ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
^^ Актуальные проблемы конституционного права ^^
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ И ЕЕ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ
А.В. БОГДАНОВ
доцент кафедры ОРД Московского университета МВД России, полковник полиции кандидат юридических наук, доцент
И.И. ИЛЬИНСКИЙ
доцент кафедры ОРД Московского университета МВД России, полковник полиции кандидат юридических наук
И.А. ЗАВЬЯЛОВ
преподаватель кафедры ОРД Московского университета МВД России, майор полиции Научная специальность: 12.00.12 — Криминалистика; судебно-экспертная деятельность;
оперативно-розыскная деятельность E-mail: [email protected]
Аннотация. Раскрываются особенности современной организованной преступности в Российской Федерации и за ее пределами. Дается понятие организованной преступности; отражаются ее особенности; приводится современное состояние противодействия ей со стороны правоохранительных органов.
Ключевые слова: организованная преступность, лидеры криминальной среды, полиция, оперативные подразделения.
ORGANIZED CRIME AND ITS PUBLIC DANGER
A.V. BOGDANOV
associate professor of HORDES of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia,
police colonel candidate of jurisprudence, associate professor
I.I. ILYINSKY
associate professor of HORDES of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia,
police colonel candidate of jurisprudence I.A. ZAVYALOV
teacher of HORDES chair of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia, police major
Annotation. In article features of modern organized crime in the Russian Federation and beyond its limits reveal. The concept of organized crime is given, its features are reflected, and also the current state of counteraction is given by it from law enforcement agencies.
Key words: оrganized crime, leaders of the criminal environment, police, operational divisions.
Основная задача, стоящая перед полицией — наступательная, бескомпромиссная борьба с организованной преступностью, качественное улучшение оперативно-розыскной и профилактической деятельности в этом направлении.
Полиция должна иметь возможность быстро и эффективно реагировать на новые вызовы, которые бросает обществу преступный мир и, прежде всего, организованная преступность.
Полиция обязана оперативно реагировать на все заявления и сообщения о преступлениях и других
правонарушениях, быстро и качественно решать иные вопросы в пределах своей компетенции, реализуя весь комплекс оперативно-розыскных мер.
Организованная преступность — это наиболее опасные проявления общекриминальных явлений и, в свою очередь, составные части социальных и экономических процессов, развивающихся не только в Российском обществе, но и в мире в целом.
В настоящее время Министерство внутренних дел России стоит на пороге коренных преобразований, объективно оправданных и ожидаемых как
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
со стороны общества, так и со стороны самих сотрудников, затрагивающих структуру и полномочия Министерства.
Одним из приоритетных направлений работы МВД остается борьба с организованной преступностью, в том числе с транснациональными и этническими преступными группами1.
Для активизации борьбы с организованной преступностью, выявления, раскрытия и расследования преступлений, совершаемых членами преступных сообществ (организаций), основываясь на положениях постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 10 июня 2010 г. № 12 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации) или участии в нем (ней)», а также международных стандартах Генерального секретариата Интерпола по программе «Милен-ниум» (по борьбе с трансевразийскими организованными преступными сообществами), необходимо модифицировать в МВД России объединенный банк данных на региональные, межрегиональные и транснациональные преступные сообщества (орга-низации)2.
Не вызывает сомнений тот факт, что только совместными усилиями, при их постоянном наращивании, можно добиться положительных результатов в борьбе с транснациональной преступностью.
Это, в свою очередь, положительно скажется на состоянии борьбы с организованной преступностью в каждой из взаимодействующих стран.
Современная преступность умело использует процесс всеобщей глобализации. Международные преступные сообщества, наркобизнес, легализация денежных средств, полученных преступным путем, торговля оружием, людьми, терроризм, коррупция и проституция распространяются не взирая на границы государств.
Проблема обеспечения раскрытия преступлений, совершаемых организованными группами (сообществами), приобретает в современных условиях особую остроту, актуальность и практическую значимость.
Организованная преступность, как известно, явилась закономерным следствием, результатом поступательного развития криминальной среды («лихие 90-е»), пройдя последовательно ряд этапов.
