акта, предусматривает улучшения в сфере охраны здоровья и безопасности трудящихся. В этой области должны быть установлены минимальные требования директивами Совета. Статья 118б устанавливает, что Комиссии ЕЭС следует стремиться развивать «диалог между администрацией и трудящимися на европейском уровне».

Таким образом, договор об учреждении Европейского экономического сообщества определил общие черты социальной политики Сообщества исходя из двух целей — связать экономическую интеграцию с социальным развитием и минимизировать ее негативные социальные последствия. Недостаток Договора об учреждении Европейского экономического сообщества состоит в том, что он не содержит какой-либо нормативной базы, на которой может быть сформулирована единая социальная политика. Глава V «Экономическое и социальное единство» (ст.130а-е ДЕЭС), которая была включена в часть III «Политика Сообщества», не дополняет договор такой юри-дико-правовой базой.

Следует отметить, что на подготовительном этапе подписания Римских договоров ряд западноевропейских государств посчитали предложенный федералистский вариант социально-экономической интеграции чрезмерным. В частности, Австрия, Великобритания, Швеция и др. в 1960 г. образовали Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), но впоследствии, по мере успешного развития ЕЭС, вышеназванные страны одна за другой устремились к переходу в ЕЭС. Следует отметить, что стержнем процесса европейской интеграции стало именно объединение государств в социально-экономической

сфере. Очередной вехой на пути развития европейской интеграции стала попытка создания Европейского оборонительного сообщества и Европейского политического сообщества, но она оказалась не реализована.

В 1967 году было проведено слияние высших органов трех Сообществ в единый Совет и Комиссию, которые вместе с Европейским парламентом и Судом ЕС, образовали общую институциональную структуру. В 1974 году был создан новый институт Сообщества — Европейский Совет, а в 1979 году были проведены первые прямые выборы в Европейский парламент.

В 1987 году, с принятием Единого европейского акта, было положено начало нового этапа европейской интеграции — создание Европейского Союза на основе существующих сообществ и углубление компетенции ЕС в области координации экономической, валютной и социальной политики.

Единый европейский акт стал первым серьезным пересмотром учредительных договоров Сообществ. В частности, в ст.130 «а» указывалось, что «Сообщество продолжает и расширяет деятельность, направленную на укрепление своего социального и экономического сплочения» [4, ст. 130 «а»1.

Таким образом, на этапе создания и эволюции права европейских Сообществ принцип социального государства был отражен лишь в общих чертах, социальное сплочение государств указывалось не в качестве приоритетной цели, которой, безусловно, являлось экономическое сотрудничество государств.

Подписание Договора об образовании Европейского Союза в 1992 г. в Маастрихте дало европейским сообществам новое официальное наименование — ЕС. Данный правовой акт одной из главных задач назвал усиление защиты прав граждан, в том числе и социально-экономических. Статья 3 Договора гласит: «Союз борется с социальной маргинализацией и дискриминацией, содействует социальной справедливости и социальной защите, равенству женщин и мужчин ..., содействует социальному сплочению и солидарности государств-членов» [1, ст. 3].

С целью усиления роли ЕС на мировой арене положения Маастрихтского договора были дважды пересмотрены и дополнены. Амстердамским договором 1997 г. были подтверждены основные цели Союза, он был дополнен разделом, посвященным механизму осуществления общей внешней политики и политике безопасности. Также в Договор был включен раздел, касающийся соблюдения государствами-членами принципов демократии, прав человека и приоритета законности [5, ст. 31].

Логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров стало заключение в 2001 году Ниццкого договора, который был сосредоточен на 3 основных проблемах: внутренние реформы ЕС (изменения в основных процедурах принятия решений квалифицированным большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение применения права вето), принятие в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест в институтах ЕС, а также формирование общей внешней и оборонной политики Союза.

В соответствии с Ниццким договором 2001 года, компетенция Европейского Союза распространяется на разнообразные направления политики, включая экономическую, социальную, культурную, а также в области занятости и здравоохранения, экономического и социального сплочения.

