4. Комплексное наблюдение условий жизни населения 2022 // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/GKS_KOUZH_2022/index.html (дата обращения: 11.12.2023)
5. Слабинская И.А. Развитие системы экономических взглядов на оплату труда / И.А. Слабинская, С.Ю. Лысакова // Белгородский экономический вестник. 2021. № 3. С. 12 - 18.
6. Титова С.В. Зарубежный опыт оплаты труда персонала // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. Курск: ЗАО «Университетская книга». 2022. С. 310 - 314.
EDN: XZAPQX
М.А. Мирошниченко - к.э.н., доцент кафедры общего, стратегического, информационного менеджмента и бизнес-процессов, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
M.A. Miroshnichenko - candidate of economic sciences, Associate Professor of General, strategic, information management and business processes, Kuban state university, Krasnodar, Russia;
А.Ю. Григорьева - обучающаяся факультета управления и психологии, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
A.Yu. Grigorieva - student of the Faculty of Management and Psychology, Kuban State university, Krasnodar, Russia;
М.С. Самкова - обучающаяся факультета управления и психологии, Кубанский государственный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
M.S. Samkova - student of the Faculty of Management and Psychology, Kuban state university, Krasnodar, Russia.
ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ИННОВАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ЦИФРОВЫМ КОНТЕНТОМ APPLICATION OF DIGITAL INNOVATIONS IN EDUCATIONAL DIGITAL CONTENT MANAGEMENT
Аннотация. В статье проведен анализ образовательных инноваций в условиях цифровизации общества. Различные аспекты данного направления могут быть представлены следующими тенденциями: динамичные технологические трансформации, спрос на новые компетенции (цифровые, информационные и коммуникационные), индивидуализация образования (цифровые технологии создают возможности для персонализированного обучения, учитывая индивидуальные потребности и темпы усвоения материала каждым обучающимся), глобальная конкурентоспособность (общество, основанное на цифровых технологиях, требует высококвалифицированных специалистов способных конкурировать на мировом уровне), развитие критического мышления и творческих способностей у обучающихся. Цифровые стратегии в цифровизации образования неотъемлемая часть подготовки специалистов. Проанализированы основные составляющие цифрового образования: цифровая инфраструктура, цифровая образовательная среда, медиаконтент, информационные системы, цифровой контент. Обоснованы основные аспекты информационных систем в образовании: управление образовательными данными, электронные образовательные ресурсы, онлайн-учебные платформы, управление образовательными процессами, системы аналитики и отчетности, системы обратной связи.
Abstract. The article analyzes educational innovations in the context of digitalization of society. Various aspects of this direction can be represented by the following trends: dynamic technological transformations, demand for new competencies (digital, information and communication), individualization of education (digital technologies create opportunities for personalized learning, taking into account the individual needs and pace of learning of each student), global competitiveness (a society based on digital technologies requires highly qualified specialists capable of competing at the global level), the development of critical thinking and creative abilities in students. Digital strategies in the digitalization of education are an integral part of specialist training. The main components of digital education are analyzed: digital infrastructure, digital educational environment, media content, information systems, digital content. The main aspects of information systems in education are substantiated: educational data management, electronic educational resources, online learning platforms, educational process management, analytics and reporting systems, feedback systems.
Ключевые слова: искусственный интеллект, медиаконтент, образование, цифровая образовательная среда, , цифровые инновации, цифровой контент, цифровая трансформация.
Keywords: artificial intelligence, media content, education, digital educational environment, digital innovation, digital content, digital transformation.
Введение
В современном информационном обществе, охватывающем все сферы человеческой деятельности, образование становится ключевым фактором развития индивида и общества в целом. С ростом числа обучающихся и увеличением доступа к образованию важно обеспечить эффективное управление образовательным контентом, адаптируя его под потребности современных обучающихся. Цифровые инновации играют важную роль в этом процессе, обеспечивая новые подходы к созданию, распределению и управлению образовательным контентом.
Согласно национальным целям и стратегическим задачам развития Российской Федерации, как это определено в Указе Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», осуществление технологического прогресса приобретает высший приоритет [12]. Содержание указа, направленного на интеграцию цифровых технологий в экономику и социальную сферу, а также на активное увеличение числа организаций, занимающихся технологическими инновациями, свидетельствует о национальном стремлении к активной цифровой трансформации всего общества.
