МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х
Международной научно-практической конференции (8 декабря 2016 г, г. Новосибирск). В 4 ч. Ч.3/-Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016.
4. Кобец П.Н. Криминологическая характеристика преступлений, связанных с торговлей людьми и рабским трудом. Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: сборник стаей Международной научно-практической конференции (18 ноября 2016 г., г. Екатеринбург). В 4 ч. Ч.4/-Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016.
5. Кобец П.Н. Предупреждение преступности: теоретические аспекты. Международной научный журнал «Символ науки». № 8., 2015.
6. Кобец П.Н. О субъектах предупреждения преступности. Международной научный журнал «Символ науки». № 9., 2015.
© Кобец П.Н., 2017
УДК 340.1
Константинов Дмитрий Александрович,
магистрант, СГЭУ, г. Самара, РФ E-mail: [email protected]
ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ
Аннотация
Рассматриваются принципы организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации, исследуется принцип независимости ЦБ России, его компоненты, анализируется факторы, оказывающие влияние на данный принцип.
Ключевые слова
Конституция, Центральный банк, принципы, принцип независимости, органы государственной власти
Основополагающие элементы организации и деятельности Банка России воплощены в его принципах, закрепленных в Конституции РФ и федеральном законодательстве. Это принцип независимости, принцип транспарентности, принцип законности, принцип невмешательства в деятельность Банка России, принцип ответственности, принцип сочетания единоначалия и коллегиальности управления в деятельности Банка России.
В данной статье мы рассмотрим один из ключевых принципов организации и деятельности Банка России - принцип независимости. Данный принцип играет огромную роль в нормотворческой и правоприменительной деятельности Центрального банка России, в его взаимоотношениях с органами государственной власти и в становлении современной российской банковской системы и его международной банковской деятельности [2, с. 127]. Следует отметить, что, хотя принцип независимости Банка России и закреплен в ст. 75 Конституции РФ, он не является абсолютным, поскольку Банк России независим лишь по вопросам, отнесенным к его ведению, то есть его независимость имеет пределы, которые установлены Конституцией РФ и федеральным законодательством (ст.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [3, с.27].
Принцип независимости Банка России состоит из определенных компонентов, таких как:
- взаимоотношение между ЦБ России и органами государственной власти. Так, в ст. 75 основного
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_
закона РФ указывается, что «защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка России, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти» [1]. Это положении отражено так же и в ст.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» [6];
- федеральное законодательство содержит положение о том, что «государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами» [6].
Следовательно, гарантиями независимость Банка России является:
- во - первых закрепление обеспечения независимости Банка России российским законодательством на самом высоком уровне, (ст. 75 Конституции РФ и ст. 1 и 2 Закона о Банке России);
- во-вторых - закрепление его целей деятельности и функций; установление порядка взаимодействия с Президентом РФ, органами государственной власти и его подотчетности; определение основных инструментов и методов денежно-кредитной политики в федеральном законодательстве.
Однако, наличие специального нормативного акта, регулирующего организацию и деятельность Банка России, еще не позволяет говорить о его независимости с точки зрения институционального аспекта, то есть аспекта, который предполагает наличие нормативного акта, определяющего его конституционно-правовой статус, порядок взаимодействия с органами государственной власти. В связи с этим постараемся на примере проиллюстрировать это утверждение. Так, согласно положениям, ст. 80 Конституции РФ, Президент РФ как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, поэтому и воздействие его на функционирование Банка России носит скорее политический характер, нежели экономический или правовой. Представление кандидатуры Председателя Банка России может быть расценено в качестве инструмента определения направлений денежно-кредитной политики, или, выражаясь иными словами, являться неким инструментом давления.
