Научная статья на тему 'Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих контрольно-надзорных органов: проблемы определения понятий'

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих контрольно-надзорных органов: проблемы определения понятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4383
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ОРГАНЫ / КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балдина А. С.

Исследуется содержание принципа профессионализма и компетентности государственных служащих органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность. На основе комплексного анализа принципа формулируется его понятие и рассматриваются вопросы его применения при оценке качества кадровых ресурсов контрольно-надзорных органов. По итогам исследования автор делает выводы, которые могут быть использованы для повышения эффективности научного сопровождения реформирования контрольно-надзорной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF PROFESSIONALISM AND COMPETENCE OF CIVIL SERVANTS OF OVERSIGHT AUTHORITIES: PROBLEMS OF CONCEPT DEFINITION

In this article, we study the content of the principle of professionalism and competence of civil servants of the bodies that exercise oversight. Based on a comprehensive analysis of the principle, its concept is formulated and some issues related to its application in assessing the quality of personnel resources of the oversight authorities are considered. Based on the results of the study, the author draws some conclusions that can be used to improve the effectiveness of scientific support for the reform of oversight authorities.

Текст научной работы на тему «Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих контрольно-надзорных органов: проблемы определения понятий»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2017, № 3, с. 109-115

109

УДК 342.951

ПРИНЦИП ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И КОМПЕТЕНТНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ОРГАНОВ: ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ

© 2017 г. А.С. Балдина

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород

anastasiya. muras@mail. ru

Поотуа-ла в редакц-ю 01.03.2017

Исследуется содержание принципа профессионализма и компетентности государственных служащих органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность. На основе комплексного анализа принципа формулируется его понятие и рассматриваются вопросы его применения при оценке качества кадровых ресурсов контрольно-надзорных органов. По итогам исследования автор делает выводы, которые могут быть использованы для повышения эффективности научного сопровождения реформирования контрольно-надзорной деятельности.

Ключевые олова: контрольно-надзорные органы, контрольно-надзорная деятельность, принципы государственной службы, профессионализм, компетентность, профессиональная компетентность, го-

сударственные служащие.

В соответствии с Планом мероприятий («дорожной картой») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 01.04.2016 г. № 559-р [1], внедрение новых методов и форм контрольно-надзорной деятельности требует соответствующей подготовки кадров контрольно-надзорных органов. Реализации мероприятий по обеспечению научно-методического сопровождения контрольно-надзорной деятельности и подготовке кадров для контрольно-надзорных органов посвящен целый раздел «дорожной карты», включающий в себя такие направления деятельности, как разработка и реализация отраслевых планов исследований в области контрольно-надзорной деятельности, создание реестра результатов научно-исследовательской деятельности в различных отраслях для обеспечения контрольно-надзорных мероприятий, определение потребности в профессиональной переподготовке и повышении квалификации государственных гражданских служащих государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, и т.д.

Анализируя результаты реализации мероприятий, предусмотренных «дорожной картой», следует отметить, что в рамках осуществления реформы контрольно-надзорной деятельности в России совершенствованию механизма кадрового обеспечения контрольно-надзорных органов уделяется особое внимание. Кроме того, по итогам выполнения мероприятий, предусмотренных «дорожной картой», предполагается

оптимизировать организационную структуру органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, разработать квалификационные требования к работникам органов государственного и муниципального контроля (надзора), а также организовать дополнительное профессиональное образование для руководителей государственных органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), и инспекторского состава.

Фактическое состояние кадровой политики в сфере государственного контроля (надзора) отчасти связано с практической реализацией одного из основных принципов государственной служебной деятельности - профессионализма и компетентности государственных служащих, который одинаково важен для всех органов, осуществляющих каждую из трех ветвей государственной власти, и независимо от реализуемых функций государственного управления.

Профессионализм и компетентность государственных служащих рассматривается законодательством в качестве единого основополагающего принципа государственной службы, независимо от ее вида. Данный принцип, в частности, закреплен в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» [2], п. 4 ст. 4 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [3]. Закрепляя указанный принцип, федеральные законы признают, что положение государственных служащих в значительной степени зависит от них самих и все они должны

стремиться к достижению максимально высокого уровня своей деятельности.

