УДК 398 (575.2) (04)
Г.Ж. Орозова
канд. филол. наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт языка и литературы имени Ч. Айтматова, Национальная академия наук Кыргызской Республики,
г. Бишкек
ИСТОРИЗМ В КЫРГЫЗСКИХ НАРОДНЫХ ПОЭМАХ И ТИПОЛОГИЯ ПРИНЦИПОВ
ИСТОРИЗМА
Аннотация. Жанр поэмы широко распространен в кыргызском фольклоре. У каждого вида поэм есть характерный им историзм. Так, например, в статье описываются социально-бытовые, историко-героические и исторические виды поэм, которые имеют свойственные только им принципы историзма.
Ключевые слова: фольклор, народные поэмы, социально-бытовые поэмы, историко-героические поэмы, исторические поэмы, историзм, принципы историзма, типология принципов историзма.
G.J. Orozova, National Academy of Sciences of the Kyrgyz Republic, Bishkek
HISTORICISM IN KYRGYZ FOLK POEMS AND HISTORICISM PRINCIPLES TYPOLOGY
Abstract. The genre of a poem is well developed in the Kyrgyz folklore. Each poem type has its own histori-cism. At the same time social everyday poems, historical heroic and historical poems are characterized by their own historicism principles.
Keywords: folklore, folk poems, social everyday poems, historical heroic poems, historicism, principles of his-toricism, historicism principles typology.
Теория - понятие обширное. В нашей статье показано, что понятие фольклористики расширяется посредством описания многогранности и исторической многоступенчатости фольклорного материала, посредством постоянного познания эстетической природы каждого фольклорного произведения, постоянного размышления над ним. Только тогда раскрывается новое научное значение современной науки и можно увидеть безграничные возможности фольклора. Теория рождается на собственной почве, в своей сфере. Так, при изучении кыргызского устного народного творчества можно обнаружить, что историческое сознание народа, в широком смысле этого слова, осознается как понимание народом своих целей, своей роли, значения в жизни и в обществе, и это представление в полной мере развито в соответствии со временем.
В мировой фольклористике проблема исторического фольклора всегда занимала особое место, привлекала внимание многих ученых. Исторический фольклор в кыргызском устном народном творчестве является основным источником, освещающим историю кыргызского народа, жившего кочевой жизнью. В фольклорном жанре история освещается в разных аспектах. К ним относятся такие жанры, как исторические песни, исторические кошоки, уламыши, имеющие историческую основу, легенды, санжыра, исторические эпосы, исторические поэмы. Кроме того, известны случаи передачи истории в обобщенном виде во многих жанрах и жанровых видах фольклора. Поэтому история считается предметом изучения фольклора.
Современная фольклористика должна обращать особое внимание на историческое значение фольклора. В истории нашего народа исторический фольклор занимает особое место. Это, во-первых, открывает возможности для изучения исторических закономерностей историко-социального и историко-художественного аспектов в развитии народного фольклора. Во-вторых, оказывает содействие в определении многих исторических моментов, связанных с судьбой народа, с судьбой земли, с жизненными обстоятельствами. Такие вопросы, как изучение историзма в фольклоре, в каких жанрах он освещается шире, точнее в кыргызской фольклористике, пока комплексно, системно не изучаются. Поэтому нет и единого теоретического, методологического положения по этому вопросу, на которое можно было бы опираться и которым можно было бы руководствоваться.
Бесспорно, что роль исторического фольклора является очень важным вопросом и для кыргызской истории, и для фольклористики в целом. Конечно, фольклор не копия истории. Но то, что фольклор является основным предметом истории для кочевой цивилизации, для народа, сохранившего важные моменты народной истории в устном словесном творчестве, в народной памяти, - является исторической закономерностью. Фольклор имеет разные способы передачи исторической правды. Они, в основном, зависят от жанра. Жанр является исторической категорией, отражающей эстетическое мышление народа, его отношение к правде на одной определенной исторической ступени. С этой точки зрения, почти все народные поэмы, отражая определенную эпоху в истории, политические события в ней, разные политические и жизненные обстоятельства конкретного народа, рода, племени, жизненный путь известных в истории личностей, являются одним из видов художественной словесности, изображающей историческое сознание, историческую память народа.
Из всех видов кыргызского устного народного творчества жанр поэмы является жанром, отражающим, типизирующим (показывающим характерные черты) различные факты, важные события истории, близкие к сегодняшнему дню. В какой-то мере народные поэмы можно рассматривать как вид исторической памяти. Особенно в таких видах поэмы, как историко-героических и исторических, где ярко отражены аспекты истории, известные исторические факты.
