Научная статья на тему 'Применение теории динамических систем в исследовании трансформации смыслового содержания вербализованных концептов'

Применение теории динамических систем в исследовании трансформации смыслового содержания вербализованных концептов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
222
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРБАЛИЗОВАННЫЙ КОНЦЕПТ / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ТЕОРИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ СИСТЕМ / LEXICAL CONCEPTS / COGNITIVE LINGUISTICS / CONCEPTUAL ANALYSIS / DYNAMIC SYSTEMS THEORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Джабер Милана Хассановна

В наши дни концептология является одним из наиболее динамично развивающихся направлений когнитивной лингвистики, одной из тенденций которой как в России, так и за рубежом считается междисциплинарный характер научного подхода к изучению концептов. Также намечается тенденция к росту количества работ, посвященных реконструкции концептов методами, заимствованными из различных отраслей гуманитарной и естественной науки. Настоящая статья посвящена вопросу применения теории динамических систем в когнитивной лингвистике на примере исследования диахронии смыслового содержания вербализованного концепта Запад в русском, американском английском, китайском путунхуа и японском языках. В статье дается краткое описание последних тенденций в исследованиях вербализованных концептов. Данная статья нацелена на адаптацию свойств динамических систем в концептологии. Также приводятся аргументы в пользу понимания вербализованных концептов как динамических систем в рамках исследования диахронии содержания ядерной зоны вербализованного концепта и показывается актуальность подобного подхода для концептуального анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamic systems theory approach in diachronic studies of lexical concepts

The method of conceptual analysis is quickly developing these days. It is also widely admitted to play an important role in modern cognitive linguistics. The major trend, both in Russia and abroad, is interdisciplinary approach to scientific studies of concepts. Moreover, there is an evident increase in the number of works dealing with linguistic reconstruction, which involves various scientific methods from diverse branches of natural sciences and humanities. Current paper applies the dynamic system theory approach to cognitive linguistics as exemplified in lexical concept West in Russian, American English, Mandarin Chinese and Japanese languages. Therefore, the paper aims at the adaptation of dynamic systems’ functions in relation to semantic content of a concept as such, and its relevance to conceptual analysis in general. In addition, the article gives a brief description of the latest tendencies in lexical concepts studies. It is important to mention that verbalized concepts are proven to be seen as dynamic systems within a framework of comparative linguistic analysis of lexical representation in diachronic perspective. The discussed approach gives an opportunity to make an in-depth study of the dynamic data and, thus, may contribute to the further investigations in the sphere of cognitive modelling.

Текст научной работы на тему «Применение теории динамических систем в исследовании трансформации смыслового содержания вербализованных концептов»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2017. № 2

М.Х. Джабер

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ ДИНАМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

В ИССЛЕДОВАНИИ ТРАНСФОРМАЦИИ СМЫСЛОВОГО

СОДЕРЖАНИЯ ВЕРБАЛИЗОВАННЫХ КОНЦЕПТОВ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» 119991, Москва, Ленинские горы, 1

В наши дни концептология является одним из наиболее динамично развивающихся направлений когнитивной лингвистики, одной из тенденций которой как в России, так и за рубежом считается междисциплинарный характер научного подхода к изучению концептов. Также намечается тенденция к росту количества работ, посвященных реконструкции концептов методами, заимствованными из различных отраслей гуманитарной и естественной науки. Настоящая статья посвящена вопросу применения теории динамических систем в когнитивной лингвистике на примере исследования диахронии смыслового содержания вербализованного концепта Запад в русском, американском английском, китайском путунхуа и японском языках. В статье дается краткое описание последних тенденций в исследованиях вербализованных концептов. Данная статья нацелена на адаптацию свойств динамических систем в концептологии. Также приводятся аргументы в пользу понимания вербализованных концептов как динамических систем в рамках исследования диахронии содержания ядерной зоны вербализованного концепта и показывается актуальность подобного подхода для концептуального анализа.

Ключевые слова: вербализованный концепт; когнитивная лингвистика; концептуальный анализ; теория динамических систем.

В конце прошлого века в связи с новой волной популярности структурализма на Западе в лингвистике и ряде других отраслей гуманитарной науки стали активно использоваться абстрактные математические модели, позволяющие по-новому взглянуть на исследования индивидуальной и социальной реальности [Vallacher, Coleman, Nowak, Bui-Wrzosinska, 2010]. Цель настоящей статьи заключается в описании изменений смыслового содержания вербализованного концепта Запад как динамической системы.

