Научная статья на тему 'Пример полемического противостояния (М. Е. Салтыков-щедрин и Н. Н. Страхов)'

Пример полемического противостояния (М. Е. Салтыков-щедрин и Н. Н. Страхов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
511
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОСТОЯНИЕ / ЛИТЕРАТУРНАЯ ПОЗИЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / ЭСТЕТИКА / ПОКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРНОГО БЫТА ЭПОХИ / OPPOSITION OF LITERARY AND SOCIAL POSITION / IDEOLOGY / AESTHETICS AS MANIFESTATION OF EPOCH''S LITERARY MILIEU

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тихомиров Владимир Васильевич

Категорическое взаимное неприятие и противостояние общественных и литературных взглядов гениального русского сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина и известного литературного критика, идеолога почвенничества Н.Н. Страхова показательный эпизод сложной и противоречивой обстановки в русском литературном процессе второй половины ХIХ века. Салтыков был близок к кругам русской радикальной демократии, сторонником обличительного направления в русской литературе, Страхов же категорический противник сатирической литературы и демократической идеологии, убеждённый православный мыслитель. Оба оказались совершенно нетерпимыми по отношению друг к другу в том, что касалось основных тенденций в развитии русской литературы. С обеих сторон не было даже попытки понять суть и мотивы оппонента, сторонника другой позиции. Это характерно для литературной жизни эпохи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An example of polemic opposition (Mikhail Saltykov-Shchedrin and Nikolay Strakhov)

The absolute mutual rejection and opposition of social and literary views (opinions) of the Russian satirical writer and genius Mikhail Saltykov-Shchedrin and the well-known literary critic and national ground ideologist Nikolay Strakhov is a demonstration episode of the complex and contradictory situation in the Russian literary process of the second half of the 19th century. Mikhail Saltykov-Shched was well with the Russian radical democracy circles, he was on the side of accusatory movement in the Russian literature, while Nikolay Strakhov was against satirical literature and democratic ideology, he was a convinced orthodox thinker. They both turned out to be absolutely intolerant to each other’s opinions about the principal tendencies in the Russian literature development. They never tried to understand the main points and motives of each other, as they were representatives of different views. That was characteristic of that epoch of literary life.

Текст научной работы на тему «Пример полемического противостояния (М. Е. Салтыков-щедрин и Н. Н. Страхов)»

УДК 821.161.1.09"19"

Тихомиров Владимир Васильевич

доктор филологических наук, профессор Костромской государственный университет

vtihom@mail.ru

ПРИМЕР ПОЛЕМИЧЕСКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ (М.Е. Салтыков-Щедрин и Н.Н. Страхов)

Исследование выполняется при поддержке РГНФ (проект № 15-04-00389).

Категорическое взаимное неприятие и противостояние общественных и литературных взглядов гениального русского сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина и известного литературного критика, идеолога почвенничества Н.Н. Страхова - показательный эпизод сложной и противоречивой обстановки в русском литературном процессе второй половины Х1Х века. Салтыков был близок к кругам русской радикальной демократии, сторонником обличительного направления в русской литературе, Страхов же - категорический противник сатирической литературы и демократической идеологии, убеждённый православный мыслитель. Оба оказались совершенно нетерпимыми по отношению друг к другу в том, что касалось основных тенденций в развитии русской литературы. С обеих сторон не было даже попытки понять суть и мотивы оппонента, сторонника другой позиции. Это характерно для литературной жизни эпохи.

Ключевые слова: противостояние литературной и социальной позиции, идеологии, эстетики как показатель литературного быта эпохи.

