Научная статья на тему 'Принцип наглядности и его состояние в свете современных компьютерных технологий'

Принцип наглядности и его состояние в свете современных компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3023
292
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
наглядность / Ян Амос Коменский / Иоганн Генрих Песталоцци / компьютерные тех-нологии / компьютерное моделирование / системы виртуальной реальности / visibility / Jan Amos Comenius / Johann Heinrich Pestalotstsi / computer technologies / computer

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернов А.Е.

В работе рассмотрены ключевые моменты развития дидактического принципа наглядности в ис-тории и в теории науки и образования; обозначена актуальная задача теоретического расширения принципа наглядности в свете современных компьютерных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A PRINCIPLE OF VISIBILITY AND ITS STATE IN THE LIGHT OF MODERN COMPUTER TECHNOLOGIES

Key points of development of a didactic principle of visibility in the history and in theory of science are con-sidered in the article; the actual problem of theoretical expansion of a principle of presentation in the light of modern computer technologies is designated.

Текст научной работы на тему «Принцип наглядности и его состояние в свете современных компьютерных технологий»

ний.

Процесс выполнения будущими учителями творческих проектов корректируется и направляется преподавателями. Наиболее интересные, удачные разработки помещаются на стендах или выставках. Достойными внимания оказались творческие проекты «Ковроделие», «Макет Никольского кафедрального собора», «Макет татарской избы», «Накорми себя сам», «Региональный туристический маркетинг», изделия декоративно-прикладного искусства, «Вторая жизнь вещам» и другие.

Большие возможности таит в себе использование компьютера, и при выполнении творческих проектов его можно рассматривать двояко: как информационно- справочную систему и как инструмент при разработке проекта.

Итак, совершенствование системы подготовки будущих учителей технологии к руководству проектной деятельностью школьников сводится к:

• разработке и внедрению специального курса «Основы проектной деятельности» (5 семестр, 68 часов);

• изучению передового отечественного и зарубежного педагогического опыта в области подготовки педагогических кадров к организации проектного обучения;

• знакомству с разработанными творческими проектами школьников, представленными в рамках Всероссийских олимпиад по технологии, технологических смотров и конкурсов;

• организации тематического и итогового тестирования для допуска студентов к руководству проектной деятельностью школьников;

• самостоятельной подготовке студентами творческих проектов и их презентации;

• разработке памятки-руководства проектной деятельностью учащихся;

• разработке учебно-методических материалов по руководству проектной деятельностью учащихся;

• практическому руководству проектной деятельностью школьников в ходе организации пробных проектных уроков в образовательных учреждениях, проектных уроков во время преддипломной практики, подготовке и оцениванию проектов в ходе проведения олимпиад по технологии на различном уровне (школьном, городском, районном, зональном, республиканском, федеральном);

• практическому руководству проектной деятельностью школьников в ходе самостоятельной педагогической деятельности.

Умение использовать метод проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его совершенной методики обучения и развития учащихся. Недаром проектные технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. Поэтому задача методистов - пробудить познавательный интерес у будущих учителей технологии к проектным урокам, научить наших будущих коллег методически правильно реализовывать метод проектов в общеобразовательных учреждениях России.

УДК 37.02 ББК 74.00

ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ И ЕГО СОСТОЯНИЕ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

А.Е. Чернов, аспирант кафедры аудиовизуальных технологий обучения МПГУ, (926) 1316152, acher12@yandex.ru

В работе рассмотрены ключевые моменты развития дидактического принципа наглядности в истории и в теории науки и образования; обозначена актуальная задача теоретического расширения принципа наглядности в свете современных компьютерных технологий.

Ключевые слова: наглядность, Ян Амос Коменский, Иоганн Генрих Песталоцци, компьютерные технологии, компьютерное моделирование, системы виртуальной реальности.

DEVELOPMENT OF A PRINCIPLE OF VISIBILITY AND ITS STATE IN THE LIGHT OF MODERN COMPUTER TECHNOLOGIES

Chernov A.Ye.

