Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук Кузьмина Ольга Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет»
ПРИМЕНИМОСТЬ МОДЕЛЕЙ ГИБРИДНОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С
НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
Аннотация. Диджитализация всех сфер жизни человека коснулась и образовательной системы, в том числе образования лиц с различными нарушениями развития или ограниченными возможностями здоровья. Электронные ресурсы и дистанционный формат проведения учебных занятий вплотную внедрились в образовательный процесс. В представленной статье в фокусе внимания находится гибридное (смешанное) обучение. Анализируются разнообразные подходы в понимании сущности ведущего термина исследования. Даётся определение гибридного обучения в контексте образования обучающихся с ОВЗ. Раскрываются возможности и перспективы использования гибридных образовательных технологий при обучении лиц с нарушениями развития. Рассматриваются такие модели гибридного обучения, как ротация, гибкая модель, самостоятельно смешанная, расширенная модель виртуального типа. Делается вывод о применимости этих моделей в системе специального образования. Демонстрируются примеры реализации моделей гибридного обучения в работе с детьми, имеющими нарушения развития. Формулируются преимущества использования технологий гибридного обучения.
Ключевые слова: гибридное (смешанное) обучение, онлайн-обучение, дистанционное обучение, лица с нарушениями развития и ограниченными возможностями здоровья.
Annоtation. The digitalization of all spheres of human life has also affected the educational system, including the education of people with various developmental disabilities or disabilities. Electronic resources and the remote format of conducting training sessions have taken root in the educational process. In this article, the focus is on hybrid (blended) learning. Various approaches are analyzed in understanding the essence of the leading term of the study. The definition of hybrid learning in the context of education of students with disabilities is given. The possibilities and prospects for the use of hybrid educational technologies in teaching people with developmental disabilities are revealed. Such hybrid learning models as rotation, flexible model, self-mixed, extended virtual type model are considered. The conclusion is made about the applicability of these models in the system of special education. Examples of the implementation of hybrid learning models in work with children with developmental disabilities are demonstrated. The advantages of using hybrid learning technologies are formulated.
Key words: hybrid (blended) learning, online learning, distance learning, people with developmental disabilities and disabilities.
Работа выполнена в рамках государственного задания на выполнение прикладной научно-исследовательской работы по теме «Профессиональная компетентность педагога для реализации гибридного обучения» (Дополнительное соглашение МинпросвещенияРоссии и ФГБОУВО «ОмГПУ»№ 073-03-2022-035/3 от 08.06.2022)»
Введение. Сформировавшаяся в мире обстановка, неизменно отразилась и на системе образования. На смену традиционной форме обучения приходят информационные и коммуникационные технологии, позволяющие использовать дистанционный формат взаимодействия обучающего и обучающихся. Факторами, обусловившими данную трансформацию, являются не только последствия распространения короновирусной инфекции и перевод обучения в режим онлайн, но и диджитализация образования, т.е. оцифровка учебной информации, стремление к формированию мобильной и социально-адаптированной личности. Поэтому в последнее время образовательный процесс всё чаще организуется в форме гибридного (смешанного) обучения.
К преимуществам гибридного обучения многие исследователи относят, в первую очередь, соответствие современным тенденциям информационного общества и как результат социализированность и адаптированность учащихся к интерактивному миру. Так, А.С. Закусило, И.Ф. Исаев, Г.В. Кучумова и И.А. Нагаева к достоинствам причисляют повышение у обучающихся познавательной мотивации, формирование гибкости мышления, самостоятельности и навыка планирования деятельности [6; 7; 10]. Затруднениями гибридной формы обучения, зафиксированными в различных исследованиях (А.А. Алексеев, В.С. Алкубаева, В.С. Блинов, М.А. Рубцов, L. Qi, A. Tian и др.), становятся: увеличение времени на подготовку и оцифровку педагогами учебной информации, технические сложности в организации онлайн-обучения, наличие у учеников скрытых психологических проблем, отсутствие или недостаточность необходимой коммуникации и личного взаимодействия педагога и обучающихся, риск «обездушивания» образовательного процесса [1; 2; 15].
Принимая во внимание плюсы и минусы в организации гибридного обучения, рассмотрим возможности применения такого формата в образовании лиц с нарушениями развития, ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Необходимость обучения детей с ОВЗ посредством информационных технологий продиктована сложившейся ситуацией в мире, а также цифровизацией всех сфер существования человека. Так, Т.Ю. Четверикова указывает на то, что электронная информационно-образовательная среда в настоящее время становится важной составляющей образовательно-коррекционного процесса, а также ресурсом для создания в специальном учреждении условий для погружения обучающихся с ОВЗ в социокультурный опыт посредством интерактивных технологий [13].
