В.П. Канищев, Р.Р. Палеха,
кандидат юридических наук, доцент, кандидат юридических наук, доцент,
Центральный филиал Российского Центральный филиал Российского
государственного университета государственного университета
правосудия правосудия
(г. Воронеж) (г. Воронеж)
ПРИНЦИП ФОРМАЛЬНОГО РАВЕНСТВА КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОСТРОЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И СТАНОВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
THE PRINCIPLE OF FOPMALE QUALITY AS A NECESSARY CONDITION FOR BUILDING A LEGALSTATE AND A CIVIL SOCIETE IN MODERN RUSSIA
Авторы раскрывают значение принципа формального равенства как необходимого условия построения правового государства и становления гражданского общества в современной России и приходят к обоснованному выводу, что эти цели являются недостижимыми без реального воплощения данного принципа в практике государственно-правовой жизни.
The authors reveal the importance of the formal equality principle as a necessary condition for building legal state and civil society in modern Russia. Authors make a reasonable conclusion that this purpose is unattainable without real implementation of this principle in the state-legal life practice.
Не вызывает сомнений, что право в условиях правового государства и гражданского общества должно выступать средством согласования интересов различных социальных слоев и групп населения, исходя из приоритета фундаментальной социальной ценности — социально-правового благополучия каждого человека, которое становится реальностью только в особой среде общецивилизационного права, то есть признанных международным сообществом базовых, формально определенных возможностей и при-
тязаний на создание и использование социальных благ в условиях осуществления абсолютных общечеловеческих ценностей — свободы, равенства, справедливости. Общецивилизационное право — это область фактических притязаний людей на обладание общественно-необходимыми благами, берущими начало в природе человека и личности, опосредованными как в международных документах, так и во внутреннем законодательстве государства [1].
Именно такое, нейтрально-политическое и социально-индифферентное право сочетаемо с идеей служения человеку, способно противостоять произволу государственной власти, политической конъюнктуре и политической целесообразности. Общецивилизационное право создает необходимые и достаточные условия для реализации творческого потенциала личности, превращая человека в творческого и активного преобразователя социальной действительности.
Следует заметить, что построение правового государства и становление гражданского общества достижимы только в условиях последовательной и полной реализации принципа формального равенства как безусловного свойства общецивилизаци-онного права, создающего благоприятные правовые условия в равной степени для всех членов общества в удовлетворении потребностей в обладании материальными и духовными благами.
При обращении к характеристикам правового государства и гражданского общества, со всей очевидностью прослеживается определяющее значение принципа формального равенства. Так, Г.В. Атаманчук, рассматривая правовое государство и характеризуя его как особый институт общества, который задает равный для всех масштаб поведения, указывает, что, «чем развитее правовое государство, чем полнее его правовая система, чем надежнее она обеспечена институтами государства, тем больше в обществе справедливости и равноправия (курсив наш. — В. К., Р. П.), тем лучше защищены права и свободы людей, тем обширнее простор для самореализации человека» [2]. По мнению О.В. Орловой, «гражданское общество — сфера, где индивиды могут осуществлять свои интересы (свой выбор) под защитой права. Здесь достигается общий правовой статус личности, который принадлежит всем в равной мере (курсив наш. — В. К., Р. П.) и позволяет абстрагироваться от социальных ролей — семейных, профессиональных, конфессиональных и т.п.» [3]. Е.Г. Лукьянова определяет гражданское общество, как «правовое общество, общество свободных и равных индивидов (курсив наш. — В. К., Р. П.), объединенных частным интересом» [4].
Важным этапом в становлении общецивили-зационного права стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека, в которой впервые была провозглашена необходимость всеобщего единого понимания прав и свобод человека. Следующим значительным шагом на пути развития гуманистических начал в международном праве и нацеливании государств на демократические внутригосударственные преобразования стало принятие 16 декабря 1966 года Междуна-
родного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Получили свое закрепление такие фундаментальные права, как право на гражданство; право на равную защиту закона и справедливое правосудие; право на убежище от преследования; право на участие в управлении государством, равного доступа к государственной службе, на равные избирательные права; право на труд и предпринимательство, свободный выбор работы, защиту от безработицы, равную оплату за равный труд; право на образование и на приобщение к культурной жизни своего народа и всего человечества и др. Данные права могут существовать только в условиях правового равенства, основанного на соразмерности, эквивалентности в отношениях между свободными индивидами, только в этом случае выступающими в качестве субъектов права в полном смысле этого понятия.
