ТРИБУНЯ молодого УЧЕНОГО
а
уда
р
ко
с
б
а
р
S
е
и
і
а
в
о
со
-Q
§
С
с
и
-Q
с;
й
е
§
гов
орг
Примечания
1. См.: Вилкс А. Торговля людьми и органами человека: криминологические, политические и социальные проблемы. Взгляд на криминальные реалии XXI века //www.proza.ru. — 2009.
2. См.: Колдин В.Я. Судебная идентификация. — М., 2002. — С. 449.
3. См. там же.
4. См.: Справочникследователя. — М., 1992.— Вып. 3: Практическая криминалистика: подготовка и назначение судебных экспертиз. — С. 315.
5. См.: Судебная медицина: Учебник / Под ред. В.М. Смольянова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1982. — С. 345.
6. См.: Шамонова Т.Н. Использование следов биологического происхождения, оставленных человеком, в расследовании преступлений насильствен-
ного характера 200З. — С. ЗЗ.
Дис... канд. юрид. наук. — М.
7. Более подробно см.:ЖуравлевС.Ю. Торговля людьми: механизм преступной деятельности, методика расследования: Научно-практическое пособие / С.Ю. Журавлев, А.М. Пигаев. — М., 2006. — С. 151—152.
8. См.: Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яб-локов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.,1999. — С. 283.
9. См.: РоссинскаяЕ.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. — М., 2006. — С. 394.
10. Например, в процессе принудительного удержания потерпевшего в укрытии и связанного с этим истощения от недостаточного питания.
11. Помимо причин, связанных с грубым обращением, избиениями жертвы торговли людьми, вред здоровью может быть причинен принудительной трансплантацией внутренних органов потерпевшего.
й
о
і
і
а
я
в
с
с
о
I
-Q
с;
5
я
е
д
й
о
£
6
с
е
&
в
о
едо
§
е
и
&
р
а
I
б
О
а
в
t
I
C.B. Пырчев
Пырчев Сергей Вячеславович — адъюнкт кафедры оперативной работы ОВД Нижегородской академии МВД
России
E-mail: [email protected]
Некоторые вопросы организации работы правоохранительных органов по противодействию лидерам организованной преступности
Статья освещает некоторые проблемы организации противодействия организованной преступности в России. В частности, дается краткая характеристика состояния борьбы с организованной преступностью на современном этапе развития российского общества, в частности с лидерами организованной преступности. Выделяется ряд проблемных вопросов, в том числе связанных с организацией оперативно-служебной деятельности правоохранительных органов. Освещаются последние изменения российского законодательства, имеющие важное значение в сфере организации противодействия организованной преступности, а также их лидерам. Выдвигается ряд предложений по оптимизации деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия организованной преступности.
Article covers some problems of the organization of the fight against the organized crime in Russia. In particular, there is a short characteristics of the struggle against the organized crime at the present stage of the development of Russian society, including the fight with leaders of the organized crime. There are a number of vital questions, including the organization of the operative-office activity of law enforcement divisions. The article discusses the last changes of the Russian legislation having great value in sphere of the organization of fight against the organized crime, and also their leaders. There are a number of views on optimization of activity of law enforcement divisions in sphere of fight against the organized crime.
Ни у кого не вызывает сомнения факт крайне негативного влияния организованной преступности практически на все сферы общественной жизни современного российского общества. Особенно актуальной эта проблема становится в настоящее время, когда произошел и продолжается процесс кардинальных изменений в системе правоохранительных органов.
Организованная преступность, в отличие от других видов преступности, представляет прямую угрозу для национальной безопасности России1. Она трансформируется согласно законам развития, оперативно адаптируется к реалиям настоящего времени; происходят как количественные, так и качественные изменения ее состояния.
тривуна молодого ученого
В подтверждение изложенного, считаем необходимым дать характеристику основных направлений преступной деятельности организованных преступных формирований (далее — ОПФ). На сегодня они таковы:
— активное создание собственных коммерческих структур и предприятий;
— проникновение в банковскую и кредитнофинансовую системы (вследствие отмывания преступного капитала созданы собственные банки и кредитно-финансовые учреждения);
— завладение контрольными пакетами акций промышленных предприятий;
— захват и установление контроля над прибыльными предприятиями и частными лицами;
— овладение государственной и муниципальной собственностью;
— создание общественных фондов социальной (в том числе благотворительной) направленности для отмывания денежных средств, получаемых от деятельности криминальных структур;
— подчинение своему влиянию традиционных для России сфер экономики, обеспечивающих получение валюты: экспорт нефти-сырца, нефтепродуктов, цветных металлов, лесо- и пиломатериалов, биоресурсов и т. п.2
Как видно, организованная преступность в современном обществе стремится придать своей деятельности внешне законный вид, проникая в то же время практически во все сферы жизнедеятельности.
