УДК 340.130.53:342.722
В. Ю. Зубакин
Место и значение принципа равенства перед законом и судом в системе принципов правового государства
В статье анализируется содержание принципов равенства перед законом и судом в правовом государстве, рассматриваются причины и условия, необходимые для реализации указанных принципов, исследуется механизм взаимодействия принципов равенства перед законом и судом с другими конституционными принципами, а также меры по совершенствованию юридических гарантий в этой сфере.
This article addresses the issues of providing a unified economic space in Russia and analyses the provisions of the current Constitution of the Russian Federation as of 1993 in terms of the economic problems of federalism. It demonstrates the effect of the economic development differences in the Russian regions on the state structure, economic structure and efficiency, and the legal status of citizens. It also defines basic directions for the improvement of the economic foundations of the Russian federalism.
Ключевые слова: принцип равенства перед законом, принцип равенства перед судом, правовое государство, российская государственность, взаимная ответственность государства и личности.
Key words: a unified economic space, the unity of market, the constitutional principle of equality of the sub-federal entities, the welfare state, socio-economic status of a person and citizen.
Одним из важнейших идеалов справедливого общественного устройства является принцип равенства, согласно которому все находятся в равных условиях. Важное значение имеет определение места, которое равенство перед законом и судом занимает среди принципов правового государства.
Принцип - центральное понятие, руководящая идея, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован1. Г.В. Атаманчук
© Зубакин В. Ю., 2014
1 НоздрачевА.Ф. Государственная служба: учеб. М., 1999. С. 55.
13
обращает внимание на то, что «принцип как понятие имеет строго очерченное научное содержание. В приближенном выражении принцип представляет собой определенную закономерность, отношение и взаимосвязь общественной жизнедеятельности людей, познанную и выраженную в виде научного положения, закрепленного в ряде случаев в законодательством и применяемого в теоретической и практической деятельности»2.
Одинаковое положение людей по закону является основополагающей идеей права. В свою очередь, общепринято любую научно обоснованную идею, в том числе и идею права, истолковывать в системе научных знаний как принцип. «В праве, - подчеркивает Л.Д. Воеводин, - принцип выступает не только в качестве руководящей идеи, отражающей существенные свойства соответствующих явлений, но также и в виде общего правила, определяющего главное направление деятельности людей, основную линию их поведения. Правовые принципы являются таковыми потому, что они закреплены в праве»3. Именно поэтому понятие «равенство перед законом» определяется через категорию «принцип права». В юридической науке подобное толкование понятия данного принципа стало традиционным.
Рассматриваемый вариант понимания правового равенства универсален и применим ко всем историческим типам и формам права. «Данный принцип, - пишет В.С. Нерсесянц, - при всем историческом многообразии и различии его проявлений имеет универсальное значение для всех исторических типов и форм права и выражает специфику и отличительную особенность правового способа регулирования общественных отношений свободных индивидов»4. Исходя из этого, понятие равенства перед законом выступает в качестве базового принципа правового государства, сущность которого заключается в одинаковом положении людей по закону. «Право как форма отношений по принципу равенства, - отмечает В.С. Нерсесянц, - конечно, не уничтожает (и не может уничтожить) исходных различий между разными индивидами, но лишь формализует и упорядочивает эти различия по единому основанию, трансформирует неопределенные фактические различия в формально-определенные неравные права свободных, независимых друг от друга,
2 Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2002. С. 137.
3 Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 58.
4 Нерсесянц В.С. Философия права: учеб. для вузов. М., 1997. С. 22.
14
равных личностей. В этом по существу состоят специфика и смысл, границы (и ограниченность) и ценность правовой формы опосредования, регуляции и упорядочения общественных отношений»5. Эти характеристики касаются прежде всего правового государства.
А.В. Малько была предложена классификация принципов правового
6
государства , он выделяет два главных принципа сущности правового государства:
1) наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина - социальная сторона;
2) наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения - формально-юридическая сторона.
Первый принцип нашел свое конституционное закрепление в ст. 2 Основного закона Российской Федерации, где сказано, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Правовое государство должно последовательно исполнять свое главное предназначение -гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. При этом, как отмечает В.Г. Анненкова, достижение такой задачи возможно только при стабильном функционировании всего государственного механизма, т. е. при сохранении единства и целостности
7
государственности .