В рамках утвержденных стратегических целей особое внимание уделяется образованию, рассматриваемому как ключевой фактор формирования гармонично развитой и социально ответственной личности. Сталкиваясь с вызовами современного технологического контекста, работники образования сталкиваются с задачей адаптации цифровых образовательных инноваций в своей практической деятельности. Эти задачи включают в себя создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, гарантирующей доступность и высокое качество образования на всех уровнях.
Исследуя и анализируя цифровые инновации в управлении образовательным контентом, рассмотрим современные технологические решения, направленные на оптимизацию процессов создания, доставки и адаптации образовательного контента, а также их влияние на эффективность образовательных программ. Путем анализа существующих подходов, тенденций и лучших практик раскроем ключевые аспекты, способствующие улучшению качества образования в эпоху цифровых технологий.
Тема цифровых инноваций в управлении образовательным контентом является актуальной и востребованной, учитывая стремительное развитие информационных технологий и их влияние на образовательный процесс. Информационные технологии уже трансформировали образование, и теперь стоит задача - исследовать
многогранные аспекты этого цифрового воздействия. В процессе исследования рассмотрим различные аспекты данного направления, начиная с освещения актуальности проблемы и завершая конкретными рекомендациями по оптимизации управления образовательным контентом в условиях цифрового преобразования.
1. Анализ цифровых инноваций в управлении образовательным контентом
Проведем анализ образовательных инноваций в условиях цифровизации общества. В условиях стремительной цифровизации общества, применение образовательных инноваций становится неотъемлемой составляющей успешной адаптации образовательных систем к современной реальности. Различные аспекты данного направления могут быть представлены следующими тенденциями:
- динамичные технологические трансформации: развитие информационных технологий вносит радикальные изменения в сферы производства, экономики и социального взаимодействия. Образовательные инновации становятся ответом на потребность формирования гибких, технологически грамотных специалистов, способных эффективно функционировать в современной цифровой среде. В условиях стремительного технологического прогресса образовательные инновации становятся ключевым инструментом подготовки студентов к требованиям современной цифровой среды. Цифровые технологии, такие как искусственный интеллект, облачные вычисления и интернет-платформы, изменяют характер работы и общественных отношений. Образовательные цифровые инновации необходимы для интеграции этих технологий в учебный процесс и формирования цифровой грамотности у студентов;
- спрос на новые компетенции: цифровизация общества формирует новые стандарты компетенций, в том числе цифровые, информационные и коммуникационные. Образовательные инновации направлены на подготовку обучающихся к успешному участию в цифровой экономике и обществе, где востребованы навыки анализа данных, коллективной работы и критического мышления. Цифровизация порождает потребность в новых компетенциях, отличных от традиционных. Коммуникационные навыки, умение работы с большими данными, программирование и креативное мышление становятся важными элементами успешной профессиональной деятельности [10];
- индивидуализация образования: цифровые технологии создают возможности для персонализированного обучения, учитывая индивидуальные потребности и темпы усвоения материала каждым обучающимся. Инновации в образовании позволяют создавать гибкие, адаптивные программы, максимально соответствующие потребностям каждого студента. Эти инновации предоставляют возможность каждому студенту двигаться вперед с собственной скоростью, обеспечивая более глубокое понимание материала. Технологии адаптивного обучения, основанные на анализе данных обучения, позволяют определять индивидуальные темпы усвоения информации, что положительно сказывается на результативности и мотивации обучающихся [3];
- глобальная конкурентоспособность: общество, основанное на цифровых технологиях, требует высококвалифицированных специалистов способных конкурировать на мировом уровне. Образовательные цифровые инновации становятся инструментом, обеспечивающим подготовку кадров, способных эффективно взаимодействовать в мировом информационном пространстве. Это включает в себя не только усвоение современных знаний, но и развитие межкультурной коммуникации, толерантности и глобального мышления. Чем более уникальными и инновационными становятся образовательные, интеллектуальные и информационные ресурсы, доступные каждому обучающемуся, тем выше поднимается интеллектуальный потенциал всей нации и государства. Этот потенциал служит движущей силой динамичного роста экономики и расширения возможностей общества [7];
- развитие критического мышления и творческих способностей: цифровые технологии предоставляют новые возможности для развития критического мышления и творческих навыков обучающихся. Образовательные инновации, такие как интерактивные платформы, виртуальная реальность и онлайн-ресурсы, могут создавать среду, способствующую активному и креативному обучению. Цифровые технологии создают интерактивные образовательные платформы, где студенты становятся активными участниками обучения, а не просто пассивными слушателями. Возможность принимать решения, разрешать проблемы и применять знания в реальных сценариях развивает критическое мышление, способность анализа и синтеза информации [2].
