gs^ публичное право ^d
DOI: 10.24412/2076-1503-2022-7-86-89 NIION: 2018-0076-7/22-818 MOSURED: 77/27-023-2022-7-1016
ХАБИБУЛЛИНА Гульнара Рушановна,
доктор юридических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Казанского (Приволжского) федерального
университета, e-mail: [email protected]
ПРИНЦИП ГЛАСНОСТИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ
О ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСАХ
Аннотация. В статье рассматривается природа принципа гласности финансовой деятельности государства и предоставления доступа к информации о публичных финансах как одного из отраслевых правовых принципов, устанавливается его предметная сфера действия, субъекты, объекты и средства правового воздействия.
Ключевые слова: принцип, принцип права, принцип гласности, финансовая деятельность государства, принципы финансовой деятельности государства.
KHABIBULLINA Gulnara R,
Doctor of Law, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of Kazan (Volga Region) Federal University
THE PRINCIPLE OF TRANSPARENCY OF THE FINANCIAL ACTIVITIES OF THE STATE AND PROVIDING ACCESS TO INFORMATION ABOUT PUBLIC FINANCES
Annotation. The article examines the nature of the principle of transparency of the financial activities of the state and the provision of access to information on public finance as one of the sectoral legal principles, establishes its subject scope, subjects, objects and means of legal influence
Key words: principle, principle of law, principle of publicity, financial activity of the state, principles of financial activity of the state.
Категориальный аппарат системы научных знаний включает в себя понятие принципа, трактуемого не только в качестве центрального, но и основания системы, средства обобщения и распространения какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован [1]. В философской мысли также подчеркивается, что принцип есть, во-первых, исходное, не требующее доказательств положение теории (то же, что аксиома или постулат) и, во-вторых, внутреннее убеждение, неизменная позиция или правило поведения (то же, что максима или заповедь) [2].
По мнению Р.В. Шагиевой, категория «принцип» широко используется юридическими науками для характеристики самых разнообразных правовых явлений: принципов права, принципов правотворчества, принципов юридической ответственности, принципов правовой системы и
др. [3].
Особенность принципа гласности выражается в том, что правовая теория и практика относят его к исходным идеям, определяющим основные направления деятельности органов публичной власти в Российской Федерации, в т.ч. финансовой.
Так, В.В. Корицкая и Д.С. Кучаев полагают, что принцип гласности, наряду с принципами законности, федерализма, плановости, максимально допустимой прозрачности и результативности, является фундаментом финансовой деятельности муниципальных образований [4].
Полагаем, что высказанная позиция нуждается в некотором уточнении, поскольку автор содержательно, а значит, и функционально, разделяет принципы гласности и максимально допустимой прозрачности.
Прежде всего, принцип максимально допустимой прозрачности (открытости) закрепляется в ст. 36 Бюджетного кодекса РФ, который офици-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022
ально интерпретируется федеральным законодателем в нескольких взаимосвязанных направлениях. Во-первых, данный принцип подразумевает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; во-вторых, обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в т.ч. по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией); в-третьих, обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на едином портале бюджетной системы Российской Федерации; в-четвертых, стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода) [5].
Вместе с тем, все обозначенные законодателем положения, как-то, официальное опубликование и обнародование иными законными способами бюджетов публично-правовых образований, а также отчетов об их исполнении, их открытость для общества и средств массовой информации, прозрачность процедур бюджетного процесса в представительных учреждениях (государственных, муниципальных), общедоступность цифровой бюджетной информации в публично-правовых образованиях представляют собой отражение концептуальных подходов к пониманию принципа гласности.
Так, К. Беше-Головко отмечает, что принцип гласности в его классическом понимании (пассивная концепция), т.е. в смысле доступности информации, затрагивает постоянно расширяющуюся категорию актов, однако, он раскрывается и в регулировании порядка деятельности органов государственной власти [6]. В.В. Гончаров подчеркивает, что одним из основных конституционных
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022
принципов формирования и функционирования системы органов исполнительной власти в Российской Федерации является гласность, при этом данный принцип предполагает максимальную открытость конституционно-правовых процедур, реализуемых исполнительной властью, и широкое информирование о них населения [7]. Е.В. Холодная указывает на то, что гласность и открытость выступают основой организации и деятельности всех органов государственной власти [8]. Принцип гласности, как полагают И.А. Дамм, Е.А. Акунченко и Н.В. Щедрин, чаще всего применяется к деятельности органов судебной власти, а также при описании гарантий средств массовой информации на получение и распространение информации о деятельности государственных и муниципальных органов [9].