Изложение основного материала статьи. Анализ исследований последных лет свидетельствует о наличии разнообразных точек зрения относительно гибридного обучения и его реализации. Изучение зарубежных и отечественных публикаций позволило обозначить несколько подходов к пониманию сущности гибридного обучения и обозначению абриса данного термина.
Согласно первому подходу, гибридное и смешанное обучение рассматриваются как два различных формата организации образовательного процесса. Учёными (В.С. Алкубаева, М.П. Виноградова, А.С. Закусило, И.Ф. Исаев, F.C. Grossi и др.) фиксируется, что в отличие от смешанного гибридное обучение предполагает одновременность очной и онлайн формы, а также погружённость в интерактивную образовательную среду [2; 4; 6; 14]. Смешанное обучение осуществляется как последовательное чередование двух компонентов: онлайн обучение и очное обучение в аудитории.
Противоположная позиция встречается в работах Е.Н. Асриевой, Н.И. Белоусовой, Г.В. Кучумовой, А.А. Марголис, Д.Р. Мхеидзе, Е.В. Петровой, Э.Х. Семеновой, П.В. Ткаченко и др. [7; 8; 9; 12]. Указывается, что гибридное (смешанное) обучение базируется на сочетании традиционных технологий построения образовательного процесса с инновационным подходом, предполагающим обширное применение IT-технологий. При этом основными характеристиками становятся:
- одновременность существования прежних образовательных и новейших информационных технологий;
- направленность на современную образовательную среду;
- гибкость и разнообразие используемых методов и технологий;
- персонифицированность процесса обучения, нацеленная на повышение эффективности усвоения учебного материала [12].
Третий подход мы выделили основываясь на позиции сочетаемости очной и отдаленной формы обучения. Исследования (В.И. Абрамова, А.А. Громыко, А.В. Давыдова, И.Д. Рудинского, B. Tomlinson, C. Whittaker и др.), условно отнесенные к данному подходу, четко определяют процентные границы разных форматов построения образовательного процесса [5; 11; 17]. При смешанной форме 45 % составляет онлайн-обучение; при гибридном - от 40 % до 80 %; дистанционное обучение предполагает более 80 % онлайн-обучения; при обучении с помощью сети Интернет режим офлайн сводится к минимуму. В.И. Абрамов и А.А. Громыко к различиям гибридного и смешанного видов обучения причисляют следующее: смешанное обучение сочетает традиционное и онлайн-обучение, а при гибридном происходит комбинация систем обучения [5]. Аналитический разбор существующих форматов образования А.В. Давыдова и И.Д. Рудинского показал, что не совсем корректно противопоставлять разные формы обучения, имеющие как положительные стороны, так и определенные затруднения [11]. По мнению авторов, конструктивнее сочетать традиционные методы с использованием компьютерных технологий, основываясь, в первую очередь, на персонификации образовательного процесса и учете индивидуальных возможностей обучающихся. Ученые видят в этом синергетический эффект гибридного обучения.
Опираясь на условно выделенные подходы, в контексте нашего исследования отметим уместность именно последней позиции и представим определение понятия «гибридное обучение» в случае его организации при образовании лиц с ОВЗ, нарушениями развития. Итак, гибридное обучение - это образовательная технология, сочетающая аудиторный и дистанционный формат, реализуемая с применением электронных информационных и образовательных ресурсов и направленная на построение персонализированной образовательной траектории обучающихся с ОВЗ с учётом их особых потребностей.
Рассмотрим организационные модели гибридного обучения и их применимость в системе образования лиц с ОВЗ.
В исследованиях ряда отечественных и зарубежных ученых (В.С. Алкубаева, М.П. Болодурина, А.А. Марголис, M. Horn, H. Staker и др.) выделяется значительное количество моделей гибридного обучения: ротационная, гибкая, самостоятельно смешанная, расширенная модель виртуального типа [2; 3; 8; 16]. Подробнее представим каждую и отметим их применимость в условиях образования обучающихся с ОВЗ.
1. Модель ротации или ротационная (Rotation Model). При реализации данной модели предполагается поочередное обучение то совместно с педагогом в аудитории, то онлайн-обучение посредством информационных технологий. Применение этой модели при работе с детьми, имеющими нарушения развития, происходит по четко фиксированному расписанию, а также с учётом особых образовательных потребностей обучающихся. Так, в дистанционный формат могут быть вынесены уже изученные темы, направленные на закрепление и отработку сформированных компетенций. Реализация ротационной модели возможна персонально с ребенком, либо в парной и групповой работе.
Ротационная модель в образовательном процессе реализуется в четырёх версиях: ротация станций, модель лабораторной ротации, модель «перевёрнутый класс», модель индивидуальной ротации. Представим вероятность применения этих вариантов в учебной деятельности с обучающимися, имеющими нарушения развития.