Объединив анализ различных аспектов воздействия цифровизации на современное общество, можно с уверенностью утверждать, что образовательные цифровые инновации становятся краеугольным камнем эффективной системы образования в условиях цифровизации общества. Эти инновации не просто неотъемлемые элементы образовательного процесса, они становятся катализатором успешной адаптации нового поколения к вызовам цифрового общества.
Таким образом, образовательные цифровые инновации выступают важным звеном в построении не только эффективной, но и перспективной системы образования. Они создают основу для успешной подготовки нового поколения, обеспечивая им не только знания и навыки, но и способность к самостоятельному развитию в условиях постоянных изменений.
2. Цифровые стратегии в цифровизации образования, как неотъемлемая часть подготовки специалистов, составляющие цифрового образования
Цифровая трансформация образования предполагает не только внедрение технологий в учебный процесс, но и создание цифровых стратегий, которые обеспечивают комплексное, эффективное и устойчивое развитие системы образования. Цифровые стратегии в образовании становятся неотъемлемой частью процесса подготовки специалистов, учитывая современные требования и вызовы [11].
В настоящее время ключевым направлением в образовании становится формирование у специалистов цифровых компетенций, необходимых для успешного взаимодействия в современном информационном обще-
стве. Это требует от профессионалов различных областей овладения навыками работы с информационными технологиями (ИКТ) и использования их в профессиональной деятельности.
Цифровая трансформация образования предполагает не только внедрение технологий в учебный процесс, но и создание цифровых стратегий, которые обеспечивают комплексное, эффективное и устойчивое развитие системы образования. Цифровые стратегии в образовании становятся неотъемлемой частью процесса подготовки специалистов, учитывая современные требования и цифровые вызовы.
Все больше студентов обучаются с применением дистанционных образовательных технологий (таблица 1). Так в 2022 г. такую возможность имели 2,78 млн человек.
Таблица 1 - Студенты, обучающиеся с применением дистанционных образовательных технологий
Уровень образования 2020-2021 учебный год 2021-2022 учебный год
Программы высшего образования - бакалавриат, специалитет, магистратуру 31,4% 53,2%
Программы среднего профессионального образования 6,9 % 42,9%
К высокоскоростному интернету (50 Мбит/с и выше) в 2022 г. были подключены две трети (68,4 %) образовательных организаций высшего образования, почти половина общеобразовательных организаций (49,9 %) и 47,4 % образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования [8].
В таблице 2 представлено число персональных компьютеров в дошкольных образовательных организациях на конец 2021 и 2022 гг.
Таблица 2 - Число персональных компьютеров в дошкольных образовательных организациях [8]
В дошкольных образовательных организациях 2021 г. 2022 г.
Число персональных компьютеров всего (тыс. ед.) 295,0 333,7
Число персональных компьютеров с доступом к Интернету (тыс. ед.) 191,8 211,8
Число персональных компьютеров с доступом к Интернету (%) от общего числа персональных компьютерах 65,0 63,5
Число персональных компьютеров доступных для использования детьми (тыс. ед.) 53,7 63,4
Число персональных компьютеров доступных для использования детьми (%) от общего числа персональных компьютерах 18,2 19,0
В таблице 3 приведена статистика обеспеченности обучающихся в образовательных организациях персональными компьютерами, используемыми в учебных целях на конец 2021 и 2022 гг. (единиц в расчете на 100 обучающихся).
Таблица 3 - Обеспеченность обучающихся в образовательных организациях персональными компьютерами [8]
Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам 2021 г. 2022 г.