Начало свое организованная преступность берет с воров карманников.
Следует иметь в виду и еще одно немаловажное обстоятельство, что характерной особенностью организованной преступности является также и то, что в процессе развития в ее недрах сформировался административно-управленческий аппарат. Это элитарная верхушка, «воры в законе» («дед Хасан», «Япончик» и др.), авторитеты криминальной среды (контролеры), своего рода менеджеры преступного мира. В этой связи появляется новый вид криминального бизнеса: расширенное воспроизводство преступности ее лидерами.
Органы внутренних дел, не располагая в настоящее время необходимым потенциалом сил и средств для обеспечения решения задач борьбы с организованной преступностью, нуждаются в активной и действенной помощи со стороны других органов, осуществляющих оперативно-розыскню деятельность в полном объеме.
Проведенный нами анализ юридической литературы по проблеме организованной преступности свидетельствует о сложном, системном ее характере. При этом главное в содержании данной системы представляют консолидированные противоправные силы, т.е. различные групповые преступные образования, имеющие разнохарактерные связи между собой и осуществляющие преступную деятельность как определенный вид постоянной профессиональной деятельности.
Организованную преступную деятельность сегодня можно охарактеризовать как разветвленную многочисленную сеть нелегальных формирований (групп, сообществ, организаций), созданных преступной средой для занятия криминальным бизнесом. Логика всех ее действий подчинена созданию и поддержанию условий для получения максимально возможных преступных прибылей.
Существование международных организованных преступных сообществ объясняется нелегальным пребыванием в России большого количества иностранных граждан, прежде всего, жителей СНГ, которые в уже отмеченных благоприятных условиях, не имея определенных занятий, объединяются в группы и занимаются совершением преступлений; наблюдается устойчивая тенденция роста количества российских организованных преступных фор-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
мирований, занимающихся противоправной деятельностью на территории других стран.
При всем своеобразии проявлений организованной преступности в разных странах правомерно утверждать, что она имеет и общие черты.
Структура организованной преступной группы характеризуется иерархическим построением, основывается на взаимоотношениях подчиненности и авторитете лидера, имеет систему внутренних санкций.
Одним из условий быстрейшего достижения поставленной цели является сплоченность членов группы между собой. Один из признаков, характеризующих организованную преступность, — ее коррупционные связи в органах государственной власти, местного самоуправления, в правоохранительных органах.
Организованные преступные группы (сообщества) объединяют иногда большое количество членов, каждый из которых выполняет определенную роль при реализации преступных планов. Значительное количество членов организованных преступных групп ранее судимы, обладают большим опытом преступной деятельности, неплохо осведомлены о методах работы ОВД, имеют «коррумпированные связи», что в значительной степени «облегчает» деятельность организованных преступных групп.
«Воры в законе» («законники») ведут паразитический образ жизни, придерживаются воровских традиций, создают преступные группы, руководят ими, направляя и координируя их действия.
Известно, что для России характерен совершенно уникальный тип преступного сообщества, основным принципом организации которого является формирование, пополнение и обеспечение безопасности фонда материальных ценностей, добытых преступным путем, который в криминальной субкультуре называется «общаком» и основной идеей создания которого является финансовая поддержка лиц, состоящих в преступном сообществе и осужденных за различные преступления3. Основными держателями и распорядителями подобных «воровских касс» являются авторитеты, лидеры таких сообществ.
Структура управления преступной деятельностью сообществ организована так, что избавляет
лидеров и авторитетов от необходимости непосредственного проведения преступных акций.
На сегодняшний день установлено 407 «воров в законе», 235 из которых находятся в Российской Федерации.
Более точных данных нет, так как одни лица приобретают этот криминальный статус, другие напротив, его лишаются. Кроме того, некоторые из них выезжают за пределы страны и продолжительное время проживают в других государствах или устраняются конкурентами (Япончик, Квантришви-ли, Глобус, Аслан Усоян, дед Хасан и т.д.).
Оставшиеся без оперативного наблюдения «авторитеты», «воры в законе» зачастую становятся инициаторами создания новых организованных преступных групп.
