УДК 37.01.324, ББК 74 58 © Ю. В. Мартынова DOI: 10.24412/2225-8264-2022-2-21-26
Ю. В. Мартынова
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГИБРИДНОГО ОБУЧЕНИЯ
В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
В статье рассматривается использование гибридного обучения в постковидную эпоху. Раскрыто понятие гибридного обучения, определено его отличие от смешанного обучения, которое состоит в том, что обучающийся взаимодействует не с преподавателем, основной функцией которого становится консультативная, а с образовательным он-лайн-ресурсом. Также в статье представлены основные формы гибридного обучения: синхронное и асинхронное. В ходе синхронного формата взаимодействия обучение происходит одновременно с использованием виртуальной учебной платформы, но при этом педагоги и обучающиеся находятся в разных местах. При асинхронном обучении учащиеся и педагог взаимодействуют в разное время и находятся в разных местах. Выделены методические особенности использования гибридного обучения в постковидную эпоху (гибкость в обучении, расширенный доступ к обучению, поддержка педагога, сокращение числа прогулов, учет потребностей всех обучающихся, наличие обратной связи, большая вовлеченность обучающихся). С учетом методических особенностей использования гибридного обучения в постковидную эпоху была разработана анкета для преподавателей и студентов ФГБОУ ВО «ОмГПУ», с целью выявить востребованность в образовательном процессе формы гибридного обучения в постковидную эпоху. Результаты анкетирования преподавателей и студентов факультета иностранных языков Омского государственного педагогического университета позволили доказать необходимость использования в учебном процессе гибридной формы обучения как синхронной, так и асинхронной. Анкетирование показало, что преподаватели ОмГПУ готовы использовать данную форму обучения в образовательном процессе и считают ее достаточно эффективной. По результатам анкетирования разработаны методические рекомендации для преподавателей факультета иностранных языков по использованию гибридного обучения в постковидную эпоху.
Ключевые слова: гибридное обучение, гибридный курс, постковидная эпоха, смешанное обучение, синхронное обучение, асинхронное обучение.
а последние два года системы образования по всему миру прошли серьезную цифровую трансформацию. Присоединение школ и университетов к цифро-
ентированный на обучающегося, он обеспечивает большую гибкость, но требует больше работы от преподавателя.
вому образованию резко возросло. В 2021 году обучающиеся начальных, средних и средних школ полностью вернулись к очному обучению. В отличие от высшего образования, в котором предпочтение отдается гибридному и инновационному способу обучения. Множество приложений (Zoom, Discord, Teams...) позволяют педагогам мыслить и вести свои занятия иначе, благодаря инструментам видеоконференций, чата, общения и обмена документами [4]. Гибридное обучение является результатом «открытого сочетания учебных мероприятий, предлагаемых в присутствии, в режиме реального времени и на расстоянии, в синхронном или асинхронном режиме, поэтому оно должно найти правильный баланс между различными видами деятельности, из которых оно состоит [2]. Как и в традиционном курсе, структура гибридных курсов будет меняться, чтобы адаптироваться к «отношениям между педагогом и обучающимся и использованию информационных и коммуникационных технологий». Ори-
Сегодня под гибридным обучением понимается такая форма выстраивания образовательного процесса, при которой одна часть участников процесса обучения находится в образовательной организации, а вторая часть - дома.
Зачастую гибридное обучение путают со смешанным. При смешанном обучении до 45 % приходится на обучение онлайн, а остальные 55 % -на очное. При гибридном обучении 40-80 % образовательного процесса происходит онлайн [3].
Основное отличие гибридного обучения от смешанного состоит в том, обучающийся взаимодействует не с преподавателем, основной функцией которого становится консультативная, а с образовательным онлайн-ресурсом.
