Научная статья на тему 'Реализация принципа народности в системе развивающего обучения К. Д. Ушинского'

Реализация принципа народности в системе развивающего обучения К. Д. Ушинского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2995
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К.Д. УШИНСКИЙ / НАРОДНОСТЬ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / K. D. USHINSKY / NATIONALITY / DEVELOPING TRAINING / SYSTEM OF TRAINING / EDUCATION / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчинникова Е.В.

В статье дается характеристика педагогического наследия великого русского педагога К. Д. Ушинского. Представлены концептуальные положения предложенной ученым системы развивающего обучения, систематизирующим принципом которой является принцип народности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the pedagogical heritage of the great Russian teacher K.D. Ushinsky. The conceptual provisions of the system of developing education proposed by the scientist, the systematizing principle of which is the principle of nationality, are presented.

Текст научной работы на тему «Реализация принципа народности в системе развивающего обучения К. Д. Ушинского»

УДК 37.013.76(091) (47) "18"

Е. В. Овчинникова

Реализация принципа народности в системе развивающего обучения К. Д. Ушинского

В статье дается характеристика педагогического наследия великого русского педагога К. Д. Ушинского. Представлены концептуальные положения предложенной ученым системы развивающего обучения, систематизирующим принципом которой является принцип народности.

The article describes the pedagogical heritage of the great Russian teacher

K.D. Ushinsky. The conceptual provisions of the system of developing education

proposed by the scientist, the systematizing principle of which is the principle of nationality, are presented.

Ключевые слова: К.Д. Ушинский, народность, развивающее обучение, система обучения, воспитание, обучение.

Key words: K. D. Ushinsky, nationality, developing training, system of training, education, training.

Идею развивающего обучения отстаивали многие известные педагоги прошлого, такие как Я.А. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистерверг, Ж.-Ж. Руссо: в отечественной педагогике -М.В. Ломоносов, В.Г. Белинский, А.И. Герцен. Вопрос о развивающем обучении интересовал и педагогов, и общественность. Одной из центральных являлась проблема осуществления интеллектуального и духовного развития ребенка.

К.Д. Ушинский выстраивает теоретический материал, накопленный в отечественной педагогике в систему развивающего обучения.

Во второй половине XIX в. в России происходят политические преобразования. Так, реформы 60-х г. XIX в. влияют на развитие науки, в том числе и на педагогику. Просвещение выступает в качестве развития личности.

«В это время наряду с широкой просветительской работой большое внимание стало уделяться и теоретическим вопросам воспитания и обучения. Важнейшим стал вопрос о конечной цели воспитания, выработке четкого представления о том, кого должна готовить организованная система воспитания и каковы должны быть в связи с этим принципы ее организации. Дело в том, что, начиная с петровских времен и до середины XIX в., педагогическая система ставила своей основной задачей подготовку человека к выполнению определённой служебной деятельности. Какие нравственные качества сформируются

© Овчинникова Е. В., 2018

в результате воспитания, какими человеческими достоинствами будет обладать воспитанник, не играло существенной роли». К.Д. Ушинский своим ведущим методологическим принципом провозглашает философское положение о том, что человек - наивысшая ценность. Основным предметом науки воспитания и образования он считал человека, его природу (физиологическую, анатомическую, психическую, социальную и др.) и свой капитальный труд он назвал "Человек как предмет воспитания"» [1, с. 10].

В работе «О народности в общественном воспитании» ученый анализирует педагогические доктрины европейских стран, таких как Англия, Германия и Франция. В результате он приходит к выводу, что каждый народ имеет свою педагогическую систему.

К.Д. Ушинский предлагает систему развивающего обучения, не имеющую аналогов в мировой педагогической науке. Система развивающего обучения, предложенная ученым, строится на принципе народности. Разрабатывая педагогическую систему, он исходил из трех направлений: народность, христианство и наука.

Термины «развивающее обучение», «развитие метода» используются и трактуются К.Д. Ушинским неоднократно. Суть развивающего обучения, по его мнению, состоит в незаметном введении детей в область знаний с помощью приобщения к богатствам, накопленным историей и самобытностью народа, тех сведений, которые «уже приобретены ими непосредственно из самой жизни» [6, с. 11].

