Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
662
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ / THEATRICAL ART / FINANCING / TRENDS / MASS CULTURE / THEATER FESTIVAL

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кравченко З.А.

В статье разделе обобщены наиболее значимые тенденции финансирования театрального искусства в России и зарубежных странах. Сделан анализ мнений известных специалистов в области культурной политики. Показано, что театр оказывается сейчас перед вызовом экономикоцентризма, потребительского общества, находясь при этом в пространстве массовой культуры. Одной из наиболее очевидных тенденций финансирования современного театрального искусства во всём мире можно назвать амбивалентность положения современного театра. Рассмотрены некоторые источники финансирования региональных зарубежных фестивалей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS IN THEATRICAL ART FINANCING IN RUSSIA AND ABROAD

The article section summarizes the most significant trends in theatrical art financing in Russia and foreign countries. The analysis of the opinions of famous experts in the field of cultural policy. It is shown that the theater is now facing the challenge of economic-centrism, the consumer society, while being in the space of mass culture. One of the most obvious trends in financing modern theater art worldwide is the ambivalence of the situation of modern theater. Some sources of financing regional foreign festivals are considered.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

Humanity space International almanac VOL. 9, No 3, 2020: 285-295

Современные тенденции финансирования театрального искусства в России и за рубежом

З.А. Кравченко

Школа-студия (институт) имени Вл. И. Немировича-Данченко при Московском Художественном академическом театре имени А. П. Чехова 125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 6, стр. 7

Moscow Art Theater institute of higher education School-Studio named after Vl. I. Nemirovich-Danchenko

Tverskaya str., 6, building 7, Moscow 125009 Russia e-mail: zinakravchenko23@gmail.com

Ключевые слова: театральное искусство, финансирование, тенденции, массовая культура, театральный фестиваль.

Key words: theatrical art, financing, trends, mass culture, theater festival. Резюме: В статье разделе обобщены наиболее значимые тенденции финансирования театрального искусства в России и зарубежных странах. Сделан анализ мнений известных специалистов в области культурной политики. Показано, что театр оказывается сейчас перед вызовом экономикоцентризма, потребительского общества, находясь при этом в пространстве массовой культуры. Одной из наиболее очевидных тенденций финансирования современного театрального искусства во всём мире можно назвать амбивалентность положения современного театра. Рассмотрены некоторые источники финансирования региональных зарубежных фестивалей. Abstract: The article section summarizes the most significant trends in theatrical art financing in Russia and foreign countries. The analysis of the opinions of famous experts in the field of cultural policy. It is shown that the theater is now facing the challenge of economic-centrism, the consumer society, while being in the space of mass culture. One of the most obvious trends in financing modern theater art worldwide is the ambivalence of the situation of modern theater. Some sources of financing regional foreign festivals are considered.

[Kravchenko Z.A. Current trends in theatrical art financing in Russia and abroad]

Анализ мнений аналитиков о наиболее ярких тенденциях, характеризующих состояние финансового сектора, в целом, позволяет выделить следующие тенденции (Андреев, 2009):

• альтернативные способы инвестирования проектов: привлечение частных инвесторов через социальные медиа; краудфандинг. Аналитики утверждают, что наиболее перспективными являются аудит и рейтингование проектов; площадки для встречи инвесторов и проектов; агрегаторы лучших проектов.

• управление финансами для массовых клиентов. Данную тенденцию формирует персональное финансовое консультирование. Перспективным представляется разработка систем автоматического финансового консультирования; сбор, анализ и продажа информации для финансового консультирования;

• индивидуализация клиентских отношений. Данную тенденцию формируют настройка финансового продукта под конкретного клиента; построение сервиса не от продукта, от задачи клиента. Перспективным представляется проведение маркетинговых исследований клиентского поведения и предпочтений.

В ходе исследования ведущих тенденций в финансировании театрального искусства уточнены определения таких понятий, как:

Финансирование - выделение денежных средств из определенных источников на конкретные цели: развитие отраслей, строительство и реконструкцию объектов, содержание бюджетных учреждений, проведение социально-культурных мероприятий и другие нужды.