М.Е. Салтыков-Щедрин первым начал иронически оценивать статьи Н.Н. Страхова, обыгрывая его фамилию и псевдонимы, не говоря уже о содержательной стороне его критических оценок. Сатирику казалась совершенно неприемлемой почвенническая идеология критика. В статье «Несколько полемических предположений (из письма в редакцию)» («Современник», 1863, № 3) Салтыков ставит в один ряд сотрудников «Эпохи», в том числе Страхова (Н. Косицу), с такими одиозными литераторами, как В.И. Аскоченский, Н.Ф. Павлов, С.С. Громека [8, т. 5, с. 270]. Он допустил несколько публицистических выпадов по адресу сотрудников журналов братьев Достоевских, подчас содержащих не вполне корректные высказывания об оппонентах: замысел элегии на кончину «Времени» («Косица меж гробов...»), пародийной пьесы «Мнимые враги, или Ври и не опасайся» с упоминанием «эпохина семейства» [8, т. 5, с. 204, 303]. Сатирик неоднократно иронично обыгрывал историю «г. Косицы» (Н.Н. Страхова) по поводу его статьи «Роковой вопрос», которая стала поводом для закрытия журнала «Время» [8, т. 5, с. 270; т. 6, с. 488, 494]. Некоторые полемические высказывания сатирика в адрес Страхова и других сотрудников журналов «Время» и «Эпоха» не публиковались по решению редакции «Современника» по причине их излишней резкости [8, т. 5, 593-594]. В рецензии на издание сочинений Г. Гейне в русских переводах под редакцией Ф.Н. Берга Салтыков высказывает возмущение по поводу того, что стихи «злобного поэта» переводит «стая. чирикающих воробьёв», в которой, наряду со Страховым, оказываются А. А. Григорьев и Д.В. Аверкиев [8, т. 5, с. 662].

В «Современнике» 1863-1864 гг. Салтыков неоднократно иронично упоминает Страхова, но без какой-либо характеристики его статей, как будто не считает нужным это делать: он находит в писаниях

критика «пустоту», как, впрочем, вообще в почвеннических журналах [8, т. 6, с. 49]. В пародийной пьеске «Стрижи» Страхов фигурирует под именем «Стриж вторый (философ)», который «мудрствует» и «рыдает» [8, т. 6, с. 487, 488]. В другом месте Салтыков заявил, что то, что пишет Страхов -«детская стряпня», он много пишет, но его никто не читает [8, т. 6, с. 525]. «Стрижу второму пришла несчастная мысль слетать в злополучный некоторый край», - намекает сатирик на статью Страхова «Роковой вопрос» [8, т. 6, с. 488], однако вскоре «Стриж вторый» «принёс покаяние и получил прощение» [8, т. 6, с. 494] - за «хорошее, кроткое поведение» [8, т. 6, с. 521].

Первые печатные суждения Страхова о личности и творчестве сатирика относятся тоже к 1863 г., когда в № 9 «Библиотеки для чтения» появилась его статья за подписью Н. Нелишко «Новый поборник нравственности (Письмо в редакцию "Библиотеки для чтения")», посвящённая повести Щедрина «Как кому угодно». Про автора повести критик пишет: «Долгое время я читал его с великим удо -вольствием (видимо, имеются в виду «Губернские очерки» Н. Щедрина, пользовавшиеся большой популярностью. - В. Т.). Но с нынешнего года звезда г. Щедрина попала в плеяду "Современника", и тут-то начинается недоумение. <...> Представьте моё горе и мучение, когда я начал мало-помалу чувствовать, что я не понимаю его! .Так, чтобы мне была насквозь ясна каждая его мысль и каждое поползновение его мысли. <...> ...Я никак не мог понять, что же, наконец, всё это значит......Неясность, шаткость, неустойчивость, одним словом, "вилянье"» [5, с. 99 (2-я паг.)].

Что касается повести «Как кому угодно», то Страхов обнаружил в ней полемику с традиционной этикой, основанной на понятиях «долга» и «обязанности»: «Г. Щедрин имел в виду осмеять и поразить своей сатирой неправильный взгляд

© Тихомиров В.В., 2018

Вестник КГУ № 3. 2018

97

на долг и обязанности», он признаёт только «потребности», к удовлетворению которых необходимо стремиться [5, с. 100]. Главную мысль автора повести Страхов видит в том, что «долг будто бы постоянно противоречит потребностям, что исполнение долга всегда неприятно» [5, с. 101]. Критик признаёт, что в повести «тонко» и «метко» изображены характеры, но утверждает, что авторские рассуждения портят общую художественную картину, и делает вывод, что нельзя писать литературное произведение, направленное на достижение заранее спланированной задачи [5, с. 105, 106, 107].

