Иванов К.К. ©
Аспирант, кафедра государственно-правовых дисциплин, Московский новый
юридический институт
ПРИНЦИП ГЛАСНОСТИ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВЕ
Аннотация
В настоящей статье идет речь о принципе гласности в Российском законотворчестве, и в частности, в Федеральном Собрании Российской Федерации. Приводятся обеспечивающие меры для осуществления принципа гласности, а также варианты для его унификации.
Ключевые слова: гласность, законотворчество, Федеральное Собрание Российской Федерации.
Keywords: publicity, legislation, the Federal Assembly of Russian Federation.
Принцип гласности является важнейшим гарантом обеспечения реализации принципа демократизма законотворчества[5,77]. Суть принципа гласности заключается в том, что он является одним из признаков правового государства и гражданского общества, и означает открытое обсуждение и принятие законодательных актов, доведение до всеобщего сведения законодательных решений, обеспечивает условия для осуществления контроля общества за функционированием законодательных органов. Гласность законотворчества обеспечивает возможность народу как носителю государственного суверенитета контролировать работу своих представителей во власти, а при крайней необходимости оказывать на нее влияние в форме, закрепленной законом, и гарантирует информирование населения об осуществлении своих полномочий также в части принимаемых ими законах и других нормативных правовых актах. Если создание правового государства и построения гражданского общества являются целью государственного строительства, то все нормативные правовые акты, в том числе и нормативные акты силовых структур, должны быть известны населению страны, за исключением тех нормативных актов или отдельных их положений, составляющих государственную тайну, равно как и сведения конфиденциального характера. Все остальные нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию. Например, законы, указы Президента, постановления Правительства опубликовываются в "Российской газете", а также в сборнике нормативных актов "Собрание Законодательства Российской Федерации". В "Парламентской газете" публикуются федеральные законы, постановления, акты и другие документы Федерального Собрания Российской Федерации, а нормативные акты федеральных органов исполнительной власти публикуются, в свою очередь, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. Также для обеспечения гласности деятельности парламента Российской Федерации действует, утвержденный палатами Федерального Собрания, журнал "Российская Федерация - сегодня"[4,44]. В законодательстве России установлены четкие сроки, в течение которых нормативные правовые акты обязательно должны быть официально опубликованы. Например, в соответствии с Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия[2]. Соблюдение принципа гласности, являющегося
© Иванов К.К., 2012 г.
сопряженным признаком правового и демократического государства, способствует реализации права человека и гражданина, указанному в ч.4 ст.29 Конституции Российской Федерации получать информацию любым законным способом[1].
На основании Указа Президента РФ "Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов"[3] в целях обеспечения совершенствования законотворческой деятельности проекты федеральных конституционных законов и федеральных законов, затрагивающие основные сферы деятельности государства в области социально-экономического развития, по решению Президента России могут быть вынесены на общественное обсуждение, с обязательным размещением на соответствующих официальных сайтах государственных органов, разработавших законопроект либо на специально созданных для обсуждения законопроектов сайтах. Для обеспечения доступа граждан к обсуждению законопроекта, на соответствующих сайтах размещен сам обсуждаемый законопроект, пояснительная записка к нему и финансово-экономическое обоснование, а также порядок направления гражданами своих замечаний и предложений по законопроекту.
Данный Указ должен открывать возможность любому гражданину России участвовать в доработке социально значимых законопроектов, высказывать свои предложения по ним, чтобы совместными усилиями государства и общества выработать текст законопроекта, отвечающий интересам граждан. Всеобщее обсуждение законопроектов может стать первым шагом на пути создания нового института прямой демократии. Активное участие граждан законотворческом процессе позволит "открыть границы"[6,357] и создать прозрачные для общества процедуры подготовки законов в парламенте, повысить ответственность депутатов за принятые ими законопроекты. Но все же, экспертиза и принятие законопроектов является деятельностью парламента Российской Федерации и, на мой взгляд, в настоящее время широкое обсуждение законопроектов менее эффективно и результативно, чем осуждение в экспертном сообществе, в комитетах Государственной Думы, на Парламентских слушаниях, то есть среди ограниченного круга людей, но сведущих в данном направлении и вопросе.