Несмотря на то, что изучение диахронического аспекта языка является одним из наиболее актуальных направлений исследований на

Джабер Милана Хассановна — преподаватель кафедры лингвистики, перевода и межкультурной коммуникации факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова (е-шаП: to.kiritou@gmail.com).

протяжении последних 10 лет, в связи с чем появился ряд работ, рассматривающих концепт как «диахроническое явление» (Богатырева С.Н., Тищенко И.Е. и др.) [Богатырева, 2009; Тищенко, 2007], единой теоретической или методологической базы создано не было. Однако с позиций информационной парадигмы в науке возможна интерпретация концептуального наполнения человеческого сознания как целостной системы, обладающей рядом динамических характеристик, определяемых посредством анализа вербализации и актуализации концептуальных единиц на разных уровнях языка.

Одними из первых сторонников использования теории динамических систем как нового способа изучения сложных процессов человеческой психики и мышления являются американские психологи Э. Телен и Л. Смит, фундаментальные труды которых, основывающиеся преимущественно на работах Н.Н. Бернштейна, до сих пор признаются основополагающими в самых различных сферах гуманитарного знания как внедряющие системно-динамический подход в изучение важных психологических и социальных процессов, протекающих в жизни индивида [Thelen, Smith, 1994].

В. Вилден на Международном симпозиуме по интердисциплинарным вопросам в когнитивной лингвистике привел следующий список лингвистических исследований с применением теории динамических систем, осуществленных им с 1981 по 2004 г.: фонология; семантика; исследование абстрактных имен; дискурс-анализ; семантическое моделирование и др. [Wilden, 2005] Помимо того использование теории динамических систем также популярно в изучении процесса освоения иностранных языков [Bot, Lowie, Vespoor, 2007].

Тем не менее на данный момент не было обнаружено научных работ, использующих теорию динамических систем в исследованиях вербализованных концептов. Интерес такого подхода заключается в том, что в рамках теории динамических систем структура исследуемой системы, форма и формат ее элементов, являются не только определенным видом информации о системе, но и непосредственно продуктом происходящих с системой изменений, а также изменений, проистекающих внутри самой системы. Эта идея была освещена в работах Форда и Лернера, посвященных теории развивающихся систем [Ford, Lerner, 1992]. Таким образом, описание вербализованного концепта как динамической системы позволяет рассмотрение не только внутренних изменений смыслового содержания, но и процесса развития концепта как в онтогенезе, так и в филогенезе.

Согласно Э. Телен и Л. Смит, рассматривающих динамику сложных систем как процесс их развития (development), определить динамические системы можно двумя основными способами: как системы, в самом общем смысле состоящие из различных элементов и изменя-

ющиеся во времени, и как в более узком смысле класс математических уравнений, описывающих временные отношения систем с определенными свойствами [Smith, Thelen, 2003]. Телен и Смит выделяют следующие характеристики динамических систем: сложность, самоорганизация, нелинейность, открытость, стабильность и динамика. Под динамикой подразумевается безусловное наличие изменений как таковых, изменяемость системы как одно из условий ее существования. Согласно Л. Берталанффи, основными характеристиками динамических систем являются целостность системы (wholeness), или ее самоорганизация, открытость, иерархическая организация и динамическая стабильность (dynamic stability), которая олицетворяет стремление открытых систем к стабилизации [Bertalanffy, 1969].

Таким образом, в терминах теории динамических систем, вербализованные концепты — это сложные самоорганизующиеся открытые системы, отличающиеся высокой степенью стабильности и нелинейной динамикой содержания. Элементы такой системы представляют собой различные виды информации, находящиеся в тесной взаимосвязи друг с другом, а также с контекстом (внешней средой), определяемым каждым отдельным индивидуумом неосознанно в конкретных коммуникативных ситуациях. Иными словами, элемент содержания как часть системы может появиться на первый взгляд внезапно, однако это будет результатом взаимодействия когнитивной системы индивидуума с окружающей исторической и культурной реальностью через призму языка в процессе мышления, где язык является основной знаковой системой, с помощью которой человеком может быть выражена его концептуальная картина мира.