В 2003 году специально созванный Конвент разработал проект договора об учреждении Конституции Европейского Союза. В 2004 году после долгих дискуссий и споров в результате принятия некоторых компромиссных формул проект был одобрен Европейским советом. Но данный договор может вступить в силу только после его

ратификации государствами-членами ЕС на основе процедур, предусмотренных национальными законодательствами. Данный проект предусматривает введение единого правового режима, в нем говорится уже только о праве Европейского Союза, хотя и оговаривается необходимость использования методов, свойственных Сообществам. В случае принятия Конституции ЕС, все предшествующие учредительные договоры утратят силу, а Конституция станет актом, замещающим все ранее действовавшие акты в отношении прав и обязанностей интеграционного объединения.

Конституция ЕС не меняет сколько-нибудь радикальным образом роль ЕС в координации экономической и социальной политики. В части I Конституции подтверждается, что ответственность за координацию экономической политики по-прежнему возлагается на государства-члены. Конституция ЕС не наделяет ЕС существенно новыми полномочиями, не отменяет право национального вето при принятии решений по таким сложным вопросам, как налогообложение и социальное обеспечение. Конституция не дает интеграционному объединению новых полномочий, Совет министров ЕС уже давно может принимать некоторые минимальные стандарты в сфере здравоохранения и безопасности труда большинством голосов. Но решения по ключевым аспектам социального обеспечения и защиты трудящихся по-прежнему будут требовать единогласия. Таким образом, Конституционный договор в основном ограничивается кодификацией уже действующего права ЕС.

Процесс принятия Конституции ЕС приостановился в 2005 году, после того, как граждане Франции и Нидерландов отвергли эту идею на референдумах.

Следует отметить, что возможность наступления трудностей в процедуре ратификации была заложена в статье ^-437 Договора «Отмена предшествующих договоров»: «Договор, устанавливающий Конституцию для Европы, отменяет договор об учреждении Европейского сообщества и Договор о Европейском союзе, а также на условиях, предусмотренных Протоколом об актах и договорах, изменивших или дополнивших Договор об учреждении Европейского сообщества и Договор о Европейском союзе - акты и договоры, которые внесли в них изменения и дополнения...» Формально Конституционный договор предусматривает два варианта развития событий. Согласно п.2 ст. ^-447 «Ратификация и вступление в силу», в том случае, если бы процесс ратификации шел беспроблемно, Договор должен был вступить в силу в ноябре 2006 года. В Договоре реализация подобного сценария обуславливалась сдачей на хранение Правительству Итальянской Республики всех ратификационных грамот. Итоги референдумов, проведенных во Франции и Нидерландах, показывают, что этого не произошло.

Согласно второму сценарию спешить с ратификацией вовсе не обязательно. П.2 ст. ^-447 устанавливает, что государства могут и не уложиться в столь короткий срок. Тогда датой вступления в силу Конституционного договора будет считаться «первый день второго месяца, следующего за сдачей ратификационной грамоты тем подписавшим Договор государством, которое последним выполнит данную формальность». Таким образом, итоги референдумов во Франции и Нидерландах обрывают процесс вступления Конституционного договора в силу только в том случае, если признаются окончательными и не подлежащими пересмотру. Если же сохраняется вероятность повторного проведения референдумов, его вступление в силу просто отодвигается.

К числу учредительных актов относят также соглашение, касающееся прямых выборов в Европейский парламент, бюджетные договоры, которые определяют порядок формирования бюджета Сообществ и Европейского Союза в целом, а равно все договоры о присоединении к

Сообществам и Союзу. Каждое новое государство, вступая в состав членов Сообществ и Европейского Союза, подписывает соглашение о присоединении. Одновременно вносятся определенные изменения в формирование институтов Союза, распределение мест в Совете, Комиссии, Суде и других органах, а равно в количество взвешенных голосов в Совете и определение кворума для принятия решений квалифицированным большинством, необходимым в ряде случаев при принятии решений в Совете. Кроме того, важность этих актов о присоединении заключается в том, что каждое вновь вступающее в Союз государство принимает на себя не только все обязательства, вытекающие из учредительных договоров, но в равной степени распространяет на свою территорию действие нормативно-правовых актов Европейских сообществ, которые были разработаны, приняты и введены в действие не с момента вступления, а с момента образования Сообществ, то есть до вхождения данного государства в состав Европейского Союза. К числу учредительных актов относят соглашение, касающееся прямых выборов в Европейский парламент, бюджетные договоры, которые определяют порядок формирования бюджета Сообществ и Европейского Союза в целом, а равно все договоры о присоединении к Сообществам и Союзу. Каждое новое государство, вступая в состав членов Сообществ и Европейского Союза, подписывает соглашение о присоединении. Одновременно вносятся определенные изменения в формирование институтов Союза, распределение мест в Совете, Комиссии, Суде и других органах, а равно в количество взвешенных голосов в Совете и определение кворума для принятия решений квалифицированным большинством, необходимым в ряде случаев при принятии решений в Совете. Кроме того, важность этих актов о присоединении заключается в том, что каждое вновь вступающее в Союз государство принимает на себя не только все обязательства, вытекающие из учредительных договоров, но в равной степени распространяет на свою территорию действие нормативно-правовых актов Европейских сообществ, которые были разработаны, приняты и введены в действие не с момента вступления, а с момента образования Сообществ, то есть до вхождения данного государства в состав Европейского Союза.

