Научная статья на тему 'ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ НАПИСАНИЯ ЭССЕ В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ НАПИСАНИЯ ЭССЕ В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
24
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ / НАПИСАНИЕ ЭССЕ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО / ИНФОРМАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Масимова А.Д.

Автор статьи рассматривает технологии критического мышления в русле современных междисциплинарных исследований в области написания письменных работ и ссылается на принципы когнитивной лингвистики, развивая и дополняя их постулаты. Выводы, полученные в результате настоящего исследования, помогают осветить новые аспекты в области лингвистики, психолингвистики и методики преподавания иностранного языка в высшей школе и могут быть использованы на практических занятиях, семинарах и лекциях по данным дисциплинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITICAL THINKING TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF ESSAY WRITING IN A MILITARY ACADEMY

The author of the article considers the technologies of critical thinking in line with modern interdisciplinary research in the field of written works composing and refers to the principles of cognitive linguistics, developing and supplementing their postulates. The conclusions obtained as a result of this study help to highlight new aspects in the field of linguistics, psycholinguistics and methods of teaching a foreign language in higher education and can be used in practical classes, seminars and lectures in these disciplines.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ НАПИСАНИЯ ЭССЕ В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

применение вариантности в технике игры. Но возможности волейбола на уроках физкультуры используются не в полной мере, это под силу только тренерам волейбольных секций.

Таким образом, в основу тренировочного волейбольного эффекта в достижении высокого уровня координации ложится адаптивная способность человеческого мозга и тела, приспосабливаемость к внешним факторам воздействия на еще формирующийся организм ребенка возраста 7-9 лет.

Данной теме посвящено множество научных изысканий, толкований и научных работ. С 50 - х годов ХХ столетия профессора педагогики совместно с высокими умами медицины кропотливо занимались раскрытием тайн физического развития детей. Это такие уважаемые ученые, как В. С. Фарфель, А. А. Бишаева, В. И. Лях, М. С. Ерохина и многие другие.

Список использованной литературы:

1. Автандилов Г.Г. Медицинская морфометрия. М.: Медицина, 1990. 384 с.

2. Багочюнас С.М. Особенности вестибулярной функции у подростков в разных фазах периода взросления: автореф. на соиск. ученой степ. канд. биол. наук: 14.00.51 - восстановительная медицина, спортивная медицина, курортология и физиотерапия Тарту, 1981. 21 с.

3. Бальсевич В.К. Двигательная активность как феномен кинезиологического потенциала человека // Берегиня. 777. Сова. 2013. № 1 (16). С. 172-177.

4. Диагностика и лечение нарушений функции статокинетической системы организма / Х.Т. Абдулкеримов [и др.]. Екатеринбург, 2000. 15 с.

5. Физическая культура. 1-4 классы: Учебник для общеобразоват. организаций. 6-е изд. / Под ред. В. И. Лях. М.: Просвещение, 2019. 176 с.

6. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. М.: Физкультура и спорт, 1974. 230 с.

© Мазур Н.В., 2022

УДК 372.881.111.1

Масимова А.Д.

Преподаватель Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского,

г. Санкт-Петербург, РФ

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ НАПИСАНИЯ

ЭССЕ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация

Автор статьи рассматривает технологии критического мышления в русле современных междисциплинарных исследований в области написания письменных работ и ссылается на принципы когнитивной лингвистики, развивая и дополняя их постулаты. Выводы, полученные в результате настоящего исследования, помогают осветить новые аспекты в области лингвистики, психолингвистики и методики преподавания иностранного языка в высшей школе и могут быть использованы на практических занятиях, семинарах и лекциях по данным дисциплинам.

Ключевые слова Критическое мышление, технологии, написание эссе, подготовительное письмо, информация.

Masimova A.D.

Professor, Mozhaisky Military Space Academy, Saint Petersburg, Russia

CRITICAL THINKING TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF ESSAY WRITING

IN A MILITARY ACADEMY

Annotation

The author of the article considers the technologies of critical thinking in line with modern interdisciplinary research in the field of written works composing and refers to the principles of cognitive linguistics, developing and supplementing their postulates. The conclusions obtained as a result of this study help to highlight new aspects in the field of linguistics, psycholinguistics and methods of teaching a foreign language in higher education and can be used in practical classes, seminars and lectures in these disciplines.

Keywords

Critical thinking, technology, essay writing, pre-writing activities, information.

Написание сочинений, текстов, рефератов не является повсеместным или обязательным процессом для всех учащихся. Но поздно или рано каждый обучающийся сталкивается с тем или иным письменным заданием: написать реферат, курсовую, выступить с речью или докладом, сделать презентацию, где навык письма может играть ключевую роль. Однако, иногда учащиеся испытывают трудности с написанием логично конструированных текстов, так как не имеют соответствующих навыков и достаточного понимания с чего начать. Для решения таких ситуаций можно предложить учащимся использовать так называемые предварительные или подготовительные техники. В этой статье рассматривается первый этап написания текста - стадия так называемого вызова. Присутствие этой стадии на занятии обязательно с точки зрения данных технологий так как это позволяет:

• актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания по данной теме;

• пробудить интерес к изучаемой теме и мотивировать обучающегося к учебной деятельности.

