Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1
Право
УДК 343.281
Применение условного осуждения и отсрочки отбывания наказания
больным наркоманией
Губайдуллина Э.М.
Аспирант кафедры уголовного права
Казанского (Приволжского) федерального университета
В статье проводится сравнительный анализ условного осуждения и отсрочки отбывания наказания больным наркоманией. Указывается на некоторые недостатки в правовом регулировании последнего обозначенного института. Предлагаются основные направления совершенствования механизма отсрочки отбывания наказания лицам, больным наркоманией.
Ключевые слова: условное осуждение, отсрочка отбывания наказания больным наркоманией, наркотическая зависимость, лечение от наркомании.
В последнее время наметилась определенная тенденция по характеру изменений, вносимых в УК РФ: из всех социальных недугов общества законодатель особо выделяет проблемы педофилии и наркотизации населения. Все последние федеральные законы, направленные на совершенствование норм УК РФ, так или иначе обращаются к указанным проблемам. Данные статистики свидетельствуют о том, что за последние пять лет количество наркоманов в России возросло примерно в 3,5 раза. В среднем ежегодно количество больных наркоманией увеличивается на 30 тыс. человек, подавляющее большинство которых страдают опийной и героиновой наркоманией. Среди больных растет доля женщин [1]. В Российской Федерации зарегистрировано: в 2004 г. - 342719, в 2005 г. - 343509, в 2006 г. - 350267, в 2007 г. - 356188, в 2008 г. - 358120, а в 2009 г. - 356087 больных наркоманией [2, с. 2]. Статистические данные по Республике Татарстан также свидетельствуют о росте числа наркозависимых лиц. Так, по состоянию на 1 января 2012 г. на профилактическом наблюдении в наркологических учреждениях республики состояло 7327 потребителей наркотических средств. По сравнению с 2010 г. их количество увеличилось на 83 человека или на 1,1 % [3].
Реакцией законодателя на подобное положение дел, помимо прочего, стало введение в УК РФ Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты 144
Российской Федерации» [4] нового института уголовного права отсрочки отбывания наказания больным наркоманией.
Ч. 1 ст. 82.1 УК РФ предусмотрено, что осужденному к лишению свободы, признанному больным наркоманией, совершившему впервые преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ, и изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медико-социальную реабилитацию, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания лечения и медико-социальной реабилитации, но не более чем на пять лет.
Анализ указанного положения закона позволяет признать основанием назначения указанной меры уголовно-правового характера основанную на оценке всех обстоятельств по делу убежденность суда в возможности достижения целей наказания без его реального отбывания. Условиями применения обозначенной меры выступают следующие обстоятельства:
1) совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ; 2) совершение преступления впервые; 3) признание осужденного больным наркоманией; 4) назначение лицу наказания в виде лишения свободы; 5) изъявление осужденным желания добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медико-социальную реабилитацию.
По таким характеристикам, как: возможность применения обозначенной меры при совершении
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1
Право
преступления небольшой тяжести, применение при назначении наказания в виде лишения свободы, а также необходимости пройти соответствующий курс лечения, отсрочка отбывания наказания больным наркоманией составляет определенную конкуренцию возможности применения в отношении лица условного осуждения к лишению свободы с возложением на него, помимо прочих, обязанности пройти курс лечения от наркотической зависимости.
С.П. Яковлев отмечает, что проведенный ФСКН России анализ показывает недостаточную эффективность механизма, предусмотренного ст. 73 УК РФ, который предполагает обязательное лечение наркозависимых лиц по решению суда при назначении условного осуждения. Среди факторов, отрицательно влияющих на эффективность такого лечения, выделяются: 1) отсутствие добровольного желания самого осужденного избавиться от наркомании путем добросовестного прохождения медико-реабилитационной процедуры избавления от наркотической зависимости и последующей социальной адаптации; 2) отсутствие утвержденного единого порядка действий при уклонении осужденных от обязательного лечения, который бы предписывал уполномоченным органам в области здравоохранения информировать уголовно-исполнительные инспекции о фактах отказа последних от обязательного лечения от наркомании; 3) восприятие осужденным обязанности пройти курс лечения от наркомании в рамках ст. 73 УК РФ как наказание.