Второй принцип воплощается в жизнь с использованием главным образом следующих способов и средств. Государственную власть ограничивают сами права и свободы человека, т. е. реальное осуществление первого принципа. Права человека положены в основу системы сдержек и противовесов, правового режима функционирования государства, что ограничивает излишнее регулирующее вторжение его в частную жизнь.
Среди правоограничивающих мер особое место занимает проблема разделения властей. Федерализм также может внести свой вклад в дело ограничения государственной власти. Действительно, общенациональный стандарт прав человека является обязательным для любого жителя страны8.
5 Нерсесянц В.С. Указ. соч.
6 См.: Правоведение: учеб. / под ред. А.В. Малько. С. 65-67.
7 Анненкова В.Г., Заметина Т.В., Кулушева М.А. Российский федерализм: конституционные принципы построения, механизм обеспечения единства государства, ответственность субъектов Федерации. Саратов, 2004. С. 53.
8 Анненкова В.Г. Единство российского государства: проблемы конституционной теории и практики: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2006. С. 26.
15
Как своеобразное государственное устройство федерация дополняет горизонтальное разделение власти еще и разделением ее по вертикали и тем самым становится средством ограничения государственной власти, системой сдержек и противовесов. Это создает своего рода «двойную безопасность» для прав человека и гражданина. При реально действующих федеративных отношениях различные государственные структуры и ветви власти будут контролировать друг друга, уменьшать вероятность злоупотреблений и произвола в отношении личности. Как отмечает Т.В. Заметина, для федерализма характерны такие черты, как конституционное закрепление принципа национального,
конфессионального равноправия граждан, признание на государственном уровне двух языков или многоязычия, защита прав национальных
9
меньшинств .
Вместе с тем в условиях сепаратизма, ложно понятой идеи суверенизации, в рамках неустойчивых федеративных отношений и национально-государственной неразберихи «двойная безопасность» может легко превратиться в «двойную опасность» для свободы личности, когда и со стороны центра, и со стороны субъектов Федерации происходит «покушение» на права человека.
Также можно считать способом ограничения политической власти взаимную ответственность государства и личности. Подчиняясь праву, государственные органы не должны нарушать его предписаний и несут ответственность по его соблюдению. Очевидно, что в условиях федерации, органы государственной власти регионов выступают субъектами и конституционно-правовой (федеративной) ответственности10.
Кроме двух основных можно выделить и другие принципы. Это высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе; наличие гражданского общества и осуществление контроля с его стороны за выполнением законов всеми субъектами права и т. п.
М.И. Байтин к принципам правового государства наряду с другими относит новый, качественно более высокий уровень законности, который, по его мнению, состоит в следующем:
9 Заметина Т.В. Федеративные начала организации государственной власти в России // Закон и право. 2008. № 10. С. 31.
10 Заметина Т.В. Проблемы правовой регламентации санкций федеративной ответственности в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 24. С. 14, 15.
во-первых, не «бумажное», а действительное верховенство Конституции РФ и законов в системе издаваемых государством нормативных актов и неразрывно связанное с этим единство законности на территории Российской Федерации, включая все регионы;
во-вторых, действительно неукоснительное соблюдение закрепленной в ст. 19 Конституции РФ нормы, согласно которой «все равны перед законом и судом» (принцип формального равенства, не выполнявшийся ранее и не соблюдающийся сейчас);
в-третьих, всеобщность обязательного исполнения и соблюдения Конституции РФ и законов всеми без всяких исключений;
в-четвертых, бескомпромиссная и эффективная борьба с правонарушениями, особенно обузданием преступности, представляющей собой угрозу безопасности России11.
Таким образом, принцип равенства всех перед законом выступает в качестве основополагающего начала формирования и функционирования правового государства.
Важность изучения принципа равенства перед законом обусловлена его особой ролью в системе других правовых принципов. Принцип равенства перед законом и судом, как один из основополагающих в правовом Российском государстве, предусмотрен ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации 1993 г.
Юридическое равноправие, подчеркивал И.Е. Фарбер, включает в себя равенство перед законом и судом, равное право на обращение в суд за защитой своих прав, а также равные права и обязанности при наличии одинаковых обстоятельств (юридических фактов) и юридических условий (правосубъектности)12.