Известно, что выбор методов исследования зависит от научной проблемы. При исследовании фольклора как историко-социального явления необходимо применить синхронно-диахронное отношение (подход). Поскольку при синхронном сравнении опираются на хронологические факты, появившиеся в одно время, а при диахронном подходе один и тот же факт сопоставляют в различных хронологических пластах. Иными словами, в первом случае, рассматривая систематические явления, внимание обращается на исследование типологических структур и динамики, исследуются исторические аспекты. Это в науке называется типологическим и историческим методами.
При синхронном и диахронном подходах к фольклорным материалам необходимо использовать метод дифференциации (разделение сложного на простые элементы, разветвление). В противном случае рассматриваемый вопрос будет изучен приблизительно, будут рождаться путаницы. Например, хотя кочевой образ жизни тюркских народов, исторические, политические события, их совместное проживание на одной географической территории с их общей культурой, с общей хозяйственной деятельностью, языковые общности, их типологическая однородность в целом рассматриваются как общее явление, тем не менее каждый имеет много разновидностей, свойственный только им.
Если культура и этнос имеют системный характер, компоненты, входящие в их культуру, тоже имеют системный, устойчивый характер и дают возможность охватить долгий исторический период. Насколько кыргызский этнос является древним, настолько его история и культура развивались системно, что многие его элементы устойчиво развивались в течение долгого времени. Например, в эпическом жанре, в основном, освещаются свойственные только кыргызскому народу такие темы, как кочевое племенное устройство, образ жизни, тесно связанный с охотой, и характерные им мировосприятие, вера, обычаи и идея постоянной защиты своей земли от врагов.
Важные политические события в истории могут влиять на развитие общества, но не могут вносить существенные изменения в национальную культуру. Например, разрушительные нашествия Чингизхана, Тимура (Тамерлана), Джунгарского, Кокандского ханств, империи Цинь омрачили легкие тяжелые дни кыргызского народа. Но они не смогли в корне изменить древнюю кыргызскую культуру, сформированную веками. Потому что в центре этой культуры стояли кыргызское национальное самосознание и кыргызская общественность, глубоко понимающая свои цели.
При исследовании поэм эти вопросы были в центре внимания, они были одними из руководящих методов. Одна из проблем, связанных с поэмами, - это вопрос историзма. Как и во всех видах искусства, источником фольклора является правда. Каким бы ни был вид фольклора, его создатели, сказители стараются освещать реальную жизнь. А форма и содержание освещения всегда зависят от времени и жанра. Наша цель - вести работу вокруг вопросов, где и как искать историзм, являющийся объектом исследования, в каких событиях или мотивах, в деятельности каких героев историзм наиболее ярко заметен.
Кыргызский фольклор богат на произведения эпического жанра. Мы уже отметили, что содержание народных поэм развивалось в очень тесной связи с исторической жизнью кыргызского народа и создано на основе эпической традиционности. Кыргызский народ знает поэмы от древних форм, где правда изображается образно, в обобщенном виде, до видов, изображающих конкретный исторический период, известные исторические события, реальные истории известных в истории личностей. Кыргызские поэмы, в основном, включают в себя различные исторические пласты, и на этой основе внутри жанра рождались новые виды, становление которых занимало длительное время.
Существует два основных аспекта исследования народных поэм. Во-первых, определение исторической и эстетической динамики поэм, исторической связи во внутреннем развитии жанра. Во-вторых, исследование отношения эпического произведения к истории, а другими словами - исследование историзма в произведении. В обоих случаях характер историзма зависит от жанра и определяет его идейно-эстетическое направление.
Под внутренним развитием жанра мы понимаем такие процессы, как создание сюжета, контаминация, расположение других жанров фольклора в произведении, впитывание. Это все осуществлено в стадийно-типологических рамках кыргызских поэм в соответствии с требованиями идейной и художественной систем. А в отношении к истории все поэмы возникли из жизни кыргызского народа, родо-племенной деятельности и охватывают такие общечеловеческие проблемы, как защита родины, объявление войны, составление мирного договора, защита свобод личности и народа, любовь.
Если в эпосе обобщенно освещается широкая картина эпического мира, то в поэме точно, коротко передается то или иное событие исторической правды. В историзм кыргызских устных народных поэм входят освещенные в них реальный патриархально-племенной и феодальный общественный строй, имеющий социально-бытовой порядок, конкретный народ, род-племя, конкретная местность в географической реалии, исторический период, историческое событие, известные в истории личности, применяемая материальная культура. Таким образом, в проблеме эпического историзма существуют два вопроса: историзм в развитии жанра и историзм в сюжете.
В историческом жанре очень много проблем исторического плана, в связи с чем ярко освещается эволюция исторического сознания. Историческому жанру возлагается обязанность документально художественно освещать время и место исторической правды, реального человека, ход события. Другими словами, историческая конкретность постоянно находится в процессе роста и развития. Из произведений исторического жанра исторические произведения эпического жанра направлены на освещение истории, правды.