Гибридное обучение может быть синхронным и асинхронным. В ходе синхронного формата взаимодействия обучение происходит одновременно с использованием виртуальной учебной платформы, но при этом педагоги и обучающиеся находятся в разных местах (например, дома - в аудитории) [5]. При асинхронном обучении учащиеся и педагог
взаимодействуют в разное время и находятся в разных местах. Так, например, педагог может записать видео лекции, аудиотексты или предложить задания, с которыми обучающийся будет работать в удобное для него время и в том месте, где ему будет комфортно. Также сегодня под гибридным обучением принято понимать одновременное обучение студентов в аудитории, находящихся на занятии в аудитории и подключающихся удаленно. В этом случае занятия проходят в синхронном формате и предполагают активное участие в нем всех студентов.
В постковидную эпоху многие педагоги с легкостью используют гибридное обучение, работая в аудитории или за ее пределами. На основе преимуществ гибридного обучения нами были выделены методические особенности его использования в постковидную эпоху:
1 .Гибкость в обучении.
Именно на эту модель обучения многие образовательные организации перешли в период пандемии, поскольку она позволяет сохранить гибкий график расписания занятий, способствует облегченному взаимодействию обучающихся друг с другом и с преподавателем, а также дает возможность тем студентам, которые не могут посещать учебное заведение в силу проблем со здоровьем или по другим объективным причинам, получить знания дистанционно [1].
Сегодня образовательные организации возвращаются к нормальной жизни, но гибкость образования, которая появилась во времена СОУГО-19 осталась чрезвычайно полезной.
2.Расширенный доступ к обучению.
Период пандемии показал, что не у всех желающих получить образование есть такая финансовая или физическая возможность. Расширенный доступ к обучению способствует стабилизации и улучшению ситуации в образовательных организациях с недостатком обучающихся, привлечении большего количества студентов [2].
Высшие учебные заведения, школы и колледжи создают и совершенствуют свои образовательные онлайн программы, которые могут выбирать обучающиеся. Студенты из других стран могут посещать занятия онлайн и принимать в них участие наряду с теми ребятами, которые присутствуют на занятии очно. Кроме этого, гибридное обучение позволяет обеспечить более широкий доступ к обучению людей с ограниченными физическими возможностями.
3.Поддержка педагога.
В процессе гибридного обучения у преподавателя нет такого переутомления и постоянного
напряжения как при очном обучении, поскольку он может использовать интерактивные информационные технологии и интернет ресурсы, а также сочетать очные и дистанционные методы обучения, один и тот же образовательный курс может подходить сразу двум учебным моделям и педагогу не нужно разрабатывать его дважды.
4.Сокращение числа прогулов.
Гибридное обучение становится необходимым для тех студентов, которые вынуждены пропускать занятия в силу, например, хронического заболевания. Педагог, как правило, записывает лекционные занятия или размещает задания на интернет-платформе и студент, не имеющий возможности по уважительной причине присутствовать на занятии может сам изучить и наверстать тот материал, который он пропустил. Это особенно хорошо для образовательных учреждений, работающих в рамках балльно-рейтинговой системы, поскольку пропуски ведут к снижению баллов, но, если студент присутствовал на занятии онлайн или выполнил предложенные по курсу задания, он может набрать необходимое количество в рамках изучаемой дисциплины баллов.
5.Учет потребностей всех обучающихся.
Технология гибридного обучения учитывает
потребности любых обучающихся: тех, которым нравится учиться очно в группе с использованием традиционных методов, тех, кто предпочитает получать знания онлайн и индивидуально, а также тех, кто стремится сочетать одно с другим.
6.Наличие обратной связи.
Обратная связь является главной составляющей формирующего оценивания, она способствует повышению мотивации обучающихся, давая им возможность осуществить самоконтроль и самоанализ, полученных в ходе обучения результатов. Помимо этого, обратная связь дает возможность преподавателю сразу обнаружить пробелы в знаниях, позволяет выявить слабые места в усвоении учебного материала студентами, определить, какой аспект требует дополнительного разъяснения или большего количества упражнений, а также подготовить корректировочные задания для устранения выявленных пробелов в знаниях.
7.Большая вовлеченность учащихся.