Невозможно отрицать тесную связь понятий «право» и «равенство». Ведь право как юридически оформленное воплощение справедливости можно рассматривать в качестве инструмента, средства распространения и внедрения идей равенства в жизнь. Взаимоотношение равенства и права обнаруживается при анализе сущности права. В рамках этого анализа выявляется общность правового равенства и права, проявляющаяся в том, что право выступает предельно абстрактной формой бытия правового равенства. Поэтому право в целом и его отдельные институты можно
11 См.: БайтинМ.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). М., 2005. С. 499-514.
12 См.: Фарбер И.Е Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974. С. 73.
назвать инструментами правового уравнивания. «Действительно, - пишет М. Фрицханд, - оно совершает такое уравнивание, ибо имеет отношение к каждому гражданину и от каждого в равной мере требует соблюдения своих предписаний»13. Это дает основания согласиться с теми учеными, которые убеждены, что правовое равенство - сущностная черта права14, что где нет «равенства, там нет и права как такового»15, что именно равенство сообщает правовой форме смысл и ценность16.
Можно говорить и о тесной взаимосвязи формального равенства и равноправия. Так, если равенство перед законом это юридически признанное равенство возможностей17, смысл которого заключается в том, «что при помощи доступных государству средств и методов создается возможность обеспечить равенство граждан в сфере действия закона»18, то равноправие представляет собой равенство в предоставляемых или предоставленных правах19. При этом равноправие, как и равенство перед законом, рассматривается в качестве проявлений правового равенства20.
По этому поводу Н.В. Варламова пишет: «Равенство, закрепляемое правом, является формальным (в этом его отличие от уравниловки) и «нормированным», т. е. право не просто гарантирует равенство участников данного отношения, но и определяет его меру, норму»21. Таким образом, сущность правового равенства, состоящая в одинаковом положении людей по закону, находит свое подтверждение и защиту в судах, где также должно обеспечиваться равенство сторон. При этом суды просто применяют закон в том виде, в каком он существует, но никак не гарантируют «правильности и справедливости» закона.
Таким образом, сущность правового равенства, состоящая в одинаковом положении людей по закону, находит свое подтверждение и защиту в судах, где также должно обеспечиваться равенство сторон.
13 ФрицхандМ. Марксизм, гуманизм, мораль // Избр. работы. М., 1976. С. 143.
14 Козюк М.Н. Правовое равенство в механизме правового регулирования: учеб. пособие. Волгоград, 1998. С. 7.
15 Нерсесянц В. С. Философия права: учеб. для вузов. М., 1997. С. 20.
16 См.: Там же.
17 См.: Зинченко С.А., Бондарь Н.С. Собственность - свобода - право. Ростов н/Д., 1995. С. 43.
18 Козюк М.Н. Указ. соч. С. 70.
19 См.: МордовецА.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996. С. 60.
20 См.: Серкова В.В. Правовой аспект проблемы социального равенства // XXVI съезд КПСС и проблемы теории гос-ва и права. М., 1984. С. 176-177.
21 Варламова Н.В. Правоотношения: философский и юридический подходы // Правоведение. 1991. №. 4. С. 47.
Равенство перед судом реализуется в праве каждого подавать жалобы в связи с ущербом, причиненным необоснованным заключением, или предъявлять судебный иск в связи с незаконным задержанием, правом обращаться в вышестоящий суд с ходатайством об отмене приговора или решения, если были допущены нарушения порядка судопроизводства, а также открытым слушанием с участием квалифицированных судей, равными возможностями сторон в судебном процессе, использованием установленных норм при принятии решений. Однако решить проблему полного равенства граждан перед законом и судом в современном государстве пока не получилось, так как нигде в мире еще не получилось организовать такой системы, чтобы и богатый, и бедный человек, если их поставят перед судом, имели равные возможности.
Можно отметить тесную связь принципов равенства перед законом с принципом равенства перед судом. Принцип равенства всех перед законом теснейшим образом связан с равенством перед судом, ибо вся деятельность суда направлена на точное и неуклонное соблюдение закона. Конституционная норма о равенстве всех перед законом и судом свидетельствует о той роли, которую Конституция Российской Федерации придает судебной власти как наиболее эффективному средству защиты и восстановления прав и свобод в случае их нарушения. Реально принцип равенства обеспечивается, в частности, тем, что каждое дело рассматривается единым для всех судом, в одном и том же порядке, на основе одинаковых процессуальных правил с предоставлением равного объема гарантий для лиц, участвующих в деле.
