Научная статья
УДК 304.2
Щ||| DOI 10.18522/2227-8656.2024.3.14 SEfSffi EDN UAJLFZ
ТЕНДЕНЦИИ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
И. В. Липчанская*
ORCID: 0000-0002-7489-2545
В. А. Ражина**
ORCID: 0000-0002-1701-5896
* Ростовский государственный экономический университет,
** Ростовский государственный университет путей сообщения, Ростов-на-Дону, Россия
Цель исследования заключается в исследовании специфики тенденций цифровой трансформации образовательного пространства российской высшей школы.
Методологическую базу исследования представляют положения теории информационного общества (Д. Белл, Е. Масуда), концепции сетевого общества (М. Кастельс), теории цифрового общества (Э. Шмидт, Дж. Коэн), цифровой экономики (Д. Тапскотт), подходы к цифровизации образовательного процесса (А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая).
Результаты исследования. Активная циф-ровизация экономических процессов влечет за собой трансформацию образовательного пространства вузов, которая обусловлена необходимостью подготовки специалистов, способных успешно осуществлять профес-
© Липчанская И. В., 2024 © Ражина В. А., 2024
TRENDS
IN THE TRANSFORMATION OF THE EDUCATIONAL SPACE OF RUSSIAN UNIVERSITIES IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF SOCIETY
Irina V. Lipchanskaya* Victoria A. Razhina**
* Rostov State University of Economics, ** Rostov State Transport University, Rostov-on-Don, Russia
Objective of the research is to study the specifics of trends in the digital transformation of the educational space of Russian higher education.
The methodological basis of the research of the study is represented by the provisions of the theory of the information society (D. Bell, E. Masuda), the concept of the network society (M. Castells), the theory of the digital society (E. Schmidt, J. Cohen), the digital economy (D. Tapscott), approaches to digitalization of the educational process (A. Yu. Uvarov, E. Gable, I. V Dvoretskaya).
Results of the study. Active digitalization of economic processes entails a transformation of the educational space of universities, which is due to the need to train specialists who can successfully carry out professional activities in the new digital environment. The
сиональную деятельность в новой цифровой среде. Важными инструментами для формирования цифровых компетенций становятся процессы сетевизации, медиативизации и платформизации образовательного процесса.
Перспективы исследования. Проблема трансформации образовательного пространства российских вузов является перспективной для исследования дальнейших тенденций развития высшего образования в условиях цифровизации общества.
Ключевые слова: образовательное пространство, цифровая экономика, цифровизация общества, сетевая коммуникация, медиатехнологии, цифровые платформы, цифровые компетенции
processes of networkization, mediatization and platformization of the educational process are becoming important tools for the formation of digital competencies.
Research рerspectives. The problem of transforming the educational space of Russian universities is promising for studying further trends in the development of higher education in the context of digitalization of society.
Keywords: educational space, digital economy, digitalization of society, network communication, media technologies, digital platforms, digital competencies
Введение
Интенсивное развитие цифровых технологий и их внедрение в различные сферы общества ведет к смене культурной парадигмы, принципиально меняющей сознание человека, его мировоззренческие установки, профессиональные и повседневные практики. Выступая закономерным этапом эволюции информационного общества, цифровизация обусловлена потребностями социума в повышении эффективности экономической деятельности, которая является основой его устойчивого развития. В этой связи имплементация новых технологий в экономическую сферу привела к появлению цифровой экономики, которая закономерно поставила проблему подготовки профессиональных кадров, отвечающих требованиям новой экономической модели. Тем самым, процесс формирования цифровой экономики закономерно повлек за собой трансформацию образовательного пространства высшей школы, обусловленную необходимостью подготовки специалистов, обладающих цифровыми компетенциями и способных успешно функционировать в условиях цифрового общества. Данная ситуация определяет необходимость исследования основных тенденций цифровой трансформации образовательного пространства российских вузов.