При гибридном обучении студенты получают интерактивный опыт, так как они могут самостоятельно решать, с каким типом контента они хотят взаимодействовать и каким образом выполнять задания. Обучающиеся постоянно поддерживают связь друг с другом и с преподавателем, делятся своими идеями, обсуждают интересные вопросы,
узнают новую информацию и получают практические навыки [3].
С тем, чтобы доказать востребованность в образовательном процессе форм гибридного обучения, в ноябре 2021 года нами было проведено анкетирование среди 26 преподавателей иностранного языка и 240 студентов разных курсов Омского государственного педагогического университета факультета иностранных языков. Анкетирование проводилось с 15 ноября 2021 г. по 18 ноября 2021 г.
В ходе анкетирования преподавателям были заданы следующие вопросы:
1. Какая из форм гибридного обучения является для вас наиболее используемой в образовательном процессе: синхронная, асинхронная?
2. Сокращается ли число пропусков занятий среди студентов?
3. Возможно ли учесть все потребности студентов при гибридном обучении?
4. Обеспечиваете ли вы обратную связь со студентами?
5. Какие трудности у вас возникают при использовании в образовательном процессе гибридного обучения?
Отвечая на первый вопрос 80 % преподавателей выбрали синхронную форму гибридного обучения, поскольку она является наиболее приближенной к традиционному обучению. На факультете иностранных языков в постковидную эпоху преподаватели часто работали в аудитории со студентами очно, но при этом один-два студента подключались к занятию дистанционно. Это были, как правило студенты, которые на данный момент имели проблемы со здоровьем или граждане Казахстана, не имевшие возможности выехать из своей страны к началу семестра. Педагог предлагал студентам языковой материал, который они вместе разбирали, если обучающимся нужно было работать в парах, то преподаватель организовывал пары, состоящие из присутствующего студента и студента, который был онлайн.
20 % преподавателей факультета иностранных языков Омского государственного педагогического университета выбрали асинхронную форму гибридного обучения, поскольку считают ее наиболее удобной. Эти преподаватели размещали видеолекции и задания к ним для студентов на образовательной платформе МооШе, куда обучающиеся могли выйти и выполнить задания от учителя в любое удобное для них время. Затем выполненное задание прикреплялось в созданную педагогом папку и в кратчайшие сроки студент получат баллы за выполненное задание и комментарии от преподавателя.
По поводу сокращения числа пропусков занятий среди студентов 100 % преподавателей ответили, что все студенты, которые в силу каких-либо причин на очном занятии присутствовать не могли, обязательно подключались дистанционно. Единственная проблема, с которой столкнулись педагоги состояла в том, что не всегда студенты включали на занятии камеру, а это затрудняло работу на практических занятиях по иностранному языку при опросе. Что касалось выполнения заданий, выложенных на портале, все студенты их выполняли и высылали преподавателю на проверку в установленные сроки.
100 % преподавателей уверены в том, что при гибридном обучении можно учесть все потребности учащихся. Преподаватели использовали дифференцированный подход при разработке заданий для учащихся с разным уровнем владения иностранным языком, при гибридном обучении это представляется возможным реализовать поскольку для преподавателя это не является чем-то трудоемким, т.к. он может подключать к работе различные информационно-коммуникационные технологии. Мотивация к обучению у студентов повысилась за счет того, что преподаватель использовал в работе новые интернет-технологии и образовательные платформы.
Все опрошенные преподаватели использовали в своей работе обратную связь со студентами. На очных занятиях обратная связь осуществлялась посредством ответов студентов на вопросы педагога, выполнении и обсуждении с преподавателем и од-ногруппниками заданий на иностранном языке. Студенты, которые находились во время очного занятия в дистанционном режиме отвечали наряду с другими студентами. Для того, чтобы лучше видеть студентов, находящихся онлайн и иметь возможность оценить выполненные задания преподаватель использовал интерактивную доску. При использовании асинхронной формы гибридного обучения преподаватель осуществлял обратную связь со студентами посредством чата, форума, видеоконференции и других ресурсов на платформе МооШе.