Финансирование культуры - показатель отношения государства к культуре, экономического обеспечения его культурной политики.

Значимость изучения этой многоаспектной проблематики определяется несколькими факторами: во-первых, близостью современного общества и театрального искусства.

Не случайно, известный философ Ги Дебор определял общество второй половины ХХ века как «общество спектакля».

С точки зрения философа, это означает тотальное доминирование принципов рыночной экономики, управляющей и контролирующей общество («Спектакль - это стадия, на которой товару уже удалось добиться полной оккупации общественной жизни. Оказывается видимым не просто наше отношение к товару - теперь мы только его и видим: видимый нами мир - это мир товара. Современное экономическое производство распространяет свою диктатуру и вширь, и вглубь» (Дебор, 2000: 34)); во-вторых, необходимостью

интеграции театрального искусства (в частности, в формате фестиваля) в индустрию культуры, вынужденную конкурировать с другими институтами досуга, в борьбе за зрительскую аудиторию. Это, в свою очередь, инспирирует деятелей театра к порождению новых форм взаимодействия с социумом.

Таким образом, театр оказывается перед вызовом экономикоцентризма, потребительского общества, находясь при этом в пространстве массовой культуры (4. Загребин, Тухватулина, 2017). Это означает, что театральный фестиваль обязан принести какой-либо доход: материальный, информационное влияние и т.д.

Как в этой ситуации сохранить высокую духовную миссию театра, искусства, обладающего большой властью над коллективным сознанием? (Юнг, 1994).

В связи с этим, одной из наиболее очевидных тенденций финансирования современного театрального искусства во всём мире можно назвать амбивалентность положения современного театра: с одной стороны, отчётливо стремление сохранить право на свободное творческое самовыражение в постановке, не упускать образную насыщенность и глубину, многомерность смыслов, аллюзий, ассоциаций и создавать атмосферу непосредственной живой коммуникации со зрителем.

С другой стороны, важно отметить существование театрального искусства в информационном обществе, диктующем необходимость обращения к самым современным технологиям (онлайн-трансляции спектаклей, видеографика и др.) и одновременно в обществе потребления (Бодрийяр, 2006).

Можно сказать, что современный театр балансирует между проникновенным диалогом с каждым зрителем и ярким шоу. Возможно, и то, и другое отражает стремление современного искусства противостоять инертности «одномерного человека» ^аркузе, 2009).

Деятели современного театра (и имманентно -театрального фестиваля) оказываются, в итоге, перед сложным выбором - стремясь создавать высококачественное наполненное духовными смыслами произведение искусства, они зачастую теряют источники финансирования, так как спонсоры

заинтересованы в массовой аудитории. Рассчитывая на материальные дивиденды и быстро получаемую прибыль, они должны ориентироваться на вкусы массового зрителя.

Довольно точно о происходящем в современном театре сказал известный российский режиссёр Дмитрий Крымов: «Дыхание времени поменялось. Но закон один остался: нужно рассказывать о своем времен и о людях в этом времени, даже если ты ставишь Чехова. Выразить свою жизнь. А попытка вернее выразить самого Чехова - это фальшь. Без пьесы, с пьесой, матом, без мата, молча, голося, с пластикой или застыв -нужно говорить о том, что тебя волнует. А если нечего сказать -ну что ж, тогда лучше с пьесой, хотя бы Чехов останется» (Загребин, Тухватулина, 2017). Действительно, ничто не может оправдать низкое качество постановок и незаинтересованность самой команды в своём деле.

Изучение реальности существования театральных фестивалей в регионах выявляет еще одну тенденцию: театральные фестивали, став субъектами экономического процесса, в настоящее время распределились и по уровням финансовой успешности, и по сегментам целевой аудитории, и по художественным приоритетам. У российских фестивалей накоплен ценный опыт общения с социумом, в том числе с финансовыми кругами, грантодающими организациями и т.д.