Методология и методы
Методологической основой исследования выступают положения теории информационного общества (Белл, 2004; Масуда, 1983), концепции сетевого общества (Кастельс, 2000), теории цифрового общества (Шмидт, Коэн, 2013), цифровой экономики (Тапскотт, 2014), подходы к цифровизации образовательного процесса (Уваров и др., 2019). Совокупность данных подходов
позволяет осуществить анализ тенденций трансформации образовательного пространства российских вузов в условиях развития цифрового общества.
Основная часть
Технологический уровень развития современного общества характеризуется переходом от аналоговых к цифровым технологиям, которые принципиально меняют модель функционирования общества. В основе цифровизации лежат революционные трансформации в области социальной коммуникации, которая приобрела гибкий, мобильный и сетевой характер. Основными инструментами, позволяющими осуществлять коммуникацию, становятся программное обеспечение, гаджеты, персональные компьютеры, мобильные устройства, появление сети Интернет. Именно это позволило оптимизировать многие социальные процессы и определить дальнейшее технологическое развитие общества.
По мнению ученых, именно цифровизация коммуникаций стала драйвером появления цифровой экономики (Фонотов, 2021). Цифровые технологии значительно преобразовали процессы управления, производства, потребления, организацию финансовой системы и пр. Такая системная перестройка экономической деятельности закономерно влечет новые требования к профессиональным компетенциям, необходимым для цифровой экономики. Как отмечают специалисты, в условиях появления цифровой экономики значительно усиливается конкуренция и востребованными становятся специалисты, владеющие цифровыми компетенциями и способные применять их на практике (Жуковская, 2022). Данная ситуация требует серьезной содержательной трансформации образовательного пространства высшей школы.
В научном дискурсе различные аспекты трансформации образовательного пространства современной высшей школы исследуются в работах О. И. Вагановой, А. В. Гладкова, А. С. Восковской, И. П. Гладилиной, А. Ю. Уварова и др. Ряд исследователей указывает на то, что «суть цифровой трансформации образования - это достижение необходимых образовательных результатов и движение к персонализации образовательного процесса на основе использования ЦТ» (Уваров и др., 2019. С. 30). В данном подходе подчеркивается значимость новых способов организации образовательного пространства, одним из которых является создание новой технологической инфраструктуры, позволяющий индивидуализировать процесс обучения. Специфика последнего заключается в создании такой цифровой образовательной среды, которая бы способствовала развитию индивидуальных траекторий обучения, которые ориентированы на самостоятельный поиск учебной и научной информации, на оптимизацию коммуникации с преподавателем, на формирование личной ответственности за результаты своей работы. В этой связи специалисты отмечают, что «использование цифровых инструментов способствует созданию условий, в которых студент становится активным субъектом образовательно-
го процесса. От пассивного восприятия он переходит к активным действиям и включается в выполнение заданий» (Ваганова и др., 2020. С. 54).
Очевидно, что стремительное вхождение цифровых технологий в образовательный процесс интенсифицирует применение дистанционных форматов обучения, облачных технологий для передачи больших объемов информации, мобильных устройств для поиска информации и осуществления оперативной коммуникации и т. п.
Таким образом, цифровизация образовательного пространства вуза предполагает не только создание технических условий для выхода в Интернет, но появление новых моделей организации учебного процесса в вузе. Очевидно, цифровая трансформация образовательного пространства вузов сопряжена с развитием новой технологической инфраструктуры, которая интенсифицировала такие процессы, как сетевизация, медиатизация и платформизация. Именно эти процессы определили радикальные изменения в организации образовательного процесса российской высшей школы.
Процесс сетевизации общества обусловлен интенсивным развитием и широким использованием сети Интернет в различных сферах жизни общества. Появление виртуальной сети принципиально меняет структуру общества, которая характеризуется открытостью, динамичностью, децентрализо-ванностью, преобладанием горизонтальных связей и автономностью взаимодействующих пользователей.