Вместе с тем, в составе организованных преступных формирований имеются группы, основным занятием которых является наркобизнес, торговля оружием, фальсификация алкогольных напитков, кражи автомобилей, организация краж и разбойных нападений, в том числе на трассах, организация занятия проституцией и т. д. Остались и группы так называемых боевиков, задачей которых является обеспечение силовыхмероприятий, в том числе по физическому устранению определенных лиц. Также имеется информация о взаимовыгодном сотрудничестве преступных сообществ с организациями террористической направленности, последние могут выполнять насильственные преступления по заказу криминальных сообществ.
Таким образом, очевидно, что организованная преступность в настоящее время существует на стыке общеуголовной и экономической преступности, в связи с чем необходимо разрабатывать комплекс мер с привлечением сил правоохранительных органов как общеуголовного, так и экономического блоков.
В связи с расформированием подразделений по борьбе с организованной преступностью сложилась негативная ситуация, связанная с разрывом единого подразделения. Учитывая вышеизложенный факт того, что наиболее опасные организованные преступные формирования осуществляют преступную деятельность на стыке обще-
уголовной и экономической преступности, противодействие им должно осуществляться в едином замысле каксо стороны общеуголовной, так и экономической. Необходим качественный сбор доказательственной базы,направленный на процессуальное закрепление преступной деятельности и возбуждение уголовного дела по ч. 1, 2 ст. 210 УК РФ в первую очередь в отношении лидера и активных участников преступного сообщества с целью обеспечения осуждения фигурантов именно по данным составам к длительным срокам лишения свободы.
Анализ судебно-следственной практики показывает, что преступное сообщество как наиболее опасная форма соучастия представляет собой сложную (многоуровневую) организационную и психологическую структуру. Необходимо еще раз подчеркнуть, что во главе преступного сообщества (преступной организации) всегда стоит лидер — организатор и (или) руководитель3. Как правило, лидер преступного сообщества — это человек, значительно превосходящий по своим интеллектуальным, волевым и (или) физическим качествам остальных участников преступного сообщества (организации). Наибольшую общественную опасность представляют именно возглавляемые лидерами преступные группы, так как у лидера имеется определенная цель (как правило, корысть), для достижения которой используются все имеющиеся силы и средства. Следует отметить, что если ранее лидером преступной организации мог стать лишь человек, неоднократно отбывавший наказание в пенитенциарных учреждениях, то есть имевший значительный преступный опыт и авторитет, то в последнее время имеются факты создания преступных сообществ лицами, не имеющими к так называемому воровскому сообществу никакого отношения.
Учитывая важную руководящую роль лидеров, необходимо констатировать тотфакт, что в случае полной нейтрализации (путем привлечения к уголовной ответственности и осуждения по ст. 210 УК РФ и другим статьям УК РФ к длительным срокам лишения свободы) именно руководящего звена, преступное сообщество перестанет существовать. Без единого руководства преступная организация не сможет выполнять прежний объем сложных действий как преступного, так и иного характера. Как показывает практика, лидеры преступных сообществ замыкают именно на себе ключевые информационные и финансовые потоки. В результате изоляции лидера от преступного сообщества прервется главным образом финансирование, что в итоге приведет к серьезной дестабилизации ОПФ, а при проведении определенного комплекса дальнейших оперативно-розыскных и следственных мероприятий ОПФ будет ликвидировано полностью.
Одной из важнейших задач, стоящих перед правоохранительными органами, непосредственно осуществляющими противодействие организо-
о
0 Ї
1
о
&
>5
0
1 I
<3
со
0 со
1
г
&
&
Є
О
>5
5
со
£
О
6 О
с
со
0
1
г
&
><
-о
I
-о
Й
I
I
о
со
&
0 ю
О.
5Г
со
1
г
&
2 о о & о
со
0)
2
£
§
ї
ад
6
со
ф
о
0
1
I
о
&
>5
0
1 I
<3
со
0 со
1
г
&
&
Є
О
>5
§
со
£
О
&
О
с
со
0
1
г
&
><
-о
I
-о
Й
I
<3
I
о
со
<3
&
0 ю
<3
О.
5Г
<3
со
1
г
&
2 о о & о
со
0)
2
£
8
з:
щ
б
ш
ш
ванной преступности (в первую очередь, внутренних дел), является подрыв экономических основ организованной преступности. Без финансовой подпитки организованная преступность существовать не может в принципе.
