Научная статья на тему 'Принцип народности воспитания как исторически развивающееся педагогическое явление'

Принцип народности воспитания как исторически развивающееся педагогическое явление Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1654
388
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНОСТЬ / ПРИНЦИП НАРОДНОСТИ ВОСПИТАНИЯ / ПЕРИОД / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дридгер К. А.

Рассмотрены различные аспекты понятия «народность». Уточнено понятие «принцип народности воспитания» за счет выделения его сущностных особенностей. Выделены периоды развития принципа народности воспитания в истории отечественной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLE OF A NATIONALITY OF EDUCATION AS HISTORICALLY DEVELOPING PEDAGOGICAL PHENOMENON

The author considers various aspects of concept «nationality» in this article. The concept «principle of a nationality of education» at the expense of allocation of its intrinsic features is specified. The periods of development of a principle of a nationality of education in the history of domestic pedagogics are allocated.

Текст научной работы на тему «Принцип народности воспитания как исторически развивающееся педагогическое явление»

Дридгер К.А.

Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: kldrid@mail.ru

ПРИНЦИП НАРОДНОСТИ ВОСПИТАНИЯ КАК ИСТОРИЧЕСКИ РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Рассмотрены различные аспекты понятия «народность». Уточнено понятие «принцип народности воспитания» за счет выделения его сущностных особенностей. Выделены периоды развития принципа народности воспитания в истории отечественной педагогики.

Ключевые слова: народность, принцип народности воспитания, период, развитие.

Для современной ситуации развития педагогической науки характерен ряд существенных особенностей, среди которых выделяется такая, как эволюция основных педагогических понятий. Поэтому особую значимость приобретает обращение к некоторым понятиям педагогической науки в ретроспективе, к тем периодам времени, когда их развитие определялось стремлением к теоретическому осмыслению и практическому распространению, в том числе и к понятию «народность», обладающему свойством полисемии. Близкими ему по смыслу являются понятия «народ», «нация», «национальность», «этнос», каждому из которых весьма трудно дать определение, ввиду того, что эти понятия взаимопроникают друг в друга, а часто даже взаимозаменяют друг друга не только в бытовом понимании, но и в научных кругах.

Так, в философии понятие «народность» трактуется как одна из форм общности людей, которая «исторически следует за родоплеменной общностью и формируется в процессе слияния различных племен в условиях смены первобытнообщинного строя частнособственническими отношениями», из которой с развитием капиталистических отношений возникает новая историческая форма общности людей - нация [7, С. 448]. В этнографии и этнологии понятие «народность» понимается как «наиболее универсальная форма жизни, сложившаяся устойчивая общность людей, противопоставляющая себя всем другим аналогичным общностям» [8, С. 604]. В этнопедагогике понятие «народность» рассматривается как «форма этнической общности, находящаяся иерархически между племенем и нацией, которая обладает общностью территории, хозяйственной и социально-культурной жизни, а также общностью языка» [6, С. 97].

В педагогике, как показал анализ современной научно-педагогической литературы, пред-

ставления о понятии «народность» применительно к процессу воспитания можно систематизировать следующим образом: проблема, феномен, принцип.

Народность воспитания как проблема. Понимая проблему как сложный вопрос, задачу, требующую разрешения, исследования, подчеркнем, что проблема народности, по своей сути, не нова (вспомним «теорию официальной народности» С.С. Уварова, полемику идеологических лагерей западников и славянофилов относительно роли народности в судьбе Отечества, насильственную политику «обрусения» нерусских народов Д.А. Толстого). В каждый исторический период развития России эта проблема подвергалась переосмыслению со стороны государства, общества и науки, отыскивались новые пути ее решения, обусловленные конкретными социокультурными, социальноэкономическими и социально-политическими обстоятельствами. При этом проблема народности рассматривалась не только в области просвещения, но и в сфере живописи (В.М. Васнецов, М.А. Врубель, И.И. Левитан, В.И. Суриков, И.И. Шишкин), музыки (М.И. Глинка, М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, К.А. Римский-Корсаков), литературы (Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев) [13].