Безусловно, в этом процессе весьма значимо и освоение достижений театрального искусства других стран. Полагаем, что долгосрочность существования, в частности, театральных фестивалей свидетельствует об их стабильном финансировании и продуманной системе взаимодействия со спонсорами.

Рассмотрим некоторые источники финансирования региональных зарубежных фестивалей подробнее.

Государственное финансирование

Бюджетное финансирование остаётся одной из основополагающих форм поддержки культуры и искусства в большинстве европейских стран, однако его модель складывается в зависимости от политического и финансового устройства государства, а также его исторического фона (Лазарев, Ласкин, 2020.): так, в унитарной Швеции важную роль играет центральный бюджет, а в федеративной Германии -

региональные бюджеты каждой отдельной земли.

Большинство театральных фестивалей в европейских странах существует на постоянной основе, а их деятельность финансируется за счет государственных субсидий и грантов, условия предоставления которых варьируются в каждом конкретном государстве.

Примерами театральных фестивалей, существующих, в основном, за счёт государственного финансирования, также являются «Ретроперспективы» (Лодзь, Польша), «Театральные конфронтации» (Люблин, Польша), поддержанные Министерством культуры и национального наследия республики и городским бюджетом.

Важно, что, несмотря на общий фундамент государственного субсидирования, всё равно можно выделить многообразие источников: бюджет центрального правительства, городской бюджет.

Грантовая поддержка частных фондов Оказание грантовой поддержки - проблема многоаспектная и представляющая особый интерес для исследования. В данном случае, акцент сделан на изучении особенностей грантовой поддержки театральных фестивалей как эффективного зарубежного опыта.

Активное использование механизмов грантовой поддержки произошло именно в США, где уже в начале ХХ века были созданы первые частные фонды-грантодатели: Фонд Рокфеллера (1913), Фонд Форда (1936).

Традиция развивается по настоящее время. Она опирается на активно работающие частные благотворительные фонды, которые разработали грантовые программы поддержки культуры, в том числе театральных фестивалей. Так, например, Фонд Шуберта поддержал в 2019 году 14 фестивалей.

В рамках исследования был изучен опыт финансирования международных фестивальных проектов, организуемых ЮНЕСКО, МИТ (Международный институт театра), АССИТЕЖ (Международная ассоциация детских театров) и другими. Финансирование таких фестивальных проектов исходит из таких источников, как:

- гранты культурных комиссий различных

международных политических институтов (Совет Европы, ЮНЕСКО и др.);

- средства национальных комитетов, входящих в такие институты.

С одной стороны, зависимость исключительно от грантовой поддержки вроде бы снижает уровень стабильности в развитии таких фестивальных проектов, но с другой - это дает определенную свободу для экспериментирования в области театрального искусства. Не случайно большинство таких фестивалей связано с экспериментальным театром, а их программа ориентирована на профессионального зрителя.

Интересным примером подобного театрального фестиваля можно назвать театральную программу в рамках масштабного проекта «Культурная столица Европы», который, начиная с 1992 г., организуется на территории стран, входящих в Евросоюз. Грант на проведение такой программы в размере 200 млн. долл. США выделяется Советом Европы.

Пожертвования

Пожертвования от физических и юридических лиц - один из самых распространённых источников финансовых поступлений в бюджет театрального фестиваля в зарубежной практике.

Популярность такого пути поддержки объясняется целым комплексом причин. Прежде всего, этот путь финансирования театральных фестивалей характерен для стран с протестантской этикой - это США, Канада, Великобритания, Австралия. Как известно, для протестантской ментальности характерен принцип «sharing is caring», то есть делиться - значит, заботиться. Классик немецкой социологии М. Вебер в своих трудах осуществил глубокий анализ формирования понятия «благородства», которое он связывает не с богатством и общественным статусом, а щедростью как чертой протестантской этики.

Следует также подчеркнуть и влияние на широкое распространение практики пожертвований иудаизма, то есть религиозной основы еврейской общины США. Как известно, в иудаизме, заповедь давать пожертвования (цдака) является одной из наиболее значимых.

