Научная статья на тему 'Формирование исследовательской компетенци учащихся на основе познавательных универсальных учебных действий по предмету «Биология»'

Формирование исследовательской компетенци учащихся на основе познавательных универсальных учебных действий по предмету «Биология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ БИОЛОГИИ / ТEACHING BIOLOGY / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / COMPETENCE / COMPETENCY / RESEARCH / RESEARCH COMPETENCE / RESEARCH SKILLS / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES / COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бережная Оксана Викторовна

В статье предложена методика формирования исследовательской компетенции учащихся на основе познавательных универсальных учебных действий. Доказано, что созданная методика способствует повышению уровня освоения учащимися знаний по биологии, а также биологических явлений и процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бережная Оксана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS ON THE BASIS OF COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES ON THE SUBJECT OF BIOLOGY

In the article the methods of formation of research competence of students on the basis of cognitive universal educational activities is offered. It is proved that the developed methods contribute to the increase of the level of acquiring of knowledge on biology by students as well as biological phenomena and processes.

Текст научной работы на тему «Формирование исследовательской компетенци учащихся на основе познавательных универсальных учебных действий по предмету «Биология»»

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИ УЧАЩИХСЯ

НА ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПО ПРЕДМЕТУ «БИОЛОГИЯ»

FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS ON THE BASIS OF COGNITIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES ON THE SUBJECT OF BIOLOGY

O.B. Бережная O.V. Berezhnaya

Обучение биологии, компетенция, компетентность, исследование, исследовательская компетенция, исследовательские умения, универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия. В статье предложена методика формирования исследовательской компетенции учащихся на основе познавательных универсальных учебных действий. Доказано, что созданная методика способствует повышению уровня освоения учащимися знаний по биологии, а также биологических явлений и процессов.

Teaching biology, competence, competency, research, research competence, research skills, universal educational activities, cognitive universal educational activities.

In the article the methods of formation of research competence of students on the basis of cognitive universal educational activities is offered. It is proved that the developed methods contribute to the increase of the level of acquiring of knowledge on biology by students as well as biological phenomena and processes.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоения учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Актуальность работы заключается в разработке модели, направленной на развитие исследовательской компетенции через познавательные универсальные учебные действия, которые включают в себя овладение следующими действиями: способность выдвигать гипотезы, классифицировать, формулировать выводы, работать с информацией и др.

Цель данной статьи - разработать методику формирования исследовательской компетенции учащихся на основе познавательных универсальных учебных действий. На основании поставленной цели выдвигаем задачи исследования: разработать и экспериментально проверить эффективность методики формирования исследовательской компетентности учащихся в процессе изучения раздела «Живой организм» в курсе биологии в 6 классе.

Термин «модель» понимается в нескольких смыслах: как теоретическое понимание феномена биологического образования; разнообразный на основе теории вариант практической биологической деятельности; некоторый проект системы биологического образования в условиях школы. Модель не только является инструментом познания, но и раскрывает состояние моделируемого объекта, так как несет в себе структуру того, чего еще нет в объективной реальности [Смирнова, 2004, с. 143].

Формирование исследовательской компетенции через формирование познавательных УУД представляет собой целую методическую систему. Она сконструирована на двух уровнях: теоретико-методологическом и методическом. На первом уровне формирование исследовательской компетенции осуществлялось в ходе выполнения исследовательской деятельно-

сти учащихся. На втором уровне интегрируются мотивационно-целевой, содержательный, процессуально деятельностный и результативно-оценочный компоненты. На этой основе нами разработана модель методики формирования исследовательской компетенции в ходе формирования познавательных универсальных учебных действий (рис.).

мотивационно-ц елевои компонент

Цель: формирование исследовательской компетентности школьников через формирование познава-_тельных универсальных учебных действий_

Подходы

Компетентностный

Деятельностный

Исследовательские компетенции

Познавательные универсальные учебные _действия_

Нормативные документы: государственный образовательный стандарт, _учебные программы по биологии, учебно-тематические планы_

содержательный компонент

Задачи:

формирование положительной мотивации к предмету «биология»; формирование исследовательской компетенции; формирование познавательных универсальных учебных действий

Принципы: научности, наглядности, систематичности и последовательности, преемственности, связь теории с практикой, полноты, контрастности_

Методы обучения:

словесные, наглядные, практические

Виды учебной деятельности учащихся на уроках биологии:

лабораторная работа, практическая работа

Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, их сочетание

Средства управления

деятельностью

учащихся:

алгоритмы и инструкции работы по выполнению исследовательских работ, задания в тестовой форме закрытого и открытого типа и др._

операционн о-д еятельностныи компонент

Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные

Универсальные учебные действия

Познавательные ууд

Умения сравнивать Умения анализировать Умения классифицировать Умения делать выводы