Обучающиеся, закончившие школы бесспорно слышали о существовании «подготовительных

техник, способствующих написанию письменных работ» [1], но, обучаясь в высших учебниках заведениях продолжают писать не используя, эти практики. Эта статья покажет насколько эффективно использование техник критического мышления в организации и выражении идеи в письменных работах учащихся. Стратегия и цель данного исследования заключается в использовании графических, аудиальных и тактильных помощников в процессе улучшении навыков письма. Техники предварительного письма играют большую роль в обучении учащихся использованию их на протяжении всей своей студенческой жизни и позволяют иметь высокую академическую успеваемость. Они влияют не только на структуру письменной работы, но и помогают обучающимся формулировать и определять идеи, а также развивать и расширять словарный запас. Опыт предварительных техник написания эссе также позволяет учащимся эффективно использовать время и пространство, с целью применять редактирования в определенных условиях, а также дает возможность научиться формулировать собственное мнение. Думая о том, в каком направлении пойдет их работа на этапе написания текста, обучающиеся могут развить более глубокое понимание того, как их мнение повлияет на их работу в целом.

Предварительные техники облегчают процесс написания, поскольку позволяют более конкретно продумать задание и тему. Например, если работа пишется на какую-то концептуальную тему, возьмем

систему образования, может быть полезно создать что-то вроде концептуальной карты, чтобы точно разобрать, из чего состоит данная тема. Вид предварительного сбора информации так же зависит от поставленных задач и от того, какой текст мы хотим иметь на выходе. Например, если поставлена задача ответить на вопрос типа, «В чем польза службы в армии?», план может быть более специфичным и конкретным и способствовать рассуждениям, ссылкам на надёжные источники подтверждающие аргументы.

Как можно определить какая техника будет эффективна именно в этом конкретном задании и именно для Вас. Существует множество исследований и тестов, которые могут определить к какому типу "писателей" вы можете относиться. Известно, что по типу восприятия все люди могут разделяться на различные категории: аудиалы, визуалы, кинестетики и дискреты. Данный подход учитывает личностные качества обучающегося и, в зависимости от требований, задач и целей работы, стратегии процесса написания могут изменяться, адаптируя обучающегося к конкретной технике.

Для успешного выполнения письменной работы очень важно правильно определиться с темой и идеей, собрать необходимое количество материла и детально структурировать собранный материал. Здесь требуется набор определенных навыков и опыта. Технологии критического мышления на данном предварительном этапе могут значительно помочь обучающемуся генерировать и выделять идеи. Несмотря на то, что многие обучающиеся традиционно создают наброски/черновики до начала написания текста, существует несколько других эффективных предварительных техник. Часто эти технологии критического мышления называются «методами мозгового штурма». В данной статье мы рассмотрим несколько из них — это перечисление, кластер, свободное письмо, циклы и задание вопросов шести журналистам. Эти стратегии помогут как в определении, так и в организации идей, а также в разработке тем для вашей письменной работы.

Листинг (перечисление/список)

Перечисление — это процесс генерирования большого количества информации в течение короткого времени путем генерации некоторых общих идей и последующего использования этих ассоциаций для получения более подробной информации. Список особенно полезен, если ваша начальная тема очень обширна, и вам нужно сузить ее.

Запишите все возможные термины из общей темы, над которой вы работаете. Эта процедура работает особенно продуктивно, если вы работаете в команде. Все члены команды могут предлагать идеи, при этом один человек действует как писатель. Не беспокойтесь об ошибках, орфографии или выбрасывании "плохих" идей. Просто запишите столько вариантов, сколько сможете. Сгруппируйте элементы, которые вы перечислили, в соответствии с порядком, который имеет для вас смысл. Все ли вещи тематически связаны?

Дайте название каждой группе. Теперь у вас есть ряд более суженных тем с возможными точками развития. Выберите одну наиболее интересную.

Сформулируйте идею, определяющую эту группу, которая и будет являться тезисом вашего будущего сочинения. Кластер

Здесь задача состоит в том, чтобы заставить обучающихся вспомнить, что им известно по изучаемому вопросу, систематизировать информацию и подготовиться к составлению плана. Разбивка на кластеры — эта педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать на заданную тему. Здесь необходимо выделить лишь те структуры (слова), которые ассоциируются с этой темой.

Учащиеся работают индивидуально или в парах (по собственному выбору). Затем составляется общий

кластер на доске. Учащиеся высказываются, и преподаватель записывает все идеи без исключения, какими бы спорными они не были. Кластеризация, также называемая картированием мозга или картированием идей, является стратегией, которая позволяет определить связи между идеями и увидеть их визуально по-другому. Становится легче понимать возможные направления сочинения. При чем выбрать можно любое направление, в зависимости от интереса и объёма собранной информациию.

