Научная статья на тему 'Применение зарубежного опыта в области борьбы с неправомерным выводом активов'

Применение зарубежного опыта в области борьбы с неправомерным выводом активов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
359
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / США / ВЫВОД АКТИВОВ / WITHDRAWAL OF ASSETS / СПОСОБЫ ВЫВОДА АКТИВОВ / ORGANIZATION ASSETS / АКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРЯМЫЕ СДЕЛКИ / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / LEGAL ENTITIES / US LEGISLATION / ASSET STRIPPING PREVENTING / WHISTLE-BLOWING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гольцев Д. С., Гольцева О. Ю.

Анализируется механизм противодействия неправомерному выводу активов предприятий в зарубежных странах, на примере США. Рассмотрены методы, применяемые иностранными государствами для борьбы и возврата неправомерно выведенных активов; законодательные акты, регламентирующие процедуру возврата активов, а также устанавливающие ответственность за неправомерный вывод активов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of counteracting illegal company asset transfers in the USA

This paper deals with the problem of counteracting illegal company asset transfers, methods to prevent and combat withdrawal of corporate property or return the one already stripped. The authors made an the analysis of the US federal and state legislation, law enforcement and court practices and the role of the public in detecting «white -collar» crimes in order to implement those in Russia.

Текст научной работы на тему «Применение зарубежного опыта в области борьбы с неправомерным выводом активов»

УДК 33 ББК 65

ПРИМЕНЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С НЕПРАВОМЕРНЫМ ВЫВОДОМ АКТИВОВ

ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ ГОЛЬЦЕВ,

начальник кабинета кафедры «Оружиеведения и трасологии » Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected]; ОЛЬГА ЮРЬЕВНА ГОЛЬЦЕВА, доцент кафедры «Иностранных языков» Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected] Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Анализируется механизм противодействия неправомерному выводу активов предприятий в зарубежных странах, на примере США. Рассмотрены методы, применяемые иностранными государствами для борьбы и возврата неправомерно выведенных активов; законодательные акты, регламентирующие процедуру возврата активов, а также устанавливающие ответственность за неправомерный вывод активов.

Ключевые слова: зарубежный опыт, США, вывод активов, способы вывода активов, активы организации, прямые сделки, юридические лица.

Annotation. This paper deals with the problem of counteracting illegal company asset transfers, methods to prevent and combat withdrawal of corporate property or return the one already stripped. The authors made an the analysis of the US federal and state legislation, law enforcement and court practices and the role of the public in detecting «white -collar» crimes in order to implement those in Russia.

Keywords: withdrawal of assets, US legislation, asset stripping preventing, organization assets, legal entities, whistle-blowing.

Нет необходимости подчеркивать актуальность исследуемой темы. Высокий уровень коррупции в денежно-кредитной системе, незаконное обналичивание денежных средств, фиктивное и преднамеренное банкротство, отток капитала и вывод финансовых активов компаний в оффшоры следует отнести к числу главных проблем экономической безопасности, известных мировому экономическому сообществу, и остро стоящих перед Россией. Выступая на конференции Международной ассоциации прокуроров в Цюрихе генпрокурор РФ Юрий Чайка отметил, что беловоротничковая или экономическая преступность препятствует нормальному социально-экономическому развитию стран, особенно развивающихся, и даже может способствовать серьезным кризисам финансовых систем.

В целях улучшения практики борьбы с неправомерным выводом активов в России, на наш

взгляд, представляется целесообразным изучение положительного опыта зарубежных стран в области борьбы с преступлениями в сфере экономики с целью дальнейшего использования соответствующих практик в законодательной и правоприменительной сферах. Механизм противодействия экономическим преступлениям в США представляет собой взаимодействие ряда элементов, включающих:

ф федеральные нормативно-правовые акты и законодательство штатов, регламентирующие борьбу с экономическими правонарушениями; ф методы и механизмы, используемые регулирующими организациями и правоохранительными органами для предотвращения, выявления и расследования криминальных банкротств, корпоративного мошенничества и неправомерного вывода активов;

ф гражданское общество, играющее существенную роль в выявлении порочных практик и, в частности, фактов неправомерного вывода активов предприятия, ф судебную практику, так как суды в США, рассматривающие, к примеру, дела о банкротстве, имеют полную свободу при решении вопроса о том, является ли вывод активов мошенничеством.