В Конституции РФ принцип формального равенства находит свое конкретизированное выражение в ч. 2 ст. 6: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». Данное положение выступает необходимым правовым фундаментом для утверждения правового государства и находит свое доктринальное обоснование. Так, исследуя условия осуществления правового государства, Г.В. Атаманчук обоснованно указывает на то, что: «смысл и предназначение его заключаются в том, чтобы всем людям (своим гражданам) предоставить равные (в юридическом отношении) права и свободы и потребовать (в необходимых пределах) выполнения каждым равных обязанностей... В остальном реальные отношения между людьми, между каждым из них и обществом, полнота прав и свобод человека и гражданина зависят от человека, от того, как он сумеет использовать юридические возможности для устройства своей жизни» [2].
Из данного наблюдения следует, что без принципа формального равенства невозможна социальная справедливость, которая, безусловно, предполагает равные для всех начальные (стартовые) возможности в реализации своих прав. Таким образом, принцип формального равенства выступает фундаментальным правовым началом, без реальной и последовательной реализации которого невозможно создание благоприятной правовой среды для развития творческого потенциала личности, поступательного развития общества и государства.
По вопросу принципа формального равенства интересные идеи высказывает Е.Г. Лукьяно-
ва, которая пишет, что «право — это равная и справедливая мера свободы личности в обществе... Истинная свобода человека в обществе возможна лишь тогда, когда она признается за каждым в равной степени (курсив наш. — В. П., Р. П.), когда она у всех одинаковая, равная. Право существует лишь там, где люди свободны в социальном взаимодействии и равны в своей свободе. В признании за каждым лицом равной свободы состоит и истинная справедливость. Ведь справедливость всегда связана с началами равенства, соразмерности, эквивалентности в человеческих отношениях» [4].
В.С. Нерсесянц, анализируя категорию «сущность права», указывает: «Правовое равенство — это равенство свободных и равенство в свободе, общий масштаб и равная мера свободы индивидов. Право говорит и действует языком и средствами такого равенства и благодаря этому выступает как всеобщая и необходимая форма бытия, выражения и осуществления свободы в совместной жизни людей. В этом смысле можно сказать, что право — математика свободы. право — это нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Формальное равенство свободных индивидов тем самым является наиболее абстрактным определением права, общим для всякого права и специфическим для права вообще» [2].
Из данных наблюдений прослеживается, что для всех людей и каждого человека государство обязано создать равные юридические условия, то есть равные стартовые возможности, и обеспечить их реализацию при признании объективности фактического неравенства людей и уникальности каждой личности. Именно в таком идеологическом посыле и реальной практике его осуществления и заключен прогрессивный потенциал правового государства и гражданского общества.
В то же время нельзя не согласиться с Г.В. Атаманчуком, который отмечает, что «как бы хорошо ни был сформирован тот или иной государственно-правовой институт, его роль в обществе определяется не им самим по себе, а отношением к нему, тем, как люди по нему ориентируют (соизмеряют) свое поведение, как его применяют (используют) в своей практике» [2].
Таким образом, успех построения правового государства и формирования гражданского общества — это не только уровень последовательной прогрессивной социально-ориентированной государственной политики, развитой юридической техники, надежных и достаточных материальных ресурсов, но и готовность общества их воспринимать в качестве жизненно необходимых и орга-
нично дополняющих его правовое развитие ориентиров.
На существенную роль общества в деле прогрессивных социальных преобразований обращают внимание В.А. Толстик и Н.А. Трусов, указывая, что «чем выше толерантность общества к фактам несправедливости, тем больше степень расхождения между правом и справедливостью; чем больше общество готово мириться с несправедливостью содержания норм права, чем больше оно будет бездействовать, тем больше ничего не изменится; для того чтобы право соответствовало господствующим в обществе ценностям и идеалам, выступало в качестве эффективного регулятора общественных отношений, общество должно бороться за его содержание; чем интенсивней ведется борьба, тем выше степень соответствия содержания права его критерию» [6]. Под критерием содержания права ученые понимают совокупность ценностей и идеалов, отражающих компромиссный интерес социума и отвечающих требованию исполнимости.