Полемику по поводу повести «Как кому угодно» и литературной позиции Салтыкова-Щедрина в целом Страхов продолжил в журнале «Эпоха» в 1864 г. Критик связал с именем Салтыкова начало полемики между журналами «Русское слово» и «Современник», которая вскоре была остроумно названа Ф.М. Достоевским «расколом в нигилистах». В «Заметках летописца» («Эпоха», 1864, № 3) Страхов констатирует: «Дело началось из-за Щедрина. В первой книжке "Современника" (за 1864 г. - В. Т.) он немножко подсмеялся над нигилистами. "Русское слово" теперь укоряет его в измене своему знамени... Гораздо важнее дело взял себе г. Писарев (речь идёт о статье Д.И. Писарева "Цветы невинного юмора" в № 2 «Русского слова» за 1864 г. - В. Т.). Сверх укоров в измене он занялся критическою оценкою произведений г. Щедрина и постарался определить достоинство и характер его юмора. Некоторые замечания его в этом отношении очень метки и остроумны. Критик доказывает, что смех г. Щедрина есть смех лёгкий и невинный» [1, с. 339-340].

В № 10 «Эпохи» за 1964 г. Страхов высказал своё мнение о русской журналистике за последние два года. Он считает, что важнейшим событием с начала 1863 г. «было вступление г. Щедрина в редакцию "Современника"», с чего начался «новый фазис его существования» (имеется в виду возобновление издания журнала с начала 1863 г. после восьмимесячного перерыва из-за запрета властями - В. Т.). Страхов признаёт, что «история литературы. запишет на своих страницах или скрижалях, что редко какой писатель писал так обильно, как г. Щедрин в 1863 году, и что этот год есть плодотворнейший год его авторского поприща» [2, с. 1 (2-я паг.)]. «Если кто читался из петербургских писателей и публицистов, так именно г. Щедрин. Два-три печатных листа его регулярно появлялись в "Современнике"», - утверждает критик [2, с. 2].

О литературной позиции сатирика Страхов пишет: «У самого г. Щедрина началась такая эквилибристика мыслей, такое балансирование суждений, какого не было ещё и примеров. Что же он хочет сказать? с досадой восклицал я после каждого фельетона и оставался в совершенном недоумении». Но вдруг «у г. Щедрина промелькнула идея... <.>

Это была небольшая вариация на теорию страстей, положенную в основание универсальной ассоциации» [2, с. 4]. Критик имеет в виду упомянутую выше повесть «Как кому угодно», в которой Страхов обнаружил влияние этики утопистов-социалистов. В оценке творчества Салтыкова-Щедрина критик солидарен с Писаревым, который с «прямотой и откровенностью. разбивал и сводил с пьедесталов кумиры и кумирчики столь грубо промахнувшегося журнала ("Современник". - В. Т.). Так в статье февральской книжки ("Русского слова". - В. Т.) "Цветы невинного юмора" был развенчан г. Щедрин» [2, с. 6]. Далее следует вывод Страхова: «Что сказал или хотел сказать г. Щедрин в продолжение года?» Нет ответа! [2, с. 9]. Критик даже находит у Салтыкова «необыкновенную лёгкость мыслей» [2, с. 5] - с явным намёком на хлестаковщину.

С. А. Макашин обратил внимание на то, что со вступлением Салтыкова-Щедрина, прежде печатавшегося в «Русском вестнике», в обновлённую редакцию «Современника» некоторые русские литераторы, включая Ф.М. Достоевского и Н.Н. Страхова, надеялись на изменение позиции некрасовского журнала по сравнению со временем, когда во главе его фактически находились Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов [4, с. 21-22]. Однако их надежды не оправдались, Салтыков на страницах «Современника» вступил в острую полемику с оппонентами, в том числе и с идеологами почвенничества, чем вызвал нападки в свой адрес.