До появления работ К.Д. Ушинского представление о школьном обучении сводилось к процессу усвоения знаний. В связи с этим концепция, предложенная ученым, явилась принципиально новой.

Основными работами, в которых раскрывается система развивающего обучения К.Д. Ушинского, являются: «Три элемента школы», «О народности в общественном воспитании», «Педагогическая поездка по Швейцарии», «Человек как предмет воспитания», «Детский мир», «Родное слово» и др. Изучение данных работ приводит к выводу, что система образования, по его мнению, должна основываться на принципе народности. Данное положение отразилось прежде всего в определении целей воспитания.

Основная задача образования, по мнению К.Д. Ушинского, -определить мировоззрение учащихся. В качестве цели воспитания в его системе выступает развитие человека. В своем труде «Человек как предмет воспитания» он провозгласил, что целью воспитания должен быть сам человек.

Теоретическим основанием педагогической системы К.Д. Ушинского являлось положение о том, что человек - наивысшая ценность. Отсюда первое (и основное) концептуальное положение К.Д. Ушинского состояло в том, что он рассматривал личность ребенка

как целостное явление, а процессы воспитания и обучения - как целостный процесс. Он писал: «Воспитание берет человека всего, как он есть, со всеми его народными и единичными особенностями» [3, с. 70]. Таким образом, педагог при восприятии целостного человека останавливается на факторе народности и индивидуальности.

Поставив вопрос о целостности формирования личности в процессе обучения и воспитания, он подчеркивал большую роль в этом процессе «непреднамеренных воспитателей» - природы, семьи, школы, общества, народа, его религии и языка.

Решая проблему целостного подхода к личности, К.Д. Ушинский рассматривал личность как представителя определённого народа. Поэтому воспитание и обучение он связывал с реализацией принципа народности.

Смысл и содержание понятия «народность» в истории русской социально-философской мысли впервые были разработаны славянофилами, которые пытались выделить специфику русской системы воспитания, опирающейся на историю и традиции русского народа.

Исходя из принципа народности как определяющего цели и пути воспитания, К.Д. Ушинский писал: «В основании особой идеи воспитания у каждого народа лежит, конечно, особая идея о человеке, о том, каков должен быть человек по понятиям народа в известный период народного развития» [3, с. 122].

Принцип народности воспитания занимает центральное место в его педагогической системе и выступает как системообразующий фактор этой системы.

К.Д. Ушинский вел борьбу против механического перенесения в Россию основ педагогики других народов, против отрицания национальной самобытности воспитания, против педагогики, единой для всех народов и наций. В то же время его понимание народной педагогики не узко формальное, не страдает национальной ограниченностью, а основано на разносторонних знаниях иностранной педагогики, опыт которой творчески им осмыслен и использован при создании русской педагогической науки, построенной со строгим учетом национальных особенностей русской культуры . Он считает важным ориентироваться на достижения мировой педагогики.

«Общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только в практике, но и в теории. У каждого народа своя особенная национальная система воспитания, а поэтому заимствование одним народом у другого воспитательных систем является невозможным, однако опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех» [3, с. 147].

К.Д. Ушинский утверждал, что «природа всегда успевает в бесчисленном множестве характеристических черт в наружности человека выдвинуть на первый план черту народности» [3, с. 156].

Акцентируя внимание на принципе народности, К.Д. Ушинский призывал учитывать не только придания, верования, обычаи, своеобразие и богатство родного языка, социально-психологические установки, но и уровень миропонимания, направленность мироощущения. Главным образом он призывал учитывать отношение данного народа к тем общечеловеческим и национальным ценностям, из которых выводится и которыми, в конечном счете, проверяется жизнеспособность педагогическо-образовательных идеалов и целей.

К.Д. Ушинский не признавал воспитания, не пронизанного идеями патриотизма и гуманности. В его воспитательных идеалах четко отразились черты гражданственности, патриотизма, гуманности и этим определилась позиция педагога в воспитании молодого поколения. Ученый указывал, что принцип народности, определяющий процесс воспитания, имеет социальную, конкретно-историческую и национальную природу.

Изучая и обобщая педагогический опыт европейских народов, он совершенно ясно увидел зависимость воспитания личности от национально-государственных особенностей, от всей истории развития народа.