В свою очередь, отсрочка отбывания наказания больным наркоманией представляется, по мнению С.П. Яковлева, механизмом побуждения лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, к прохождению курса избавления от наркотической зависимости на добровольной основе [5].
Следовательно, создание института отсрочки отбывания наказания больным наркоманией было продиктовано признанием неэффективности применения условного осуждения для целей излечения осужденного от наркотической зависимости и, как следствие, для предупреждения совершения им новых преступлений, причиной которых явилась обозначенная зависимость.
Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией назначается исключительно в случае осуждения лица за совершение преступления, предусмотренного конкретной статьей УК РФ, совершения преступления впервые и осуждения виновного к лишению свободы. Применение условного осуждения не ограничено характером совершенного преступления (исключение сделано лишь в отношении преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних), допускается при простом рецидиве преступлений, назначенный срок лишения свободы может достигать восьми лет, кроме того, применение условного осуждения возможно и в случае назначе-
ния лицу и иных видов наказаний: исправительных работ, ограничения по военной службе, содержания в дисциплинарной воинской части. Таким образом, применение отсрочки отбывания наказания больным наркоманией по сравнению с условным осуждением является достаточно ограниченным.
Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией в том виде, в котором она сформулирована в УК РФ, является для отечественного уголовного права институтом новым. А новое, как показывает практика, довольно редко в нашей стране сразу становится удачным решением проблемы. Так, например, одной из предпосылок назначения указанной меры является признание лица больным наркоманией. А вот каким образом данный факт устанавливается - законодательство не устанавливает. Не регламентированным является также момент изъявления осужденным желания пройти курс лечения от наркотической зависимости (на определенном этапе расследования уголовного дела, в рамках судебного производства или, как предусматривает УИК РФ, оно может иметь место в любое время при отбывании назначенного судом наказания (ч. 3 ст. 178.1 УИК РФ). Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 82.1 УК РФ суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания лечения и медико-социальной реабилитации, но не более чем на пять лет. Испытательный срок при условном осуждении, по общему правилу, также не может превышать 5 лет. Однако, если в случае условного осуждения продолжительность испытательного срока зависит от вида и срока назначенного наказания, то в отношении отсрочки отбывания наказания вопрос о том, чем должен руководствоваться суд при определении срока, необходимого для окончания лечения и медико-социальной реабилитации, остается не урегулированным.
Если предположить, что необходимым в данном случае будет являться заключение эксперта, то не вполне ясно, как должен поступить суд в случае, если экспертом обозначен срок, превышающий пять лет. Ч. 3 ст. 82.1 УК РФ дополнительно устанавливает, что после прохождения курса лечения от наркомании и медико-социальной реабилитации и при наличии объективно подтвержденной ремиссии, длительность которой после окончания лечения и медико-социальной реабилитации составляет не менее двух лет, суд освобождает осужденного, признанного больным наркоманией, от отбывания наказания или оставшейся части наказания. Как видно, в УК РФ не обозначен ни круг лиц, подтверждающих факт наступления ремиссии, ни конкретный срок ремиссии, необходимый для освобождения осужденного от наказания. Более того, определенным препятствием на пути применения обозначенной меры может стать отсутствие единообразного подхода к определению ремиссии у лица, страдающего наркотической зависимостью. Как отмечают специалисты, критерии
145
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1
Право
оценки качества ремиссии различны как среди специалистов в России, так и за рубежом [6].
Таким образом, вопросов в плане применения указанного вида отсрочки сегодня больше, чем ответов на них.