Подводя итог своей полемике с Салтыковым-Щедриным на протяжении 1864 г., Страхов пишет в № 12 «Эпохи»: «Я описал краткое, но блистательное поприще г. Щедрина. Как он явился с намерением мыслить, как отложил на время своё намерение, как потом вдруг обнаружил идею, почерпнутую из книжки, к которой, вероятно, прибег как к полезному пособию для мышления, как написал на эту идею повесть - "Как кому угодно", как опять остался на некоторое время без идеи, и как наконец произвёл скандал, породил великое междоусобие (курсив автора. - В. Т.), неожиданно подсмеявшись над теми самыми, к кому думал примкнуть» [3, с. 18 (4-я паг.)]. С прекращением издания журнала «Эпоха» в феврале 1865 г. закончился первый этап полемики Страхова с сатириком, связанный главным образом с периодом сотрудничества критика в этом журнале.

В конце 1864 г. Салтыков ушёл из редакции «Современника» и на некоторое время прекратил активную журналистскую деятельность. Его полемика со Страховым возобновилась после того, как он с начала 1868 г. стал сотрудничать в обновлённых «Отечественных записках» под ред. Н.А. Некрасова. По иронии судьбы накануне этого события именно в этом журнале активно сотрудничал Страхов. В течение 1867 г. он опубликовал в не-

скольких номерах «Отечественных записок» цикл статей «Критические заметки», идеи и суждения которых были обобщены в вышедшей в 1868 г. брошюре «Бедность нашей литературы», получившей жанровое определение как «критический и исторический очерк». Этот очерк вызвал ответную реакцию Салтыкова. Представляется необходимым изложить основные положения этой проблемной работы Страхова, чтобы иметь представление о том, что в её содержании оказалось неприемлемым для сатирика.

Очерк «Бедность нашей литературы» построен на основе характеристики процесса развития новой русской литературы с точки зрения почвенничества и в противостоянии со славянофильством и западничеством: «У славянофилов и западников мы везде находим одинаковое незнание нашего умственного и художественного движения», - заявляет критик [9, с. 8]. С позиции почвенничества Страхов скептически оценивает современную русскую литературу как лишённую национальных корней и заражённую «новыми идеями», нигилизмом: «Будучи бедны духовною жизнью, мы в то же время оказываемся бедными её сознанием, уважением к её явлениям и чувствам собственной ответственности» [9, с. 5]. Основная мысль Страхова в объяснении русской литературы - необходимость преодоления европейских заимствований и формирование своей, национальной литературной школы, основателем которой, по мысли критика, был Пушкин. Однако этот позитивный процесс русского литературного развития приостановился в 1860-е гг. с распространением социальных принципов в художественном творчестве и в его критическом осмыслении. В результате, делает вывод критик, русская литература опять пошла на поклон Европе.

Раскрыть «несметное богатство русского духа» пока не удалось русским писателям, даже Пушкину и Гоголю, поэтому в литературе обострился «процесс... неудовлетворения и стремления» к чему-то новому, и Пушкин «первый оставил возвышенные сферы. принялся за жанр, за пёстрый сор фламандской школы. <...> Стать в самое правильное, самое простое отношение к жизни, ничем не затемнённое и не искажённое, - вот цель, которую все имели в виду» [9, с. 21]. У русских писателей, считает критик, живёт стремление превзойти один другого «в честности отношения к делу, в неподкупной правдивости, в строгости к самому себе. <.> Можно поравняться с ними в правдивости, но превзойти их невозможно» [9, с. 18].

Тот тупик, в котором, по мнению Страхова, в настоящее время оказалась русская литература, ставит под сомнение её недавние достижения и достоинства: «стоило дунуть ветерку - и фата-моргана пропала!» [9, с. 27]. «Ветерок» этот - распространившийся в России нигилизм по отношению

к традиционным ценностям и социально-обличительная тенденция в общественном настроении и в литературе. Русский нигилизм, утверждает Страхов, - явление самобытное, хотя и возникшее под влиянием Запада. Нигилизм породил «положение дикое, но неизбежно требуемое ходом дела и представляющее шаг вперёд в нашем мудрёном развитии» [9, с. 53]. Показатель ненормального положения нашей литературы - отношение к Пушкину, переоценка его роли и значения, которая наблюдается у прогрессистов, в то время как он требует по отношению к себе «созерцания» и изучения, «остаётся мерой и нормой» [9, с. 55, 56]. В общественном сознании России и западниками, и славянофилами «литература наша признаётся никуда не годною, в ней отрицается. всякое живое начало. каждый её деятель подвергается одинаковому осуждению с противоположных сторон» [9, с. 69]. Завершает свой критический очерк Страхов всё-таки достаточно оптимистично: по его мнению, «содержание. стремления и задачи (литературы. - В. Т.) гораздо обширнее и важнее, чем думают многие ценители» [9, с. 72].

