Научная статья на тему 'Принцип историзма как ведущий в историко-педагогических исследованиях'

Принцип историзма как ведущий в историко-педагогических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1096
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЗМ / HISTORICISM / ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА / PRINCIPLE OF HISTORICISM / НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ / SCIENTIFIC KNOWLEDGE / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сорокина Елена Андреевна

Статья посвящена одному из основных вопросов теории и методологии исторического познания: принципу историзма. Автор дает подробную дефиницию понятия «историзм», рассматривает требования принципа историзма к организации историко-педагогического исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principle of historicism as leaderin historical and pedagogical researches

The article is devoted to one of the main questions of the theory and methodology of historical knowledge: to the principle of historicism. The author gives a detailed definition of the concept "historicism", considers requirements of the principle of historicism to the organization of a historical and pedagogical research.

Текст научной работы на тему «Принцип историзма как ведущий в историко-педагогических исследованиях»

7. Орехова, В.А. Педагогика в вопросах и ответах : учеб. пособие / В.А. Орехова. - М. : КНОРУС, 2006.

8. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / Н.К. Смирнов. - М. : АПК и ПРО, 2002.

9. Советова, Е.В. Эффективные образовательные технологии / Е.В. Советова. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 285 с.

10. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М. : Просвещение, 1979. - 169 с.

УДК 91

Сорокина Е.А., г. Шадринск

Принцип историзма как ведущий в историко-педагогических

исследованиях

Статья посвящена одному из основных вопросов теории и методологии исторического познания: принципу историзма. Автор дает подробную дефиницию понятия «историзм», рассматривает требования принципа историзма к организации историко-педагогического исследования.

Историзм, принцип историзма, научное познание, историко-педагогическое исследование.

Sorokina E.A., Shadrinsk

Principle of historicism as leaderin historical and pedagogical researches

The article is devoted to one of the main questions of the theory and methodology of historical knowledge: to the principle of historicism. The author gives a detailed definition of the concept "historicism", considers requirements of the principle of historicism to the organization of a historical and pedagogical research.

Keywords: historicism, principle of historicism, scientific knowledge, historical and pedagogical research.

Особое значение в формировании научного знания имеют методологические принципы, к которым относятся принципы объективности, познаваемости, детерминизма, развития, историзма, единства теории и практики.

В педагогической и философской литературе встречаются следующие дефиниции понятия «историзм». Большая современная педагогическая энциклопедия дает такое определение. Историзм - такой метод исследования и оценки предметов, явлений, процессов природы и общества, когда изучаемый объект рассматривается в процессе его закономерного развития, возникновения и изменения во времени, во взаимной связи с окружающей средой, и другими объектами. Как определенный способ теоретического исследования, историзм есть фиксация не любого изменения (пусть даже качественного), а такого, в котором выражается формирование специфических свойств и связей вещей, определяющих их сущность, их качественное своеобразие. Историзм предполагает

признание необратимого и преемственного характера изменения вещей. Историзм стал одним из важнейших принципов науки, позволивших ей дать научную картину природы и открыть закономерности ее развития [2, с.225].

Философский словарь под редакцией И.Т. Фролова дает следующее определение принципа историзма: «Принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями. Историзм означает такой подход к явлениям, который включает в себя исследование их возникновения и тенденций последующего развития, рассматривает их в аспекте как прошлого, так и будущего. В качестве определенного способа теоретического исследования историзм есть фиксация не любого изменения (пусть даже качественного), а такого, в котором выражается формирование специфических свойств и связей вещей, определяющих их сущность, своеобразие. Историзм предполагает признание необратимого и преемственного характера изменений вещей. Историзм стал одним из важнейших принципов науки, позволивших ей дать объективную картину природы и открыть закономерности ее развития (например, дарвиновская теория эволюции). Благодаря этому принципу, составляющему неотъемлемую сторону диалектического метода, марксизм сумел объяснить сущность таких сложных общественных явлений, как государство, классы и другие, предвидеть исторически преходящий характер капитализма, неизбежность смены его социализмом. Одна из характерных черт современной немарксистской философии и социологии -отрицание принципа историзма, борьба против него или же такое истолкование, которое выхолащивает из него материалистическое и диалектическое содержание» [3, с.170].