В современных условиях развития общества проблема народности характеризуется как с негативной стороны (упадок национального духа, обострение национальной и межрелиги-озной неприязни, разжигание межнациональной розни, учащение межэтнических конфликтов, стремление одной нации к возвышению, преобладанию над другой), так и с позитивной (возрождение национального самосознания и

возвращение к многовековым национальным традициям, обычаям, обращение наций к своим истокам в социальном, культурном и нравственном планах).

Народность воспитания как феномен. Учитывая, что под феноменом понимается явление, в котором обнаруживается сущность чего-либо, отметим многоплановость и много-аспектность феномена народности.

Государственно-регулятивный аспект: народность воспитания как двигатель «государственного состава», заключающий в себе источники непрерывного развития государства, как фактор и условие стабильности государства, сохраняющие в неизменности «главные черты его неповторимого облика» (С.С. Уваров) [5].

Коммуникативно-философский аспект: народность воспитания восходит к идее соборности, общинности, которая определяется как «единство во множестве», цельность, «восходящая к божественным установлениям» (А.С. Хомяков) [12, С. 15], основа «внутреннего духовного общества», состоящего из всех живших ранее, живущих сейчас и будущих поколений, объединенных христианской любовью (Н.А. Бердяев) [2, С. 52], которая распространяется на все человечество и «свободна от всякой национальной исключительности и односторонности» (В.С. Соловьев) [10, С. 44].

Культурологический аспект: народность воспитания определяется через ценности, идеалы, обычаи, традиции, аккумулирующие многообразный опыт народов России, накопленный за многовековую историю совместного существования, и вбирает в себя такие национальные сокровища, как язык, «вмещающий в себя всю душу народную, весь его духовный уклад, все мысли и чувства, прошлое, настоящее и будущее»; песня, которую ребенок должен слышать с колыбели и которая способствует рождению и переживанию глубоких духовных чувств; сказка, «вмещающая народную память» и сохранившая духовный опыт народа, через который ребенок познает свой народ, учится отличать добро от зла; житие святых, молитва как сосредоточенное и страстное обращение к богу (И.А. Ильин) [4, С. 24].

Личностный аспект: народность воспитания выступает как главная черта характера человека, «общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание», чувство, которое является самым

прочным и глубоко вкорененным среди всех других, которое «выходит из более глубокого источника: из той особенной идеи о воспитании, которая составилась у каждого народа» (К.Д. Ушинский) [11, С. 225-227].

Социально-психологический аспект: народность воспитания проявляется в праве народов и их представителей сохранять или не сохранять свою культурную идентичность, взаимодействовать или не взаимодействовать с другой культурой (путем интеграции, ассимиляции или маргинализации) [8].

Социально-политический аспект: народность воспитания выступает как основа процесса диалога культур в полиэтнической, поликон-фессиональной и поликультурной среде (В.П. Борисенков, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюк, Г.Н. Волков, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, М.Б. Насырова, Н.Д. Никандров, Г.В. Палаткина), и, наряду с этим, как основа развития международных дипломатических отношений в соответствии с запросами общества и государства [3].

Философско-теологический аспект: народность воспитания имеет «богоносную силу», формирующую национальное самосознание, и выступает не как «высшая идея, которой должен служить народ», а как «живая сила, природная и историческая», над которой возвышается христианство (В.С. Соловьев) [10, С. 45]; народность воспитания как исторический феномен русского народа, основанный на православной вере (А.С. Хомяков) [12].

Этнопедагогический аспект: народность воспитания провозглашает учет диалектического единства общечеловеческих и национальных ценностей. В истории педагогики утверждается, что народность есть «начало общечеловеческое, облеченное в живых формах народа» (А.С. Хомяков) [12, С. 18]; «народное нужно сочетать с инородным, с всенародным и общечеловеческим» (П.Ф. Каптерев) [5, С. 56]; «невозможно и бессмысленно противоположение национальности и человечества, национальной множественности и всечеловеческого единства» (Н.А. Бердяев) [2, С. 54]. В современной педагогике, с одной стороны, утверждается точка зрения о реализации единства национального и общечеловеческого в образовании (М.Б. Насырова, И.П. Подласый, П.И. Пидка-систый), с другой стороны, мнение о том, что воспитание следует начинать с освоения наци-

ональных ценностей своего этнического сообщества (В.С. Кукушин, Н.Д. Никандров).

