Научная статья на тему 'Применение традиционных и инновационных методов в обучении студентов экономических специальностей'

Применение традиционных и инновационных методов в обучении студентов экономических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
846
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ОБУЧЕНИИ / ТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ОБУЧЕНИИ / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД / УЧЕБНЫЕ ПРОЕКТЫ / МЕТОД БРЕЙНСТОРМИНГА / FORMATION OF COGNITIVE INTERESTS / INNOVATIVE METHODS IN TEACHING / TRADITIONAL METHODS IN TEACHING / DESIGN AND RESEARCH METHOD / EDUCATIONAL PROJECTS / BRAINSTORMING METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панина Дарья Сергеевна

Стремительное развитие информации в современных условиях ставит перед системой высшего образования новые задачи. Так, раньше важно было дать обучающим тот «багаж знаний», которым они могли бы пользоваться в своей дальнейшей профессиональной деятельности достаточно продолжительное время. Сейчас же «миссия» преподавателя, как проводника любых преобразований в процессе обучения, состоит в развитии у обучающихся познавательного интереса, способности к самостоятельному умственному труду, творческого мышления, а также в формировании соответствующих умений и навыков. В связи с этим, суть преобразований, происходящих в образовательном процессе, состоит в изменении приоритетов относительно используемых методов на смену традиционным приходят инновационные (активные). Безусловно, использование различных инновационных методов (таких как, дискуссия, круглый стол, проектно-исследовательские работы, внедренные в учебные курсы и другие), позволяет достигать новых, поставленных современным временем, целей. Однако, недооценивать значимость и, тем более, отвергать использование традиционных методов в обучении абсолютно неприемлемо. Успех образовательного процесса зависит от правильной комбинации как инновационных, так и традиционных методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLICATION OF TRADITIONAL AND INNOVATIVE METHODS IN TEACHING STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALTIES

The rapid development of information in modern conditions poses new challenges to the system of higher education. So, earlier it was important to give the training the "knowledge" that they could use in their future professional activities for a long time. Now the "mission" of the teacher, as a conductor of any changes in the learning process, is to develop students ' cognitive interest, the ability to independent mental work, creative thinking, as well as the formation of appropriate skills. In this regard, the essence of the transformations taking place in the educational process is to change the priorities with respect to the methods used to replace the traditional come innovative (active). Of course, the use of various innovative methods (such as discussion, round table, design and research work, implemented in training courses and others), allows you to achieve new goals set by modern times. However, it is absolutely unacceptable to underestimate the importance and, moreover, to reject the use of traditional methods in teaching. The success of the educational process depends on the right combination of both innovative and traditional methods.

Текст научной работы на тему «Применение традиционных и инновационных методов в обучении студентов экономических специальностей»

Panina Daria Sergeevna

THE APPLICATION OF TRADITIONAL ..

pedagogical sciences

УДК 372.881.1

DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0051

ПРИМЕНЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

© 2019

Панина Дарья Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Банковское дело и страхование» Оренбургский государственный университет (460018, Россия, Оренбург, проспект Победы, 13, e-mail: darpanina2015@yandex.ru)

Аннотация. Стремительное развитие информации в современных условиях ставит перед системой высшего образования новые задачи. Так, раньше важно было дать обучающим тот «багаж знаний», которым они могли бы пользоваться в своей дальнейшей профессиональной деятельности достаточно продолжительное время. Сейчас же «миссия» преподавателя, как проводника любых преобразований в процессе обучения, состоит в развитии у обучающихся познавательного интереса, способности к самостоятельному умственному труду, творческого мышления, а также в формировании соответствующих умений и навыков. В связи с этим, суть преобразований, происходящих в образовательном процессе, состоит в изменении приоритетов относительно используемых методов - на смену традиционным приходят инновационные (активные). Безусловно, использование различных инновационных методов (таких как, дискуссия, круглый стол, проектно-исследовательские работы, внедренные в учебные курсы и другие), позволяет достигать новых, поставленных современным временем, целей. Однако, недооценивать значимость и, тем более, отвергать использование традиционных методов в обучении - абсолютно неприемлемо. Успех образовательного процесса зависит от правильной комбинации как инновационных, так и традиционных методов.

Ключевые слова: формирование познавательных интересов, инновационные методы в обучении, традиционные методы в обучении, проектно-исследовательский метод, учебные проекты, метод брейнсторминга.