Анализируя специфику сетевизации общественных взаимодействий, М. Кастельс указывает на то, что основным экономическим ресурсом сетевого общества выступает информация (Кастельс, 2000). При этом умение управлять большими информационными потоками, эффективно внедрять их во все циклы производственного процесса является сегодня ключевым фактором обеспечения конкурентоспособности экономики государства.
В настоящее время активное использование сети Интернет приобретает массовый характер, что влечет за собой изменения как в повседневной жизни человека, так и в сфере его профессиональной деятельности. Как отмечают специалисты, преимущества сетевизации социальных взаимодействий связаны, в первую очередь, «с неограниченными социальными возможностями для общения вне расстояния и времени...» (Комлев, 2020. С. 156).
Цифровые технологии активизировали развитие сетевых коммуникаций и их активное применение в образовательном пространстве вузов. Причем сетевизация охватила не только внутренние процессы, но и внешние взаимодействия. Надо сказать, что сетевые коммуникации могут охватывать различные уровни отношений: межличностные, межгрупповые, межгосударственные и т. п. Очевидно, что такой потенциал сетевых коммуникаций значительно оптимизирует взаимодействие между студентом и преподавателем, между представителями научного сообщества, между вузами и работодателями и от-
крывает широкие возможности для реализации межзузовского партнерства. Таким образом, благодаря развитию сетевых технологий сегодня в российском высшем образовании интенсифицировались и оптимизировались коммуникации между субъектами разного уровня.
Более того, в общественный и научный дискурс уже прочно вошло такое понятие, как «коллаборативное обучение». Последнее представляет собой организацию различных видов сотрудничества, партнерства, которые характеризуются достижением общих целей, согласованностью учебных планов, выстраиванием общей траектории обучения студентов, созданием площадок для взаимодействия со специалистами-практиками и пр. Так или иначе, но основой развития различных коллабораций в сфере высшего образования выступает сетевая коммуникация.
Благодаря развитию сетевых технологий ключевым трендом в развитии российского высшего образования является создание сетевых образовательных программ, которые реализуются совместно двумя или более вузами, а также в качестве партнеров могут быть задействованы предприятия и организации, выступающие потенциальными работодателями. Это позволяет вузам выстраивать эффективные взаимоотношения с представителями рынка труда и ориентироваться на их требования к будущим специалистам.
Это свидетельствует о том, что появление новых цифровых форматов для межличностной и профессиональной коммуникации трансформирует образовательное пространство вузов в направлении его сетевизации и появления сетевых университетов.
Наряду с сетевизацией образовательного пространства высшей школы идет процесс его медиатизации. Как отмечают специалисты, медиативизация, обусловленная развитием цифровых технологий, представляет собой «расширение телекоммуникационной инфраструктуры, прогресс компьютерных технологий и компьютерного моделирования, <...> усовершенствования мобильных технологий, сегмента интеллектуальных мобильных приложений, развитие SMART-технологий...» (Frank, 2020. Р. 475).
Очевидно, что появление цифрового медиапространства принципиально меняет форматы организации учебной и профессиональной деятельности субъектов образовательного процесса. Речь идет о радикальной перестройке информационной инфраструктуры различных сфер управления вузом, организации учебной, научно-исследовательской и практической работы со студентами. На сегодняшний день наиболее популярными инструментами медиатизации образовательного процесса считаются аудио- и видеоматериалы, позволяющие наглядно продемонстрировать студентам навыки их будущей профессиональной деятельности (Одарюк, Максакова, 2021).
