ПРИМЕНЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ В ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
А.С. Лышко, магистрант
С.О. Медведев, канд. экон. наук, доцент
М.А. Зырянов, канд. техн. наук, доцент
Лесосибирский филиал Сибирского государственного университета науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева (Россия, г. Лесосибирск)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-5-2-219-221
Проект «Обоснование транспортно-логистических маршрутов через территорию Арктики и Крайнего Севера Красноярского края с использованием графоаналитических методов и геоинформационных систем» поддержан Краевым фондом науки.
Аннотация. В статье рассмотрено применение транспортной логистики в использовании лесной промышленности Красноярского края. Транспортная логистика - это сфера, которая отвечает за организацию перевозки заказанных товаров в определенное место в согласованные с заказчиком сроки и по наиболее оптимальному пути, предназначенному для снижения финансовых затрат. Транспортная логистика является главным фактором в использовании лесной промышленности Красноярского края.
Ключевые слова: транспорт, транспортная логистика, инфраструктура, лесная промышленность, затраты.
Большая часть логистических операций на пути материального потока осуществляется с использованием различных транспортных средств. Транспорт - связующее звено между элементами логистических систем. Транспортная логистика -это перемещение необходимого количества грузов в нужную точку по оптимальному маршруту в нужное время и с наименьшими затратами. Стоимость создания любого продукта складывается из стоимости производства и затрат на выполнение всех работ с момента покупки материалов до момента покупки продукта конечным потребителем [1]. Большая часть затрат складывается из надбавок за каждое звено в цепи производителя - конечного потребителя.
Существует значительное количество вариантов учета, анализа, контроля и регулирования затрат на различных участках затрат при движении материального потока. Они могут и должны выбираться согласно возможностям и целям предприятий.
Транспортные средства задействованы в самых разных процессах, выполняя зада-
чи логистической системы, и существует как самодостаточная транспортная логистика, которая требует многомерной согласованности между участниками транспортного процесса.
Транспорт - важнейший элемент экономики. Главной задачей транспорта является поддержка единства социально-экономического пространства, создавая физическую связанность всех подсистем и элементов экономики. В транспортной стратегии России было уделено большое внимание региональным вопросам транспортной политики. Но при этом имеется ряд проблем, которые не дают достичь высокого уровня в развитии логистики, как регионов, так и центральных городах. Одной из главных проблем транспортной инфраструктуры Красноярского края является изношенность основных фондов и медленное строительство новых линий сообщений. Одним из главных результатов в строительстве капитальных автотрасс является возможность в развитии лесовозных дорог центрального региона Красноярья. Но при этом существует ряд проблем, не позволяющих выйти на высокий
уровень в развитии логистики, как районов, так и центральных городов.
Развитие транспортной системы региона является не только предпосылкой реализации инновационной модели экономического роста в масштабах страны, но и высоким фактором ее формирования и повышения качества жизни [2].
Транспорт в современном мире - один из главных факторов ускорения экономического роста. Одна из основных задач логистики - улучшение внутренних и внешних материальных потоков, а также финансовых и информационных потоков с целью минимизации общих затрат. В нашей стране огромная транспортная система, в которую входят морской, речной, железнодорожный, автомобильный, воздушный и трубопроводный транспорт. Каждый из ранее перечисленных видов транспорта имеет набор средств и средств связи, различные технические устройства и конструкции, обеспечивающие эффективную работу всех секторов экономики.
Транспорт играет очень важную роль в экономике нашей страны. Логистика оказывает разностороннее влияние на экономическое развитие государства [3]. Уникальность логистики заключается в том, что, выступая в качестве сферы материального производства, она одновременно выполняет вспомогательную функцию сервисной инфраструктуры.
Результатом использования системы транспортной логистики является высокая вероятность выполнения «шести правил логистики»: нужный груз, в нужном месте, в нужное время, в нужном количестве, необходимого качества, с минимальными затратами.
Обеспечение технико-технологической непредвиденности в транспортной логистике требует согласования экономических интересов участников, а также использования общих систем планирования.
Таким образом, транспортно-распределительная логистика позволяет
решить комплекс задач, связанных с перемещением товаров общим транспортом, совместным планированием транспортного склада и производственного процесса, а также обеспечением технологического единства.
Использование транспортной логистики в лесной промышленности Красноярского края, как и в других регионах, сопряжено с оптимизацией маршрутов доставки различных грузов [4]. При этом под последними понимаются различные виды сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, получаемых начиная от процесса лесозаготовок и вплоть до глубокой переработки вторичных древесных ресурсов. Таким образом, транспортная логистика позволяет оптимизировать затраты (финансовые, временные, организационные) по доставке грузов - от стволовой древесины, до бумаги; как из лесной территории, так и из крупных перерабатывающих центров (городов) [5]. Для Красноярского края данный инструментарий используется довольно широко - предприятия осуществляют заготовку практически на всей территории региона, на экономически доступных участках. Крупнейшими городами-переработчиками являются - Лесоси-бирск, Красноярск, Канск.
Основные задачи, решаемые с использованием транспортной логистики в Красноярском крае [6]: подбор оптимальных маршрутов доставки древесины с лесосек, выбор оптимальной техники для доставки древесины, снижение затрат на доставку грузов, подбор оптимальных вариантов доставки различного сырья, материалов и оборудования для переработки древесины и др.
По подсчетам отдельных экспертов использование транспортной логистики позволяет ежегодно экономить до 25-40% на транспортных затратах от их первоначальной величины.
Библиографический список
1. Фрейдман О.А. Современные тенденции развития транспортно-логистических кластеров // Актуальные проблемы реформирования российской экономики. - 2013. - № 4. -С. 117-124.
2. Каточков В.М. Эффективность логистического управления коммерческой деятельностью промышленного предприятия // Вестник ЮУрГУ: Рынок: теория и практика. - 2005. - №5. - С. 76-80.
3. Кудрева А.К., Гильц Н.Е. Перспективы развития транспортной логистики Красноярского края // Современные логистические технологии в развитии аэрокосмического комплекса. - 2012. - С. 84-87.
4. Позднякова М.О., Мохирев А.П., Медведев С.О. Факторный анализ экономической эффективности предприятий лесопромышленного комплекса // Фундаментальные исследования. - 2019. - № 5. - С. 94-98.
5. Медведев С.О., Мохирев А.П., Герасимова М.М., Герасимов В.Н. Логистика сквозных технологических цепочек внутри лесопромышленного кластера // Наука и бизнес: пути развития. - 2020. - №1 (103). - С. 121-123.
6. Герасимова М.М., Медведев С.О., Мохирев А.П., Рукомойников К.П. Оптимизация материальных потоков лесозаготовительного предприятия на основе теории графов // Логистика и управление цепями поставок. - 2019. - №6 (95). - С. 50-57.
APPLICATION OF TRANSPORT LOGISTICS IN THE FOREST INDUSTRY OF THE
KRASNOYARSK TERRITORY
A.S. Lyshko, Graduate Student
S.O. Medvedev, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor M.A. Zyryanov, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor Lesosibirsk branch of Reshetnev Siberian State University of Science and Technology (Russia, Lesosibirsk)
Abstract. The article discusses the use of transport logistics in the use of the forest industry of the Krasnoyarsk Territory. Transport logistics is a field that is responsible for organizing the transportation of ordered goods to a specific place at the time agreed with the customer and along the most optimal path designed to reduce financial costs. Transport logistics is the main factor in the use of the forest industry of the Krasnoyarsk Territory.
Keywords: transport, transport logistics, infrastructure, timber industry, costs.