Научное обеспечение
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ
УДК 34
уголовно-правовые и оперативно-розыскные меры противодействия организованной
преступности
© в. с. салов *, 2009
основное внимание уделено определению содержания противодействия правоохранительных органов угрозам обществу и государству со стороны организованной преступности. Анализируется соотношение понятий организованной преступности, преступного сообщества, преступной организации, организованной преступной группы. Предлагаются меры по совершенствованию законодательства в сфере борьбы с организованной преступностью.
Ключевые слова: организованная преступность, выявление, предупреждение и раскрытие преступлений, преступное сообщество, преступная организация, теневая экономика.
В условиях интеграции экономики России и мировой экономики преступные организации, действующие на территории нашего государства, устанавливают связи с международными преступными сообществами. Организованная преступность все больше перемещает свои интересы в сферу экономики, приобретает трансграничный и транснациональный характер. Получая сверхприбыли в результате подпольного и легализованного бизнеса, организованная преступность трансформируется в социальную систему, претендует на ведущие позиции в политике и экономике, создает угрозы экономической безопасности государства.
Опасность роста организованной преступности официально признана органами государственной власти России еще в 1997 г. в Концепции национальной безопасности, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 \ где констатируется, что угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социальнополитического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, пра-
воохранительной и иных областях государственной деятельности, представляют собой основные факторы, способствующие росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции. Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля над ситуацией в стране, в сращивании отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами и товаропроводящими сетями. В связи с этим борьба с организованной преступностью и коррупцией имеет не только правовой, но и политический характер.
Осуществляя оперативно-розыскную деятельность, правоохранительные органы призваны выявлять и пресекать организованные преступные формирования, противодействовать скрытым угрозам, представляющим опасность для интересов государства. Это означает, что у правоохранительных органов есть долговременные задачи в сфере оперативно-розыскной деятельности, под которые необходимо создавать новые механизмы обнаружения и предупреждения угроз, исходящих от организованной преступности. Решить подобные
В нашем журнале публикуется впервые.
*
задачи можно лишь при комплексном видении совокупного значения различных (экономических, правовых, социальных, национальных и др.) факторов, определяющих развитие такого многогранного антисоциального явления, как организованная преступность.
Место и роль оперативно-розыскной деятельности в борьбе с организованной преступностью определяется главным образом:
— угрозами, которые она создает для общества и государства, высокой степенью общественной опасности;
— характером организованной преступной деятельности, в частности конспиративностью;
— построением противоправной деятельности и обеспечением ее безопасности;
— способностью проникать в органы государственной власти, в том числе путем коррумпирования их представителей;
— проникновением в ключевые сферы экономики;
— участием преступных организаций в провоцировании межнациональных конфликтов;
— международным характером и транснациональностью организованной преступной деятельности;
— наличием у правоохранительных органов возможностей противодействия организованной преступности;
— целесообразностью организации и развития международного сотрудничества по линии Интерпола в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью.
С учетом сформировавшихся угроз со стороны организованной преступности, международным сообществом для противодействия этим угрозам выработано ряд мер, которые закреплены в Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., подписанной от имени Российской Федерации в городе Палермо 12 декабря 2000 г. (далее — Конвенция 2). Как подчеркивается в ст. 1 данного документа, цель Конвенции заключается в содействии сотрудничеству в деле более эффективного предупреждения транснациональной организованной преступности и борьбы с ней. Предупреждение организованной преступности и борьба с ней являются элементами противодействия. Анализ правовых норм российского законодательства позволяет сделать вывод, что содержание противодействия составляют 3:
— оперативно-розыскная профилактика (деятельность оперативных подразделений по предупреждению, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений);
— борьба (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование преступлений);
— минимизация и(или) ликвидация последствий проявления преступной деятельности.
В Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» 4 основными мерами противодействия обозначены:
— принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;
— выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.
Ратификация Конвенции Российской Федерацией 5 показывает стремление России совместно с мировым сообществом осуществлять противодействие преступлениям, связанным с участием в организованной преступной группе и отмывании доходов от преступлений; коррупцией; воспрепятствованием осуществлению правосудия. Принимая во внимание требования законодателя, можно сделать вывод, что оперативно-розыскное противодействие организованной преступности — это деятельность оперативных подразделений и их должностных лиц в рамках установленных законом полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию преступлений, совершенных организованными группами, а также устранению причин и условий, способствующих их совершению.