Принцип историзма является одним из важнейших методологических принципов научного познания. Этот принцип требует рассматривать изучаемые явления природы, общества и мышления с точки зрения их возникновения, укрепления, а также качественных переходов из одних состояний в другие.

Будучи связанным с принципом развития, принцип историзма предъявляет свои особые требования к познанию. Он ориентирует на то, чтобы в процессе познания прослеживалась единство, связь качественно различных этапов, которые прошло в своем развитии изучаемое явление, чтобы это явление изучалось в генетическом аспекте. Связь данного явления в его происхождении, изменении и развитии с другими, преемственность их качественно различных состояний и составляет подлинную историю развивающихся систем действительности. Принцип развития ориентирует исследователя на вскрытие изменений, переходов, превращений различных систем, обнаружение источника этих изменений, переходов и превращений [1, с.97].

Историзм в марксистской философии выступает как всеобщий принцип познания, в одинаковой мере применяемый как при исследовании явлений природы и общества, так и при изучении самого процесса мышления. Этот принцип органически включен в диалектику, составляет ее важнейший элемент,

К. Маркс и Ф. Энгельс в своих работах, посвященных историческим, экономическим, философским исследованиям, а также теоретическим вопросам естествознания, показали образцы в применения принципа историзма как метода познания. Они также указали на основные требования этого принципа. В. И. Ленин в своих

работах развил дальше принцип историзма, обратив особое внимание на его применение при изучении общественных явлений и процессов.

Требования принципа историзма обусловлены самой природой объективного мира, где все явления и предметы находятся в вечном процессе изменения и развития, во взаимосвязи и взаимообусловленности. Ни одно явление, ни один процесс действительности не могут быть правильно поняты и объяснены без вскрытия генетической связи их с другими явлениями и процессами, без выяснения причин и условий, при которых данные явления и процессы порождаются.

Существование двух концепций развития - диалектической и метафизической - в свою очередь обусловливает и два различных понимания исторического процесса.

Для метафизики история природы и общества связана лишь с признанием временного следования друг за другом явлений действительности, количественных изменений в них и пространственных перемещений. С этой точки зрения история познания также сводится к последовательной смене тех или иных учений.

Для диалектического понимания истории характерно главным образом обнаружение внутренней зависимости между ступенями развивающихся явлений и процессов, преемственности между старыми и новыми качественными состояниями, т. е. нахождение той связывающей нити, придерживаясь которой можно проследить, каким образом из одного явления возникло другое, при каких условиях в данном явлении изменилась связь структурных элементов в совершилось его качественное превращение в новое и т. д.

Для подавляющего большинства представителей современной философии, истории социологии историзм сводится лишь к признанию последовательности событий, несвязанных между собой никакими закономерностями.

Признание закономерного характера развития выдвигает важную методологическую проблему процесса познания, связанную с выяснением объективных причин и условий возникновения в развития тех или иных явлений.

Принцип историзма требует также вычленения основных этапов в развитии изучаемого явления, познания взаимосвязи структурных элементов каждого отдельного этапа, установления сходства и различии между ними, обнаружения механизма дальнейших изменений. Вскрытие основного противоречия, прослеживание движения его главной стороны в связи с изменениями отношений структурных элементов в системе, обнаружение преемственности в развитии позволит решить эту важную задачу. Выполнение этих требований принципа историзма приближает к пониманию того, «чем данная вещь стала теперь» [1, с.100].

Важнейшим требованием принципа историзма является рассмотрение предметов и явлений действительности в их конкретных связях и отношениях. Например, конкретно-исторический подход к познанию общественных явлений состоит в глубоком изучении исторической обстановки, в которой эта явления возникли, в обнаружении существенных зависимостей, влияющих на их функционирование в изменение, а также в выяснении возможностей их познания, которое само является исторически

обусловленным. Существенной стороной конкретно-исторического подхода является обобщение исторического опыта.

Конкретно-исторический подход к изучению самого процесса познания требует учета зависимости познания от степени исторического развития человечества и прежде всего уровня в характере общественно-исторической практики, исторического развитая общественного производства, достижений научного познания за предшествующую эпоху.