Известный фольклорист, ученый Б.Н. Путилов определил историю следующим образом: «История определяет не только содержание, но и структуру в целом определенных жанров, которые, собственно, и возникли, и развились в связи с объективной потребностью художественного осмысления, обобщения, отражения истории. Жанры эти - закономерная форма выражения исторического сознания коллектива, форма своеобразного закрепления его исторической памяти, осуществления исторических стремлений» [1, с. 69].
Когда мы говорим об историзме в сюжете, необходимо определить, к какой эпохе при-
надлежит та или иная поэма. Потому что нельзя рассматривать фольклор вне времени и пространства. Исторические сведения являются основой для обдуманного подхода к художественной разработке произведения, для создания произведения в идейных целях. При историческом рассмотрении фольклорных явлений правильный результат дает рассмотрение их с позиции национальных особенностей, исторических национальных укладов жизни. Также должны совпадать художественное восприятие народа с закономерными формами и принципами исторической последовательности и условности в освещении истории. Потому что рассмотрение истории как предмета фольклора рождает некоторые противоречивые мысли. Историзм в фольклоре не всегда близок к правде, к реальности. История включает в себя реальные стороны общественно-социального развития, связанные с народной деятельностью.
Исторический фольклор художественно освещает разные аспекты общественно-социальных проблем определенной эпохи. История также определяет сюжет, структуру какого-либо жанра. В то же время история видится с разных ракурсов разных жанров, другими словами, в разных сферах и с разными проблемами. Проще говоря, фольклорное творчество распределило каждому жанру свои роли, возложило разные обязанности. Поэтому они не повторяются, каждый имеет свое направление, способы освещения и конечные результаты. Особенно в народной эпической поэзии историческая правда описывается последовательно и художественно. Особенно это характерно для таких видов эпического жанра, как исторический, исто-рико-героический эпос, историческая, историко-героическая поэма.
Жанр поэмы переходит от монументализма к освещению реальных, конкретных исторических событий. Рядовые жизненные явления в образе жизни народа, обстоятельства, острые ситуации, судьба человека, междоусобицы, грабежи кочевых народов, споры из-за пастбищ, социальные противоречия феодального строя, борьба против иноземных захватчиков - всё обуславливало создание народных поэм. Поэмы также в зависимости от условий историко-социального развития народа, от разных ступеней истории обретали разные формы. А в соответствии с эстетической системой разных эпох с социальным направлением развивались жанровые виды.
В то же время поступательное развитие видов эпического жанра - историческое явление. Другими словами, если сначала создавались произведения архаико-мифологического, сказочного содержания, то с течением времени создавались поэмы, освещающие события последующих этапов истории, общественные явления, изменения, исторические события. Каждая из них художественно описывала время своего рождения, конкретную историческую ситуацию.
Почти все кыргызские народные поэмы создавались на основе реальных исторических событий, пережитых народом. Основой создания таких произведений являлись событийные санжыра, аныз-рассказы, исторические события-факты, исторические песни, исторические ко-шоки, - они были в тесной связи с эпической традиционностью. В них ярко отражены новые эстетические принципы, в них переплетаются выдуманные эпические дополнения с конкретными историческими фактами. Иначе, историческое событие стало стержневым материалом для эпического обобщения, формирования типового сюжета, создания образов. Оно подчиняется обычаям, моделям создания художественного произведения. Поэзия и историзм находились в неразделимом единстве, через это определялось содержание и характер жанра. Жанр сохраняет признаки новых фольклорных явлений, что считается закономерным явлением в фольклоре.
С развитием феодального общества основными героями кыргызских поэм, созданных на основе социальных противоречий, становятся те, кто защищает интересы простого народа, защищает свою землю от иноземных захватчиков, народные герои, смелые джигиты, девушки, стремящиеся к защите своей свободы. Созданные на основе героической деятельности исторических личностей, исторические песни переосмыслены народом, и в рамках кыргызского эпического обычая были переработаны и созданы художественные произведения нового качества.
Историческая конкретность и эпоха, в большинстве своем, смешиваясь с народными проблемами, были внесены в сюжет произведения. Фольклорист Б.Н. Путилов заметил, что «имея в виду реальные события и лица, творцы эпических произведений давали им социальную оценку в соответствии со своим пониманием истории » [1, с. 69].
