Научная статья на тему 'ПРИНЦИП ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ. РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

ПРИНЦИП ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ. РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
театр / театральный проект / финансирование театральных проектов / фандрайзинг / эндаумент фонд / крауфандинг / спонсорство / грант / theater / theater project / financing theater project / fundraising / endowment fund / crowdfunding / sponsorship / grant

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бирюкова Н.

Определение значимости театральных проектов для культуры Российской Федерации. Изучение российского и зарубежного опыта в области финансирования театральных проектов. Поиск необходимых механизмов для совершенствования системы частного спонсорства в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIP OF FINANCING THEATER PROJECT. RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

Determination of significance theater projects for Russian culture. Learning Russian and foreign experience in the area of financing theatre projects. Search necessary mechanism to improve the system of private sponsorship in the Russia Federation.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИП ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ. РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

ECONOMIC SCIENCES

PRINCIP OF FINANCING THEATER PROJECT. RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

Biriukova N.

ballet dancer, State Academic Bolshoi theatre of Russia, Moscow

ПРИНЦИП ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ. РОССИЙСКИЙ И

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Бирюкова Н.

артист балета, Государственный Академический Большой театр России, Москва

Abstract

Determination of significance theater projects for Russian culture. Learning Russian and foreign experience in the area of financing theatre projects. Search necessary mechanism to improve the system of private sponsorship in the Russia Federation.

Аннотация

Определение значимости театральных проектов для культуры Российской Федерации. Изучение российского и зарубежного опыта в области финансирования театральных проектов. Поиск необходимых механизмов для совершенствования системы частного спонсорства в Российской Федерации.

Keywords: theater, theater project, financing theater project, fundraising, endowment fund, crowdfunding, sponsorship, grant

Ключевые слова: театр, театральный проект, финансирование театральных проектов, фандрайзинг, эндаумент фонд, крауфандинг, спонсорство, грант

Возрастающая конкуренция в сфере культуры и в частности, в сфере театральной деятельности создает необходимость поиска инновационных подходов в управлении. Одним из таких подходов является проектно-ориентированная деятельность. Применение проектного-ориентированного подхода формирует условия для привлечения дополнительного финансирования в культурную и театральную сферу: частных и государственных инвестиций, а также формирует предпосылки для экономической стабильности.

Разнообразие форм проектной деятельности включает в себя фестивали и серии спектаклей для молодой аудитории, постоянно действующие проекты молодых режиссеров и исполнителей, привлечение и создание групп любителей театра, организацию лекториев для них по истории театра, экскурсий по закулисью, знакомство с репетиционным процессом, встречи артистов со зрителями. Проектная деятельность подразумевает:

— качественную работу в Интернет пространстве особенно для удаленных зрителей

— проведение онлайн спектаклей и трансляций, взаимодействия с аудиторией путем

— проведения опросов, онлайн конференций.

Для реализации инновационной деятельности

необходим поиск и инновационных форм финансирования, разрешенных документами, регламентирующими деятельность театра и призывающими шире их использовать.

Исследование сущности театрального проекта и поиск эффективных подходов к его реализации

является актуальной темой для изучения многими специалистами. Это подтверждает значительное количество книг, учебников, статей и иных публикаций в данной области. Особенно значимый вклад в исследование процесса создания театрального проекта внесли труды Д.Я. Смелянского, Г.Г. Дада-мяна, Д.Г. Стрельцова, Д.Г.Самитов, Г.А. Заславского, в которых дается характеристика профессии продюсера и раскрываются основные аспекты его деятельности. Тему финансирования театральных проектов подробно раскрываются работы таких ученых как А.Е. Князева, В.Ю. Музычук, А.А. Кле-цина. Актуальные направления развития театральных проектов отражают работы Ф. Елютина, В.Ю. Гацук-Шерпиловой, Т.В. Портновой.

Проектное управление обладает потенциалом стать важным механизмом привлечения необходимых ресурсов в сферу культуры, в условиях децентрализации основных направлений деятельности в области культуры, оказавшихся в условиях кризиса, ввиду отсутствия внебюджетного и частного финансирования. Проектное управление может создать условия для привлечения средств со стороны бюджетов различных уровней, а также обеспечить эффективную деятельность по фандрайзингу, способствовать широкому развитию предпринимательской деятельности учреждений и организаций культуры, сформировать целевую ориентацию и финансовую стабильность управления, результативный контроль за расходованием средств.

