Научная статья на тему 'Принцип аргументированного формообразования как основа пластической адекватности объектов дизайна'

Принцип аргументированного формообразования как основа пластической адекватности объектов дизайна Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАСТИЧЕСКАЯ АДЕКВАТНОСТЬ ДИЗАЙН-ОБЪЕКТОВ / PLASTIC ADEQUACY OF DESIGN OBJECTS / СТРАТЕГИИ ФОРМООБРАЗОВАНИЯ / STRATEGY OF SHAPE FORMATION / ИНТУИТИВНАЯ И ДИСКУРСИВНАЯ ПРАКТИКА ФОРМООБРАЗОВАНИЯ / INTUITIVE AND DISCURSIVE PRACTICE OF SHAPE FORMATION / ЛЕГИТИМНОСТИ ФОРМЫ / LEGITIMACY OF THE FORMS / ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / DESIGN-EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошников Виталий Васильевич, Мирошникова Вера Михайловна

Статья посвящена рассмотрению принципиальных подходов к конфигурированию формы в дизайне. Авторы подробно анализируют основные стратегии формообразования в современной проектной практике. Новизна темы заключается в том, что анализ осуществляется в контексте проблемы пластической адекватности дизайн-объектов. Суть проблемы, очерченной авторами, в несоответствии заявленной семантики объекта его внешней форме, которое возникает как следствие некорректной практики формообразования. Рассмотрение стратегии и тактики конфигурирования формы основывается на сопоставлении двух принципов формообразования интуитивного и дискурсивного. Цель авторов выявить причины возникновения и структурную специфику интуитивной и дискурсивной практик формообразования в дизайне, показать приоритетность дискурсивного подхода. Внимание авторов статьи сконцентрировано на различии поисковых алгоритмов и результатов формообразования, характерных для рассматриваемых принципов. Доводы, приведенные в статье, определяют дискурсивную стратегию конфигурации формы как наиболее корректную и результативную в условиях дизайн-проектирования. В процессе анализа основных алгоритмов формообразования актуализируется понятие легитимности формы как определение наиболее адекватного процесса и результата проектного поиска. При этом дается трактовка проявления легитимности в условиях проектной практики и в условиях дизайн-образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирошников Виталий Васильевич, Мирошникова Вера Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRINCIPLE OF REASONED SHAPE FORMING AS A BASIS FOR PLASTIC ADEQUACY OF DESIGN OBJECTS

The article highlights the basic approaches to configuring the form in design. The authors analyze the main strategies of shape formation in modern design practices. The novelty of the subject is that the analysis is carried out in the context of the adequacy of the design of plastic objects. The essence of the problems outlined by the authors is inconsistency between the object’s semantics and its external form resulted from incorrect practices of shape formation. Consideration of strategies and tactics of configuration of forms is based on comparison of two principles of shape formation intuitive and discursive. The aim of the authors is to identify the reasons and structural specificity of intuitive and discursive practices of shape formation in design and to show the priority of the discursive approach. Attention of the authors is focused on the differences of search algorithms and results of shaping which are characteristic for the principles under consideration. The arguments cited in the article determine the discursive strategy of form configuration as the most correct and efficient in terms of design engineering. In the process of analyzing the basic algorithms of shape formation, of topical importance is the concept of legitimacy of form as a definition of the most appropriate process and a results of the project research. The article gives the interpretation of legitimacy in terms of the project practices and design education.

Текст научной работы на тему «Принцип аргументированного формообразования как основа пластической адекватности объектов дизайна»

УДК 74

МИРОШНИКОВ Виталий Васильевич, доцент кафедры дизайна

МИРОШНИКОВА Вера Михайловна, заведующая кафедрой дизайна

ПРИНЦИП АРГУМЕНТИРОВАННОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВА ПЛАСТИЧЕСКОЙ АДЕКВАТНОСТИ ОБЪЕКТОВ ДИЗАЙНА