Одной из ключевых научно-практических проблем, подлежащих разрешению в рассматриваемой сфере, является отсутствие нормативного определения принципа профессионализма и компетентности государственных служащих, понимание и выработка которого применительно к характеристике правового статуса служащих органов, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, будет способствовать повышению эффективности научно-методического сопровождения реформирования контрольно-надзорной деятельности.

Следует также отметить, что сущность принципа профессионализма и компетентности государственных служащих применительно к сфере контрольно-надзорной деятельности органов публичной власти обладает спецификой по сравнению с его трактовкой в иных отраслях и сферах права, что также усложняет исследовательскую задачу.

В связи с этим представляется необходимым более подробно остановиться на анализе существующей проблематики в определении основополагающих понятий, входящих в содержание исследуемого принципа, таких как «профессионализм», «компетентность» и «профессиональная компетентность государственных служащих», в целях выработки единого универсального правового определения данного принципа и его применения при характеристике кадрового состава органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия.

Несмотря на то что профессионализм и компетентность на законодательном уровне закрепляются как единый принцип государственной службы, указанные два понятия имеют различное содержание, требующее отдельного исследования.

В научной литературе часто дается определение профессионализма через призму оценки знаний принципов управленческой деятельности. Но, по мнению К.С. Камерона и Д.А. Йет-тона, только знания принципов управления недостаточно для профессионализма в сфере государственного управления. Так, Р. Коллинз не только различал количество и качество знаний, но и выделял две модели профессионализма: англоамериканскую (работники-практики могут самостоятельно контролировать организационные моменты трудовой деятельности) и континентально-европейскую (профессиональные работники обеспечивают себе положение и права благодаря своим академическим дипломам) [4].

Российские авторы придерживаются так называемого «классического подхода» в опреде-

лении термина «профессионализм», а именно его анализа с широкой и узкой точек зрения.

В широком смысле слова под профессионализмом понимают получение общего профессионального образования, позволяющего выполнять не только узкоспециальные функции, но и общие функции управления. В узком смысле профессионализм - качественное выполнение специальных функций и задач, характерных для конкретного вида государственной деятельности или сферы управления. Отдельные категории государственных служащих должны обладать как общей, так и специальной профессиональной подготовкой, что требует высокого «отраслевого» профессионализма [5].

Кроме того, профессионализм рассматривается как высший уровень психофизиологических и социальных качеств работника, которые формируются в результате длительного выполнения служебных обязанностей и обеспечивают эффективность решения профессиональных задач. Он формируется в результате соответствия способностей работника целям и задачам конкретной сферы деятельности. Важным условием в процессе развития профессионализма является опыт работы в данной сфере [6].

В научной литературе встречается такое определение термина «профессионализм», как «глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками в какой-то области общественно полезной деятельности, предполагающее, прежде всего, знание (наличие образования) особенностей соответствующей управляемой сферы» [4].

В теории служебной деятельности профессионализм определяется как «высший уровень психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в процессе длительного выполнения человеком служебных обязанностей, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях» [7].

Отдельные исследователи рассматривают профессионализм как высокую подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности, проявляющуюся в систематическом повышении квалификации, творческой активности, способности продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры [8].

А.В. Гапанович предлагает рассматривать принцип профессионализма с двух сторон. С одной стороны, данный принцип обязывает гражданских служащих и лиц, претендующих на замещение должностей государственной службы, иметь необходимый уровень и вид

профессионального образования, соответствующего должностным полномочиям, профессиональный стаж, знания, навыки (уровень квалификации). Второй составляющей принципа профессионализма государственных служащих является осуществление постоянной профессиональной деятельности, т.е. профессии [8].

Под профессионализмом также подразумевается глубокое знание государственными служащими определенных вопросов в различных сферах управления, правомочность их обсуждать и решать [9].

Таким образом, под профессионализмом государственного служащего контрольно-надзорного органа предполагается наличие глубоких и всесторонних знаний, а также владение практическими навыками в сфере осуществления контрольно-надзорной деятельности.

«Профессионализм служащих контрольно-надзорных органов» следует отнести к «отраслевому» профессионализму, поскольку он предъявляет требования к наличию специальных знаний и опыта работы в сфере контрольно-надзорной деятельности. В связи с чем содержание указанного принципа применительно к характеристике государственных служащих органов, осуществляющих полномочия в сфере контрольно-надзорной деятельности, следует рассматривать с применением узкого подхода.