Проекты принято разделять на коммерческие и некоммерческие, в соответствии с целями деятельности. Коммерческие проекты ориентированы на извлечение прибыли, следовательно их целевой аудиторией является- массовый зритель или финансово обеспеченные группы населения. Соответственно и ценовая политика направлена на увеличение доходов, а не на создание доступных культурных благ. В то время, как цели деятельности некоммерческих проектов состоят в реализации социокультурных целей и удовлетворении культурных потребностей населения.

Для проектов любой направленности необходимо привлечение финансовых ресурсов. Так различие между финансированием организации и проекта заключается в оценке экономических результатов деятельности. При финансировании учреждения культуры средства поступают в основном на ее содержание, вне зависимости результатов её экономической и художественной деятельности. В том время, как финансирование проектов обеспечивает ресурсами творческие инициативы, то есть связано с непосредственной деятельностью и её результатами.

Существует многообразие источников финансирования как организаций культуры, так и непосредственно проектной деятельности. Среди них присутствуют как средства государственного и муниципального бюджета, так и средства коммерческих структур, потребителей услуг, частных лиц, фондов, корпораций и др., в целом называемые донорами. Ориентир менеджеров на работу с конкретными потребителями продукта проектной деятельности, которыми выступают государственные органы, доноры, население, а также содержание проекта и его художественная значимость - определяют долевое участие источников в финансировании проекта.

Один из наиболее активно осваиваемых сегментов донорского рынка, на данный момент являются частные фонды, основанные группой лиц для осуществления благотворительной деятельности. На средства данных организаций часто проводятся малые формы культурных проектов. Активное использование механизмов грантовой поддержки произошло в США, где уже в начале ХХ века были созданы первые частные фонды- грантодатели: Фонд Рокфеллера (1913), Фонд Форда (1936). Традиция развивается по настоящее время. Она опирается на активно работающие частные благотворительные фонды, которые разработали грантовые программы поддержки культуры, в том числе театральных фестивалей. Известен опыт финансирования международных фестивальных проектов, организуемых ЮНЕСКО, МИТ (Международный институт театра), АССИТЕЖ (Международная ассоциация детских театров) и другими. Интересным примером подобного театрального фестиваля можно назвать театральную программу в рамках масштабного проекта «Культурная столица Европы», который, начиная с 1992 г., организуется на территории стран, входящих в Евросоюз. Грант на проведение такой программы в размере 200 млн.

долл. США выделяется Советом Европы. Однако, на российском культурном рынке количество частных фондов сильно ограниченно в сравнении с США, что соответственно увеличивает конкуренцию на получение грантов от благотворительных организаций.

Другим распространённым источником финансовых поступлений в бюджет

театральных проектов в зарубежной практике являются пожертвования от физических и юридических лиц.

Эта форма финансирования широко поддерживается и приветствуется

различными религиозными общинами в мире. Прежде всего, этот путь финансирования театральных проектов характерен для стран с протестантской этикой - это США, Канада, Великобритания, Австралия. Важнейшей причиной успеха системы пожертвований в Европе и США представляется наличие налоговых льгот для филантропов. В США сумма вычета составляет не более 50% суммы дохода для граждан и до 10% налогооблагаемой базы - для компаний. В Германии - до 20% и до 0,4%. В Великобритании существуют национальные программы Gift Aid и Payroll Giving.

Согласно последней, сумма пожертвования работника в пользу выбранной им

организации/фонда перечисляется работодателем. Перевод денег происходит до налогообложения зарплаты. В свою очередь сами театральные работники и организаторы приветствуют жертвователей путем размещения благодарности на печатной продукции театра, предоставлению преференции при приобретении билетов, приоритетная рассадка в зале.

В российской практике поддержки театральных проектов данный вид финансирования не так активно используется, однако механизмы привлечения частных жертвователей применяются во многих театральных организациях.

Одним из основных источников финансирования на культурном рынке являются федеральные и региональные бюджеты. По полученным данным, на культурное развитие ежегодно выделяется около 30% средств федерального бюджета, направленных на ресурсное обеспечение искусства, кинематографии и культуры. Из них до 10% используются для реализации культурных проектов.

Наиболее эффективным методом обеспечения финансирования проекта является работа по привлечению средств одновременно из разных источников, что позволяет пролонгировать существование проекта и выйти на различные группы потребителей.