Статья посвящена рассмотрению принципиальных подходов к конфигурированию формы в дизайне. Авторы подробно анализируют основные стратегии формообразования в современной проектной практике. Новизна темы заключается в том, что анализ осуществляется в контексте проблемы пластической адекватности дизайн-объектов. Суть проблемы, очерченной авторами, в несоответствии заявленной семантики объекта его внешней форме, которое возникает как следствие некорректной практики формообразования. Рассмотрение стратегии и тактики конфигурирования формы основывается на сопоставлении двух принципов формообразования - интуитивного и дискурсивного. Цель авторов - выявить причины возникновения и структурную специфику интуитивной и дискурсивной практик формообразования в дизайне, показать приоритетность дискурсивного подхода. Внимание авторов статьи сконцентрировано на различии поисковых алгоритмов и результатов формообразования, характерных для рассматриваемых принципов. Доводы, приведенные в статье, определяют дискурсивную стратегию конфигурации формы как наиболее корректную и результативную в условиях дизайн-проектирования. В процессе анализа основных алгоритмов формообразования актуализируется понятие легитимности формы как определение наиболее адекватного процесса и результата проектного поиска. При этом дается трактовка проявления легитимности в условиях проектной практики и в условиях дизайн-образования.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-5/2-246-249

MIROSHNIKOV Vitaly Vasilyevich, Associate Professor, Chair of Design

MIROSHNIKOVA Vera Mikhailovna, Head of the Chair of Design

THE PRINCIPLE OF REASONED SHAPE FORMING AS A BASIS FOR PLASTIC ADEQUACY OF DESIGN OBJECTS

The article highlights the basic approaches to configuring the form in design. The authors analyze the main strategies of shape formation in modern design practices. The novelty of the subject is that the analysis is carried out in the context of the adequacy of the design of plastic objects. The essence of the problems outlined by the authors is inconsistency between the object's semantics and its external form resulted from incorrect practices of shape formation. Consideration of strategies and tactics of configuration of forms is based on comparison of two principles of shape formation - intuitive and discursive. The aim of the authors is to identify the reasons and structural specificity of intuitive and discursive practices of shape formation in design and to show the priority of the discursive approach. Attention of the authors is focused on the differences of search algorithms and results of shaping which are characteristic for the principles under consideration. The arguments cited in the article determine the discursive strategy of form configuration as the most correct and efficient in terms of design engineering. In the process of analyzing the basic algorithms of shape formation, of topical importance is the concept of legitimacy of form as a definition of the most appropriate process and a results of the project research. The article gives the interpretation of legitimacy in terms of the project practices and design - education.

Ключевые слова: пластическая адекватность дизайн- Keywords: plastic adequacy of design objects, strategy

объектов, стратегии формообразования, интуитивная и of shape formation, intuitive and discursive practice of

дискурсивная практика формообразования, легитимно- shape formation, legitimacy of the forms, design-

сти формы, дизайн-образование. education.

Актуальным вызовом современной профессиональной практики дизайн-проектирования стала проблема пластической адекватности объектов дизайна. Проблема, суть которой в противоречии между внешним проявлением формы и ее заявленной семантикой, возникает вследствие недооценки практиками дизайна значения принципа детерминированного или аргументированного конфигурирования формы. Следствие такой недооценки - отсутствие условий возникновения полноценной эстетической коммуникации при восприятии объекта дизайна.

Наиболее рельефно обозначенная проблема проявляется на фоне современных постмодернистских тенденций формообразования в дизайне. Ироническая игра в формо- и смысло-образование в ХХ в., накопив арсенал пластических приемов и схем, сегодня оформилась в некий «стилевой кодекс». Процессы глобализации закрепили постмодернизм как универсальную «международную» эстетическую систему, удобную для продвижения товаров в неоднородном поле потребления. Актуализация эстетики постмодернизма как основы международной социокультурной коммуникации способствует широкому распространению практики формообразования на основе коммерчески успешного образца. Такой подход «экономит» ресурсы, гарантирует хотя бы минимальный уровень потребительской ликвидности формы и поэтому столь привлекателен для начинающих дизайнеров. Но, с другой стороны, очевидно: формообразование, осуществляемое в рамках того или иного стилевого кодекса, довольно быстро выхолащивается до уровня механического тиражирования шаблона, неминуемо «устаревает» и нуждается в новом «тренде». Использование «трендовых», случайных по отношению к объекту, пластических приемов в погоне за сбытовым успехом не только существенно снижает социокультур-

ную актуальность дизайн-формы, но и ведет к деградации дизайна как инновационного вида деятельности. Позитивной альтернативой формообразования по образцу является принцип аргументированного формообразования или принцип легитимной формы.

Чтобы убедиться в безусловной приоритетности принципа аргументированного формообразования в профессиональном дизайне, рассмотрим некоторые технологические основы поиска, определяющие качества проектируемой формы.