Принцип профессионализма, являясь основным началом деятельности контрольно-надзорных органов, оказывает влияние на эффективность реализации целей законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, на общее качество осуществления различных видов государственного контроля. Результативность реализации принципа профессионализма в контрольно-надзорной деятельности может проявляться в форме повышения эффективности проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора); совершенствования порядка взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), при организации и проведении проверок; совершенствования законодательных процедур организации и проведения проверок в целях исключения возможностей уклонения недобросовестных хозяйствующих субъектов от проведения проверок.

В качестве элементов содержания принципа профессионализма служащих контрольно-надзорных органов необходимо выделить: наличие соответствующего профессионального образо-

вания, специализации, квалификации, опыта и стажа работы [10]; юридическую ответственность служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; владение практическими навыками в профессиональной сфере; осуществление государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности в качестве постоянной профессиональной деятельности.

Очень часто в правоприменительной практике профессионализм рассматривается с позиции компетентности, поскольку эти понятия тесно связаны между собой. Сам принцип профессионализма государственной службы предполагает компетентность работников, т.е. знание ими дела, наличие необходимого образования, стажа, навыков, систематическое регулярное выполнение функций, операций, решение дел, стабильность служебных отношений, регулярное получение оплаты за свой труд, политическую нейтральность, лояльность государственного служащего, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, за качество подготавливаемых решений [11].

Профессионализм, в целом, тесно связан с понятием «компетентность», которая означает доскональное знание своего дела, сути выполняемой работы, норм, правил и процедур организации, а также наличие умений и навыков, способствующих эффективной реализации этих знаний в практической деятельности [12].

Под компетентностью понимается осуществление государственным служащим полномочий, обусловленных занимаемой им должностью государственной службы. Полномочия -это права и функции государственного служащего по решению конкретных задач и выполнению стоящих перед ним обязанностей, реализуемых при наличии у него необходимой компетентности [13].

Компетентность выступает в качестве одной из форм проявления профессионализма и определяет качественные характеристики деятельности, т.е. то, как реализует должностные обязанности служащий и каких результатов он достиг за определенный период [14].

Компетентность рассматривают также как уровень профессиональных достижений государственного служащего, первооснову его профессионализма, позволяющую решать поставленные перед ним профессиональные задачи.

Исследователи практики реализации принципа компетенции служащих на государственной и муниципальной службе отдельно рассматривают категорию «информационная ком-

петентность» как составную часть общей компетенции служащих и фактор, определяющий уровень их профессионализма. Так, под информационной компетентностью понимаются элементарные навыки владения государственными служащими компьютерной грамотностью, их умение пользоваться персональным компьютером, другими информационными технологиями, в том числе и такими основополагающими интернет-сервисами, как электронная почта, и использовать их в своей профессиональной деятельности [15].

Следует обратить внимание на то, что компетентность, в отличие от профессионализма, является понятием динамическим, т.е. это практическая реализация профессиональных способностей и деловых качеств государственного служащего. Компетентность представляет собой постоянную внутреннюю готовность работника к выполнению служебных обязанностей.

На основании вышеизложенного под компетентностью государственного служащего контрольно-надзорного органа следует понимать форму проявления профессионализма, представляющую собой совокупность личностных качеств служащего, позволяющих грамотно решать поставленные перед ним профессиональные задачи, эффективно взаимодействовать с органами публичной власти и поднадзорными субъектами, последовательно применять имеющиеся полномочия при проведении проверок.

Принцип компетентности положен в основу формирования кадрового состава контрольно-надзорных органов. Правовым обеспечением компетентности служащих федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по контролю и надзору, рассматривается установление основных квалификационных требований для замещения должностей государственной службы в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия.

На основании ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона о государственной гражданской службе Российской Федерации в число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

Применяя рассмотренные выше элементы содержания принципа компетентности к оценке правового статуса государственных служащих контрольно-надзорных органов, нельзя не упомянуть и об их информационной компетентности, являющейся неотъемлемой частью общей компетентности.