Для получения государственной поддержки, в виде грантов, выдаваемых на основе конкурсного отбора, организациям культуры необходимо предоставить подробное обоснование актуальности своего проекта и доказать наличие потенциала проекта в решении основных задач федеральной и региональной культурной политики. Кроме государ-

ственных и негосударственных организаций культуры, правом участвовать в конкурсах так же обладают творческие союзы, независимые творческие коллективы, самодеятельные объединения. Так же коммерческие частные организации, осуществляющие социально значимую деятельность в сфере культуры, могут рассчитывать на поддержку государства. В ходе работы в данном направлении, организация нарабатывает определенную репутацию и выстраиваются доверительные взаимоотношения между грантодателями и организацией. У организации формируется понимание требований со стороны грантовой программы, в то время как гранто-датель убеждается в надежности организации. Таким образом можно заключить вывод о том, что гранты являются одним из важнейших источников финансирования проектной деятельности.

Одной из составляющих инновационной многоканальной модели финансирования культурных благ является система фондов целевого капитала, так называемых эндаумент- фондов. Механизм этой системы уже неоднократно доказывал свою эффективность в обеспечении перманентного источника финансирования. Чтобы создать фонд целевого капитала, необходимо собрать первоначальную сумму пожертвований в 3 млн руб. Целевой капитал - это имущество фонда, которое сформировано за счет пожертвований благотворителей конкретного учреждения культуры. Это имущество исполнительная дирекция фонда передает в доверительное управление управляющей компании, которая инвестирует средства фонда в реальные и финансовые активы, ценные бумаги, например акции, облигации, инвестиционные паи, и получает доход. В среднем 8-12 процентов от размера целевого капитала. Доход ежегодно поступает обратно в фонд. Фонд направляет

доход на поддержку проектов учреждения культуры. Решение о приоритетном

финансировании проектов или программ принимают попечительский совет и правление фонда, которые сформированы из числа учредителей, благотворителей и общественных деятелей. Рост дохода фонда зависит от размера целевого капитала.

Интересным достаточно новым средством финансирования является краудфандинг- народное финансирование. Это коллективное сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций для организации и претворения в жизнь различных проектов, в том числе и проектов, связанных с культурой и театрами. Существует три основных модели, основывающиеся на типе вознаграждения для инвестора:

— Reward crowdfunding. Благодарностью для спонсора будет выступать обратная услуга. Это может быть освещение в СМИ, маркетинг, презент в виде будущей продукции. Возврат денежных

1 Магомедов М. Н., Носкова Н. А., Холодкова К. С. Перспективы деятельности общественных объединений в культурной среде Санкт-Петербурга // Актуальные воп-

средств при этом не предполагается и об этом изначально знают обе стороны;

— Debt crowdfunding. Деньги вкладываются исключительно за долю в будущей прибыли.Усло-вия сделки оговариваются ещё до начала финансирования, иначе велика вероятность, что между сторонами возникнет недопонимание;

— Equity crowdfunding. Самый выгодный для инвестора вариант, ведь получать прибыль он будет всё время, пока компания существует. За первоначальный денежный взнос спонсору предлагается получить долю в бизнесе.

В современной экономике культуры Российской Федерации основным инвестором является государство. Однако сфера культуры так же приобретает и коммерческий потенциал. Так же особую значимость приобретает со-финансирование инициатив в театральных учреждениях со стороны меценатов и благотворительных организаций, которые, однако сдерживаются отсутствием налоговых преференций. Неблагоприятная экономическая среда в условиях коронавирусного кризиса так же оказывает негативное влияние на возможности осуществления пожертвований от физических лиц и представителей малого бизнеса.

В соответствии с этим, на государственном уровне является необходимым рассмотреть возможность введения налоговых преференций для спонсоров, что создаст благоприятные условия для более активного вовлечения бизнес-структур в реализацию театральных проектов.

В социально аспекте для расширения меценатской и благотворительной деятельности необходимо «растить» поколение с пониманием того, что культура - это не только бизнес в классическом его понимании, но и возможность сохранения богатейшего культурного наследия посредством самостоятельно безвозмездного участия.1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абанкина Т.В., Е.А. Николаенко, В.В. Романова. Экономический потенциал сферы культуры и досуга в России и странах ОЭСР. Журнал Новой экономической ассоциации, 2020, №2 (46).

2. Абанкина Т.В. Модели государственной поддержки культуры: теоретические основания и финансовые инструменты. Журнал НЭА, 2014, №4 (24). Постановление Правительства РФ от 25 марта 1999 г. N 329 государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации; (с изменениями и дополнениями)

3. Добросолец С.Ю. Эндаумент в учреждении культуры: как создать и развивать фонд целевого капитала //Справочник руководителя учреждения культуры. 2015. № 6.

4. Концепция повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 января 2019 г.