Конечно, языковая репрезентация может реализоваться на разных уровнях языка, но в рамках настоящего исследования именно анализ семантики вербализатора является наиболее целесообразным, так как дает возможность свести анализ концепта как сложного аморфного явления к анализу семантики его вербализатора. Еще Д. С. Лихачев указывал на важность для определения концепта тесного взаимодействия усвоенного значения (вербализатора) с индивидуальным опытом человека [Лихачев, 1993]. Делая акцент на семантические исследования вербализатора в целях лучшего понимания когнитивных характеристик концепта, Г.Г. Молчанова отмечает, что динамические изменения в смысловом содержании концепта будут схожи с семантическими изменениями в значении вербализатора, то есть специфика связи между оригинальным значением и приобретенным приводит к четырем основным видам изменений в денотативном значении лек-семы-вербализатора: расширению, сужению, пейорации и мелиорации [Молчанова, 2011].

Исследование динамики вербализованного концепта Запад показало, что этапы развития концепта в каждом из рассматриваемых

языков диахронически неравномерны. Например,политизированные значения в китайском вербализованном концепте Запад (Щ Х) начали появляться значительно позже, чем в английском или русском языках. Очевидно, динамические изменения содержания исследуемого концепта также не идентичны, ввиду того, что зависят от культурно-исторической среды, в которой происходило развитие концептуальной единицы. Например, в китайской культуре игроки в маджонг изначально обозначались сторонами света, тогда как в Японии сторонами света обозначали площадку для сумо и сцену театра кабуки1. Более того, было отмечено, что совокупность ядра и периферии вербализованного концепта Запад — система, склонная к самоорганизации, так как в результате процесса неравномерных изменений в содержании концепта отношение ядерного содержания к периферийному соизмеримо как в случае диахронически первичной формы, так и в случай исторически вторичной формы вербализованного концепта Запад. Например, самые первые из известных значений вербализаторов «запад», "west", Щ xi и Щ nishi/sei входят исключительно в состав ядра вербализованного концепта Запад и обозначают направление, в котором заходит солнце. Затем, приблизительно в одно время, в ядре появилось значение «сторона света», связанное с процессом познания окружающего мира2. И только затем, когда сознание носителей исследуемых языков адаптировалось к результатам концептуализации, стали появляться первые периферийные знания как попытка выразить одни ментальные образы через другие. Дефиниционный анализ основных вербализато-ров показал ряд их значений, в наши дни уже вышедших из употребления, однако изначально имеющих культурно-специфическую окраску. Например, Щ nishi, согласно толковому словарю японского языка Daijisen употребляется при обозначении городских районов

и станций: Саппоро, Нагоя, Осака, Йокогама и т.д., однако когда-то это был район красных фонарей в Синдзюку к западу от замка Эдо (?!РШ®Щ®ШШ®ШМ)3. Затем в связи с изменениями внешней среды, начали проистекать изменения содержания ядра — параметрический вербализованный концепт Запад постепенно приобретает политизированные значения (Запад, западный мир, западные страны). Р. Бавай говорит об эволюционной трансформации пространственного концепта Запад (directional concept "west") в социополитический Запад (socio-political concept "the West"), отмечая при этом широкие семантические возможности репрезентативной составляющей концепта

1 шт Ш- Ш. Ф^®, 1998.

2 Точно датировать данные изменения невозможно, но в связи с тем, что исторически шел процесс познания мира, можно заключить, что вначале сформировалось именно то представление, которое более осязаемо (в данном случае, визуально очевидно).

3 ш- ш. Ф^®, 1998.

(semantic multiplicity of the term) [Bavaj, 2011]. Тем не менее процесс стабилизации периферийного содержания возвращает соотношение зон к состоянию, аналогичному изначальному: выходят из употребления неадекватные новому миропониманию семантические значения вербализатора, разрастается периферийная зона вербализованного концепта Запад, представленная коллокациями. Например, участие лексемы "west" в американских топонимах: Middle West — Средний Запад (исп. в США, Канаде), Garden of the West — «сад Запада» (штаты Иллинойс и Канзас), Wild West — Дикий Запад, Far West — Дальний Запад4.