Статья Салтыкова-Щедрина «Напрасные опасения», опубликованная в том же 1868 г. в № 10 «Отечественных записок», как будто специально адресована Страхову. Автор очерка «Бедность нашей литературы» в статье не назван, но в тексте неоднократно повторяется именно эта формулировка, ставшая её заглавием. Впрочем, Салтыков полемизирует не только с публицистом-почвенником, он противостоит всему направлению современной русской литературы, не принимающему в ней новые демократические тенденции. Критический очерк Страхова оказался поводом для этой полемики. Основной тезис, на котором Салтыков строит доказательство необходимости поворота русской литературы в сторону её сближения с народом - исчерпанность, неактуальность либерально-дворянской литературы, даже таких писателей, как И.С. Тургенев, литературы, сформировавшейся на нравственных и социально-философских принципах 1840-х гг.

По мнению сатирика, современная русская литература носит «отпечаток касты», то есть имеет классовый, дворянский характер. В лучшей части «читающей публики» было «развито чувство неудовлетворённости окружающей средой», но во взглядах преобладала «нравственная или политическая утопия» [8, т. 9, с. 8]. В этой среде не могла «возникнуть мысль о деловом, реальном отношении к жизни», но возрастали «требования характера эстетического и отвлечённого» [8, т. 9, с. 9]. В русском обществе (в «читающей публике») «происходит умственный мираж», оно утратило роль «воспитывающей» силы, соответственно, и литература, будучи «очагом общественной мысли», должна определить «будущую. физиономию обще-

ства» (курсив автора. - В. Т.) [8, т. 9, с. 10, 16]. Это и стремится сделать молодая литература, задача которой - «новые типы, которые она пробует выводить... новое дело, о котором она говорит. новый язык, с которым она нас знакомит» [8, т. 9, с. 20].

Салтыков-Щедрин противопоставляет новые демократические тенденции русской литературы всем традиционным её направлениям, независимо от их идейных позиций. Уже это делает статью «Напрасные опасения» более масштабной и основательной, чем простое противостояние с критическим очерком Страхова. Необычной представляется установка сатирика на художественное изображение и осмысление характера положительного персонажа - простолюдина, что обусловлено, по его мнению, появлением «новых типов», «новой публики, которая имеет образоваться вследствие нового строя жизни» (курсив автора. - В. Т.) [8, т. 9, с. 18]. Если и можно говорить о «бедности» русской литературы, то только о бедности «самой публики», которая «не может изменить свои взгляды на жизнь даже тогда, когда сама эта жизнь изменяет себя» [8, т. 9, с. 20].

Салтыков уверен, что «дело отрицания утратило не только свою относительную жизненную полезность... и что тип человека, задумавшегося на распутии (лишнего человека. - В. Т.) исчерпан сполна; потом сделалось не менее ясно, что затем следует уже искать типов положительных и деятельных» [9, с. 22]. «Этих типов ещё нет, или, лучше сказать, они не найдены, - признаёт Салтыков, - но . возможность типических очертаний не может иссякнуть, покуда не иссякнет самая жизнь» [8, т. 9, с. 23]. «Итак, с одной стороны, укоренившееся преданием предубеждение в пользу типа отрицательного, с другой стороны, внутренняя сложность нового типа и бедность его внешней обстановки - вот те препятствия, с которой боролась и до сих пор борется новая русская литература», - делает вывод автор статьи «Напрасные опасения» [8, т. 9, с. 29].