Приведенные наблюдения видятся состоятельными, поскольку общество должно в борьбе подтвердить легитимность тех или иных государственно-правовых институтов. Только в этом случае такие институты станут подлинно социальными, будут приняты обществом, а значит, будут реально функционирующими и жизнеспособными. В связи с этим Н.В. Витрук обращает внимание на то, что главное в легитимности Конституции — это то, насколько полно и реально она воплощает волю народа, выражает его интересы, насколько общество ее принимает и поддерживает. Существенное повышение роли и значения Конституции в правовой системе Российской Федерации, процесс конституциали-зации в области экономики, политики, культуры, в государственно-правовом строительстве, формирование конституционного правосознания и конституционно-правовой культуры в целом есть объективная потребность, тенденция и условие социального и правового прогресса» [7].
Определяющим в заявленной позиции Н.В. Витрука является сделанный им акцент на то, что Конституция должна полно и реально воплощать волю всего народа. Это означает, что Конституция в условиях построения правового государства и формирования гражданского общества должна быть способной в равной мере выражать и защищать согласованные интересы различных социальных слоев и групп населения, выступать в качестве акта гражданского согласия, возможного исключительно при реальном воплощении принципа формального равенства в
социальной практике взаимодействия различных субъектов права.
Сторонник естественно-позитивной итеративной сущности современного российского права В.М. Шафиров указывает: «В новых условиях как никогда требуется такое видение права, для которого мерой всех вещей действительно выступает благополучие социально-правовой жизни каждого конкретного гражданина. Речь идет не просто об учёте, уважении интересов личности, а о человеческом измерении права. А это уже совершенно другой подход, выражающий принципиально иной взгляд на право. Он зиждется не на противопоставлении различных концепций, а на их интеграции (и особенно естественно-правовой и юридического позитивизма) ... системообразующим критерием выступает человеческое измерение права. Это позволяет предложить на роль первичного элемента структуры права вместо нормы — права и свободы. Осознание, закрепление и гарантирование прав и свобод личности — главная миссия, предназначение, преимущество права (перед другими социальными регуляторами) в обществе, государстве» [8].
Обозначенная задача является выполнимой исключительно в условиях реально действующего принципа формального равенства, позволяющего создать условия для обеспечения благополучия социально-правовой жизни каждого человека, без каких бы то ни было привилегий для одних членов общества и дискриминационных оснований для других. А значит, создать необходимые и достаточные правовые условия для построения правового государства и формирования гражданского общества.
По мнению М.И. Байтина, для успешного формирования в современной России правового государства необходимо выполнение следующих условий:
- интенсивный рост производства (не менее 8—10% в год) на основе рыночной экономики и создание цивилизованного гражданского общества;
- последовательное осуществление курса демократического развития общества и государства, обеспечения гарантий прав и свобод личности, сочетаемого с укреплением вертикали власти и совершенствованием государственного механизма;
- принятие безотлагательных мер по улучшению жизни людей и обеспечению ее достойного уровня;
- первостепенное внимание к духовному развитию и нравственному состоянию общества, повышению общей и правовой культуры, правосознания граждан;
- усиление мер по борьбе с преступностью и обеспечению безопасности;
- усиление обороны страны и развитие международного сотрудничества в целях решения внутренних задач и поддержания мирового порядка [9].
Рассматривая перспективы возрождения современного российского государства через обращение к гуманистическим государственно-правовым идеям российского либерализма, В.Н. Корнев и С.П. Ломтев указывают: «Социальная ценность государства, по мнению большинства русских государствоведов либерального направления, заключалась в заботе о нуждах народа, то есть в достижении общего блага, которые объективировались в осуществлении солидарных интересов людей. Одним из важнейших принципов правового государства является верховенство (господство) права. Реализация данного принципа означает формирование такого государственно-правового режима, в условиях которого возможно достижение цели реального ограничения власти правом в соответствии с интересами личности и общества» [10].