Поддержка со стороны еврейской общины проявляется, в частности, в таких примерах: Чикагский еврейский театральный фестиваль, Ассоциация еврейского театра, ежегодно проводящая конференции, сопровождающиеся театральным фестивалем (Support AJT) и др.

Кроме того, причиной является и удобство внесения пожертвований и взносов. Функция фандрайзинга была даже внедрена социальной сетью Facebook, чтобы приобщиться к сбору средств для конкретной цели.

Важнейшей причиной успеха системы пожертвований в Европе и США представляется наличие налоговых льгот для филантропов. В США сумма вычета составляет не более 50% суммы дохода для граждан и до 10% налогооблагаемой базы -для компаний. В Германии - до 20% и до 0,4%.

В Великобритании существуют национальные программы Gift Aid и Payroll Giving. Согласно последней, сумма пожертвования работника в пользу выбранной им организации/фонда перечисляется работодателем. Перевод денег происходит до налогообложения зарплаты. Таким образом, сумма пожертвованная фактически освобождается от налога.

Зачастую театральные фестивали предлагают своим донорам некие преференции, которые обеспечивают ряд ощутимых привилегий. Так, например, Авиньонский фестиваль в 2011 году создал «Круг индивидуальных спонсоров», членство (исключительно физических лиц) в котором предполагает обладание определённым «спонсорским пакетом», в зависимости от уровня взноса. Фестиваль предлагает три уровня участия: донор (при сумме пожертвования до 300 евро), меценат (при сумме пожертвования до 1000 евро), крупный меценат (при сумме пожертвования до 5000 евро). Все доноры будут упомянуты в печатной продукции фестиваля и, в зависимости от своего уровня, могут рассчитывать на определенный спонсорский пакет. Доноры приглашаются на открытие выставок, пресс-конференции и ужин «Круга индивидуальных спонсоров»; меценатам предоставляется возможность приоритетного выбора двух мест в зале за неделю до запуска продаж, размещение в

ложах во время антракта, приглашение на банкет в честь премьеры; в спонсорский пакет крупных меценатов входит закрытый тур по фестивальным площадкам/

Важно подчеркнуть, что любое пожертвование, сделанное в пользу Авиньонского фестиваля, дает право гражданам Франции на снижение подоходного налога в размере 66% от его суммы. Сходные донорские программы с предоставлением спонсорских пакетов, стимулирующих увеличение суммы пожертвования, предоставляют Театральный фестиваль Уильямстауна (Массачусетс, США), фестиваль Бордерлайт (Кливленд, Огайо, США) и др.

В целом, анализ зарубежного опыта финансового обеспечения театральных фестивалей позволяет заключить, что:

- Заинтересованность деловых кругов в поддержке театральных фестивалей обусловлена их популярностью и влиятельностью на рынке культурно- досуговых развлечений. Зачастую именно театральный фестиваль воспринимается как эталон современного театрального искусства, гарант качества и профессионализма, высокого художественного уровня постановки.

Не случайно, выбор пространственно-временных характеристик каждого фестиваля должен быть взаимосвязан со статусом фестиваля в культурной жизни региона, отражать специфику региональной экономики и инфраструктуры культуры.

Для понимания сущности и эффективности финансового обеспечения этого направления театрального искусства важно осознание его стержневой идеи. Ведь театральный фестиваль может функционировать как единовременный проект, или, наоборот, ежегодная, систематически повторяющаяся культурная акция.

Наиболее эффективной может быть признана комплексная поддержка развития театральных фестивалей. Прежде всего, это относится к такому типу зарубежных фестивалей, который в рамках настоящего исследования, может быть обозначен как «наиболее авторитетные театральные фестивали», например, Авиньонский фестиваль.

Такой фестиваль существует на основе постоянной

финансовой поддержки, получая субсидии от государства, гранты от частных или корпоративных спонсоров, донорские пожертвования от меценатов. Это связано с тем, что подобные фестивали рассматриваются как часть государственной политики в области культуры, даже как форма демонстрации национального престижа, а так же, как площадка для пропаганды определенных культурных, социальных или даже политических идей.