Под «типом отрицательным» он, очевидно, имеет в виду тип «лишнего человека» - дворянского интеллигента, обладавшего определёнными духовными («идеально-политическими») ценностями, но совершенно непрактичного и бесперспективного. Касается он также развития народной темы писателями старшего поколения, не только Д.В. Гри -горовичем с его «псевдонародными романами и повестями» [8, т. 9, с. 9] но и И.С. Тургеневым. Они «нимало не знакомили нас с крестьянскою средою, - считает Салтыков, - не потому, чтоб это не были типы вполне живые (речь идёт о персонажах названных писателей. - В. Т. ), а потому, что они представлялись нам уединёнными, стоящими в положении исключительном. <...> Нужна была целая крестьянская среда, нужна была такая картина, в которой крестьянин явился бы у себя дома

и. чтобы стесняющие его искусственные грани. не делали для него обязательною немоту языка, не заставляли его на всяком шагу озираться и оговариваться» [8, т. 9, с. 33], то есть чтобы крестьянин был по-настоящему свободен. Необходимо «проникнуть в эту среду. определить её жизненные цели», и «главным деятелем в этом случае является вся молодая русская литература, её общий тон и общее направление» (курсив автора. - В. Т.) [8, т. 9, с. 33, 34]. Салтыков называет лишь одного из писателей «молодой» литературы, Ф.М. Решетникова, но этого достаточно, чтобы понять, какое именно литературное направление он имеет в виду.

Салтыков считает, что «положительные типы русского простолюдина» уясняются лишь «совокупностью множества литературных произведений» (курсив автора. - В. Т.), что главное дело современных литературных деятелей заключается в подготовлении почвы, в собрании материала и честной разработке его» [8, т. 9, с. 34]. Автор статьи «Напрасные опасения» затрагивает ряд других общественно-литературных проблем, не имеющих непосредственного отношения к критическому очерку Страхова (например, тему женской эмансипации), и в целом она близка ряду других манифестов новой демократической русской литературы, таких как напечатанная в тех же «Отечественных записках» (№ 4, 1868 г.) статья А.М. Скабичевского «Живая струя» (кстати, это выражение использовал в своей статье и Салтыков), а также статьи сотрудников журнала «Дело»: П.Н. Ткачёва «Разбитые иллюзии» (1868, № 11-12) и Н.В. Шелгуно-ва «Народный реализм в литературе» (1871, № 5).

В последующие годы продолжалось своеобразное «пикирование», обмен колкостями между сатириком и его оппонентом, поскольку их литературные позиции были непримиримыми. В статье «Насущные потребности литературы» («Отечественные записки», 1869, № 10) Салтыков иронично замечает: «Литература должна быть проводником не мыслей, а приятных отдохновений. Это цветник. Фет как стихотворец, Гр. Данилевский как романист, Шубинский как историк, Страхов как критик. - вот имена, любезные современникам «Аонид» (имеется в виду альманах, издававшийся Н.М. Карамзиным в 1796-1799 гг. - В. Т.) [8, т. 9, с. 102]. В свою очередь Страхов неоднократно писал о «настраивании» Салтыковым-Щедриным в «Отечественных записках» молодёжи на «напрасные увлечения», об односторонности его творчества, об отсутствии у сатирика положительной программы («Заря», 1869, № 7; 1870, № 9).

Салтыков не ограничивался публицистическими высказываниями по адресу Страхова. Он упоминает критика и в художественных произведениях, разумеется, иронически. В главе «Поклонение мамоне и покаяние» «Истории одного города» («Отечественные записки», 1870, № 4) Салтыков

пишет о глуповском бомонде: «Тут сначала читали критические статьи г. Н. Страхова, но так как они глупы, то скоро переходили к другим занятиям». Там же, предваряя сообщение о появлении на горизонте Угрюм-Бурчеева, снова упоминается «чтение статей Страхова» - наряду с другими заботами глуповцев, «до восхищения души относящимся» [8, т. 8, с. 395, 396-397]. Этот выпад в свой адрес Страхов не оставил без ответа. Он пишет Ф.М. Достоевскому в апреле 1870 г., имея в виду именно «Историю одного города»: «.прогрессивного Щедрина скоро перестанут читать, да и теперь, например, я (каков авторитет!) уже не могу никак себя принудить читать» [13, с. 267]. Е.И. По-кусаев обнаружил, что после выпадов Салтыкова против Страхова последний привлёк на свою сторону писателя и публициста Д.В. Аверкиева, опубликовавшего в руководимом Страховым журнале «Заря» (1870, № 7, с. 90-99) пародийную «Историю некоей веси» [7, с. 104].