Уровень информационной компетентности должностного лица органа государственного контроля (надзора) в условиях глубокого развития информационных технологий в настоящее время оказывает определяющее влияние на результат осуществленных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей контрольно-надзорных мероприятий. Так, свободное владение компьютерными технологиями, средствами электронной коммуникации дает возможность своевременно и быстро достигать цели и решать задачи, стоящие перед уполномоченными на осуществление контрольно-надзорной деятельности государственными органами, что, в свою очередь, свидетельствует о высоком уровне профессионализма должностных лиц этих органов. И, наоборот, недостаточный уровень информационной компетентности должностных лиц контрольно-надзорных органов повлечет за собой усложнение и увеличение сроков проведения мероприятий по контролю (надзору), повысит информационную закрытость контрольно-надзорной деятельности в целом.

Учитывая, что профессионализм и компетентность взаимодействуют между собой, законодателем выработано новое понятие, также характеризующее деятельность государственного служащего, - «профессиональная компетентность».

Профессиональная компетентность - это степень выраженности присущего работнику профессионального опыта, реализуемого в рамках компетенции по занимаемой им должности. Компетентностью в данном случае является все, чем располагает государственный служащий в процессе осуществления управленческой деятельности: это и владение эффективными методами и средствами достижения целей, и совокупность полученных профессиональных знаний, а также умение их реализовать для выполнения управленческих задач и функций [16].

Рассмотрение научных подходов к определению понятий «профессионализм» и «компетентность» государственных служащих позволяет установить различия в их смысловом содержании. Сравнение этих понятий позволит более четко исследовать принцип профессионализма и компетентности государственных служащих в целом и сформулировать научное понятие принципа профессионализма и компетентности государственных служащих контрольно-надзорных органов.

Как уже было сказано, профессионализм и компетентность представляют тесно связанные друг с другом понятия, которые в законодательстве рассматриваются неразрывно друг с другом. Более того, в науке сформулировано понятие «профессиональная компетентность», что также подчеркивает внешнее сходство рассматриваемых принципов. Вместе с тем компетентность характеризуется как элемент профессионализма, одна из форм его проявления. Это позволяет характеризовать профессионализм как более широкое понятие, включающее в себя, помимо компетентности, другие элементы.

Профессионализм представляет собой готовность выполнять публичные функции, решать управленческие задачи в любом государственном органе, независимо от его места в механизме государства. Эта готовность обусловлена определенным набором знаний, навыков, профессионального опыта, которые и позволяют субъектам действовать в соответствии с правовыми предписаниями, реализовывать их в своем поведении и достигать высокой результативности в самых разнообразных условиях. Профессионализм необходимо рассматривать в качестве более высокой ступени служебного мастерства, чем просто компетентность, это особое качество служащего, формирующееся путем его участия в различных сферах управленческой деятельности, и оно основывается на более разностороннем понимании им сущности социальных явлений. При этом промежуточным и неотъемлемым этапом процесса достижения профессионализма представляется характеристика компетентности, предусматривающая достижение служащим высоких результатов на конкретной должности в отдельно взятом органе государственной власти. Компетентность служащего не является достаточным условием для характеристики его профессионализма, поскольку оценивает его с очень узких позиций -способности осуществлять конкретный вид деятельности, ориентироваться в узкоспециализированных управленческих вопросах, применять знания и опыт, необходимые для эффективной деятельности в заданной предметной области. Профессионализм предполагает компетентность в решении широкого спектра задач, стабильно эффективного выполнения разносторонних функций, присущих сразу нескольким государственным органам.

В рассматриваемом сравнении «компетентность» по своему содержанию близка к узкому пониманию термина «профессионализм», при этом необходимо еще раз подчеркнуть, что профессионализм - более широкое понятие, характеризующее подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности.

Профессионализм представляет собой в большей степени правовую характеристику, предназначенную для оценки кадрового потенциала системы государственной службы, в то время как компетентность выступает нравственной категорией, основанной на личностных качествах служащего.

При оценке кадрового состава и потенциала органов государственной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, наиболее востребованным следует признать принцип компетентности, предполагающий наличие узкоспециализированных навыков, знаний и умений, позволяющих государственным служащим осуществлять наблюдение за точным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов неподчиненными им юридическими и физическими лицами.

В этом понимании «компетентность» близка по смыслу другой оценочной характеристике трудовых ресурсов - «квалификации», означающей качество профессиональной деятельности, степень подготовленности сотрудника к исполнению профессиональных обязанностей.