Историзм в фольклоре - понятие обширное. Его можно рассматривать с двух точек зрения. Первая - как историческое событие: повествуется о времени события, другими словами, о точно определенной дате, о деятельности конкретной исторической личности, принявшей участие в данном событии. Необходимо определить, какое место в фольклорном произведении занимает данное историческое событие, какие его моменты точно освещены, какие реальности даны в образе исторической личности. Во-вторых, большое место занимает обобщенное рассмотрение истории, широкомасштабное исследование, поскольку движущей силой истории является сам народ. Поэтому, безусловно, жизнь, прожитая народом во всех эпохах, принадлежит истории. Сюда входит совокупность производственных отношений (базис), экономическое устройство общества, формы труда, социальные отношения (до мельчайших подробностей), виды брака и семейные отношения, одним словом, совокупность всех реальных явлений в жизни народа. Среди них нет известного имени, известного события, известной исторической даты. Здесь изображена вся история народа, порядок внешнего и внутреннего политического устройства. Любое фольклорное явление несет в себе долгое историческое развитие, исторические изменения.
При исследовании исторической правды в фольклоре, в первую очередь, необходимо понимать исторический процесс в изучаемом материале и определять, в каком событии или эпизоде он занимает конкретное место. Надо понимать, что, как было выше указано, иногда история описывается поверхностно, она будто создает внешний фон, иногда само историческое событие описывается изнутри.
Историческое начало кыргызских поэм начинается с древних времен. Известно, что некоторые сюжеты появились в патриархальном, родо-племенном общественном устройстве. Эпический жанр за такое долгое время был подвержен различным изменениям, трансформировался в соответствии с требованиями общественной жизни и, по структуре накладываясь пластами, дошел до нас. О первоисточнике можно сказать только лишь в зависимости от информации в сюжете. А работа по сбору и записи, в основном, осуществлена в XX веке, и только по имеющимся материалам приходится определять принципы историзма.
Понятие историзма в широком смысле слова означает связь фольклорного произведения с социальной правдой, соответствие их идеалов с определенной исторической эпохой. А в узком смысле означает такие виды жанра, как историческая поэма и историческое стихотворение. Здесь описываются реальные события, даются имена реальных героев, названия конкретного периода и события, рассказчики приближаются к исторической хронике и ограничивают возможность рассматривать эти тексты как художественное произведение. Примером могут послужить поэмы «Ак Бермет», «Качкан кыз», «Балбай», - поэтому в соответствии с теорией фольклористики при исследовании принципов историзма правда является самым главным социальным объектом образного описания. Во-вторых, нельзя забывать про два таких вопроса, как социальная правда в произведении и в каких принципах она описывается.
Характерные для поэмы принципы историзма начинаются с определения эпохи создания какого-либо произведения, с раскрытия описанного в нем народного быта и истории. В то же время правдивые факты в эпических произведениях тщательно дифференцируются, затем выбираются и обобщаются. В результате этого герой народной поэмы становится положительным, впитавшим в себя чаяния народа, благородные идеи, хорошие качества, - он становится типическим образом непобедимого героя. Например, в кыргызских народных поэмах Эр Эшим, Гулгаакы, Тайлак баатыр, совершая поступки, свойственные его социально-политическому, об-
щественно-экономическому устройству и которые не под силу целому народу, воплощают в жизнь народные идеи.
При подборе правдивых фактов народного произведения учитывается, что правда отображается только на основе коллективного творчества, народного традиционного творчества, основным критерием которого является коллективный идеал, руководящую роль играет коллективная традиционность. По своей природе народный идеал имеет постоянный характер. Например, образ Манаса, начиная с древних времен до сегодняшних дней, в неизменном виде служит символом справедливости и мужества. Под влиянием постоянства избранного народного идеала, впитанного в один образ, создано очень много героических эпических наследий. Они тоже подчиняются всем закономерностям эпической традиционности, коллективного творчества. Значит, народный идеал всегда выполняет руководящую функцию.
В поэмах, как и в эпосе, социальные идеалы, относящиеся к какому-либо историческому периоду, являясь мерой народного эпического историзма, объединяясь с конкретными примерами, жизненными событиями, мелкими деталями жизни, миром флоры и фауны, этнографическими знаками, географической сферой, духовной и материальной культурой, описанной в произведении, - конкретизируют его. Здесь можно прийти к выводу, что критерии, характерные для историзма народной поэмы, определяются не только короткими эпизодами или кругом функционала какого-либо героя, но и обобщенными крупными историческими событиями.
И в народных поэмах под влиянием разных исторических условий начальная реальная правда, постоянно претерпевая изменения, вынуждена была менять вид. Поэтому содержание не всегда совпадало с историческим фактом, и через него трудно было доказать историчность произведения. Для определения степени совпадения истории и поэмы необходимо тщательно исследовать и историю, и произведение, потому что не совпадает в действительности с предположением о том, что во всех случаях эпическое произведение создается на основе исторического события. Как было сказано выше, с течением времени историческая конкретность тускнеет, смешивается с выдуманным, снижается прежний уровень. Иногда дополняется последующими историческими событиями: в поэме - художественно, в истории - образная высказан-ность о событиях народной жизни, о жизни какой-либо исторической личности. Здесь реальная история не пересказывается в хронологическом порядке, а передается неизменное содержание жизни посредством художественных образов. Другими словами, поэма, не нанося ущерба свойственной правде логической последовательности, события описывает через художественную логику. К таким произведениям относятся «Тайлак баатыр», «Ак Моор», «Шырдакбек», «Эр Эшим».
