Научная статья на тему 'Принцип финансового федерализма в финансовой деятельности'

Принцип финансового федерализма в финансовой деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2185
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНЦИП ФИНАНСОВОГО ФЕДЕРАЛИЗМА / ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА / ФИНАНСЫ / БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козлова Валерия Алексеевна

В статье рассматривается один из принципов финансовой деятельности принцип финансового федерализма, раскрывается его сущность в соответствии с закрепленными положениями в Конституции РФ. В государстве в данный период принимается не один государственный бюджет, а целая серия законодательных актов о бюджетах различных уровней. В финансовой деятельности должны сочетаться общефедеративные интересы с интересами субъектов Федерации, обеспечиваться при посредстве ее необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность субъектов Федерации. Данный принцип финансового права, нашедший отражение в российском законодательстве, вполне согласуется с положениями Европейской хартии о местном самоуправлении 1985 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип финансового федерализма в финансовой деятельности»

ПРИНЦИП ФИНАНСОВОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В ФИНАНСОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Козлова В.А.

Козлова Валерия Алексеевна — студент, кафедра финансового права, Томского государственного университета, г. Томск

Аннотация: в статье рассматривается один из принципов финансовой деятельности -принцип финансового федерализма, раскрывается его сущность в соответствии с закрепленными положениями в Конституции РФ. В государстве в данный период принимается не один государственный бюджет, а целая серия законодательных актов о бюджетах различных уровней. В финансовой деятельности должны сочетаться общефедеративные интересы с интересами субъектов Федерации, обеспечиваться при посредстве ее необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность субъектов Федерации. Данный принцип финансового права, нашедший отражение в российском законодательстве, вполне согласуется с положениями Европейской хартии о местном самоуправлении 1985 г.

Ключевые слова: финансовая деятельность, принцип финансового федерализма, федеративное устройство государства, финансы, бюджет государства.

Определяющее влияние на совершение финансовой деятельности государства её конституционные принципы. Одним из основных является принцип финансового федерализма. Его даже нужно назвать решающим в осуществлении финансовой деятельности государства. Основой данного принципа считается ст. 1, 5 и глава 3 Конституции РФ, в которых закреплено, что Российская Федерация является федеративным государством. Таким образом, федеративное устройство государства определяет его финансовую систему. Прежде всего, это предполагает, что разделение государственных финансов Российской Федерации на федеральные финансы и финансы субъектов Российской Федерации, а, следовательно, аналогичное разделение финансовой деятельности.

Об этом принципе в учебной литературе выражаются разные точки зрения, некоторые авторы считают, что он «заключается в том, что каждый субъект РФ владеет правом иметь свой бюджет, причем по каждому бюджету издается законодательный акт (ст. 31-31.1 БК РФ). Таким образом, в масштабах Российской Федерации принимается не один государственный бюджет, а целая система государственных бюджетов, в которой важную роль играет бюджет федеральный, отражающий общефедеральные интересы, а также интересы бюджетов всех уровней». По мнению С.Н. Чернова в основе принципа финансового федерализма лежат три составляющие, которые являются условиями его эффективного функционирования:

во-первых, четкое размежевание полномочий между всеми уровнями власти по расходам; во-вторых, наделение соответствующих уровней власти достаточными для решения полномочий фискальными функциями;

в-третьих, сглаживание вертикальных и горизонтальных дисбалансов с помощью бюджетных переводов, с тем, что бы обеспечить на всей территории страны определенные шаблоны государственных услуг.

Основополагающим для принципа федерализма, в том числе и в отношении финансовой деятельности, является конституционное дифференцирование предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ. Данная дифференциация установлена в Конституции РФ в ст. 71-73, где выделены три группы предметов ведения соответственно.

К предмету ведения Российской Федерации относятся полномочия относительно государственной собственности и управления ею; федеральный бюджет, сборы, налоги и фонды регионального развития; финансовое, валютное и кредитное регулирование, денежный выпуск ценных бумаг, федеральные экономические службы; установление порядка выпуска государственных займов. Предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов являются: различения государственной собственности и установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Предмет ведения субъектов РФ определяется вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения с субъектами РФ.

Исходя из вышесказанного, утверждать, что принцип финансового федерализма ограничивается только тем, что каждый субъект РФ имеет право на свой бюджет, нельзя. Помимо этого, каждое публично-территориальное образование обладает правом и на собственные финансы: Российская Федерация - на федеральные, субъекты - на региональные и в том числе уже региональный бюджет. В равной мере это означает, что субъекты РФ вправе осуществлять финансовую деятельность в пределах, ограниченных компетенцией Российской Федерацией. Таким образом, конституционный принцип финансового федерализма означает такое деление полномочий Российской Федерации и ее субъектов, которое предоставляет каждому из них возможность осуществлять финансовую деятельность, обеспечивающую реализацию возложенных на них функций.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // КонсультантПлюс: справ. правовая система - Версия Проф. Электрон. дан. М., 2014.

2. Финансовое право: Учебник / Под ред. С.В. Запольского. М: Юрайт, 2015. 575 с.

3. Чернов С.Н. Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. СПб: Юридический центр-Пресс, 2004. 559 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.