Пример:

Свободное Письмо

Свободное Письмо (Freewriting) — это процесс генерации большого количества информации путем непрерывной записи в течение заданного промежутка времени. Он позволяет вам сосредоточиться на определенной теме, но заставляет вас писать так быстро, что вы не в состоянии параллельно редактировать и исправлять грамматические и смысловые ошибки. Свободное письмо по заданию или общей теме длится в течение пяти-десяти минут без перерыва. Вы продолжает писать, не отрывая ручки от бумаги, даже если ничего особенного не приходит в голову (так что все может закончиться тем, что вы снова и снова будете писать «Я не знаю, о чем писать»), пока в голове не появится какая-нибудь идея. И это нормально, важно то, что ты не перестаешь писать. В итоге эта свободная писанина будет включать в себя много идей, что на данном этапе и нужно. После того, как закончится время, посмотрите на то, что вы написали, и выделите наиболее выдающиеся и интересные идеи; затем вы можете начать все сначала, с более четкой фокусировкой на конкретной мысли. Затем сузите свою тему и, в процессе, создайте несколько важных пунктов по теме.

Циклы (Looping)

Циклы (Looping) — это свободная методика, которая позволяет вам постоянно концентрировать свои идеи, пытаясь найти тему для письма. После того, как вы впервые напишете свободный текст, определите ключевую мысль или идею и начните переписывать текст снова, используя эту идею в качестве отправной точки. Вы будете циклически переписывать одно сочинение за другим каждые 5-10 минут так, что у вас получается последовательность текстов, каждая из которых более конкретна, чем предыдущая. Те же самые правила, которые применяются к свободному письму, применяются и к этому циклу: вы пишите быстро, не редактируя и не останавливаясь.

Зацикливайте свое свободное переписывание столько раз, сколько необходимо, каждый раз обводя интересную тему, идею, фразу или предложение. Когда вы закончите четыре или пять циклов, вы начнете видеть конкретную информацию, которая будет указывать на то, что вы думаете по определенной

теме. Данную стратегию можно даже использовать для сбора и фокусирования информации для написания и более серьезных работ, таких как диссертация. Вопросы Журналистов

Журналисты традиционно задают шесть типичных вопросов, когда выполняют задания: Кто? Что? Где? Когда? Зачем? и как? Вы тоже можете использовать эти вопросы для изучения темы. Цель использования вопросов журналистов - сделать их достаточно гибкими и учесть конкретные детали вашей темы. Например, если ваша тема - глобальное потепление климата и его влияние на уменьшение популяции полярного медведя, вы можете сказать очень мало о том, Кто, если ваш фокус не учитывает участие человека. С другой стороны, некоторые темы могут быть тяжелыми для Кто, особенно если участие человека является важной частью темы. Ниже приведены возможные общие вопросы, которые вы можете задать, задав шесть вопросов журналистов: Кто?:

Кто участники? На кого это влияет? Кто главные действующие лица? Кто второстепенные? Какие?:

Какая тема? Какое значение имеет тема? В чем основная проблема? Какие проблемы связаны с этой темой?

Где?:

Где проходит мероприятие? Где источник этой проблемы? Где причина или следствие проблемы наиболее заметны?

Когда?:

Когда проблема наиболее очевидна? (в прошлом? настоящее? будущее?) Когда возникла проблема? Какие исторические силы помогли ее сформировать? и в какой момент проблема завершится кризисом? Когда необходимы действия для решения проблемы?

Почему?:

Почему возникла проблема? Почему это проблема актуальна лично для вас или в общем для всех? Почему проблема развивалась именно так?

Как?:

Насколько важна проблема? Как это можно решить? Как это влияет на участников? Как ее решить? Вопросы журналистов — это мощный способ очень быстро собрать много информации по теме. Однако научиться задавать соответствующие вопросы по теме требует практики. Иногда во время написания задания вы можете захотеть вернуться и задать вопросы журналистам еще раз, чтобы уточнить важные моменты, которые могут быть потеряны при планировании и составлении проекта.

Учитывая вышеописанные практики применения предварительных техник написания эссе, можно легко сделать выводы и обозначить причины почему эти навыки важны и как они могут помочь в процессе написания развивать четкое мышление, находить аргументы, организовывать свои мысли, обрабатывать порядок этих мыслей, чтобы они могли выстроиться в стройную логику согласно риторической ситуации. Список использованной литературы:

1.Беднарская, Л.Д. Учимся писать сочинение / Д.Л.Беднарская. -Москва: Флинта, 2020.- 144 с.

2. Беляева, О.Н. Идеальное сочинение / О.Н. Беляева, Н.Д. Тыранов.- Ростов-на-Дону: Изд-во Феникс, 2021.- 158 с.

3. Барская, А.М. Римская армия/ Методическая разработка (план урока) / Барская М.А.- Томск, 2006

4. Сайт педагогического сообщества. - 2010. - URL: https://pedsovet.su/publ/180 (дата обращения: 01.09.2021)

© Масимова А.Д., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.