Историзм определяется, в первую очередь, содержанием произведения. А обозначенные в произведении географические названия, жизненные детали, имена исторических личностей, этнографические материалы, наименования племен, этносов, народов, религиозные верования не могут стать руководящими критериями, определяющими историю поэмы. Они, являясь вспомогательным средством, дают полезные сведения при выяснении некоторых вопросов. Многие жизненные явления с изменением общественных устройств и в результате больших изменений в социальной жизни претерпевают различные изменения.
Кроме того, каждый сказитель связывает событие с территорией, где он проживает, добавляет известные ему названия земель, рек. Это, с одной стороны, осуществляется в соответствии с мировоззрением сказителя, придает произведению характер исторического события, произошедшего на данной географической местности, вносит колорит местной территории. Это мы оцениваем как закономерность, характерную для творческой мастерской и созидательного таланта сказителя.
Иногда называются выдуманные топонимы и забывается историческое место происшествия события, также забываются незначительные мелкие детали. Поэтому искать в эпическом
произведении конкретные, реальные основания непринципиально. Несмотря на это, иногда, встречая в произведениях названия земель, рек, делается ошибочный вывод, что событие произошло именно там. В таких случаях исследование, заключение не является объективным. Потому что если нет возможности сопоставления рассматриваемого варианта с предыдущими вариантами, если нет сведений о первичных вариантах, то сделанный вывод будет необоснованным. Иногда бывают бесспорные выводы в соответствии с давностью или близостью времен. Это особенно характерно для исторических поэм. Они создавались в Х1Х-ХХ веках, в них даты точны, места событий определены, конкретны, они повествуют о конкретных исторических личностях. Поэтому когда речь идет об историзме исторических поэм, отмеченные проблемы решаются убедительно и без предположений.
В поэмах, созданных при советской власти, несмотря на то, что они рассказаны конкретным сказителем, основой является народный сюжет, они освещают реальные исторические события и сохраняют народный исторический характер.
В фольклористике есть понятия художественная правда и историческая правда. Понятие художественной правды означает, что если жизненные явления переданы верно, доведены до души человека, то его нельзя отличить от правды жизненной, от исторической реальности. Художественную правду слушатель воспринимает как реальную правду. В этом и заключается сила народного творчества, сила таланта сказителя, создателя. Почувствовать и найти разницу между исторической правдой и художественной правдой является основной задачей исследования фольклористики. Хотя содержание и внешние (формальные) компоненты эпического произведения всегда обусловлены определенным историческим периодом, в результате народного художественного творчества они претерпевают разные изменения. Ярким примером этого являются поэмы «Эр Эшим» и «Шырдакбек».
В обеих поэмах лежит след исторической эпохи, исторического события. Основные герои, исторические личности и места, где произошли события, реальные. Но в поэмах герои смешиваются с эпическими субъективными факторами, а выдуманные дополнения, не соответствующие истине материалы, придают структуре сюжета фольклорный характер, создают определенные трудности в точном установлении историчности, историзма в произведениях. В таких случаях нужно рассматривать сюжет как единую систему, тщательно анализировать состав (комплекс) сюжетообразующих мотивов, уточнить в логической последовательности исторические сведения.
При анализе принципов историзма, присущего эпическим произведениям, необходимо обратить внимание на то, что основное повествование входит в сферу правды и художественное освещение находится во взаимосвязи с реальной правдой. Значит, если реальная правда освещается художественным методом, то основное внимание нужно обратить на освещение реальной правды в эпических произведениях. Только тогда можно отделить художественную правду от реальной правды, определить историческую основу произведения.
Принципы историзма в эпических произведениях - это понятие, постоянно изменяющееся в соответствии с эволюцией общественного сознания. Взаиморазличие видов в поэме объясняется в связи с расширением понятия историзма, поскольку каждый вид поэмы вобрал в себя социальные идеи определенного этапа общественного развития. Поэтому будет правильным анализировать каждый пример отдельно. Основная цель поэм - повествовать о народной истории, прославлять мужество, рассказать о судьбе человеческой. Также эпический сюжет создается в определенную историческую эпоху, освещает мировоззрение, мироощущение, миропонимание, отношение к жизни людей, живших в ту эпоху.
Принципы историзма народных поэм являются ключом определения сути типизации, присущей поэме. Типизация поэм означает показ форм, свойственных жанровым видам.