Данное определение соответствует требованиям действующего законодательства, регламентирующего полномочия субъектов обеспечения безопасности Российской Федерации в противодействии угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства, исходящим от организованной преступной деятельности. Применительно к правоохранительным органам эти полномочия установлены Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Одной из таких угроз является наличие действующих в обществе преступных организаций. Угроза безопасности, возникающая в связи с созданием и функционированием той или иной преступной организации, объясняется тем, что преступная организация есть институт, неподконтрольный обществу, обладающий механизмами защиты от общественного контроля.
Правоохранительные органы осуществляют противодействие деятельности преступных сообществ и ведут борьбу на этом направлении, руководствуясь Федеральным законом «Об оперативно-
розыскной деятельности», уголовным и уголовнопроцессуальным законодательством. По возбужденным уголовным делам полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в сфере борьбы с преступностью косвенно определены ст. 151 УПК РФ. В ней дан перечень преступлений (против собственности, в сфере экономической деятельности, против общественной безопасности и т. д.), расследование (а значит, и оперативно-розыскное сопровождение расследования) которых осуществляет тот или иной правоохранительный орган. Вместе с тем ни одна из норм уголовного законодательства (в том числе ст. 210 УК РФ) не раскрывает понятия «организованная преступность», «организованная преступная деятельность». Конкретизация признаков организованной преступности нормами закона необходима для определения субъектов организованной преступной деятельности, исходящих от них угроз личности обществу и государству, выработки мер противодействия этим угрозам.
В. С. Овчинский под организованной преступностью понимает совокупность преступлений, совершенных организованными преступными группами, или сложную системно-структурную совокупность деятелей преступного мира; устойчивое объединение ряда преступных групп в преступное сообщество для совместной криминальной деятельности, достижения власти в той или иной сфере либо относительно массовое функционирование устойчивых, управляемых сообществ преступников, занимающихся преступлениями как промыслом и имеющих коррумпированные связи 6. В данном определении автор приводит такие характеристики организованной преступности, как количество совершаемых преступлений, структура преступного сообщества, относительно массовое функционирование устойчивых сообществ преступников, преступный промысел и коррумпированные связи. Вместе с тем ни слова не говорит об одной из основных составляющих организованной преступности — теневой экономике. А ведь именно теневая экономика и ее современные легализованные формы представляют угрозу экономической безопасности государства. Как раз сверхдоходы, получаемые преступным путем, привлекают в ряды организованной преступности новых членов, тем самым расширяются масштабы организованной преступной деятельности, создавая угрозы безопасности личности, обществу, государству. Нельзя не согласиться с автором в том, что организованной преступности присущи масштабность, относительная устойчивость существования, структурность, проникновение во власть.
Наиболее полно понятие «организованная преступность» будет раскрыто, если рассмотреть его в контексте процессов, происходящих в обществе. С учетом фиксируемых за последние десять лет
тенденций криминализации общества, роста теневой экономики, коррумпирования органов государственной власти, правоохранительных органов, организованную преступность можно охарактеризовать как опасное социальное явление, неподконтрольный государству процесс криминализации общества, представляющий угрозу жизненно важным интересам личности, общества, государства. С учетом действующего законодательства в области обеспечения безопасности, организованную преступную деятельность можно представить как совершаемую умышленно деятельность объединений физических лиц, направленную на создание угроз жизненно важным интересам личности, общества, государства, ответственность за которую предусмотрена уголовным законодательством.
В статье 35 УК РФ определены формы соучастия в совершении преступлений. В этой же статье дается понятие преступного сообщества. Статья 210 УК РФ раскрывает формы проявления организованной преступной деятельности — создание преступного сообщества (преступной организации) и участие в преступном сообществе (преступной организации). Очевидно, что приведенные нормы не в полной мере определяют понятия «преступное сообщество» и «преступная организация». Термины должны раскрывать сущность этих явлений, обобщать их существенные стороны, признаки, что, в свою очередь, позволяет устранить проблему многозначности толкования этих признаков в правоприменительной практике. Еще в 1989 г. при проведении «круглого стола», посвященного проблемам борьбы с организованной преступностью, В. В. Лунеев, определяя преступное сообщество как «предусмотренное в уголовном законе устойчивое объединение лиц, организовавшихся для совместной преступной деятельности», утверждал: «Эта норма в Общей части должна сочетаться с тем, чтобы в Особенной части Уголовного кодекса были статьи о преступных сообществах. Реальную опасность для организованных преступников, особенно для руководителей преступного сообщества, представляет правильное определение их возможной уголовной ответственности» 7.