Несмотря на все достоинства формы гибридного обучения многие преподаватели отметили некоторые трудности, которые они испытывали при использовании в образовательном процессе гибридного обучения. 10 % педагогов выразили опасения по поводу достижения качественных результатов в ходе обучения иностранному языку посредством гибридного обучения. Это связано чаще всего с некачественной связью, что затрудняет выявление фонетических и языковых ошибок. 20 % преподавателей столкнулись с техническими проблемами при организации гибридного обучения при этом большинство из них, это преподаватели в возрасте, кото-
рым сложно в полной мере овладеть новыми информационно-коммуникационными технологиями. 60 % опрошенных педагогов не испытывали трудности при использовании гибридного обучения и готовы продолжать работать в данном формате.
Проведя опрос среди преподавателей, мы предложили студентам факультета иностранных языков также ответить на вопросы, касающиеся организации образовательного процесса с использованием гибридного обучения.
1. Что вы понимаете под гибридным обучением?
2. Какие положительные черты гибридного обучения вы можете назвать?
3. Есть ли, на ваш взгляд, у гибридного обучения недостатки?
4. Вы выступаете «за» или «против» гибридного обучения в ходе изучения иностранного языка?
5. Какие рекомендации вы можете дать преподавателю по использованию в образовательном процессе форм гибридного обучения?
В ходе анализа результатов анкетирования мы выяснили, что основная часть студентов 90 % понимают под гибридным обучением комбинацию онлайн-активностей с очными. Гибридный формат, по их мнению, предполагает параллельную работу онлайн-участников и очных обучающихся в единой гибридной обучающей среде. Стирается граница между очными участниками и онлайн-обучающимися: разные группы обучающихся проходят обучение одновременно. 10 % студентов не понимают, что такое гибридное обучение и отмечают, что гибридной может быть любая форма дистанционного обучения.
Все студенты называют положительные черты гибридного обучения. Представим наиболее часто встречающиеся в анкете ответы студентов:
- обучающиеся присоединяются к занятию по видеосвязи и взаимодействуют со всей группой;
- лекционный материал группа может слушать в синхронном и асинхронном формате;
- онлайн обучающиеся участвуют во всех активностях занятия наравне с очными участниками;
- можно подключиться к занятию из любой точки города, страны;
- не приходится пропускать занятия и терять
баллы;
- с преподавателем всегда можно связаться в чате и задать интересующие вопросы.
К недостаткам студенты отнесли следующие: много приходится разбирать самостоятельно, необходима компьютерная грамотность, умение работать на плат форме, которую использует преподаватель, технические проблемы, усталость от компьютера.
При анализе ответов студентов на четвертый вопрос анкеты мы выяснили, что 90 % из них выступают за гибридную форму обучения, поскольку несмотря на то, что период пандемии отступает, но многие люди еще болеют COVID-19. Студент, который не может присутствовать очно на занятиях при гибридном обучении даже находясь дома или на лечении в клинике может приобщиться к занятию и прослушать новый материал. Также студенты отметили, что многим преподавателям, которые заразились COVID-19 или были в контакте с больными коровирусом не приходится брать больничный и потом восстанавливать занятия и нагонять упущенный материал, они также могут работать из дома. 10 % обучающихся выступили против гибридной системы обучения. Это в основном студенты, которые ведут активную жизнь на факультете и приходят на занятия не для того, чтобы получить знания, а для того, чтобы пообщаться с другими ребятами.
На пятый вопрос анкеты студенты отвечали особенно ответственно. В качестве рекомендаций преподавателю по использованию в образовательном процессе форм гибридного обучения они дали такие как:
- использовать разные образовательные платформы;
- разработать массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) по некоторым дисциплинам, например, по курсу «Лингвострановедение», «Латинский язык», «Методика обучения иностранному языку» и другим;
- обеспечить адаптивность курса к потребностям каждого обучающегося;
- предусмотреть равноправное участие онлайн и офлайн-слушателей в процессе обучения;
- предоставлять инструкцию по выполнению заданий, выложенных онлайн;
- осуществлять немедленную обратную связь.