В профессиональной практике формообразования мы выделяем два основных подхода к конфигурированию дизайн-формы. Условно обозначим их как интуитивный и дискурсивный. Первый, интуитивный, основан на имманентном творческом импульсе. Формообразование в этом случае протекает вне процессуально организованного причинно-следственного алгоритма. Форма возникает как результат спонтанной рефлексии сознания на творческую задачу и не несет осознанно сформированного авторского эстетического послания перцепту.

Второй подход, дискурсивный, характерен скрупулезным программированием поискового процесса в соответствии со спецификой объекта. При этом изучение и учет многочисленных факторов, противоречий, проблем и использование возникающих в процессе поиска смысловых флуктуаций неминуемо приводят к уникальному результату формообразования. Форма, воплощающая семантически упорядоченный образный замысел, стимулирует активное переживание при восприятии объекта, способствуя возникновению эстетической коммуникации.

Поскольку поисковый процесс строится на основе осознанно выбранного автором и наиболее близкого ему способа решения творческой задачи, можно говорить о двух стратегиях формообразования: интуитивной и дискурсивной.

Суть интуитивной стратегии формообразования - фокусирование эстетического переживания на актуальном стимуле. При этом в форме реализуются либо важные для автора, либо, что чаще, популярные у социума образы. Следование такой стратегии, по нашему мнению, ведет в одном случае к чрезмерному авторскому субъективизму и проявляется как акт самовыражения, в другом - к конфигурированию формы по актуальному образцу, то есть тиражированию шаблона. В обоих случаях результат моделирования формы представляется нам, как минимум, контрпродуктивным с точки зрения целей и задач дизайна как деятельности, направленной на модернизацию социокультурной сферы современного общества.

Дискурсивная стратегия формообразования опирается на поисковый процесс как на методологическую основу конфигурирования. Выбор вектора формообразования и объем предполагаемых поисковых эпизодов определяется объемом и структурой информационного массива, резюмирующего предпроектное исследование. Изначально поиск формы реализует определенную программу действий. Однако эта программа не носит характера жесткой инструкции. В процессе поиска возникают эмоциональные рефлексии, индуцирующие новые, иногда неожиданные образы и смыслы и их непредсказуемое развитие. Результатом процесса помимо самой формы могут стать новые методики, закрепляющие продуктивные приемы и технологии поиска, способные расширить инструментальный арсенал формообразования. Форма в данной стратегии является концентрированным овеществлением длительного и сложного по структуре процесса.

Рассмотрев две стратегии формообразования, мы приходим к выводу, что дискурсивная стратегия, в отличие от интуитивной, позволяет создать аргументированную или «легитимную» форму, в полной мере воплощающую все аспекты и «правду» кофигурирования.

Для обозначения результата дискурсивной стратегии формообразования предлагаем использовать термин «легитимная форма».

Что мы понимаем под термином «легитимная форма»? Легитимность формы, на наш взгляд, имеет два аспекта. Первый - это легитимность «внутренняя», характеризующая полноценный поисковый процесс во всей его стратегической и тактической специфичности. Форма при этом выступает в качестве уникального синтеза, в котором органично взаимодействуют многочисленные пластические и смысловые поля как следствия целенаправленных поэтапных действий автора. Формообразование в данном случае не «ответы наугад» и не заимствование, а подготовленный детерминированный творческий процесс. Внутренняя легитимность гарантирует актуальность и новизну формы, демонстрирует профессиональную зрелость автора, уникальность его творческого подхода к решению проектных задач.

Второй аспект легитимности - это легитимность «внешняя», выражающаяся в максимальном соответствии заявленной автором семантики формы и семантики фактической, транслируемой формой в условиях визуального восприятия. Внешняя легитимность формы служит основой полноценной эстетической коммуникации.

Как мы показали выше, дискурсивная стратегия является наиболее эффективной и логичной для генерирования аргументированной, легитимной формы, в полной мере выражающей адекватность и новизну проектного образа.

Актуальность аргументированного или легитимного формообразования, на наш взгляд, неоспорима как методологический принцип эффективного усвоения проектной практики в рамках учебного процесса в дизайн-образовании. Осваивая методический арсенал формообразования в процессе профессиональной подготовки, обучаемый неминуемо сталкивается с задачами, успешное решение которых невозможно без владения навыками аргументированного конфигурирования формы.

Полноценный курс пропедевтики может быть усвоен только в рамках легитимного формообразования. Пропедевтические задания должны основываться на логике связи между целью поиска и средствами ее достижения, между вектором и алгоритмом предпринимаемых шагов. Такой подход сформирует важное профессиональное знание - понимание специфики механизмов детерминизма в поисковом процессе.