Key points of development of a didactic principle of visibility in the history and in theory of science are considered in the article; the actual problem of theoretical expansion of a principle of presentation in the light of modern computer technologies is designated.

Keywords: visibility, Jan Amos Comenius, Johann Heinrich Pestalotstsi, computer technologies, computer

modeling simulation, virtual reality systems.

Использование в обучении принципа наглядности имеет длительную историю. Еще за несколько веков до нашей эры к этому принципу обращались в школах Китая, Египта, Греции, Рима и других стран, правда не всегда называя его таким образом и, тем более, не помышляя о его теоретической разработке, но имея в виду его сущность. Е.Н. Медынский по этому поводу писал: «Книги, как рукописные, так и печатные, нередко снабжались рисунками, но то было, так сказать, эмпирическое применение наглядности без теоретического обоснования ее ...» [1].

Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности обучения дал великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670), хотя он и не употреблял термина «наглядность». Коменский предложил «золотое правило» обучения: «Все, что только возможно, представлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия -зрением; слышимое - слухом; запахи - обонянием; подлежащее вкусу - вкусом; доступное осязанию - путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами...» [2]. Это «золотое правило» Коменского выражает суть принципа наглядности.

На основе сенсуалистической философии Ко-менский обосновывает необходимость более глубокой опоры на чувственное познание в процессе обучения. Наглядность в его понимании становится решающим фактором усвоения учебного материала.

Она означает чувственное познание, которое является источником знаний. Поэтому, по мнению чешского педагога, чем больше наглядности, тем больше опоры на чувственное познание, - следовательно, тем лучше усваивается материал.

Однако такая концепция ощущений как первоисточников человеческих знаний обнаруживает в себе некоторое противоречие процесса познания. Наглядность, наглядные пособия, чувственное познание по существу становятся тождественными понятиями.

Значительную роль в развитии принципа наглядности обучения сыграл выдающийся швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827).

Так же как и великий чешский педагог Ян Амос Коменский, Песталоцци считал необходимым знакомить ребенка с ранних лет с предметами и явлениями реального мира, привлекая для их восприятия по возможности большее число его органов чувств. В своем труде «Метод» он рекомендует: «Усиливай впечатление, которое производят на

тебя важные предметы, заставляя их воздействовать на различные твои органы чувств... Все что ты из себя представляешь, все, что ты хочешь, все, что должен сделать, исходит от тебя самого. Все должно исходить, как из центра, из твоего чувственного восприятия» [3].

Песталоцци видит в наглядности единственную основу всякого развития. Чувственное познание сводится к наглядности обучения. Наглядность превращается в самоцель. Переход от ощущения к мысли становится метафизическим и механическим. Наглядность обучения у Песталоцци зачеркивает диалектику чувственного и рационального в познавательной деятельности.

Но Песталоцци пошел далее Коменского и Руссо в разработке вопроса о наглядном обучении: он в более значительной мере выявил роль наглядности в развитии у детей логического мышления.

Более глубокое психологическое обоснование принципа наглядности дал великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824— 1870).

Наглядное обучение Ушинский определяет как «такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком» [4]. Материальный мир воздействует на нас. Следовательно, предметы внешнего мира должны быть использованы при обучении как наглядный материал. Но кроме этого, наглядность нужна и по соображениям психологическим: «... дитя, если можно так выразиться, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто хотел бы заставить ее мыслить иначе» [4].

Ушинский дал глубокое психологическое обоснование наглядности начального обучения. Он не растворяет чувственное познание в наглядности обучения. Наглядные пособия являются средством для активизации мыслительной деятельности и формирования чувственного образа. Именно чувственный образ, сформированный на основе наглядного пособия, является главным в обучении, а не само наглядное пособие. Ушинский значительно обогатил методику наглядного обучения, разработав ряд способов и приемов работы с наглядными пособиями. Он показал, что наглядное обучение способствует правильному переходу мысли ученика от конкретного к абстрактному.