Теоретическое обоснование развивающего обучения в работах К.Д. Ушинского строится на раскрытии принципа народности:

- через единство воспитания и обучения. Понятие «воспитывающее обучение» ввел в педагогику И.Ф. Гербарт (17761841) Эта идея была поддержана и развита крупнейшими педагогами того времени А. Дистервергом и К.Д. Ушинским. Разрабатывая основы русской педагогики, К.Д. Ушинский формулирует свой известный «принцип единства воспитания и образования». Он исходил из убеждения, что педагогика - высший вид искусства, «потому что она стремится ...не к выражению совершенства на полотне или в мраморе, но к усовершенствованию самой природы человека - его души и тела, а вечно предшествующий идеал этого искусства есть совершенный человек» [7, с. 11]. Основой, объединяющей в себя процессы воспитания и развития, ученый считал народность и православие;

- целостность и всесторонность воздействий на личность ученика. Правильная постановка вопроса, по мнению К.Д. Ушинского, состоит в том, чтобы дать учащемуся возможность в процессе обучения пройти «гигантскую дорогу, пройденную человечеством», сформировать научную систему знаний. В процессе обучения учащиеся, по мнению ученого, должны, начиная с первичных наблюдений и суждений, с изучения фактов, на которых зиждется пирамидальная система научных понятий, идти постепенно к

обобщению, формированию понятий, осмыслению их системы, постепенно воссоздавать систему науки.

Принцип народности при формировании системы знаний отразился у К.Д. Ушинского в выборе предметов и содержании обучения. В решении вопроса о содержании обучения он выдвигал его формальную (развитие умственный способностей ученика, наблюдательности и рассудка) и материальную (конкретный материал обучения) стороны. Для достижения этих целей прежде всего необходим разумный выбор предметов. В выборе предметов, по его мнению, нужно руководствоваться идеей народности, потребностями общества, времени, надо «... смотреть не на то, что нужно для Германии, Франции, Англии и т. д., а на то, что нужно России в ее современном состоянии, что согласно ее истории, с духом и потребностями народа» [5, с. 322];

- психологическое обоснование обучения и воспитания. Такие труды К.Д Ушинского, как «Человек как предмет воспитания», «Педагогическая антропология», статьи о рефлексах, привычках, навыках, памяти, эмоциях, рассудочном процессе, сыграли важную роль в становлении и развитии не только педагогической науки в России, но и занимают видное место в истории русской психологии.

К.Д. Ушинский обосновал психические основы обучения на научном уровне, но при этом он считал, что «психология, в собственном смысле этого слова, находится еще более, чем история, в тесном соотношении с религиозными системам. Все религиозные системы не только возникли из потребностей души человеческой, но и были, в свою очередь, своеобразными курсами психологии» [8, с. 358].

В результате обоснования психологических основ обучения он на научном уровне решил вопрос о целостном формировании человеческой личности в процессе обучения и воспитания;

- взаимодействие внешних и внутренних факторов развития личности ребенка. Методологический принцип о взаимодействии внешних факторов и внутренних условий «организмов всякого рода», по мнению К.Д. Ушинского, должен использоваться при обучении, воспитании и развитии ребенка. Он предполагал: «Изложить в системе, удобной для образования, те педагогические меры, правила и наставления, которые сами вытекают из ... явлений человеческого организма и человеческой души» [7, с. 23]. К.Д. Ушинский придавал решающее значение внешней «пище», в данном случае обучению и воспитанию ребенка как важнейшему фактору (во взаимодействии с внутренними особенностями ребенка), определяющему развитие всех сторон его личности. Он требовал, чтобы школьное воспитание стало умственно и нравственно развивающей силой. Не только развитие личности зависит от воспитания во всех его формах и проявлениях, но и характер воспитания обусловливается теми изменениями в «состоянии нервного организма» и в активной деятельности ребенка, в

уровне его воспитанности, в степени подготовки к самовоспитанию, которые возникают на каждом новом этапе развития его личности.