Нужна кропотливая работа по совершенствованию законодательной базы по борьбе с организованными преступными формированиями, межведомственного взаимодействия в оперативно-розыскной деятельности по их выявлению и обезвреживанию.
В качестве одной из причин длительного существования и постоянного возрождения преступных групп в конкретном регионе можно назвать наличие в нем лидирующей организованной преступной группы со своим уставом, традициями, преступной направленностью и т.п., присущими только организациям с высокой степенью иерархичности, т.е. «мафии».
Одним из факторов, влияющих на уровень организованной преступности, может быть близость мест лишения свободы; в различных регионах она разная.
Эффективность борьбы оперативных подразделений с преступностью в значительной мере зависит от уровня их оперативной осведомленности.
Оперативно-розыскным подразделениям ОВД, играющим ключевую роль в борьбе с организованной преступностью, в настоящее время приходится работать в сложных условиях.
В криминальной деятельности преступных групп и сообществ присутствует конспирация, они проводят контрразведывательную деятельность, тщательно скрывают все то, что позволяет выявить признаки этой деятельности.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
Зачастую не проводится комплексная отработка лидеров преступной среды и их криминальных связей. Отсутствие глубоких (полных, серьезных) оперативных разработок и необходимого уровня осведомленности приводит к тому, что вне поля зрения ОВД остаются организованные преступные формирования, которые сращиваются со структурами власти и бизнеса и длительное время безнаказанно действуют на обслуживаемой территории.
Умение находить информаторов (осведомителей), тактически и психологически продуманная работа с ними и аналитически выверенная оценка их информации играют важную роль в выявлении преступных планов организованных со-обществ4.
Одним из важнейших направлений в борьбе с организованной преступностью должен стать контроль за передвижением преступников. Передвигаются в другие районы или субъекты Российской Федерации они, как правило, для совершения преступлений.
В принципе, любая преступная деятельность организованных преступных сообществ (групп) проявляется во вне в виде конкретной совокупности предметных действий или бездействия. При этом искусно создаваемая лидерами, авторитетами организованной преступности видимость внешней изолированности, автономности, хаотичности подобного рода правонарушений служит эффективным способом маскировки их руководящей роли в стратегических вопросах совершения преступлений.
В значительной степени это связано с недоработкой оперативно-розыскных подразделений, в первую очередь, по документированию «воровских сходок», раздела сфер влияния и других форм участия лидеров криминальной среды в установлении криминальных связей. Лидеры преступной среды всегда экономически мотивированы.
В общей структуре совершенной, в том числе и организованной, преступности значительную часть составляют латентные преступления, т.е. в реальности происходит нарушение защищаемых уголовным законом прав и интересов человека и общества, однако по ряду причин такие деяния остаются вне поля зрения правоохранительных ор-
ганов. Подобное мнение имеет под собой реальные основы, подтвержденные неоднократно фактами практической деятельности сотрудников ОВД. Причина этого — широкая распространенность нелегальных и полулегальных форм осуществления экономической и иных видов деятельности, когда потерпевшие сами вовлечены в преступные схемы и боятся обращаться за помощью в правоохранительные органы, опасаясь ответственности за собственные действия. В результате образуются целые разветвленные преступные группировки, имеющие четкое структурное построение и занимающие целые нищи в преступном бизнесе с извлечением от своей деятельности значительных доходов. Наличие в таких группировках системы круговой поруки, конспирации, приемов расправы с лицами, не желающими работать в их интересах, еще более затрудняют возможности правоохранительных органов по пресечению незаконной деятельности.
Несмотря на большие возможности выявления и нейтрализации ОПГ оперативно-розыскными средствами, на практике они реализуются не полностью.
При всем многообразии преступных сообществ и преступных организаций, координирующей и управляющей «надорганизацией» продолжает оставаться сообщество «воров в законе»5. Высшее положение в его преступной иерархии занимают «воры в законе» — лидеры организованной преступной среды, активные криминальные деятели, доказавшие свою верность преступным идеям, связям, соучастникам и выполняющие широкие организаторские функции в преступной среде.