Всего В составе локальных вычислительных сетей С доступом к Интернету Всего В составе локальных вычислительных сетей С доступом к Интернету
Начального, основного и среднего общего образования 14,7 8,1 11,1 15,9 8,6 12,0
Среднего профессионального образования 16,9 13,2 14,3 17,6 13,6 15,1
Высшего образования 23,1 21,3 21,5 22,8 21,4 21,5
В таблице 4 представлено использование программных средств, доступных для обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования на конец 2021 и 2022 гг. в % от общего числа организаций.
Таблица 4 - Программные средства, доступные для обучающихся начального, основного и среднего _общего образования по годам (%) [8]_
Программные средства, доступные для обучающихся начального, основного и среднего общего образования 2021 г. 2022 г.
Электронный журнал, электронный дневник 81,2% 82,7%
Обучающие компьютерные программы по отдельным предметам или темам 59,4% 59,5%
Электронные версии учебников 45,9% 46,3%
Программы компьютерного тестирования 44,2% 44,8%
Электронная библиотека 23,2% 23,2%
Электронные справочно-правовые системы 12,2% 12,6%
Системы электронного документооборота 11,0% 11,4%
В таблице 5 приведено использование программных средств, доступных для обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования на конец 2021 и 2022 гг. в % от общего числа организаций.
Таблица 5 - Программные средства, доступные для обучающихся среднего профессионального _образования (%) [8]_
Программные средства, доступные для обучающихся среднего профессионального образования 2021 г. 2022 г.
Электронные версии учебных пособий по отдельным предметам или темам 85,7% 86,7%
Обучающие компьютерные программы по отдельным предметам или темам, пакеты программ по специальностям 83,0% 83,4%
Электронная библиотека 78,0% 82,4%
Программы компьютерного тестирования 77,4% 77,7%
Электронные версии справочников, энциклопедий, словарей и др. 75,9% 76,9%
Электронные справочно-правовые системы 60,6% 63,1%
Виртуальные тренажеры 50,6% 53,35%
Системы электронного документооборота 29,3% 29,6%
Специальные программные средства для научных исследований 12,8% 13,0%
В таблице 6 приведено использование программных средств, доступных для обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования на конец 2021 и 2022 гг. в % от общего числа организаций [8].
Таблица 6 - Программные средства, доступные для студентов высшего образования (%)
Программные средства, доступные для студентов высшего образования 2021 г. 2022 г.
Электронные версии учебных пособий по отдельным предметам или темам 95,7% 96,1%
Обучающие компьютерные программы по отдельным предметам или темам, пакеты программ по специальностям 91,5% 91,9%
Электронная библиотечные системы 97,8% 98,0%
Программы компьютерного тестирования 89,5% 89,7%
Электронные версии справочников, энциклопедий, словарей и др. 94,1% 94,7%
Электронные справочно-правовые системы 89,7% 90,6%
Виртуальные тренажеры 56,4% 57,8%
Системы электронного документооборота 36,7,3% 38,6%
Специальные программные средства для научных исследований 58,6% 58,7%
Сейчас приобретает ключевое значение формирование у профессионалов цифровых компетенций, включающих в себя умение эффективно оперировать информационными ресурсами и цифровыми технологиями. Эта компетенция предполагает использование основных методов для получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации. Особое внимание уделяется адаптивности и гибкости в решении задач, подчеркивая готовность к освоению нового, адаптации и гибкость в мышлении. Важным аспектом становится непрерывное образование и самообразование, что выражается в постоянном стремлении к обучению новым технологиям и методам в процессе профессиональной деятельности. Эти компетенции, представляющие собой неотъемлемую часть «человека новой формации», не только обеспечивают успешное профессиональное развитие, но и активное участие в формировании современного социокультурного пространства.
Цифровые компетенции становятся неотъемлемой частью профессионального успеха, поскольку современное общество все более ориентировано на использование технологий в различных областях. Способность эффективно взаимодействовать с информацией и технологиями, а также гибко адаптироваться к изменениям, становятся ключевыми чертами современного человека. Такие компетенции обеспечивают не только успешную профессиональную карьеру, но и активное участие в формировании современной социокультурной среды [5].
Рассмотрим основные составляющие цифрового образования: цифровая инфраструктура, цифровая образовательная среда, медиаконтент, информационные системы, цифровой контент.