Логическим развитием взаимодействия внешнего и внутреннего явилось признание К.Д. Ушинским, что религия представляет собой историческое явление, столь же древнее, как и само человечество, и что она удовлетворяет неумолкающую и всеобщую потребность души человеческой;

- религия как основа нравственности. Нравственное воспитание, по К.Д. Ушинскому, наиболее результативно осуществляется тогда, когда на ребенка воздействует религия, наука, жизнь, природа в их единстве и взаимосвязи. Православную веру он считал действительным средством самовоспитания, развития самосознания. Религию К.Д. Ушинский рассматривал как «историческую форму функционирования человеческой психики». Благодаря религии, человечество выработало гуманистический взгляд на мир, на явления духовной жизни. В этом он видел ее воспитательное значение. Поэтому религию невозможно отделить от общественной жизни или запретить ее. Педагог считал, что «лукавое отделение религии от жизни есть идолопоклонство, оскорбляющее религию и разрушающее жизнь» [8, с. 350].

К.Д. Ушинский писал, что «обряды нашей православной церкви имеют великое воспитательное влияние и . нравственно-религиозное воспитание детей, в основании которого положена религия, наука и жизнь - проникшие друг друга и составляющие одно целое» [4, с. 479].

По нашему мнению, «из учения К.Д. Ушинского о народности, можно выявить принцип народности в жизнедеятельности современной школы, где он будет выступать в качестве системообразующего принципа, определяющего его основные характеристики: смысл, содержание, технологию образования и управления. Реализация принципа народности создает условия для проявления национальной самобытности и приобщения молодежи к духовным ценностям национальной культуры, родному языку, истории, географии; предполагает опору на православные традиции и защиту государством национального характера образования» [2, с. 66-70].

К.Д. Ушинский доказал, что образование должно основываться на принципе народности. При этом проблему народности он решал не на политическом или идеологическом уровне, а с позиций научности. Исходя из принципа народности ученый создает универсальную (и единственную) модель системы развивающего обучения, которая учитывает историю, культуру, язык, традиции и религию народа. Он призывает учитывать общечеловеческие и национальные приоритеты образования, т. е. национальная система образования должна вбирать в себя достижения мировой педагогической науки.

Народность как общественная идея и как педагогический принцип пронизывает образование, характерное или присущее любому этносу. Другими словами, народность - это одна из имманентных характеристик такой фундаментальной категории, как образование. Феномен успеха образования объясняется народностью педагогики. Каким бы глобальным образовательное пространство ни стало, содержание, цели, методы и формы образования, особенно в аспекте воспитания, отчасти будут и должны быть национальными.

Таким образом, К.Д. Ушинский создает целостную педагогическую систему, направленную на развитие ребенка. При этом он рассматривает личность ребенка как целостное явление, останавливаясь на факторе народности и индивидуальности.

И поэтому концептуальные положения, разработанные К.Д. Ушинским, представляются актуальными и на современном этапе.

Список литературы

1. Тюкова Е.В. (Овчинникова Е.В.) К.Д. Ушинский как основоположник системы развивающего обучения в отечественной педагогике: моногр. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. - 128 с.

2. Тюкова Е.В. (Овчинникова Е.В.) Актуальные проблемы идеи народности в педагогике К.Д. Ушинского // Русская школа: история и современность, ценности и опыт работы: материалы междунар. науч.-практ. конф. 24-25 мая 2005 г. / под общ. ред. В Н. Скворцова. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2005. - С. 66-70.

3. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. соч.: в 11 т. - М.; Л.: АПН РСФСР. - 1948. - Т. 2. - С. 69-166.

4. Ушинский К.Д. О нравственном элементе воспитания // Собр. соч.: в 11 т. -М.; Л.: АПН РСФСР. - 1948. - Т. 2. - С. 362-488.

5. Ушинский К.Д. Что нам делать со своими детьми // Собр. соч.: в 11 т. - М.; Л.: АПН РСФСР. - 1948. - Т. 3. - С. 320-334.

6. Ушинский К.Д. Методические статьи и материалы к первому изданию «Детского мира» // Собр. соч.: в 11 т. - М.; Л.: АПН РСФСР. - 1949. - Т. 5. - С. 11-242.

7. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч.: в 11 т. - М.; Л.: АПН РСФСР. - 1948. - Т. 8. - С. 11-284.

8. Ушинский К.Д. Религия как историческая форма функционирования человеческой психики: материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» // Собр. соч.: в 11 т. - М.; Л.: АПН РСФСР. - 1950. - Т. 10. - С. 350-362.

Статья поступила: 14.11.2018. Принята к печати: 10.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.