THE APPLICATION OF TRADITIONAL AND INNOVATIVE METHODS IN TEACHING STUDENTS OF ECONOMIC SPECIALTIES

© 2019

Panina Daria Sergeevna, candidate of economic Sciences, associate Professor of "Banking and insurance" Department Orenburg State University (460018, Russia, Orenburg, Pobedy Avenue, 13, e-mail: darpanina2015@yandex.ru)

Abstract. The rapid development of information in modern conditions poses new challenges to the system of higher education. So, earlier it was important to give the training the "knowledge" that they could use in their future professional activities for a long time. Now the "mission" of the teacher, as a conductor of any changes in the learning process, is to develop students ' cognitive interest, the ability to independent mental work, creative thinking, as well as the formation of appropriate skills. In this regard, the essence of the transformations taking place in the educational process is to change the priorities with respect to the methods used - to replace the traditional come innovative (active). Of course, the use of various innovative methods (such as discussion, round table, design and research work, implemented in training courses and others), allows you to achieve new goals set by modern times. However, it is absolutely unacceptable to underestimate the importance and, moreover, to reject the use of traditional methods in teaching. The success of the educational process depends on the right combination of both innovative and traditional methods.

Keywords: formation of cognitive interests, innovative methods in teaching, traditional methods in teaching, design and research method, educational projects, brainstorming method.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Многими исследователями отмечается, что в современных условиях принципиально меняются требования к качественным результатам обучения бакалавров и магистрантов в высшем учебном заведении [1,2,3]. В соответствии с эти изменяются стратегические и тактические задачи, а также подходы к использования тех или иных методов обучения. Абсолютное большинство научных публикаций, вышедших в последнее время, посвящено детальному анализу и выявлению всё новых и новых преимуществ инновационных методов обучения [4-11]. Однако, это совсем не означает, что традиционные методы отошли на задний план и теперь не играют в образовательном процессе никакой роли. Необходимости нахождения правильного, компромиссного решения относительно практики применения как инновационных, так и традиционных методов в обучении посвящена данная статья.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Качество как главный критерий эффективности образовательного процесса отмечается в трудах многих экономистов (Крымова И. П., Дядичко С. П. [1], Береговая И.Б. [2], Лапаева, М.Г. [3]). Однако, с течением времени, меняется понимание того, с помощью каких методов можно обеспечить качество обучения.

В эпоху цифровых технологий, которые способству-

ют стремительному росту информатизации общества, приоритетными методами считаются те, которые позволяют раскрыть творческий потенциал обучающегося, пробудить его когнитивные способности. На реализацию этой задачи направлены инновационные методы.

Тема использования инновационных методов в образовательном процессе высших учебных заведений является одной из наиболее популярных и актуальных в современных научных исследованиях. Ряд авторов рассматривают этот вопрос в наиболее общем, теоретическом виде в контексте вариантности их применимости в современном процессе проведения учебных занятий (Береговая И.Б. [2], Лапаева, М.Г. [3]). Другие авторы делают акцент на конкретизацию отдельных инновационных методов, используемых при проведении лекционных (Мычка С.Ю., Шаталов М.А.[4], Семыкина А.В. [5]) или практических (Крымова, И. П., Дядичко, С. П. [6], Михеева, Н. Н., Мордвинцева, Н. В.[7]) занятий. В некоторых исследованиях инновационные методы берутся за основу в процессе организации самостоятельной работы студентов (Арбузов С.С.[8], Евдокарова, Т. В., Дмитриева С. Н.[9], Апиш, Ф.Н. [10] и др. [11-19]). При этом концепция увеличения роли самостоятельной работы обучающихся рассматривается в качестве одного из основных видов учебной деятельности в образовательном процессе высшей школы.

Однако, одним из наиболее сложных вопросов, затрагиваемых в современных научных исследованиях, является вопрос применимости и совместимости инновационных и традиционных методов обучения (Мишучков,

педагогические науки

Панина Дарья Сергеевна ПРИМЕНЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ...

А.А. [20], Клепцова, Е. Ю., Рубцова, Д. О.[21], Юсупова, С.Я., Поздеева С.Н.[22].

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи заключается в обосновании необходимости применения как инновационных, так и традиционных методов в современном образовательном процессе в высшей школе.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Уровень результатов обучения зависит не только от корректного определения целей и содержания образовательной программы, но и от способов достижения этих целей, то есть от методов обучения. В настоящее время существующие и применимые на практике методы обучения принято делить на традиционные (в современном понимании - часто с оттенком пренебрежения) и инновационные (как практически единственно успешные и эффективные).