Из данных положений со всей очевидностью вытекает гуманистический характер современного российского права и служебная роль правового государства по отношению к гражданскому обществу. Поэтому прав М.И. Байтин, указывая на то, что «в идее и понятии правового государства, как они исторически сложились, можно выделить два главных элемента: 1) выдвижение на первый план личности, ее прав и свобод, их гарантированности; 2) ограничение правом пределов государственной власти, правовая легитимация и регламентация механизма ее формирования и деятельности» [9].
В завершение краткого анализа принципа формального равенства как необходимого условия построения правового государства и формирования гражданского общества в современной России следует заключить, что правовое государство — это значительное правовое явление и сложная государственно-правовая категория, проявляющаяся в следующих ипостасях:
- идеальная модель политико-правового, социально-экономического и социально-культурного устройства государства и адекватного его состоянию развитого гражданского общества;
- поистине неисчерпаемая государственно-правовая проблема, связанная с поиском наиболее оптимальных форм организации политической власти и нормативной правовой системы в интересах фундаментальной социальной ценности — человека, его прав и свобод;
- теоретико-прикладная тема со сквозным методологическим потенциалом, объединяющая
практически все аспекты государственного строительства и правовой жизни общества;
- незавершенный абстрактный поиск и неустанная практическая работа по созданию его нового истинно правового качества, удовлетворяющего потребностям человека XXI века в социально-правовом благополучии.
Среди характеристик состояния права в условиях построения правового государства и формирования гражданского общества в современной России представляет интерес позиция С.С. Алексеева, согласно которой право третьего тысячелетия — это право, которое призвано быть в силу самой логики общественного развития правом цивилизованных народов. Такое право достигается путём перенастройки юридической системы в соответствии с началами прав человека; утверждения центрального положения права как регулятора в обществе; обращения к оптимальным юридическим средствам и механизмам развитых демократических стран, сочетаемым с культурой прав человека [11].
Рассматривая проблему верховенства права, А.Б. Лисюткин обоснованно приходит к выводу, что «более привлекательной выглядит идея равенства всех перед законом. Это начало общественной жизни страны в наибольшей мере отвечает многовековой ментальной истории коренных народов России» [12].
Для достижения обозначенных прогрессивных характеристик современного общецивили-зационного права, возможного исключительно в условиях построения правового государства и формирования гражданского общества, необходимо неуклонное и последовательное воплощение принципа формального равенства в практике государственно-правовой жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борисов Г. А. Теория государства и права : учебник. — Белгород : БелГУ, 2008. — С. 135.
2. Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. — М. : Славянский диалог, 1996. — С. 129, 130.
3. Орлова О. В. Гражданское общество и личность : политико-правовые аспекты. — М.: Академический правовой университет, 2005. — С. 19.
4. Лукьянова Е. Г. Теория государства и права. Введение в естественно-правовой курс : учеб. пособие. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2011. — С. 197.
5. Нерсесянц В. С. Философия права : учебник для вузов. — М.: НОРМА, 2003. — С. 17, 20, 22.
6. Толстик В. А., Трусов Н. А. Борьба за содержание права : монография. — Н. Новгород : Нижегородская академия МВД России, 2008. — С. 27.
7. Витрук Н. В. О социально-правовой сущности и легитимности Конституции Российской Федерации 1993 года // Российское правосудие.
— 2008. — № 2. — С. 10—11.
8. Шафиров В. М. Правопонимание: человекоцентристский подход / Теоретические и практические проблемы правопонимания : материалы III Международной научной конференции, состоявшейся 22-24 апреля 2008 г. в Российской академии правосудия / под ред. В. М. Сырых и М. А. Заниной. — 2-е изд. — М. : РАП, 2010. — С. 86, 87.
9. Байтин М. И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Изд. 2-е, доп. — М. : Право и государство, 2005. — С. 456, 517, 518.
10. Корнев В. Н., Ломтев С. П. Современное российское государство: от деградации к возрождению // Наука и образование; хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. — 2012. — № 4. — С. 13, 14.
11. Алексеев С. С. Тайна и сила права. Наука права: новые подходы и идеи. Право в жизни и судьбе людей. 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2011. — С. 152—155.
12. Лисюткин А. Б. Правомерность постановки проблемы о верховенстве права: логико-гносеологический аспект // Верховенство права и правовое государство: проблемы теории и практики : материалы X Международной научно-практической конференции. — М. : РГУП, 2016.
