Административное право; административный процесс
УДК 342 ББК 67
DOI 10.24411/2312-0444-2019-10158
0 НОВЫХ ТРЕБОВАНИЯХ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ, УПОЛНОМОЧЕННЫМ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ЕЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ
Владимир Михайлович РЕДКОУС, ведущий научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук, профессор кафедры Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор E-mail: rwmmos@rambler.ru
Научная специальность: 12.00.14 — административное право; административный процесс
Аннотация. В статье обоснована необходимость предъявления повышенных требований к уровню профессионализма и компетентности лиц, реализующих контрольно-надзорные полномочия в современных условиях, а также четкого определения их служебного правового статуса.
Ключевые слова: административное право, административный процесс, государственная служба, должностное лицо, контроль, надзор, федеральный орган исполнительной власти, принципы контроля, принципы государственной службы, профессионализм, компетентность, реформирование.
Annotation. The article substantiates the need for increased requirements to the level of professionalism and competence of persons implementing control and supervisory powers in modern conditions, as well as a clear definition of their official legal status.
Keywords: administrative law, administrative process, public service, official, control, supervision, federal executive authority, principles of control, principles of public service, professionalism, competence, reforming.
Проблемы контроля и надзора во все времена были и остаются востребованными для всех государств, отмечает Н.И. По-бежимова1. С особой актуальностью вопрос о правовом обеспечении реализации данных функций государственного управления в практической деятельности федеральных органов исполнительной власти встал в настоящее время —во время проведения реформы контрольно-надзорной деятельности.
Приоритеты реформы контрольной и надзорной деятельности закреплены в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации до 2024 г.: внедрение риск-ориентированного подхода; комплексное обновление обязательных требований; развитие профилактики нарушений обязательных требований; внедрение оценки результативности и эффективности контрольной и надзорной деятельности, ориентированной на снижение ущерба и снижение издержек подконтрольных субъектов.
Данная реформа нацелена на повышение уровня безопасности и устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности через, во-первых, отмену всех существующих нормативных актов в сфере надзора и контроля, и, во-вторых, построение новой, современной, эффективной системы государственного контроля (надзора), направленной на снижение социально значимых рисков.
Работа по ее созданию ведется в двух направлениях:
1) построение новой системы обязательных требований, соответствующих современному уровню технологического развития и риск-ориентированному подходу;
2) установление детальных правил, относящихся к организации контрольно-надзорной де-ятельности2.
Во взаимосвязи с реформой контрольно-надзорной деятельности будет осуществлять-
№ 3/2019
ся совершенствование законодательства об административных правонарушениях, что предусматривает Концепция нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях3.
Так, при конструировании составов административных правонарушений, совершенных должностными и юридическими лицами, общественную вредность административных правонарушений планируется соотносить с категориями риска причинения вреда охраняемым законом ценностям.
О необходимости тщательного согласования вышеназванных реформ говорится и в аналитическом докладе «Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации» 2018 г.4, подготовленном Комитетом по разрешительной и контрольно-надзорной деятельности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
Все это предполагает повышенные требования к уровню профессионализма и компетентности уполномоченных должностных лиц контролирующих органов, их умению адаптировать накопленный положительный опыт осуществления контрольно-надзорной деятельности в условиях действия новых требований к ее осуществлению, а также четкое определение правового статуса лиц, реализующих контрольные и надзорные полномочия.
С учетом этого в проекте Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (подготовлен Минэкономразвития России 16.05.2019 г.)5 содержится глава 8 «Инспекторы», в которой предлагается закрепить правовой статус инспекторов — должностных лиц контрольно-надзорных органов, уполномоченных в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами на непосредственное проведение контрольно-надзорных мероприятий, совершение контрольно-надзорных действий.
В статьях данной главы предусматривается закрепить права и обязанности инспектора, а также предусмотреть утверждение Правительством Российской Федерации кодекса этики инспектора в целях развития и поддержания высокого уровня профессиональной культуры инспектора.
В рамках осуществления контроля уполномоченные должностные лица федеральных органов исполнительной власти, находящиеся на государственной службе, будут в своей деятель-
ности руководствоваться как принципами контроля, так и принципами государственной службы.