Проведенное в статье сравнение носит исключительно научный характер, преследует цель выявить сходства и различия в смежных понятиях, в связи с чем автор не ставит задачу законодательно разделить два принципа служебной деятельности. Практика нормотворче-ской деятельности, как правило, предлагает рассматривать оба принципа в качестве единого целого, и нет оснований для изменения концептуального подхода к устоявшейся регламентации системы принципов государственной службы. Наоборот, только на основе анализа и обобщения тождественных характеристик профессионализма и компетентности, образующих их сходство, представляется возможным сформулировать общее понятие принципа «профессионализма и компетентности государственных служащих органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность», которое целесообразно закрепить в законодательстве.

На основе исследования теоретических подходов к определению частных понятий «профессионализм» и «компетентность», формирующих единый принцип, наиболее содержательным представляется следующее его определение: профессионализм и компетентность государственных служащих органов, осуществляющих контрольно-надзорную деятельность -это единый принцип служебной контрольно-надзорной деятельности, характеризующий уровень подготовки, наличие специальных знаний и навыков государственного служащего, необходимых для качественного выполнения

функций контрольно-надзорной деятельности, а также определяющих личностные качества служащего, позволяющих эффективно решать стоящие перед ним профессиональные задачи, результативно взаимодействовать с органами публичной власти и поднадзорными субъектами, последовательно применять имеющиеся полномочия при проведении проверок.

В целях единообразного толкования и формирования единой правоприменительной практики необходимо законодательное закрепление предложенного определения, в связи с чем представляется целесообразным включение принципа профессионализма и компетентности и его определения в проект федерального закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации».

Таким образом, современный этап общественного развития и проведение реформы контрольно-надзорной деятельности обусловливает необходимость принципиально нового уровня подготовки государственных служащих контрольно-надзорных органов Российской Федерации. Многие задачи, обусловленные их сферой деятельности, требуют соответствующей профессиональной подготовки, непрерывного повышения уровня компетентности и профессионализма.

Список литературы

1. Распоряжение Правительства РФ от 01.04.2016 г. № 559-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы» // Собрание законодательства РФ. 11.04.2016. № 15. Ст. 2118.

2. Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.06.2003. № 22. Ст. 2063.

3. Федеральный закон от 24.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Россий-

ской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.

4. Габричидзе Б.Н., Коланда В.М. Принципы профессионализма в государственной службе // Государство и право. 1995. № 12. С. 19-26.

5. Шамахов В.А. Профессионализм на государственной гражданской службе: технологии достижения // Научные труды Северо-Западного института управления. Т. 2. 2011. № 3. С. 10-22.

6. Митрахов А.С. Конституционно-правовые основы инновационного развития профессионализма и компетентности государственных гражданских служащих: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. 24 с.

7. Охотский Е.В., Игнатов В.Г., Лытов Б.В. и др. Государственная служба: теория и организация. Ростов н/Д, 1998. 501 с.

8. Гапанович А.В. Профессионализм заказчика как принцип контрактной системы в сфере закупок // Юрист. 2014. № 12. С. 16-20.

9. Бахрах Д.Н. Государственная служба: основные понятия, ее составляющие, содержание, принципы // Государство и право. 1996. № 12. С. 10-18.

10. Правовое обеспечение государственной службы Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. И.Н. Барцица. М.: РАГС, 2007. С. 145.

11. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2000. С. 226-227.

12. Колесников А.В., Макаров А.О., Осипова И.Н. Комментарий к Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс», 2007.

13. Гурьева Л.А. Профессиональная подготовка государственных служащих: организационно-правовые аспекты: Дис. . канд. юрид. наук. Сыктывкар, 1999. 195 с.

14. Масленникова Е.В., Осипова И.Н., Николаева А.Е. Комментарий к Федеральному закону от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» // СПС «КонсультантПлюс», 2007.

15. Барбашин Е.А., Устинович Е.С. Информационная компетентность государственных служащих // Государственная власть и местное самоуправление. М.: Юрист, 2008. № 10. С. 12-14.

16. Пономаренко Б.Т. Профессиональное образование: опыт, противоречия и тенденции реформирования: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. М., 1995. 43 с.