Народность воспитания как принцип.

Уходя своими корнями в античную философию, в современной философии принцип рассматривается как «основание некоторой совокупности фактов или знаний, исходный пункт объяснения или руководства к действиям» [7, С. 844]. В логике принцип - центральное понятие системы, представляющее обобщение и распространение некоторого положения на все явления области, из которой он абстрагирован; в этике принцип выступает как внутреннее убеждение, которое задает общую установку по отношению к действительности, нормам поведения и деятельности; в педагогике принцип определяется как основное, исходное положение какой-нибудь теории, учения, науки.

Заметим, что в педагогике выделяются исторически устоявшиеся, фундаментальные принципы воспитания, к которым относятся принцип природосообразности, принцип куль-туросообразности и др. В результате анализа справочно-энциклопедической и учебно-педагогической литературы на предмет определения принципов воспитания, мы столкнулись с фактом, который, соглашаясь с С.Ф. Егоровым, «вызывает удивление». Дело в том, что принцип народности «даже не упоминается, отсутствует не только как определяющий, но хотя бы как один из педагогических принципов в «Педагогической энциклопедии»; его обходят и учебники по педагогике», «ни в одном из проектов реформы школьного образования его нет ни как стратегического, ни просто как одного из принципов воспитания» [9, С. 166]. В этой связи нами уточнена его сущность: принцип народности воспитания - требование, определяющее воспитание личности на основе преемственной связи образования с историей, культурой, обычаями, традициями, характером народа, обеспечивающее в единстве приобщение личности к общечеловеческой культуре и национальной культуре с учетом ее своеобразия и самобытности.

Следует отметить, что исследователи часто отождествляют понятия «идея народности воспитания» и «принцип народности воспитания», употребляя их как синонимы, не учитывая кон-

текст. Подобная подмена понятий, на наш взгляд, некорректна. Идея, действительно, диалектично связана с принципом; эта связь отражается в самом понятии «принцип» как руководящей идеи, основного правила и требования. Однако, согласно Е.П. Белозерцеву, идея рождает принцип, который может стать самостоятельным, имея с ней общую и свою собственную природу, а принцип как бы «культивирует» идею, укрепляет ее, создает условия для материальной и духовной реализации [1, С. 196].

С нашей точки зрения, соотношение понятий «идея» и «принцип» раскрывается в понимании принципа как результата развития идеи. В этой связи под развитием принципа народности воспитания нами понимается его закономерное, направленное, качественное изменение, осуществляемое под воздействием определенных факторов на разных этапах исторического развития общества и педагогической науки.

В развитии принципа народности воспитания в истории отечественной педагогики на основе проведенного исторического и теоретического анализа нами выделены следующие периоды:

I. Период зарождения принципа народности воспитания (VII - XVII вв.).

II. Период становления принципа народности воспитания (начало XVIII в. - середина XIX в.).

III. Период научно-теоретического обоснования и практической реализации принципа народности воспитания (вторая половина XIX в. - начало XX в.).

IV. Период рефлексии, т. е. критического переосмысления теоретического и эмпирического материала в развитии принципа народности воспитания (первая четверть XX в. - настоящее время).

Таким образом, развитие данного принципа понимается нами не как действие, а как путь, который прослеживается, начиная с момента его зарождения как идеи в древнерусской педагогике до научно-теоретического обоснования и практической реализации, что позволяет рассматривать принцип народности воспитания, привлекавший внимание педагогов и мыслителей, как в минувшие столетия, так и в настоящее время, как исторически развивающееся педагогическое явление.

16.02.2011

Список литературы:

1. Белозерцев Е.П. Образование: историко-культурный феномен. Курс лекций. - СПб.: Юридич. центр Пресс, 2004. - 704 с.

2. Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России. - М.: Изд-во В. Шевчук, 2000. - 542 с.

3. Дридгер К.А., Насырова М.Б. Развитие принципа народности воспитания в педагогике России второй половины XIX -начала XX веков: монография // Оренбург: РИО ОУНБ им. Н.К. Крупской, 2010. - 160 с.

4. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. - 431 с.

5. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. - СПб.: Алетейя, 2004. - 560 с.

6. Насырова М.Б. Этнопедагогический словарь-справочник: учеб. пособие. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. - 168 с.

7. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. - Минск: Книжный Дом. - 2003. - 1280 с.

8. Реальность этноса. Образование и проблемы межэтнической коммуникации / под ред. И.Л. Набока. - СПб.: Астерион, 2006. - 703 с.

9. Российское образование: история и современность. Коллективная монография / под ред. С.Ф. Егорова. - М.: ИТП и МИОРАО, 1994. - 253 с.

10. Соловьев В.С. Национальный вопрос в России. - М.: АСТ, 2007. - 505 с.

11. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1988. - Т. 1. - 416 с.

12. Хомяков А.С. Сочинения в 2 т. - М.: Медиум, 1995. - Т. 1. - 593 с.

13. Яковкина Н.И. История русской культуры: XIX век. - СПб.: Лань, 2002. — 576 с.

Сведения об авторе:

Дридгер Клавдия Александровна, старший преподаватель кафедры алгебры и истории математики Оренбургского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук 460051, г. Оренбург, пр-т Гагарина, 1, тел. (3532) 332789, е-шаИ: kldrid@mail.ru

UDC 37(09)

Dridger K.A.

E-mail: kldrid@mail.ru

PRINCIPLE OF A NATIONALITY OF EDUCATION AS HISTORICALLY DEVELOPING PEDAGOGICAL PHENOMENON

The author considers various aspects of concept «nationality» in this article. The concept «principle of a nationality of education» at the expense of allocation of its intrinsic features is specified. The periods of development of a principle of a nationality of education in the history of domestic pedagogics are allocated. Key words: a nationality, a principle of a nationality of education, a period, a development.

Bibliography:

1. Belozertsev E.P. Formation: a historical and cultural phenomenon. A course of lectures. - SPb.: Legal center of Press, 2004. - 704 p.

2. Berdjaev N.A. Russian idea. Destiny of Russia. - M.: Publishing house V. Shevchyuk, 2000. - 542 p.

3. Dridger K.A., Nasyrova M.B. Development of a principle of a nationality of education in pedagogics of Russia of second half XIX - the beginnings of the XX-th centuries: the monography // Orenburg: RIO OUNB of N.K. Krupsky, 2010. - 160 p.

4. Ilyin I.A. Way to evidence. - M.: Republic, 1993. - 431 p.

5. Kapterev P.F. History Russian pedagogics. - SPb.: Aleteya, 2004. - 560 p.

6. Nasyrova M.B. The ethnopedagogical dictionary-directory: the manual. - Orenburg: Publishing house OGPU, 2005. - 168 p.

7. The newest philosophical dictionary / composer A.A. Gritsanov. - Minsk: The Book House. - 2003. - 1280 p.

8. Ethnos reality. Formation and problems of interethnic communications / under the editorship of I.L. Nabok. - SPb.: Asterion, 2006. - 703 p.

9. Russian education: history and the present. The collective monography / under the editorship of S.F. Egorov. - M: ITP and MIORAO, 1994. - 253 p.

10. Solovev V.S. Ethnic question in Russia. - M.: AST, 2007. - 505 p.

11. Ushinsky K.D. Pedagogical of the composition: in 6 v. / composer by S.F. Egorov. - M.: Pedagogics, 1988. - V. 1. - 416 p.

12. Homyakov A.S. Compositions in 2 volumes. - M.: Medium, 1995. - V. 1. - 593 p.

13. Yakovkina N.I. History of Russian culture: a XIX-th century. - SPb.: Lan, 2002. — 576 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.