Научная статья на тему 'ПРИМЕРНЫЙ ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА НА 2015-2016 ГГ'

ПРИМЕРНЫЙ ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА НА 2015-2016 ГГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
64
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / КРИМИНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ВЕРОЯТНОСТНЫЕ ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малыхина Татьяна Анатольевна

В современном обществе транспорт играет ключевую роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации. Криминальная ситуация, складывающаяся в современном российском обществе, является неотъемлемой составной часть социально-экономической обстановки, определяется этой обстановкой и оказывает негативное воздействие на все сферы общественного бытия. Это, безусловно, обусловливает актуальность криминологического анализа и прогнозирования преступности на объектах транспорта. Особенностью социальной жизни страны в целом и отдельных ее регионов является динамический характер протекающих в ней процессов, что обусловливает возникновение естественного вопроса, в каком направлении они претерпят изменения, какие силы этому будут способствовать либо противодействовать. В равной мере это положение относится и к преступности. Она подвержена таким же изменениям, как и все явления социальной жизни, в связи с чем возникает необходимость криминологического прогнозирования, предвидения криминогенных последствий этих изменений. Научное криминологическое прогнозирование исходит из современного состояния изучаемых явлений, характеристики которых претерпят изменения в будущем. Оно основывается не на том, что желательно субъекту прогнозирования, а на том, что объективно вытекает из развития изучаемого явления, его прошлого и настоящего. Криминологическое прогнозирование носит научный характер лишь тогда, когда базируется на знании тенденций и закономерностей преступности, а также разнообразных и взаимосвязанных процессов, влияющих на нее, на использовании научно обоснованных методов исследования.In modern society, transport plays a key role in the socio-economic development of the Russian Federation. The criminal situation in the modern Russian society, is an integral part of the socio-economic situation, determined by this environment and has a negative impact on all spheres of social life. This, of course, determines the relevance of criminological analysis and forecasting of crime on transport. A feature of the social life of the country and its separate regions is the dynamic nature of current processes that poses the natural question, in what direction they will undergo changes, what are the forces that will promote or inhibit. Equally this provision applies to crime. It is subject to the same changes, as all phenomena of social life, and therefore there is a necessity criminological forecasting, foresight criminogenic consequences of these changes. Scientific criminological prediction comes from the modern state of the studied phenomena, the characteristics of which will undergo changes in the future. It is not based on the fact that it is desirable to subject forecasting, and that objectively derived from the development of the phenomenon, its past and present. Criminological forecasting is a scientific character only when based on knowledge of the trends and patterns of crime, as well as diverse and interrelated processes affecting it, on the use of scientifically-based research methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕРНЫЙ ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА НА 2015-2016 ГГ»

16. Коловоротный А. А., Куртынов И. В. Особенности выявления организатора и участников преступного сообщества при расследовании совершенных ими преступлений // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2013. № 1.

17. Уголовное право России. Общая часть / под ред. А. И. Рарога. 3-е изд., с изм. и доп. М., 2009.

18. Российское уголовное право. Общая часть: учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева и А. В. Наумова. М., 1997.

19. Рос. газ. 2003. 18 янв.; Рос. газ. 2010. 30 дек.

20. О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое: постановление Пленума Верховного суда РФ от 27.12.2002 № 29 (ред. от 23.12.2010) // Рос. газ. 2003. 18 янв.; Рос. газ. 2010. 30 дек.

21. Архив Дзержинского районного суда г. Волгограда. Уголовное дело № 1-586/2012.

22. Официальный сайт Российской газеты [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2011/06/06/reg-svolga/igorniibiznes-anons.html (дата обращения: 04.10.2014).

© Лихолетов А. А., 2015

* * *

Т. А. Малыхина

ПРИМЕРНЫЙ ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ

НА ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО РЕГИОНА НА 2015—2016 гг.

В современном обществе транспорт играет ключевую роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации. Криминальная ситуация, складывающаяся в современном российском обществе, является неотъемлемой составной часть социально-экономической обстановки, определяется этой обстановкой и оказывает негативное воздействие на все сферы общественного бытия. Это, безусловно, обусловливает актуальность криминологического анализа и прогнозирования преступности на объектах транспорта.

