Научная статья на тему 'Применение технологий развития культуры познавательной деятельности обучающихся в аспекте дифференцированного подхода как одна из стратегий педагогического успеха'

Применение технологий развития культуры познавательной деятельности обучающихся в аспекте дифференцированного подхода как одна из стратегий педагогического успеха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬ-НОСТИ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ / TECHNOLOGY OF THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE CULTURE / DIFFERENTIATED APPROACH / TRAINING OF STUDENTS / DIFFERENTIATION OF THE TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агошкова Ольга Владимировна, Хатит Фатима Рамазановна

В статье рассматривается состояние проблемы развития культуры познавательной деятельности студентов-бакалавров в системе профессиональной подготовки. Уточнено понятие «культура познавательной деятельности». Проанализированы мнения разных авторов. Целью данной работы является изучение технологии развития культуры познавательной деятельности студентов-бакалавров. Авторами разработаны и предложены технологии развития культуры познавательной деятельности студентов-бакалавров в контексте дифференцированного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агошкова Ольга Владимировна, Хатит Фатима Рамазановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Application of technologies of cognitive culture development of students as a strategy of pedagogical success in the aspect of differentiated approach

The article considers the problem of cultural development of cognitive activity of undergraduate students in the vocational training system. The notion of “culture of cognitive activity” has been clarified. The opinions of various authors have been analized. The aim of this work is to study the development of culture technology of cognitive activity of undergraduate students. The authors have developed and proposed technology for the development of cognitive activity culture of undergraduate students in the context of a differentiated approach.

Текст научной работы на тему «Применение технологий развития культуры познавательной деятельности обучающихся в аспекте дифференцированного подхода как одна из стратегий педагогического успеха»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 373.3(470.64)

ББК 74.261.4 А-24

Агошкова Ольга Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и туризма факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; e-mail: agoshkovaolgal@rambler. ru;

Хатит Фатима Рамазановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и социальной психологии факультета социальных технологий и туризма Адыгейского государственного университета; e-mail: fxatit@mail.ru.

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В АСПЕКТЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА КАК ОДНА ИЗ СТРАТЕГИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УСПЕХА

(рецензирована)

В статье рассматривается состояние проблемы развития культуры познавательной деятельности студентов-бакалавров в системе профессиональной подготовки. Уточнено понятие «культура познавательной деятельности». Проанализированы мнения разных авторов. Целью данной работы является изучение технологии развития культуры познавательной деятельности студентов-бакалавров. Авторами разработаны и предложены технологии развития культуры познавательной деятельности студентов-бакалавров в контексте дифференцированного подхода.

Ключевые слова: технологии развития культуры познавательной деятельности, дифференцированный подход, профессиональная подготовка студентов, дифференциация технологий.

Agoshkova Olga Vladimirovna, Candidate of Pedagogics, associate professor of the Department of Social Work and Tourism of the Faculty of Social Technologies and Tourism of Adyghe State University; e-mail: agoshkovaolga1@rambler.ru;

Khatit Fatima Ramazanovna, Candidate of Pedagogics , associate professor of the Department of Pedagogics and Social Psychology of the Faculty of Social Technologies and Tourism of Adyghe State University; e-mail:_fxatit@mail.ru.

APPLICATION OF TECHNOLOGIES OF COGNITIVE CULTURE DEVELOPMENT OF STUDENTS AS A STRATEGY OF PEDAGOGICAL SUCCESS IN THE ASPECT OF

DIFFERENTIATED APPROACH

(reviewed)

The article considers the problem of cultural development of cognitive activity of undergraduate students in the vocational training system. The notion of “culture of cognitive activity ” has been clarified.

The opinions of various authors have been analized. The aim of this work is to study the development of culture technology of cognitive activity of undergraduate students.

The authors have developed and proposed technology for the development of cognitive activity culture of undergraduate students in the context of a differentiated approach.

Keywords: technology of the development of cognitive culture, differentiated approach, training of students, differentiation of the techniques.