Правовую базу борьбы с неправомерным выводом активов в США составляют два уровня законодательных актов — федеральные акты и законы штатов. К числу федеральных законов относятся: «The Bank Records and Foreign Transaction Reporting Act» (Акт о банковских записях и отчетности по международным операциям), известный также под названием «Bank Secrecy Act» — BSA (Акт о банковской тайне), устанавливающий нормы, касающиеся документации и отчетности для частных лиц, банков и других финансовых предприятий. Причиной принятия данных норм явилось стремление оказать помощь правоохранительным органам в преодолении проблем, порожденных законами по охране банковской тайны, принятыми в разных странах. Закон BSA помогает установить источники, объем и движение американской валюты и других денежных инструментов, ввозимых или вывозимых из страны, либо помещенных в финансовые предприятия. Данный закон также регулирует использование полученной информации для расследования уголовных, налоговых и других правонарушений.

Вторым нормативно-правовым актом, позволяющим выявлять и предотвращать неправомерный вывод активов предприятия, является «The Bankruptcy Code» (Кодекс законов о банкротстве) гл. 11, который регулирует деятельность исполнительного бюро федеральных управляющих США — специального органа, занимающегося административным управлением дел о банкротстве и входящего в состав Министерства юстиции. Бюро выступает в качестве «надсмотрщика за процедурой банкротства» и имеет целью стимулирование и обеспечение целостности федеральной системы банкротства.

Федеральные управляющие играют важную роль в процедуре банкротства. Их основная функция заключается в надзоре за ходом ликвидации по

гл. 7, реорганизации по гл. 11 и процедур по гл. 12 и 13. Они также отвечают за назначение и надзор за деятельностью частных управляющих конкурсной массой (частных работников, управляющих конкурсной массой имущества должника); предпринимают юридические действия, направленные на обеспечение соблюдения норм Кодекса о банкротстве и на пресечение обмана и злоупотреблений; передают дела в органы следствия и уголовного преследования, когда это необходимо; обеспечивают своевременность и профессионализм управления конкурсной массой имущества и следят за тем, чтобы профессиональные гонорары были разумными; назначают комитеты кредиторов и созывают их собрания в процедурах реорганизации предприятий.

В Российской Федерации, по мнению авторов, в целях улучшения качества борьбы преступлениями в финансовой сфере, а также противодействия фиктивным банкротствам и неправомерному выводу активов предприятия до и после начала процедуры банкротства представляется целесообразным введение некого аналога исполнительного бюро федеральных управляющих США.

Особое место в системе противодействия неправомерному выводу активов предприятия в США занимает специально созданный, в ответ на финансовый кризис в 2009 г. Центр Финансовой разведки ФБР, Вашингтон, округ Колумбия, деятельность которого включает такие виды финансовых преступлений, как мошенничества с ценными бумагами, сырьевое мошенничество, обман здравоохранения, отмывание денег, мошенничество в отношении государства, неправомерный вывод активов и даже коррупции в органах государственной власти. Центр укомплектован, главным образом, аналитиками разведки и специалистами оперативного штаба, занимающимися сбором и анализом большого объема данных, которые приходят из ФБР, иных правоохранительных и регулирующих органов. Данные исследуются и анализируются с целью выявления потенциальные субъектов мошенничества и иной противоправной деятельности, результаты формируются в электронные таблицы и схемы для установления связи между всеми ключевыми игроками. В случае наличия веских оснований полагать, что имеет место преступная деятельность, результа-

64

Вестник Московского университета МВД России

№ 12 / 2015

ты передаются в соответствующие компетентные органы.

Создание подобного центра в Российской Федерации позволило бы обеспечить больший уровень обеспечения экономической безопасности государства, а также повысить раскрываемость преступлений в финансовой сфере.

В США существует явление, на которое необходимо также обратить внимание — «whistle-blowing», которое представляет собой форму гражданской активности, связанную с разоблачениями противоправных действий и поощряющую граждан обращаться в компетентные органы, сообщая о нарушениях закона. Данная гражданская активность регулируется «Whistle-blower Protection Act» — Законом о защите информаторов, — запрещающим увольнение, дискриминацию или другие репрессивные действия в отношении работника, который сообщил о действительном или предполагаемом нарушении закона. На электронных ресурсах всех организаций, занимающихся борьбой с преступлениями в финансовой сфере, имеются соответствующие разделы с уже готовой формой заявления о совершении того или иного противоправного деяния. Защищенность и простота информирования правоохранительных органов во многом способствует выявлению и предотвращению экономических преступлений.