В настоящее время в результате реализации Указа Президента РФ «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 сентября 2008 года № 13164 и иных нормативно-правовых актов упразднены подразделения по борьбе с организованной преступностью. В различных структурных подразделениях МВД (по борьбе с экономическими преступлениями и уголовного розыска) созданы отделы по борьбе с организованной преступностью общеуголовной и отдельно экономической направленности, что привело к потере единого ориентира в организации и проведении мероприятий по разобщению преступных сообществ и привлечению к уголовной ответственности их лидеров.
Назрела необходимость внесения изменений в организацию работы подразделений экономической и общеуголовной направленности. В идеале решением проблемы станет создание нового подразделения в блоке криминальной милиции, задачей которого станет противодействие организованной преступности как общеуголовной и экономической, так и смешанной направленности.
По мнению советника председателя Конституционного суда РФ В. Овчинского, система МВД требует принятия всего нескольких мер. Так, нужно восстановить подразделения по борьбе с организованной преступностью в новом качестве — как криминальную разведку, секретное подразделение. А подразделения собственной безопасности оставить в МВД, но при этом усилив и внешний контроль за милиционерами5.
Учитывая невозможность существования организованной преступности без финансовой подпитки, а также значительные денежные средства, сконцентрированные в руках лидеров организованной преступности, необходимо в ходе проведения оперативно-розыскных и следственныхмероприятий, проводимых в отношении лидеров и активных участников преступных сообществ, одной из основных целей ставить подрыв экономической базы, в частности путем обеспечения возмещения причиненного ущерба, а также конфискации имущества, полученного в ходе осуществления преступной деятельности, в соответствии с гл. 15.1 УКРФ.
Во всех федеральных программах по усилению борьбы с преступностью имеется специальный раздел, посвященный борьбе с организованной преступностью, который, как правило, содержит в основном организационные меры, где чаще всего предусматриваются:
— разработка механизма получения и реализации информации о денежныхсредствахоргани-зованной преступности, сосредоточенных в иностранных банках и принадлежащих участникам организованных преступных групп и сообществ, в
том числе об их недвижимом и ином имуществе за рубежом, и обеспечение его ареста, конфискация и возвращение валютных средств либо эквивалента за недвижимость и другое ценное имущество в Россию;
— выработка системы мер пресечения «отмывания» незаконно полученных капиталов и имущества, нажитых преступным путем, а также ответственности за оказание содействия в этом;
— создание системы мер обеспечения в соответствии с законодательством оперативного лишения преступных групп и сообществ возможности распоряжаться имеющимися деньгами, ценным имуществом, специальными техническими средствами с последующей их конфискацией;
— разработка системы информационного обеспечения деятельности правоохранительных и других заинтересованных ведомств по выявлению преступных формирований и создание единого информационного банка данных о преступных формированиях, их лидерах, покровителях, способах поддержания международных контактов6.
Следует отметить, что главным инструментом в борьбе с финансовыми преступниками, который используется в США, является поиск, арест, конфискация похищенных активов и возвращение их обратно в Америку, если эти активы выведены и отмыты за рубежом. Этого, кстати, требуют и Конвенции ООН против коррупции и транснациональной организованной преступности, которые Россия ратифицировала. Но именно эти важнейшие инструменты в России практически не работают.
Принятые в 2006 году поправки в УК РФ в виде гл. 15.1 «Конфискация имущества» в раздел VI «Иные меры уголовно-правового характера» предусмотрели конфискацию имущества лишь по 46 составам преступлений. Вместе с тем, в перечне отсутствуют важные составы, присущие организованной преступности, в частности легализация (отмывание) преступных доходов, налоговые преступления.
Не во всех случаях лидеров и так называемых бригадиров организованной преступности удается привлечь к уголовной ответственности по перечисленным в ст. 1041 УКРФ основаниям, поэтому такую эффективную меру правового характера как конфискация зачастую применять не представляется возможным. Кроме того, в судах обвинение по основным статьям (то есть по ст. 210, 209 УК РФ) очень часто снимается. В последнем случае определенные проблемы в вопросе привлечения к уголовной ответственности лидеров преступной среды вносит и участие в судебных про-цессахприсяжныхзаседателей. При рассмотрении уголовных дел по обвинению лидеров организованной преступности указанная категория лиц в 100% случаев использует институт присяжных заседателей, то есть непрофессиональных судей. В результате чего, например, в 2005 году на основании вердикта присяжных суд признал невиновным
в убийстве Вячеслава Иванькова по кличке «Япон-чик». В 2009 году присяжные заседатели не усмотрели в действиях обвиняемых состава преступления, предусмотренного ст. 210 УК РФ, вследствие чего «бригадиры» и участники преступного сообщества «Светотехстрой», долгое время терроризировавшие Республику Мордовию, оказались на свободе. Какотмечается, по результатам функционирования суда присяжных за последние годы можно сделать следующий вывод: налицо полная непредсказуемость, какв осуждении, так и в оправдании подсудимых7. Соответственно автоматически отпадают вопросы о конфискации имущества.