Актуализация ценностей и смыслов гуманистического образования обострила вопрос необходимости изменения модели образования в России. Поиск новых путей в подготовке специалиста как человека нового времени - человека культуры, человека

мира, способного самостоятельно овладевать современными технологиями профессиональной деятельности, проявлять высокий уровень компетентности и творчества детерминирован развитием гуманистического образования. Известно, что модернизация образования обуславливает необходимость разработки технологий развития студентов в зависимости от имеющегося уровня их образованности, ценностных ориентаций и мотивации на перспективу личностного и профессионального роста. Одним из таких путей определяется дифференцированный подход, который, с одной стороны, принадлежит к традиционным проблемам педагогики, с другой - пересматривается в контексте новой концепции - культуросообразной модели образования.

Дифференцированный подход, с одной стороны, принадлежит к традиционным проблемам педагогики, с другой - пересматривается в связи с новыми концепциями образования.

В нашем исследовании представленный дифференцированный подход к содержанию гуманитарных дисциплин определялся уровнем развития познавательной деятельности студентов, основными компетенциями, сроком обучения и возможностью студентов определится в траектории и темпе освоения получаемой на занятиях информации. Этот подход определил новые ценностно-смысловые и творческие характеристики содержания социального образования, парциальное его усвоение и успешное продвижение к усвоению научных понятий изучаемой дисциплины и творческого применения их на практике. «Технология построения учебного процесса на личностносмысловой основе, - как отмечает А.Д. Алферов, - обращена к личности ребенка и призвана развивать личностную смысловую и личностную эмоциональную сферу. Она используется для развития мотивации учения, отношения между учителем и учеником, образованием в целом и интересами к конкретной учебной деятельности» [4].

По мнению И.В. Абакумовой, «дифференциация, индивидуализация как ее крайний случай, выступают в качестве фактора, эффективно обеспечивающего смыслообразование учащихся» [1]. Автор исследования говорит о том, что задача педагога заключается в том, чтобы обеспечить содержание учебного процесса такого разнообразия, такой плотности, которые бы делали возможным погружение в него обучаемых через открывающееся сознание каждого из них смысла. Следует отметить, что в исследовании И.В. Абакумовой, дифференцированная организация содержания учебного процесса определяется как фактор смыслообразования при условии, если в нем синтезируются разнохарактерные ценности, сложные зависимости и субъектный опыт обучающегося. Она утверждает, что дифференцированный подход является перспективным в процессе переосмысления процесса обучения на новом личностно-смысловом уровне. Данное исследование побудило нас к поиску новой модели дифференциации содержания образования в процессе подготовки социального работника.

Профессиональное творчество всецело зависит от освоенных в процессе профессиональной подготовки технологий обучения, воспитания и развития обучающегося. Осмысление педагогического содержания в аспекте дифференцированного и личностно-смыслового подходов требует и поиска новых технологий как смыслообразующих. По мнению И.В. Абакумой, А.Я. Данилюка, В.В. Серикова, именно смыслообразующие технологии обращены как к познавательным, так и аффективным сторонам психики, сознания и личности обучающегося: «Технологии как

нестандартизированная часть процесса, обретая ранг смыслообразующих факторов, независимо от смысловой ориентации, обеспечивают учащимся пространство с бесконечным множеством степеней свободы выбора и путей развития личности» [1]. В дидактике между содержанием и технологиями существует принципы

взаимозависимости, взаимосоотвествия, вазимоадекватности. Технологии выступают механизмом, запускающим развитие личности. В нашем эксперименте представленному на дифференцированном подходе содержанию гуманитарных дисциплин соответственно разрабатывались и дифференцированные технологии, представляющие собой

совокупность методов, средств и способов познания социальных явлений, открытия ценностей и смыслов знания по социальной работе, творческого преобразования педагогической реальности. Дифференциация технологий осуществлялась соответственно содержательным модулям и критериальным показателям уровней развития познавательной деятельности студентов, выявленных на этапе констатирующего эксперимента [3].