Важнейшим требованием принципа историзма в познании является требование конкретности истины. Конкретность истины состоит в том, что процесс отражения существенных сторон объекта в познании всегда происходит в конкретно-исторических условиях. Та или иная научная теория отражает в каждый данный момент лишь определенные связи и отношения. Она характеризуется лишь определенной глубиной и полнотой отражения этих связей. Всестороннее познание объекта, которое бы отражало новые существенные моменты данной стадии его развития, есть переход к высшей ступени конкретности истины.

Конкретно-исторический подход к изучению действительности требует отображения исследуемого объекта в определенной системе понятий и представлений, выражающих специфику связей этого объекта и соответствующих достигнутой ступени его развития. Описание исследуемого объекта в системе категорий, отражающих ранние или более поздние ступени его развития, находится в явном противоречии с требованиями принципа историзма.

Использование понятий при разработке тех или иных научных теорий требует конкретно-исторического подхода к этим понятиям. Это связано с тем, что все понятия, находясь в движении, развитии и изменении, в тот или иной исторический период отражают достигнутую ступень в познании связей действительности. Их смысловое значение меняется от эпохи к эпохе.

Конкретно-исторический подход к познанию действительности состоит и в том, что для каждого специфического вида отражения действительности (стихийно-эмпирическое познание, научное познание) имеется свой особый понятийный аппарат, соответствующий предмету познания. В связи с этим необходимо учитывать несовпадение ряда понятий в стихийно-эмпирическом и научном познании, хотя они имеют одно и то же словесное выражение. Так, значение слов «движение», «время», «пространство», «качество», «количество», «скачок» и других в философском значении отличается от их употребления в обыденном смысле.

Исходя из требований принципа историзма определяется историческое значение тех или иных общественных явлений - социальных революций, войн, научных открытий, изобретений и так далее. Историческое значение общественных явлений более полно оценивается через определенный промежуток времени. Это связано с выявлением всестороннего влияния данного события на дальнейшее развитие экономических, общественно-политических процессов, развитие науки и культуры. Историческое значение великих общественных событий проявляется в двух аспектах. Во-первых, в том, что оно кладет начало новому этапу развития. Во-вторых, в том, что в развитии данного явления проявляются новые закономерности.

При исторической оценке открытий науки требуется выявить их связь с предшествующими взглядами и учениями, вскрыть их идейно-теоретические истоки. Давая оценку тем или иным учениям, следует учитывать их значение не только в настоящее время, но и в период их создания. Научная оценка различных теорий и учений может быть дана лишь с позиций современного уровня развития науки.

Принцип историзма предполагает единство логического и исторического методов познания в процессе исследования развивающихся объектов. Логический метод воспроизводит исследуемый объект в форме его теории, а исторический - в форме его истории. Эти методы взаимодополняют друг друга.

Использование в исследовании исторического и логического методов позволяет получить знание основных существенных ступеней развития изучаемого объекта в его конкретно - исторической форме.

Принцип историзма ориентирует исследователя на выявление и преодоление тех трудностей, которые возникают при познании развивающихся систем, а также в том случае, когда предметом исследования становится сам процесс развития.

На основе логического и исторического методов возможно получить знания о некоторых прежних этапах развития изучаемого объекта даже при отсутствии при этом достаточных эмпирических данных, В исследовании процесса развития выявляются особенности каждого его этапа. Эти особенности устанавливаются теми или иными объективными критериями, специфически присущими для каждого изучаемого объекта. Исходные теоретические утверждения как о процессе в целом, так и об отдельных его этапах дают возможность решить вопрос об их генетической связи [1, с.104].

Таким образом, принцип историзма предъявляет важные методологические требования к процессу научного познания, способствующие наиболее полному и всестороннему отражению знаний объективных сторон и закономерностей развития природы, общества и мышления и построению эффективных научных теорий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методологические основы научного познания : учеб. пособие для студентов вузов / под ред. проф. П.В. Попова. М.: Высшая школа, 1972. - 272 с.

2. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. Мн.: Соврем. слово, 2005. -720 с.

3. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.