Некоторые студенты отметили, что преподавателям необходимо повысить свою квалификацию в сфере использования современных информационно-коммуникационных технологий.
Результаты, полученные в ходе анкетирования, были представлены преподавателям на научной конференции, которая прошла в июне 2021 года на факультете иностранных языков. Было принято решение по разработке методических рекомендаций для педагогов с учетом полученных данных анкет преподавателей и студентов по использованию гибридного обучения на факультете.
Представим разработанные нами методические рекомендации для преподавателей факультета иностранных языков по использованию гибридного обучения в постковидную эпоху.
1. Необходимо вовлекать студентов в образовательный процесс, что позволит улучшить их когнитивные способности в области иностранного языка, а также поможет педагогам своевременно узнать о пробелах, которые появились у студентов при в освоении материала в рамках гибридного обучения.
2. Сочетание синхронного и асинхронного обучения. Преподавателю нужно выбрать форму гибридного обучения в зависимости от изучаемого материала. Новый материал рекомендуется вводить в синхронном формате, тогда как отработка материала может осуществляться в рамках асинхронного обучения. Поскольку речь идет об обучении иностранному языку, педагогу нужно разработать достаточное количество практических заданий и упражнений, направленных на формирование языковых и речевых умений и навыков студентов.
3. Проявление гибкости при обучении студентов. Должен быть разработан гибкий график занятий, использоваться индивидуальный подход к обучающимся, дифференцированный подход к разработке практических заданий.
4. Необходимо разработать систему оценивания в соответствии с балльно-рейтинговой системой, принятой в вузе.
5. Нужно стремиться к тому, чтобы курс был гибридным, от 40 до 80 % его контента должно быть заменено онлайн-мероприятиями.
6. Должна быть обеспечена обратная связь по запросу студента через образовательный портал Омского государственного педагогического университета или очные консультации студентов.
7. Необходимо разработать инструкции по работе с материалами, представленными на образовательном портале Омского государственного педагогического университета, а также представить задания для самостоятельной работы, например, написание эссе на иностранном языке, выполнение про-
дуктивных и репродуктивных упражнений, проектная работа на языке и т. д.
8. Преподавателю, работающему в гибридном формате, необходимы не только педагогические компетенции, но и способности к критическому анализу, экспериментированию, генерации и тестированию гипотез, мониторингу эффективности, а также способности прорабатывать тайминг и быстро переключаться между онлайн и очным взаимодействием.
9. Необходимо заранее разделить студентов на офлайн- и онлайн-группы либо запланировать возможную ротацию обучающихся от занятия к занятию.
10. Нужно следить за тем, чтобы онлайн-студенты работали на протяжении всего занятия со включенными камерами. Начало и окончание занятия строго регламентировано.
Выводы
Период пандемии заставил образовательные организации изменить традиционный формат обучения и перевести большую часть курсов на дистанционную основу. В исследовании были проанализированы формы гибридного обучения синхронная и асинхронная, а также выделены его положительные для образовательной системы черты. Проведенное среди преподавателей и студентов Омского государственного педагогического университета анкетирование с целью обоснования востребованности применения в образовательном процессе форм гибридного обучения, доказало, что большая часть опрощенных педагогов и студентов готовы использовать данную форму обучения в образовательном процессе и считают ее достаточно эффективной. Это позволило разработать методические рекомендации для педагогов по использованию гибридного обучения на факультете иностранных языков Омского государственного педагогического университета.
Библиографический список
1. Максименкова О. В., Незнанов А. А. Коллаборативные технологии в образовании: как выстроить эффективную поддержку гибридного обучения? / О. В. Максименкова, А. А. Незнанов. — Текст: непосредственный // Университетское управление: практика и анализ. — 2019. — 23(1-2). — С. 101-110.
2. Манокин М.А., Шенкман Е.А. Синхронный и асинхронный форматы онлайн-обучения в контексте теории коммуникации / М.А. Манокин, Е.А. Шенкман. — Текст: непосредственный // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2021. — Т. 1, № 2 (75). — С. 23-37.