Общие и специальные принципы контроля в сфере государственного управления справедливо выделяет в своей работе С.М. Зубарев6. К общим он относит законность, демократизм, гуманизм, соблюдение прав, законных интересов личности, гласность, справедливость. К специальным — объективность, систематичность, своевременность, непрерывность, полноту, конкретность, глубину, всесторонность, необходимость, достаточность.
Статья 4 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ7 закрепляет в качестве принципов гражданской службы принципы, которые также реализуются уполномоченными должностными лицами федеральных органов исполнительной власти в ходе осуществления контрольных функций и надзорных полномочий. К ним, прежде всего, следует отнести принципы приоритета прав и свобод человека и гражданина; профессионализма и компетентности гражданских служащих; доступности информации о гражданской службе; защищенности гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Если кратко раскрыть и выразить данные принципы в виде требований, предъявляемых к уполномоченным должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор, то получится, что они должны обладать, прежде всего, соответствующим уровнем профессионализма, быть компетентными в осуществлении контроля и надзора в свете новых требований, предъявляемых к их осуществлению; в ходе осуществления контроля и надзора никоим образом не должны нарушаться права и свободы человека и гражданина, приоритет прав и свобод человека и гражданина является основополагающим, незыблемым; информация о процедурах контроля и надзора должна быть открытой, прозрачной, доступной для понимания и руководства, такими же должны быть и действия лиц, осуществляющих контроль и надзор; при осуществлении контроля и надзора необходимо исключить неправомерное вмешательство не только в профессиональную служебную деятельность гражданских служащих, но и иных субъектов (как лиц, так и организаций), деятельность ко-
№ 3/2019
торых затронута осуществлением контроля и надзора.
Рассматривая вышеназванные группы принципов, можно сделать вывод, что они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы, некоторые из них имеют сходное содержание. В целом же следует учитывать, что данные принципы выступают в качестве требований, предъявляемых к уполномоченным должностным лицам федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и надзор.
Роль принципов возрастает в ситуациях, когда необходимо принимать решение в условиях недостаточной правовой урегулированно-сти тех или иных общественных отношений, в условиях, требующих быстрого принятия решения в случае возникновения и стремительного нарастания какой-либо угрозы безопасности. Само применение в ходе осуществления контроля и надзора риск-ориентированного подхода требует неукоснительного руководства принципами осуществления контроля и надзора в деятельности уполномоченных должностных лиц.
Таким образом, реформа контрольно-надзорной деятельности, реформа административной ответственности предъявляют повышенные требования к уровню профессионализма и компетентности лиц, реализующих контрольно-надзорные и юрисдикционные полномочия в современных условиях, и должна сопровождаться
четким закреплением их служебного правового статуса.
1 Побежимова Н.И. Основные тенденции развития контроля и надзора в сфере государственного управления // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства: Матер. IV Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию проф. И.А. Склярова (Россия, г. Нижний Новгород, 12 апреля 2018 г.) / Отв. ред. А.В. Мартынов. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского, 2018. С. 136.
2 URL: http://static.government.ru/media/fiIes/A41yJIu VtQfu1umg O9vkC0akR2uPKv Cs.pdf (Дата обращения: 01.07.2019)
3 URL: http://www.consu1tant.ru/cons/cgi/on1ine.cgi7req— doc&base=LAW&n=326534 &f1d =134&dst=10000 00001,0&rnd=0.4225894883812715#042499538133 558157 (Дата обращения: 01.07.2019)
4 Офиц. интернет-сайт Комитета по разрешительной и контрольно-надзорной деятельности Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) // URL: http://www.goskontro1-rspp.ru/up1oad/ib1ock/eaf/ RSPP_preprint_0103.pdf (Дата обращения: 01.08.2019)
5 URL: http://ivo.garant.ru/#/document/56792876/ paragraph/1:2 (Дата обращения: 29.07.2019)
6 Зубарев С.М. О целях и принципах государственного контроля // Актуальные вопросы контроля и надзора в социально значимых сферах деятельности общества и государства: Матер. II Всерос. науч.-практ. конф. (Россия, г. Нижний Новгород, 9—10 июня 2016 г.) / Отв. ред. А.В. Мартынов. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского, 2016. С. 49.
7 СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
№ 3/2019