Многое из зарубежного опыта невозможно реализовать в России, но ряд продуктивных направлений развития театральных фестивалей должен учитываться при выстраивании коммуникации с государством, финансирующими организациями, СМИ, зрительской аудиторией, малым и крупным бизнесом и т,д.

Еще одной тенденцией, связанной с финансированием театральных фестивалей, является децентрализация, которая определяется наличием региональных законодательных актов и закреплением организации культуры в качестве объектов финансирования из бюджетов разных уровней.

Это означает, что из средств федерального бюджета производится финансирование федеральных культурных проектов, в том числе, театральных фестивалей. Финансирование других культурных проектов осуществляется за счёт средств региональных бюджетов. Оценивая влияние этой тенденции на развитие театральных фестивалей в регионах, можно выделить как положительные, так и отрицательные стороны.

Среди положительных сторон:

• адресность поддержки театральных фестивалей;

• учёт культурной, национальной и экономической специфики региона;

• усиление самостоятельности культурной политики.

К отрицательным сторонам можно отнести:

• зависимость развития театрального фестиваля от экономических возможностей региона;

• риск разрушения единого культурного пространства России;

• опасность влияния определённого отношения представителей органов власти к театральному фестивалю и/или его лидеру.

Заключая, проведенный анализ наиболее значимых тенденций финансирования театрального искусства в России и за рубежом, можно отметить следующее:

1) Современный театр создаётся и существует в информационном потребительском обществе, обладающем качеством экономикоцентризма. Это диктует необходимость соблюдения баланса между стремлением к творческой свободе и налаживанию системной продуктивной коммуникации с финансовыми партнёрами;

2) Наиболее отчётливой тенденцией финансирования театра на сегодняшний день представляется амбивалентность его позиционирования в социуме. Именно это позволяет существовать и развиваться самым неожиданным, на первый взгляд, театральным проектам;

3) В современной России сформировался определенный устойчивый круг крупных региональных театральных фестивалей, нашедших свою финансовую нишу и целевую аудиторию.

Это позволяет говорить о наличии фактологического материала, дающего право не только на анализ, но и на прогнозирование развития того или иного театра и театрального фестиваля по наиболее важным аспектам (составление программы фестиваля и проч.);

4) Среди значимых явлений в культурной политике России можно выделить намечающуюся тенденцию перехода к многоканальной системе финансирования.

Такая система предоставляет возможность для:

1) объединения средств бюджетов разных уровней для финансирования театральных фестивалей и других культурных проектов;

2) появления внебюджетных источников финансирования театральных фестивалей.

З.А. Кравченко / Z.A. Kravchenko ЛИТЕРАТУРА

Андреев В.А. 2009. Современные тенденции финансирования инноваций. -Экономические стратегии. № 5-6: 64-68.

Бодрийяр Ж. 2006. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция, Республика. 269 с.

Дебор Г.-Э. 2000. Общество спектакля. М.: Логос. 184 с.

Загребин С.С., Тухватулина К.А. 2017. Современный российский театр: вариации коммуникативных практик. - Социум и власть. 3 (65): 128134.

Лазарев М.А., Ласкин А.А. 2020. Кибербезопасность как ставка в цивилизационной игре в контексте цифровой экономики. - Вестник Московского университета МВД России. № 1: 219-222.

Маркузе Г. 2009. Одномерный человек. M.: АСТ. 336 с.

Юнг К.Г. 1994. Собрание сочинений. Психология бессознательного. Пер. с нем. М.: Канон. 320 с.

Support AJT. - Alliance of Jewish Theater URL: Chicago's Jewish Theatre Festival makes its inaugural bow. - Teatron. - URL: https://www.chicagoreader.com/chicago/teatron-chicagos-jewish-theatre-festival- makes-its-inaugural-bow/Content?oid=75252908 [20.01.2020].

Получена /Received: 20.05.2020 Принята / Accepted: 12.06.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.