Кроме того, необходимо отметить, что в дискуссии о принципах публичной власти также поднимается вопрос об основополагающих принципах деятельности субъектов публичной власти.
В частности, И.А. Мирзоян, понимающий под публичной властью отношения, где реализуются общественные интересы, которые являются общезначимыми и системообразующими, выделяет принцип гласности, суть которого, по его мнению, выражается в том, чтобы обеспечить общедоступность и гласность решений, а также действий субъектов публичной власти [10]. О.А. Воробьева и И.Р. Шарафутдинов также полагают, что принцип гласности является одним из основополагающих принципов организации и деятельности органов публичной власти, который означает обеспечение открытости и доступности информации о решениях и действиях субъектов публичной власти (деятельности органов представительной и исполнительной власти, судов, органов местного самоуправления, порядка избрания или формирования соответствующих органов, обсуждения законопроектов, разрешения различных споров и т.д.) [11].
Вместе с тем, в теории публичной власти высказываются и другие позиции, в зависимости от трактовки предметной сферы соотношения гласности, публичности, доступности и открыто-сти(прозрачности или транспарентности).
Так, Р.Р. Хайруллин выделяет конституционный принцип открытости, содержание которого образует гласность, опосредующая информационную открытость, доступность, подразумевающая организационную открытость, и подконтрольность [12]. При этом, как отмечает автор, конституционный принцип открытости можно считать синонимом транспарентности только в том случае, если в содержании последней располагаются все вышеперечисленные элементы [12]. Однако П.А. Манченко считает, что речь должна идти лишь о
транспарентности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления как конституционном принципе, который отражает одноименное свойство публичной власти (государственной, муниципальной), определяет его особый характер и выступает элементом системы юридических гарантий народовластия как основы конституционного строя демократического государства [13].
Определенность в научную дискуссию, на наш взгляд, вносит Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» [14], который непосредственно закрепляет именно принцип обеспечения гласности в деятельности органов публичной власти, в т.ч. путем предоставления доступа к информации о деятельности органов публичной власти. Таким образом, концепт гласности как принципа деятельности субъектов публичной власти обладает собственными правовыми средствами обеспечения, к которым относятся не только общедоступность информации об их деятельности в публично-правовом пространстве, но и требования публичности и открытости (прозрачности, транспарентности).
Применительно к сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований, специфика которой заключается в совершении активных действий по образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств для непрерывного осуществления всех публично-значимых функций (государственных, муниципальных), обеспечение гласности в деятельности органов публичной власти, в т.ч. посредством предоставления доступа к соответствующей информации, трансформируется в принцип гласности финансовой деятельности государства и предоставления им доступа к информации о публичных финансах.
Одним из проявлений действия принципа гласности финансовой деятельности государства и предоставления им доступа к информации о публичных финансах выступает, как справедливо отмечают Е.А. Магомедова и Е.А. Франк, общая юридическая обязанность государственной власти предоставлять гражданам полноценные, своевременные и объективные данные относительно следующих аспектов проводимой финансовой деятельности: содержание регламентирующих финансовую деятельность государства нормативных правовых актов; содержание государственных финансово-плановых актов; содержание отчетов об исполнении финансово-плановых актов; результаты контрольно-надзорных мероприятий и т.п. [15]. Отметим, что в контексте Феде-
рального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» субъектами исполнения данной юридической обязанности выступают все субъекты публичной власти, в т.ч. публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования), а также органы публичной власти (федеральные, региональные, муниципальные). Следовательно, механизм реализации принципа гласности финансовой деятельности государства и предоставления доступа к информации о публичных финансах обладает своей спецификой в зависимости от видовой принадлежности субъектов публичной власти, особенностей предоставленного им статуса и специфики их правового оформления.
Таким образом, принцип гласности финансовой деятельности государства и предоставления доступа к информации о публичных финансах располагает собственной сферой регулирования, правовыми средствами и способами реализации.
Список литературы:
[1] Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М., 2001. - 719 с.
[2] Новая философская энциклопедия: в 4 т. / науч.-ред. совет.: В.С. Степин [и др.]. - М.: Мысль, 2000-2001. - 744 с.
[3] Шагиева Р.В. Принципы финансовой деятельности // Финансовое право. - 2012. - № 4. - С. 11-13.
[4] Корицкая В.В., Кучаев Д.С. Отдельные проблемы финансовой деятельности муниципальных образований // Ученые заметки ТОГУ. -2013. - Т. 4. - № 4. - С. 2066.
[5] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Росс. газ. -1998. - 12 авг.
[6] Беше-Головко К. Принцип гласности в России // Lex russica. - 2016. - № 1925. - С. 90.
