Научная статья на тему 'Административные регламенты осуществления контрольно-надзорной деятельности органами исполнительной власти'

Административные регламенты осуществления контрольно-надзорной деятельности органами исполнительной власти Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
675
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСМОТРЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРОЦЕДУРА / КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усманова Д. Р.

В статье исследуется значение административных регламентов в осуществлении органами исполнительной власти контрольно-надзорной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административные регламенты осуществления контрольно-надзорной деятельности органами исполнительной власти»

УДК 342.9

Д. Р. УСМАНОВА, старший преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)

D. R. USMANOVA, senior lecturer of the Department of administrative and legal disciplines of the Ufa law Institute of the MIA of Russia, candidate of legal Sciences (Ufa)

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕГЛАМЕНТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

ADMINISTRATIVE REGULATIONS IMPLEMENTATION OF CONTROL AND SUPERVISION EXECUTIVE AUTHORITIES

Аннотация. В статье исследуется значение административных регламентов в осуществлении органами исполнительной власти контрольно-надзорной деятельности.

Ключевые слова: административный регламент, административное усмотрение, административная процедура, контрольно-надзорная деятельность.

Щ

<ч а а

и и

ч

и s а

о

^

о «

У

а -с

а £

о

^

о «

?

а

£ «

а s

SQ

Abstract. This article examines the importance of administrative regulations in the implementation by Executive bodies of control and supervision.

Keywords: administrative regulations, administrative discretion, administrative procedure, oversight and enforcement.

В настоящее время в подходе законодателя к административному усмотрению можно обнаружить тенденцию к сокращению области его применения. Большие надежды возлагают на антикоррупционную экспертизу проектов нормативных правовых актов и иные превентивные меры. Кроме того, современная тенденция правового регулирования - это детальная регламентация оснований и условий принятия решений органами исполнительной власти. Принятие административных регламентов, которые детально определяют процедуру работы с документами, также помогает сократить коррупционные факты [1, с. 254-258].

А. Ф. Ноздрачев определяет административный регламент исполнения государственной функции как нормативный правовой акт органа исполнительной власти, определяющий сроки,

последовательность и условия осуществления административных процедур (действий), а также процедуры государственного контроля (надзора) за соблюдением юридическими лицами и физическими лицами обязательных требований и норм, в установленной предметной сфере властной деятельности данного органа исполнительной власти. Административный регламент содержит процедурные («технологические») нормы, определяющие условия, порядок, сроки и последовательность действий органа исполнительной власти по реализации его компетенции, исполнению законов и административных актов [2, с. 5-41].

К. В. Давыдов перечисляет функции административных регламентов: главная - это детальное и системное подзаконное регулирование деятельности органов исполнительной власти, их

Д0ЛЖН0СТН^1Х лиц и некоторых иных субъектов права посредством установления четких административных процедур, административных действий и требований к их совершению; и дополнительные - консолидация подзаконного нормативного массива, антикоррупционная направленность, самостоятельные правовые гарантии субъективных прав граЖдан и организаций, а такЖе гарантии законности публичного управления [3, с. 54].

В. В. Брижанин предлагает выделить следующие функции административных регламентов исполнительных органов: определения основания, условия, содерЖания и последовательности осуществления административных процедур государственных органов исполнительной власти; обеспечения прозрачности осуществления полномочий органов управления и их структурных подразделений как для субъектов государственного управления, для долЖностных лиц, так и для граЖдан, иных субъектов граЖданского общества; роли правового средства оптимизации административных процессов при реализации властных полномочий в системе государственного управления посредством внедрения принципов управления по результату; средства предупреЖдения долЖностных злоупотреблений и коррупции государственных слуЖащих; функция инструмента автоматизации управленческих процедур в системе органов исполнительной государственной власти на основе информационно-коммуникационных технологий; детального и системного подзаконного регулирования деятельности органов исполнительной власти, их долЖностных лиц и некоторых иных субъектов права посредством установления четких административных процедур [4, с. 29, 188-189].