Характеристика познавательной деятельности учащихся на основе философии сенсуализма и есть выражение принципа наглядности в педагогических взглядах Коменского, Песталоцци, Ушинского.

Преимущество К.Д. Ушинского в том, что он

дал более глубокую психологическую характеристику мыслительной деятельности ученика и роли наглядного образа.

Более глубокое принципа наглядности был обоснован в советской педагогике (гносеологический подход). Теория познания (диалектический материализм) становится методологической основой теории обучения. Необходимость наглядности обосновывается диалектикой перехода мысли от конкретного к абстрактному, от чувственного к рациональному.

В развитии принципа наглядности в обучении на основе диалектического материализма следует выделить две характерные тенденции. Так, в труде советского ученого-педагога Л.В. Занкова «Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении», с одной стороны, отображено обоснование необходимости наглядности обучения на основе диалектического материализма [5]. Это принципиально новая сторона. С другой стороны, педагогическая характеристика наглядных пособий и способов работы с ними - это старая сторона, так как не добавляет к принципу наглядности обучения принципиально новых положений.

В современной педагогике задача реализации принципа наглядности связана с применением в обучении компьютерных технологий. Такие технологии позволяют в полной мере реализовать принцип, что человек получает 80% информации из окружающего мира с помощью зрения, при этом люди запоминают 20% того, что они видят, 40% того, что они видят и слышат и 70% того, что они видят, слышат и делают.

Принцип наглядности относительно аудиовизуальных (компьютерных) средств обучения является основой, их породившей, определяющей их научную и учебно-методическую направленность и осуществляющей содержательно-тематический отбор содержания и их дальнейшую разработку в дидактическом плане.

Следует отметить, что наибольшим потенциалом в реализации дидактического принципа наглядности обладают системы виртуальной реальности (СВР). Средства виртуальной реальности служат для создания с помощью компьютерной графики и других способов реалистичного трехмерного видимого, осязаемого и звучащего пространства, в которое человек может быть погружен и где он может реально взаимодействовать с трехмерными объектами, созданными компьютером.

К основным моментам, определяющим эффективность взаимодействия человека и машины в такой системе, относится создание высокоинформа-

тивных средств представления человеку трехмерной визуальной информации о синтезируемом виртуальном мире [6].

Основным эффектом, на основе которого реализуется обучение в таких СВР, является эффект «присутствия», который обеспечивается благодаря формированию динамично изменяющейся во времени трехмерной реалистичной картины виртуальной среды, адекватно реагирующей на действия обучаемого. Психологи называют его также эффектом «погружения в виртуальную реальность». Таким образом, создается впечатление пребывания в реальной ситуации, даже если человеку известно, что она имитируется специальными средствами.

Идея виртуальности предлагает принципиально новую парадигму мышления. Психологическая виртуальная реальность есть отражение в самообразе характера актуализации образа. Самообраз, в отличие от образа, отражает в психике ее же текущие состояния. В самообразе, в отличие от образа самого себя, представлено не все содержание психики (мировоззрение, самооценка и т.д.), а только выполняемый акт деятельности, независимо от того, является ли этот акт внешним или чисто психическим.

СВР обладают принципиально новыми возможностями реализации наглядности. Человек получает новые возможности в плане восприятия и мышления в процессе обучения, а следовательно, и в познании.

Таким образом, проблема теоретической разработки принципа наглядности и его практической реализации в учебном процессе в свете современных компьютерных технологий является актуальной, ее разрешение должно привести к более глубоким педагогическим выводам и положениям.

Литература

1. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Ша-баеваМ.Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1974.

2. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. - М.: Учпедгиз, 1939.

3. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические труды. Т. 1. - М.: Педагогика.

4. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 6. - М.: Педагогика.

5. Занков Л. В. Сочетание слова учителя и средств наглядности в обучении. Дидактическое исследование. - М.: изд-во АПН РСФСР, 1958.

6. Watson В. Evaluation of the effects of frame Variation on VR tosk Performance // Proc. ШЕЕ, 1997. Virtual Reality Annual Internal Symposium.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.