Научная статья на тему 'Принцип народности и современное воспитание'

Принцип народности и современное воспитание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2107
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Принцип народности / современное воспитание / фольклор / профессиональнопедагогическое образование / The principle of nationalities / modern education / folklore / vocational teacher education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашков Александр Григорьевич

В статье рассмотрена современная интерпретация принципа народности в воспитании К.Д. Ушинского. Показаны воспитательные возможности фольклора, условия их реализации в процессе становления воспитательной системы русской национальной школы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF NATIONALITY AND MODERN EDUCATION

The article reviews the current interpretation of the principle of nationality in the education of K. D. Ushinsky. Shows educational resources, folklore, terms of their realization in the process of formation of the educational system of the Russian national school

Текст научной работы на тему «Принцип народности и современное воспитание»

УДК 37.017.925 ББК 74.002.5

Пашков Александр Григорьевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии и образования и социальной педагогики Курский государственный университет (г. Курск)

ПРИНЦИП НАРОДНОСТИ И СОВРЕМЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация. В статье рассмотрена современная интерпретация принципа народности в воспитании К.Д. Ушинского. Показаны воспитательные возможности фольклора, условия их реализации в процессе становления воспитательной системы русской национальной школы.

Ключевые слова. Принцип народности, современное воспитание, фольклор, профессионально-педагогическое образование.

Построение полноценной национально ориентированной школьной системы воспитания возможно лишь на основе отечественных культурно-исторических инвариантов. На эту универсальную онтологическую базу воспитания указывает К.Д. Ушинский: «Основания воспитания и цель его, а следовательно, и главное его направление различны у каждого народа и определяются народным характером, тогда как педагогические частности могут свободно переходить от одного народа к другому» [1, с. 242]. Это положение актуализирует обращение к одному из самых трудных концептов творческого наследия великого русского педагога — принципу народности воспитания.

В программной статье «О народности в общественном воспитании» (1857 г.) К.Д. Ушинский так представил принцип народности: «Всякая живая историческая народность есть самое прекрасное создание Божие на Земле, и воспитанию остается только черпать из этого богатого и чистого источника» [1, с. 254]. Думается, что здесь ключевое слово - «черпать». Черпать по мере постижения уникальности русского этноса, порожденной условиями его жизни и историческим путем, который он проделал.

Таким образом, нам необходимо вернуться к той постановке вопроса, в которой о народности в общественном воспитании говорил К.Д. Ушинский. Для него народность, традиционная культура не представляются совокупностью постоянных черт и признаков, но выступают результатом деятельного освоения полноты естественноисторических форм жизни народа. Вся педагогическая программа К.Д. Ушинского сориентирована на серьезное и систематическое постижение действительного уклада и устроения народной культуры, форм и механизмов ее преемственности (охватываемых понятием «традиция»), на выстраивание такого содержания воспитания и таких форм педагогического взаимодействия, которые обеспечивали бы устойчивое воспроизводство и освоение основ национальной

культуры каждым вновь входящим в жизнь поколением

Подход К.Д. Ушинского открывает широкое поле деятельности педагогов - субъектов воспитательной системы русской школы. Важнейшим компонентом этой деятельности является включение детей в процесс познания-постижения Родины, языка, уклада, традиций, процесс, который по существу неисчерпаем и неиссякаем. Речь идет не о том, чтобы освоить какой-то определенный набор обрядов, обычаев и привыкнуть воспроизводить их как знак принадлежности к некой общности. Речь идет о воспитании внимательного и ответственного отношения к родному - родной земле, родному языку, родной культуре; о воспитании умения и готовности вовремя опознавать и своим трудом и усилием восполнять неизбежные со временем утраты в тех формах, которые органичны для уклада народной жизни.

Особое значение имеет область фольклора, вбирающая в себя выраженные в знаковой (художественно-символической) форме проявления этнического сознания, имеющие общественно значимый характер и направленные на регуляцию отношений человека с окружающим миром. В основе фольклора (народные сказки и былины, песни и пляски, загадки, пословицы и поговорки) лежит мифопоэтический способ художественно- обря-довоговосприятия и представления (презентации) действительности. Внедрение фольклорного материала как стержневого компонента учебно- воспитательного процесса, начиная с уровня дошкольного образования и заканчивая старшими классами, позволяет естественным путем решать задачи углубленного постижения не только языка, но и основ мировосприятия, мироощущения, мировоззрения, свойственных русскому народу. На это указывает опыт целой плеяды педагогов - создателей русской школы, от К.Д. Ушинского и С.А. Рачинского до В.А. Сухомлинского и И.Ф. Гончарова [1; 2; 3; 5].