В настоящее время во многих образовательных программах в качестве средств обучения активно используются компьютерные симуляции, вклю-
чающие визуализацию конкретных ситуаций. Благодаря технологиям медиатизации значительно расширяется спектр для осуществления моделирования различных кейсов и экспериментальной деятельности (Катханова и др., 2021). В этом плане открываются новые возможности как для визуализации учебной информации, так и для реализации практико-ориентированного обучения. Преимущества внедрения мультимедийных технологий в образовательное пространство современного вуза очевидны: в отличие от традиционных образовательных средств, они позволяют использовать в учебном процессе разные виды компьютерной графики, видеоролики, анимацию, аудиосопровождение, гиперссылки, которые дают возможность сделать процесс обучения гибким, интерактивным, нелинейным (Шевченко, Штофер, 2022).
Изменения организации образовательного пространства российских вузов обусловлены появлением цифровых платформ, представляющих собой инновационный технологический продукт, содержащий совокупность инструментов для эффективной организации коллективной деятельности в виртуальной среде.
В настоящее время в научной литературе сложилось два основных подхода к пониманию цифровых платформ. В рамках первого подхода акцентируется внимание на коммуникативных возможностях цифровых платформ, которые обеспечивают эффективное взаимодействие участников (Кругликов, Ивашкин, 2021).
Представители другого подхода акцентируют внимание на таком свойстве цифровых платформ, как аккумуляция, хранение и опосредованная передача информации (Докукина, Полянин, 2020). Так или иначе, потенциал цифровых платформ для обеспечения информационного обмена и хранения значительных объемов информации огромен для организации образовательного процесса.
Специалисты указывают на то, что внедрение цифровых платформ в образовательный процесс позволяет выстраивать оперативную коммуникацию участников процесса, хранить и передавать обучающимся информационный контент на персональные мобильные устройства, содействовать организации онлайн-обучения, осуществлять как текущий, так и итоговый контроль знаний студентов (Чеха, 2021). По сути, соединение образовательного процесса с цифровыми платформами делает последние субъектом образовательного пространства, наряду с другими субъектами - преподавателями, студентами, структурами управления вузом, работодателями и др. (Шевченко, Штофер, 2024).
Преимущества платформизации образовательного пространства вузов очевидны - они позволяют выстраивать эффективные коммуникационные стратегии в учебном процессе, способствуя развитию связей с представителями научного сообщества, с работодателями. Кроме того, использование цифровых платформ значительно оптимизирует процесс управления, а также
взаимодействие и передачу информации между различными структурными поздравлениями вуза (Жуковская, 2022).
Анализ уже сложившегося опыта платформизации образовательного пространства российской высшей школы позволяет констатировать тот факт, что цифровые платформы стали важной площадкой организации учебной работы и научно-исследовательской деятельности, как студентов, так и преподавателей.
Несмотря на очевидные преимущества процессов сетевизации, медиатизации и платформизации образовательного пространства, возникает ряд проблем, связанных с наличием цифровых компетенций у преподавателей вузов. Подготовка кадров для цифровой экономики непосредственно связана с подготовленностью преподавателей работать с новыми технологическими продуктами, активно внедряемыми в учебный процесс (Верескун, Исаева, 2023). В этой связи стоит вопрос о формировании цифровых компетенций у всех субъектов образовательного процесса.
Исследователи под цифровой компетенцией понимают «определенную совокупность умений и навыков, необходимых для выполнения конкретных трудовых действий на основе использования цифровых технологий» (Маса-лова, 2021. С. 34). Таким образом, современный преподаватель должен обладать знаниями и практическим опытом в области цифровых технологий, то есть уметь организовывать учебный процесс в информационно-образовательной среде, применять ресурсы Интернет-сети для выстраивания онлайн-коммуникаций, использовать компьютерные программы для осуществления как текущего, так и итогового контроля работы обучающихся.