Особенностью социальной жизни страны в целом и отдельных ее регионов является динамический характер протекающих в ней процессов, что обусловливает возникновение естественного вопроса, в каком направлении они претерпят изменения, какие силы этому будут способствовать либо противодействовать. В равной мере это положение относится и к преступности. Она подвержена таким же изменениям, как и все явления социальной жизни, в связи с чем возникает необходимость криминологического прогнозирования, предвидения криминогенных последствий этих изменений.

Научное криминологическое прогнозирование исходит из современного состояния изучаемых явлений, характеристики которых претерпят изменения в будущем. Оно основывается не на том, что желательно субъекту прогнозирования, а на том, что объективно вытекает из развития изучаемого явления, его прошлого и настоящего. Криминологическое прогнозирование носит научный характер лишь тогда, когда базируется на знании тенденций и закономерностей преступности, а также разнообразных и взаимосвязанных процессов, влияющих на нее, на использовании научно обоснованных методов исследования.

Ключевые слова: транспортная преступность, криминальная ситуация, криминологическое прогнозирование, вероятностные прогностические выводы, динамика развития преступности.

T. A. Malykhina

AN APPROXIMATE ESTIMATE OF THE DEVELOPMENT OF THE CRIMINAL SITUATION

IN THE TRANSPORT OF THE EAST-SIBERIAN REGION FOR 2015—2016 GG.

In modern society, transport plays a key role in the socio-economic development of the Russian Federation. The criminal situation in the modern Russian society, is an integral part of the socio-economic situation, deter-

mined by this environment and has a negative impact on all spheres of social life. This, of course, determines the relevance of criminological analysis and forecasting of crime on transport.

A feature of the social life of the country and its separate regions is the dynamic nature of current processes that poses the natural question, in what direction they will undergo changes, what are the forces that will promote or inhibit. Equally this provision applies to crime. It is subject to the same changes, as all phenomena of social life, and therefore there is a necessity criminological forecasting, foresight criminogenic consequences of these changes.

Scientific criminological prediction comes from the modern state of the studied phenomena, the characteristics of which will undergo changes in the future. It is not based on the fact that it is desirable to subject forecasting, and that objectively derived from the development of the phenomenon, its past and present. Criminological forecasting is a scientific character only when based on knowledge of the trends and patterns of crime, as well as diverse and interrelated processes affecting it, on the use of scientifically-based research methods.

Keywords: transport crime, the criminal situation, criminological forecasting, probabilistic prognostic conclusions the dynamics of the crime.

Транспортная преступность, как и вся преступность, складывается из отдельных общественно опасных посягательств, совершаемых различными субъектами, каждый из которых руководствуется своим собственным правосознанием, мотивами и целями. Предвидеть тенденции данного явления можно, основываясь на статистических данных об их закономерностях, анализируя абсолютные и относительные показатели, выявляя определенные повторения в динамике и структуре преступности, зная причины и условия, способствующие совершению преступлений.

Криминологическое прогнозирование преступности, как научно обоснованное предсказание возможных изменений ее показателей в будущем, осуществляется на основе представлений о состоянии и развитии преступности и связанных с ней явлений в прошлом и настоящем [1]. Наиболее целесообразным методом для составления примерного прогноза криминальной ситуации на объектах железнодорожного транспорта Восточно-Сибирского региона на 2015—2016 гг. (краткосрочный прогноз) будет метод экстраполяции. Экстраполяция заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тен-

денций развития преступности и переносе их на будущее (определение тенденций). Цель такого прогноза — показать, к каким результатам можно прийти в будущем, если двигаться с той же скоростью или ускорением, что и в настоящем, и в прошлом.

Вместе с тем нельзя забывать о том, что такие прогнозы не могут считаться абсолютно точными и не всегда исполняются на 100 %. Метод экстраполяции не предусматривает изучение вероятных изменений общественно-политической обстановки в стране, экономических перепадов и других криминогенных факторов, влияющих на преступность. Их возникновение способно резко и кардинально изменить картину как в положительную, так и в отрицательную сторону.

