предотвращено, пресечено или окончено и в применении мер защиты явно отпала необходимость, что осознавалось оборонявшимся лицом. В этом случае уголовная ответственность наступает на общих основаниях либо в зависимости от конкретных обстоятельств дела причинение вреда посягавшему лицу может оцениваться по правилам ст. 38 УК РФ (п. 7 Постановления);
в) действия лица, которое спровоцировало нападение, чтобы использовать его как повод для совершения противоправных действий (для причинения вреда здоровью, хулиганских действий, сокрытия другого преступления и т.п.), «так называемые провокационные действия». В этом случае уголовная ответственность наступает на общих основаниях.
г) действия, осуществляемые субъектом в связи с реализацией субъективного права или выполнением юридической обязанности. То есть невозможна необходимая оборона против необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости. В этой связи Верховный Суд РФ указал, что правомерные действия должностных лиц, находящихся при исполнении своих служебных обязанностей, даже если они сопряжены с причинением вреда или угрозой его причинения, состояние необходимой обороны не образуют (применение в установленных законом случаях силы сотрудниками правоохранительных органов при обеспечении общественной безопасности и общественного порядка и др.)[1; п.6].
Список использованной литературы:
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2012 № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 11.
2. Российское уголовное право. Общая часть: учебник / под ред. докт. юрид. наук, проф. Н.А. Лопашенко. -М.: Юрлитинформ, 2012. -752с.
3. Определение Судебной коллегии ВС РФ от 22.05.2003 по делу И. // Бюллетень ВС РФ. 2004. № 2. с.16.
4. Тимошенко Ю.А. Необходимая оборона и причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление. Разъяснения Верховного Суда Российской Федерации // Прокурор. 2013. № 1. С. 45.
5. Побегайло Э. О пределах необходимой обороны. Уголовное право. 2008. № 2.
6. Обзор судебной работы гарнизонных военных судов по рассмотрению уголовных дел за 2004 год. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 23 июня 2005 г. // СПС КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru (дата обращения 10.03.2017).
© Климанов А. М., 2017
УДК 343.9
Кобец Петр Николаевич
доктор юридических наук, профессор главный научный сотрудник ФГКУ «ВНИИ МВД России»
г. Москва, Российская Федерация E-mail: [email protected]
ОСНОВЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ В БОРЬБЕ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ
Аннотация
Высокий уровень организованной преступности создает широкий спектр угроз национальной безопасности многих стран, в том числе и СНГ. Одной из таких угроз является развитие и укрепление позиций организованных преступных формирований, специализирующихся на совершении преступлений, связанных с торговлей людьми и эксплуатацией человека. Страны Содружества, как и другие государства,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 03-1/2017 ISSN 2410-700Х_
крайне заинтересованы в искоренении экономической и социально-политической основы таких общественно опасных явлений, выработке системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от подобных преступных посягательств, для чего требуется консолидация усилий, направленных на борьбу с этим видом преступности.
Ключевые слова
Торговля людьми, межгосударственное взаимодействие, предупреждение преступности, эксплуатация человека, личность, научная методика, СНГ.
Торговля людьми в XXI веке фактически оказалась формой рабства и тем антисоциальным явлением, которое трансформировалось в отдельный вид высокоорганизованного криминального бизнеса [1, с.40-45]. Так, по оценкам экспертов, нелегальная миграция и торговля людьми как вид незаконного бизнеса занимают третье место в деятельности организованной преступности после незаконного оборота наркотиков и оружия. Во всем мире ежегодно продается, покупается, задерживается и транспортируется помимо их воли около 4 млн. человек. По данным ЮНИСЕФ, ежегодно более 10 миллионов детей в мире эксплуатируются в качестве секс-рабов. Внушительные масштабы противоправной деятельности такого рода влекут за собой рост организованной преступности, которая получает колоссальные финансовые средства за счет эксплуатации людей. К примеру, по данным Международной организации труда, ежегодный объем доходов от торговли людьми достигает сегодня 32 миллиарда долларов [2, с.12-15].