1) Цифровая инфраструктура
Цифровая инфраструктура должна обеспечивать доступность высокоскоростных интернет-соединений и современного оборудования для эффективного использования цифровых технологий в обучении. Развитие материальной инфраструктуры играет ключевую роль в успешной цифровой трансформации образования, охватывает создание и модернизацию дата-центров. Создание современных и эффективных дата-центров является важным шагом для обеспечения надежного и высокопроизводительного хранения данных. Дата-центры становятся центральными узлами для хранения, обработки и распределения образовательных материалов. Их развертывание и обновление позволяют обеспечивать стабильный доступ к цифровым ресурсам.
Беспроводные каналы связи также становятся неотъемлемой частью образовательной инфраструктуры. Обеспечение высокоскоростного Интернета и стабильной сети позволяет учащимся и преподавателям мгновенно получать доступ к образовательным ресурсам, проводить виртуальные занятия и обмениваться информацией [6].
Предоставление студентам и преподавателям доступа к современным устройствам является ключевым элементом. Планшеты, ноутбуки, смартфоны, а также другие устройства создают удобные условия для работы с цифровыми учебными материалами. Обеспечение широкого доступа к этим устройствам способствует универсальности и гибкости образовательного процесса.
Развитие указанных элементов материальной инфраструктуры создает основу для эффективного использования цифровых технологий в образовании, обеспечивая комфортные условия для обучения и обмена знаниями.
2) Цифровая образовательная среда
Основным стратегическим курсом в образовательной политике России является повышение уровня образования на всех его этапах в условиях активной цифровизации. Ключевое конкурентное преимущество образовательных учреждений заключается в готовности к внедрению передовых технологий в учебный процесс. Внедрение цифровой образовательной среды способствует улучшению качества подготовки обучающихся и эффективному решению разнообразных задач образовательного процесса.
Электронные образовательные сервисы активно используют дистанционные технологии обучения, включая аудио- и видеозвонки, а также совместный доступ к файлам и другие функции. Из практики следует, что при организации учебного процесса на современных цифровых образовательных платформах больше акцентируется внимание на формировании необходимых компетенций, их социализации в цифровой образовательной среде и совместной деятельности для создания новых знаний.
В эпоху мобильных технологий роль цифровизации образовательного процесса становится все более существенной как для официального, так и неофициального обучения. Цифровая образовательная среда значительно расширяет возможности удовлетворения образовательных потребностей обучающихся [1].
3) Медиаконтент
Медиаконтент постепенно становится важным фактором в образовательном процессе, заменяя классиче-
ские источники знаний. С развитием технологий и доступом к Интернету, цифровые учебники и мультимедийные материалы стали более популярными средствами обучения. Этот тренд свидетельствует о том, что технологии изменяют традиционные подходы к получению информации [13].
Интеграция Интернета и социальных медиа в сферу образования приносит с собой множество последствий, которые оказывают значительное воздействие на образовательные процессы. Эти изменения включают в себя демократизацию отношений, расширение возможностей для вовлечения студентов и расширение сети образовательных отношений [4].
Демократизация отношений в образовании происходит благодаря более доступному и равномерному распределению образовательных ресурсов в онлайн-среде. Студенты из различных регионов и социокультурных групп получают равный доступ к обучающему контенту и информации, что способствует снижению образовательного неравенства.
Расширение возможностей для вовлечения студентов в самообучение становится ключевым элементом с использованием Интернета и социальных медиа. Интерактивные онлайн-платформы, форумы и социальные сети создают пространство для активного обмена мнениями, обсуждения материалов и коллективного обучения. Это способствует развитию критического мышления и социальных навыков у студентов.
Расширение сети отношений в образовании происходит за счет глобального характера Интернета. Студенты могут легко устанавливать связи и общаться с единомышленниками и экспертами в различных областях, что открывает новые горизонты для обмена знаниями и опытом.
4) Цифровой контент
Цифровой образовательный контент представляет собой материалы и средства обучения, а также воспитания, представленные в цифровой форме. Этот вид контента включает в себя разнообразные образовательные ресурсы, предоставленные в электронном виде, такие как электронные учебники, видеоуроки, аудиоматериалы, интерактивные приложения и другие цифровые образовательные инструменты.
Одной из ключевых особенностей цифрового образовательного контента является его способность определять уровень знаний, умений и навыков обучающихся. Поставщики контента и образовательные сервисы разрабатывают инструменты для оценки компетенций и достижений обучающихся. Эти инструменты могут включать в себя интерактивные тесты, системы аналитики и другие средства, направленные на измерение академического прогресса.