Возвращаясь к рассмотрению характеризующих указанный институт признаков, необходимо отметить, что отсрочка отбывания наказания больным наркоманией может затянуться на довольно длительное время: до пяти лет на курс лечения от наркомании и медико-социальную реабилитацию, плюс не менее двух лет на ремиссию. При этом необходимо учитывать, что максимальный срок лишения свободы за преступления, предусмотренные ст. 82.1. УК РФ, составляет два года (ч. 1 ст. 231 УК РФ и ст. 233 УК РФ) и три года (ч. 1 ст.228 УК РФ). В этой связи Э.Н. Жевлаков отмечает, что «сравнение длительных сроков реабилитации, в течение которых осужденный претерпевает значительные ограничения свободы, и краткосрочных сроков наказания в виде лишения свободы, которые могут быть ему назначены с последующим лечением, показывает, что применение ст. 82.1 УК РФ вряд ли является более гуманным актом» [7]. Е.Ю. Пудовочкин, в свою очередь, вообще высказывается в том смысле, что «исследуемую норму нельзя рассматривать и как проявление особого, отличного от карательного, социально-реабилитационного подхода к противодействию "наркопреступлениям"» [8].
Наркомания признана заболеванием, сопряженным с психическими расстройствами и отклоняющимся поведением, что влечет за собой трудности в осуществлении самоконтроля. Многим наркоманам эта задача в принципе не под силу, а потому необходим очень мощный стимул для того, чтобы покончить с пагубной привычкой. Таким стимулом, по мысли законодателя, при отсрочке отбывания наказания больным наркоманией выступает осознание осужденным факта возможности лишиться свободы. В то же время для того, чтобы не допустить повторных преступлений, вызванных наркотической зависимостью, необходим не только стимул, но и излечение лица. Именно излечение осужденного является основной социальной задачей рассматриваемой меры уголовно-правового характера. Условное осуждение лиц, страдающих наркотической зависимостью, лишь опосредовано преследует обозначенную цель. Для реализации указанной цели законодателем предусмотрены длительность предоставления отсрочки отбывания наказания больным наркоманией, срок которой привязан не к сроку лишения свободы (как это сделано в случае условного осуждения), а к сроку, необходимому для излечения осужденного, а также относительная жесткость рассматриваемой меры, заключающаяся в возможности её отмены при отказе или уклонении от прохождения курса лечения, при совершении любого нового преступления.
Конечная цель применения отсрочки отбывания наказания больным наркоманией заключается в исправлении осужденного и предупреждении совершения им новых преступлений посредством излечения лица от зависимости, ставшей причиной совершения первого преступления. Восстановление социальной справедливости происходит за счет осуждения лица, а также претерпевания им неблагоприятных последствий такого осуждения (ограничение его общегражданских прав, необходимость прохождения курса лечения, подразумевающего сильные физические, а также психические страдания и т.д.).
Таким образом, цели применения отсрочки отбывания наказания главным образом достигаются за счет излечения лица от наркотической зависимости, а цели условного осуждения - за счет осознания осужденным угрозы приведения наказания, назначенного условно, в реальное исполнение. Что эффективнее в вопросе борьбы с рецидивной преступностью среди лиц, страдающих наркотической зависимостью, покажет только время, пока же законодатель наравне с отсрочкой отбывания наказания больным наркоманией сохранил возможность применения условного осуждения.
Учитывая данное обстоятельство, необходимо отметить ряд аспектов применения условного осуждения. Во-первых, ввиду недостаточной эффективности условного осуждения в вопросе преодоления наркотической зависимости, ставшей причиной совершения преступления, целесообразность его назначения в принципе ставится под большое сомнение. В случае, если перед судом стоит выбор меры воздействия на лицо, страдающее наркотической зависимостью, в приоритетном порядке должен рассматриваться вопрос о назначении специально предусмотренной для подобных лиц отсрочки отбывания наказания больным наркоманией.