Опыт авторских школ русской культуры по-

сжз

Евразийский форум

казывает, что овладение детьми многообразием фольклорных жанров - словесных, песенных, музыкально-хореографических, драматических, инструментальных и других - способствует раскрытию их личностных качеств и способностей, и в то же время создает среду совместной творческой деятельности. Процесс воспроизводства традиций народной культуры также служит основой возникновения и обогащения внутрисистемных этнокультурных и межпоколенных связей, что выступает необходимым условием развития продуктивной деятельности школы.

Синкретическая природа фольклора, основанная на изначальном единстве словесного, музыкального, кинетического и изобразительного рядов, оказывается чрезвычайно органичной детским средствам самовыражения и коммуникации, то есть специфической системе «детского языка». Иначе говоря, среда традиционной культуры может рассматриваться как идеальная среда воспитания и развития ребенка.

При этом можно наблюдать, как восприимчивы ко всему подлинно народному наши дети. Подавляющее большинство воспитанников, особенно учащиеся начальной школы, не утратили и каждый раз воспроизводят свойственную фольклору парадигму мифологического мировосприятия и мироо-сознания. Дети особо остро переживают ощущение родства с природной средой, они вновь создают и заново осваивают образный строй родного языка и в этом процессе задействуется широкий спектр данных человеку творческих задатков.

Важно обратить внимание на то, что именно фольклорный материал является той естественной формой самовыражения народа, на основе которой возможно подлинное взаимопонимание различных этнических групп. Только полноценное владение «языком» собственной культуры позволяет понять «язык» культуры других народов. Сохранение и почитание собственных традиций способствует формированию восприимчивости, открытости, понимания и уважения (воздержимся от замызганной «толерантности») по отношению к другим этническим традициям. Кроме того, в глубинах культуры своего народа мы обнаруживаем пласты, обладающие свойствами архетипического, на что указывают параллели русского языка и санскрита, родство русских и, например, кельтских сказок.

Это позволяет предположить, что на протяжении тысячелетий именно фольклор выступал универсальным средством межэтнического общения.

В процессе внедрения этнокультурного материала в воспитательную систему школы необы-

чайно важным является бережное отношение к его историческому содержанию, к нюансам в оформлении и средствах выражения. Поэтому недопустима обработка аутентичного материала либо в сторону его модернистской эстетизации, либо в сторону упрощения, низведения до популярно-развлекательного уровня. Последнее, кстати, представляет собой весьма доходное занятие ряда шоу-групп, выдающих себя за фольклорные ансамбли, а на деле развивающих традиции кабацкого искусства. В основе этих явлений, помимо рыночных тенденций, высокомерно-поверхностное отношение ко всему народному, следствием чего оказывается искажение сути народной культуры, духовного и художественного опыта народа.

В становлении воспитательной системы национальной школы представляется весьма опасным скольжение по поверхности традиционной народной культуры. У детей особо развито чутье на подлинное, настоящее. Не следует стремиться обязательно каким-то образом «препарировать» фольклорно-этнографический материал и бояться чего-то сложного, архаического, непонятного детям. Фольклор и не предполагает полной дешифровки смысла, заложенного в текст или другие символически выраженные формы. Более того, именно детский фольклор обладает особой загадочностью или символической емкостью. Так, с трудом поддаются логическому объяснению и интерпретации даже такие всем известные сказки для самых маленьких, как «Колобок» или «Курочка Ряба». Им просто нужно довериться и помочь детям погрузиться в них, тогда вместе с фольклорными текстами будут усваиваться важные информационные коды, обеспечивающие настройку на ту или иную форму восприятия, развитие способности к сопереживанию. Кроме того, в фольклорных текстах закодированы идущие из глубины веков принципы взаимоотношений людей, нормы их поведения в тех или иных ситуациях. Тем самым осуществляется этногенетическая функция - обеспечивается причастность индивида к истории, судьбе этноса, коллективной этнической памяти и сознанию. Отсюда понятна опасность модернизации народной поэзии, музыки, хореографии, изобразительного искусства.