Вообще, появление и развитие инновационных (активных) методов вызвано тем, что перед обучением возникли новые задачи («Если сменилась музыка, то меняются и танцы»). Новая задача состоит не столько в том, чтобы дать обучающимся знания, сколько в обеспечении формирования и развития познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено стремительным развитием информатизации. Если раньше полученные знания могли служить человеку продолжительно, то в век информационного подъема их необходимо постоянно обновлять, что достижимо только путем самообразования, которое требует от обучающихся познавательной активности и самостоятельности.

Однако, на самом деле, успех учебного курса и образовательного процесса в целом зависит от правильной комбинации и тех, и других методов. Соответственно, ни в коем случае нельзя ставить какие-то клише, недооценивая значимость одних из них и переоценивая другие.

Как известно, целью традиционных методов обучения является сообщение новых знаний и донесение актуальной информации обучающимся по конкретной теме. Основной принцип работы этих методов включает информационно-пояснительную деятельность со стороны педагога и репродуктивную деятельность со стороны обучающихся. Реализуется традиционный подход главным образом на лекционных занятиях.

В последнее время к традиционным формам занятий принято относится предельно критически (если не сказать - негативно) и выявлять лишь недостатки. Среди наиболее часто упоминаемых в литературе можно выделить следующие: учащиеся получают шаблонные знания [22]; ориентированность обучения на запоминание, а не на мышление [23]; их использование не способствует развитию творческих способностей, самостоятельности и активности обучающегося [24].

Однако, список достоинств традиционных методов обучения тоже достаточно внушительный. Среди наиболее значимых из них стоит упомянуть, прежде всего, возможность охвата большого объема информации, которую необходимо донести, и самой студенческой аудитории за короткий промежуток времени. Это дорогого стоит! Кроме того, постановка целей и задач для выполнения дальнейшей практической работы возможна как раз в процессе и с помощью использования традиционных методов.

Конечно, игнорировать недостатки традиционных методов, указанные выше, нельзя. Более того, их можно и нужно! пытаться минимизировать, например, в процессе проведения практических занятий. Они предполагают применение знаний, полученных на лекционных занятиях, получение конкретных умений и навыков. Не зря считается, что только лишь 5% усвоения обучающийся получает от услышанного и 80-90% - от

выполненного самостоятельно, то есть информация станет знанием, если она будет «прожита» [25,26]. Именно здесь - на практических занятиях - применение различных педагогических новаций наиболее эффективно.

Примером инновационного обучения может служить, например, использование проектно-исследова-тельского метода, что вполне успешно может быть реализовано как раз в процессе организации проведения практических работ.

В процессе обучения студентов экономических специальностей присутствует ряд дисциплин, которые ориентированы на изучение конкретных методик, предполагающих расчет большого количества самых различных показателей. К числу таких дисциплин относится и «Оценка банковского бизнеса».

Так, совершенно очевидно, что проведение лекционных занятий по этому курсу возможно с использованием исключительно традиционных методов («трансляция знаний»). Конечно, вполне допустимо, что есть ряд теоретических курсов, в которых даже на лекционных занятиях можно и нужно активно и регулярно использовать инновационные методы (и лекция-дискуссия, и проблемная лекция, и даже лекция с ошибками). Однако, в курсах (в том числе и в «Оценке банковского бизнеса»), состоящих из сплошных методик и расчетов, подискутировать относительно правильности и необходимости расчета тех или иных показателей или, тем более, преподнести алгоритм расчета с заведомой ошибкой - недопустимо! Единственный вариант использования некоторых элементов, присутствующих в инновационных методах - это обсудить или даже попросить помочь обучающихся сформулировать экономический смысл отдельных расчетных показателей. Совсем другое дело -практические занятия.

Заданием для проектной работы студентов в рамках курса «Оценка банковского бизнеса» стала всесторонняя, обобщённая оценка деятельности отдельно взятого банка с последующей защитой. Защита учебного проекта состояла из двух частей. Первая часть включала в себя подготовку структурной модели оценочных данных, выражаемой обычно последовательной подготовкой расчетов в соответствии с методиками (оценка капитала и обязательств, активов (с разбивкой по портфелям), финансовой устойчивости, рентабельности и т.д.), в то время как вторая часть требовала разработки обобщенной, детализированной аналитической пояснительной записки, в которой резюмировались итоги проводимой расчетной работы и делался вывод об успешности бизнеса, давались конкретные рекомендации. Таким образом, для успешного выполнения проекта, студентам требовалось выполнять промежуточные задачи, объединение которых представляло единый, логически выстроенный, завершенный проект, работа над которым велась в ходе всего учебного периода (семестра).