Подпункты «с» и «d» п. 4 ст. 3 «Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» от 20 декабря 1988 г. устанавливают, что в соответствующих случаях, когда совершаются малозначительные правонарушения, государства могут предусмотреть в качестве альтернативы осуждению или наказанию такие меры, как перевоспитание, восстановление трудоспособности или социальная реинтеграция, а также, если правонарушитель является наркоманом, его лечение и последующее наблюдение за ним. Кроме того, они могут предусмотреть либо вместо осуждения или наказания, либо в дополнение к осуждению или наказанию за правонарушение, признанное таковым в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, меры для лечения, воспитания, наблюдения после окончания лечения, восстановления трудоспособности и социальной реинтеграции правонарушителя [9]. Как верно отмечает в этой связи Е.Ю. Пудовочкин, «пре-
146
Вестник экономики, права и социологии, 2013, № 1
Право
ступления, которые поименованы в ст. 82.1 УК РФ, в полной мере к малозначительным отнести нельзя: в ст. 228 УК РФ речь идет о действиях с наркотическими средствами в крупном размере, ст. 231 и 233 УК РФ не исключают ответственности за криминальнопрофессиональные действия в области наркобизнеса. Учитывая, что ст. 82.1 в том виде, как она сформулирована, ничего не говорит об опасности преступления, об особенностях личности виновного, есть основания предполагать возможность неоправданно широкого применения данной нормы к ситуациям профессиональной торговли наркотиками в разрез с принципами и задачами уголовной политики в области противодействия незаконному обороту наркотических средств» [8]. По нашему мнению, решению указанной проблемы будет способствовать ориентирование суда на применение отсрочки отбывания наказания больным наркоманией исключительно в случаях, когда деяние, предусмотренное соответствующей статьей УК РФ, направлено на удовлетворение личной наркотической зависимости осужденного и не сопряжено с извлечением этим лицом какой-либо дополнительной выгоды. В противном случае должен решаться вопрос о реальном отбывании назначенного судом наказании с прохождением курса лечения по месту отбывания наказания.
При условном осуждении обязанность пройти курс лечения от наркомании законодательно не привязана к установлению факта совершения преступления ввиду наркотической зависимости. А потому допустимым будет являться применение условного осуждения с возложением обязанности пройти курс лечения в случае установления судом того факта, что основной причиной совершения преступления явилась не наркотическая зависимость, а любая иная причина.
Подводя итог, следует отметить необходимость расширения оснований предоставления отсрочки отбывания наказания за счет расширения перечня преступлений и наказаний, при назначении которых возможно применение обозначенной меры, с одновременным совершенствованием механизма её предоставления.
Литература:
1. http ://krutih in sky. alt. sudrf.ru/modules. php?name=press_dep&op=4&did=8
2. Ролик А.И. Государственная антинаркотическая политика России и противодействие незаконному обороту наркотиков в Дальневосточном федеральном округе // Наркоконтроль. - 2010. - № 4. - С. 2-7.
3. Доклад о наркоситуации в Республике Татарстан по результатам мониторинга наркоситуации в Республике Татарстан в 2011 году.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». - URL: http://www.rg.ru/2011/12/08/p-raboty-site-dok.html/
5. Яковлев С.П. Лечение от наркозависимости
как альтернатива уголовному наказанию. -URL: http://gak.gov.ru/includes/periodics/speach_
public/2011/1005/223515160/print.shtml.
6. Злобин М., Егоров А. Ремиссии при опиоидных наркоманиях - URL: http://www.narcom.ru/publ/ info/258.
7. Жевлаков Э.Н. Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией. - URL: http://justicemaker. ru/view-article.php?id=21&art=3622.
8. Пудовочкин Е.Ю. О грядущих изменениях уголовного закона (в порядке доктринального заключения на проект Федерального закона № 559740-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). - URL: http:// sartraccc.ru/i.php?oper=read_file&filename=Pub/ pudovochkin(09-11-11).htm.
9. Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. - URL: http://www.narkotiki.ru/ jworld_49.html.
Probation and Temporary Suspension of Service of Sentence for People with Drug Dependence
E.M. Gubaydullina Kazan (Volga Region) Federal University
The paper presents comparative analysis of probation and temporary suspension of service of sentence for people with drug dependence. Some drawbacks in legal regulation of the institution are emphasized. Main directions of improving of mechanism of temporary suspension of service of sentence for people with drug dependence are suggested.
Key words: probation, temporary suspension of service of sentence for people with drug dependence, drug dependence, drug therapy.
147