Все чаще приходится слышать о том, что граждане стран Содружества становятся объектом продажи - «живым товаром». Последствия торговли людьми катастрофичны. Общественная опасность таких последствий заключается, прежде всего, в том, что преступления данной категории совершаются в отношении представителей молодого поколения в возрасте до 30 лет (в основном женщин и детей), между тем они могли бы осуществлять общественно полезную деятельность, развиваться, создавать семью. Попытка уничтожения этого поколения - жестокий удар по генофонду стран Содружества [3, с.202-204].
Воспринимать торговлю людьми необходимо как угрозу национальной безопасности и решать проблему противодействия ей необходимо как на национальном, так и на межгосударственном уровне, поскольку указанная преступная деятельность зачастую носит транснациональный характер [4, с.102-104]. Для принятия эффективных мер борьбы с торговлей людьми необходимо сотрудничество правоохранительных органов как минимум стран происхождения, транзита и назначения [5, с.197-199]. Учитывая, что большинство государств-участников СНГ являются странами происхождения и транзита жертв торговли людьми, а некоторые из них - странами происхождения, транзита и назначения, взаимодействие правоохранительных органов этих государств играет решающую роль в противодействии данной преступной деятельностью [6, с.107-109].
При этом одним из важнейших направлений сотрудничества правоохранительных органов государств-участников СНГ в борьбе с торговлей людьми является совершенствование механизма информационного обмена в указанной сфере. В современных условиях активизации противодействия криминальной среде разработка научных основ организации информационно-аналитического обеспечения борьбы с торговлей людьми приобретает приоритетное значение.
Список использованной литературы:
1. Кобец П.Н. Законодательные основы противодействия преступлениям, связанных с торговлей людьми (иммигрантов и незаконных мигрантов), в западноевропейских странах и США. Миграционное право. М., 2008 № 4.
2. Кобец П.Н. О необходимости имплементации в российское законодательство норм западноевропейских стран, связанных с торговлей людьми. Международное уголовное право и международная юстиция. М.:, 2012. № 3.
3. Кобец П.Н. Международные законодательные основы противодействия преступлениям, связанным с торговлей людьми и рабским трудом. Инновационные процессы в научной среде: сборник статей
Международной научно-практической конференции (8 декабря 2016 г, г. Новосибирск). В 4 ч. Ч.3/-Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016.
4. Кобец П.Н. Криминологическая характеристика преступлений, связанных с торговлей людьми и рабским трудом. Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы: сборник стаей Международной научно-практической конференции (18 ноября 2016 г., г. Екатеринбург). В 4 ч. Ч.4/-Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016.
5. Кобец П.Н. Предупреждение преступности: теоретические аспекты. Международной научный журнал «Символ науки». № 8., 2015.
6. Кобец П.Н. О субъектах предупреждения преступности. Международной научный журнал «Символ науки». № 9., 2015.
© Кобец П.Н., 2017
УДК 340.1
Константинов Дмитрий Александрович,
магистрант, СГЭУ, г. Самара, РФ E-mail: [email protected]
ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА РОССИИ
Аннотация
Рассматриваются принципы организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации, исследуется принцип независимости ЦБ России, его компоненты, анализируется факторы, оказывающие влияние на данный принцип.
Ключевые слова
Конституция, Центральный банк, принципы, принцип независимости, органы государственной власти
Основополагающие элементы организации и деятельности Банка России воплощены в его принципах, закрепленных в Конституции РФ и федеральном законодательстве. Это принцип независимости, принцип транспарентности, принцип законности, принцип невмешательства в деятельность Банка России, принцип ответственности, принцип сочетания единоначалия и коллегиальности управления в деятельности Банка России.
В данной статье мы рассмотрим один из ключевых принципов организации и деятельности Банка России - принцип независимости. Данный принцип играет огромную роль в нормотворческой и правоприменительной деятельности Центрального банка России, в его взаимоотношениях с органами государственной власти и в становлении современной российской банковской системы и его международной банковской деятельности [2, с. 127]. Следует отметить, что, хотя принцип независимости Банка России и закреплен в ст. 75 Конституции РФ, он не является абсолютным, поскольку Банк России независим лишь по вопросам, отнесенным к его ведению, то есть его независимость имеет пределы, которые установлены Конституцией РФ и федеральным законодательством (ст.1 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [3, с.27].
Принцип независимости Банка России состоит из определенных компонентов, таких как:
- взаимоотношение между ЦБ России и органами государственной власти. Так, в ст. 75 основного