Научная статья на тему 'ПРИМЕРНЫЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ'

ПРИМЕРНЫЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследовательские навыки на уроках биологии / методики преподавания / учебно-познавательная и учебно-практическая деятельность учащихся. / research skills in biology lessons / teaching methods / educational-cognitive and educational-practical activities of students.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмет Акжар, Рысбаева Галия Алтынбековна

исследование выявило ряд противоречий, сложившихся в теории и практике преподавания биологии в общеобразовательных школах: исследовательские навыки выпускников школ между потребностью в активной самореализации и недостаточным уровнем развития подрастающего поколения, способного к творческой деятельности современного общества; широкие возможности содержания биологических знаний в школе для формирования исследовательских умений и слабого их развития в учебно-воспитательном процессе среди разработанных методик; между потребностями и стремлениями школьников в самостоятельном поиске информации, реалиями процесса обучения знанию и биологии, его методы в основном направлены на готовую передачу информации и не требуют дополнительных поисковых усилий. Эти противоречия определили актуальность нашего исследования. Устранение вышеизложенных противоречий требует разработки научно обоснованной методики формирования исследовательских навыков на уроках биологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмет Акжар, Рысбаева Галия Алтынбековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAMPLE METHODS OF DEVELOPING RESEARCH SKILLS IN BIOLOGY LESSONS

the study revealed a number of contradictions that have developed in the theory and practice of teaching biology in secondary schools: the research skills of school graduates between the need for active self-realization and the insufficient level of development of the younger generation capable of creative activity in modern society; the wide possibilities of the content of biological knowledge in school for the formation of research skills and their weak development in the educational process among developed methods; between the needs and aspirations of schoolchildren in the independent search for information, the realities of the learning process of knowledge and biology, its methods are mainly aimed at the ready transfer of information and do not require additional search efforts. These contradictions have determined the relevance of our research. The elimination of the above contradictions requires the development of a scientifically sound methodology for the formation of research skills in biology lessons.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕРНЫЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»

ПРИМЕРНЫЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ НА

УРОКАХ БИОЛОГИИ Ахмет А.1, Рысбаева Г.А.2

1Ахмет Акжар - магистрант, 2Рысбаева Галия Алтынбековна - кандидат биологических наук, доцент, кафедра биологии,

Южно-Казахстанского педагогического университета им. У. Жанибекова, г. Шымкент, Республика Казахстан

Аннотация: исследование выявило ряд противоречий, сложившихся в теории и практике преподавания биологии в общеобразовательных школах: исследовательские навыки выпускников школ между потребностью в активной самореализации и недостаточным уровнем развития подрастающего поколения, способного к творческой деятельности современного общества; широкие возможности содержания биологических знаний в школе для формирования исследовательских умений и слабого их развития в учебно-воспитательном процессе среди разработанных методик; между потребностями и стремлениями школьников в самостоятельном поиске информации, реалиями процесса обучения знанию и биологии, его методы в основном направлены на готовую передачу информации и не требуют дополнительных поисковых усилий. Эти противоречия определили актуальность нашего исследования. Устранение вышеизложенных противоречий требует разработки научно обоснованной методики формирования исследовательских навыков на уроках биологии.

Ключевые слова: исследовательские навыки на уроках биологии, методики преподавания, учебно-познавательная и учебно-практическая деятельность учащихся.

SAMPLE METHODS OF DEVELOPING RESEARCH SKILLS IN BIOLOGY LESSONS

Akhmet A.1, Rysbayeva G.A.2

1Akhmet Akzhar - graduate student 2Rysbayeva Galiya Altynbekovna - Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF BIOLOGY, U. ZHANIBEKOV SOUTH KAZAKHSTAN PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SHYMKENT, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: the study revealed a number of contradictions that have developed in the theory and practice of teaching biology in secondary schools: the research skills of school graduates between the need for active self-realization and the insufficient level of development of the younger generation capable of creative activity in modern society; the wide possibilities of the content of biological knowledge in school for the formation of research skills and their weak development in the educational process among developed methods; between the needs and aspirations of schoolchildren in the independent search for information, the realities of the learning process of knowledge and biology, its methods are mainly aimed at the ready transfer of information and do not require additional search efforts. These contradictions have determined the relevance of our research. The elimination of the above contradictions requires the development of a scientifically sound methodology for the formation of research skills in biology lessons. Keywords: research skills in biology lessons, teaching methods, educational-cognitive and educational-practical activities of students.