THE PRINCIPLE OF PROFESSIONALISM AND COMPETENCE OF CIVIL SERVANTS OF OVERSIGHT AUTHORITIES: PROBLEMS OF CONCEPT DEFINITION

A.S. Baldina

In this article, we study the content of the principle of professionalism and competence of civil servants of the bodies that exercise oversight. Based on a comprehensive analysis of the principle, its concept is formulated and some issues related to its application in assessing the quality of personnel resources of the oversight authorities are considered. Based on the results of the study, the author draws some conclusions that can be used to improve the effectiveness of scientific support for the reform of oversight authorities.

Keywords: oversight authorities, oversight activities, principles of civil service, professionalism, competence, professional competence, civil servants.

npuHqun npo^eccuoHünu3Mü u KOMnemeHmHocmu государстeеннuх cnywa^ux

115

References

1. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 01.04.2016 g. № 559-r «Ob utverzhdenii plana meropriyatij («dorozhnoj karty») po sovershenstvovaniyu kontrol'no-nadzornoj deya-tel'nosti v Rossijskoj Federacii na 2016-2017 gody» // Sobrame zakonodatel'stva RF. 11.04.2016. № 15. St. 2118.

2. Federal'nyj zakon ot 27.05.2003 g. № 58-FZ «O sisteme gosudarstvennoj sluzhby Rossijskoj Federacii» // Sobrame zakonodatel'stva RF. 02.06.2003. № 22. St. 2063.

3. Federal'nyj zakon ot 24.07.2004 g. № 79-FZ «O gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federacii» // Sobrame zakonodatel'stva RF. 2004. № 31. St. 3215.

4. Gabrichidze B.N., Kolanda V.M. Principy profes-sionalizma v gosudarstvennoj sluzhbe // Gosudarstvo i pravo. 1995. № 12. S. 19-26.

5. Shamahov V.A. Professionalizm na gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe: tekhnologii dostizheniya // Nauchnye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravleniya. T. 2. 2011. № 3. S. 10-22.

6. Mitrahov A.S. Konstitucionno-pravovye osnovy innovacionnogo razvitiya professionalizma i kompetent-nosti gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhashchih: Avto-ref. dis. ...kand. yurid. nauk. M., 2008. 24 s.

7. Ohotskij E.V., Ignatov V.G., Lytov B.V. i dr. Go-sudarstvennaya sluzhba: teoriya i organizaciya. Rostov n/D, 1998. 501 s.

8. Gapanovich A.V. Professionalizm zakazchika kak princip kontraktnoj sistemy v sfere zakupok // Yurist. 2014. № 12. S. 16-20.

9. Bahrah D.N. Gosudarstvennaya sluzhba: osnovnye ponyatiya, ee sostavlyayushchie, soderzhanie, principy // Gosudarstvo i pravo. 1996. № 12. S. 10-18.

10. Pravovoe obespechenie gosudarstvennoj sluzhby Rossijskoj Federacii: Uchebnik / Pod obshch. red. I.N. Barcica. M.: RAGS, 2007. S. 145.

11. Bahrah D.N. Administrativnoe pravo Rossii: Uchebnik dlya vuzov. M.: NORMA, 2000. S. 226-227.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Kolesnikov A.V., Makarov A.O., Osipova I.N. Kommentarij k Federal'nomu zakonu «O municipal'noj sluzhbe v Rossijskoj Federacii» // SPS «Konsul'tantPlyus», 2007.

13. Gur'eva L.A. Professional'naya podgotovka gosudarstvennyh sluzhashchih: organizacionno-pravovye aspek-ty: Dis. ... kand. yurid. nauk. Syktyvkar, 1999. 195 s.

14. Maslennikova E.V., Osipova I.N., Nikolaeva A.E. Kommentarij k Federal'nomu zakonu ot 5 dekabrya 2005 g. № 154-FZ «O gosudarstvennoj sluzhbe rossijs-kogo kazachestva» // SPS «Konsul'tantPlyus», 2007.

15. Barbashin E.A., Ustinovich E.S. Informacion-naya kompetentnost' gosudarstvennyh sluzhashchih // Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie. M.: Yurist, 2008. № 10. S. 12-14.

16. Ponomarenko B.T. Professional'noe obrazovanie: opyt, protivorechiya i tendencii reformirovaniya: Avto-ref. dis. ... d-ra ist. nauk. M., 1995. 43 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.