Так, в ходе исследования была отмечена периодичность этапов расширения в ядре и ближней периферии концепта: сначала в ядерной зоне содержания происходит значительное изменение, инициированное внешними факторами (исторический, политический, культурный и др. контексты), которое также, в свою очередь, влияет на массовое сознание и мировосприятие. Очевидно, что динамические изменения периферии позволяют стабилизировать концепт как ментальное образование, так как при этом идет процесс адаптации сдвигов универсализированных участков содержания концептуальной единицы, который, как результат, неизбежно ведет за собой появление различных представлений у носителей исследуемых языков и культур в рамках уже существующего универсального содержания. Представление концептов в роли динамических систем указывает на необходимость наличия подобных процессов как стабилизирующих систему. Уже на настоящем этапе исследований допустимо заключить, что система не имеет тенденции к окончательной стабилизации ввиду последующего увеличения риска ее распада, как результат, полная универсализация компонентов концептуальной системы также маловероятна, так как именно универсализированные элементы значения частично или полностью теряют свою динамичность.

Теория динамических систем также позволяет изучать вербализованные концепты в рамках когнитивного подхода, не умаляя роли культуры. Так как ядро и периферия параметрических концептов не являются гомогенной средой, информационное наполнение содержания вербализованного концепта происходит неравномерно. Поэтому положение о том, что в ходе познавательной деятельности человека информация обрабатывается с учетом уже имеющихся в сознании паттернов и матриц, выходит на первый план. Так, в результате диахронического развития содержание вербализованного концепта может как расширяться, так и сужаться в зависимости от внешних факторов (например, исторического или культурного контекста). Несмотря на

4 Oxford Dictionaries // [Электронный ресурс]: Oxford Dictionaries: Language matters, Oxford University Press. URL: www.oxforddictionaries.com (дата обращения: 14.12.2016).

то, что расширение ядра и периферии происходит независимо друг от друга, процесс расширения в случае вербализованного концепта Запад наблюдается весьма активно и зависит от изменения культурной и политической среды, в связи с тем что универсальность — неотъемлемая черта параметрических концептов.

Так, теория динамических систем существенно расширяет диахроническую карту динамики содержания вербализованных концептов, изменения в котором представляют сложный длительный процесс, инициируемый рядом внешних причин. Внутренние изменения содержания вербализованных концептов вносят некоторый диссонанс в систему, выводят ее из равновесия, при этом являясь неизбежными, так как направлены на сохранение самой системы. В итоге, постепенно меняется и картина мира, которая, в свою очередь, принимает также изменения стабилизирующего характера — появление культурно-специфических элементов в содержании.

Список литературы

1. Богатырева С.Н. Концепт 'tolerancia' в испанском языковом сознании: диахронический аспект // Вопросы когнитивной лингвистики. Ин-т языкознания РАН; Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. № 4 (021). С. 26-36.

2. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Известия РАН (Сер. литературы и языка). 1993. Т. 52. № 1. C. 3-9.

3. Молчанова Г.Г. Методы исследования в межкультурной коммуникации: символ как когнитивная память культуры // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 1. C. 7-24.

4. Тищенко И. Е. Эволюция концепта «смелость» во французском и русском языках // Вестн. Томск. гос. ун-та. № 300 (I). Томск: Изд-во Томского государственного университета, 2007. С. 31-34.

5. Bavaj R. "The West": A Conceptual Exploration // European History Online (EGO), Institute of European History (IEG). Mainz, 2011. URL: http://www.ieg-ego.eu/bavajr-2011-en (дата обращения: 12.12.2016).

6. Bertalanffy L.V. General System Theory: Foundations, Development, Applications. New York: Braziller, 1969.

7. Bot d.K., Lowie W., Verspoor M. A. Dynamic Systems Theory approach to second language acquisition // Bilingualism: Language and Cognition. 2007. № 10 (1). C. 7-21.

8. Ford D. H., Lerner R. M. Developmental systems theory: An integrative approach. Newbury Park, CA: Sage, 1992.

9. Smith L.B., Thelen E. A dynamic systems approach to the development of cognition and action. Cambridge, MA: Bradford Books, MIT Press, 1994.

10. Smith L.B., Thelen E. Development as a dynamic system // Trends in Cognitive Sciences. № 7 (8). A.: Elsevier, 2003.

11. Vallacher R. R., Coleman P. T., Nowak A., Bui-Wrzosinska L. Rethinking intractable conflict: the perspective of dynamical systems // American Psychologist. Vol. 65/ APS. 2010.

12. Wilden W. The relevance of dynamic systems theory for cognitive linguistics // Interdisciplinary Themes in Cognitive Language Research Symposium University of Helsinki and FiCLA (Finnish Cognitive Linguistics Association). Helsinki, 2005. URL: www.academia.edu/22919870/The_relevance_of_dynamic_ systems_theory_for_cognitive_linguistics (дата обращения: 11.12.2016).