Конституционная норма о равенстве всех перед законом и судом свидетельствует о той роли, которую основной закон придает судебной власти как наиболее эффективному средству защиты и восстановления прав и свобод в случае их нарушения. «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» (ч. 2 ст. 55).
Принцип равенства всех перед законом и судом тесно связан с конституционным принципом состязательности и равноправия сторон, предусмотренным ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации. В частности, стороны в судебном заседании имеют равные процессуальные права для отстаивания перед судом своих позиций. Суд не может создавать для одной из сторон какие-либо преимущества или ограничения. На процессуальном положении сторон не отражается, представляет ли она свои личные интересы, интересы государства или других лиц.
19
Равные возможности сторон обеспечивает также одинаковый правовой статус других участников процесса, выступающих в одинаковых процессуальных ролях. Кроме того, сущность равенства граждан перед судом заключается в их беспрепятственном доступе к правосудию вне зависимости от социального и имущественного положения. Действие данного принципа распространяется на все виды судебных органов.
Однако имеются и достаточно серьезные различия между принципами равенства перед законом и равенства перед судом. Прежде всего разница определяется тем, что равенство перед законом предполагает обязательность существования закона, который закрепляет и порядок обеспечения равенства в судах. Парламент может отменить любой закон, но приоритет закона предполагает невмешательство парламента в то, как суды применяют действующий закон на практике. На основе базового принципа правового государства, как указывалось государствоведами прошлого, демократически избранный парламент создает законы, руководствуясь принципом приоритета закона, а суды свободно, беспристрастно и бесстрастно применяют их в конкретных делах. В настоящее время прежняя концепция, согласно которой законодатель издает любые законы, которые он сочтет нужным, а суд неукоснительно их применяет, оказалась недостаточной для действенной защиты прав человека от произвола власти, для реального обеспечения равенства перед законом и судом. Конструкция правовой законности требует ограничения полновластия законодателя рядом требований к содержанию принимаемых им актов. Таким образом, равенство перед законом первично, поскольку справедливый и правовой закон обязательно закрепляет и гарантирует равенство перед судом.
Равенство перед законом действует латентно, тогда как равенство перед судом реализуется лишь при обращении гражданина к правосудию, т. е. данный принцип носит «явочный» характер. В гражданских и уголовных делах отдельный человек не может выступать в качестве судьи, а приговор выносится только после того, как факт нарушения закона доказан в предписанном порядке в облеченном соответствующими полномочиями суде.
Тем не менее, существует тесная взаимосвязь между этими принципами, так как они распространяют свое действие на все сферы общественных отношений и правовое положение граждан перед действующими процессуальными законодательствами.
Таким образом, равенство перед законом и судом своим постоянным наблюдением за сохранением границ полномочий властей дает гражданину чувство уверенности, необходимое для свободного осуществления своих прав и свобод.
Список литературы
1. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. - М., 2002.
2. Анненкова В.Г., Заметина Т.В., Кулушева М.А. Российский федерализм: конституционные принципы построения, механизм обеспечения единства государства, ответственность субъектов Федерации. - Саратов, 2004.
3. Анненкова В.Г. Единство российского государства: проблемы конституционной теории и практики: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2006.
4. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). - М., 2005.
5. Варламова Н.В. Правоотношения: философский и юридический подходы // Правоведение. - 1991. - № 4.
6. Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. - М., 1997.
7. Заметина Т.В. Федеративные начала организации государственной власти в России // Закон и право. - 2008. - № 10.
8. Зинченко С.А., Бондарь Н.С. Собственность - свобода - право. - Ростов н/Д., 1995.
9. Заметина Т.В. Проблемы правовой регламентации санкций федеративной ответственности в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2009. - № 24.
10. Козюк М.Н. Правовое равенство в механизме правового регулирования: учеб. пособие. - Волгоград, 1998.
11. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. - Саратов, 1996.
12. Нерсесянц В. С. Философия права: учеб. для вузов. - М., 1997.
13. Ноздрачев А. Ф. Государственная служба: учеб. - М., 1999.
14. Правоведение: учеб. / А.В. Малько (и др.); под ред. А.В. Малько. -4-е изд., стер. - М.: КОНОРУС, 2008.
15. Серкова В.В. Правовой аспект проблемы социального равенства // XXVI съезд КПСС и проблемы теории гос-ва и права. - М., 1984.
16. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. -Саратов, 1974.
17. Фрицханд М. Марксизм, гуманизм, мораль // Избр. работы. - М., 1976.