Учитывая международный характер деятельности наиболее опасных преступных сообществ, следует отметить, что без конфискации как вида уголовного наказания практически невозможно осуществлять международное сотрудничество в деле розыска, ареста и возвращения в страну похищенных активов.
Восстановление положения о конфискации имущества как вида наказания в УК РФ, новая редакция статей о борьбе с легализацией преступных доходов (без всяких ограничений), встраивание в УПК РФ современных международно-правовых механизмов возвращения активов — это одна из важнейших политических и правовых задач по усилению борьбы с коррупцией и преступностью в условиях кризиса8.
Какотмечает В.Г. Гриб, нынешний уровеньпро-тивостояния (борьбы) не только не смогсокрушить организованную преступность и теневую экономику, но и, наоборот, загоняет в нее все большую часть легального предпринимательства. В большой степени такому положению способствует беспрецедентная коррупция госаппарата и правоохранительных органов, переходящая в фактическое сращивание последних с преступным миром. Государственная система противостояния организованной преступности пока не способна в полной мере восстановить утраченные механизмы и инструменты социального контроля. Образующийся вакуум в контроле и эффективности правоприменительной деятельности занимается альтернативными системами. Повсеместно большое количество бизнесменов вовлечено в формирование политической и экономической политики страны, и, как следствие, областями криминализации последовательно становятся бизнес, экономика и политика. Соответственно, организованная преступность перестает быть конфедерацией бандитов, вымогателей — это союз государственных чиновников и криминализованных бизнесменов. В политической жизни России сегодня происходит то же самое, что происходило в криминальном мире в 90-х годах прошлого столетия: распределение и передел сфер влияния, определение приоритетных путей развития. Широко используются практика шантажа, компрометирующих материалов, убийства, рейдерство (захватпредприятий). Пра-
воохранительные органы становятся инструментом в руках борющихся сторон9.
В данной ситуации совершенствование и применение института конфискации имущества в отношении организованной преступности приобретает особую актуальность.
Как ранее указывалось М. Делягиным, отмена конфискации имущества лишила Российское государство возможности применять единственное эффективное оружие против оргпреступности. Классический пример дают США, которые в 70-е годы уничтожили мафию как самостоятельную политическую силу при помощи так называемых «законов Рико» — комплекса мер, регламентирующих войну против организованной преступности и неразрывно связанной с ней коррупции. Ключевым элементом этих законов является конфискация активов членов организованных преступных сообществ. Эта мера была порождена жизнью: американские правоохранительные органы столкнулись с тем, что арестованные мафиози управляли своими империями (в том числе их легальными частями) и из тюрем.
Но в тот момент времени американские советники Е. Гайдара принципиально отрицали возможность применения «законов Рико» в странах с переходной экономикой, православной культурой и авторитарным прошлым, указывая на недопустимость укрепления таких государств(неизбежного следствия применения указанных законов). Эффективное государство — стержень современной конкурентоспособности, что, естественно, не выгодно странам-конкурентам10.
При организации противодействия организованной преступности, и в частности ее лидерам, следует уделять особое внимание применению института конфискации и обеспечения возмещения материального ущерба. В данном направлении в силу специфики гл. 15.1 УК РФ необходимо уделить особое внимание вопросам применения в суде положений Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации)» от10 июня 2008 года № 811.
Так, согласно п. 20 вышеуказанного Постановления, судам следует учитывать, что при рассмотрении дел в отношении лиц, признанных виновными в совершении преступления, предусмотренного ст. 210 УКРФ, надлежит решатьвопрос окон-фискации имущества. В силу ч. 1 ст. 1041 УК РФ принудительному безвозмездному обращению в собственность государства подлежат деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения указанного преступления, и любые доходы от этого имущества (за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу). Конфискации подлежат также деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого иму-
с
о
Ї
&
с
е
&
>5
0
1 I
а
со
0 со
и
1
г
&
а
ера
иде
и
е
с
>5
е
5
со
£
о
6 о с
СО
0
1
г
&
><
-о
I
-о
Й
и
I
а
I
о
со
а
&
0 ю
а
р
и
и
3
а
со
и
1
г
&
2
с
о
&
о
со
е
2
£
§
СО
6
со
е
о
0
1
I
о
&
>5
0
1 I
<3
со
0 со
1
г
&
&
Є
О
>5
§
со
£
О
&
О
с
со
0
1
г
&
><
-о
I
-о
Й
I
<3
I
о
со
<3
&
0 ю
<3
О.