Milana H. Dzhaber

DYNAMIC SYSTEMS THEORY APPROACH IN DIACHRONIC STUDIES OF LEXICAL CONCEPTS

Lomonosov Moscow State University Leninskie Gory, Moscow, 119991

The method of conceptual analysis is quickly developing these days. It is also widely admitted to play an important role in modern cognitive linguistics. The major trend, both in Russia and abroad, is interdisciplinary approach to scientific studies of concepts. Moreover, there is an evident increase in the number of works dealing with linguistic reconstruction, which involves various scientific methods from diverse branches of natural sciences and humanities. Current paper applies the dynamic system theory approach to cognitive linguistics as exemplified in lexical concept West in Russian, American English, Mandarin Chinese and Japanese languages. Therefore, the paper aims at the adaptation of dynamic systems' functions in relation to semantic content of a concept as such, and its relevance to conceptual analysis in general. In addition, the article gives a brief description of the latest tendencies in lexical concepts studies. It is important to mention that verbalized concepts are proven to be seen as dynamic systems within a framework of comparative linguistic analysis of lexical representation in diachronic perspective. The discussed approach gives an opportunity to make an in-depth study of the dynamic data and, thus, may contribute to the further investigations in the sphere of cognitive modelling.

Key words: lexical concepts; cognitive linguistics; conceptual analysis; dynamic systems theory.

About the author: Milana H. Dzhaber — lecturer, Department of Linguistics and Interculturals Communication, Faculty of Foreign Languages and Area Atudies, Lomonosov Moscow State University (е-mail: to.kiritou@gmail.cojm).

Referemces

1. Bogatyrjova S.N. 2009. Koncept 'tolerancia' v ispanskom jazykovom sozna-nii: diahronicheskij aspekt [The concept 'tolerancia' in Spanish linguistic consciousness: diachronic aspect]. Issues of Cognitive Linguistics, no. 4 (021), pp. 26—36. (In Russ.)

2. Molchanova G.G. 2011. Metody issledovanija v mezhkul'turnoj kommuni-kacii: simvol kak kognitivnaja pamjat' kul'tury [Scientific methods in intercultural communication: symbol as a cognitive memory of culture]. Moscow State University Bulletin. Series 19. Linguistics and Intercultural Communication, no. 1, pp. 7—24. (In Russ.)

3. Lihachev D.S. 1993. Konceptosfera russkogo jazyka [Conceptual framework of Russian language]. Bulletin of the Russian Academy of Sciences, Literature and language, no.52 (1), pp. 3-9. (In Russ.)

4. Tishhenko I.E. 2007. Jevoljucija koncepta "smelost" vo francuzskom i russkom jazykah. [The concept "Smelost" (courage) evolution in French and Russian laguages]. Tomsk State University Bulletin, no.300 (I), Tomsk, pp. 31-34. (In Russ.)

5. Bavaj R. 2011. The West: A Conceptual Exploration. European History Online (EGO), Institute of European History (IEG), Mainz.. URL: http://www. ieg-ego.eu/bavajr-2011-en (accessed: 12.12.2016).

6. Bertalanffy, L.V 1969. General System Theory: Foundations, Development, Applications. Braziller, New York.

7. Bot d.K., Lowie W, Verspoor M.A. 2007. Dynamic Systems Theory approach to second language acquisition. Bilingualism: Language and Cognition, no. 10 (1). pp. 7-21.

8. Ford D. H., Lerner R. M. 1992. Developmental systems theory: An integrative approach. Newbury Park, CA: Sage.

9. Smith L.B., Thelen E. 1994. A dynamic systems approach to the development of cognition and action. Cambridge, MA: Bradford Books, MIT Press.

10. Smith L.B., Thelen E. 2003. Development as a dynamic system. TRENDS in Cognitive Sciences, no. 7 (8), A.: Elsevier.

11. Vallacher R.R., Coleman P.T., Nowak A., Bui-Wrzosinska L. 2010. Rethinking intractable conflict: the perspective of dynamical systems. American Psychologist, vol. 65, APS.

12. Wilden W 2005. The relevance of dynamic systems theory for cognitive linguistics. Interdisciplinary Themes in Cognitive Language Research, University of Helsinki and FiCLA (Finnish Cognitive Linguistics Association). URL: www. academia.edu/22919870/The_relevance_of_dynamic_systems_theory_for_ cognitive_linguistics (accessed: 11.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.