Например, справочные правовые системы типа "Гарант", "Консультант Плюс" содержат не только законы, которые в настоящее время применяются в стране, но так же и законопроекты, поступившие на рассмотрение в Государственную Думу. Данные системы позволяют достаточно оперативно реагировать обществу на стремительно изменяющееся законодательство.
Массовой реализации принципа гласности в законотворчестве способствует пресса. В общественную дискуссию включаются юристы, политологи, эксперты-разработчики проектов законов. На заседаниях законодательных органов субъектов РФ присутствуют в большинстве своем и пресса, которая освещает данный процесс, публикует в печатных изданиях ход обсуждения проблемных моментов по поводу различных нормативных правовых актов и рекомендаций по созданию законопроектов, в том числе и результатов данных обсуждений. Только в исключительных случаях, на закрытых заседаниях, где необходимо обсуждение в отношении законов, принимаемых в интересах государственной безопасности, обороны и охране государственной тайны, не присутствуют представители средств массовой информации.
Также для ознакомления с деятельностью Федерального Собрания в рамках принципа гласности, действуют сайты Государственной Думы и Совета Федерации, которые оперативно публикуют информацию о своей деятельности.
Разработка законопроектов в среде гласности позволяет определить, насколько текущий законопроект соотносится с потребностями субъектов права и жизненно необходимыми интересами общества. И соответствии с этим определяется, как будут
реагировать граждане, то есть будут ли они действовать в соответствии с законом или будут негативно воспринимать его и всячески препятствовать его принятию.
Считаю необходимым внести в Регламент Государственной Думы обязательное транслирование заседаний комитетов и экспертных советов по законодательным инициативам, затрагивающим социально-экономическое развитие страны, с обязательным приглашением экспертов от всех фракций, заинтересованных в данных инициативах. В случае несогласия других фракций, представленных в Государственной Думе, итогами заседания экспертного совета либо парламентских слушаний, оппозиционные фракции должны иметь право предложить свою, альтернативную резолюцию по законопроекту. Если же согласование альтернативной резолюции и официальной не совпадают, и фракции не находят компромисс в данном вопросе, то законопроект не может быть вынесен на обсуждение на пленарном заседании Государственной Думы до тех пор, пока не будет достигнут консенсус. Причем, ввести условие, при котором на пленарном заседании не могут обсуждаться законопроекты, на которые была получена одобренная фракциями резолюция менее трех дней назад. Данное условие может привести к более ответственному подходу и подготовке к обсуждению новых законодательных инициатив, и может в будущем предотвратить внесение огромного количества поправок к законам, которые были уже приняты Государственной Думой, а для более оперативного реагирования депутатов Государственной Думы на поправки к законопроектам, необходимо, чтобы законопроекты, а также поправки, рассматриваемые ответственными комитетами, были вовремя и в полном объеме размещены в базе обеспечения законодательной деятельности Г осударственной Думы.
Литература
- Законодательные материалы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ // Официальный текст Конституции РФ с внесенными в нее поправками от 30.12.2008 опубликован в издании "Собрание законодательства РФ", 26.01.2009, №4, ст. 445.
2. Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994 г. №5-ФЗ (ред. от 21.10.2011) // "Собрание законодательства РФ", 20.06.1994, №8, ст. 801.
3. Указ Президента РФ «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов» от 9 февраля 2011 года №167 // "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, №7, ст. 939.
- Однотомные издания:
4. Гранкин И.В. Парламентское право Российской Федерации. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. С.44.
5. Чухвичев Д.В. Законодательная техника: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. - С.77.
- Материалы конференций:
6. Римский В. Мониторинг законодательной и законотворческой деятельности // Предупреждение коррупции: что может общество / Под ред. М.Б.Горного. - Спб.: Норма, 2003. - С.352 - 366.