[7] Гончаров В.В. Гласность как принцип формирования и функционирования системы органов исполнительной власти // Современное право. - 2008. - № 12.
[8] Холодная Е.В. Гласность и открытость как условие законности деятельности органов государственной власти // Вестник СГЮА. - 2015. - № 1 (102). - С. 76.
[9] Дамм И.А., Акунченко Е.А., Щедрин Н.В. Открытость публичной власти: вопросы понятийно-категориального аппарата // Вестник СПбГУ. Право. - 2019. - Т. 10. - Вып. 2. - С. 228.
[10] Мирзоян И.А. К вопросу о принципах формирования публичной власти в Российской Федерации: материалы науч.-метод. чтений Пятигорского государственного университета. - Пяти-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022
горск: Изд-во Пятигорского гос. ун-та, 2019. - С. 122, 124.
[11] Воробьева О.А., Шарафутдиноа И.Р. Принципы публичной власти // Вектор науки ТГУ. Серия: Юридические науки. - 2017. - № 2 (29). - С. 13.
[12] Хайруллин Р.Р. Конституционный принцип открытости органов государственной власти в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Казань, 2017. - С. 10.
[13] Марченко П.А. Конституционно-правовой принцип транспарентности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации и зарубежных странах: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2012. - С. 8.
[14] Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru 21.12.2021.
[15] Магомедова Е.А., Франк Е.А. Принципы и методы финансовой деятельности государства: дискуссионные аспекты // Вопросы студенческой науки. - 2021. - Вып. № 1 (53). - С. 224.
Spisok literatury:
[1] Filosofskij slovar' / pod red. I.T. Frolova. - 7-e izd., pererab. i dop. - M., 2001. - 719 s.
[2] Novaya filosofskaya enciklopediya: v 4 t. / nauch.-red. sovet.: V.S. Stepin [i dr.]. - M.: Mysl', 2000-2001. - 744 s.
[3] Shagieva R.V. Principy finansovoj deya-tel'nosti // Finansovoe pravo. - 2012. - № 4. - S. 11-13.
[4] Korickaya V.V., Kuchaev D.S. Otdel'nye problemy finansovoj deyatel'nosti municipal'nyh obrazovanij // Uchenye zametki TOGU. - 2013. - T. 4. - № 4. - S. 2066.
[5] Byudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 31 iyulya 1998 g. № 145-FZ // Ross. gaz. - 1998. -12 avg.
[6] Beshe-Golovko K. Princip glasnosti v Rossii // Lex russica. - 2016. - № 1925. - S. 90.
[7] Goncharov V.V. Glasnost' kak princip formirovaniya i funkcionirovaniya sistemy organov ispolnitel'noj vlasti // Sovremennoe pravo. - 2008. -№ 12.
[8] Holodnaya E.V. Glasnost' i otkrytost' kak uslovie zakonnosti deyatel'nosti organov gosudarst-vennoj vlasti // Vestnik SGYUA. - 2015. - № 1 (102). - S. 76.
[9] Damm I.A., Akunchenko E.A., Shchedrin N.V. Otkrytost' publichnoj vlasti: voprosy ponyati-jno-kategorial'nogo apparata // Vestnik SPbGU. Pravo. - 2019. - T. 10. - Vyp. 2. - S. 228.
[10] Mirzoyan I.A. K voprosu o principah formirovaniya publichnoj vlasti v Rossijskoj Federacii: materialy nauch.-metod. chtenij Pyatigorskogo gosu-darstvennogo universiteta. - Pyatigorsk: Izd-vo Pyatigorskogo gos. un-ta, 2019. - S. 122, 124.
[11] Vorob'eva O.A., Sharafutdinoa I.R. Principy publichnoj vlasti // Vektor nauki TGU. Seriya: Yuridi-cheskie nauki. - 2017. - № 2 (29). - S. 13.
[12] Hajrullin R.R. Konstitucionnyj princip otkry-tosti organov gosudarstvennoj vlasti v Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Kazan', 2017. - S. 10.
[13] Marchenko P.A. Konstitucionno-pravovoj princip transparentnosti deyatel'nosti organov gosudarstvennoj vlasti i organov mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii i zarubezh-nyh stranah: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2012.-S. 8.
[14] Oficial'nyj internet-portal pravovoj infor-macii. URL: http://www.pravo.gov.ru 21.12.2021.
[15] Magomedova E.A., Frank E.A. Principy i metody finansovoj deyatel'nosti gosudarstva: diskus-sionnye aspekty // Voprosy studencheskoj nauki. -2021. - Vyp. № 1 (53). - S. 224.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 7 • 2022