Таким образом, в настоящий момент учредительные договоры обладают высшей юридической силой и образуют фундаментальную основу, на которой строится вся правовая система ЕС. В этом качестве они вполне сопоставимы с национальными конституциями. Подобное свойство было отмечено Судом ЕС, который в своем заключении от 14 декабря 1991 года №1/91 дал весьма интересную правовую характеристику Договора о ЕЭС: «Договор о ЕЭС, хотя и заключен в форме международного соглашения, образует, тем не менее, конституционную хартию правового сообщества».

Имевшийся первоначально в учредительных актах пробел, вызванный отсутствием постановлений, закрепляющих права и свободы человека, в значительной мере устранен путем прямой отсылки к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, которая не только становится как бы неотъемлемой частью европейского права, но и образует составную часть основополагающих принципов этого права, без соблюдения которых невозможно членство в ЕС.

Однако, на наш взгляд, использовать в данном случае термин «конституция» можно лишь в переносном смысле. Действительно, по своему назначению учредительные договоры являются конституционными актами, но вряд ли будет оправданным сводить их характеристику к параметрам, аналогичным национальным конституциям. Ведь по своему происхождению они являются международными правовыми актами, хотя и обладающими безусловной спецификой Г6, с. 171.

Это отчетливо прослеживается в юридическом режиме данной группы источников европейского права. Все иные нормы европейского права должны соответствовать положениям учредительных договоров, а институты Сообществ и Союза, наделенные соответствующими полномочиями, призваны следить за тем, чтобы все иные нормативно-правовые акты не противоречили учредительным актам. Наличие такого противоречия служит безусловным основанием для возбуждения в Суде ЕС иска об аннулировании. В силу своей юридической природы учредительные акты занимают высшую ступень в иерархии источников европейского права.

Список литературы

1. Договор о Европейском Союзе. Электронный ресурс. Режим доступа: http: eulaw.ru/treaties/teu

2. Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали. Электронный ресурс. Режим доступа: www.kadis.ru

3. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества. Электронный ресурс. Режим доступа: www.kadis.ru

4. Единый Европейский акт. Электронный ресурс. Режим доступа: law.edu.ru

5. Кашкин С.Ю., Четвериков А.О., Калиниченко П.А. и др. Право Европейского Союза: учебное пособие (отв.ред. С.Ю. Кашкин). - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2011. - 274 с.

6. Основы права Европейского Союза / Н.Ю. Ильин. -М.: Норма, 2008. - 224 с.

7. Топорнин Б.Н. Европейское право: Учебник. - М.: Юристъ, 1999. - 456 с.

SOME ASPECTS OF THE LEGAL REGULATION OF THE USE OF ALTERNATIVE ENERGY IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN AND FOREIGN COUNTRIES

Telewev Galym Baygazievich

A first-year student of the specialty "6D030100 - Law " at the Faculty of Law of the Zhetysu State University named

after I.Zhansugurov. Taldykorgan city, the Republic of Kazakhstan

РЕЗЮМЕ

В предлагаемой статье автором исследуется вопросы правового регулирования алтернативной энергетики Республики Казахстан и некоторых зарубежных стран. На основе научных исследовании анализируется причины внедрения альтернативной энергетики в казахстанской энергетики. Расскрывается пробелы правового регулирования альтернативной энергетики в Республике Казахстан. Изучая зарубежные правовые опыты автор предлагает ряд мер по совершенствование отечественной энергетического законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.