Ротация станций (Station Rotation Model), или модель внутриклассной ротации может быть организована в одном классе и должна учитывать механизм нарушения развития [8]. Т.е. обучающиеся с ОВЗ разделяются на подгруппы с учётом структуры основной проблемы и вторичных отклонений. Так, в одну подгруппу могут быть объединены дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и имеющие вторичные проблемы развития пространственных представлений. В другую подгруппу включаются обучающиеся с двигательными отклонениями и одновременно с недоразвитием познавательных процессов. Практические интерактивные задания подбираются для каждой подгруппы в соответствии с возможностями и особыми потребностями детей.
Модель лабораторной ротации (The Lab Rotation Model) применима в том случае, когда необходим поочередный переход от работы в классе к работе в онлайн-лаборатории. Такая модель уместна при невозможности организовать обучение в реальном режиме, например, посещение виртуального музея в другом городе или стране. Для обучающихся с ОВЗ такой формат создаст условия виртуального погружения и будет способствовать их социальной адаптации.
Модель «перевернутый класс» (The Flipped Classroom Model) в рамках работы с детьми, имеющими нарушения развития, может быть реализован как аудиторно, так и дистанционно, с онлайн-ресурсами дома или вне класса. Обучающиеся с ОВЗ через решение практических задач и кейсов получают уникальный опыт погружения в совместную деятельность. Возможны следующие варианты чередования: практические кейсы решаются совместно с педагогом, а теория изучается в онлайн-режиме, либо теоретические знание формирует педагог в очном формате, а отработка умений происходит дистанционно в малых группах.
Последний вариант ротационной модели называется «индивидуальная ротация» (The Individual Rotation Model). Такая модель будет уместна в условиях обучения детей с сочетанными нарушениями развития. Это позволит не только персонифицировать весь процесс обучения, но и сделать акцент именно на индивидуальной коррекции и развитии.
Представим неротационные модели гибридного обучения (гибкую, самостоятельно смешанную, расширенную модель виртуального типа) и их реализацию в специальном образовании.
Гибкая модель гибридного (смешанного) обучения (The Flex) представляет собой около 90 % обучения посредством онлайн-режима. Такой формат возможен и, отчасти реализуется, при домашнем обучении лиц с ОВЗ. Весь образовательный процесс в данном случае строится по индивидуальному учебному расписанию, встречи педагога с ребенком проходят дистанционно.
Самостоятельно смешанная модель, которую некоторые ученые называют «Меню» (A La Carte Model), предполагает проведение учебных занятий по предмету чередуя онлайн и офлайн-обучение [8]. Отличительной особенностью данной модели становится тщательное сопровождение педагогом всех форматов процесса учения. При этом часть обучающихся с ОВЗ могут присутствовать в очном режиме и в офлайн учебной активности, а некоторые дети с более выраженными нарушениями в онлайн-формате. Степень взаимодействия педагога и учащихся определяется с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ всего класса.
Расширенная модель виртуального типа или обогащенная виртуальная модель (The Enriched Virtual Model) схожа с гибкой моделью. К основным отличиям можно отнести тот факт, что рамки гибридного обучения распространяются на всю образовательную организацию и предполагается введение очной и дистанционной части на всех учебных предметах. Такой формат обучения предъявляет высокие технические требования и наличие соответствующих информационных ресурсов. Данная модель применима во внеурочной деятельности обучающихся с нарушениями развития (виртуальные комнаты для организации воспитательных мероприятий, виртуальный музей, виртуальная школьная библиотека и др.) [13].
Учитывая ориентированность гибридного обучения на персонификацию образовательного процесса, все представленные модели могут быть применимы в системе образования лиц с нарушениями развития.
Выводы. Эпоха масштабной цифровой трансформации катализировала необходимость использования широкого спектра информационных технологий. Диджитализация вошла и в образование лиц с ОВЗ. Применение различных моделей гибридного обучения при организации учебной и внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ позволяет решить ряд задач.
Во-первых, расширяются возможности процесса образования через доступность информационных ресурсов с учётом особых личностно-ориентированных потребностей учащихся с нарушениями развития.
Во-вторых, трансформируется педагогическая деятельность и повышается эффективность образовательного процесса за счет комбинирования традиционных форм трансляции учебной информации с инновационным онлайн взаимодействием педагога и обучающихся с ОВЗ.
В-третьих, применение моделей гибридного обучения в работе с детьми, имеющими нарушения развития, способствует индивидуализации темпа и ритма усвоения учебного материала, а также персонификации способов достижения планируемых образовательных результатов обучающихся с ОВЗ.