На основании сведений о динамике абсолютных показателей преступности на объектах железнодорожного транспорта Восточно-Сибирского региона начиная с 2008 г. и динамике темпов прироста данного показателя [2], используя линейное уравнение регрессии, построенное по методу наименьших квадратов, и полученную на его основе линию тренда, можно составить следующий примерный прогноз (рис. 1).

Рис. 1. Примерный прогноз состояния преступности на объектах железнодорожного транспорта на территории Восточно-Сибирского региона на 2015—2016 гг.

На рисунке 1 видно, что кривая, отражающая уровень преступности на территории ВосточноСибирского региона, почти полностью совпадает с линией тренда. Это свидетельствует о неуклонном уменьшении данного показателя, которое, по нашим оценкам, продолжится в ближайшие два года.

Вместе с тем на фоне волнообразной (или даже скачкообразной) динамики темпов прироста преступности на объектах железнодорожного транспорта Восточно-Сибирского региона говорить о прогнозе достаточно сложно. Выбранный метод криминологического прогнозирования позволяет лишь предположить возможную тенденцию роста такого показателя к 2016 г. (рис. 2).

Рис. 2. Темпы прироста преступности на объектах железнодорожного транспорта на территории Восточно-Сибирского региона (примерный прогноз на 2015—2016 гг.)

Теперь аналогичным образом составим примерный прогноз раскрываемости преступности на объектах железнодорожного транспорта в Восточно-Сибирском регионе (в сравнении с Российской Федерацией). Думается, что количество раскрытых за каждый год преступлений, а также процент раскрываемости в Российской Федерации будут неуклонно уменьшаться. С одной стороны, уменьшение

процента раскрываемости говорит о низкоэффективной работе правоохранительных органов и является негативной тенденцией. Однако нельзя не учитывать корреляционную связь данного показателя со все уменьшающимся с каждым годом количеством как зарегистрированных, так и раскрытых преступлений на указанной территории (табл. 1; рис. 3 и 4).

Таблица 1

Примерный прогноз раскрываемости преступности на объектах железнодорожного транспорта на территории Российской Федерации и Восточно-Сибирского региона на 2015—2016 гг.

Российская Федерация Восточно-Сибирский регион

раскрыто % раскрываемости раскрыто % раскрываемости

2008 60140 73,3 2226 76

2009 54283 72,3 2377 83,2

2010 40520 69,4 1794 85

2011 35583 66,6 1591 83

2012 30422 65,4 1328 81,7

2013 27944 66,4 1448 80

2014 17732 63,1 1070 82,8333

2015 10946,28571 61,4429 863,14286 83,219

2016 4160,571429 59,7857 656,28571 83,6048

Рис. 3. Уровень раскрываемости на объектах железнодорожного транспорта на территории Российской Федерации (примерный прогноз на 2015—2016 гг.)

Рис. 4. Процент раскрываемости на объектах железнодорожного транспорта на территории Российской Федерации (примерный прогноз на 2015—2016 гг.)

Уровень раскрываемости преступности на территории Восточно-Сибирского региона также согласно примерному прогнозу будет уменьшаться

(рис. 5). Однако процент раскрываемости на исследуемой территории начнет постепенно увеличиваться (рис. 6).

Рис. 5. Уровень раскрываемости на объектах железнодорожного транспорта на территории Восточно-Сибирского региона (примерный прогноз на 2015—2016 гг.)

Рис. 6. Процент раскрываемости на объектах железнодорожного транспорта на территории Восточно-Сибирского региона (примерный прогноз на 2015—2016 гг.)

Такой прогноз в Восточно-Сибирском регионе можно считать благоприятным, поскольку количество зарегистрированных за год преступлений на его территории за последние десять лет становится значительно меньше. Вместе с тем начиная с 2008 г. процент раскрываемости увеличился на 7 %. И согласно прогнозу к 2016 г. он вырастет на 8,6 %.

Немаловажным при составлении примерного прогноза развития криминальной ситуации является анализ динамики удельного веса тяжких и особо тяжких преступлений в общей структуре преступности на исследуемой территории (табл. 2; рис. 7).

Таблица 2

Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных на железнодорожном транспорте в Восточно-Сибирском регионе (примерный прогноз на 2015—2016 гг.)