В создании системы противодействия неправомерному выводу активов особо необходимо отметить роль «Financial Action Task Force on Money Laundering (FATF)» (Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), межправительственной организации, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также осуществляет оценку соответствия национальных систем ПОД/ФТ данным стандартам. Основным инструментом ФАТФ в реализации своего мандата являются 40 рекомендаций в сфере ПОД/ФТ, подвергающиеся ревизии в среднем один раз в пять лет. Почти все страны Западной Европы и Северной Америки принимают принципы ФАТФ по идентификации клиентов, ведению учета с целью восстановления крупных валютных сделок и правовой защите при сообщении о подозрительных сделках.

Документы ФАТФ представляют собой всеобъемлющий свод организационно-правовых мер по созданию в каждой стране эффективного режима противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

Особое внимание хотелось бы обратить на отдельные Рекомендации ФАТФ, которые были учтены в Законе № 1Э4-ФЗ. Согласно Рекомендации 10 финансовые учреждения должны принимать следующие меры по надлежащей проверке клиентов (НПК):

ф идентификация клиента и подтверждение личности клиента с использованием надежных, независимых первичных документов, данных или информации;

определение бенефициарного собственника и принятие таких разумных мер по проверке личности бенефициарного собственника, которые позволят финансовому учреждению считать, что ему известно, кто является бенефициарным собственником. Для юридических лиц и образований проверка должна включать получение информации финансовыми учреждениями о структуре управления и собственности клиента;

понимание и, когда это необходимо, получение информации о целях и предполагаемом характере деловых отношений;

проведение на постоянной основе надлежащей проверки деловых отношений и тщательный анализ сделок, совершенных в рамках таких отношений для того, чтобы убедиться в соответствии проводимых сделок сведениям финансового учреждения о клиенте, его хозяйственной деятельности и характере рисков, в том числе, когда необходимо, об источнике средств. Таким образом, в целях эффективного и быстрого противодействия неправомерному выводу активов предприятий и обеспечения экономической безопасности в финансовой сфере рекомендуется создать в России комплексную систему противодействия неправомерному выводу активов, продолжить работу по совершенствованию законодательства в данной сфере, способствовать внедрению передового зарубежного опыта, а также усиливать международное сотрудничество, особенно в области обмена информацией на стадии расследования. Сотруд-

никам правоохранительных органов, призванным бороться с экономическими видами преступлений, также рекомендуется брать во внимание типологические схемы вывода активов предприятия, а также критерии подозрительности финансовых операций, которые следует включить в систему подготовки специалистов, которые будут владеть технологиями расследования преступлений, связанных с неправомерным выводом и легализацией незаконно полученных доходов.

Литература

1. FATF (2006), Misuse of Corporate Vehicles: Typologies Report, FATF, Paris. www.fatf-gafi.org.

2. The Whistle blower Protection Act of 1989, Pub.L.

3. The Bank Records and Foreign Transaction Reporting Act.

4. Международная неправительственная организация по борьбе с коррупцией «Transparency International», http://www.transparency.org, (Bribe Payers Index 2008).

5. Международный Валютный Фонд «IMF», UNPAN Statistical Databases Central Government

Expenditures by Type and Function, as percentage of all central government expenditure as of 1997. Uses as source: IMF Government Finance Statistics. Calculations by TI-S. Result comes from excluding wages and interest payments. www.imf.org.

References

1. FATF (2006), Misuse of Corporate Vehicles: Typologies Report, FATF, Paris. www.fatf-gafi.org.

2. The Whistle blower Protection Act of 1989, Pub.L.

3. The Bank Records and Foreign Transaction Reporting Act.

4. International non-governmental organization for the fight against corruption «Transparency International», http://www.transparency.org, (Bribe Payers Index 2008).

5. The International Monetary Fund «IMF», UN-PAN Statistical Databases Central Government Expenditures by Type and Function, as percentage of all central government expenditure as of 1997. Uses as source: IMF Government Finance Statistics. Calculations by TI-S. Result comes from excluding wages and interest payments. www.imf.org.

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Прокурорский надзор. Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. И.И. Сыдору-ка, А.В. Ендольцевой. 8-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. 447 с.

Установлен исчерпывающий перечень функций прокуратуры, определено содержание каждой из них. При рассмотрении вопросов возникновения и развития прокуратуры России, а также особенностей деятельности прокуратур зарубежных государств применен институциональный подход.

В учебнике учтены изменения в законодательстве Российской Федерации, а также решения Конституционного Суда РФ и иных органов судебной власти по состоянию на 1 июня 2014 г.

В издании сохранена новелла — структуризация на три модуля и включены дополнительные материалы, позволяющие использовать учебник при реализации дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Для студентов (курсантов) высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция», а также для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных и правоприменительных органов и всех интересующихся деятельностью прокуратуры.

66

Вестник Московского университета МВД России

№ 12 / 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.