Очевидно, что выполнение данного проекта требует от студентов командной работы. Ребята делятся на стационарные микрогруппы, что позволяет им использовать метод брейнсторминга (метод мозгового штурма). Этот способ позволяет оптимизировать креативное мышление коллектива, наладить коллективную работу, совместно обсудить детали расчетной работы и вывести эффективную аналитическую идею.

К тому же, студенты используют на практике, знания, полученные на традиционных лекционных занятиях по дисциплине, тем самым формируя необходимые навыки для выполнения поставленной задачи; учатся формулировать экономически грамотные выводы, работать с отчетностью банков. Все это служит хорошим примером для выполнения аналогичной работы в будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

В заключении, следует еще раз вернуться к первоначальному тезису, с которого начиналась данная ста-

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 3(28)

201

Panina Daria Sergeevna

THE APPLICATION OF TRADITIONAL ..

pedagogical sciences

тья - успех обучающего курса зависит от правильной комбинации как традиционных, так и инновационных методов. Длительный опыт использования, наличие очень важных и весомых преимуществ, а также положительного результата применения в образовательном процессе - более чем убедительные аргументы, свидетельствующие в пользу традиционных методов обучения. Следовательно, отвергать традиционные методы -абсолютно неприемлемо!

Что касается комбинаторности в применении традиционных и инновационных методов - в большинстве прикладных дисциплин, связанных с изучением конкретных методик и алгоритмов расчета, то исходя из практики, оптимальным оказывается вариант использования первых из них - в рамках выстраивания лекционного курса, вторых - в процессе организации практических занятий. Организованная подобным образом работа позволяет получить обучающимся необходимые в их дальнейшей профессиональной деятельности знания, умения и навыки, ставить перед ними четкие, правильно сформулированные цели и задачи, стимулирует развитие их когнитивных способностей, ориентирует на самообучение и позволяет самостоятельно оценивать приобретенные знания, умения и навыки.

Не менее результативно использование традиционных и инновационных методов в процессе преподавания теоретических курсов. Решение вопроса о совместимости и комбинаторности их применения в таких случаях является важной исследовательской задачей и требует тщательной, детальной проработки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Крымова, И. П. Обеспечение качества образования (современный подход через призму Болонского соглашения) [Электронный ресурс] / Крымова И. П., Дядичко С. П. // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф., 1-3 февр. 2017 г., Оренбург /М-во образования и науки РФ; Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования «Оренбург. гос. ун-т» - Электрон. дан. - Оренбург: ОГУ,2017. - С. 2029-2034 . . - 6 с

2. Береговая И.Б. Проблемы использования активных методов в процессе подготовки бакалавров экономических направлений / И.Б. Береговая // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции. — Оренбург, ОГУ, 2018 — С. 2339-2343.

3. Лапаева, М.Г. Формирование университетов третьего поколения и их роль в инновационном развитии общества /М.Г. Лапаева // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры 2664 [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренбург. гос. ун-т. - Электрон. дан. - Оренбург: ОГУ, 2018, с. 2392-2395. ISBN: 978-5-7410-1910-8.

4. Мычка С.Ю., Шаталов М.А. Проведение онлайн-лекций (ве-бинаров) в рамках стратегии инновационного развития образования [Текст] / С.Ю. Мычка, М.А. Шаталов // Электронное обучение в не-прервном образовании. — 2016. - №1. — С. 1189-1193. 2

5. Семыкина А.В. Некоторые фонетические особенности он-лайн-лекции [Текст] / А.В. Семыкина // Сборник материалов научной сессии по итогам выполнения научно-исследовательской работы в Институте иностранных языков Московского педагогического госу-дарствненого университета за 2017- 2018 год под ред. М.Я. Блоха. Москва, 2018. — С. 190-194.

