Научная статья на тему 'Принцип единства индивидуальных, коллективных и социальных когнитивных структур и мультиагентная парадигма'

Принцип единства индивидуальных, коллективных и социальных когнитивных структур и мультиагентная парадигма Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
61
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принцип единства индивидуальных, коллективных и социальных когнитивных структур и мультиагентная парадигма»

мнение, опасение и т. п. могут быть формализованы средствами, например, эпистемической логики, интерпретированной на МАС. Это модальности, составляющие специфические логические структуры различных коммуникационных ситуации. Данное понятие может быть операционализировано в МАС.

Литература

Михайлов И. Ф. Человек, сознание, сети. М. : ИФ РАН, 2015.

Михайлов И. Ф. Философское «я», время и когнитивные науки // VOX. 2016. Вып. 21. Декабрь.

Austin J. L. How to Do Things with Words. Oxford, 1962.

Grice H. P. Studies in the Way of Words. Harvard, 1991.

Mayor J., Gomez P., Chang F., Lupyan G. Connectionism Coming of Age: Legacy and Future Challenges // Front Psychol. 2014. Vol. 5(187). doi:10. 3389/fpsyg.2014.00187.

Singh М. Е. Multiagent Systems. Berlin; Heidelberg : Springer Verlag, 1994.

Е. А. Никитина

(Московский технологический университет [МИРЭА]) ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ, КОЛЛЕКТИВНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ КОГНИТИВНЫХ СТРУКТУР И МУЛЬТИАГЕНТНАЯ ПАРАДИГМА

Тенденции развития интеллектуальной робототехники, муль-тиагентных робототехнических систем, конвергентное развитие технологий показали принципиальную значимость философской проблемы субъекта для разработки интеллектуальных робототех-нических систем. Важно, что методологическая платформа когнитивной науки эволюционирует в направлении исследования формирования, деятельности, коммуникации, эволюции и кооперации искусственных систем, то есть природа интеллекта в синергетиче-ском искусственном интеллекте трактуется как коллективная, распределенная.

Интеллектуальный робот как «субъект» - это метафора. Тем не менее создание роботов с целенаправленным поведением, умею-

Тезисы участников конференции «Философия и общество» 117

щих различать объекты внешней среды и воздействовать на них, обладающих определенными интеллектуальными способностями и управляющими системами, способных решать задачи общего характера, в философском аспекте может быть представлено как техническая реализация определенных интеллектуальных способностей человека и сборка «субъекта».

Ограничения, существующие для отдельных интеллектуальных робототехнических агентов, преодолеваются в мультиагентных ро-бототехнических системах, обладающих большими функциональными возможностями.

Действительно, формирование субъекта - это во многом формирование интеллекта. В число способностей, образующих естественный интеллект, включают способности, традиционно составляющие ядро деятельности субъекта.

Свойство «быть субъектом» возникло как инструмент адаптации и развития в условиях меняющейся, вероятностной среды познания. Основу данного свойства составляет способность осуществлять синтез самой различной, разноприродной информации из внешнего и внутреннего мира познающего человека, объединять информацию о прошлом, настоящем и будущем и превращать в знание, на основе которого осуществляется деятельность. Субъект познания является открытой системой, взаимодействующей со средой; в индивидуальном «Я» и индивидуальных формах человеческой деятельности и мышления субъективируются, сохраняются, воспроизводятся всеобщее, коллективное, совокупное человеческое знание и культура, а также опыт человеческой деятельности. Одновременно развитие культуры и социума поддерживается целепола-гающей, преобразующей деятельностью субъекта-индивида.

Существует глубинное единство индивидуального, коллективного (микросоциального) и социального (макросоциального) субъектов, единство индивидуальных, коллективных и социальных когнитивных структур.

Устойчивыми эпистемологически значимыми структурами социальной реальности, формирующими субъектность, являются социальные институты, стереотипы поведения, деятельности, нормы и т. п., которые осознанно/неосознанно осваиваются индивидуальным субъектом, становятся его личностными когнитивными установками и одновременно значимым фактором функционирова-

ния социума, влияют на содержание и форму знания. Часть структур усваивается индивидом без осознания, без рефлексии и таким же способом функционирует в виде сложившихся у индивида когнитивных функциональных систем и установок, которые могут реализоваться в деятельности индивида автоматически, под влиянием привычных запросов среды и потребностей человека.

Принципиально важно, что благодаря информатизации различных сфер жизнедеятельности обществ и автоматизации работы с информацией, а также перспективе развития мультиагентных робо-тотехнических систем, на микро- и макросоциальном уровнях возникают новые типы когнитивных структур, поддерживающих функционирование информации и знания в культуре.

О. Э. Петруня

(Московский авиационный институт [национальный исследовательский университет]) МУЛЬТИАГЕНТНАЯ ПАРАДИГМА: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Мультиагентная парадигма - способ организации вычислительных систем, главной особенностью которого является взаимодействие автономных объектов (агентов), обладающих квази-субъектностью. Мультиагентная парадигма в случае ее локального применения имеет ряд преимуществ, позволяющих успешно решать вычислительные, коммуникационные и управленческие задачи. Включение в мультиагентные системы агентов-субъектов способно значительно усиливать их возможности. Однако встает вопрос о способе кооперации субъектов и квазисубъектов.

Интерпретация мультиагентной парадигмы в рамках «сильной версии» искусственного интеллекта (конвергентный тренд) создает методологию трансформации человека и общества без оглядки на возможные негативные последствия (примитивизация и вырождение) как для человека, так и для самих информационных систем. В этом случае искусственное предпочитается естественному, несмотря на то, что последнее имеет онтологические преимущества и должно считаться «природой порождающей», в то время как искусственное - «природой порождаемой».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.