В статье «Сочинения Я.П. Полонского» («Заря», 1870, № 9), в которой Страхов открыто полемизирует с Салтыковым в оценке творчества поэта, критик подчёркивает, имея в виду сатирика, что после Гоголя «писатели стали беспрерывно употреблять иронию гиперболическую, в которой уже нет заботы о реальном изображении, а, напротив, вся потеха заключается в искажении реальных черт», ирония иногда «переходит в чистое глумление, то есть в речи совершенно бессмысленные» [11, с. 187]. В рецензии на комедию А.Н. Островского «Лес» Страхов находит в пьесе «комизм самого низкого рода, который вернее всего назвать щедринским». Он считает, что драматург по существу уравнял нравственные качества обеих сторон конфликта в пьесе: «дремучие и тёмные нравы» характерны и для хозяев жизни (дворян и купцов), и для провинциальных актёров [14, с. 59-60].

Вообще вопрос о сущности сатиры и об особенностях сатирического творчества Салтыкова-Щедрина неоднократно обсуждался критиком. 7 мая 1877 г. он писал Л.Н. Толстому по поводу «Анны Карениной»: «Вы не рассказываете никаких ужасов, а всё невинные и даже смешные вещи, но конечно обличаете больше, чем Тургенев, Некрасов и Салтыков, напрягающиеся для этого изо всех сил» (курсив автора. - В. Т.) [6, с. 115]. Несколько позже в статье «Взгляд на текущую литературу» («Русь», 1883, № 1-2) Страхов признаёт, что Салтыков в настоящее время относится к самым читаемым писателям в России - наряду с Достоевским, Некрасовым, Л. Толстым, однако в то же время критик резко отзывается о творчестве сатирика: «. понятие сатиры есть нечто слишком точное и определённое, в сравнении с тем, что пишет г. Щедрин. Это не сатира, а переходящая всякую меру карикатура, не ирония, а нахальная издёвка, неистовое глумление, не насмешка, а надругатель-

ство над всяким предметом, за который берётся этот сатирик. Всё это совершается с несомненным талантом; скажем более - несомненный талант нахальства и глумления один только и руководит автора в его. деятельности; он давно уже забыл требования мысли и художества, давно уже обдумывает не лица, а только прозвища, не действия, а только сильные выражения и язвительные обороты речи. <.> Вся эта пресловутая сатира сама есть некоторого рода ноздрёвщина и хлестаковщина, с большою прибавкою Собакевича» [10, с. 440].

Уже после смерти Салтыкова в статье «"Легенда о Великом инквизиторе" Ф.М. Достоевского. Опыт критического комментария, В. Розанова. СПб., 1894» Страхов в последний раз бросил упрёк по адресу писателя, противопоставив его творчество гоголевскому: «Гоголь есть представитель истинного комизма, бесподобный изобразитель человеческой пошлости и глупости. Иным этого мало; им нужно зубоскальство и глумление, - и появляется сатира в роде писаний Салтыкова» [12, с. 223].

Что касается самого Салтыкова, то он в 187080-е гг. не считал нужным отвечать на критику Страхова. Своё отношение к оппоненту он высказал в письме приятелю А. Л. Боровиковскому от 4 мая 1883 г. по поводу романа «Современная идиллия»: «Страхов, у которого в голове, кроме урины, ничего не осталось, всю её готовится вылить на меня» [8, т. 20-2, с. 198-199]. Характеристика впечатляющая!

Взаимные оценки и упрёки Салтыкова и Страхова - носителей противоположных литературных, эстетических и общественных позиций - яркий пример принципиального противостояния, характеризующий не только разное понимание задач развития русской литературы, но и природу самой литературы, её художественной специфики, в том числе особенностей сатирических приёмов. Одновременно это показатель нравов и этических принципов, проявлявшихся в полемике той эпохи.