В-четвертых, чередование в учебном процессе онлайн и офлайн форматов позволяет создать условия для постепенного и организованного погружения учащихся с различными нарушениями в уникальный опыт цифрового мира. Именно последняя задача является одной из основополагающей при формировании социально-адаптированной и мотивированной личности современного мира и совершенствования у лиц с ОВЗ навыков будущего.
Литература:
1. Aлексеев, A.A. Затруднения, возникающие при гибридном обучении / A.A. Aлексеев // Содержательные и процессуальные аспекты современного образования. Материалы IV Международной научно-практической конференции / Ред.-сост. KA. Романовская, E.A. Тарабановская. - Aстрахань, 2022. - С. 137-139.
2. Aлкубаева, В.С. Aнализ моделей современного смешанного и гибридного обучения / В.С. Aлкубаева, В.С. Блинов, МА. Рубцов // Проблемы управления качеством образования. Сборник статей XIV Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию Пензенского государственного аграрного университета. - Пенза, 2021. - С. 10-13.
3. Болодурина, М.П. Реализация технологии «перевернутый класс» при гибридной форме обучения / М.П. Болодурина // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). - Оренбург, 2021. - С. 1213-1215.
4. Виноградова, М.В. Гибридное обучение: методический аспект / М.В. Виноградова // Народное образование Якутии. -2021. - № 4 (121). - С. 10-12.
5. Громыко, A.A. Гибридное обучение: возможности и факторы повышения эффективности / A.A, Громыко,
B.И. Aбрамов / ОБРAЗОBAHИE. НДУКД. КAРЬEРA. Сборник научных статей 4-й Международной научно-методической конференции. - Курск, 2021. - С. 137-141.
6. Исаев, И.Ф. Эффективность гибридного обучения в процессе формирования образовательной мобильности / И.Ф. Исаев, A.C Закусило // Aзимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т. 10. - № 3 (3б). -
C. 125-128.
7. Кучумова, Г.В. Преимущества и недостатки гибридного формата обучения / Г.В. Кучумова // Современный ученый. - 2021. - № 5. - С. 119-122.
8. Марголис, A.A. Что смешивает смешанное обучение? / A.A. Марголис // Психологическая наука и образование. -2018. - Том 23. - № 3. - С. 5-19.
9. Мхеидзе, Л.Р. Гибридное (смешанное) обучение персонала в современных организациях: содержание, предпосылки, модели / Л.Р. Мхеидзе, Е.Н. Aсриева, Э.Х. Семенова // Мир науки. Социология, филология, культурология. - 2021. - Т. 12. -№ 4. - EDN HOQMMG.
10. Нагаева, ИА. Гибридное обучение как потенциал современного образовательного процесса / ИА. Нагаева, ИА. Кузнецов // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2022. - Т. 1. - № 3 (84). - С. 12б-139.
11. Рудинский, И.Д. Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения / И.Д. Рудинский, A^. Давыдов // Вестник науки и образования Северо-Запада России. - 2021. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gibridnye-obrazovatelnye-tehnologii-analiz-vozmozhnostey-i-perspektivy-primeneniya (дата обращения: 05.08.2022).
12. Ткаченко, П.В. Гибридное обучение как способ повышения эффективности образования / П.В. Ткаченко, Е.В. Петрова, Н.И. Белоусова // Aзимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т. 10. - № 3 (3б). -С. 277-279.
13. Четверикова, Т.Ю. Виртуализация внеурочной деятельности обучающихся с нарушениями развития / Т.Ю. Четверикова // Детство, открытое миру. Сборник материалов XII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. - Омск, 2022. - С. 215-217.
14. Grossi, F.C. Hybrid education & smart learning, innovative teaching in the post-coronavirus era / F.C. Grossi // Цифровая трансформация как ветор устойчивого развития: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. - Казань, 2021. - С. 348-353.
15. Qi, L. Design and Application of Hybrid Learning Platform Based on Joomla / L. Qi, A. Tian // Advances in Computer Science and Education Applications. In M. Zhou, & H. Tan (Ed.). - 2011, pp. 549-55б.
16. Staker, H. Classifying K-12 Blended Learning / H. Staker, M. Horn [San Mateo, CA]: Innosight Institute, 2012. - 22 p. -[Электронный ресурс]. - URL: https://eric.ed.gov/?id=ED535180 (дата обращения: 08.08.2022).
17. Tomlinson, B. Blended Learning in English Language Teaching: Course Design and Implementation / B. Tomlinson, C. Whittaker. - British Council, 2013. - 258 p. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.teachingenglish.org.uk/sites/teacheng/files/D057_Blended%20learning_FINAL_WEB%20ONLY_v2.pdf (дата обращения: 0б.08.2022).