3. Ресенчук А. А., Тунёва Н. В. Использование гибридного обучения в многонациональных группах студентов вуза / А.А. Ресенчук, Н.В. Тунёва. — Текст: электронный // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. — 2021. — Т. 5. № 3. —С. 212-220. — иКЬ: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2021-5-3-212-220 (дата обращения: 27.03.2022).
4. Рудинский И.Д., Давыдов А.В. Гибридные образовательные технологии: анализ возможностей и перспективы применения / И.Д. Рудинский, А.В. Давыдов // Вестник науки и образования Северо-Запада России. — 2021. — Т.7, №1. — С. 1 — 9
5. Тухватулина, Л. Р. Коммуникативные особенности гибридного обучения / Л.Р. Тухватулина // Молодой ученый. — 12 (92). — С. 811 — 815. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20413/ (дата обращения: 24.03.2022).
References
1. Maksimenkova, O. V., Neznanov, A. A. Collaborative technologies in education: how to build effective support for hybrid learning? University management: Practice and analysis. — 2019. — 23(1-2). — р. 101-110.
2. Manokin, M.A., Shankma, N.A. Synchronous and asynchronous online learning formats in the context of communication theory // Domestic and foreign pedagogy. — 2021. — Т. 1, № 2 (75). — р. 23-37.
3. Resenchuk, A. A., Tuneva, N.V. The use of hybrid learning in multinational groups of university students // Bulletin of Kemerovo State University. Series: Humanities and Social Sciences. — 2021. — Т. 5. № 3. — р. 212-220. — URL: https://doi.org/10.21603/2542-1840-2021-5-3-212-220
4. Rudinsky, I.D., Davydov, A.V. Hybrid educational technologies: analysis of opportunities and prospects of application // Bulletin of Science and Education of the North-West of Russia. — 2021. — Т.7, №1. — р. 1 — 9
5. Tukhvatulina, L. R. Communicative features of hybrid learning // A young scientist. — 12 (92). — С. 811 — 815. — URL: https://moluch.ru/archive/92/20413/
Julia V. Martynova
candidate of pedagogical sciences, docent, Associate Professor of French at Omsk State Pedagogical University
METHODOLOGICAL FEATURES OF USING HYBRID LEARNING IN THE CONTEXT OF A PANDEMIC
Abstract. The article discusses the use of hybrid learning in the post-COVID era. The concept of hybrid learning is disclosed, its difference from blended learning is determined, which consists in the fact that the student interacts not with the teacher, whose main function becomes advisory, but with an educational online resource. The article also presents the main forms of hybrid learning: synchronous and asynchronous. During the synchronous interaction format, learning takes place simultaneously using a virtual learning platform, but teachers and students are in different places. In asynchronous learning, students and the teacher interact at different times and are in different places. The methodological features of the use of hybrid learning in the post-COVID era are highlighted (flexibility in learning, expanded access to learning, teacher support, reducing the number of absenteeism, taking into account the needs of all students, feedback, greater student involvement). Taking into account the methodological features of the use of hybrid learning in the post-COVID era, a questionnaire was developed for teachers and students of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "OmSPU", in order to identify the demand for a form of hybrid education in the educational process in the post-COVID era. The results of a survey of teachers and students of the Faculty of Foreign Languages of the Omsk State Pedagogical University made it possible to prove the need to use a hybrid form of education in the educational process, both synchronous and asynchronous. The survey showed that OmSPU teachers are ready to use this form of education in the educational process and consider it quite effective. Based on the results of the survey, methodological recommendations were developed for teachers of the Faculty of Foreign Languages on the use of hybrid learning in the post-COVID era.
Keywords: hybrid learning, hybrid course, post-COVID era, blended learning, synchronous learning, asynchronous learning.
Сведения об авторе:
Мартынова Юлия Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой французского языка ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», сот. тел: +7 (913) 618-7282 (644099, Российская Федерация, г. Омск, Набережная Тухачевского, д. 14, e-mail: [email protected]).
Статья поступила в редакцию 15.04.2022 г.