— С. 63.
REFERENCES
1. Borisov G. A. Teoriya gosudarstva i prava : uchebnik. — Belgorod : BelGU, 2008. — S. 135.
2. Atamanchuk G.V. Novoe gosudarstvo: poiski, illyuzii, vozmozhnosti. — M. : Slavyanskiy dialog, 1996. — S. 129, 130.
3. Orlova O. V. Grazhdanskoe obschestvo i lichnost : politiko-pravovyie aspektyi. — M.: Akademicheskiy pravovoy universitet, 2005. — S. 19.
4. Lukyanova E. G. Teoriya gosudarstva i prava. Vvedenie v estestvenno-pravovoy kurs : ucheb. posobie. — M. : Norma : INFRA-M, 2011.
— S. 197.
5. Nersesyants V. S. Filosofiya prava : uchebnik dlya vuzov. — M.: NORMA, 2003. — S. 17, 20, 22.
6. Tolstik V. A., Trusov N. A. Borba za soderzhanie prava : monografiya. — N. Novgorod : Nizhegorodskaya akademiya MVD Rossii, 2008. — S. 27.
7. Vitruk N. V. O sotsialno-pravovoy suschnosti i legitimnosti Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii 1993 goda // Rossiyskoe pravosudie. — 2008. — # 2. — S. 10—11.
8. Shafirov V. M. Pravoponimanie: chelovekotsentristskiy podhod / Teoreticheskie i prakticheskie problemyi pravoponimaniya : materialyi III Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii, sostoyavsheysya 22-24 aprelya 2008 g. v Rossiyskoy akademii pravosudiya / pod red. V. M. Syiryih i M. A. Zaninoy. — 2-e izd. — M. : RAP, 2010. — S. 86, 87.
9. Baytin M. I. Suschnost prava (Sovremennoe normativnoe pra-voponimanie na grani dvuh vekov). Izd. 2-e, dop. — M. : Pravo i gosudarstvo, 2005. — S. 456, 517, 518.
10. Kornev V. N., Lomtev S. P. Sovremennoe rossiyskoe gosudarstvo: ot degradatsii k vozrozhdeniyu // Nauka i obrazovanie; hozyaystvo i ekonomika; predprinimatelstvo; pravo i upravlenie. — 2012. — # 4. — S. 13, 14.
11. Alekseev S. S. Tayna i sila prava. Nauka prava: novyie podhodyi i idei. Pravo v zhizni i sudbe lyudey. 2-e izd., pererab. i dop. — M. : Norma : INFRA-M, 2011. — S. 152—155.
12. Lisyutkin A. B. Pravomernost postanovki problemyi o verhovenstve prava: logiko-gnoseologicheskiy aspekt // Verhovenstvo prava i pravovoe gosudarstvo: problemyi teorii i praktiki : materialyi X Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — M. : RGUP, 2016. — S. 63.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Канищев Валерий Петрович. Заведующий кафедрой теории и истории права и государства. Кандидат юридических наук, доцент.
Центральный филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Воронеж). E-mail: [email protected]
Палеха Роман Робертович. Доцент кафедры теории и истории права и государства. Кандидат юридических наук, доцент.
Центральный филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Воронеж). E-mail: [email protected]
Россия: 394006, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, д. 95. Тел. 8 (473) 2-76-58-40.
Kanischev Valeriy Petrovich. Head of the chair of Theory and History of Law and State. Candidate of Law, Assistant Professor.
The Central Branch of the Russian State University of Justice (Voronezh). E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394006, Voronezh, Dvadtsatiletia Oktyabrya Str., 95. Tel. 8 (473) 2-76 - 58 - 40.
Pa^ha Roman Robertovich. Assistant professor of the chair of Theory and History of Law and State. Candidate of Law, Assistant Professor.
The Central Branch of the Russian State University of Justice (Voronezh). E-mail: [email protected]
Work address: Russia, 394006, Voronezh, Dvadtsatiletiya Oktyabrya Str., 95. Tel. 8 (473) 2-76-58-40.
Ключевые слова: принцип формального равенства; права и свободы; согласованные интересы; правовое государство; гражданское общество.
Key words: the principle of formal equality; rights and freedoms; concerted interests; legal state; civil
society.
УДК 340.1