Важным условием моделирования воспитательной системы на основе народных традиций выступает этнокультурная однородность, особенно на уровне дошкольного и начального образования. Социокультурная среда современных образовательных организаций буквально «кишит» этнокультур-но разнородными и рассогласованными элемента-

ОО

ми, при этом русский этнокультурный компонент может быть не системообразующим, а одним из фрагментов этой мозаики. Таким образом, домашние просмотры телесюжетов о покемонах и телепузиках, «пионерских историй» о приключениях Красной шапочки, Русалочки и озорной Маши дополняются школьными празднествами в честь Св. Валентина, Хеллоуина и другими формами чуже-бесия. И всё это - наряду с благонамеренными делами, ориентированными на наследование родной культуры, присущих ей традиций мировоззрения и мирочувствия.

Такая рассогласованность может вызывать синдром этнической или этнокультурной маргинальное™ - наличие в психике человека разнородных элементов, отношений, характерных для различных, зачастую весьма далеких друг от друга этносов и культур. А.Б. Мулдашева и А.В. Сухарев показывают, что последствиями запущенной этнокультурной маргинальное™ в период интенсивного социально-нравственного развития детей могут выступать депрессивные расстройства, нравственная незрелость, асоциальность и девиантность. эти же состояния нередко доминируют в качестве предпосылок сниженной обучаемости школьников, их агрессивности и наркотизации [4].

В процессе моделирования и становления воспитательной системы русской национальной школы нужно исходить из того, что центральное педагогическое понятие традиционной культуры -уклад. То есть воспитывают не только и не столько слова, которые произносятся, но сопряженная со словом система деятельностей и отношений, ритмы жизни, нравственные нормы, обычаи и ритуалы - все то, что называется «духом общности», и что выступает системообразующим элементом традиционной культуры и основанной на ней школьной системы воспитания. Подступиться к проблеме моделирования уклада жизнедеятельности воспи-

тательной системы невозможно без актуализации трудового компонента системы воспитания и без включения в него народных трудовых ремесел и промыслов, в том числе художественных. Но об этом - в другой раз.

На пути формирования воспитательной системы русской национальной школы педагоги выступают в роли шерпов-проводников, следовательно, сами должны в полной мере и вместе с детьми стремиться к овладению традициями народной культуры. Поэтому все сказано выше относится и к профессионально-педагогическому образованию и воспитанию. Вместе с тем, для взрослых людей возможен и качественно иной способ постижения, например, фольклорных традиций - не эмпирическим, а научно-творческим путем с использованием всех доступных средств получения информации. Возможности современных ИКТ, как показывает опыт многих коллег, помогают формированию и обогащению этнокультурной среды как фактора противостояния идеологии и психологии потребления.

Литература:

1. Гончаров И.Ф. Процесс воспитания и образования в современной народной русской школе //Воспитание школьников. - 2012. - №4. - С.59-68.

2. Рачинский С.А. Сельская школа: Сб. статей /СостЛ.Ю. Стрелкова. - М.: Педагогика, 1991. - 176 с.

3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избр. произв. в пяти томах. - Т.З. - Киев: Радянська школа, 1980. - С.7-297.

4. Сухареа А.В. Некоторые аспекты этно-функционального подхода к проблеме образования в России // Психологический журнал. -2005. - Т. 26.

- №2. - С. 91-101.

5. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Пед. соч. в шести томах. - Т.1.

- М.: Педагогика, 1988. - С.194-256.

СЮ

A. G. Pashkov

Doctor of pedagogical Sciences, Professor, Head the Department of education psychology and social

pedagogic Kursk state University (Kursk, Russia)

THE PRINCIPLE OF NATIONALITY AND MODERN EDUCATION

Abstract. The article reviews the current interpretation of the principle of nationality in the education of K. D. Ushinsky. Shows educational resources, folklore, terms of their realization in the process of formation of the educational system of the Russian national school.

Key words. The principle of nationalities, modern education, folklore, vocational teacher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.