Таким образом, основной категорией административных регламентов являются административные процедуры. Административные процедуры об-

разуют разветвленную структуру: принятие и исполнение решений при осуществлении органами исполнительной власти и долЖностными лицами государственных функций, предоставлении государственных услуг; реализация долЖностных полномочий и их юридическое оформление; организация работы государственного аппарата; рассмотрение обращений граЖдан и организаций, административной защиты их прав и законных интересов и т. д. Разнообразие этих структур отражает разницу в характерах государственных функций или услуг, позволяя формировать строго обоснованные структуры [5, с. 250].

В. И. Сургутсков пишет, что, тем не менее, в административных регламентах не решены важные вопросы устранения избыточных административных процедур, упрощения действий и административных процедур, включая уменьшение сроков исполнения действий и административных процедур, а также установления персональной ответственности должностных лиц за со- ^ блюдением требований административ- ^ ных регламентов. Более того, лицензи- ^ рование названо функцией по оказанию ^ государственных услуг, а не функцией ^ по контролю и надзору [6, с. 49]. ^

Но, несмотря на отдельные недо- ^ статки административных регламентов, ^

проект Федерального закона «О госу- §

й

дарственном и муниципальном контро- Ц

ле (надзоре) в Российской Федерации» в |

§

целях установления и раскрытия допол- ^

нительных принципов организации и ®

осуществления контрольно-надзорной ^

деятельности, обеспечивающих ее гра- ^

ницы и прозрачность, а также гаранти- ^

рующих защиту прав и свобод подкон- Ц

трольных субъектов, устанавливает тре- 2

бование невозможности осуществления ^

контрольно-надзорных мероприятий в и

отношении подконтрольных субъектов а

в случае отсутствия положений по кон- л

кретным видам контроля (надзора) и а

административного регламента [7]. §

ЛИТЕРАТУРА

1. Казамиров А. И., Усманова Д. Р. О соотношении административного усмотрения и административного регламента // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2014. № 3. С.254-258.

2. Ноздрачев А. Ф. Системная регламентация административной деятельности: отечественная доктрина и практика // Законодательство и экономика. 2011. № 8. С. 5-41.

3. Давыдов К. В. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации: вопросы теории: монография / под ред. Ю. Н. Старилова. М.: NOTA BENE, 2010.

4. Брижанин В. В. Административные регламенты органов государственного управления в аспекте административной реформы в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2008. С. 29, 188-189.

5. Терещенко Л. К. Процедуры и гарантии, обеспечивающие участие физических и юридических лиц в их отношениях с органами публичной администрации // Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / под ред. Т. Я. Хабриевой и Ж. Марку. М.: Статут, 2011. С. 250.

6. Сургутсков В. И. Административные регламенты исполнения государственных функций в деятельности ОВД // Административное и муниципальное право. 2009. № 3. С. 49.

7. http://open.gov.ru.

8. Усманова Д. Р. О полномочиях контрольно-надзорных органов исполнительной власти Российской Федерации // Правовое государство: теория и практика. 2015. Т. 1. № 39. С.81-84.

© Усманова Д. Р.

^ УДК 342 924 Б- Е. БРОНФМАН, преподаватель кафедры

^ профессиональной подготовки Уфимского юриди-

ческого института МВД России (г. Уфа)

S B. E. BRONFMAN, lecturer of the Department of

u professional training of Ufa law Institute of MIA Russia (Ufa)

§ МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Ц КАК СПОСОБ БОРЬБЫ С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ

Г

Ц MEASURES OF ADMINISTRATIVE-LEGAL COERCION

g AS A WAY TO COMBAT CRIME

©

| Аннотация. В современном мире убеждение и принуждение, как основные методы государственного управления, выступают в качестве активных способов воз-

^s действия на сознание и поведение граждан в обществе.

^ При выполнении своих функциональных обязанностей, сотрудники полиции для

2 обеспечения прав и законных интересов граждан, а также для поддержания правопо-

| рядка в общественных местах применяют меры административно-правового при-

нуждения.

В соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. 2 3-Ф3 «О поли-^ ции» полиция наделена значительными полномочиями с возможностью применения ^ мер административно-правового принуждения, которые служат эффективными Ц средствами борьбы с административными правонарушениями, наряду с мерами убеждения.

s

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.