Последние кровно заинтересованы в стимулировании, совершенствовании стратегии и тактики развития всей криминальной сферы общества, особенно в активном вовлечении в нее новобранцев из числа подростков и молодежи, расширении географии и масштабов преступной деятельности, достижении высокой ее производительности, а отсюда — и упрочении своего влияния в социально-экономической и политической жизни России.
К 1989 г., когда достаточно четко проявились особенности организованной преступности, вертикальные и горизонтальные связи ее структур,
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы конституционного права
система ее «активной обороны», основанная на коррупции в государственном аппарате и террористических методах подчинения, лавинообразном вторжении в экономику, стала очевидной необходимость создания специализированной службы для борьбы с организованной преступностью, и она была образована в виде 6-го управления МВД СССР, по инициативе которого в 1990 г. в 12 регионах страны созданы межрегиональные подразделения.
В феврале 1992 г. в МВД России образовано Главное управление по организованной преступности (ГУОП).
Однако, в 2008 г. согласно Указу Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ»6, УБОПы были расформированы, «не дожив» до своего официального двадцатилетнего юбилея (15 ноября 2008 г.).
В последнее время высказывались предложения и намерения возродить данную службу. По нашему мнению, это необходимо сделать как можно быстрее. Подразделения по борьбе с организованной преступностью должны быть восстановлены и обеспечены сильной материально-технической и профессиональной базой.
Без этого невозможно поднять уровень борьбы с организованной преступностью до требований сегодняшнего дня.
К сожалению, в настоящее время меры по противодействию организованной преступности остаются малоэффективными. Необходимо совершенствовать механизм применения имеющихся в распоряжении органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, сил и средств, искать новые методы изобличения «элиты» криминального мира и эффективные способы борьбы с организованной преступностью в целом.
В деятельности оперативных подразделений правоохранительных органов зачастую нет планомерности оперативных проверок и разработок, не реализуется весь комплекс оперативно-розыскных мероприятий в отношении авторитетов и лидеров преступной среды.
Пополнению рядов преступников — мигрантов способствует сохраняющаяся прозрачность границ, недостаточно строгий контроль за соблюдением ре-
жима пребывания в стране иностранных граждан, все увеличивающиеся потоки беженцев и переселенцев из конфликтных регионов. В г. Москве большинство преступлений совершают мигранты, чаще всего граждане Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Молдовы и Украины7.
Исходя из международных стандартов незаконная миграция — вид организованной преступности. Необходимо создать в оперативных подразделениях уголовного розыска подразделения по борьбе с незаконной миграцией, так как Федеральная миграционная служба, как известно, существует вне системы МВД.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать выводы о необходимости эффективной борьбы с организованными преступными формированиями, консолидации всех сил, средств и методов правоохранительных органов, направленных на обеспечение государственной и общественной безопасности в рассматриваемой сфере общественных отношений.
Изложенные обстоятельства позволяют говорить о целесообразности скорейшего создания подразделений по борьбе с организованной преступностью в системе МВД России.
Убеждение авторов состоит в том, что эффективность мер по противодействию разведывательной деятельности оперативно-розыскных органов со стороны организованных преступных групп во многом зависит от уровня аналитического мышления, конспирации сотрудников правоохранительных органов, оперативно-тактических ситуаций, собственных сил, средств и возможностей указанных группировок.
1 Выступление Президента РФ на Расширенном заседании коллегии МВД России 8 февраля 2013 г. // www.kremlin.ru/ дата обращения 29.04.2013 г.
2 Популярно-правовой альманах МВД России «Профессионал» 2013. № 1. С. 16.
3 И.В. Никитенко. Влияние миграции на состояние организованной преступности. Научный портал МВД России № 4 (16) — 2011. С. 48.
4 Яблоков Н.П. Расследование организованной преступной деятельности. М.; Юрист, 2002. С. 153.
5 С. Охлопков, С. Губин Прокурорская проверка как способ противодействия организованной преступности // Законность. 2013. № 2. С. 5.
6 rg.ru 2008/09/10/mvd-izmenenia-dok.html дата обращения 29 апреля 2013 г.
7 Все воры в гости к нам // Газета «Московский комсомолец». 2013, 18 апреля.