Таким образом, цифровизация образовательного пространства предъявляет новые требования к уровню цифровой компетенции профессорско-преподавательского состава вузов. Сегодня многие представители научного сообщества настаивают на том, что ключевой тенденцией дальнейшего развития сферы образования выступает переход к смешанным формам обучения -офлайн и онлайн. То есть при сохранении традиционных способов обучения необходимо задействовать в учебном процессе различные онлайн-инструменты. Безусловно, что преподаватели, не обладающие цифровыми компетенциями, будут неконкурентоспособными в условиях требований Индустрии 4.0 (Константинова, Кудаева, 2020). Стремительное развитие цифровых технологий и их имплементирование в экономическую сферу общества с неизбежностью определяет трансформацию образовательного пространства российских вузов в направлении формирования цифровых компетенций не только у обучающихся, но и у преподавателей.
Заключение
Активная цифровизация экономических процессов влечет за собой принципиальные трансформации образовательного пространства вузов, обуслов-
ленные необходимостью подготовки специалистов, способных успешно решать профессиональные задачи в условиях новой цифровой среды.
Важными инструментами для выполнения этой задачи становятся сете-визация, медиативизация и платформизация образовательного процесса. Эти инструменты позволяют обеспечить как формирование новых цифровых компетенций у всех участников образовательного процесса, так и оптимизировать учебную деятельность, сделать ее гибкой, мобильной, персонализированной, ориентированной на развитие различных вузовских коллабораций. Очевидно, что развитие цифровых технологий интенсифицирует процесс реализации в обществе модели непрерывного образования.
Список источников
Белл Д.Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. - Москва: Academia, 2004. -788 с.
Ваганова О. И. Цифровые технологии в образовательном пространстве / О. И. Ваганова, А. В. Гладков, Е. Ю. Коновалова, И. Р. Воронина // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т 9, № 2(31). - С. 51-56.
Верескун В. Д. Модернизация и цифро-визация образовательных технологий в современном университете / В. Д. Верескун, Т Е. Исаева // Преподаватель высшей школы в XXI веке. - Ростов-на-Дону: Издательство РГУПО, 2023. - С. 90-97.
Восковская А. С. Применение инновационных стратегий обучения в условиях цифровизации современного образования / А. С. Восковская, Т А. Карпова // Наука и образование: новое время. - 2019. - № 1 (30). -С. 738-746.
Гладилина И. П. Цифровое образовательное пространство: возможности и риски / И. П. Гладилина // Россия: тенденции и перспективы развития. - Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2023. - С. 355-357.
Докукина И. А. Организация децентрализованного управления на основе цифровых платформ распределенного реестра / И. А. Докукина, А. В. Полянин // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. -№ 27 (1). - С. 76-81
References
Bell D. The Coming Post-Industrial Society. Experience in social forecasting. Moscow: Academia. 2004; 788 p. (In Russ.).
Vaganova O. I., Gladkov A. V., Konovalova E. Yu., Voronina I. R. Digital technologies in the educational space. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal = Baltic Humanitarian Journal. 2020; 9: 2(31). 51-56 (In Russ.).
Vereskun V. D., Isaeva T. E. Modernization and digitalization of educational technologies in a modern university. Prepodavatel ’ vysshey shkoly v XXI veke. Rostov-na-Donu: Izdatel ’st-vo RGUPO = Higher school teacher in the XXI century. Rostov-on-Don: Publishing house RGUPO. 2023; 90-97 (In Russ.).
Voskovskaya A. S., Karpova T. A. Application of innovative teaching strategies in the context of digitalization of modern education. Nauka i obrazovaniye: novoye vremya = Science and education: new times. 2019; 1 (30): 738-746 (In Russ.).
Gladilina I. P Digital educational space: opportunities and risks. Rossiya: tendentsii i per-spektivy razvitiya. Moskva: Institut nauchnoy informatsii po obshchestvennym naukam RAN = Russia: trends and development prospects. Moscow: Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences. 2023; 355-357 (In Russ.).
Dokukina I. A., Polyanin A. V. Organization of decentralized management based on digital platforms of a distributed registry. Yestestven-no-gumanitarnyye issledovaniya = Natural-hu-
Жуковская Е. И. Цифровые платформы -важный аспект цифровизации высшего образования / Е. И. Жуковская // Открытое образование. - 2022. - Т 26, № 3. - С. 30-40.
Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. -Москва: ГУ ВШЭ, 2000. - 606 с.
Катханова Ю. Ф. Визуализация учебной информации средствами мультимедиа / Ю. Ф. Катханова, Е. А. Левашова, Г. М. Салтыкова // Преподаватель XXI век. - 2021. -№ 3. Часть 1. - С. 187-192.
Комлев Ю. Ю. От цифровизации и сете-визации к цифровой девиантизации в обществе рисков / Ю. Ю. Комлев // Вестник экономики, права и социологии. - 2020. - № 2. -С. 154-159.
Константинова Д. С. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования / Д. С. Константинова, М. М. Кудаева // Экономика труда. - 2020. -Т 7, № 11. - С. 1056-1071.
Кругликов С. В. Цифровые платформы как инструмент эволюции информационных коммуникаций / С. В. Кругликов, В. И. Ивашкин // Вестник Академии знаний. - 2021. -№ 47 (6). - С. 227-235.
Масалова Ю. А. Цифровая компетентность преподавателей российских вузов / Ю. А. Масалова // Университетское управление: практика и анализ. - 2021. - Т 25, № 3. -С. 33-44.
Масуда Ё. Информационное общество как постиндустриальное общество / Ё. Масуда. -Москва: АСТ, 1983. - 452 с.
Одарюк И. В. Коммуникативная деятельность обучающих и обучающихся в условиях цифровизации образования / И. В. Одарюк, М. В. Максакова // Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации. - Курск: Изд-во КГМУ 2021. -С. 240-244.
Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др.; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - 343 с.
manitarian studies. 2020; 27 (1): 76-81 (In Russ.).
Zhukovskaya E. I. Digital platforms are an important aspect of digitalization of higher education. Otkrytoye obrazovaniye = Open Education. 2022; 26: 3. 30-40 (In Russ.).
Castells M.Information era: economics, society and culture. Moskva: GU VSHE =Mos-cow: State University Higher School of Economics. 2000; 606 (In Russ.).
Katkhanova Yu. F, Levashova E. A., Saltykova G. M. Visualization of educational information using multimedia. Prepodavatel’XXI vek = Teacher of the XXI century. 2021; 3. Part 1. 187-192 (In Russ.).
Komlev Yu. Yu. From digitalization and networking to digital deviantization in a risk society. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii = Bulletin of Economics, Law and Sociology. 2020; 2: 154-159 (In Russ.).
Konstantinova D. S., Kudaeva M. M. Digital competencies as the basis for the transformation of professional education. Ekonomika truda = Labor Economics. 2020; 7 (11): 1056-1071 (In Russ.).
Kruglikov S. V., Ivashkin V. I. Digital platforms as a tool for the evolution of information communications. Vestnik Akademii znaniy = Bulletin of the Academy of Knowledge. 2021; 47(6): 227-235 (In Russ.).
Masalova Yu A . Digital competence of teachers of Russian universities. Universitet-skoye upravleniye: praktika i analiz = University management: practice and analysis. 2021; 25(3): 33-44 (In Russ.).
Masuda Y. Information society as a post-industrial society. Moscow: AST. 1983; 452 p. (In Russ.).
Odaryuk I. V., Maksakova M. V. Communicative activity of teachers and students in the conditions of digitalization of education. Meto-dika prepodavaniya inostrannykh yazykov i RKI: traditsii i innovatsii. Kursk: Izd-vo KGMU = Methods of teaching foreign languages and RFL: traditions and innovations. Kursk: Publishing house KSMU. 2021; 240-244 (In Russ.).
Фонотов А. Г. Коммуникации в эпоху цифровизации / А. Г. Фонотов // Управление наукой: теория и практика. - 2021. - Т 3, № 4. - С. 29-35.
Чеха В. В. Цифровые платформы как новые субъекты образовательных отношений / В. В. Чеха // Science and School. - 2021. -№ 3. - С. 81-93.