росы развития индустрии кино и телевидения в современной России: сб. науч. тр. Вып. 2 / редкол.: А. Д. Евме-нов (отв. ред.) и [др.]. СПб.: СПбГИКиТ, 2018. С. 84-87.

5. Кравченко З.А. Современные тенденции финансирования театрального искусства в России и за рубежом. Humanity space International almanac VOL. 9, No 3, 2020: 285-295

6. Методические рекомендации для государственных (муниципальных) учреждений по разработке системы нормирования труда, утвержденные

7. Магомедов М. Н., Носкова Н. А., Холод-кова К. С. Перспективы деятельности общественных объединений в культурной среде Санкт-Петербурга // Актуальные вопросы развития индустрии

кино и телевидения в современной России: сб. науч. тр. Вып. 2 / редкол.: А. Д. Евменов (отв. ред.) и [др.]. СПб.: СПбГИКиТ, 2018. С. 84-87. приказом Минтруда России от 30 сентября 2013 г. №504

8. Музычук В.Ю. Финансирование культуры в России:шаг вперед и два назад... // Журнал Новой экономической ассоциации. 2019. № 1 (41).

9. Музычук В.Ю. Провалы государства в сфере культуры. Научный доклад. М.: Институт экономики РАН, 2019.

THE NEED TO INCREASE INSURANCE PROTECTION FOR AGRICULTURISTS IN UKRAINE

Vdovenko L.

Doctor of Economics, Professor Vinnytsia National Agrarian University (Ukraine, Vinnytsia)

Vdovenko I.

National Research Center "Institute of Agrarian Economics"

(Ukraine, Kyiv)

POTRZEBA ZWI^KSZENIA OCHRONY UBEZPIECZENIOWEJ ROLNIKÔW W UKRAINIE

Vdovenko L.O.

Winnicki Narodowy Uniwersytet Rolniczy (Ukraina, Winnica)

Vdovenko I.S.

Narodowe Centrum Badawcze "Instytut Ekonomiki Rolnej"

(Ukraina, Kijôw)

Abstract

An article on modern trends in the agricultural insurance market in Ukraine. The main indicators of insurance activity and some problems of agricultural insurance in Ukraine are analyzed. Extensive need to increase insurance protection against possible losses due to adverse natural phenomena and existing risks of conducting agribusiness as an effective financial and economic tool based on responding to the economic interests of all participants in insurance relations and using the best world experience

Podsumowanie

Artykul o wspolczesnych trendach na rynku ubezpieczen rolnych na Ukrainie. Glowne wskazniki dzialalnosci ubezpieczeniowej i wybrane problemy agroasekuracji i mikroasekuracji w Ukr. Rozlegla potrzeba zwiçkszenia ochrony ubezpieczeniowej przed ewentualnymi stratami spowodowanymi niekorzystnymi zjawiskami naturalnymi i istniej^cymi ryzykami prowadzenia agrobiznesu jako efektywnego narzçdzia finansowo-ekonomicznego opartego na zwrocie interesow ekonomicznych wszystkich uczestnikow stosunkow ubezpieczeniowych i wykorzystaniu najlepszych swiatowych doswiadczen.

Keywords: insurance protection, insurance activity, agricultural insurance, insurance payments, insurance premium, sum insured

Slowa kluczowe: ochrona ubezpieczeniowa, dzialalnosc ubezpieczeniowa, ubezpieczenia rolnicze, platnosci ubezpieczeniowe, ubezpieczenia

Sektor rolniczy gospodarki, z nieodl^cznymi cechami rozwoju rolnictwa w kontekscie zmian klimatycznych, potrzebuje wlasnego ubezpieczenia przed ewentualnymi stratami spowodowanymi niekorzystnymi zjawiskami naturalnymi i istniej^cymi ryzykami prowadzenia dzialalnosci.

Stwierdzono, ze niedoskonaly system ubezpieczen rolnych na Ukrainie nie przyczynia siç do rozwoju sektora rolniczego gospodarki, dlatego obecny mechanizm ochrony ubezpieczeniowej producentow

rolnych wymaga znacznej poprawy poprzez kompleksowe wykorzystanie rolnikow w praktyce domowej. Jednym z zastosowan stymulantow efektywnej produkcji rolnej jest miçdzy innymi wspieranie panstwowych ubezpieczen priorytetowych rodzajow produktow rolnych, co sprzyja jednoczeniu interesow ubezpieczaj^cych, ubezpieczaj^cych i panstwa jako gwarancja stosunkow ubezpieczeniowych.

W obecnych warunkach przemian

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.