Успешная профессиональная проектная практика возможна только как практика аргументированных стратегических и тактических решений. Для создания сложной проектной модели объекта необходима организация системных действий, направленных на решение целого комплекса локальных задач. Владея навыками создания легитимной формы, понимая логику поискового процесса, обучаемый сможет успешно разрешать сложные проектные проблемы на этапе формообразования.

Кроме того, принцип аргументированного формообразования помогает постигать языковую культуру формы. Оперирование семантическими «кирпичиками» формирует знание пластической грамматики. В процессе смыслового и образного кодирования формы осваивается палитра пластической выразительности.

Подводя итог, мы можем констатировать, что для достижения пластической адекватности объектов дизайна необходимо применять принцип аргументированного или легитимного конфигурирования формы. Только в этом случае возможна полноценная, эстетическая коммуникация, реализующая социокультурный потенциал дизайн-формы через актуализацию заявленных автором образов и смыслов. Для актуализации практики аргументированного поиска формы необходимо строить профессиональную подготовку специалистов дизайна на основе методик, формирующих навыки легитимного формообразования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм Пер. с англ. - М.: Архитектура-С, 2007. - 392 с.: ил.

2. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика /Р. Барт - М.: Прогресс-традиция. 2002. - 462 с.

3. Мирошников В.В. Выявление специфического как сквозной принцип формообразования в дизайне. / В.В. Ми-рошников // Путь науки. - 2014. - №7. - С. 101-102.

4. Мирошников В.В., Мирошникова В.М. Социокультурные аспекты современного формообразования в дизайне. / В.В. Мирошников, В.М. Мирошникова // Путь науки. - 2014. - №10. - С. 113-114.

5. Добрицина И.А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки / И.А. Добрицина. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 416 с.: ил.

6. МелодинскийД.Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования / Д.Л. Мелодинский. - М.: Архитек-тура-С, 2004. - 312 с.: ил. - (Учебное пособие)

REFERENCES

1. Arnheim R. Art and Perception. [Iskusstvo i vizual'noe vospriyatie] Arkhitektura-S. Moscow, 2007. (in Russ).

2. Bart R. Selected works. Semiotics. Poetics. [Izbrannye raboty. Semiotika. Poetika] Progress-traditsiya. Moscow, 2002. (in Russ).

3. Miroshnikov V.V. Identify specifically as the principie of forming a through design [Vyyavlenie spetsificheskogo kak skvoznoy printsip formoobrazovaniya v dizayne] Put' nauki. Volgograd, 2014, no. 7, pp. 101 -102. (in Russ).

4. Miroshnikov V.V., Miroshnikova V.M. Social and cultural aspects of modern shaping design [Sotsiokul'turnye aspekty sovremennogo formoobrazovaniya v dizayne] Put' nauki. Volgograd, 2014, no. 10, pp. 113-114. (in Russ).

5. Dobritsina I.A. From postmodernism - to a non-linear architecture: Architecture in the context of modern philosophy and science [Ot postmodernizma - k nelineynoy arkhitekture: Arkhitektura v kontekste sovremennoy filosofii i nauki] Progress-Traditsiya. Moscow, 2004. (in Russ).

6. Melodinsky D.L. School of architecture and design shaping [Shkola arkhitekturno-dizaynerskogo formoobrazovaniya] Arkhitektura-S. Moscow, 2004. (in Russ).

Информация об авторе

Мирошников Виталий Васильевич, доцент кафедры дизайна, технической и компьютерной графики факультета архитектуры и дизайна Кубанского государственного университета, Краснодар, Россия

Information about the author

Miroshnikov Vitaly Vasilyevich, Associate Professor, Chair of Design, Technical and Computer Graphics, Faculty of Architecture and Design, Kuban State University, Krasnodar city, Russia

Miroshnikova Vera Mikhailovna, Head of the

Мирошникова Вера Михайловна, заведующая Chair of Design, Faculty of Marketing and Tour-

кафедрой дизайна факультета маркетинга и ism, Academy of Marketing and Social-

туризма Академии маркетинга и социально- Information Technologies, IMSIT,

информационных технологий ИМСИТ, Krasnodar city, Russia

Краснодар, Россия v-miros@mail.ru v-miros@mail.ru

Received: 09.06.2015

Получена: 09.06.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.