Цифровой образовательный контент является важной частью цифровой образовательной среды, которая создается для эффективной организации образовательной деятельности. Такой контент обеспечивает учащихся разнообразными и интерактивными обучающими материалами, способствуя более эффективному усвоению знаний в условиях цифровизации образования [9].
5) Информационные системы
Информационные системы в образовании представляют собой комплексные структуры, использующие информационные технологии для организации, хранения, обработки и передачи образовательной информации. Эти системы играют ключевую роль в современном образовательном процессе, обеспечивая эффективное управление образовательными ресурсами и поддерживая взаимодействие между участниками образовательного процесса. Рассмотрим основные аспекты информационных систем в образовании:
- управление образовательными данными: информационные системы включают базы данных, в которых хранится информация о студентах, учебных планах, успеваемости и других аспектах образовательного процесса. Это позволяет эффективно организовывать и анализировать данные для принятия управленческих решений;
- электронные образовательные ресурсы: информационные системы предоставляют доступ к электронным учебным материалам, включая учебники, лекции, видеоуроки и другие образовательные ресурсы. Это способствует более гибкому и доступному обучению для студентов;
- онлайн-учебные платформы: информационные системы поддерживают создание и функционирование онлайн-платформ, где студенты могут учиться дистанционно, принимать участие в виртуальных классах и обмениваться материалами с преподавателями и своими коллегами;
- управление образовательными процессами: информационные системы автоматизируют управленческие процессы в образовательных учреждениях, включая расписание занятий, системы оценивания, контроль посещаемости и другие аспекты;
- системы аналитики и отчетности: информационные системы предоставляют средства для анализа данных об образовательном процессе, что позволяет выявлять тренды, оценивать эффективность обучения и вносить коррективы в учебные программы;
- системы обратной связи: информационные системы обеспечивают механизмы для взаимодействия между студентами, преподавателями и администрацией, что способствует обмену информацией, обратной связи и коллективной работе.
Информационные системы в образовании становятся неотъемлемой частью современного образовательного процесса, обеспечивая эффективное и инновационное обучение. В 2021 г. правительство утвердило направление цифровой трансформации науки и высшего образования. Эта трансформация предполагает внедрение ряда технологий: искусственного интеллекта для систем поддержки принятия решений, больших данных для интеллектуального анализа значительных объемов информации, систем распределенного реестра, интернета вещей, облачных технологий. Они будут применены в нескольких проектах: «Единая сервисная платформа
науки», «Датахаб», «Сервис хаб», «Маркетплейс программного обеспечения и оборудования», «Архитектура цифровой трансформации» и др. При этом доля вузов, достигших высокого уровня цифровой зрелости, должна составить в 2023 году 40 %, в 2024-м - 60 %, а в 2030-м - 100 %.
Проект «Цифровой университет» предполагает создание и развитие целого комплекса сервисов и решений для вузов и научных организаций. Доля вузов, использующих эти сервисы, должна составить согласно плану в 2024 г. 50 %, а в 2030 г. должна достигнуть 80 %.
«Маркетплейс программного обеспечения и оборудования» должен стать единой средой для взаимодействия университетов и поставщиков оборудования и российского программного обеспечения. Прототип системы появится в 2024 г. и к нему подключится пилотная группа поставщиков.
По проекту «Цифровое мышление» создадут единую образовательную среду для подготовки компетентных кадров и повышения квалификации действующих специалистов. Также предусмотрено формирование и обучение команд по цифровой трансформации в российских вузах.
Заключение
Таким образом, в вузах системно ведется обновление инфраструктуры, разрабатываются способы применения цифровых технологий во всех областях функционирования вуза, в том числе применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе, использование цифрового инструментария в научно-исследовательской деятельности, управлении вузом и других направлениях на основе искусственного интеллекта и больших данных. Во всех вузах России разработана и внедрена электронная информационно-образовательная среда, включающая электронные библиотеки, системы поддержки образовательного процесса и дистанционного обучения, единую систему учета и сбора информации о функционировании электронной информационно-образовательной среды и другие сервисы.