Дифференциация технологий преподавания гуманитарных дисциплин обеспечивалась уровнями развития основных компетенций студентов как показателей их культуры познавательной деятельности - личностных, научных, технологических, результативно-творческих.

Нами разработаны следующие критерии и показатели культуры познавательной деятельности студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа» и 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» (табл. №1).

При изучении уровня мотивации студентов, особенностей самооценки их потребностей в познавательной деятельности и культуры познавательной деятельности студенты были нами дифференцированы по трем уровням [2].

Количественные показатели позволяют обнаружить некоторые тенденции, сложившиеся до начала исследования: высокий уровень личностных компетенций (познавательная активность, смысл знаний, мотивация и др.) определялся развитием относительно высокого уровня результативно-творческих компетенций у части студентов (творчество на практике, оригинальность результата познавательной деятельности); научно-педагогические компетенции (систематический поиск новой информации, владение научными понятиями и др.) обуславливались наличием у студентов технологических компетенций, в частности способов получения и обработки информации, результативно-творческих компетенции (оригинальность результата, оптимальные действия в достижении цели); ослабевает зависимость личностных компетенций и технологических компетенций; нижний уровень компетенций по всем показателям культуры познавательной деятельности взаимообусловлен. Результаты исследования наглядно демонстрируют, что основная часть студентов находится на среднем уровне развития, где преобладающими выступают технологические компетенции, позволяющие нам говорить о том, что, в целом, студенты владеют основными способами получения информации. Следует отметить достаточно низкий уровень таких показателей как аналитико-синтетическая деятельность студентов в процессе работы с педагогическими текстами, слабое владение информационными технологиями в получении новой информации, отсутствие доказательности и аргументированности в ответах студентов, отсутствие самоконтроля и понимания смысла знаний, низкая мотивация на саморазвитие и самопознание. Общие подходы к преподаванию дисциплин гуманитарного, экономического и социального цикла в подготовке социальных работников и использование методов преподавания безотносительно личности студента, его мотивации, способов познавательной деятельности, мыслительных процессов и т.п. приводит к снижению интереса к дисциплинам гуманитарного, экономического и социального цикла, затем к качеству профессиональной деятельности на учебной и производственной практике. Состояние профессиональной подготовки студентов по дисциплинам гуманитарного, экономического и социального цикла в вузе актуализирует как проблему дифференцированного подхода, так и развитие культуры познавательной деятельности обучающихся [2].

Таблица 1 - Критерии и показатели культуры познавательной деятельности

студентов-бакалавров

Уровни и показатели Личностные компетенции Научно- педагогические компетенции Технологические компетенции Результативно- творческие компетенции

Высокий Диалоговая Научная эрудиция, Самостоятельны Профессионально

культура, систематический й поиск е творчество на

постоянная поиск новой технологий практике,

потребность в информации, получения творческое

познавательной научная информации, использование

активности, доказательность и использование результатов

профессионально- аргументированност компьютерных деятельности,

познава-тельные ь ответов, точность технологий, достижение

мотивации, владения научными самостоятельное оригинального

адекватность понятиями, внесение новых результата,

самооценок интеграция средств оптимальные

познавательной педагогических самообучения, учебные действия

деятельности, знаний с другими управляет в достижении

систематический самоконтроль, понимание личностного смысла знания и деятельности. науками мыслительными операциями (анализ, синтез, классификация и др) цели, видение отдаленных перспектив

Средний Может Систематический Представления о Использует

поддерживать поиск новой способах результаты

диалог, проявляет информации, получения деятельности в

познавательную самостоятельность информации, соответствующих

активность, суждений, зависимость видах

познавательные недостаточная получения деятельности,

мотивы, чаще точность в информации от чаще всего

всего адекватные оперировании личностной достигает

самооценки, научными мотивации, результата

владеет навыками понятиями, использование деятельности,

самоконтроля, достаточный компьютерных использует

осознает цели уровень ориентации технологий, оптимальные

деятельности. в педагогических знаниях. многообразие мыслительных операций. учебные действия в достижении цели, точно выполняет задания.