Д

Е Я Т Е Л Ь Н О С

т ь

У

ч

Е Н И К А

умения

Исследовательские _умения_

Предметные умения

Специальные умения

этапы обучения

Мотивационный

Деятельностный

Оценочный

дидактические средства

Тестирование

Исследовательские работы

Контрольные срезы

результативно-оценочный компонент

Уровни усвоения деятельности

Высокий

Средний

Низкий

резул ьтат: школьник с высоким уровнем развития исследовательской компетенции

Рис. Модель формирования исследовательской компетенции через формирование познавательных универсальных учебных действий

Мотивационно-целевой компонент опирается на биологические знания, имеющиеся у школьников, и их жизненный опыт. Основной целью развития исследовательской компетентности учащихся является формирование системы исследовательских знаний и умений.

Целью развития исследовательской компетентности учащихся является раскрытие творческого потенциала, востребованного в современном мире. Одной из основных задач исследования является развитие внутренней мотивации, то есть переведение внешней необходимости поиска неизвестного во внутреннюю потребность.

Обучение научному познанию нельзя рассматривать как единовременный процесс. В нем система формирования знаний и умений развернута линейно, а процесс познания растянут во времени.

В то же время действенность научных знаний и исследовательских умений определяется их целостностью и свернутостью. Теория и практика показывают, что изучаемые явления и объекты должны быть представлены в целостном и систематизированном виде [Тесленко, 2012, с. 146].

В содержательном компоненте мы считаем возможным выделить две составляющие системы исследовательских знаний, касающиеся специфики, организации и проведения учебного исследования, и предметные знания, обеспечивающие понятийную базу для изучения и выяснения определенных биологических процессов, фактов, явлений.

Выбор методов обучения определяется особенностями предметного содержания. Предмет биологии создает благоприятные условия для организации разнообразных форм учебной деятельности. Для демонстрации опытов, натуральных и изобразительных объектов необходимо использовать различные сочетания форм и организации учебной деятельности. Многообразие форм организации учебной деятельности способствует не только лучшему формированию познавательных УУД, но и повышению знаний биологического материала.

В операционно-деятельностный компонент

мы включаем две группы взаимосвязанных умений, обеспечивающих систему действий, составляющих структуру исследовательской деятельности: специальные, предметные.

К специальным мы относим следующие умения: выдвигать гипотезу; выстраивать план исследования; осуществлять намеченный план исследования; выяснять связи изучаемого явления с другими; формулировать решение поставленной проблемы; объяснять и проверять решения; делать выводы.

Организация исследовательской деятельности по изучению живой природы формирует у школьников следующие предметные умения: пользоваться увеличительными приборами; готовить временные микропрепараты и рассматривать их под микроскопом; ставить простейшие опыты; проводить наблюдения и самонаблюдения и др.

Результативно-оценочный компонент включает определение уровней и показателей сформированное™ исследовательской компетентности учащихся.

При оценивании компетентности мы ориентировались прежде всего на развитие познавательной деятельности, сформированность основных учебных умений, связанных с применением знаний, а также на готовность учащихся выражать собственное мнение, проявлять личную позицию в отношении предмета обсуждения.

Для оценки сформированности исследовательской компетенции были разработаны ком-петентностные задания. Применяя поэлементный пооперационный анализ деятельности учащихся в учебных ситуациях, мы проверяли уровни сформированности исследовательской компетентности.

Для решения выявленных в ходе исследования проблем была разработана система диагностики учебных достижений по биологии в 6 классах. Основными видами диагностики были входной, тематический и итоговый контроль. Средствами диагностики выступали тестовые задания, также использовались компетентностно-ориентированные задания по биологии, познавательные задачи.

Результаты проведенного педагогического эксперимента подтвердили обоснованность исходных предположений относительно влияния использования на уроках биологии исследовательских методов обучения, направленных на повышение качества биологического образования. Уровень знаний, полученных учащимися, повысился на 13,24 % (на промежуточном этапе - на 8,98 %). Средняя эффективность объема усвоенного материала на промежуточном тестировании составила 4,7 %, на итоговом - 8,6 %. Динамика уровня сформированности биологических знаний учащихся основывалась на количественной обработке полученных данных по A.A. Кыверялгу.

Результаты педагогического эксперимента позволяют сделать следующие выводы: познавательные универсальные учебные действия показали свою эффективность в качестве сред-

ства формирования исследовательской компетенции учащихся по биологии; разработанная методика по формированию исследовательской компетенции на основе познавательных универсальных учебных действий повышает не только качество подготовки учащихся по биологии, но и уровень сформированности у них исследовательской компетенции.

Библиографический список

1. Смирнова Н.З. Теория и практика экологического образования в условиях современных школ / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2004. 280 с.

2. Тесленко В.И. Проблемы развития познавательной деятельности человека при конструировании естественнонаучных знаний о природе // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 2. С. 144-150.

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

Н U

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.