Конечно, для более активной цифровизации образования необходимо еще многое сделать, следует внедрять работу с большими данными, на основе которых принимать управленческие решения, создавать сервисы, интегрирующие знания и наработки различных вузов, чтобы каждому из них не нужно было изобретать то, что другими уже сделано, что позволит сэкономить время и средства и быстрее двигаться вперед, приобретая необходимые компетенции.
Источники
1. Алюнова Т.И., Степанова С.Е. Цифровая образовательная среда как необходимое условие развития современного образования // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2021. №4. 113 с. иЯЬ: Ь11р$://суЪег1еп1пка.ги/аг11с1е/п/1$1£гоуауа-оЪга20Уа1е1пауа-$геёа-как-пеоЪЬоё1тое-и$1оу1е-гагу111уа-$оугетеппо§о-оЪга2оуатуа (дата обращения: 28.12.2023).
2. Дмитроченко Н.А. Роль критического мышления преподавателя и студента в учебном процессе в эпоху цифровизации образования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №1. "ЦКЬ: Ь11р$://суЪег1еп1пка.ги/аг11с1е/п/го1-кг111сЬе$ко§о-ту$Ь1еп1уа-ргероёауа1е1уа-1-$1иёеп1а-у-исЬеЪпот-рго1$е$$е-у-ероЬи-1$1:Тгоу12а1$п-оЪга2оуатуа (дата обращения: 28.12.2023).
3. Загрекова Л.В. Педагогическая технология: теоретико-методологический аспект // Наука и школа. 2012. №4. 124 с. ЦКЬ: Ьир$://суЪег1ептка.ги/ аги-с1е/п/реёа§о§1сЬе$кауа-1еЬпо1о§1уа-1еогеико-те1;оёо1о§1сЬе$к1у-а$рек1 (дата обращения: 28.12.2023).
4. Игнатова Н.Ю. Образование в цифровую эпоху : монография; М во образования и науки РФ ; ФГАОУ ВО «УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина», Нижнетагил. технол. инст (фил.). - Нижний Тагил: НТИ (филиал) УрФУ, 2017. -128 с.
5. Кавецкая Р.И., Соловьева Н.С. Особенности подготовки кадров в условиях цифровизации // Е-8сю. 2020. №6. "ЦКЬ: Ь11р$://суЪег1еп1пка.ги/аг11с1е/п/о$оЪеппо$11-роё§о1оук1-каёгоу-у-и$1оу1уаЬ-1$1Ггоу12а1$11 (дата обращения: 28.12.2023).
6. Коханова Л.А., Головко С.Б., Черешнева Ю.Е. Цифровое образование как тренд профессионального роста // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, обществе. 2019. №1. "ЦКЬ: Ьир$://суЪег1ептка.ги/агис1е/пЛ$1£гоуое-оЪга2оуате-как-1геп^рго£е$$юпа1по§о-го$1а (дата обращения: 28.12.2023).
7. Мирошниченко, М.А. Цифровая трансформация: российские приоритеты формирования цифровой экономики: монография. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2021. - 224 с.
8. Образование в цифрах: 2022 : краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, Л. Б. Кузьмичева, О. К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, - 2022.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2020 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды». иКЬ: Ьир$://шшш.§агап1.ги/ргоёис1$/1ро/рпте/ёос/74922819 (дата обращения: 28.12.2023).
10. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае // Российско-китайская конференция исследователей образования «Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект». Москва, Россия, 26- 27 сентября 2019 г. [Текст] / А. Ю. Уваров, С. Ван, Ц. Кан и др. ; отв. ред. И. В. Дворецкая ; пер. с кит. Н. С. Кучмы ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 155 с.
11. Сафуанов Рафаэль Махмутович, Лехмус Михаил Юрьевич, Колганов Евгений Алексеевич Цифровизация системы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019. №2 (28). "ЦКЬ: Ьир$://суЪег1ептка.ги/агис1е/п/1з1:Ггоу12а1$1уа-$1$1ету-оЪга2оуатуа (дата обращения: 29.12.2023).
12. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями). "ЦКЬ: Ьир$://Ъа$е.§агап1;.ги/71937200/ (дата обращения: 29.12.2023).
13. Цифровизация образования: вызовы современности: материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием (Чебоксары, 13 ноября 2020 г.) / редкол.: Р.И. Кириллова, Н.Н. Тимофеева. - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - 220 с.