Если обратиться к подробному анализу самого Федерального закона о Банке России, то весьма важным представляется проблема юридической техники, затрагивающая институциональную независимость Банка России. Так, подвергая анализу главу III указанного нормативного акта, можно сказать, что такое название является не совсем удачным, поскольку создает неблагоприятные предпосылки для определения фактической независимости Центрального Банка Российской Федерации, и в данном случае является почвой для весьма широкого и произвольного толкования положений указанной главы Федерального закона о Банке России, в то время как правовые нормы должны быть конкретны и понятны для тех, кто их применяет. Институциональный аспект независимости Центрального банка РФ также может измениться в силу различных факторов, а именно: реализация права законодательной инициативы Президентом РФ или иными субъектами, обладающими правом законодательной инициативы; принятие нового федерального закона о Центральном банке РФ и иных федеральных законов, так или иначе затрагивающих деятельность Банка России. Представляется, что подобную ситуацию можно было бы исправить путем внесения в Конституцию РФ норм, которые более детально урегулировали бы фундаментальные основы его деятельности. Здесь необходимо согласиться с рядом ученых, предлагающих дополнить ст. 75 Конституции РФ положениями о том, что денежная эмиссия, а также денежно-кредитная политика осуществляется исключительно Центральным банком РФ, основной функцией которого является защита и обеспечение устойчивости рубля. Так же, немаловажным представляется указание в нормах Основного Закона о том, что вышеназванную функцию он призван осуществлять независимо от других органов государственной власти. Банк России несет ответственность за защиту и обеспечение устойчивости рубля, а также отвечает за результаты проводимой денежно-кредитной политики. Так же следует дополнить ст. 75 Конституции РФ, положениями о том, что органами управления Центрального банка РФ являются Председатель Центрального банка Российской Федерации и Совет директоров Центрального банка Российской Федерации.
Важным критерием независимости Банка России является возможность самостоятельно выбирать инструменты реализации денежно-кредитной политики. Однако на деятельность центрального банка
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_
оказывает влияние множество факторов от политических до экономических. Что касается экономических факторов, то как верно отмечается в научной литературе «роли государства в экономической системе непосредственно зависит от развития экономки определенного государства и его внутреннего рынка» [5, с. 203]. Экономика России, в свете последних событий еще раз доказала ее зависимость от сырьевых ресурсов, в частности цен на нефть и газ. Свидетельством тому служит ст. 45 Федерального закона о Банке России, согласно которой основные направления единой государственной денежно- кредитной политики включают в себя кроме всего прочего и сценарный прогноз развития экономики России на предстоящий год с указанием цен на нефть [6]. С учетом отмеченной специфики российской экономики и «усиления прямого вмешательства государства в экономику» [4, с. 361] можно сказать, что денежно-кредитная политика Банка России проводится с учетом прогноза цен, прежде всего на нефть. Поэтому особенность национальной экономики имеет весьма существенное значение в рамках рассматриваемой проблематики. Наряду с приведенными в ходе исследования факторами, определяющими независимость Банка России, хотелось бы отметить тот факт, что с принятия в 2002 г. новой редакции Федерального закона о Банке России существенно увеличилось влияние органов государственной власти на деятельность Центрального Банка Российской Федерации, включая и его финансовую независимость. Принимая во внимание тот факт, что Национальный банковский совет Центрального банка РФ формируется из представителей законодательной и исполнительной власти, а также представителей Президента РФ можно с уверенностью констатировать о возможности влияния на его деятельность через решение вопроса о содержании его служащих, выделение средств на капитальные вложения и много другое. Таким образом, исследовав реализацию принципа независимости Банка России, приходим к заключению что, несмотря на очевидные успехи в закреплении данного принципа в законодательстве Российской Федерации, Центральный банк РФ по многим критериям не может считаться абсолютно независимым, поскольку существует его зависимость от органов государственной власти Российской Федерации как в организации, так в реализации его деятельности, а так же от политических и экономических процессов, происходящих в стране. На наш взгляд для еще более полной реализации принципа независимости Банка России необходимо законодательно закрепить обязанность Центрального банка доводить до сведения общественности основные положения проводимой в будущем денежно-кредитной политики, поскольку без этого невозможно добиться доверия к нему со стороны гражданского общества, а также к проводимой им кредитно-денежной политики.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
2. Ревина С.Н., Скорнякова И.Л. О международной банковской деятельности //Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Современное общество, образование и наука». - Тамбов, 2015. С. 127-129.
3. Ревина С. Н. Совершенствование правового регулирования экономических отношений // Журнал российского права, 2007. - № 6 (126). С.18-28.
4. Ревина С.Н. Экономические отношения и экономические системы // Евразийский юридический журнал, 2016. - № 2 (93). С. 359 - 361.
5. Сидорова А. В., Коннина Е. С. Конституционное регулирование экономики Российской Федерации // Бюллетень науки и практики, 2016. - №11 (12). С. 200 - 204.
6. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 15.07.2002. - № 28. - Ст. 2790.
© Константинов Д.А., 2017