По принятой в кыргызской фольклористике и уточненной в ходе исследований класси-
фикации три вида кыргызских поэм - социально-бытовые, историко-героические и исторические - дают возможность уточнить ступени их стадийного развития. Характер развития всегда обуславливается национальной особенностью, общественным строем, историческим образом жизни, социально-экономическими и политическими факторами.
За долгое время своего существования кыргызские поэмы обогащались по содержанию, по форме и обретали многогранную тематику. Каждая в соответствии со своими особенностями освещала историческую, жизненную, социальную правду. Такая разносторонняя природа поэм ставит на повестку дня исследование типологии принципов историзма.
Каждый вид народной поэмы заключает в себе социальную идею в определенной стадии общественного развития. Значит, освещенный в поэме социальный идеал имеет разный характер в разных эпохах. Иными словами, нельзя сопоставлять принцип историзма, присущий одному виду (типу) поэмы при одном общественном развитии, с принципом второй эпохи.
Каждая эпоха, общественный строй имеет присущие только ему цель и интерес. Например, историзм историко-героических поэм XVII века, освещающих захватничество калмыков, и исторических поэм конца XIX - начала XX веков имеет разную природу и уровень. Итак, подытоживая высказанные мысли, заключаем, что определение характера и отношения к реальности эпической идеализации и видов народных поэм, принципов историзма, типологии осуществляется следующими критериями:
а. открытость эпической правды;
б. историческая правда;
в. конкретный историзм героев;
г. историзм топонимики, где произошло событие и деятельность героя;
д. точность, достоверность времени - эпоха, время создания произведения;
е. историзм в сюжете;
ж. народная идея и идеология.
Теперь рассмотрим принципы историзма, характерные для каждого из вышеназванных видов поэм.
Вид историзма в социально-бытовых поэмах. В социально-бытовых поэмах историзм занимает особое место в общечеловеческих идеях, имеет прямое историческое значение. Ученый В.Я. Пропп, отметил, что «раскрытие идеи есть первое условие исторического изучения былин. Народная идея всегда выражает идеал эпохи, в которую эти идеи создавались и были действенны. Идея есть решающий критерий для отнесения песни к той или иной эпохе. Художественный анализ неразрывно связан с историческим» [2, с. 25], - и показал идею произведения, точнее, народную идею, освещенную в фольклорном произведении как один из основных критериев принципов историзма.
Второй основной критерий в определении историзма в социально-бытовых поэмах -сюжетообразующие исторические мотивы. Мотив как начальная (первая) формула может состоять из мифологических, жизненных, героических, исторических видов, имеет возможность на внутреннее развитие, выращивание, переход из одного вида в другое (трансформация), разнообразное применение, переосмысление.
Известно, что такие многогранные возможности мотивов обуславливают создание сюжета. Фольклорист А.Н. Веселовский обосновал бесспорными теоритическими концепциями генетическую роль мотива, иными словами, первичность мотива, вторичность сюжета, стадийное развитие «мотива-сюжета» [3]. Действительно, в основе мотива лежит реальность. Если в создании, становлении эпоса применялось много мотивов разной тематики, то по простоте структуры поэм сюжет не усложняется, охватываются конкретные события и мотивы, связанные с ними. Например, в поэме «Ак Мактым», рассматриваемой как социально-бытовой вид поэм, выявляется исторический мотив: увоз девушек силой или женитьба против воли и бегство от
нелюбимого мужа, отречение даже от ребенка. Названный мотив, будучи основным элементом сюжетной системы в поэме совместно с другими формулами создает единство сюжета. Являясь стержнем в составе сюжета, обуславливая динамическое развитие сюжета, он также служит определению конкретного содержания произведения. В то же время другие типовые элементы совместно с этим мотивом совпадают полностью с сюжетной системой.
Например, идея поэмы «Жалайыр жалгыз» создана на основе древнейшего понятия, мотива «борьба за семью, за любимого человека». Это можно заметить по деятельности сестры и жены Жалайыра. Вышесказанный мотив, определяющий историзм поэмы, нужно оценивать не как конкретный элемент истории, а как эпическую ячейку, вобравшую в себя содержание, присущее определенному социально-историческому развитию. Потому что такие жизненные явления, как переселение, захват чужой семьи, имущества, угон девушек, лошадей, месть, характерны для племенного общества. Это послужило основой для формирования исторического мотива владычества, распри за богатство и за власть, и в конце побеждает справедливость. Значит, общественные отношения при патриархально-племенном устройстве, освещение социальных явлений показывают соответствие сюжета определенной исторической эпохе. Общечеловеческие идеи, являясь характерными для каждой общественной формации, освещают конфликты того времени. По прошествии времени начальные мотивы в соответствии с требованиями времени трансформируются, обновляются, дополняются.