Год 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Удельный вес, в % 32,0 28,0 24,6 24,7 23,0 20,5 17,2 19,8 19,5 21,7 16,3933 15,1739 13,9545

Удельный вес, в %

10

5 о

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рис. 7. Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных на железнодорожном транспорте в Восточно-Сибирском регионе (примерный прогноз на 2015—2016 гг.)

По нашим оценкам, в процентном соотношении количество зарегистрированных ежегодно тяжких и особо тяжких преступлений будет уменьшаться и сократится почти вдвое по сравнению с 2004 г., и более чем в полтора раза — по сравнению с 2013 г. (рис. 7).

Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, также будет уменьшаться и согласно прогнозу сократится к 2016 г. почти в 3 раза по сравнению с 2013 г. (табл. 3).

Таблица 3

Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними на железнодорожном транспорте в Восточно-Сибирском регионе (примерный прогноз на 2015—2016 гг.)

Год 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Удельный вес, в % 8,0 7,0 7,0 6,8 6,0 5,0 4,5 3,8 3,2 2,6 2,08667 1,48606 0,88545

Такое положение дел может объясняться корреляционной связью удельного веса конкретных видов преступлений с динамикой преступности на исследуемой территории.

Удельный вес преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ, ежегодно увеличивается, и к 2016 г.

этот показатель станет на 4,4 % больше по сравнению с 2013 г.

Удельный же вес преступлений экономической направленности в общей структуре преступности на объектах железнодорожного транспорта в Восточно-Сибирском регионе будет постепенно уменьшаться (табл. 4).

Таблица 4

Удельный вес преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ, и преступлений экономической направленности в общей структуре преступности на объектах железнодорожного транспорта в Восточно-Сибирском регионе, в % (примерный прогноз на 2015—2016 гг.)

Год 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Удельный вес преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ, в % 6,7 8,2 7,5 6,7 7,8 6,8 34,5933 35,8105 37,0276

Удельный вес преступлении экономической направленности, в % 27 27,7 18,3 12,8 9,3 12,3 4,48 0,64571 3,1886

Поскольку значительную часть в структуре преступности на железнодорожном транспорте в Восточно-Сибирском регионе занимают преступления в сфере экономики, среди которых наибольшее распространение имеют корыстно-насильственные преступления, важно проанализировать причины и условия, влияющие на эти показатели.

Заметный разрыв между темпами роста цен и денежных доходов населения в последние де-

сять лет привел к обострению потребительских желаний, побуждая граждан с неустойчивой психикой к совершению корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Вместе с тем динамика доли населения крупнейшего территориального сектора Восточной Сибири — Иркутской области, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, достаточно стабильна [3, с. 11] (табл. 5, рис. 8).

Таблица 5

Динамика доли населения Иркутской области с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в % от общей численности населения) (примерный прогноз на 2015—2016 гг.)

Год 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Доля 29,0 21,3 18,9 18,4 16,8 18,5 18,1 19,2 16,8 17,2 16,706 16,376 16,046

Рис. 8. Динамика доли населения Иркутской области с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в % от общей численности населения) (примерный прогноз на 2015—2016 гг.)

Процент населения, имеющего денежные доходы ниже величины прожиточного минимума, от его общей численности ежегодно остается достаточно высоким, делая материальную нужду одним из решающих мотивов преступного поведения корыстного и корыстно-насильственного характера. Учитывая, что наибольшее распространение имеют корыстно-насильственные преступления, а также положительную их динамику, можно прогнозировать сохранение доли таких преступлений в ближайшие годы (в среднем доля таких преступлений с 2008 по 2014 гг. составляла 16 %) на прежнем уровне.

Таким образом, прогноз криминальной ситуации на объектах железнодорожного транспорта на территории Восточно-Сибирского региона достаточно утешителен. Обстановка с абсолютными показателями преступности относительно стабильна. В ближайшие два года будет неуклонно уменьшаться уровень преступности, что повлечет за собой некоторое снижение уровня раскрываемости преступлений. Количество тяжких и особо тяжких преступлений сократится более чем в пол-

Список библиографических ссылок

тора раза по сравнению с 2013 г. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, сократится почти в 3 раза по сравнению с 2013 г. Будет постепенно уменьшаться удельный вес преступлений экономической направленности, однако доля таких преступлений в ближайшие годы сохранится на прежнем уровне.