5Г
<3
со
1
г
&
2 о о & о
со
0)
2
£
8
з:
щ
б
ш
ш
щества были частично или полностью превращены или преобразованы либо которые были использованы или предназначены для финансирования терроризма,организованной группы,незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), а также орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие осужденным.
Если имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от него были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имуществаи доходов от него (ч. 2 и 3 ст. 1041 УКРФ).
Судам необходимо в силу ст. 1042 и 1043 УК РФ при наличии к тому оснований решать вопросы, связанные с конфискацией денежной суммы взамен имущества вследствие его использования, продажи или по иной причине с учетом установленной законом первоочередности возмещения ущерба, причиненного законному владельцу12.
При документировании преступной деятельности преступныхсообществ, необходимо ориентироваться на положения вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10июня 2008 года № 8 (в первую очередь это касается специализированных подразделений органов внутренних дел, непосредственно осуществляющих противодействие организованной преступности), то есть принять меры по обеспечению возмещения причиненного вреда в соответствии с требованиями УПК РФ. Особенно актуальна эта работа в отношении лидеров преступной среды.
В связи с этим при организации оперативнорозыскных и следственных мероприятий необходимо учитывать изменения, внесенные Федеральным законом от 3 ноября 2009 года № 245-ФЗ13, в ряд ключевыхстатей, касающихся вопросов противодействия организованной преступности и ее лидерам. В частности переработана ч. 4 ст. 35 УК РФ и изменена ст. 210 УК РФ. Весьма важным является добавление ч. 4 в ст. 210 УК РФ, закрепившей ответственность за «деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим высшее положение в преступной иерархии». Срок наказания по данной статье вплоть до пожизненного лишения свободы. Вместе с тем, законодательно не определено понятие лица, «занимающего высшее положение в преступной иерархии». Практикующими сотрудниками правоохранительных органов, данное определение рассматривается применительно к так называемым «ворам в законе». Полагаю, сложившаяся неопределенность должна быть разъяснена в соответствующем постановлении Пленума Верховного Суда РФ, что произойдет лишь при
наработке правоприменительной практики по привлечению к уголовной ответственности лидеров преступной среды. Не исключено, что в противовес соответствующим изменениям могут произойти и отдельные коррективы в так называемых кодексах «воров в законе», связанные с защитой их от правоохранительных органов.
Обобщая изложенное, необходимо акцентировать внимание практических работников правоохранительных органов (в том числе судов и прокуратуры) на обязательность применения института конфискации в отношении участников организованной преступности и в первую очередь непосредственно лидеров преступной среды. Только при таком подходе возможно эффективно противодействовать данной проблеме.
Примечания
1. См.: Ходжич М.В. Стратегическое планирование мер борьбы с организованной преступностью // Состояние и тенденции развития организованной преступности в Российской Федерации: Материалы круглого стола. — М., 2008. — С. 208, 212, 213.
2. См.: Гриб В.Г. Современное состояние противодействия организованной преступности в России // Состояние и тенденции развития организованной преступности в Российской Федерации: Материалы круглого стола. — М., 2008. — С. 8—10, 16.
3. См.: Агапов П.В. Организация преступного сообщества (преступной организации): актуальные уголовно-правовые проблемы // Юридический аналитический журнал. — 2002. — № 3. — С. 61.
4. Российская газета. — 2008. — 10 сентября.
5. См.: Юршина М. МВД сократят за счет управленцев, счетоводов и пенсионеров // www.ladno.ru/ э1гапаг/13620.Мт1
6. См.: Ходжич М.В. Указ. соч. — С. 208, 212, 213.
7. См.: Алексеев И.Н. Суд присяжных заседателей как угроза российской правовой системе // Уголовный процесс. — 2005. — № 5. — С. 29.
8. См.: Гриб. В.Г. Указ. соч. — С. 8—10.
9. См. там же.
10. См.: Делягин М. «Единая Россия» блокирует борьбу с мафией // Правда. — 2004. — 12 февраля.
11. Российская газета. — 2008. — 18 июня.
12. См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации)» от 10 июня 2008 года № 8 // Российская газета. — 2008. — 18 июня.
13. Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» от 3 ноября 2009 года № 245-ФЗ // Российская газета. — 2009. — 6 ноября.