К социально-бытовым поэмам относятся «Мунлук, Зарлык», «Карагул ботом», «Ак Мак-тым», «Аксаткын менен Кулмырза», «Жалайыр жалгыз». В социально-бытовых поэмах нет такой конкретики, как исторические события, историческая личность, реальные географические названия. Они образно описывают прошлую жизнь. Каждое основное историческое событие в какой-то степени влияет на содержание фольклорного произведения, систему образов, художественные средства. В фонде фольклорных героев основное место занимает главный положительный герой, вобравший в себя историко-общественные, нравственные, эстетические взгляды народа. В жизненных поэмах такие простые жизненные истории занимают определенное место, их историческая суть глубока. Историческая основа произведений, печаль-тоска народа, цели и желания, реальный образ жизни в результате эпической традиционности соединялись с художественными элементами, выдуманными историями.
Виды историзма в историко-героических поэмах. Поэмы, сохранившие признаки и исторических, и героических поэм, мы назвали историко-героическими. К ним относятся поэмы «Эр Эшим», «Шырдакбек», «Тайлак баатыр». Если мы назовем их героическими поэмами, то поставим их в один ряд с такими поэмами, как «Гулгаакы», «Сейитбек», обобщенно передающими историю. В таком случае не раскроется внутренняя сущность, отличающая их от героических и от исторических поэм. Эр Эшим, Тайлак баатыр, Шырдакбек - это исторические личности, имеющие реальные прототипы. Их жизненный путь, героическая деятельность обусловили создание художественного произведения.
Сюжет охватывал героические, исторические, жизненные события, то или иное историческое событие, и героическая деятельность исторической личности, события, произошедшие с известным в истории человеком, перерабатывались в творческой мастерской художественного слова, идеализировались в эпическом плане, применялись разные способы художественного мышления. Так был создан данный вид поэмы. Несмотря на то, что в отдельных историко-героических поэмах герой и топонимы имеют конкретный характер, не выявляется конкретных признаков времени события. Точнее, есть большая разница между настоящей правдой и художественной правдой.
Исторические личности, исторические события, имеющие отношение к кыргызской истории, являются предметом историко-героических поэм.
Историко-героические поэмы являются производными конкретного исторического пе-
риода, общественно-исторические факторы влияют на историзм сюжета и на историчность героя, потому что через освещение определенного факта из жизни народа описывается исторический процесс в соответствии с понятиями народа. Другими словами, он стремится к художественному осмыслению истории, поэтому в науке всегда через сравнение прототипа и отдельных деталей исторических событий определяется историзм, степень освещения правды.
Основное место в историко-героических поэмах стремится к раскрытию не только исторических событий, но и особенностей героя (его деятельности, характера, места в обществе, человеческих качеств). Вместе с тем освещение героя в реальных исторических условиях является характерной особенностью поэмы нового качества.
Историко-героические поэмы освещают исторические события времен захватнических походов Джунгарского ханства (1635-1757), империи Цинь и Кокандского ханства в XVIII-XIX веках. Внутри историко-героического вида поэм есть поэмы, где преобладает эпическое обобщение, по содержанию подходящие для называния их героическими поэмами. К ним можно отнести поэмы «Гулгаакы» и «Сейитбек». В них исторические события обобщены, отражены эпические типовые явления.
Названные поэмы отличаются от историко-героических, исторических, социально-бытовых поэм характерными особенностями. Герои совершают героические подвиги для защиты народа, своей земли от внешних врагов. И параллельно с этим развиваются основные структурные элементы как борьба за любимого человека. Поскольку они в большинстве своем имеют эпический характер, требуется тщательный анализ исторических фактов. Поэмы такого характера, отличаясь от других поэм, впитали в себя все качества, свойственные жанру эпоса. В приподнятом духе они освещают такие народные идеи, как прославление героизма, повествование прошлой жизни народа, борьба за свободу. Все это характеризует принципы квазиисторизма (поддельная история, не отрицающая историзм), который отличает героические поэмы от историко-героических и исторических, характеризующих конкретную историю.
В героических поэмах также встречаются конкретная историческая эпоха, названия вражеского народа, племени, рода, отдельные исторические факты, детали. Например, поэмы «Гулгаакы», «Сейитбек», обобщив исторические события, произошедшие в жизни кыргызского народа, впитали в себя события социально-бытового характера. В соответствии с идейно-эстетическими требованиями слушателя они дополнены идеями, событиями, близкими к реальности. Если вначале они направлены на освещение реальной правды, постепенно некоторые мотивы изменили содержание, требуя объяснения. Историческая правда изменилась, конкретность потускнела, преобладало повествование эпического характера. К тому же нет возможности сравнения с источником названных поэм. А аныз-рассказы о встрече Гулгаакы с поэтом Шаамашрапом, о бракосочетании с ним не сочетаются с идеей поэмы.