Вместе с тем темпы прироста преступности к 2016 г. будут увеличиваться, что положительно повлияет на процент раскрываемости преступлений. Удельный вес преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, сильнодействующих веществ, к 2016 г. вырастет на 4,4 % по сравнению с 2013 г.

Поскольку криминологическое прогнозирование является важным этапом разработки программ по противодействию преступности [4], наши выводы могут быть положены в основу и использованы при подготовке регионального плана по предупреждению преступности на территории ВосточноСибирского региона в разделе охраны объектов железнодорожного транспорта.

1. Замылин Е. И. Криминалистическое прогнозирование в процессе обеспечения безопасности лиц, содействующих уголовному судопроизводству // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2009. № 1. С. 40—47.

2. Статистика и аналитика [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации: [сайт]. URL: https://mvd.ru/Deljatelnost/statistics (дата обращения: 02.02.2015).

3. Иншаков С. М. Криминологическое прогнозирование преступности: научный доклад / Академия Генеральной прокуратуры РФ, Научно-исследовательский институт. М., 2010.

4. Желудков М. А. Обоснование реализации системных защитных мер в механизме предупреждения корыстной преступности // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2014. № 4. С. 47—51.

© Малыхина Т. А., 2015

* * *

А. Х.-А. Пихов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАКАЗАНИЯ ЗА ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Анализ норм, предусматривающих различные варианты наказания за транснациональные преступления экстремистской направленности, и судебной практики их применения показал, что суды в полной мере не используют имеющийся арсенал правовых средств. Вместе с тем законодательное повышение строгости санкций соответствующих статей Особенной части УК РФ само по себе не способно существенно повлиять на усиление противодействия этим преступлениям. Для этого необходимо, в первую очередь, акцентировать внимание на данной проблеме в научных исследованиях и в разъяснениях Президиума и Пленума Верховного суда Российской Федерации, синхронизировать законодательные и правоприменительные меры противодействия экстремизму, придать им системный и согласованный характер. При этом законодательные меры относительно совершенствования УК РФ должны коснуться не только его Особенной, но и Общей частей, в том числе затронуть институты условного осуждения и условно-досрочного освобождения от наказания, а именно запретить их применение к тем, кто осужден за преступления экстремистской направленности.

Ключевые слова: наказание, преступления экстремистской направленности, системный характер, транснациональные преступления.

A. H.-A. Pyhov

DIFFERENTIATION OF PUNISHMENT FOR TRANSNATIONAL CRIMES

IN JURISPRUDENCE (ON THE EXAMPLE OF CRIMES OF AN EXTREMIST ORIENTATION)

The analysis of the norms providing various options of punishment for transnational crimes of an extremist orientation, and jurisprudence of their application showed that courts fully don't use the available arsenal of legal means. At the same time, legislative increase of severity of sanctions of the relevant articles of Special part of the criminal code of Russian Federation in itself isn't capable to influence strengthening of counteraction to these crimes significantly. For this purpose it is necessary to focus, first of all, attention on this problem in scientific researches and in explanations of Presidium and Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation, to synchronize a legislative and law enforcement action of counteraction to extremism, to give them the system and coordinated character. Thus legislative measures concerning improvement of the criminal code of Russian Federation have to concern not only it Special, but also the General parts, including to mention institutes of conditional condemnation and a conditional early release from punishment, namely to forbid their application to those who is condemned for crimes of an extremist orientation.

Keywords: punishment, crimes of an extremist orientation, system character, transnational crimes.

Одним из наиболее очевидных индикаторов оценки характера и степени общественной опасности тех или иных видов преступлений со стороны государства служит строгость наказания, установленная на уровне санкций соответствующих статей Уголовного кодекса Российской Федерации [1]. Такая оценка находит свою конкретизацию в практике судов, выносящих приговоры именем Российской Федерации, причем строгость факти-

чески назначенного наказания может приближаться к высшему или низшему пределам наиболее строгого вида наказания в санкции уголовно-правовой нормы, либо вовсе не доходить до этого вида, а равно состоять в его условном применении [2; 3].

Практика судов наглядно демонстрирует, как правоприменители оценивают общественную опасность определенных видов преступлений,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.