6. Крымова, И. П., Дядичко, С. П. Использование дискуссионных методов обучения как одного из направлений модернизации экономического образования / И. П. Крымова, С. П. Дядичко // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.- метод. конф. (с междунар. участием), 4-6 февр. 2015 г., Оренбург / Оренбург. гос. ун-т. — Электрон. дан. — Оренбург , 2015. — С. 1375-1379. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). — ISBN 978-5-7410-1180-5

7. Михеева, Н. Н., Мордвинцева, Н. В. Проектная деятельность как один из подходов к организации современного образования /Н. Н. Михеева, Н. В. Мордвинцева // Университетский комплекс как региональный центр развития образования, науки и культуры: материалы Всерос. науч.-метод. конф., 31 янв.- 2 февр. 2018 г., Оренбург /М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования «Оренбургский гос. унт». - Электрон. дан. - Оренбург: ОГУ. - 2018. - С. 2703-2707. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).— ISBN978-5-7410-1910-8 4.

8. Арбузов С.С. Использование стрим технологий при дистанционном обучении —дисциплинам [Текст]/С.С. Арбузов //Педагогическое образование. — 2017. - №6. — С. 6-12.

9. Евдокарова, Т. В., Дмитриева С. Н. Самостоятельная работа студента как фактор формирования навыков самообразования [Электронный ресурс] / Т. В. Евдокарова, С. Н. Дмитриева // Концепт. — 2017. — Т. 25. — С. 326—328. — Режим доступа: http://e-koncept.

ru/2017/770593.htm.

10. Апиш, Ф.Н. Самостоятельная работа как способ развития мотивации и самоорганизации учебной деятельности студента [Электронный ресурс] / Ф.Н. Апиш // Культурная жизнь Юга России. — 2008. — №2. — Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-kak-sposob-razvitiyamotivatsii-i-samorganizatsii-uchebnoy-deyatelnosti-studenta.

11. Третьякова Е.М. Организация самостоятельной работы студентов с применением новых информационных технологий // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 329-333.

12. Кутепова Л.И., Ваганова О.И., Трутанова А.В. Формы самостоятельной работы студентов в электронной среде // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 43-46.

13. Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А., Сайранова М.В. Самостоятельная работа как условие формирования конкурентоспособного специалиста в электронной среде вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2017. Т. 11. № 3 (27). С. 27-32.

14. Рогова Н.Н. Применение массовых открытых онлайн курсов для организации самостоятельной работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 390-392.

15. Прохорова М.П., Булганина С.В., Емельянова А.М. Технологическая карта как инструмент управления самостоятельной работой обучающихся заочной формы // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 49-52.

16. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Трутанова А.В. Электронное обучение как средство организации самостоятельной работы студентов //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 100-102.

17. Рубцова Е.В. Особенности организации самостоятельной работы студентов при изучении русского языка как иностранного (на примере метода проектов) //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 65-72.

18. Колодезникова С.И., Тарасов А.Е. Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации компетентностного подхода //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 122-124.

19. Макаров С.И., Бунтова Е.В. Организация самостоятельной работы студентов в рамках компетентностного подхода обучения // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 231-234.

20. Мишучков, А.А. Диалог цивилизаций: традиционные ценности в условиях глобализации: монография. — Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2017.- 148с.

21. Клепцова, Е. Ю., Рубцова, Д. О. Проблемы мотивации студентов вуза [Электронный ресурс] / Е. Ю. Клепцова, Д. О. Рубцова // Концепт. — 2016. — Т. 32. — С. 60—66. — Режим доступа: http://e-koncept. ru/2016/56665.htm. -12.12.2018.

22. Юсупова, С.Я., Поздеева С.Н. Образование в эпоху цифровой экономики // Отраслевая экономика, 2018, №2, С. 38-41.

23. Стариченко Е.Б., Никулина Т.В. Информатизация и цифрови-зация образования: понятия, технологии, управление//Педагогическое образование в России, 2018. №8.-С. 107-113

24. Давыдова А. В. Прогноз перспектив развития высшего образования: вероятные сценарии и их реализация в вузах //Вестник РУДН. Серия: Социология. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZ prognoz-perspektivrazvitiya-vysshego-obrazovaniya-veroyatnye-stsenarii-i-ih-realizatsiya-v-vuzah (дата обращения: 27.12.2018).

25. Черкасов, М.Н. Инновационные методы обучения студентов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://sibac.info/conf/ innovation/xiv/30122(дата обращения 22.12.2018).

26. Ермакова, Ж.А. Качество образования с позиции потребителей образовательных услуг вуза / Ж.А. Ермакова, Ю.Н. Никулина // Креативная экономика. - 2017. - Т. 11. № 7. - С. 725-734.

Статья поступила в редакцию 23.04.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.