Штофер Л. Л. Перспективы и риски развития субъектности личности в условиях цифровизации образования / Л. Л. Штофер, О. М. Шевченко // Гуманитарий Юга России. - 2024. - Т 13, № 1. - С. 114-124.
Шевченко О. М. Перспективы и риски цифровизации как тренда социального развития: культура и образование / О. М. Шевченко, Л. Л. Штофер // Вестник ЮРГТУ (НПИ). -2022. - Т 15, № 2. - С. 281-290.
Шмидт Э. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государства / Э. Шмидт, Дж. Коэн; пер. с англ. С. Филина. - Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 368 с.
Frank R. D. The Social Construction of Risk in Digital Preservation. Journal of the Association for Information / R. D. Frank // Science and Technology. - 2020. - № 71(4). - Р. 474-484.
Tapscott D. The Digital Economy Anniversary Edition: Rethinking Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence / D. Tapscott. - New York: McGraw-Hill, 2015. - 449 p.
Для цитирования: Липчанская И. В., Ражина В. А. Тенденции трансформации образовательного пространства российских вузов в условиях цифровизации общества // Гуманитарий Юга России. - 2024. - Т. 13. -№ 3 (67). - С. 166-176.
DOI 10.18522/2227-8656.2024.3.14 EDN UAJLFZ
Uvarov A Yu., Gable E., Dvoretskaya I. V. Difficulties and prospects for digital transformation of education. Edited by A. Yu. Uvarov. Moskva: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki = Moscow: Publishing house. House of the Higher School of Economics. 2019; 343 p. (In Russ.).
Fonotov A. G. Communications in the era of digitalization. Upravleniye naukoy: teoriya i praktika = Science management: theory and practice. 2021; 3(4): 29-35 (In Russ.).
Chekha V. V. Digital platforms as new subjects of educational relations. Science and School. 2021; 3: 81-93 (In Russ.).
Shtofer L. L., Shevchenko O. M. Prospects and risks for the development of individual subjectivity in the conditions of digitalization of education. Gumanitariy Yuga Rossii = Humanitarian of the South of Russia. 2024; 13(1): 114-124 (In Russ.).
Shevchenko O. M., Shtofer L. L. Prospects and risks of digitalization as a trend of social development: culture and education. Vestnik YURGTU (NPI) = Bulletin of SRSTU (NPI). 2022; 15 (2): 281-290 (In Russ.).
Schmidt E., Cohen J. New digital world. How technologies change people’s lives, business models and the concept of state. trans. from English by S. Filin. Moscow: Mann, Ivanov and Ferber. 2013; 368 p. (In Russ.).
Frank R. D. The Social Construction of Risk in Digital Preservation. Journal of the Association for Information. Science and Technology. 2020; 71(4): 474-484.
Tapscott D. The Digital Economy Anniversary Edition: Rethinking Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence. New York: McGraw-Hill. 2015: 449 p.
История статьи:
Поступила в редакцию - 08.04.2024 Одобрена после рецензирования -20.05.2024
Принята к публикации - 24.05.2024
Сведения об авторах
Липчанская Ирина Владимировна
Кандидат философских наук, доцент кафедры философии и культурологии Ростовского государственного экономического университета SPIN-код: 8819-3081 AuthorID: 736024 [email protected]
Ражина Виктория Александровна
Кандидат филологических наук,
доцент кафедры «Иностранные языки»
Ростовского государственного университета
путей сообщения
SPIN-код: 5668-6731
AuthorID: 1073987
Information about authors
Irina V. Lipchanskaya
Candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of Philosophy and Cultural Studies, Rostov State University of Economics
Victoria A. Razhina
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, Rostov State Transport University WoS. Researcherld: AAL-1531-2021 [email protected]
Авторы внесли эквивалентный вклад в подготовку публикации. У авторов нет конфликта интересов для декларации.