В мировой практике выработаны различные подходы к определению рассматриваемых понятий. Международный военный трибунал в Нюрнберге перед выдвижением обвинения различным организациям фашистской Германии дал следующее разъяснение: «Преступная организация аналогична преступному заговору в том, что по существу они предполагают сотрудничество ради преступных целей. Должна существовать группа, связанная и организованная для осуществления общей цели. Эта группа должна быть создана или использована в связи с совершением преступлений, предусмотренных Уставом. Формальное членство не подпадает под действие этого решения» 8.
Признаки преступной организации, выделенные в приговоре: общая цель организации — совершение преступлений, предусмотренных законом; активное участие в такой организации; сплоченность лиц данной организации; сотрудничество лиц ради достижения преступных целей.
В Италии, где наиболее остро проявляются проблемы организованной преступности, в ст. 4152 Уголовного кодекса объединению преступников дано понятие мафиозного объединения: «Объединение считается мафиозным, когда его участники для совершения правонарушений используют угрозы и взаимное обязательство и круговую поруку, проистекающие из ассоциативных связей, для совершения преступлений, для прямого или косвенного захвата управления или приобретения контроля над экономической деятельностью, над концессиями, полномочиями, подрядами и общественными службами и для получения незаконных доходов или выгод для себя или для других, а также препятствуют свободному волеизъявлению на выборах с целью получения голосов в свою пользу или в пользу третьих лиц». Статья 4163 указанного Кодекса определяет ответственность лиц, участвующих в избирательных кампаниях с использованием мафиозных структур: «Лица, виновные в приобретении голосов избирателей за деньги для целей, указанных в ст. 4162, подлежат наказанию, установленному за совершение преступления, предусмотренного соответствующей частью ст. 4162». Законодатель подробно описывает, какие действия и каким образом должны совершать члены объединения, для того чтобы это объединение можно было признать мафиозным. Сходную конструкцию имеют нормы российского законодательства, трактующие понятия экстремистской и террористической деятельности.
Интересен подход законодателей Китая к определению рассматриваемых понятий. Статья 294 Уголовного кодекса КНР гласит: «Создание, руководство и активное участие в организации нелегального характера, методами насилия, угроз и иными методами организованно осуществляющей противозаконную преступную деятельность, узурпирующей власть в своих руках, творящей зло, угнетающей и калечащей народ, наносящей серьезный вред экономическому и общественному устройству, наказывается лишением свободы...». Кроме того, данной статьей предусмотрена ответственность членов зарубежной организации нелегального характера и работников государственных органов, оказывающих покровительство организации нелегального характера.
По мнению А. И. Долговой, преступное сообщество — не «вышестоящая инстанция» по отношению к другим преступным формированиям, а координирующий орган, имеющий и черты «криминального профсоюза» для преступников-профессионалов,
и черты партии, когда она начинает влиять на политические процессы в стране 9.
Соглашаясь с автором по существу приведенного определения, необходимо отметить, что действующий УК РФ отождествляет понятия «преступное сообщество» и «преступная организация». Название объединения лиц, осуществляющих организованную преступную деятельность (мафиозное объединение, организация нелегального характера, преступное сообщество) должно быть обусловлено содержанием, которое мы вкладываем в это понятие, т. е. самой организованной преступной деятельностью и отношением государства к такой деятельности. Понятие «преступное сообщество» устарело, так как ранее оно использовалось для определения воровских объединений (воровское сообщество), поэтому для современной правоприменительной практики, если есть в этом необходимость, достаточно использовать понятие «преступная организация».