УДК 372.8

Определив теоретические и методические основы, мы разработали модель методики развития исследовательских навыков школьников на уроках биологии.

Модель-это система, мысленно изображенная или материально реализованная, способная заменить объект изучения таким образом, чтобы его изучение давало новую информацию об этом объекте. Модель системы-это характеристика системы (оригинал), которая отражает определенную группу ее свойств. Углубление описания-детализация модели.

Модель методики развития исследовательских навыков учащихся на уроках биологии построена как система естественных отношений между ее составляющими, обеспечивающая реализацию определенных функций в развитии личности. Требования, предъявляемые к модели при ее составлении: представление степени целостности процесса или явления, описание условий и средств его возникновения, структурное построение процесса. На основе теоретических выводов Н.М. Борытко смоделировали методику развития исследовательских умений на уроках биологии на основе описания уровней, определения естественной логики, описания состояний процесса в «кризисных точках», внутренних и внешних условий развития.

Теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы и нормативных документов позволил сформулировать положения, послужившие основой для построения модели.

На уроке мы рассмотрели методы биологии, направленные на развитие исследовательских навыков учащихся.

Таким образом, разработанная нами модель для развития исследовательских навыков на уроках биологии включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: целевую, содержательную, процедурно-деятельностную, организационно-методическую, эффективно-диагностическую.

Целевая составляющая модели развития исследовательских навыков на уроках биологии определяется социальным заказом и гуманистической парадигмой современного образования, которая доводит развитие исследовательских навыков школьников по биологии в учебно-воспитательном процессе до уровня специального задания. биологическое образование. Целевой компонент делает актуальной проблему развития исследовательских навыков.

Содержательный компонент модели развития исследовательских навыков на уроках биологии включает взаимосвязанные компоненты исследовательских навыков (мотивационный, содержательный, операционный). Он определяет выбор биологического содержания (знаний и умений), который служит основой для организации научно-исследовательской деятельности школьников.

Организационно-методическая составляющая модели развития исследовательских навыков на уроке биологии объединяет методы, методические подходы и дидактические пособия, которые необходимо внедрить на уроке биологии для формирования исследовательских навыков школьников.

Процессуально-деятельностный компонент модели методики развития исследовательских навыков на уроках биологии характеризует структуру совместной деятельности учителя и учащихся по приобретению исследовательских навыков с учетом соблюдения ряда педагогических условий, обеспечивающих эффективность обучения.

Эффективно-диагностическая составляющая модели развития исследовательских умений на уроках биологии включает в себя критерии (мотивационные, содержательные, операционные) и уровни развития исследовательских умений школьников (фрагментарные, репродуктивные, рациональные, творческие) и комплекс диагностических методик.

Все составляющие модели методики развития исследовательских навыков на уроках биологии можно рассматривать как индивидуально функционирующие подсистемы, при этом все они взаимосвязаны и взаимозависимы: полнота и ясность каждого этапа создают условия для перехода к следующему этапу. этап. При этом функционирование каждого компонента модели методики развития исследовательских навыков на уроках биологии связано с другими и может варьироваться в зависимости от конкретной деятельности этапов, методов организации исследовательской деятельности и учебно-методических пособий. учитель и ученики на каждом этапе. Целостность модели методики развития исследовательских навыков на уроке биологии обеспечивается системообразующими связями между ее составляющими.

Список литературы /References

1. Алексеев Н.Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности // Развитие

исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. М.: Народное образование, 2001. 68 с.

2. Брунов Е.П. Самостоятельные работы учащихся по биологии: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1984.

160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.