Научная статья на тему 'Проекции человека в компьютерные модели: философские проблемы междисциплинарных социально-когнитивных исследований'

Проекции человека в компьютерные модели: философские проблемы междисциплинарных социально-когнитивных исследований Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
65
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проекции человека в компьютерные модели: философские проблемы междисциплинарных социально-когнитивных исследований»

Литература

Kubyshkina E., Zaitsev D. Rational Agency from a Truth-functional Perspective. Logic and Logical Philosophy. 2016. Vol. 25. No. 4. Pp. 499-520.

И. Ф. Михайлов (Институт философии РАН) ПРОЕКЦИИ ЧЕЛОВЕКА В КОМПЬЮТЕРНЫЕ МОДЕЛИ: ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Мультиагентные технологии появились в конце 1980-х гг. на стыке достижений в области объектного программирования, параллельных вычислений, искусственного интеллекта (а также «искусственной жизни» и «искусственного общества»), интернет-технологий и телекоммуникаций. Это направление изначально называли bio-inspired («вдохновленным биологией»). Впоследствии оно выросло в новый класс интеллектуальных систем так называемого «эмерджентного интеллекта».

Важным понятием в области распределенных интеллектуальных сетей является Swarm Intelligence («Интеллект роя»), которое предполагает, что интеллект в таких системах не содержится в каких-то специальных компонентах, а рождается в ходе тонких взаимодействий совершенно простых, но автономных программ (агентов), не имеющих развитых интеллектуальных способностей.

Мультиагентные системы представляют собой хорошую функциональную модель для понимания сущности интенциональных состояний, понимания сути человеческой (и не только) социальности, проникновения в механизмы саморазвития нелинейных систем, расширенного понимания когнитивных способностей, лучшей концептуальной демаркации когнитивного, интеллектуального, рационального, а также для возможных мысленных экспериментов и т. д.

Широкое использование модальных (эпистемических) логик в конструировании МАС помогает лучше понять социально-коммуникативную природу знания.

Философия, в свою очередь, может помочь исследованиям мультиагентных систем в прояснении их эпистемологического ста-

Тезисы участников конференции «Философия и общество» 115

туса (аналитическое или эмпирическое знание, характер и критерии истинности и т. п.), в конструктивной критике интерпретаций результатов, в аналитическом «прояснении» концептуальных схем; может также создать условия для методологического диалога и т. д. В частности, теория речевых актов, широко используемая в конструировании МАС, есть философское изобретение [Austin 1962]. То же можно сказать и о теории импликатур [Grice 1991].

Если говорить о недавней истории когнитивных наук, то ком-пьютационализм как направление исходил из гипотезы, что ментальная жизнь основана на репрезентациях, аналогичных структурам компьютерных данных, и вычислительных процедурах, аналогичных вычислительным алгоритмам. Вычисления понимаются как операции с символами по определенным правилам. Коннекцио-низм, напротив, предложил модель, в которой нейроны и их связи играют роль репрезентирующих структур данных, а возбуждения и распространение активации нейронных ансамблей играют роль обрабатывающих алгоритмов.

Как мне уже удалось показать [Михайлов 2016], если принять нерепрезентационалистскую - динамическую - интерпретацию коннекционизма, то проблема символов и их семантики перемещается из мозга в сферу коммуникации.

Embodied cognition как активно развиваемое направление в когнитивной науке предполагает влияние внемозговых телесных состояний на содержание знаний, убеждений и оценок. В свою очередь, тезис об associated cognition предполагает аналогичное влияние конфигурации эго-сети индивида, его относительного социального статуса, соотношения социальных вознаграждений и «наказаний» и т. п.

Успех МАС как научного направления поддерживает гиперсетевую теорию сознания (ГСТ), согласно которой сознание является эмерджентным эффектом не только сложной сети нейронов головного мозга, но и социальной гиперсети [Михайлов 2015]. МАС -один из путей научной демистификации «жизненного мира» человека: когнитивного и социального.

М. Е. Сингх [Singh 1994] вводит понятие коммуникативных интенций, что философски двусмысленно: интенция понимается как намерение или как aboutness? Я предлагаю понятие коммуникативных модальностей, при помощи которого знание, полагание, со-

мнение, опасение и т. п. могут быть формализованы средствами, например, эпистемической логики, интерпретированной на МАС. Это модальности, составляющие специфические логические структуры различных коммуникационных ситуации. Данное понятие может быть операционализировано в МАС.

Литература

Михайлов И. Ф. Человек, сознание, сети. М. : ИФ РАН, 2015.

Михайлов И. Ф. Философское «я», время и когнитивные науки // VOX. 2016. Вып. 21. Декабрь.

Austin J. L. How to Do Things with Words. Oxford, 1962.

Grice H. P. Studies in the Way of Words. Harvard, 1991.

Mayor J., Gomez P., Chang F., Lupyan G. Connectionism Coming of Age: Legacy and Future Challenges // Front Psychol. 2014. Vol. 5(187). doi:10. 3389/fpsyg.2014.00187.

Singh М. Е. Multiagent Systems. Berlin; Heidelberg : Springer Verlag, 1994.

Е. А. Никитина

(Московский технологический университет [МИРЭА]) ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ, КОЛЛЕКТИВНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ КОГНИТИВНЫХ СТРУКТУР И МУЛЬТИАГЕНТНАЯ ПАРАДИГМА

Тенденции развития интеллектуальной робототехники, муль-тиагентных робототехнических систем, конвергентное развитие технологий показали принципиальную значимость философской проблемы субъекта для разработки интеллектуальных робототех-нических систем. Важно, что методологическая платформа когнитивной науки эволюционирует в направлении исследования формирования, деятельности, коммуникации, эволюции и кооперации искусственных систем, то есть природа интеллекта в синергетиче-ском искусственном интеллекте трактуется как коллективная, распределенная.

Интеллектуальный робот как «субъект» - это метафора. Тем не менее создание роботов с целенаправленным поведением, умею-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.