Если мы скажем, что в них есть историческая основа, то Гулгаакы тоже становится исторической личностью, ее эпоху тоже можно точно определить. Рассмотрим подробнее.
Такие характеристики историко-героических поэм помогают определить историзм произведения такого вида. В них историзм, в основном, направлен на освещение важных событий какой-либо исторической эпохи, общественного устройства.
Виды историзма в исторических поэмах. В кыргызском фольклоре есть вид исторических поэм, основу которых составляют конкретные исторические события, события, произошедшие с известной личностью и освещающие сравнительно поздние периоды истории.
Исторические поэмы отличаются от других видов поэм своей исторической точностью, реальностью времени и места события, композиционной структурой, близостью к исторической хронике. В исторических поэмах через описание деятельности исторической личности, его нравственных качеств повествуются исторические события. Значит, центральный смысл произведения занимает реальный персонаж, ставится ударение на исторической конкретности, фак-
тической ясности, образно воссоздается поэтически одноплановое историческое событие.
В кыргызском фольклоре есть народные исторические поэмы «Ак Моор», «Ак Бермет», «Качкан кыз», «Балбай», «Алп Тобок», основу которых составляют песни-сожаления, исторические песни, историческое событие. Такие виды поэм имеют характерные принципы историзма, другими словами, они созданы на основе конкретных принципов историзма:
а. историческая личность (Акмоор, Ак Бермет, дочь Каптагая, Балбай, Тобок и др.);
б. историческое время (событие, произошедшее в Х1Х-ХХ веках);
в. историческое место (Акмоор - Сон-Куль, Ак-Талаа, Чуй; Ак Бермет - Кетмен-Тобо, Талас; дочь Каптагая - Иссык-Куль, Чуй; Балбай - Иссык-куль, Текес, Чуй; Тобок - Тогуз-Торо, Ак-Талаа и др.);
г. историзм в сюжете (описываются исторические события);
д. раскрывает суть социально-политических событий феодального общественного устройства в Х1Х-ХХ веках, т.е. известной исторической эпохи;
е. события новой эпохи, нового содержания, т.е. борьба кыргызских девушек за свою свободу, протест против неравноправия обуславливают рождение новых критериев принципов историзма;
ж. названные принципы показывают принципы типологии поэм таких видов.
Народные поэмы освещают значительные события, образные, особые страницы определенной эпохи народной истории.
Исследование историзма кыргызских народных поэм и типологии принципов историзма дало следующие результаты.
- Роль основного критерия, присущего принципам историзма в народных поэмах, исполняет такое понятие, как народный, национальный идеал.
- Существуют принципы историзма, принадлежащие только каждому историко-типологическому пласту кыргызских народных поэм. Другими словами, социально-бытовые, ис-торико-героические, исторические виды имеют свойственные только ему принципы историзма.
- Социально-бытовые поэмы, освещая социальные отношения в племенной, патриархальной эпохе, прославляют общечеловеческие идеи, характерные всем ступеням человеческого общества. Значит, принципы историзма в социально-бытовых поэмах определяются раскрытием таких народных идей, как сильная, постоянная любовь, дружба, патриотизм, защита семьи и различных жизненных обстоятельств.
- В социально-бытовых поэмах важные события какой-либо исторической эпохи находятся на первом плане, деятельность основного героя выдумана для художественного отражения исторических событий, исторического фона в соответствии с условиями и имеют соответствующую нагрузку. Рассмотрение и исследование историзма в поэмах такого вида на фоне общей истории в рамках условности дает возможность делать правильные выводы.
- Историзм в социально-бытовых поэмах находится в отдельных исторических мотивах, общей народной идее, исторических событиях, обуславливающих создание сюжета. Топонимы и этнонимы в поэмах соответствуют правилам эпической традиционности.
- Сложная природа историко-героических поэм показывает, что произведения такого вида прошли долгие поэтические исторические ступени. Характерные им принципы историзма отличаются соответствием и связью с определенным периодом истории, ясностью. Историко-героические поэмы отражают исторические события, деятельность исторических личностей. Но с течением времени правда в реальных исторических событиях тускнеет, конкретика снижается, сюжет обогащается выдуманными эпизодами, событиями, героями.
- Исторические поэмы созданы в недавнее время, основу их событий составляет историческая правда, персонажи имеют конкретных прототипов. Их можно считать реалистическими поэмами.
- Некоторые критерии принципов историзма, присущие каждому виду, могут быть типологически общими и для всех других видов.
- Каждый вид народных поэм имеет характерные точные признаки, и данные им определения по возможности правильно характеризуют вид.
Список литературы:
1. Путилов Б.Н. О некоторых проблемах изучения исторической песни // Русский фольклор: материалы и исследования. - М.-Л., 1956.
2. Пропп В.Я. Русский героический эпос. - М., 1958.
3. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М., 1989.