Библиографический список

1. Летописец <Страхов Н.Н.>. Заметки летописца // Эпоха. - 1864. - № 3.

2. Летописец <Страхов Н.Н.>. Последние два года в Петербургской журналистике // Эпоха. -1864. - № 10.

3. Летописец <Страхов Н.Н.>. Заметки летописца // Эпоха. - 1864. - № 12.

4. Макашин С.А. Салтыков-Щедрин. Середина пути. 1860-1870-е годы: Биография. - М.: Худож. лит., 1984. - 576 с.

5. Н. Нелишко <Страхов Н. Н.>. Новый поборник нравственности: (Письмо в редакцию «Библиотеки для чтения») // Библиотека для чтения. -1863. - № 9.

6. Переписка Л.Н. Толстого с Н.Н. Страховым, 1870-1894. - СПб., 1914.

7. Покусаев Е.И. Революционная сатира Салтыкова -Щедрина. - М.: ГИХЛ, 1963. - 472 с.

8. Салтыков-Щедрин М.Е. Собр. соч.: в 20 т. -М.: Худ. лит., 1965-1977.

9. Страхов Н.Н. Бедность нашей литературы: Критический и исторический очерк. - СПб., 1868.

10. Страхов Н.Н. Критические статьи об И.С. Тургеневе и Л.Н. Толстом. Т. 1. - СПб., 1895.

11. Страхов Н.Н. Заметки о Пушкине и других поэтах. - Киев, 1897.

12. Страхов Н. Н. Борьба с Западом в нашей литературе: Исторические и критические очерки. Кн. 3. - Киев, 1898.

13. Страхов Н.Н. Письма Ф.М. Достоевскому // Шестидесятые годы. - М.: Изд-во АН СССР, 1940.

14. -2- <СтраховН. Н.>. «Лес». Комедия в 5 действиях А.Н. Островского // Заря. - 1871. - № 2.

References

1. Letopisec <Strahov N.N.>. Zametki letopisca // EHpoha. - 1864. - № 3.

2. Letopisec <Strahov N.N.>. Poslednie dva goda v Peterburgskoj zhurnalistike // EHpoha. - 1864. - № 10.

3. Letopisec <Strahov N.N.>. Zametki letopisca // EHpoha. - 1864. - № 12.

4. Makashin S.A. Saltykov-SHCHedrin. Seredina puti. 1860-1870-e gody: Biografiya. - M.: Hudozh. lit., 1984. - 576 s.

5. N. Nelishko <Strahov N. N.>. Novyj pobornik nravstvennosti: (Pis'mo v redakciyu «Biblioteki dlya chteniya») // Biblioteka dlya chteniya. - 1863. - № 9.

6. Perepiska L.N. Tolstogo s N.N. Strahovym, 1870-1894. - SPb., 1914.

7. Pokusaev E.I. Revolyucionnaya satira Saltykova-SHCHedrina. - M.: GIHL, 1963. - 472 s.

8. Saltykov-SHCHedrin M.E. Sobr. soch.: v 20 t. -M.: Hud. lit., 1965-1977.

9. Strahov N.N. Bednost' nashej literatury: Kriticheskij i istoricheskij ocherk. - SPb., 1868.

10. Strahov N.N. Kriticheskie stat'i ob I.S. Turgeneve i L.N. Tolstom. T. 1. - SPb., 1895.

11. Strahov N.N. Zametki o Pushkine i drugih poehtah. - Kiev, 1897.

12. Strahov N.N. Bor'ba s Zapadom v nashej literature: Istoricheskie i kriticheskie ocherki. Kn. 3. -Kiev, 1898.

13. Strahov N.N. Pis'ma F.M. Dostoevskomu // SHestidesyatye gody. - M.: Izd-vo AN SSSR, 1940.

14. -2- <Strahov N. N.>. «Les». Komediya v 5 dejstviyah A.N. Ostrovskogo // Zarya. - 1871. - № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.