Низкий Затрудняется Представления о Поиск получения Чаще всего не

участвовать в способах поиска информации использует

диалоге, снижена новой информации, ограничивается результаты

познавательная эпизодическое указаниями деятельности в

активность, использование преподавателя, соответствующих

неадекватность технологий, владеет видах

мотивов и самостоятельность компьютерными деятельности, не

самооценки, суждений, слабо технологиями, но всегда достигает

осознает цели владеет научными не использует, результата

деятельности. понятиями, недостаточный уровень ориентации в педагогических знаниях. многообразие мыслительных операций. деятельности, чаще всего выполняет задания не точно.

В связи с этим нами были разработаны и апробированы принципы дифференциации содержания и технологии преподавания дисциплин гуманитарного и социального цикла:

- ценностно-смыслового подхода к изучению содержания педагогической информации относительно тех студентов, у которых снижены познавательная активность и мотивация к учению;

- творческого жизнеутверждения педагогического научного знания, обуславливающего характер социально-педагогических технологий и развитие способностей достигать творческих результатов в профессиональной деятельности, определяющий развитие технологических компетенций у студентов с низкими показателями;

- индивидуального дозирования содержания педагогической информации относительно высокого и низкого уровней развития познавательной деятельности, что предоставляло возможность данной категории студентов самостоятельно отбирать объемы изучаемой информации и строить самостоятельный путь самообучения или обращаться за педагогической поддержкой;

- компетентной состязательности, побуждающий студентов с различным уровнем развития познавательной деятельности к достижению высоких показателей в обучении культуры, ценностных смыслов, современных способов достижения информации и творческой ее переработки и др. [3].

Таким образом, вышеназванные технологии ориентированы на развитие профессионального мастерства и творчества студентов, на осмысление ценностей культуры познавательной деятельности для перспективного становления конкурентоспособного выпускника вуза.

В целом экспериментально разработанные и апробированные технологии развития культуры познавательной деятельности обеспечивали управляемость процессом профессионального становления будущих социальных работников, эффективность в достижении результатов деятельности студентов, создавали предпосылки для вариативности в работе студенческой группы, развивали гибкость мышления, обеспечивали открытость в диалоге. Технологии, выстроенные на основе

дифференцированного подхода, своей эталонной целью представляли реализацию гуманистического личностно-ориентированного процесса обучения студентов и создавали условия для саморегуляции и открытия личностных смыслов и ценностей полученного знания и деятельности. Технологии создавали предпосылки для постепенного и поэтапного самостоятельного роста студентов от низкого уровня собственного развития к высокому, а тем, кто изначально находился на высоком уровне по отдельным показателям развития, методы корректировались в аспекте усиления творческой деятельности и творческого замысла студентов.

Литература:

1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. Ростов н/Д, 2003. 480 с.

2. Агошкова О.В. Развитие культуры познавательной деятельности студентов (дифференцированный подход): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов на/Д, 2006. 27 с.

3. Агошкова О.В. Развитие культуры познавательной деятельности студентов (дифференцированный подход): дис. ... канд. пед. наук. Ростов на/Д, 2006. 166 с.

4. Алферов А.Д. Психология развития школьников. Ростов на/Д: Феникс, 2000. 384 с.

5. Антропова М.В., Манке Г.Г. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии // Педагогика. 1996. №5. С. 19-26.

6. Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно ориентированного воспитания. Глоссарий: учеб. пособие. Ростов н/Д. 2000. 43 с.

7. Поддубная Т.Н., Бегидова С.Н., Агошкова О.В. Классификация общекультурных компетенций бакалавра по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа» как

основа реализации компетентностного подхода в образовании // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2011. Вып. 2. С. 33-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.