Конвенция вообще не рассматривает понятие «преступная организация», ограничиваясь применением понятия «организованная преступная группа», которое означает «.структурно оформленную группу в составе трех или более лиц, существующую в течение определенного периода времени и действующую согласованно с целью совершения одного или нескольких серьезных преступлений или преступлений, признанных таковыми в соответствии с настоящей Конвенцией, с тем чтобы получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду; „структурно оформленная группа“ означает группу, которая не была случайно образована для немедленного совершения преступления и в которой не обязательно формально определены роли ее членов, оговорен непрерывный характер членства или создана развитая структура» 10. В этом понятии четко указаны основные признаки организованной преступной группы: объединение трех и более лиц; наличие структуры; определенный промежуток времени существования; согласованность действий; цель — совершение одного или нескольких преступлений, максимальное наказание за которые определено не менее четырех лет; получение преступным путем финансовой или иной материальной выгоды; неслучайное объединение лиц в группу до совершения преступления; необязательное формальное определение ролей участников группы; необязательно оговорен непрерывный характер членства или создание развитой структуры.
Очевидно, что признаки, обозначенные в ст. 35 УК РФ, не позволяют четко определить отличия группы лиц от организованной группы и тем более организованной группы от преступного сообщества (преступной организации). Понятие «преступная организация» должно содержать конкретные признаки, позволяющие использовать его в правопри-
менительной практике. Кроме условий, характеризующих сплоченность, устойчивость, совершение тяжких, особо тяжких преступлений членами организации, необходим еще как минимум признак, определенный Конвенцией, — получение преступным путем финансовой или иной материальной выгоды. Но и этого недостаточно. Для того чтобы объявить организацию преступной, необходимо еще одно важное условие — решение суда, вступившее в законную силу. До тех пор, пока нормы уголовного законодательства не будут приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации (каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда), в юридической практике будут возникать неустранимые препятствия в противодействии организованной преступной деятельности.
Применяя по аналогии нормы действующего законодательства, определяющего противодействие терроризму и экстремизму, можно сделать вывод о том, что преступной признается организация, в отношении которой по основаниям, предусмотренным федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением организованной преступной деятельности. Здесь возникает вопрос: «Как можно ликвидировать либо запретить деятельность незарегистрированной организации, сведения о которой получены оперативно-розыскным путем?» И здесь важно обратиться к международным правовым актам, в частности к п. «с» ст. 2 Конвенции, где указано на необязательность формального определения роли членов «структурно оформленной группы».
Последовательное наращивание усилий по противодействию организованной преступности и коррупции требует приданию таким действиям системного, целенаправленного, скоординированного характера. Вместе с тем многие из внесенных ранее с участием правоохранительных органов предложений, в том числе программного характера, не реализованы. Принятые высшими органами государственной власти решения в полной мере не реализуются, их исполнение зачастую не контролируется, причины этого не подвергаются глубокому анализу. Как указывалось выше, Россия в 2004 г. ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, ст. ст. 8 и 9 которой предусматривают криминализацию коррупции и принятие мер против коррупции. Кроме того,
в марте 2006 г. Россия ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции 11, несмотря на это, в уголовном законодательстве России до сих пор не дано понятия коррупционным преступлениям.
В числе мер, существенно повышающих возможности правоохранительных органов по противодействию организованной преступной деятельности и коррупции, большое значение имеет дальнейшее совершенствование законодательства. В первую очередь необходимо:
— привести нормы УК РФ, определяющие понятия организованной группы, преступной организации, в соответствие с требованиями Конвенции; определить понятия организованной преступной деятельности, коррупционных преступлений;
— расширить компетенцию органов МВД России, ФСБ России путем определения альтернативной подследственности для коррупционных преступлений.
1 См.: Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Рос. Газета. — 1997. — 26 дек.
2 Принята резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи от 15 ноября 2000 г.
3 См.: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — № 11. — Ст. 1146.
4 См.: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Там же. — 2002. — № 30. — Ст. 3031.
5 См.: Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. №-26-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее» // Там же. — 2004. — № 18. — Ст. 1684.
6 См.: Овчинский В. С. Основы борьбы с организованной преступностью: монография. — М., 1996. — С. 154.
7 Лунеев В. В. Организованная преступность: Проблемы, дискуссии, предложения. — М., 1989. — С. 301.
8 Нюрнбергский процесс: сб. мат-лов. — М., 1955. — Т. 2. — С. 1023.
9 См.: Долгова А. И. Организованная преступность. — М., 1996. — С. 15.
10 Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности.
11 См.: Федеральный закон от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2006. — № 12. — Ст. 1231.